Все об электрогитарах и их строении свойствах. Из чего состоит гитара: основные части акустических и электрогитар. Устройство акустической гитары


В этой статье Вы узнаете устройство электрогитары, чтобы у Вас сложилось ясное представление об этом инструменте.

Давайте посмотрим внимательно на электрогитару:

1- гриф
2- корпус
3- звукосниматели (датчики)
4- головка грифа
5- колки
6- бридж (машинка)
7- ручки громкости и тембра
8- гнездо для подключения шнура
9- порожки и лады
10- переключатель звукоснимателей
11- струны
12- верхний порожек
13- рычаг

Давайте познакомимся поближе с устройством электрогитары.

Корпус (или дека)

Корпус (или дека) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины.

Считается, что плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махогони) дают больший сустейн (sustain - англ., длительность звучания нот). Но далеко не только вес древесины определяет звучание инструмента.

Послушайте гитары из клена или ольхи - пород средней плотности и веса - из этих пород фирма Fender делает большинство своих инструментов. Или, к примеру, очень легкие гитары из липы или болотного ясеня. Гитары из всех этих пород древесины находятся в арсенале великих гитаристов мира.

Это значит, что по весу инструмента нельзя однозначно сказать, хорошо ли он звучит, или нет. Легкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Деки лучших электрогитар делаются из одного куска дерева. Дешевые инструменты делаются из большого количества маленьких кусочков дерева, с большим количеством склеек. Чем их больше, тем вероятнее появление так называемых «волчков»- нот отличающихся по звуку от остальных. Оптимальное количество кусков дерева - три. Такие гитары обычно звучат гораздо хуже из-за потери резонансных свойств древесины в местах склеек.

Отдельно стоит отметить гитары типа Gibson Les Paul, в которых намеренно используются разные породы дерева (красное дерево для нижней части деки и клен для верхней) для того, чтобы придать звучанию гитары нужную окраску.

Stratocaster

Les Paul

Итак, отметим для себя, что гитары из красного дерева дают более мягкий, низкий звук, больший сустейн (les Paul, PRS, Ibanez и ESP ).

А гитары из ольхи, американской липы, ясеня дают более звонкое, яркое звучание (например, Fender Stratocaster ).

Гриф - это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте.

Любители жесткой быстрой музыки - те, кто много играет тэппингом, легато и прочими приемами игры на грифе - по достоинству оценят широкие и тонкие грифы (можно попробовать гитары Jackson Soloist , Ibanez RG , Washburn N series ).

Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами (стоит посмотреть гитары Fender и Gibson Les Paul ).

Грифы с изменяющимся радиусом накладки(compound radius fingerboard) представляют разумный компромисс: гриф более круглый ближе к головке, и более плоский ближе к деке (звукоснимателям, машинке). Правда, такие грифы ставятся только на определенные модели инструментов и стоят дороже, чем обычные.

Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации.

Стоит заметить, что около 2/3 длины струны проходят над накладкой, и только одна треть - над корпусом. И если корпус гитары в принципе может быть заменен, то некачественная накладка - это испорченный гриф, а значит и испорченная гитара.

Что отличает лучший гриф от худшего? В первую очередь, это дерево. Грифы делают, в основном, из клена или красного дерева.

Грифы также могут быть сделаны из композитных материалов (которые используются в современной космической промышленности и других областях) - таких как "никогда не высыхающий" графит.

Грифы, которые сделаны из дерева, обычно покрывают лаком в целях предотвращения их искривления из-за высыхания. Однако заметим, что многие знаменитости, такие как Ван Хален (Van Halen) и Джо Сатриани (Joe Satriani), предпочитают играть на нелакированных грифах.

Ничуть не меньшую роль в звучании инструмента играет материал накладки на гриф. Существует три стандартных варианта: клен, черное дерево и палисандр.

Клен (светлое дерево, которое можно увидеть на гитарах типа Fender Telecaster ) мягок на ощупь и имеет яркое звучание.

Черное дерево, практически черного цвета, звучит гораздо плотнее и глубже.

