Выдающиеся скульпторы Древней Греции. Особенности древнегреческой скульптуры Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого. Презентация "скульптуры древней греции" Греческая скульптура презентация

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс,


Куросы и Коры архаики

  • Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей.
  • Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.

  • Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
  • Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья.
  • Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть

  • Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности.
  • Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!
  • Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями.
  • Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка

Поликлет

Пракситель

Выдающиеся скульпторы Древней Греции



  • Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.).
  • Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
  • Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета


  • В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.
  • Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений

Пропорции человеческого тела по Поликлету

  • Голова – 1/7 всего роста;
  • Лицо и кисть руки – 1/10;
  • Ступня – 1/6;
  • Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

  • Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника.
  • Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

Дискобол. Мирон.

  • Черты прекрасного гармонически развитого человека
  • Нравственная и духовная чистота
  • Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан
  • Мастерски запечатлено мгновение


  • Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров.
  • Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека.
  • Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.

Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.)

  • Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора.
  • Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем.
  • Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса.
  • Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура.
  • Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея


Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.)

  • Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.
  • Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).
  • Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре

Пракситель. Афродита Книдская.

  • Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…


Лисипп (370-300 гг. до н.э.)

  • Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов.
  • Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений.
  • В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…


Новаторство Лисиппа

  • Максимальное приближение образов к действительности.
  • Показ образов в конкретных динамических ситуациях.
  • Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве.
  • Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.


Леохар (середина IV в. до н.э.

  • Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека.
  • К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.


«Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».

И.И. Винкельман (1717-1768) немецкий историк искусства


В ушах звенит стрела из лука Аполлона,

И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,

Восторгом дышащий, сияет предо мной.

А.Н. Майков,

русский поэт XIX в.



  • В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий.
  • Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.


В час моего ночного бреда

Ты возникаешь пред глазами –

Самофракийская Победа

С простертыми вперед руками.

Спугнув безмолвие ночное,

Рождает головокруженье

Твое крылатое, слепое,

Неудержимое стремленье

В твоем безумно-светлом взгляде

Смеется что-то, пламенея,

И наши тени мчатся сзади,

Поспеть за нами не умея.

Н. Гумилёв


  • Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром, Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)


… змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами.

Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки –

Черный яд и пена текут по священным повязкам;

Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам он подъемлет…

Вергилий «Энеида», перевод В.А. Жуковского


«Скульптура Древней Греции» – презентация, которая познакомит с величайшими памятниками древнегреческого искусства, с творениями выдающихся скульпторов античности, чьё наследие не потеряло своего значения для мировой художественной культуры и продолжает восхищать любителей искусства и служить образцом для творчества живописцев и скульпторов.



Скульптура Древней Греции

«Склонитесь перед Фидием и Микеланджело, восхищаясь божественной ясностью первого и суровой тревогой второго. Восхищение – вот благородное вино для возвышенных умов. … В прекрасной скульптуре всегда угадывается мощный внутренний импульс. Это и есть секрет античного искусства». Огюст Роден

Презентация состоит из 35 слайдов. В ней представлены иллюстрации, знакомящие с искусством архаики, классики и эллинизма, с наиболее выдающимися творениями великих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Фидия и других. Почему же так важно познакомить учащихся с древнегреческой скульптурой?

Сверхзадача уроков мировой художественной культуры, по моему мнению, не столько в том, чтобы познакомить ребят с историей искусства, с выдающимися памятниками мировой художественной культуры, сколько в том, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, которое, собственно, и отличает человека от животного.

Именно искусство Древней Греции и, прежде всего, скульптура, служит для европейского взгляда образцом прекрасного. Великий немецкий просветитель 18 века Готхольд Эвраим Лессинг написал, что греческий художник не изображал ничего, кроме красоты. Шедевры греческого искусства поражали воображение и восхищали всегда, во все эпохи, включая наш атомный век.

В своей презентации я постаралась показать, как воплощалось представление о красоте, совершенстве человека художников от архаики до эллинизма.

С искусством Древней Греции вас также познакомят презентации:

Скульптура архаики:Коры – девушки в
хитонах.
Воплощали идеал
женской красоты;
Похожи одна на
другую: вьющиеся
волосы, загадочная
улыбка, воплощение
изысканности.
Кора. VI век до н.э.

ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ

ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА
КЛАССИКИ
Конец V-IV в. до н. э. - период бурной духовной жизни Греции,
формирования идеалистических идей Сократа и Платона в
философии, развивавшихся в борьбе с материалистической
философией Демокрита, время сложения и новых форм
греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену
мужественности и суровости образов строгой классики приходит
интерес к душевному миру человека, и в пластике находит
отражение более сложная и менее прямолинейная его
характеристика.

Греческие скульпторы периода классики:

Поликлет
Мирон
Скопас
Пракситель
Лисипп
Леохар

Поликлет

Работы Поликлета стали
настоящим гимном величию
и духовной мощи Человека.
Излюбленный образ –
стройный юноша
атлетического
телосложения. В нём нет
ничего лишнего,
«ничего сверх меры»,
Духовный и физический
облик гармоничен.
Поликлет.
Дорифор (копьеносец).
450-440 лет до н.э. Римская копия.
Национальный музей. Неаполь

У Дорифора сложная поза,
отличная от статичной позы
античных куросов. Поликлет
первый додумался придавать
фигурам такую постановку,
чтобы они опирались на
нижнюю часть лишь одной
ноги. Кроме того, фигура
кажется подвижной и
оживленной, благодаря тому,
что горизонтальные оси не
параллельны (т.н. хиазм).
«Дорифо́р» (греч. δορυφόρος - «Копьеносец») - одна
из самых знаменитых статуй античности, воплощает
т.н. Канон Поликлета.

Канон Поликлета

Дорифор - это не изображение конкретного спортсмена-
победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.
Поликлет задался целью точно определить пропорции
человеческой фигуры, согласно своим представлениям об
идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в
цифровом соотношении.
"Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того,
чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал
современник.
Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на
европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического
сочинения сохранилось всего два фрагмента.

Канон Поликлета

Если пересчитать пропорции этого
Идеального Мужчины для роста 178
см, параметры статуи, будут таковы:
1.объем шеи - 44 см,
2.груди - 119,
3.бицепса - 38,
4.талии - 93,
5.предплечья - 33,
6.запястья - 19,
7.ягодиц - 108,
8.бедра - 60,
9.колена - 40,
10.голени - 42,
11.лодыжки - 25,
12.ступни - 30 см.

Поликлет

«Раненая Амазонка»

Мирон

Мирон - греческий
скульптор середины V в.
до н. э. Скульптор эпохи,
предшествовавшей
непосредственно
высшему расцвету
греческого искусства
(к. VI - нач. V в.)
Воплотил идеалы силы и
красоты Человека.
Был первым мастером
сложных бронзовых
отливок.
Мирон. Дискобол.450 лет до н.э.
Римская копия. Национальный музей, Рим

Мирон. «Дискобол»
Древние характеризуют Мирона как
величайшего реалиста и знатока анатомии,
не умевшего, однако, придавать лицам
жизнь и выражение. Он изображал богов,
героев и животных, причём с особенной
любовью воспроизводил трудные,
скоропреходящие позы.
Наиболее знаменитое его произведение
«Дискобол», атлет, намеревающийся
пустить диск, - статуя, дошедшая до
нашего времени в нескольких копиях, из
которых лучшая сделана из мрамора и
находится во дворце Массами в Риме.

«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена

Дискобол. Мирон

Скульптурные творения Скопаса

Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), уроженец острова Парос,
богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас
продолжил традиции высокой классики, создавая образы
монументально-героические. Но от образов V в. их
отличает драматическое напряжение всех духовных сил.
Страсть, пафос, сильное движение – главные черты
искусства Скопаса.
Также известен как зодчий, участвовал в создании
рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.

Скульптурные творения Скопаса
В состоянии экстаза, в
бурном порыве страсти
изображена Скопасом
Менада. Спутница бога
Диониса показана в
стремительном танце, ее
голова запрокинута,
волосы упали на плечи,
тело изогнуто,
представлено в сложном
ракурсе, складки короткого
хитона подчеркивают
бурное движение. В
отличие от скульптуры V в.
Менада Скопаса
рассчитана уже на
обозрение со всех сторон.
Скопас. Менада

Скульптурные
творения
Скопаса
Также известен как
зодчий, участвовал в
создании рельефного
фриза для
Галикарнасского
мавзолея.
Скопас. Битва с амазонками

Пракситель

Родился в Афинах (ок.
390 – 330 г.г. до н.э.)
Вдохновенный певец
женской красоты.

