План-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему: Конспект открытого непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования Тема:" Разноц

Валентина Пронина

Здравствуйте,уважаемые коллеги!

Хочу представить Вашему вниманию наш лепбук «Матрешкины потешки».

Лепбук- сравнительно новая форма средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС.

Понравилось мне это пособие тем, что его можно использовать: во первых,с детьми любого возраста,а во вторых,не только в подгруппой, но и в индивидуальной форме работы.

Так как детки моей группы маленькие им 1,5г. -2г., свой лепбук я решила сделать более доступным для их возраста.

Для этого я использовала коробки с завязками, папки с клепками, удобные свободные кармашки, чтоб у детей при манипуляциях с ними развивались: интерес,логика, любопытство, мелкая моторика.

В кармашки поместила дидактические игры, дидактические пособия и детские работы по данной теме лепбука.

Основная идея составления лепбука состоит в том, что все игры и пособия объедены одним мотивом, они связаны с потешками о матрешках.

Игры и пособия которыми наполнили лепбук выполняли все месте: я с малышами группы, родители, старшие братья и сестры воспитанников.

Цель лепбука

:закрепление знаний о матрешке в ходе тематической недели "Народная игрушка-матрешка"

Результаты использования лепбука

:понимание и быстрое запоминание стихов и потешек, развитие мелкой и крупной моторики,сенсорных качеств, проявление повышенного интереса к содержанию,умение играть дид. играми, проявление самостоятельности при работе с лепбуком.

: дид. игра "Назови, кто это?", дид. игра"Большая,маленькая матрешки",дид. игра"Наряди матрешку",дид. игра"Спрячь матрешку от мышки",дид. игра"подбери пару", дид. упр. "подуй на горячий чай", дид. пособие "платочки для танцев", дид. пособие"мобиль-хоровод матрешек", детские работы-рисунки,различные силуэты матрешек.

Лепбук "матрешкины поте шки"

первый карман- дид. упр. "Кто там !"

Открываем на главной странице карман «матрешкины потешки»- там находятся разнообразные матрешки,выполненные родителями,старшими братьями и сестрами малышей.



«Матрешки с сюрпризом» - на каждой матрешке сзади наклеены тексты со стихами и потешками о матрешках для чтения детям (что удобно для педагога)


Открыв главную страницу лепбука, видим внутри много различных кармашков.

карман с дид. игрой "большие и маленькие матреш ки"



карман "красивые платоч ки"

Матрешки любят танцевать с платочками,достаем из кармашка красивые платочки для танцев (сшили мамы)


художественная деятельность "платочки для матреш ки"


карман с детскими работами


в кармашке разноцветный ковр ик


физ. упражнение "большие ноги идут по дороге"






дид. мобиль "матрешки встали в хоров од"




карман с дид. игрой "нарядим матреш ку"



карман с аудиодиском для прослушиван ия


дид. игра "спрячем матрешку от мыш ки"


дид. игра "подбери па ру"


дид. упр. "подуем на горячий ч ай"

Вот таким получился наш первый леп бук.

Спасибо за внимание!

Цели:

  1. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности (хореографические и музыкальные).
  2. Содействовать патриотическому воспитанию школьников; познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

Ход мероприятия

(звучит народная музыка «Коробейники»)

Ведущая: (на фоне музыки) Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. О чем сегодня на занятии пойдет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Раскрасавицы-подружки
Знамениты на весь мир.
Для детей они – игрушки,
А для взрослых – сувенир. (ответы детей)

Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке – матрешке.

Словно репка она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Как две радуги выгнуты брови.
Губы – мака пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.

Так же с третьей, четвертой и пятой –
Вынимай их одна за другой!
Пусть становятся в ряд, что солдаты
Рдеют щеки и брови – дугой.
Бус цветнистых на них мы нанижем,
А милей они чопорных дам,
И дивятся им Лондон с Парижем.
И, должно быть, завидуют нам.
Всеволод Рождественский

Для начала, ребята, расскажите нам, что вы знаете о матрешке.

МАЛЬЧИКИ

    У меня матрешка есть,
    Новая игрушка,
    В жёлтом сарафанчике
    Славная толстушка.

    А её откроешь –
    В неё сидит вторая,
    Вся в зеленом, как весной
    Травка молодая…

    А вторую отвернешь –
    Там еще матрешка.
    Та матрешка вовсе крошка,
    То – любимая матрешка.