Палисандр - это промежуточный вариант между плотным звучанием черного дерева и ярким звучанием клена. Эта порода имеет красновато-коричневый оттенок. Она является самой пористой из трех представленных пород, и обладает, пожалуй, самым "теплым" и мягким звучанием.

Обычно фирмы-производители имеют в своем арсенале большое количество моделей, на части из которых стоят клен, на части - палисандр, а на самых дорогих - подписных моделях известных гитаристов - черное дерево.

При этом нельзя однозначно сказать, грифы с какой накладкой звучат лучше других - эти три породы древесины звучат просто по-разному. Клен произрастает во многих странах мира, он прост в обработке, поэтому его стоимость невысока. Кленовая накладка придает гитаре яркое звучание.

Палисандр дороже, чем клен в обработке, и растет только в редких южных странах, поэтому стоит дороже. Стандартная накладка на приличной гитаре сделана из палисандра, хотя это дерево также нередко ставят на дорогие инструменты подписных серий, например модели Ibanez Joe Satriani и Frank Gambale, Fender Jeff Beck и Eric Clapton.

Черное дерево - самое плотное дерево. Его привозят в Европу и Америку с самых южных точек планеты. Оно очень дорого в обработке и требует специальных условий просушки и хранения. Вы никогда не увидите накладку из черного дерева на недорогом инструменте.

Можно сказать, что черное дерево - это элитное дерево, которое ставится только на дорогие подписные гитары. На гитарах с накладками из черного дерева играют Steve Vai, Nuno Bettencourt, George Benson и многие другие.

В целом можно сказать, что каждый гитарист сам выбирает для себя, на каком дереве его пальцам удобнее играть.

Запомните!

Гриф наряду с декой - самые важные части гитары. В основном они определяют ее стоимость. Вы можете поменять звукосниматели, машинку, колки- все что угодно, но замена грифа или деки, дело самое дорогое, а иногда и невозможное. Легче купить другую гитару!

Звукосниматели (датчики)

С чисто физической точки зрения звукосниматель (или датчик) - это приспособление, которое преобразует один вид энергии в другой. В случае магнитного датчика происходит преобразование колебания струны в магнитном поле в электрический сигнал переменного тока, который затем подаётся на усилитель.

Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который по проводам подается в усилитель.

Зачастую покупкой более дорогих датчиков можно улучшить звучание бюджетных инструментов, придать новую окраску дорогой гитаре, поэтому остановимся на этой теме подробнее.

Звукосниматели делятся на Single и Hambacker, пассивные и активные.

1.Single или Hambacker . Они отличаются даже визуально.

Hambecker

Синглы - датчики с одной катушкой (single- одиночный). Для них характерен яркий, «чистый» (не искаженный) звук. В основу их конструкции обычно входят 4 или 6 постоянных магнитов, вокруг которых навито от 7 до 10 тысяч витков медной проволоки, толщиной 0,06 мм. Благодаря высокому качеству звука эти датчики пользуются большой популярностью.

В результате, кроме звучания струн можно услышать и посторонний шум или фон. Особенно сильно это проявляется при игре с эффектами драйв или дисторшн.

Однако сейчас выпускают разделенные синглы с эффектом хамбакера. Две обмотки, каждая из которых окружает свою половину магнитов, соединены в противофазе. Магниты внутри каждой из них имеют противоположную полярность. В итоге решается проблема наводок и шумов, при этом датчики выдают традиционный сингловый звук.

Самая популярная гитара с синглами - Fender Stratocaster.

Хамбакеры (hambacking - шумоподавление) - звукосниматели с двумя катушками, которые соединены последовательно, но в противофазе, причем каждая из них обращена к струнам разными полюсами магнитов.

В результате посторонний шум или фон взаимовычитается, а полезный сигнал складывается, причем выходной уровень оказывается вдвое выше, чем у сингла.

Однако сам звук хамбакера получается более бедным, низким и лишенным «верхов». Причина этого в том, что разнесенные в пространстве катушки (15-17 мм) дают два разных сигнала, что приводит к вычитанию некоторых высокочастотных составляющих.

