Минимальной заработной платой называется уровень оплаты труда, который устанавливается государством на всех предприятиях вне зависимости от формы собственности и представляет собой минимум месячной ставки или почасового заработка.
Работодатель не имеет права оплачивать труд работников ниже данного законодательно установленного уровня .
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
Это быстро и бесплатно !
От чего зависит этот показатель
Данный показатель оплаты труда не всегда привязывается к значению прожиточного минимума. Как правило, он зависит от финансовых возможностей государства и периодически изменяется, номинально в сторону повышения. Международное законодательство рекомендует устанавливать заработную плату на уровне, превышающем порог бедности в конкретной стране. Согласно Европейской социальной хартии, выпущенной Советом Европы совместно с Фондом прав человека, минимальные показатели оплаты труда должны составлять около 60% средней заработной платы по стране.
Как показывает практика различных государств, обычно не применяется каких-либо особых методов вычисления минимального заработка. Чаще всего он утверждается в виде процентного соотношения с учетом ряда социально-экономических показателей и потребительской корзины. Данный показатель устанавливается государством посредством специальных нормативных актов.
В России ежегодно производятся расчеты номинальной стоимости набора продуктов, товаров и услуг, необходимых для жизни. Также минимальный показатель оплаты труда зависит от уровня инфляции, а так как на российском рынке постоянно наблюдается его рост, то и зарплатный минимум увеличивается практически каждый год.
Вопросы соотношения зарплаты и минимального размера оплаты труда рассмотрены на следующем видео:
Размер МРОТ в 2016 г., особенности его установки в регионах
Министерством труда РФ разработан законопроект, который одобрен трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, которым планируется повышение с 01.07.2016 минимальной гарантии по оплате труда работников до 7500 руб . В дальнейшем планируется постепенный ежегодный рост минимального заработка и в 2020 году сравнение его размера с прожиточным минимумом для трудоспособных лиц.
В Российской Федерации устанавливается единый размер минимальной заработной платы, а вот прожиточные минимумы в разных регионах страны отличаются друг от друга в связи с разным уровнем жизни.
Право на установление региональной минимальной зарплаты области России получили с 2007 г., при этом ее уровень может превышать сумму, установленную в целом по стране, но не может быть ниже нее . После определения Федеральным законом минимальной суммы зарплаты каждый регион получает право на установку своего уровня с учетом коэффициентов за условия труда, надбавок, поступлений в региональный бюджет и других показателей. Для этой цели представители местной власти, профсоюзов и предприятий собираются на переговоры и заключают 3-х стороннее соглашение.
В 2016 г. Минтруда России предлагает усовершенствовать «регионализацию» заработной платы и установить величину МРОТ, выраженную в процентах от прожиточных минимумов регионов, с доведением ее до 100% к 2020 году.
В каких случаях зарплата может быть ниже минимальной
Размер заработной платы работника устанавливается работодателем, однако он не может быть меньше минимально установленного уровня, если человек оформлен на полной ставке. Сумма зарплаты может быть ниже минимальной, если сотрудник трудится в режиме сокращенного рабочего дня или на условиях совместительства. В таких случаях денежное вознаграждение выплачивается пропорционально отработанному времени или выполненному объему работ.
Предприятие имеет право отказаться от выплаты МРОТ на региональном уровне и выплачивать его в размерах, установленных на уровне федерации.
Для этого работодатель должен в течение 3-х дней после установления минимальной региональной суммы оплаты труда подать письменный отказ и обосновать его причину.
В случае, если предприятия нарушают законодательство в отношении минимального заработка, к ним применяются штрафные санкции. Контроль соблюдения законодательства в данной сфере осуществляет налоговая служба, фонд социального страхования, трудовая инспекция и прокуратура.
1721
- Темы:
- Оплата труда
- Заработная плата
В каких случаях зарплата работника может быть меньше МРОТ и как правильно учитывать величину регионального МРОТ, эксперты рассказали в статье.
Из статьи вы узнаете:
Минимальная заработная плата в 2017 году
Минимальный размер оплаты труда – это гарантия государства в отношении обеспечения заработной платы работников. Оплата труда не может быть менее установленного на государственном уровне определенного размера.
Обращаем внимание! С 1 июля 2017 года установлен новый размер МРОТ. Сейчас он составляет 7 800 рублей. Данный показатель был введен Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ.
Нынешний размер минимальный размер оплаты труда на 300 рублей превышает прежний минимум, что, кончено, нельзя назвать значительным увеличением показателя. Тем не менее, и в нынешних непростых экономических условиях, данный размер все же был повышен.
Скачайте документы по теме:
Отметим, что наиболее существенное повышение размера МРОТ произошло в 2016. Минимальная оплата труда тогда была повышена сразу на 1 296 рублей. Напомним, что в 2016 году применялись следующие цифры МРОТ:
В условиях часто меняющегося показателя, у организаций периодически возникает вопрос: какая сейчас минимальная оплата труда? В настоящее время минимальная оплата труда составляет 7 800 рублей . Этот показатель используется как определения заработной платы, так и для расчета других выплат. Например, если у сотрудника страховой стаж менее шести месяцев, больничное пособие ему выплачивается исходя их размера федерального МРОТ.
