Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет»). Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повести «Поединок» или «Гранатовый браслет Какие проблемы подняты в произведении гранатовый браслет

С 1904 года в издательстве «Знание» много печатается Куприн. Выходит сборник купринских рассказов. Первые творческие успехи, громкая заслуженная слава. Его проза приобретает новые черты и широкий диапазон обобщения. С одной стороны, рассказы 900-ых годов продолжают намеченные линии. Краткость и бессмысленность пребывания в мире человека. Конечность существования, смертность человека: на покое, в цирке. Переходные моменты в жизни исследует: болото, корь. Жанр рассказа не позволяет передать всё и он работает над большой повестью «Поединок».

«Поединок» тематически продолжает рассказы об армии. Но острота и глубина осмысления. От солдат (подробно) и череда офицеров и командир полка. Живописно, образно. Духовное развитие происходит интенсивно. За кроткий период происходит прозрение. Байронический, демонический, лермонотовский, жалок и смешон. Контраст между тем, что думает и что из себя представляет. Подпоручик Ромашов. Духовная революция: одержим мечтами, планами. Затем – погружение в рутину, пошлость (в провинции), подвержен порокам. В конце концов переломный момент – встреча с Хлебниковым, душевный переворот, у человека открываются глаза на проблемы реальные, а не на мнимые. Само название – многопланое: раельный поединок между ромашов и николаевым. Поединок с самим собой ромашова. С теми всеми плохими качествами, негативными. Поединок ромашова с обществом, с военной средой. Некрасивое, безобразное. Многозначный заголовок.

Ещё одна тема: взаимоотношения человека, искусства и действительности. Рассказ Гамбринус. Короткое повествование, но найдены художественные принципы для большой, многонаселённой картины. Гамбринус – кабачок. Много народу проходит перед читателем. Пёстрая и разномастная: рыбаки, лодочники, водолазы, контрабандисты, юнги, матросы разных наций, воры, машинисты, грузчики.

Временные границы рассказа раздвинуты на несколько десятилетий м включают серьёзные вхи – англо-бкрская, русс-яп, револ 19005 года. Широкая историческая. Крупный пласт жизни через призму: песен и танцы талантливого скрипача-самоучки Саша. Все настроения через музыку. Героическая пьеса: (что звучит) Как музыка отражает настроения?

Люди в едином порыве испытывают единение, английская свобода. Потом, после этого душевного подъёма, время погромов, реакции. Как меняются люди, которые пели и плясали вместе, дух парит, теперь те же самые люди шли убивать (еврейские погромы). Сашку калечат. Его талант пробуждает угасшие было добрые чувства. «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит, всё победит». Исследование подсознательной стороны. В каждом человеке живёт…»

Гранатовый браслет 1911 о любви бедного чиновника к княгине.


Октябрьскую революцию не принял. В 14 году – призван в армию, перв мир война. Борьба с всегда ненавистным германским милитаризмом. Позитивно воспринял войну. Победа обеспечит «отдых». Здесь сказалась мечта писателя о преодолении одного из зол мира.

После октябрьской революции попомгает сперва. К самому факту отнёсся отрицательно. Теоритически признал правильным, но считал, что рев. Произошла преждевременно. К. пугала разрушительная стихия классовой борьбы.

Осенью 19 года редактиоровал газету штаба Юденича и после отступления войск Купр уезжает в Эстониию, потом…. Сотрудничает в эмигр. Прессе. С обосновывается в Париже. Выдающихся произв не создаёт. Незадолго до смерти возвращается в СССр, испытывал ностальгию п родине, стремился попасть. То, что увидел не порадоволо его. Усугубило его болезненное состояние.

Гранатовый браслет

на протяжении долгих лет Куприн искал идеал любви в реальных условиях. Среди обычных он наблюдал утонченные переживания людей, способных сохранить благодарную верность своему избраннику. Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений - «Гранатовый браслет» (1911).

Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа - прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» - поворотный момент в ее внутреннем состоянии. Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,- такого никогда не испытывала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты - прослушать ее завещал Желтков - Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа. И все-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений Веры Шейной. Впечатление это создается будто объективированным описа нием, насыщенным, однако, ассоциациями с какими-то опасными явлениями.

«Отвратительные погоды» приносят холод, ураганный ветер, а затем приходят прелестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненадолго возвратилось лето, которое снова отступит перед грозным ураганом. И спокойная радость Веры не менее быстротечна. «Бесконечность и величие морского простора», притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделены от них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных.

Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны, приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он развлекает собравшихся... Неторопливое повествование часто прерывается настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за столом сидят тринадцать человек - несчастливое число. В разгар карточной игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами - пятью «густо-красными живыми огнями». «Точно кровь»,- думает Вера «с неожиданной тревогой». Исподволь готовит автор к главной теме рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф «Гранатового браслета»). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Работа учителя

1

Учебный предмет

литература

2

Класс

9

3

Учебник

«Литература» в 2 частях, под редакцией В. П. Журавлёва, М.: Просвещение 2013 год

4

Вид урока

Комбинированный урок

5

Тема урока

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести А. И. Куприна.

6

Используемые технологии

* технологии сотрудничества, основанные на взаимодействии: учитель – ученик. (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко); * технологии Ильина с упором на личностный интерес ученика (внутренний посыл, а не приказ учителя); * ИКТ

7

Планируемые предметные результаты

* научиться определять проблематику произведения; * проектировать высказывание по заданному вопросу с использованием исходного текста в качестве аргументации; * практиковать обучающихся в определении художественных средств выразительности речи.

8

Планируемые мета предметные УУД

Коммуникативные: *использовать в речи точные ответы с целью отображения реальных знаний и умений по данной теме. Регулятивные: *проблемно-тематический анализ произведения; художественные средства выразительности языка; *выстраивать работу по карте-алгоритму «Проблематика текста. Авторская позиция». Познавательные: *открыть мастерство А. И. Куприна в изображении человеческих чувств через деталь; *определить понятие "любви» по А. И. Куприну; *определить проблематику повести и авторскую позицию.

9

Планируемые личностные результаты

* устойчивая мотивация к умению формулировать мысль на основе алгоритм; * навык работы в коллективе, группе; *воспитание чувства великой и вечной духовной ценности любви и уважения к чувствам других людей; *умение интерпретировать текст и формировать собственное мнение по главной проблеме.

10

Деятельность учителя

И

ученика.

    Организационный момент. *Приветствие. *Мониторинг отсутствующих. * Объявление темы урока. * 1 слайд Тема урока, постановка цели и задач урока. 2. Актуализация знаний повторение по карте-алгоритму « Проблематика текста. Авторская позиция » *Что такое проблема?

* Какие есть виды проблем?

Информация об А. И. Куприне. (Рослова В., Джунаева О.)

Какова история написания произведения? (Брюханов В)

Как рисует А. И. Куприн В. Н. Шеин? (Моторина И.)

Как рисует А. И. Куприн Г. Желткова? (Зиядинов Э.)

3. Проверка домашнего задания. 1)Какая тема повести является главной? (тема любви). 2) Какими эпитетами наделяет это чувство А. И. Куприн? (Моторина И., Михальчишена А.) 3)Какие проблемы автор поднимает в повести «Гранатовый браслет»? (Михальчишена А., Терехов В., Брюханов В.)

4. 2 слайд. Работа с таблицей. «Тематика. Проблематика. Авторская позиция».

    слайд. Эпиграф к повести. Соната Л. В. Бетховена. Перед тем, как прослушаете музыку великого немецкого композитора Л. В. Бетховена, подумайте: почему А. Куприн взял эту музыку в качестве эпиграфа к повести?

(*Во - первых, эти два слова ассоциируются между собой; * во-вторых, музыка и любовь вечны; *в-третьих, чувство любви Желткова настолько было возвышенным и чистым, что только высокой музыке было под стать.) 5. Рефлексия . В своём письме к Ф. Д. Батюшкову А.Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. - А в чём тогда? Как вы думаете? – В любви. Но в любви!». Именно эта фраза прозвучала в конце письма. Мир человеческих чувств писатель сумел преобразить, воскресить, облагородить и это ему удалось сделать благодаря сильному чувству главного героя. Создавая образ «маленького человека», писатель вывел личность, способную переродить других.

6. Итог урока. *Выставление оценок. Аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

Проблемно-тематический анализ повести.

Тема

проблема

маленький человек и его окружение

социально-нравственная проблема «маленького человека» в обществе именитых и власть имущих людей.

Даже «маленький человек» своей жизнью и поступками способен изменить мнение окружающих и заставить уважать себя.

Безответная любовь

*нравственная проблема безответной любви

Смерть от безответной любви может пробудить к жизни человека. + аргумент из текста

жизнь

*философская проблема смысла жизни *философская проблема любви.