    Вся она как маков цвет –
    Сарафан на ней надет
    Алый, как цветочек,
    И под цвет платочек.

    Пуще всех её храню,
    Больше всех её люблю,
    Маленькую крошку –
    Красную матрешку.
    З. Медведева

ДЕВОЧКИ


    У матрёшки синеглазой
    С балалайкою в руках,
    Сарафан расшит тесьмою,
    Весь в лазоревых цветах.

    Раскрываешь расписную,
    Глядь – а в ней ещё одна,
    И похожа на большую –
    Распрекрасная краса!

    Только милая девица,
    Развернув гармонь слегка,
    Песню распевает лихо.
    А за ней ещё одна.

    На трещётке, изловчившись,
    Такт весёлый отстучит,
    Половинкою раскрывшись,
    К нам меньшую пригласит.

    Пять красавиц расчудесных,
    В сарафанах, что в цветах,
    В красках солнечных небесных!
    Песни русские в стихах.
    Елена Камышная

Ведущая: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство их пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её.

Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. Вот так и родилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”.

Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем.

1-й мальчик:

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.

Ведущая: Назвали куклу «Матрёна с петухом», так как в руке она держала петуха. А внутри устроились её дети: старшие дочки – помощницы – в фартучке с серпом, а ещё мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными и весёлыми. Это было в 1899 году, а в апреле 1900 года владелица мастерской М.А. Мамонтова отвезла матрёшку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки.

2-й мальчик:

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
С. Жульков «Русская матрёшка»

Ведущая: Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде.

Наиболее известны четыре вида матрешек: семеновская, загорская, полхов-майданская и вятская.

(выходит девочка, у неё в рука загорская матрёшка)

Девочка:

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрёшка семёновская

(выходит девочка, у неё в руках семёновская матрёшка)

Девочка:

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

(выходит девочка, у неё в руках майдановская матрёшка)

Девочка:

Я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

(выходит девочка, у неё в руках вятская матрёшка)

Девочка :

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

Я матрешка-сувенир
В расписных сапожках
Прогремела на весь
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы
До чего румяна я;
Щеки, словно розы!

Ведущая: Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма.По этим куклам любой ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду.

Каждая матрешка загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Ведущая :

Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

(девочки поют частушки и танцуют)

    Мы матрёшки, мы подружки,
    Утром рано мы встаём.
    Вшестером поём частушки
    И танцуем вшестером.

    Мы – весёлые сестрицы!
    Мы – матрёшки-озорницы!
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Любим в прятки поиграть!

    Если любите вы шутку,
    То зажмурьтесь на минутку,
    Сосчитайте до пяти,
    Нас попробуйте найти.

    Мы веселые матрешки.
    На ногах у нас сапожки.
    В сарафанах наших пестрых
    Мы похожи словно сестры.

    Никогда мы не скучаем,
    Шесть у нас платочков есть,
    Чашек шесть у нас для чая
    И салфеток тоже шесть.

    И кроваток нам не нужно,
    Потому что в час ночной
    Спим мы вместе, спим мы дружно,
    Спим мы все одна в другой.

    Мы частушки вам пропели,
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

Ведущая :

Давайте, друзья
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Ю. Володина

Я предлагаю вам игру «Назови матрёшку старинным русским именем». Задание – назвать дружную семью матрёшек старинными русскими именами. Для этого создадим две команды по 5 человек: команду мальчиков и команду девочек. Перед вами 2 столика с матрёшками, каждая команда по очереди берёт матрёшку, начиная с самой маленькой, называет имя и вкладывает матрёшку в другую, постепенно собирая игрушку. Чтобы имена не повторялись, за игрой будут наблюдать два «эксперта», у мальчиков «экспертом» будет девочка и наоборот. Кто начнёт первым, сейчас узнаем с помощью считалочки.

Считалочка

Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена.
Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
В. Степанов

Игра «Назови матрёшку старинным русским именем».


Ведущая : Интересно, а как же рождается матрешка? Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два–три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Сначала вытачивает самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.

Девочка :

Нам, конечно, интересно
Про матрешек рассказать,
Но неплохо бы напомнить:
Когда мы будем танцевать?

Исполнение танца «Русские матрёшки» автор музыки Эдуард Скороходов

Ведущая:

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! ...Гармошка?
Нет! ...То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Владимир Моисеев


Ведущая : В чем же секрет такого успеха и долголетия матрёшки?