Скульптурные творения
Праксителя
Статуя Афродиты Книдской –
первое в греческом искусстве
изображение обнаженной
женской фигуры. Статуя стояла
на берегу полуострова Книд, и
современники писали о
настоящих паломничествах сюда,
чтобы полюбоваться красотой
богини, готовящейся войти в воду
и сбросившей одежды на
стоящую рядом вазу.
Оригинал статуи не сохранился.
Пракситель. Афродита Книдская

Скульптурные творения Праксителя

В единственной дошедшей до нас в
подлиннике скульптора Праксителя мраморной
статуе Гермеса (покровителя торговли и
путешественников, а также вестника, «курьера»
богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в
состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво
он глядит на младенца Диониса, которого
держит на руках. На смену мужественной
красоте атлета приходит красота несколько
женственная, изящная, но и более
одухотворенная. На статуе Гермеса
сохранились следы древней раскраски: краснокоричневые волосы, серебряного цвета
повязка.
Пракситель.
Гермес. Около 330 г. до н. э.

Скульптурные творения
Праксителя

Лисипп

Великий скульптор IV в. до н.э.
(370-300 гг. до н. э.).
Работал в бронзе, т.к. стремился
запечатлеть образы в
мимолётном порыве.
Оставил после себя 1500
бронзовых статуй, среди которых
колоссальные фигуры богов,
героев, атлетов. Им присущи
пафос, вдохновенье,
эмоциональность
В подлиннике до нас не дошли.
Придворный скульптор
Мраморная копия головы А.Македонского
А.Македонского

В этой скульптуре с
удивительным мастерством
передан страстный накал
поединка Геракла со львом.
Лисипп.
Геракл, борющийся со львом.
4 век до н.э.
Римская копия
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Скульптурные творения Лисиппа

Лисипп стремился максимально
приблизить свои образы к
действительности.
Так, атлетов он показывал не в
момент наивысшего напряжения
сил, а, как правило, в момент их
спада, после состязания. Именно
так представлен его Апоксиомен,
счищающий с себя песок после
спортивного боя. У него усталое
лицо, слипшиеся от пота волосы.
Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.

Скульптурные творения Лисиппа

Пленительный Гермес,
всегда быстрый и
живой, тоже
представлен Лисиппом
как бы в состоянии
крайнего утомления,
ненадолго присевшим
на камень и готовым в
следующую секунду
бежать дальше в своих
крылатых сандалиях.
Лисипп. «Отдыхающий Гермес»

Скульптурные творения Лисиппа

Лисипп создал свой канон
пропорций человеческого тела,
по которому его фигуры выше и
стройнее, чем у Поликлета
(размер головы составляет 1/9
фигуры).
Лисипп. «Геракл Фарнезский»

Леохар

Его творчество являет собой
прекрасную попытку
запечатлеть классический
идеал красоты человека.
В его произведениях не
только совершенство образов,
а мастерство и техника
исполнения.
Аполлон считается одним из
лучших произведений
Античности.
Леохар. Аполлон Бельведерский.
4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана

Скульптурные
шедевры эпохи
эллинизма

Греческая скульптура

Итак, в греческой скульптуре выразительность образа
заключалась во всем теле человека, его движениях, а не
в одном только лице. Несмотря на то, что многие
греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть
(как, например, «Ника Самофракийская» или
«Ника, развязывающая сандалии»
дошли до нас без головы, но мы забываем об этом,
глядя на целостное пластическое решение образа.
Поскольку душа и тело мыслились греками в
нераздельном единстве, то и тела греческих статуй
необыкновенно одухотворены.