Любовь может быть смыслом жизни. + аргумент из текста

Дополнительный материал / цитаты.

Проблема смысла жизни. Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую, сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь»

Проблема безответной любви. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера. Вере открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».

Проблема «маленького человека» и его окружения. В начале произведения, читая письмо Желткова, муж Веры Николаевн, князь Василий Львович, чувства влюблённого пародирует, вспоминая при этом некую историю любви, но князь Шеин меняет своё мнение о бедном влюблённом Желткове: «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…»(10 глава), «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 глава). И особую весомость имеет обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»

Имя А.И. Куприна прославили такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Поединок», «Белый пудель», «Гранатовый браслет». Рассказ «Гранатовый браслет» (1907) является классикой русской любовной прозы 20 века. Он в полной мере отражает представления писателя о любви, а также его взгляды на общество и современников.
В основе произведения лежит история глубокого и сильного чувства незначительного чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Это чувство, описанное в рассказе, превращает его в истинное произведение искусства, настоящий гимн высокой и светлой любви.
Безусловно, в «Гранатовом браслете» ведущей является любовная тема. Автор рассматривает ее в разных аспектах, с ней связана и вся проблематика произведения. Сущность любви, отношение к ней в современном писателю обществе, способность любить, значение этого чувства в жизни человека – вот тот круг вопросов, которые освещает Куприн.
Писатель показывает внешне благополучную, но внутренне совершенно пустую жизнь русского дворянства. Княгиня Вера Николаевна, ее муж, сестра, брат – все они, по сути своей, глубоко несчастные люди. Прекрасно воспитанные и образованные, свободно рассуждающие на высокие темы, они, тем не менее, не умеют жить полной жизнью, не умеют воплотить свои рассуждения на практике. Все это происходит от того, по мнению Куприна, что современные ему люди разучились любить. И это касается, прежде всего, дворянства.
Семья Шеиных – князь Василий Львович и его жена Вера Николаевна – казалось бы, образцовая семья. Но писатель сразу говорит нам, что между этими людьми нет любви. Холодная красавица княгиня Вера уважает мужа, считает его своим другом, но не более того. Когда-то давно этих людей связывало чувство, но все это осталось в прошлом: «…прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы…» Думаю, Василий Львович испытывал к своей красавице-жене приблизительно такие же чувства.
Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна Фриессе. Куприн отмечает, что она было полной противоположностью княгине Вере: темпераментная, шумная, веселая, любящая жизнь. Но и эта женщина чувствовала пустоту своего существования – у нее не было настоящей любви: мужа своего она не любила, а многочисленные романы не приносили женщине счастья.
В описании семьи Фриессе важна такая деталь: дети Анны Николаевны были слабы здоровьем, болели золотухой. Думаю, во многом это объясняется тем, что они родились без любви.
Брат Веры Николаевны и Анны Николаевны – Николай Николаевич – вообще был убежденным холостяком и смотрел на любовь несколько свысока, насмешливо и презрительно. Думаю, в его систему ценностей это чувство не входило совершенно.
Чем же, по мнению Куприна, объяснялось такое положение вещей? Писатель считал, что изменилось отношение к любви в обществе в целом. Люди перестали придавать значение этому чувству, выбирая себе другие приоритеты. Но натура человека так устроена, что она не может обходиться без любви, душа каждого стремится хоть на короткое время испытать это чувство. Именно с ним связана наша божественная сущность – наша душа.
Отношение к любви в современном Куприну обществе точно характеризуют слова генерала Аносова – старинного друга семьи Веры Николаевны. Этот пожилой человек символизирует старшее поколение, более мудрое, и ценящее, несмотря ни на что, любовь: «…любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». Аносов, а вместе с ним, я думаю, и Куприн, считает, что в таком положении вещей виноваты мужчины: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». И далее генерал продолжает: «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники?»
И вот, в жизни героев появляется подтверждение именно такой – возвышенной, одухотворенной, светлой, чистой – любви. Ею свыше был награжден бедный чиновник Желтков, влюбившийся в Веру Николаевну. Любовь стала для этого человека смыслом жизни, а княгиня Шеина превратилась в недосягаемое божество.
Важно, что Желтков никогда не добивался взаимности Веры Николаевны – слишком велика была разница в их социальном положении. Ему было достаточно просто смотреть на эту женщину, дышать с ней одним воздухом.
В знак своего чувства этот человек подарил княгине гранатовый браслет – самое дорогое, что у него было. Этот браслет стал для Желткова и всех окружающих символом чистого бескорыстного чувства, настоящей любви, которой так мало в этом мире и которая всем так нужна.
В финале рассказа Желтков уходит из жизни. Муж и брат Веры Николаевны просят его оставить княгиню в покое – они видят в любви простого чиновника оскорбление их семье, их фамильной чести. Желтков обещает сделать это и кончает жизнь самоубийством, не зная, как жить без Веры Николаевны, не представляя себе смысла своего существования без нее. В прощальном письме этот человек благословляет и обожествляет княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Таким образом, в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» раскрывается проблематика, связанная с темой любви. Автор показывает, что любовь – самое необходимое и прекрасное чувство на земле, но в современном писателю обществе оно встречается очень редко. Однако из-за этого любовь ценится еще больше, превращаясь в короткий, но драгоценнейший миг жизни. Эти мгновения похожи на гранаты в браслете чиновника Желткова, подарившего свою жизнь любимой женщине, освятившего ее унылое и серое существование божественным светом высокого чувства.