Что за чудо, что за прелесть этот русский сувенир,
Облетевший всю планету,
Покоривший целый мир!
И проста, и так понятна
Форма есть, как хороша!
Остается лишь загадкой наша русская душа!

Ведущая : В Европе матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешка приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили.

Мальчик: (держит в руках матрешку )

Мы матрешку сбережем,
Через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали ее в руки.

Ведущая : Пока будет жить матрёшка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с её зажигательными танцами,задорными частушками и чудесными душевными песнями.

(выходят дети, у них в руках флажки РФ)

Исполнение песни «Моя Россия» (слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве)


Финал (Дети хором повторяют РОССИЯ!!! РОССИЯ!!! РОССИЯ!!! Машут флажками)

«ПРАЗДНИК КРАСОТЫ»

Оформление кабинета:

  1. Павловский платок
  2. Матрешки
  3. Жостовский поднос
  4. Хохлома
  5. Гжель
  6. Рисунки
  7. Репродукция “Царевна лебедь” Врубеля
  8. Фотографии “Розы”

Учитель:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий.

“Некрасивая девочка”

У нас сегодня очень интересный урок. Я хочу поговорить с вами, наверное, о самом важном в каждого человека – о красоте! Обратите внимание на все предметы, которые находятся в нашем кабинете. Скажите, что глядя на них, вас волнует, что радует, удивляет… (ребята высказываются: яркие краски, древние традиции разнообразие предметов и. т.) Но знаете ли вы о том, что в каждом из этих предметов живет еще и своя маленькая тайна? Давайте еще раз получше рассмотрим их. Вот матрешка. вы с ней уже знакомы? Она красивая?

Ученики: “Диво дивное – матрешка”

Была она неструганым

Обычным чурбачком,

А стала русской куклою

С круглящимся бочком.

Одета, как красавица,

Всем нам очень нравится

Разноцветный сарафанчик

Яркий, будто одуванчик.

И цветами и узором

Всем хорош ее наряд.

Ну, а самое чудное –

Внутри деточки сидят!

Открывается одна –

И… такая же видна.

Раскрываем мы вторую –

Вынимаем расписную!

И красавицы в рядок

Хоровод ведут широк.

После сложим, как в лукошко,

Диво дивное – матрешку.

Ведущая: А сейчас девочки исполнят песню

Ученики:

“Матрешка”

Мой дружок Андрюшка мне принес игрушку.

Яркая красавица, сразу мне понравилась.

Разрисована в узорах, я совсем без разговоров

Что игрушка, просто чудо и со мной она повсюду.

Припев:

Матрешка, матрешка нарядная

Забавная, круглая, ладная.

Игрушка моя деревянная

Красивая, добрая, славная.

Пляшет под гармошку русская матрешка.

Заодно с игрушкою пляшем мы с Андрюшкою.

Посмотрите в наши лица, как приятно веселиться.

Мы усталости не знаем - всех на танец приглашаем.

Припев;

Матрешка, матрешка нарядная

Забавная, круглая, ладная

Игрушка моя деревянная

Красивая, добрая, славная.

Проигрыш Припев:

Матрешка, матрешка нарядная

Забавная, круглая, ладная

Игрушка моя деревянная

Красивая, добрая, славная.

Эх! Игрушка народная.

Для гостя ты самая модная.

Эмблема искусства - российского

Подарок для самого близкого.

Эх!

Ведущая: А вот русская народная шаль! Она красивая?

Ученики:

Будто чудная жар – плица

Крыльями взмахнула.

Это красная девица

Головой качнула.

На головке был надет

Яркий, будто самоцвет –

Квадрат ткани расписной,

Разноцветный, с бахромой.

Тут розан и лепесток,

Тут травинка и цветок…

И все вместе это чудо –

Русский павловский платок!

Ученики: стихи Л. Кузнецовой

“Павлово посадский платок”

Вот подарки, так подарки!

Краской огненной горят!

Кто искусно расписал,

Этот сказочный овал!

И скажите нам откуда

Появилось это чудо!

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки!

Ученики: поют частушки. “Дымка”

Вынимайте земляки

Поскорее кошельки!

Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас щечки крендельком,

Щечки будто яблочки

С нами с издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

С лентами и бантами,

под руку с франтами

Мы гуляем парами, проплываем павами.

Барышни красивые, очень-то смешливые

На плечах-то шубка, да с оборкой юбка!

Мы подружки – хохотушки

Все частушки вам пропели –

Наступает “Розы” время!