Извините - увлекся! Я просто технический ВУЗ закончил…J

В итоге на чистом звуке они выдают сглаженный округлый саунд, с перегрузом звучат агрессивно, отчетливо и без фона. Пример гитары с хамбакерами - Gibson Les Paul.

2.Пассивные и активные.

Принцип работы пассивных датчиков описан выше. У активных датчиков меньше витков в катушках, благодаря чему у них широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал.

Для его усиления в гитару крепится предусилитель, работающий от 9 вольтовой батарейки «кроны». Активные датчики бывают как синглы, так и хамбакеры.

Single EMG

Hambacker EMG

Критики активных датчиков говорят о том, что они дают стерильный, ненатуральный звук, который является результатом искусственно созданной частотной характеристики.

Противоположная сторона утверждает, что кроме низкого уровня шума, активные датчики расширяют возможности гитариста. Он может играть на нетрадиционном звуке, а потом переключиться на более привычный вариант звучания.

Наиболее известные производители «пассива»- Di Marzio , Seymour Duncan , Fender , Gibson ; «актива» - EMG .

Чуть не забыл: такие термины при описании звукоснимателей как «Hot», «Vintage», «Pro» очень субъективны и покупка датчика без его прослушивания (например, в магазине) это сплошная лотерея.

Бридж (машина, струнодержатель)

Бридж - это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке.
Существует две разновидности бриджей: с системой тремоло и без. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

1. Бриджи с системой тремоло.
Более распространенное название - машинка: Fender , Floyd Rose , Kahler , обычно ставятся на стратокастерах или стратоподобных инструментах. Их достоинство заключается в возможности понижать и, в некоторых моделях, повышать правой рукой высоту нот на гитаре. Для этого в ней существует рычаг.

Гитары с машинами Floyd Rose и Kahler оборудованы запирающимся порожком «прищепкой» и микроподстройкой. Благодаря этому, при активном использовании рычага, инструмент не расстраивается, и всегда имеется возможность скорректировать строй, не, откручивая винты «прищепки».

Такие машины позволяют качать струну вверх и вниз на 1.5 - 2 тона и выполнять некоторые забавные фишки в духе Stive Vai . Поэтому можно здорово разнообразить свою игру.

Главные недостатки следующие:

Если рвется струна, гитара немедленно расстраивается;
- чтобы заменить струну необходимо проделать множество манипуляций (лезть за ключом от «прищепки», откручивать, вставлять, закручивать и т. д.);
- гитара сложнее настраивается;
- гитару сложнее перестроить в другой строй;
- машины такого типа наиболее сильно «сжирают» сустэйн (длительность нот);
- из-за большого количества деталей эти машины чаще всего выходят из строя;

Гитары с машинами Fender избавлены от всех ухищрений:

Благодаря их более простой конструкции с ними меньше проблем, но все же:
- если рвется струна, гитара немедленно расстраивается, правда не так сильно;
- использовать рычаг надо аккуратнее, гитара может расстроиться;
- сустэйн все же уменьшается, хотя это вносит свой колорит;
- эти машины позволяют только понижать строй (качать рычаг вниз).

2. Бриджи без тремоло. Они ставятся на гитары типа Les Paul, Telecaster, некоторые Heavy Metal и полуакустики. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму:

Они лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем на концертах. Недостаток, как вы уже догадались, только один - нет тех возможностей, которые дает машина.

Какой бридж выбрать зависит от вас, но если вы начинающий, и денег на гитару немного, выбирайте с простым тремоло или вовсе без него. С дешевыми Floyd Rose гораздо больше проблем.

Электроника (ручки громкости и тембра, переключатель звукоснимателей, гнездо для подключения шнура).

Эти детали, за исключением гнезда, служат для изменения характера звучания гитары и регулировки ее громкости.

Переключатель звукоснимателей служит для выбора нужного звукоснимателя. В зависимости от схемы распайки и количества «звучков» каждое положение переключателя дает уникальное звучание гитары.

Гнездо служит для подключения гитары к усилителю при помощи шнура.

Порожки и лады.