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2174.

  • Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит
  • Любовь не всегда красива внешне, она выражается в счастье внутри человека
  • Любовь может заставить человека пойти на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки
  • Суть любви заключается в том числе и в том, что любящий человек никогда не причинит боли возлюбленному
  • Любовь к людям — это способность пожертвовать собой ради их счастья
  • Любовь открывает в человеке лучшие чувства

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Настоящей можно назвать любовь Пьера Безухова к Наташе Ростовой. Он знал, что Наташа — невеста Андрея Болконского, его друга, поэтому не позволял себе лишнего. Лучшие чувства Пьера проявлялись в готовности помочь, поддержать в трудной ситуации. Он уважал человека, которого любит. У Пьера была возможность ухаживать за Наташей, когда князь Андрей был в отъезде, но он считал низким препятствовать чужому счастью, рушить отношения близких для него людей. Такова настоящая любовь: она живет внутри человека, проявляется в благородных поступках.

А. Куприн «Гранатовый браслет». Способным на истинную любовь оказывается Желтков, обыкновенный чиновник. Любовь к Вере Шеиной — основа его жизни. Все свое существование Желтков посвятил этой женщине. Он понимал, что они не могут быть вместе: уж очень сильно различалось социальное положение этих двух людей. Желтков не мешал Вере Николаевне жить, не мечтал ее завоевать, а просто любил — это было для него высшим счастьем. Самоубийство героя — это не трусость, ведь он ушел из жизни, чтобы не мешать Вере Шеиной. Желтков подарил ей самое дорогое, что имел — гранатовый браслет. Он простился с жизнью с чувством благодарности за все, что подарила ему любовь.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова пойти на все, что позволит ей снова быть с любимым человеком. Она вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. И все ради одного человека — Мастера, без которого она жить не может. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви выше чувства страха. Маргарита доказывает это, за что и получает награду — вечный покой вместе с Мастером.

Джек Лондон «Мартин Иден». Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Руфь Морз — девушку, принадлежащую к высшему сословию. Любовь побуждает малообразованного юношу развиваться, чтобы преодолеть пропасть, разделяющую его и Руфь. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Скоро он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все собственный взгляд, чаще всего отличный от господствующих в обществе мнений. Мартин Иден и Руфь Морз помолвлены, но это держится в тайне, ведь молодой человек по-прежнему старается стать писателем, но так и не имеет денег в кармане. В Мартина Идена никто не верит: ни сестры, ни Руфь, ни семья Морзов. Он же во имя любви усердно трудится: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что любит Руфь по-настоящему, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвку разрывают. Руфь не желает даже говорить с ним. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его и начинают любить. Руфь уже не против выйти за него замуж: она говорит, что всегда его любила, что совершила ужасную ошибку. Но Мартин Иден не верит этим словам. Он понимает, что ничуть не изменился за это время. Когда помолвка была разорвана, произведения, получившие признание, уже были написаны. А значит, раз Руфь рассталась с ним тогда, она по-настоящему не любила. А вот любовь Мартина Идена была истинной, настоящей, чистой.

М. Горький «Старуха Изергиль». Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям в целом. Данко, герой произведения, жертвует жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает из груди сердце и освещает им путь. Люди выходят из леса и оказываются спасены. Но никто уже не помнит о подвиге героя, а ведь он отдал жизнь ради счастья окружающих.

Loading...Loading...