Ведущая:

Посмотрите теперь на это чудо. Роза – королева цветов! (на столе появляется ваза с розой.) приглядитесь, и Вам покажется, что она сияет.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

С. Маршак

Недаром древние греки и римляне создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Анакреон писал, что роза впервые появилась из белоснежной морской пены у ног Афродиты (богини любви и красоты), когда та в первых лучах солнца выходила из моря. Существует предание, согласно которому египетская царица Клеопатра, принимая в зале пиршеств Марка Антония, приказала усыпать пол лепестками душистых роз…

Но мы живем в России. Россия – центр христианской, точнее православной цивилизации. А в христианском мире роза занимает особое место. Это символ милосердия, душевной чистоты и возвышенной любви, т.е. тех чувств, которые возносят наше сердце к творцу всего мира – к Богу.

Ученики: “Розы”

По июньским покосам рассыпаны спелые росу,

Соловьи в ожиданье рассвета поют,

Розы светят как зори, а зори как свежие розы

В белогривых туманах неслышно цветут.

Ведущая:

Наверняка именно такая дивная роза побудила художников к созданию узоров на русских шалях, платках, сарафанах и матрешках.

Говорить и петь о красоте цветов, особенно если речь идет о розах можно бесконечно т.к. они прекрасны в любое время года.

Ученики: “Пять февральских роз”

У зимы свои капризы - спит под снегом сад,

Но крадется по карнизу теплый ветром март.

Воробьи друг друга дразнят у оконных рам,

Скоро праздник, добрый праздник бабушек и мам.

Припев:

Пять февральских роз не замерзли под снегами,

Пять февральских роз спрятала метель.

Пять февральских роз подарю любимой маме.

Пять февральских роз освежит капель.

Я услышу за окошком звонкий крик грачей.

На снегу видны дорожки солнечных лучей.

И капель играет гаммы звон от зимних слез,

Расцвели опять для мамы пять февральских роз

Припев тот же.

Ведущая:

Хочется вспомнить еще об одном красивом и нежном цветке – о ЛИЛИИ! сколько прекрасных слов можно сказать об этом цветке, о его чистоте и красоте.

Ученики: песня “Лилия” исполняют Валенцева Таня, Петрова Юля, Курдюкова Вика. Автор песни: Юрий Верижников.

«Лилия»

Словно в сказку я дверь открываю, Такого чуда не видела я.

Предо мною стоит живая, мать - природа, Озёрный край, уведя меня от тропинки, Красотою своею, маня, ты стоишь, А вокруг кувшинки - очень строго Глядят на меня.

Припев:

Среди могучих дубов и сосен. И среди голубых озёр Пробивается ранняя осень -Время таинств, надежд и грёз. Пусть тебя это всё охраняет -Рябь воды и чайки крик.

Только чуточку изменяет-твой волшебный И дивный миг.

Припев:

Белая, белая лилия - озёр украшенье, Царица цветов водяных. Дивная, стройная, милая На удивленье, одна среди многих других.

Ведущая: Ребята, посмотрите, а как называется эта КРАСОТА?

Ученики: отвечают хором – ХОХЛОМА.

Ведущая:

Посмотрите ребята, она красивая. Она одним из самых ярких направлений в области народного декоративного творчества.

Хохломское искусство возникло и развивалось в Нижегородском Заволжье, где обработка дерева достигла высокого художественного уровня. Истоки этого искусства уходят в глубину веков, когда деревенские дома украшали пышной резьбой – с русалками, львами среди ветвей и затейливыми узорными пряниками.

Ученики: стихи П.Синявской.

“Золотая хохлома”

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

В зелени травы, рощи, перелески.

Шелковые всплески солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной, сарафан парчовый,

По волнам узоров – яхонты горят

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете – нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Ведущая:

Сейчас мы поговорили об окружающей красоте, но существует же и внутренняя красота. Красота человеческой души. Мы печалимся и радуемся, любим и надеемся, можем быть сильными и смелыми. А какое замечательное слово “ВЕРНОСТЬ”. Быть верным Родине, матерее, другу, любимым. Когда я говорю о верности я почему то вспоминаю о лебедях. Наверное нет более верной птицы чем лебедь. И именно по этому издревле с это птицей сравнивали красивые поступки людей: о красивой идущей девушке говорили - «как лебедь плывет».