Металлические вставки, врезанные в гриф перпендикулярно струнам, называются порожками. Участки грифа между порожками называются ладами. Прижимая струны у разных порожков, меняется длина струны, и таким образом извлекаются звуки различной высоты.

Верхний порожек.

Пластмассовая или деревянная пластинка с прорезями для струн, которая не дает колебаться струнам за пределами грифа.

Струны.

Струны проходят через прорези верхнего порожка и закрепляются на колках. Звучание любой гитары может быть ухудшено использованием старых или некачественных струн. Это расходная статья бюджета любого гитариста.

Самые распространенные производители струн: D"Addario, DR, Ernie Ball, GHS, Dean Markley, La Bella. Elixir.

Колки.

Шесть механизмов с червячными передачами, с помощью которых можно повысить или понизить звуки гитары, поворачивая колки и натягивая или ослабляя натяжение струны.

Главное не перестарайтесь, когда будете ставить новые струны!

Головка грифа.

Верхняя часть грифа, на которой крепятся колки.

Если Вы хотите также узнать

- как выбрать электрогитару в зависимости от ваших стилевых предпочтений.

Как купить действительно хороший инструмент, а не «фанеру».

- Какие бывают усилители, комбики, гитарные эффекты, процессоры и другие полезные для гитариста устройства .

Как подключить электрогитару и остальное оборудование.

- И еще много интересного и полезного для начинающего гитариста...

Сегодня я расскажу о конструкции гитары, о том как устроен гриф и корпус гитары, так же приведу схему устройства гитары и расскажу о материалах, из которых изготавливается та или иная её часть.

Общие сведения

Акустическая гитара разделяется на 2 основных типа:

  • Классическая
  • Эстрадная

Рис. 0 Акустическая и эстрадная гитары

Классическая гитара чаще всего используется для исполнения классических произведений, фолка, фольклёра, фламенко, бардовских и походных песен. Классическую гитару так же называют испанской гитарой, так как впервые её изготовили именно в Испании. У классической гитары преобладает широкий гриф и нейлоновые струны.

Эстрадная гитара универсальна для всех музыкальных стилей, но лично у меня она ассоциируется с такими жанрами как блюз, фолк и кантри. Эстрадную гитару так же называют вестерн гитара или просто акустическая гитара. У эстрадной преобладают металлические струны и узкий по сравнению с классическим вариантом гриф.

Устройство акустической гитары (схема)

Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа .

Рис.1 Схема конструкции гитары

1 -Гриф. 2 -Головка грифа. 3 -Накладка грифа. 4 -Пятка грифа. 5 -Колки. 6 -Верхний порожек. 7 -Ладовый порожек. 8 -Лады. 9 -Верхняя дека. 10 -Нижняя дека. 11 -Обечайка. 12 -Резонаторное отверстие. 13 -Бридж (струнодержатель). 14 -Нижний порожек. 15 -Кнопка. 16 -Защитная накладка.

Устройство грифа гитары

Гриф состоит из головки грифа (2), накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.

Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости

В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом). Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.

Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары

Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.

Устройство корпуса гитары

Корпус гитары состоит из верхней деки (9) и нижней деки (10), которые вырезаются в форме «восьмёрки». Они соединяются между собой стенками гитары так называемыми обечайками (11). На передней деке под струнами располагается круглое резонаторное отверстие (12), которые обычно называют розеткой. В дешёвых гитарах, которые изготовляются из низкокачественных материалов, розетку украшают пластмассовой или бумажной наклейками, а в более дорогих гитарах, её украшают шпонтом или перламутром.

Рис. 5 Резонаторное отверстие украшенное перламутром.

В некоторых моделях гитар есть дополнительное резонаторное отверстие, которое находится в верхней части деки и придаёт гитаре особые акустические свойства:

Рис. 6 Гитара с дополнительными резонаторами.