Ника Самофракийская

Статуя поставлена по случаю
победы македонского флота над
египетским в 306 году до н. э.
Богиня была изображена как бы
на носу корабля, возвещающей
победу звуком трубы.
Пафос победы выражен в
стремительном движении богини,
в широком взмахе ее крыльев.
Ника Самофракийская
2 век до н.э.
Лувр, Париж
Мрамор

Ника Самофракийская

Ника, развязывающая сандалию

Богиня изображена
развязывающей
сандалию перед тем,
как войти в храм
Мрамор. Афины

Венера Милосская

8 апреля 1820 года греческий крестьянин
с острова Мелос по имени Иоргос, копая
землю, почувствовал, что его лопата,
глухо звякнув, натолкнулась на что-то
твердое.
Иоргос копнул рядом - тот же результат.
Он отступил на шаг, но и здесь заступ не
желал входить в землю.
Сначала Иоргос увидел каменную нишу.
Она была примерно в четыре-пять метров
шириной. В каменном склепе он, к своему
удивлению, нашел статую из мрамора.
Это и была Венера.
Агесандр. Венера Милосская.
Лувр. 120 г до н.э.

Лаокоон с
сыновьями
Агесандр,
Афинодор,
Полидор

Лаокоон и его сыновья

Лаокоон, ты никого не спас!
Ни городу, ни миру - не спаситель.
Бессилен разум. Гордой Трое пасть
предрешено; круг роковых событий
замкнулся в удушающем венце
колец змеиных. Ужас на лице,
мольба и стоны твоего ребёнка;
другого сына обеззвучил яд.
Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..."
(...Как блеяние жертвенных ягнят
Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..)
И снова – явь. И яд. Они сильней!
В змеиной пасти мощно злоба пышет...
Лаокоон, и кто ж тебя услышал?!
Вот мальчики твои... Они... не дышат.
Но в каждой Трое ждут своих коней.

АРХАИКА. КУРОСЫ И КОРЫ Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.






Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека это основные черты складывавшегося искусства классики. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты. Особенно ясно рождение нового эстетического идеала раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (вторая четверть 5 в. до н.э.). Суровая простота, спокойное величие духа разлиты во всей фигуре возничего. В «Дельфийском возничем» было выражено характерное для классики представление о скульптуре, как о гармоническом и жизненно убедительном изображении типических черт совершенного человека. КЛАССИКА Фронтальная композиция


В конце 6 и самом начале 5 в. до н.э. ряд мастеров пытаются перерабатывать схему архаической статуи куроса и разрешить задачу изображения естественного, органически целостного движения. Героический характер эстетических идеалов ранней классики получил воплощение в бронзовой статуе «Зевса Громовержца», найденной в 1928 г. на дне моря у берегов острова Эвбеи. Эта большая статуя (высотой более 2 м) наряду с «Дельфийским возничим» дает нам ясное представление о замечательном мастерстве ваятелей ранней классики. «Зевс Громовержец» по сравнению с «Возничим» отличается еще большим реализмом в моделировке форм тела, большей свободой в передаче движения.


С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически-обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона из Элевтер. Мирон работал в Афинах в конце второй и в начале третьей четверти 5 в. до н.э. Подлинные работы Мирона до нас не дошли. О них приходится судить по мраморным римским копиям. Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четверти 5 в. до н.э., желавшие таким путем придать особенную правдивость и естественность своим статуям. Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве основные качества реалистического искусства ранней классики. «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом» Лукиан


Полны напряженной жизни и статуи Поликлета, хотя, в отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. «Копьеносец» или «Дорифор», V в. до н. э. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек, свободный от страха, гордый, сдержанный, воплощение достоинств воина и гражданина.




Скопас. Менада. 335 г. до н. э. Римская копия.) СКОПАС до н. э гг. до н. представитель поздней классики. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета. Отказавшись от свойственного искусству V в. гармонического спокойствия образа, Скопас обратился к передаче движения, сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их Скопас использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Скопас, Пракситель и Лисипп величайшие греческие ваятели поздней классики.


Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция. Пракситель - древнегреческий скульптор, работавший в эпоху поздней классики. Это был период формирования идей Сократа и Платона в философии, время сложения новых форм и нового языка греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. В мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная.