Но не только стихи, легенды и былины складывались об этой возвышенной птице, но многие художники изображали эту красоту на своих полотнах. Посмотрите на картину Врубеля «Царевна лебедь». Смотря на нее мы видим красоту и глубину человеческой души.

Ученики: Песня “лебединое озеро” исполняет Петрова Юля.

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Затаилось в тайге лебединое озеро.

Засветилось во тьме розовеющей проседью.

Золотая вода расстилается в трепете

Прилетают сюда белоснежные лебеди. -2 раза

Проплывают в тени как сплетенные лилии

Замирают они, обнимаются крыльями

Омывает роса и речистое озеро

Пробивается свет, темнота раздвигается,

Озаряясь в ответ, им душа отзывается

И сиянием дня над мерцанием просини

Озаряет меня лебединое озеро. - 2 раза

Ведущая:

А сейчас поговорим о “голубом волшебстве” - о декоративно прикладном искусстве старины – о ГЖЕЛЕ. Красота изделий которые расписаны гжелью прекрасны и красивы. В наше время они не менее популярны и пользуются спрос.

“ГЖЕЛЬ”

В некотором царстве, в некотором государстве.

В Подмосковье, у реки – жили люди чудаки

Красоту они любили, больше всех ее ценили.

Летом, осенью, весной, но не лютою зимой

И зима на них сердилась, вьюгой выла, ветром злилась.

Нагнала на них пургу и метели белизну.

Любо было белизне править в этой стороне

С людьми справилась зараз

Издала такой указ, чтобы было повсеместно -

Бело, чисто, белоснежно.

И настало на земле – тут раздолье белизне.

0белый снег, бела река, бело небо, облака.

Замела пурга – метель – не видна деревня Гжель.

И тоска народ взяла, белизна красу смела.

Кто поможет теперь – красоте вернуться в Гжель.

Люди от тоски немые – старцы, дети, молодые.

Сели в тройку удалые и помчались, как шальные.

Не по полю понеслись, а стрелою прямо в высь.

Там в далекой стороне, в поднебесной вышине

Как гласила всем молва

Ушла синь – синева.

Люди в ночи к ней гурьбой

Все кричат наперебой:

«Ты нам сердце успокой!»

Рассердилась синева: «Что за глупая толпа

Не пойму я ваш каприз, посмотрите лучше вниз»

Люди смотрят с высоты – «нет не правы были мы».

Как прекрасен край родной – даже лютою зимой.

Синь – синева хитроумною была

Зря словами не сорила

Всех на землю проводила

И в добавок каждому

Подарила синь – метлу.

Людям крикнула вослед:

«Разгадайте мой секрет.»

Метла взяли, словно птицы.

Начали со снегом биться – заюлили,

Замели – синь узоры нанесли

И на лед, и на сугробы – веселее стало чтобы.

Чтоб прошла печаль тоска,

Чтоб вернулась красота

И от этой красоты – люди все открыли рты.

И стоят, как заколдованные –

Синей сказкой очарованные

И я там была – той метелочкой мела

Разгадала тот секрет

Рассказать его иль нет?

Чудо метла – снег размела

На снегу то там, то тут –

Розы синие цветут.

Чудо метла – кисточка

Белым – бело – а не метель

Синие сугробы в снегу- это гжель

Ведущая:

Мне всегда было приятно наблюдать Вас во время работы. Вы были такими красивыми! У каждого в глазах светилось по маленькой доброй искорке. Знаете почему? Когда Вы творили красоту, Вы делали ее не только для себя, но и для других. Вот вам мой совет: внимательно присмотритесь как–нибудь вечером к мамам, папам, дедушкам, бабушкам в тот момент, когда они делают что-то для Вас с любовью. В их глазах Вы увидите красоту, о которой мы только что говорили. Это красота души, красота деятельной доброты. Вы согласны со мной? Может, кто-нибудь уже примечал что-либо подобное в своих близких?

Каждый человек становится красивее, когда делает добро. Красивее становится человеку и тогда, когда он видит красоту, ведь при этом красота заглядывает в его душу. Вот рядом с каждым из Вас сидит товарищ, а что если посмотреть на него и попытаться найти в нем что-то красивое и доброе. Вот, вижу, у некоторых из Вас уже просветлели лица.