На верхней деке расположен так называемый бридж (струнодержатель) (13). На струнодержателе находится нижний порожек (14), который изготавливают из пластика или кости. К струнодержателю специальным кнопками (15), которые изготавливаются из пластмассы крепятся струны. На верхнюю деку наклеивают защитную накладку (16), для избежания царапин и сколов.
Так как на гитару от натяжения струн воздействуют весьма неприятные силы, её усиливают изнутри специальными рейками, которые предают прочности конструкции корпуса, но и так же влияют на звучание гитары, обогащая звук весьма ощутимыми акустическими свойствами.

Рис. 7 Рейки усиливающие гитару изнутри.

Материалы

Корпуса самых дешёвых гитар изготавливаются из самой обыкновенной фанеры, которая обладает весьма паршивым звуком, оснащаются колками, которые практически не держат строй и струнами, которые необходимо менять сразу после покупки гитары. Грифы дешёвых гитар изготавливают из прессованной фанеры и бог знает из чего ещё. Верхний и нижний порожек изготавливают из низкокачественной пластмассы, а ладовые порожки из какого-нибудь там би-металла.

Рис. 8 Корпус гитары из палисандра

Корпуса дорогих гитар изготавливаются из красного дерева, палисандра и клёна. Оснащаются хорошими колками, которые держат строй и конечно струнами, на которых приятно играть. Грифы дорогих гитар изготавливают из бука, красного дерева и других прочных пород древесины. Верхний и нижний порожки обычно изготавливают из качественной пластмассы или кости, а ладовые порожки из качественного металла.

Рекомендуемый контент:

Рассмотрим, из чего состоят и .
Для начала, рассматривая устройство гитары , я бы выделил три основных составляющих – это гриф гитары , корпус , и . У грифа есть головка, на которой закреплены . На колки наматываются струны. В месте перехода головки грифа собственно в гриф расположен верхний порожек. На грифе присутствует накладка. С помощью металлических пластин (ладовые пластины) гриф делится на лады. На накладке грифа также находятся точки для того, чтобы лучше ориентироваться на плоскости грифа при игре. Для наглядности ниже на картинке представлена схема устройства гитары.

Устройство акустической гитары

Хотелось бы отметить то, что разметка грифа на лады даёт музыкантам большие преимущества перед безладовыми инструментами (скрипка, виолончель, безладовая ). Эти преимущества заключаются в том, что, нажимая струну на чётко определённом ладу, мы точно знаем какая это будет звучать нота, а играя на безладовом инструменте, музыкант только примерно знает, где какая нота будет звучать (это всё приходит с опытом и совершенствованием техники игры).

Корпус акустической гитары состоит из верхней и нижней деки. Они соединены обечайкой. В верхней деке делается резонаторное отверстие. Для усиления конструкции корпуса к внутренним сторонам дек приклеиваются деревянные рейки. На верхней деке также расположена подставка и нижний порожек. К подставке крепятся струны. В современных акустических гитарах гриф приклеивается к корпусу, а на старых гитарах он соединялся с помощью болта.

Теперь поговорим о строении электрогитары.

Если посмотреть на устройство электрогитары, то видно, что многие составные части схожи c акустической гитарой. Расскажу о различиях. Корпус электрогитары цельный, в нём нет полостей. Гриф может быть вклеенным, прикручен на болтах, либо сквозной. Также внутри грифа электрогитары расположен , который отвечает за регулирование кривизны грифа.

На электрогитару устанавливают различные . Это могут быть (single) или (hambacker). Также они могут быть активными или пассивными. Их количество может различаться — 1, 2 или 3. Звукосниматель, расположенный около основания грифа называется нэковым, а у струнодержателя бриджевым.
С помощью позиционного переключателя мы можем выбирать звукосниматель, на котором будем играть, либо их комбинацию. Ручки громкости и тембра регулируют звучание гитары. На некоторые гитары ставят ручки громкости и тембра на каждый отдельный звукосниматель.

