«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования. Необходимость модернизации образования. фгосы и их значение Модернизация дошкольного образования в условиях модернизации

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как условие совершенствования качества образования в современной дошкольной образовательной организации»

Тема: «Модернизация содержания дошкольного образования в условиях

реализации ФГОС ДО »

Выполнена: Зайцевой Людмилой Михайловной,

воспитателем первой квалификационной

Руководитель:

Литвинова Р.М, к.п.н., доцент кафедры

дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО

заслуженный учитель РФ. руководитель

кафедры дошкольного образования

г. Ставрополь, 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Социально – экономические изменения, которые происходят в нашей стране в последние десятилетия, не могли не затронуть образование. В системе отечественного дошкольного образования, также произошли радикальные изменения. Модернизацию образования требует сама жизнь. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.

В чем заключается модернизация дошкольного образования?

    удовлетворенность населения качеством дошкольного образования,

    обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

    внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

    создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

    Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС).

I Глава. ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования. Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через: общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

    полноценного проживания ребенком всех этапов детства

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

    признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта

Меняется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто посторонними наблюдателями.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, и другие Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются требования к результатам освоения программы.

В ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются требования к предметно-развивающей среде. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Также обозначены основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

II Глава. Подготовка базового ДО в работе стажировочной площадке

Модернизация системы дошкольного образования выполняет одну из главных задач - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. направлена на обновление Российского дошкольного образования, в которой запланировано новое качество образовательных результатов. Проследим поэтапное развитие системы дошкольного образования в Ставропольском крае.

26 сентября 2011 года №867-пр Министерством образования Ставропольского края муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №53 «Солнышко» утверждено базовой площадкой для проведения практической части в рамках федеральной стажировочной площадки по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования". В рамках базовой площадки детский сад будет отрабатывать проект в течение 2011-2013 года по теме: « Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно - целевого подхода темой, как и полагается, созвучной с основным направлением стажировочной площадки Ставропольского краевого института развития образования. Целью данной темы является взаимодействие дошкольного учреждения и органов местного самоуправления по охвату детей дошкольным образованием.

14 ноября 2011 г. состоялось первое практическое занятие для методистов отделов образований администраций муниципальных районов СК под руководством куратора Лота 1, заведующего кафедрой дошкольного образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Р.М.Литвиновой

Слушателям была предоставлена возможность ознакомиться с практической реализацией ФГТ в разнообразных моделях и формах дошкольного образования, формой работы по взаимодействию с общественностью: родительской, педагогической и более широкими кругами населения, организацией работы платных дополнительных образовательных услуг.

Итоги работы практического занятия были подведены за круглым столом по теме:

«Вариативные подходы к решению доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования».

6 ноября 2013года состоялось практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации на тему "Развитие личности дошкольника в ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Воспитателям был продемонстрирован фильм о деятельности базовой площадки.

Руководитель Сечина Л.П. представила модель современного детского сада, рассказала о I Всероссийском съезде дошкольных работников, перспективах развития дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. В рамках занятия были показаны интерактивные формы и методы работы с детьми (метод проектов, технология детской журналистики), мастер - класс "Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста". Со слушателями было проведено тестирование с помощью системы голосования по нормативно - правовым и методическим документам дошкольного образования, тренинг "Психологическая готовность педагогов к введению инноваций".

В заключительной части практического занятия состоялся обмен мнениями о работе базовой площадки.

9 апреля 2014года прошла стажировка специалистов отдела образования и заведующих детских садов Красногвардейского района по теме « Готовность дошкольной организации к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Слушатели имели возможность непосредственно включиться в реальный процесс перехода дошкольной организации на стандарт. Программа стажировки была насыщена разнообразным содержанием деятельности организации по переходу на ФГОС дошкольного образования и представлена в форме анализа «дорожной карты», плана действий по обеспечению введения стандарта на заседании «рабочей группы».

В процессе работы руководители детских садов познакомились с современными технологиями построения предметно – пространственной развивающей среды, насыщенной современным, игровым развивающим мультимедийным оборудованием, соответствующим возрасту детей и требованиям времени. Образовательная деятельность была представлена элементами художественно – эстетического и физического развития воспитанников, а воспитателями старших возрастных групп проведен показ непосредственно образовательной деятельности по математике и логике, исследовательской деятельности и сделан самоанализ занятий с учетом требований стандарта. Использована уникальная возможность осуществления тестирования с помощью системы голосования по проверке знаний слушателей современной нормативно – правовой базы дошкольного образования.