Давайте поразмышляем: в чем заключается понятие красоты человека? Можно ли стать красивее, вертясь целые дни у зеркала? Кто знает пословицы, поговорки о красоте, о восприятии окружающего мира? Назовите их. Не правда ли, в них чувствуется некая осторожность в отношении к внешней красоте причем все равно, идет ли речь о человеке или о катом-то неодушевленном предмете. Наше внимание вновь и вновь почему-то обращается к внутреннему содержанию, к сущности вещей. Нас как бы удерживают от внешнего увлечения красотой, от бездумного скольжения по поверхности первых ощущений… Стары поговорки, но как современны! Почему?

  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Серенько утро – красен денек.
  • Красному утру не верь!
  • Красно говорит, а слушать нечего!
  • Шелк не рвется, булат не сечется, красное золото не ржавеет.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Красна пава перьем, а жена – мужем.
  • Рыжий да красный – человек опасный (тут красный – значит щеголь, краснобай, врун).
  • Плица крыльями сильна, жена мужем красна (т.е. о достоинствах замужней женщины судят уже по мужу).
  • Велик звон, да не красен (нехороша слава).
  • Краснее красна не вырядишься!
  • Хлеба – соли откушать, красного звону послушать (в Москве - колокольного).

Тут можно добавить, что в старину слово “красный” определения цвета могло указывать еще и на субъективное отношение к чему–либо. “Красный” значит прекрасный (характер), добротный (товар), красивый (цветок) и т.п.

Вот и кончился наш праздник. Надеюсь, теперь Вы стали чуть-чуть мудрее и кто-то из Вас подведет итог разговору, сказав нам что такое красота или как стать красивым? (Звучат короткие высказывания учеников.)


Валентин Берестов
МАТРЕШКИНЫ ПОТЕШКИ

Хлебом-солью всех встречаем, Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем. Как у нашей у Хохлатки Нынче вывелись цыплятки, А из одной скорлупочки Матреша вышла в юбочке. На заре трубит рожок, Кличет стадо на лужок: - Выходи, Буренушка! - Выхожу, матренушка! Ходят куры в стороне, Позабыли обо мне. Принесла горошку - Вспомнили матрешку. Пряники печатные, До того нарядные. Мы не сразу их съедим, А сначала поглядим. Любят маленькие детки Всевозможные конфетки. Кто грызет, а кто глотает, Кто за щечкою катает. Я цветочек вышила, "Жу-жу-жу" услышала. Села пчелка на цветок, Мастерица - наутек. Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам придем. Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки. Ложки деревянные, Матрешечки румяные. Весь народ глядит в окошки: Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка. Шла по ягоду Матрешка, Позабыла взять лукошко. "И куда ж такую сласть Мне теперь, подружки, класть?" Сели мы на карусели, На качели пересели, Сто знакомых встретили, На поклон ответили. Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке. А которая осталась, Больше всех перепугалась. У торговца, у торговки Покупали мы обновки, Щупали и меряли, Глазам своим не верили. Пыль клубится по дорожке - Едут с ярмарки матрешки, На баранах, на быках, Все с баранками в руках. Мы до полночи гостили, Нас домой не отпустили, Оставляют ночевать, Завтра снова чаевать! Матрёшкины потешки. Матрёшкины потешки Берестов. Матрёшкины потешки скачать. Берестов Матрёшкины потешки книга СССР. Матрёшкины потешки книга СССР, советская. Берестов Матрёшкины потешки художники А. Скориков и Г. Александрова, 1982, 1985, 1986 и 1987 годы. Художник А. Скориков иллюстрации СССР детская книга рисунки рис. А. Скорикова советская старая из детства детские книги Матрёшкины потешки, 1982, 1985, 1986 и 1987. Художник Г. Александрова иллюстрации СССР детская книга рисунки рис. Г. Александровой советская старая из детства детские книги Матрёшкины потешки, 1982, 1985, 1986 и 1987. Берестов Матрёшкины потешки стихи СССР Обложка оранжевая, рыжая, жёлтая, матрёшки пьют чай, за столом. Книга матрёшка СССР. Книга матрёшка советская. Книга матрёшки СССР. Книга матрёшки советская. Книга про матрёшек СССР, советская. Книга про матрёшку СССР, советская. Книга про матрёшек, матрёшка, матрёшки, стихи про матрёшек СССР Берестов Матрёшкины потешки. Книга СССР детская для детей фольклор, потешки, стихи Берестов Матрёшкины потешки. Книга про игрушки СССР матрёшки, глиняные игрушки, дымковская игрушка. Глиняные игрушки картинки. Картинки глиняных игрушек. Народные глиняные игрушки. Дымковская игрушка картинки, книга. Русская матрёшка книга СССР. Матрёшки картинки. Берестов Матрёшкины потешки книга СССР советская старая из детства. Берестов Матрёшкины потешки читать онлайн книга СССР советская старая из детства. Берестов Матрёшкины потешки скан версия для печати скачать распечатать. Берестов Матрёшкины потешки иллюстрации, картинки художники А. Скориков и Г. Александрова, 1982, 1985, 1986 и 1987 годы. Самое важное (samoe-vazhnoe) – самое важное из вашего детства. Блог Робота Самое важное из вашего детства. Мозг робота. Блог Робота. Самое важное blogspot. Блог Самое Важное. Самое важное Робот. Самое важное блогспот. Samoe vazhnoe blogspot. samoe-vazhnoe.blogspot.ru. Самое важное блогпост. Сайт самое важное ру самое важное ru. Музей детства СССР. Музей светского детства. Сайт о советских книгах для детей. Книги СССР список. Советские книги для детей каталог. Обложки советских книг для детей детских книг СССР. Советские книги. Книги СССР. Советские детские книги. Советские детские книги читать онлайн. Детские книги СССР. Детские книги времен СССР. Советская детская литература список. Советская детская литература 20 века. Детская литература советского периода. Библиотека детской литературы СССР советской старой из детства. Советские книги для детей и юношества. Музей детской книги. Книги для детей советские список. Картинки из советских сказок. Детские книги СССР список советские старые из детства. Детские книги СССР библиотека советские старые из детства. Музей советских книг для детей СССР старые из детства. Каталог детские книги СССР советские старые из детства. Детские книги СССР советские онлайн библиотека старые из детства. Советские детские книги сайт СССР старые из детства. Книга для детей СССР читать онлайн скан версия для печати советская старая из детства. Детская книга СССР читать онлайн скан версия для печати советская старая из детства. Сайт советских детских книг для детей. Советские детские книги список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Детские книги СССР книги список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Советские книги для детей список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Книги для детей СССР книги список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Сайт советских книг для детей. Сайт книги для детей СССР. Сайт детских книг СССР. Советские книги для детей сайт СССР старые из детства. Детская книга СССР. Советские книги для детей. Советские детские книги. Книги для детей советских времён. Детские книги СССР. Детские книжки СССР. Книга нашего детства. Старые детские книги. Иллюстрации из детских книг. Старые книги для детей. Старая детская книга Советский союз. Книга СССР детская скан. Детская советская книга скачать. Советская книга для детей читать онлайн. Каталог советских книг для детей. Список советские детские книги скачать. Библиотека советских детских книг. Список советских книг для детей. Каталог детские книги СССР. Детская книга 1980е. Советские книги для детей восьмидесятые 1980-ые 1980-ых 1980-е годы. Детские книги 1980х. Книга детские 80е, 1980-ые, 1980-х, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 1989 год.