Бридж — это струнодержатель. Бридж может быть с системой тремоло и без. Без системы тремоло он называется фиксированным (такая система установлена, например, на ). Система тремоло ещё называется машинкой. Они бывают односторонними (на гитаре

Электрогитары отличаются друг от друга и внешним видом, и внутренним строением, но все же в них присутствует ряд основных элементов, без которых музыкальный инструмент не может называться гитарой будь то гитара Yamaha, Fender или любая другая. Рассмотрим подробнее эти составляющие:


  1. Гриф – длинный брусок из дерева, на котором располагается плоская накладка, и на нее нанесены металлические порожки. Он может отличаться по длине и форме в каждой электрогитаре в зависимости от модели.
  2. Стержень анкерный - применяется для того, чтобы не ломался гриф, поскольку на него оказывается сильнейшее давление.
  3. Колки - служат для регулирования натяжения струн (натягивать их или расслаблять). Они расположены на головке грифа, бывают одиночные, спаренные, закрытые или открытые.
  4. Лад нулевой - находится между самим грифом и его головкой, производится из высокопрочного пластика.
  5. Лады - изготавливаются из стали и отличаются между собой по износостойкости и цвету. Если струны в гитаре приходят в негодность быстрее всего остального, то лады по износу занимают второе место. Поэтому при выборе электрогитары следует обратить особое внимание на качество изготовления ладовых порожков.
  6. Маркеры – предназначены для удобства ориентации музыканта на грифе. Могут наноситься на него как точками, так и другими своеобразными символами.
  7. Звукосниматели – устройства, помогающие модифицировать колебания струн из металла в электрические сигналы.
  8. Переключатель звукоснимателей – предназначен для переключения с одного звукоснимателя на другой (как бы комбинируя звуки), тем самым создавая своеобразное новое звучание электрогитары.
  9. Регуляторы – используются для регулирования громкости и тембра звука.
  10. Бридж или струнодержатель - предназначен для крепления струн непосредственно к корпусу электрогитары. Помогает изменять высоту звука и создавать звучание «тремоло».
  11. Гнездо для подведения электрического кабеля обязательно присутствует на любой электрогитаре.
  12. Корпус гитары. Чаще всего он цельный, но в редких случаях может быть клееный из нескольких частей. Конечно, более качественным считается цельный корпус, так как из него исходит более качественное звучание, однако все зависит еще и от того, какую музыку вы собираетесь играть на своей электрогитаре. Например, если корпус состоит из нескольких составляющих, то звучание получается резким, с агрессией, поэтому такие инструменты чаще используют для создания более тяжелой музыки. От корпуса акустической гитары он отличается тем, что может быть как полым, так и цельным внутри. На самом корпусе крепится накладка для скрытия электроприборов гитары и для более привлекательного внешнего вида.
  13. Также на каждой гитаре присутствуют держатели ремня. Находятся они на задней части корпуса. Особенно полезными они будут музыканту при выступлениях на сцене.

Немаловажной частью в любой электрогитаре является электрическое составляющее. Как правило, оно спрятано от посторонних глаз внутри ее корпуса.

Данных составляющих гитары вполне хватит, чтобы на ней было комфортно играть. Но не забывайте, что под каждый стиль музыки необходимо докупать дополнительное оборудование, которое сделает звучание более приятным как для исполнителя, так и для слушателей. Поэтому выбирайте гитару по основным деталям, но одновременно обращайте внимание и на дополнительные комплектующие.

В предыдущей статье мы наглядно рассмотрели устройство гитары. Не вижу смысла повторяться в данной статье, ибо во многом конструкции акустических, классических и электрогитар схожи, однако электрогитара все же намного сложнее.

Здесь же я расскажу об особенностях конструкции именно электрогитары и о всех нюансах, на которые стоит обратить внимание при выборе инструмента.

Мы снова двинемся от головы грифа гитары в сторону корпуса по порядку опустив все то, о чем мы говорили в предыдущей статье.

1. Крышка отверстия анкера. На данном рисунке она представлена треугольной пластиковой крышечкой с буквами "SG". На электрогитарах доступ к анкерному стержню чаще всего обеспечен со стороны головки грифа, в редких случаях доступ сделан со стороны корпуса, для того, чтобы изменить прогиб Вам придется снять гриф, как Вы понимаете это не очень удобно, хоть процедура эта и нечастая, все-таки гораздо комфортнее иметь доступ со стороны головы.