Согласно стандарта дошкольного образования, ранняя коррекционно-развивающая и социально-педагогическая помощь осуществляется педагогическим работником посредством психолого – педагогического сопровождения ребенка. Наибольший результат в этом направлении достигается после занятий воспитанников в сенсорной комнате и в этом убедились заведующие, которые в ходе тренинга получили установку на успех в реализации стандарта дошкольного образования.

В период модернизации дошкольного образования запланировано обеспечить новыми ориентирами в практической работе муниципальных органов управления образованием Ставропольского края, работников дошкольных образовательных учреждений всех категорий. Сегодня эти ориентиры отработаны в базовых дошкольных учреждениях Ставропольского края, являющихся активными участниками федерального эксперимента. На основе сложившейся системы дошкольного образования, разработана региональная модель управления развитием системы дошкольного образования в Ставропольском крае, где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость.

Особенностью модели регионального управления дошкольными учреждениями, является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только муниципальная система управления дошкольным образованием, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

Участие в Федеральном эксперименте по модернизации муниципальных систем дошкольного образования обязывает не просто пересмотреть состояние дошкольного образования в Ставропольском крае, определить конструктивные подходы к дальнейшему развитию качества дошкольных образовательных услуг, которым сегодня в образовании отдаются приоритеты.

III Глава. Результативность работы ДОУ в Ставропольском крае

В сентябре 2013 г, как мы все знаем, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Р.Ф», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

От 23.11.2009 №655 « Об утверждении и введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

От 27.10.2011 г № 2562 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Но основным событием для дошкольных работников стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ МИНОБР науки России от 17.10.2013 г № 1155) и вступили в силу с 1 января 2014 г

Признание утратившим силу приказа № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и введение ФГОС дошкольного образования предполагает корректировку всех раннее составленных документов и приведение в соответствие с требованиями Стандарта. Внесенные изменения должны быть не формальными, сопровождаться конкретными преобразованиями всего образовательного процесса.

С проектом ФГОС педагоги нашего ДОУ ознакомлены были во время его обсуждения. А.Г.Асмолов, возглавляющий рабочую группу по разработке Стандарта регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Были организованы серии вибинаров, которые мы также слушали всем коллективом, имели возможность задавать вопросы. Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере дошкольного образования.

В связи с этим перед нашим коллективом также встала задача подготовить дошкольную организацию к введению ФГОС.

Заведующей ДО издан приказ « О подготовке к переходу ДО на ФГОС». Переход - это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогических кадров к реализации Стандарта. Здесь у нас возникли трудности в том плане, что у нас в детском саду нет ни одного педагога – дошкольника, всех необходимо переподготовить, что мы и включили в первоочередные задачи. Анализ показал, что очень мало ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. В первую очередь познакомили педагогов с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от

10.01 2014 г № 08-10 по введению ФГОС, в нем предусмотрены следующие направления:

    Создание нормативно – правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования,

    Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Финансово – экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Затем составили план по введению ФГОС в детском саду (куда включены следующие разделы)

    Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС

    Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

    Организационное обеспечение введения ФГОС

    Методическое обеспечение введения ФГОС

    Материально – техническое обеспечение введения ФГО

Он разработан рабочей группой. (рабочая группа создана приказом заведующей) Введение ФГОС ДО, по моему мнению, даст хорошие результаты в развитии личности ребёнка в дальнейшей перспективе, для этого необходимо, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития при поддержке государства.

ФГОС ДО требуют от педагогов овладение новыми технологиями, обеспечивающими индивидуализацию воспитания; достижение планируемых результатов; непрерывное профессиональное совершенствование.
Стандарт ДО даёт возможность действовать в зависимости от потребностей ребёнка, семьи, системы образования; разными способами прийти к результату, помочь ребёнку вырасти развитым и полноценным. Здесь упор делается на развитии возможностей детей, связанных с креативностью, заинтересованностью, свободой, возможностью общаться, находить информацию или выбирать род деятельности. Основную роль в этом играют педагоги, владеющие современными способами обучения и воспитания, создания благоприятной среды в детском саду. Педагог должен относиться к ребёнку, как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение.

Должна измениться методическая работа, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий. А качество дошкольного образования должно не только соответствовать стандарту, но при этом еще и «нравиться» потребителю, учитывать интересы и потребности ребенка и его семьи.

Заключение

Несмотря на то, что очень много вопросов, много надо сделать, наш коллектив готов приложить все силы, чтобы успешно перейти на ФГОС и работать по новым стандартам.