Тема : «Разноцветные матрешки»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям

Задачи:

Образовательные: поддерживать интерес к народному искусству; учить детей нетрадиционной технике рисования пальчиком.

Развивающие: развивать у детей самостоятельность в выборе узора (линии, мазки, пятна, круги), способствовать развитию мелкой моторики рук. Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы самостоятельность, уверенность, аккуратность, чувство радости за совместное творчество.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек; обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины), из которого они выточены; разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминутки о матрешках; разучивание стихотворений о матрешках; презентация «Матрёшка»

Материалы и оборудование: магнитофон; игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек; силуэты матрёшек, тарелочки с гуашью красного, жёлтого, синего, зелёного цвета, влажные салфетки.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская... (Матрешка)

Правильно, это матрешка. А сейчас наши ребята расскажут стихи о матрёшках.

Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек,
Почему - то нету ножек.

Матрешка на окошке,
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять…найденыш.

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво,
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.


Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.

Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут -
Всех матрешками зовут!

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Давным-давно имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.

Воспитатель: Посмотрите, а что на них надето? (Сарафан и косынка) . А какие сарафан и косынка у матрешки? (Красивые, нарядные). А что есть на сарафане? (Цветы).

Я к вам, детки торопилась, постаралась нарядилась!

Я Матрёшенька, я круглёшенька,

Щечки пухленькие, сама кругленькая,

До чего же хороша, замечательна!

Воспитатель: Матрёшенька, а дети знают много красивых слов о тебе.

Дети называют слова

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Матрешка: Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот беда озорницы убежали. Вы их часом не видели, моих подружек – хохотушек? Пожалуйста, помогите мне их найти.