Еще один момент, на который следует обратить внимание. Частью 1 ст.133 ТК РФ установлено, что размер минимальной заработной платы не может быть менее установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения. И эта норма часто вводит в заблуждение работодателей.
Дело в том, что в настоящая время данная гарантия фактически не действует. Дело в том, что законодатель предусмотрел поэтапное повышение минимальной заработной платы да величины прожиточного минимума. С этой целью введена специальная норма – статья 421 ТК РФ. Она предусматривает поэтапное повышение минимальной зарплаты до показателя прожиточного минимума. Но механизм повышения должен быть предусмотрен специальным федеральным законом. На сегодняшний день такой закон еще непринят, это означает, что фактически правило о соотношении МРОТ и прожиточного минимума не применяется. Для применения положений ч.1 ст.133 ТК РФ необходимо дождаться издания отдельного специального закона, регулирующего данный вопрос.
Следующий принципиальный момент, который должны учитывать работодатели. Организации, которые не относятся к бюджетной сфере, при установлении заработной платы должны принимать во внимание не федеральный МРОТ, который на сегодняшний день составляет 7 800 рублей, а минимальный размер заработной платы, установленный субъектом РФ. Дело в том, что регионы наделены правом вводить собственный показатель минимальной заработной платы. Это право предоставлено им статьей 133.1 ТК ТФ. И, как правило, региональный минимум зарплаты значительно превышает федеральный размер минимальной зарплаты. Но о размере МРОТ по регионам мы поговорим ниже.
МРОТ при сдельной системе оплаты труда
Следует учитывать, что установленный минимум заработной платы сотрудник получит при условии полностью отработанного или выполнении норм труда. Это правило установлено частью 3 ст.133 ТК РФ. Это означает, что в том случае, если работник трудится на условиях неполного рабочего времени, получаемая им заработная плата может быть менее размера МРОТ. На вопросе неполного рабочего времени мы остановимся позже.
Принципиально надо обратить внимание на введение норм труда. Дело в том, что отдельные работодатели пытаются сэкономить на заработной плате путем введения сдельной или комиссионной системы оплаты труда.
Как правило ситуация выглядит следующим образом: компания в условиях снижения объема заказов и количества работы, принимает решение о переходе на сдельную систему оплаты труда. При этом, вводятся сдельные расценки, и заработная плата исчисляется исходя из объема выполненной сотрудником работы.
Но здесь не следует забывать о главном. Дело в том, что обязанность обеспечения сотрудников работой возложена на работодателя (ч.2 ст.22 ТК РФ). Сдельная система оплаты труда предполагает, что работодатель не только устанавливает сдельные расценки, а вводит определенные нормы выработки, которые должен выполнить работник. Работодатель не вправе устанавливать нормы труда таким образом, чтобы заработная плата за месяц была меньше минимального размера зарплаты.
И нормы выработки и нормы времени должны быть разработаны таким образом, чтобы месячная заработная плата сдельщиков была не ниже МРОТ.
Норма ст.133 и 133.1 ТК РФ, которая предусматривает обеспечение сотрудника минимальной заработной платой при условии полной выработки рабочего времени и нормы труда, не делает никаких исключений в отношении сдельной или комиссионной системы оплаты труда. Поэтому применяя данный порядок установления зарплаты, работодатель должен руководствоваться общими принципами трудового права и обеспечить размер зарплаты не ниже МРОТ.
Региональный размер МРОТ
Итак, для коммерческих организаций первостепенное значение имеет именно размер МРОТ, установленный в соответствующем регионе. Именно этим показателем надо руководствоваться при назначении заработной платы сотруднику.
Здесь также работодатели иногда неверно понимают положения статьи 133 ТК РФ. Дело в том, что региональный МРОТ вводится специальным трехсторонним соглашением. И предполагается, что действие этого соглашения будет распространяться на все организации, расположенные на территории конкретного субъекта.
В том случае, если организация не намерена присоединяться к данному трехстороннему соглашению, она должна предпринять активные действия для того, чтобы отказаться от присоединения к соглашению. Для этого установлена специальная процедура.
Необходимо соблюдать срок отказа от присоединения к соглашению. Сделать это можно только в течение 30 календарных дней, с даты, когда официально будет опубликовано специальное предложение о присоединении к соглашению. В этой связи работодателем надо внимательно отслеживать данные изменения.
В адрес уполномоченного органа субъекта РФ надо направить письменный отказ от присоединения к соглашению. Унифицированной формы такого документа нет. Отказ составляется в произвольной форме. Но к нему потребуется приложить протокол консультаций работодателя с профсоюзом организации, а также предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Обоснование
Регионы России вправе отказаться от федеральной минималки и установить свой МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Большинство регионов сделали это в мае-июне.
МРОТ с 1 июля 2016 года в России по регионам
Региональный МРОТ устанавливается трехсторонним соглашением, который должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта, объединения профсоюзов и работодателей.