Особой славой пользовалось другое произведение Праксителя - статуя Афродиты Книдской (оригинал не сохранился). Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры Отношения скульптора и его модели красавицы Фрины очень занимали современников. Передавали, например, будто Фрина попросила Праксителя подарить ей в знак любви свою лучшую скульптуру. Он согласился, но предоставил выбор ей самой, лукаво скрыв, какое свое произведение он считает наиболее совершенным. Тогда Фрина решила его перехитрить. Однажды раб, посланный ею, прибежал к Праксителю с ужасным известием, что мастерская художника сгорела... «Если пламя уничтожило Эрота и Сатира, то все погибло!» в горе воскликнул Пракситель. Так Фрина выведала оценку самого автора...


По словам Плиния, Лисипп говорил, что, в отличие от своих предшественников, которые изображали людей, какие они есть, он, Лисипп, стремился изобразить их такими, какими они кажутся. Человеческая фигура строится Лисиппом по-новому, не в ее пластическом синтезе, как в изваяниях Мирона или Поликлета, а в некоем мимолетном аспекте, такой именно, как она представилась (показалась) художнику в данное мгновение и какой она еще не была в предыдущем и уже не будет в последующем. Лисипп был единственным ваятелем, которого Александр Македонский признавал достойным запечатлевать его черты. «Полный отважности взор Александра и весь его облик Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь. Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваяние: «Землю беру я себе, ты же Олимпом владей». Лисипп, разрушает старый, поликлетовский канон человеческой фигуры, чтобы создать свой, новый, более пригодный для его динамического искусства. В этом новом каноне голова составляет уже не 1¦7 а лишь 1¦8 всего роста.


«Апоксиомен» (Рим, Ватикан). Это юный атлет, однако совсем не такой, как в скульптуре предыдущего века, где его образ излучал гордое сознание победы. Лисипп показал нам атлета уже после состязания, металлическим скребком старательно очищающего тело от масла и пыли. Вовсе не резкое и, казалось бы, маловыразительное движение руки отдается во всей фигуре, придавая ей исключительную жизненность. Он внешне спокоен, но мы чувствуем, что он пережил большое волнение, и в чертах его проглядывает усталость от крайнего напряжения. «Геракл со львом» (Эрмитаж). Это страстный пафос борьбы не на жизнь, а на смерть. Вся скульптура как бы заряжена бурным напряженным движением, неудержимо сливающим в одно целое мощные фигуры человека и зверя.


ЛЕОХАР Леохар - древнегреческий скульптор эпохи Раннего Эллинизма, работавший в середине IV в. до н.э. в Афинах, Олимпии, Дельфах. «Аполлон Бельведерский»: мраморная римская копия с бронзового оригинала Леохара (последней трети IV в. до н. э.), так названная по галерее, где она была долго выставлена (Рим, Ватикан). Много восторгов вызывала некогда эта статуя. Мы распознаем в бельведерском «Аполлоне» отсвет греческой классики. Но именно только отсвет. При всей несомненной эффектности статуя Леохара кажется нам внутренне холодной, несколько театральной. Хоть Леохар и был современником Лисиппа, искусство его, утрачивая подлинную значительность содержания, отдает академизмом, знаменует упадок по отношению к классике. Леохар. Артемида-охотница.


ЭЛЛИНИЗМ Со смертью Александра Македонского начинается пора эллинизма: эллинский мир перерождается в эллинистический. Художникам надлежало распространить достижения греческого искусства на всех завоеванных Александром территориях. Заказчики цари и вельможи желали украсить свои чертоги и парки художественными произведениями, как можно более похожими на те, что почитались совершенством в великую пору могущества Александра. Не удивительно же, что все это не увлекало греческого ваятеля на путь новых поисков, побуждая его всего лишь смастерить статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа. А это, в свою очередь, неизбежно приводило к заимствованию уже найденной формы. т. е. к тому, что мы называем академизмом. Неизвестный мастер «Ника Самофракийская» (Париж, Лувр)


Но однако... В конце II в. до н. э. работал в Малой Азии ваятель по имени Александр или Агесандр: в надписи на единственной дошедшей до нас статуе его работы сохранились не все буквы. Статуя эта, найденная в 1820 г. на острове Милое (в Эгейском море), изображает Афродиту Венеру и ныне известна всему миру как «Венера Милосская». Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось! Так, вся дыша пафосской страстью, Вся млея пеною морской И всепобедной вея властью, Ты смотришь в вечность пред собой. А. Фет в этой статуе все так стройно и гармонично, образ богини любви одновременно так царственно величав и так пленительно женствен, так чист весь ее облик и так мягко светится чудесно моделированный мрамор, что кажется нам: резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного! Лакоон с сыновьями. 40 г. До н.э.