Начали работать по плану перехода на ФГОС. На данный момент в детском саду пересматриваются перспективные планы, во всех возрастных группах строятся с учетом интеграции образовательных областей. Отказываемся от учебной деятельности (кроме подготовительной группы), обучение проходит в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду в игровой форме. Планируем и проводим с детьми такую игровую форму, как проекты, долгосрочные и кратковременные.

Особенно стоит отметить создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей. для этого создается соответствующая предметно – развивающая среда, в группах и на участке, где соблюдаются все принципы построения развивающей среды, делается упор на принцип возрастных и гендерных различий. (модель прилагается приложение № 2)

В детском саду особое внимание уделяется к личности каждого ребенка. Наша ДО стремиться к соблюдению принципов индивидуализации педагогического процесса. Одна из годовых задач нашего учреждения «Способствовать реализации личностно – ориентированных технологий с целью улучшения качества работы и достижения оптимальных результатов воспитания и обучения дошкольников»

Воспитателями разрабатываются рабочие программы для всех возрастных групп. Пересматривается образовательная программа ДО в соответствии с ФГОС, программа развития Д О.

Оплата труда дошкольных работников выплачивается по новой системе оплаты, труд каждого педагога оценивается индивидуально через стимулирующие выплаты. Дифференцированный подход позволяет стимулировать труд педагогов по результатам работы.

Хочется надеяться, что работая, по новым ФГОС, мы сможем повысить качество дошкольного образования, сохранить здоровье наших детей, и обеспечить благополучные условия для всестороннего развития ребенка.

Литература.

    Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

    Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

    Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

    Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8

    Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

    Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

    Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93

    Дошкольное образование №4 2014г.

В сентябре 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление о модернизации системы дошкольного образования. Конечно, по большей части постановление подразумевало выделение дополнительных средств для регионов РФ, но без них невозможно проведение ни одной реформы. Можно считать, что этим он дал старт всем регионам. К тому же с 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в котором немалое место уделяется именно дошкольному образованию. А уже с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования.

Уже давно считается аксиомой то, что без достойного дошкольного образования не будет хорошего школьного. Она легко подтверждается и в теории, и на практике. Не занимаясь дошкольным образованием, государство не только проигрывает в школьном образовании, но и рискует не получить поколение человеческого капитала государства.

Что является самой главной проблемой в дошкольном образовании на сегодняшний день практически во всех регионах России?

Как бы это ни казалось странным, это отсутствие достаточных мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Программы последнего десятилетия по улучшению демографической ситуации и увеличению рождаемости приносят свои плоды, однако вместе с тем появляется новая проблема – очереди в детские сады, которые в некоторых регионах просто запредельные. И если не принимать адекватных мер по устранению очереди, то с учетом демографического роста очереди будут только увеличиваться. Для этого в разных регионах планируются и проводятся разные мероприятия.

Понятно, что площадь существующих детских садов физически невозможно увеличить, однако в некоторых регионах уплотняются группы до максимального количества детей по существующим стандартам. Строятся новые детские сады, выкупаются здания, которые были дошкольными учреждениями двадцать лет назад. Именно на строительство и реконструкцию планируется потратить основные средства, которые выделяются Правительством РФ на модернизацию дошкольного образования.

Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволит практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием . Это первое направление модернизации дошкольного образования.

Кроме того, изменяется система финансирования дошкольных учреждений, вводится единый федеральный стандарт дошкольного образования. Финансирование дошкольных учреждений перешло с муниципального на региональный уровень. Это позволяет решить несколько задач, в том числе поэтапный рост заработной платы сотрудников государственных и муниципальных дошкольных учреждений, а также повышения качества дошкольного образования.

Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование становится частью общего образования, его первой ступенью, а это значит, что оно, как и школьное, тоже должно быть стандартизировано. В регионах утверждаются циклы мероприятий, которые обеспечивают стандартизацию дошкольного образования , а также его вывод на достойный уровень.

К тому же, реализация программы постепенно приводит к оснащенности детских садов информационными технологиями, а также спортивными оборудованиями и современными детскими площадками, учебно-лабораторным инвентарем и транспортными средствами. Создание и ведение собственных сайтов у дошкольных учреждений – это тоже заслуга модернизации дошкольного образования, поскольку такой пункт был представлен в качестве ожидаемых качественных изменений.