2. Звукосниматели. Далее мы подходим к одной из самых интересных деталей электрогитары. Звукосниматели вносят большой вклад в звучание гитары. Они преобразуют колебания струн в сигнал и передают его в усилитель. Есть масса типов звукоснимателей, но это тема для отдельной статьи, здесь мы возьмем два самых часто встречаемых варианта: хамбакеры и синглы . Устройство звукоснимателя мы так же оставим на потом, сейчас нам нужно знать, что у хамбакера две катушки, а у сингла одна. В звуке это выражается примерно так:

Хамбакер дает объемный, жирный и более глубокий звук. Любители поиграть хард-рок и более тяжелые жанры предпочитают данный вид звукоснимателей, однако качественные хамбакеры отлично ведут себя на чистом звуке или с легким перегрузом, поэтому они так же отлично подходят для блюза, джаза и других не тяжелых жанров.

Сингл дает звонкое, яркое и брызгающее звучание. Музыканты подобрали для его звучания такие эпитеты как "стекло" или "тванг" из-за очень чистого, резкого и читаемого звука. Чаще всего данный тип звукоснимателей используется для не тяжелой музыки, такой как рок, поп или фанк. Считается, что на данных звукоснимателях не получить того жира и напора как на хамбакерах, что так ценится в тяжелой музыке, однако есть ряд модификаций, таких как рельсовые синглы, или хамбакеры в форме сингла, где катушки расположены не рядом, а одна под другой. Тем не менее сторонники более тяжелых жанров в большинстве своем, все-таки, отдают предпочтения хамбакерам.

Звукосниматель расположенный ближе к грифу гитары называют нэковым (от слова Neck, в переводе шея), он как правило отличается более глубоким и объемным звучанием, с преобладанием низких частот. На нем чаще всего исполняют сольные партии. Расположенный ближе к струнодержателю называют бриджевым (струнодержатель в английском языке называется bridge). Он звучит более резко и ярко, чаще всего на нем исполняют риффы и ритм-партии. Зачастую между ними бывает третий звукосниматель, его называют мидл (от англ. слова middle, в переводе средний, середина). Он как правило является чем-то средним между звучаниями нэка и бриджа. Возможны разные комбинации звучаний звукоснимателей, о чем говорится далее.

3. Электроника и управление. Если уж мы заговорили про электронную часть электрогитары, то немного отойдем от порядка справа --> налево, и поговорим об электронике. Не будем вторгаться на территорию паяльщиков, а поговорим именно об органах управления, с которыми Вам, как пользователю, придется столкнуться.

Переключатель, или как правильнее было бы сказать селектор звукоснимателей. От его положения зависит какой именно звукосниматель в данный момент работает. Есть трех-, пяти- и т.д. позиционные переключатели. Это зависит от того, сколько звукоснимателей находится на борту Вашей гитары. Например при наличии двух хамбакеров скорее всего в стоке будет стоять трехпозиционный переключатель, по позициям: 1 - нэк, 2 - нэк+бридж, 3 - бридж. При наличии трех звукоснимателей комбинаций больше, соответственно тремя позициями ограничиться не получится. Иногда на гитарах бывают сложные модификации, например при двух хамбакерах стоит пятипозиционный переключатель, который во второй и четвертой позиции отключает по одной катушке каждого датчика, тем самым превращая их в синглы. При покупке убедитесь, что переключатель исправно работает и что он не расшатан.

Потенциометры. Если взглянуть на картинку, то мы увидим в левом нижнем углу корпуса четыре крутилки. Это и есть потенциометры. В зависимости от схемы распайки их может быть любое множество, а может и не быть совсем. Однако чаще всего на гитаре в обязательном порядке существует ручка громкости и тона. Громкость отвечает за выхлоп звукоснимателя, при выкручивании этой ручки падает уровень громкости и перегруженности сигнала. Таким образом многие гитаристы при использовании перегрузом как бы "очищают" сигнал с перегруженного до чистого слегка выкручивая ручку громкости, а не выключая эффект. Ручка тона работает как однополосный эквалайзер, стандартное положение которого находится при повороте до упора, а выкручивая эту ручку назад Вы начинаете срезать верхние частоты делая звук более басовым. При выборе гитары обязательно покрутите каждую ручку и убедитесь, что при вращении потенциометры не шуршат и не издают сильный хруст.