Воспитатель: Конечно, Матрешенька, мы тебе поможем. . Вы слышите, кто-то здесь шепчется? Посмотрим… Да это Матрешкины подружки-хохотушки.

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз Матрена, два - Маланья,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Воспитатель: И вовсе вы не красавицы. Ребята посмотрите, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте ему поможем. Для этого я вас сейчас превращу в мастеров. Будем украшать сарафаны пальчиком (пальцевая живопись). Рисовать будем листочки, цветочки, горошинки.

Посмотрите, как я буду рисовать. Я обмакну, пальчик в красную краску и нанесу несколько горошин на сарафан. Потом вытираю пальчик салфеткой, обмакну в желтую краску и опять нанесу на сарафан. Видите, как у меня

получается? А сейчас давайте вы сами попробуете. Вот какая красота у нас получилась!

Давайте теперь мы с ними поиграем.

Мы матрешки - вот какие крошки!

Как у нас, как у нас яркие платочки!

Как у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки - вот какие крошки,

Как у нас, как у нас на ногах сапожки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашим Матрёшенькам очень понравилось с вами играть, рисовать. Но нам с вами пора возвращаться в группу, давайте им скажем до свидания!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования и игровой технологии

Тема : «Разноцветные матрешки»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям

Задачи:

Образовательные: поддерживать интерес к народному искусству; учить детей нетрадиционной технике рисования пальчиком.

Развивающие: развивать у детей самостоятельность в выборе узора (линии, мазки, пятна, круги), способствовать развитию мелкой моторики рук. Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы самостоятельность, уверенность, аккуратность, чувство радости за совместное творчество.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек; обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины), из которого они выточены; разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминутки о матрешках; разучивание стихотворений о матрешках; презентация «Матрёшка»

Материалы и оборудование: магнитофон; игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек; силуэты матрёшек, тарелочки с гуашью красного, жёлтого, синего, зелёного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская... (Матрешка)

Правильно, это матрешка. А сейчас наши ребята расскажут стихи о матрёшках.

Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек,
Почему - то нету ножек.

Матрешка на окошке,
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять…найденыш.

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво,
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.

Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.

Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут -
Всех матрешками зовут!

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Давным-давно имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.

Воспитатель: Посмотрите, а что на них надето? (Сарафан и косынка). А какие сарафан и косынка у матрешки? (Красивые, нарядные). А что есть на сарафане? (Цветы).

Я к вам, детки торопилась, постаралась нарядилась!

Я Матрёшенька, я круглёшенька,

Щечки пухленькие, сама кругленькая,

До чего же хороша, замечательна!

Воспитатель: Матрёшенька, а дети знают много красивых слов о тебе.

Дети называют слова (красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая и т д.).

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Матрешка: Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот беда озорницы убежали. Вы их часом не видели, моих подружек – хохотушек? Пожалуйста, помогите мне их найти.

Воспитатель: Конечно, Матрешенька, мы тебе поможем. (В поисках матрешек воспитатель обращает внимание на стол) . Вы слышите, кто-то здесь шепчется? Посмотрим… Да это Матрешкины подружки-хохотушки.

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз Матрена, два - Маланья,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Воспитатель: И вовсе вы не красавицы. Ребята посмотрите, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте ему поможем. Для этого я вас сейчас превращу в мастеров. Будем украшать сарафаны пальчиком (пальцевая живопись). Рисовать будем листочки, цветочки, горошинки.

Посмотрите, как я буду рисовать. Я обмакну, пальчик в красную краску и нанесу несколько горошин на сарафан. Потом вытираю пальчик салфеткой, обмакну в желтую краску и опять нанесу на сарафан. Видите, как у меня

получается? А сейчас давайте вы сами попробуете. Вот какая красота у нас получилась!

Давайте теперь мы с ними поиграем.

Игровое упражнение «Матрёшки-крошки»

Мы матрешки - вот какие крошки!

Как у нас, как у нас яркие платочки!

Как у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки - вот какие крошки,

Как у нас, как у нас на ногах сапожки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашим Матрёшенькам очень понравилось с вами играть, рисовать. Но нам с вами пора возвращаться в группу, давайте им скажем до свидания!

Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек,
Почему - то нету ножек.

Матрешка на окошке,
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять…найденыш.

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво,
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.

Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.

Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут -
Всех матрешками зовут!

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.


Loading...Loading...