Компании должны ориентироваться на этот размер. Устанавливать оклад работникам ниже этого уровня запрещено. И помните, что рассчитывать пособия сотрудникам надо по-новому.
МРОТ с 1 июля 2016 года в России по регионам. Таблица
Округ | Регион | Размер МРОТ в 2016 году (руб.) | |
Центральный федеральный округ |
Для работников компаний и ИП | Для работников бюджетной сферы | |
Белгородская область | 8694 | ||
Брянская область | 7500 | ||
Владимирская область | 7500 | ||
Воронежская область | 6204 | ||
Ивановская область | 8645 | ||
Калужская область | на уровне областного прожиточного минимума для трудоспособного населения | ||
Костромская, Курская области |
на уровне областного прожиточного минимума для трудоспособного населения |
7500 | |
Липецкая область | не ниже 1,2 областного прожиточного минимума для трудоспособного населения за 4 квартал предыдущего года | 6000 | |
Московская область | 12 500 | ||
Орловская область | 9778 | ||
Рязанская область | 7500 | 6350 | |
Смоленская область | 6400 | ||
Тамбовская область | 7500 | 6240 | |
Тверская область | 7280 | 7500 | |
Тульская область |
С 01.08.2016: |
С 01.08.2016: |
|
Ярославская область |
8021 (для малых и средних компаний) |
6300 | |
г. Москва | 17 300 | ||
Северо-Западный федеральный округ |
Карелия |
на уровне прожиточного минимума |
7213 - для северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша 5796 - для остальных районов |
Коми | 6500 | ||
Архангельская, Вологодская, Псковская области |
7500 | ||
Калининградская область | 10 000 | ||
Ленинградская область | |||
Мурманская область | 13 650 | ||
Новгородская область |
на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения |
6204 | |
Санкт-Петербург | 11 700 | ||
Ненецкий авт.округ | 6204 | ||
Южный федеральный округ | Адыгея, Калмыкия | 7500 руб. | |
Краснодарский край |
на уровне краевого прожиточного минимума для трудоспособного населения |
7500 | |
Астраханская область | 7500 | ||
Волгоградская область |
не ниже 1,2 прожиточного минимума для трудоспособного населения |
7500 | |
Ростовская область | 7500 | ||
Северо-Кавказский федеральный округ | Дагестан, Ингушетия | 7500 | |
Кабардино-Балкария |
на уровне прожиточного минимума за 4 квартал истекшего года для трудоспособного населения |
7500 | |
Карачаево-Черкессия | 7500 | ||
Северная Осетия - Алания | 7500 | ||
Чеченская Республика | 8252 | ||
Ставропольский край | 8588 | ||
Приволжский | Башкортостан | 7500 | |
Марий Эл | 9251 | ||
Мордовия, Удмуртия | 8625 | ||
Татарстан | 6204 | ||
Чувашия | 7500 | ||
Пермский край | на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения | ||
Нижегородская область | 7500 | ||
Оренбургская, |
7500 | ||
Саратовская область | 7500 | ||
Ульяновская область | 6500 | ||
Уральский федеральный округ | Курганская область | 7500 | |
Свердловская область | 8862 (с 01.10.2016) | ||
Тюменская область | 7700 | ||
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра | устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате | ||
Челябинская область | 6350 | ||
Ямало-Ненецкий авт. округ | 12 431 | ||
Сибирский федеральный округ | Алтай |
7438 - для работников компаний и ИП сельского хозяйства |
7500 |
Бурятия, Тыва, Хакасия |
7500 | ||
Алтайский край | 9400 | 7500 | |
Забайкальский край | 8095 | 6044 | |
Красноярский край | 9544 | 6204 | |
Районы Крайнего Севера Красноярского края |
16 130 - г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район 14 269 - Северо-Енисейский район 19 009 - Эвенкийский муниципальный район 15 313 - Туруханский район 15 200 - г. Енисейск |
||
Иркутская область |
12 652 - для районов Крайнего Севера 9 717 - для других местностей 7500 - для работников организаций сельского хозяйства |
10 122 руб. - для районов Крайнего Севера 7 774 - для других местностей |
|
Кемеровская область | 13 617 | ||
Новосибирская область |
6600 - для работников организаций сельского хозяйства |
9030 | |
Омская область | 7135 | 7500 | |
Томская область |
8925 - г. Томск |
7500 | |
Дальневосточный федеральный округ | Республика Саха (Якутия) | 15 390 | |
Камчатский край | 18 230 | 15 800 | |
Приморский край | 7500 | ||
Хабаровский край |
11 414 - для юга края 12 408 - для районов Крайнего Севера 14 269 - для Аяно-Майского района 15 510 - для Охотского района |
||
Амурская область | 7500 | ||
Магаданская область | 20 250 | 18 750 | |
Сахалинская область | 16 838 | ||
Еврейская область | 7500 | ||
Чукотский авт. округ | 6204 | ||
Крым | Крым | 7042 |