Гнездо (разъем). Тут все просто, в гнездо вставляется кабель, обратный конец которого вставляется в усилитель. Здесь нет никаких подводных камней, главное, чтобы разъем держался прочно в корпусе и на шатался.

4. Бридж (струнодержатель). А вот об этой детали надо поговорить подробнее, ибо от неё напрямую зависит строй Вашего инструмента. Преимущество и одновременно недостаток электрогитар перед акустическими и классическими в том, что как правило на электро бридж является сложной конструкцией. Плюсы заключаются в том, что бридж на электрогитаре позволит Вам отстроить мензуру. В результате чего ноты будут держать строй не только на открытых струнах, по коим обычно производится настройка, но и на протяжении всего грифа. По крайней мере настолько, насколько это возможно для равнотемперированного инструмента. Соответственно чем лучше бридж, тем точнее Ваша гитара может быть настроена и тем дольше она этот строй будет сохранять. Струнодержатели тоже делятся на несколько категорий, возьмем 3 основные.

Фиксированный бридж. Данная конструкция лишена возможности изменять высоту строя при игре, однако это же гарантирует Вам стабильность строя. Данный вид бриджа как раз представлен на картинке в начале статьи.

Стандартное тремоло. Этот тип бриджа чаще всего встречается на моделях типа Стратокастер и ему подобных. Эта машинка может изменять строй, для этого в неё вкручивается специальный рычаг (см. картинку в конце статьи). Однако этот бридж работает в основном только на понижение строя, ибо его обратная сторона прктически упирается в корпус.

Бриджи Floyd Rose и им подобные. Этот бридж может работать как на повышение, так и на понижение. На гитарах с данным бриджем корпус под ним специально фрезируется, чтобы туда можно было утопить машинку и тем самым увеличить натяжение струн. Дабы избежать частых нестроев из-за активной работы машинки на гитарах с данным бриджем вместо верхнего порожка устанавливаются Топ-Локи "Top-Lock", которые намертво фиксируют струны (см. картинку в конце статьи), это лишает возможность оперативно подстроить гитару во время игры, для этого в сам Floyd Rose устанавливаются микроподстроечники. К сожалению этот бридж крайне сложно отстроить новичкам самостоятельно.

В целом у всех типов струнодержателей есть свои достоинства и недостатки. Однако чем сложнее конструкция бриджа, тем дороже он стоит, поэтому взяв дешевую гитару со сложной конструкцией бриджа Вы обрекаете себя на вечную возню с машинкой, нестрой и часто рвущиеся струны. Поэтому при выборе инструмента обязательно проверьте бридж. Он должен плотно сидеть в корпусе, а все винтики в его конструкции должны исправно вращаться. Если у Вас маленький бюджет, а Вы хотите гитару с Floyd Rose или чем-то подобным, лучше подкопите на более качественный экземпляр или возьмите гитару с фиксированным бриджем, это избавит Вас от многих проблем.

Вывод.

Каждая гитара уникальна по-своему, но электрогитары имеют столько вариантов конструкций, что можно легко запутаться в том, что же Вам в итоге нужно. Однако все это только кажется сложным, на деле все тонкости постигаются за пару недель, а то и дней, а каждая гитара в наше время довольно универсальна. При выборе первого инструмента можно не бояться ошибиться, после нескольких месяцев владения Вы поймете что Вас устраивает, а что нет, и сможете двинуться дальше по пути к инструменту, идеально подходящему именно Вам, а команда M-Guitars сделает все возможное, чтобы этот путь оказался как можно короче). Не стесняйтесь консультироваться у наших специалистов, поверьте, нам есть что Вам рассказать.

Ниже привожу иллюстрации вышеописанных бриджей.

Тремоло.


Floyd Rose.



Loading...Loading...