1.Запись и осмысление эпиграфа урока.

Много есть славных сил в природе,

Но славнее человека нет ничего.

Софокл

2. Оформление таблицы на протяжении всего урока

3. Сообщение 1-ой исследовательской группы. Архаика.

Вывод и запись в таблицу.

Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны. Куросы стоят в одинаковых статичных позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями. В статуях куросов чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры.

Они всегда обнажены. Черты лица лишены индивидуальности. Лица озаряет застывшая, загадочная «архаическая улыбка». Архаические Аполлоны всегда молоды – ни старость, ни детство не привлекают ваятелей.

Изображение куросов одинаково юными, стройными и сильными – начало осуществления греческой государственной программы, связанной с прославлением здоровья, физической силы и развитием спортивных игр. В архаический период (VII–VIвв. до н.э.) возрастает воспитательное значение искусства. Ибо творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. Процитируем Лессинга: «Там, где благодаря красивым людям появились красивые статуи, эти последние, в свою очередь, производили впечатление на первых, и государство было обязано красивым статуям красивыми людьми». Цель искусства – создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному совершенству человека.

4. Выступление 2-ой исследовательской группы. Классический период

Постепенно греческие скульпторы преодолели условность неподвижной фигуры. Вехой в истории греческой скульптуры стало стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры. Мирон явился новатором в разрешении проблемы движения в скульптуре. Дискобол (иначе метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Мирон изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.

Показательно, что в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично. Отсутствует индивидуализация образа. Статуя воплотила идеальный образ человека-гражданина.

Мирон и Поликлет были великими мастерами классического стиля, их искусство лишено эмоциональности, лица атлетов лишены индивидуальных черт, они не являются носителями эмоциональной жизни. Оба мастера изображают олимпийских победителей в обобщенно-идеализированной форме. Бесстрастность героев соответствует призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает». Копьеносец поражает выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом облике. Это изображение народа, который бы сумел биться, если бы ему понадобилось отстаивать свои блага. Но пока что копье на плече Дорифора лежит праздно.

Поликлет достиг ощущения скрытого движения в состоянии покоя. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека.

Движение атлета у Мирона («Дискобол») находится в промежутке между двумя импульсами – замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.

У Поликлета человеческое тело находится в состоянии медленной ходьбы. (Дорифор стоит, но он стоит в позе шага.) Гениальное изобретение Поликлета заключалось в том, что с помощью свободно отставленной ноги он заставил все тело статуи прийти в движение. Статуя копьеносца поражала современников естественностью позы. Фигура строилась крестообразно. В изобразительном искусстве эта поза называется хиазм. Косой крест в греческом алфавите – буква X(хи). Отсюда название принципа: хиазм. Хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на одну ногу сопровождается определенным соотношением: если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот. Возникает крестообразная симметрия.

5. Выступление 3-ей исследовательской группы. Поздняя классика

- Знаменитый «Апоксиомен» Лисиппа отличается от «Дорифора» Поликлета более динамичной позой (кажется, что он сейчас изменит позу), удлиненными пропорциями. Это два канона разных эпох. Лисипп нарушает старый, поликлетовский канон человеческой фигуры, чтобы создать свой, новый, значительно облегченный. В этом новом каноне голова составляет уже не 1/7, а лишь 1/8 всего роста.

Дорифор безличен, это не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа, идеализированный образ человека. Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Даже образ атлета, всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. «Апоксиомен» Лисиппа – не борец, которого чтит и которому поклоняется город. Да и жест его будничный – после занятий на палестре он счищает скребком прилипший к телу песок. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения. Наконец, Апоксиомен – индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке).

Loading...Loading...