Модернизация дошкольного образования, как любая реформа, невозможна без обучения кадров. Формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений создается с целью повышения общей квалификации педагогов дошкольных учреждений . Этому способствует как указанная выше реформа заработной платы, так и разработка профессионального стандарта для педагогов, занятых в дошкольном образовании.

Также можно отметить создание ресурсных центров в регионах , которые осуществляют координацию процессов развития дошкольного образовательного по выявлению и поддержки одаренных детей в раннем возрасте, а также развитию способностей и профессионального становления. Педагоги каждого дошкольного учреждения должны владеть знаниями дополнительных профессиональных программ.

Одним словом, модернизация дошкольного образования – это целая система сводов, Законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества. Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявится или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .





.

  • Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования .

    • Рост востребованности предлагаемых услуг и социально-образовательной открытости муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
    • Увеличение удельного веса детей от 1 года до 7 лет в получении услуг дополнительного образования.
    • Повышение имиджа и конкурентоспособности МБДОУ на рынке образовательных услуг.

Система управления .

  • Система управления .

    • Улучшение материально-технической базы МБДОУ через финансирование из внебюджетных средств.
    • Улучшение качественного состава педагогических кадров, занятых в предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.
    • Повышение эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
    • Сохранение кадрового состава МБДОУ за счет дополнительного финансирования заработной платы.
    • Ослабление адаптационного синдрома воспитанников при переходе пребывания на полный день в детском саду.






  • Индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта:

  • Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ к различным формам медико-психологической и педагогической помощи.(%)

  • Удельных вес детей, охваченных различными формами дополнительных платных образовательных услуг.(%)

  • Удельный вес детей 5-7 лет, охваченных предшкольной подготовкой, (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). (%)

  • Удельный вес расширения дополнительных платных образовательных услуг. (%)

  • Удельный вес педагогов, задействованных в организации и предоставлении платных дополнительных образовательных услуг. (%)


Условия реализации проекта:

  • Условия реализации проекта:

  • Готовность руководителя и педагогического коллектива к оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

  • Востребованность платных образовательных услуг родителями, социумом.

  • Достаточное ресурсное обеспечение: наличие помещений, оборудования, детской мебели, дидактического материала, компьютерных технологий по коррекции речевых нарушений («Игры для Тигры», «Говорим правильно», «Домашний логопед»).

  • Квалифицированный состав педагогов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы раннего возраста с медицинским образованием, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, старший воспитатель.

  • Наличие собственных методических разработок,

  • авторских дидактических игр


Преимущества:

  • Преимущества:

  • Повышение финансовых возможностей МБДОУ при минимальных затратах на организацию и проведение ПДОУ.

  • Использование новых информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность коррекционно-образовательного процесса.

  • Позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий.

  • Стабилизация кадрового состава МБДОУ за счет увеличения заработной платы.


Модернизация дошкольного образования

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный №30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и и приказом Министерства образования Московской области от 26.02.2014г. №780 «Об утверждении плана мероприятий по внедрению федерального образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях области» утверждены:

  • план перехода дошкольных образовательных учреждений Московской области, г.о. Орехово-Зуево по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Положение о муниципальной рабочей группе по координации научно - методического сопровождения введения ФГОС ДОО в муниципальные образовательные учреждения Московской области г.о. Орехово-Зуево.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка. В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное образование, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС ДОО).

ФГОС ДОО представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

В ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:

ü комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:

ü построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

ü организации разнообразной игровой деятельности;

ü использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ.

В работах известных современных исследователей Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

Решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи"

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному

детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.

В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях

Модернизация дошкольного образования - это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.

Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение

следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного образования;
  • формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.

Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов

различного уровня:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
  • образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
  • Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
  • дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
  • (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)

Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются

новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии

его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» - разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно - коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно - коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы, заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.

В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • Обогащение аплификациии детского развития;
  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Требования к условиям реализации ООП ДО . По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Выделение последней группы обусловлено направленностью

программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО

— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия

уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • и их физическое развитие;
  • в организации различных видов деятельности воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • в реализации информационно-коммуникационных технологий;
  • в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
  • и пр.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:

  • какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
  • хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
  • повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
  • каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?

В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп

различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.

При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,

не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность

привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.

Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.

Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),

а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.

Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной

организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей

и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение

требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного

и начального общего образования и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.

В ФГОС ДО прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:

проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;

сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;

проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных

документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.

Итак, подытожим выше сказанное:

ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В ФГОС ДО не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
  8. Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
  9. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
  10. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.

Документы для скачивания:

Loading...Loading...