Евангелическо лютеранский кафедральный собор петра и павла. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых петра и павла. Аплодисменты и цветы

До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».

В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.

Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» , пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.

В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.

В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.

В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.

Ольга Сорокина отзывы: 266 оценок: 263 рейтинг: 90

Потрясающие концерты в соборе!

Гала-концерт "Татьянин день" от Фонда "Бельканто"

Как отказать себе в удовольствии побывать на большом Гала-концерте, посвящённом этому дню, в Кафедральном соборе Петра и Павла?
Даже если ты не Татьяна.
Не знаю, как. Поэтому задвинула подальше все дела и пошла на концерт! И судя по тому, что зал был полон, со мной оказались солидарны очень и очень многие!

Да! Нас, поклонников Фонда «Бельканто» много!
Но вернёмся к концерту в "Татьянин день"
Главной особенностью почти всех концертов Фонда "Бельканто" является сочетание музыки и ещё чего-нибудь прекрасного, способного воздействовать на наши чувства.
Это может быть мультимедийная инсталляция, песочная анимация, водная анимация эбру и т.п.
О, Боже! Как это всегда захватывающе красиво!
И как это великолепно, слушать великую музыку и смотреть, как на стенах вокруг тебя распускаются цветы или оживают полотна великих художников!
На Гала-концерте "Татьянин день" была видеоинсталляция: Вселенная глазами телескопа Hubble

Завораживающие картины неизведанного далёкого космоса проплывали перед глазами, в то время как всё пространство собора было наполнено звуками органа.
Г. Ф. Гендель
фрагменты из опер "Адмет", "Радамист", Аллелуйя из оратории "Мессия"

А потом Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова
Рамо, Верди, Вивальди, Россини и др.
Музыкальные композиции сменяли одна другую. Неизменным оставались только чистейшие прекраснейшие голоса. Давно я не слышала такие колокольно-прекрасные голоса. Браво!
А соло Татьяны Ланской (сопрано) в сопровождении трубы (Александр Бахарев) - это было потрясающе!
Зал взрывался аплодисментами! Я смотрела по сторонам и пыталась по лицам угадать, кто из зрителей завсегдатай музыкальных вечеров, а кто пришёл впервые. Но это оказалось невозможным! Восторг охватил всех совершенно одинаковый!

А картины на стенах собора - браво, браво!

Катерина Слепова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Мечты должны сбываться

Когда я отвечаю на вопрос "Какую ты музыку слушаешь?", люди делятся на два типа: 1 - "другого и не ожидал" и 2 - "кто такое вообще слушает?" Да, я любитель классической музыки.

Но я предпочитаю слушать такую музыку в живую, на концертах, а не из колонок компа. Тут дело не в том, что на компе у меня самые простецкие колонки, а в том, что звучание живого инструмента и голоса не сравниться никогда с самыми лучшими записями. Это мое имхо, если что.

Весной 18 года я узнала что в Москве проходят органные и классические концерты, которые проводит Фонд Бельканто и посещение такого мероприятия я внесла в список своих желаний. Долго оно там томилось, и вот, наконец, в прошлую пятницу звезды сложились и я попала на невероятный концерт "Татьянин день".

Тут был и орган, и хор, и сольные выступления, и трио: голос, труба и фортепиано. Именно они понравились мне больше всего! Честно, через пару композиций я уже совсем забыла про телефон и просто наслаждалась звуком! Очень здорово было!

Проходило мероприятие в соборе св. Петра и Павла. Знаю, что есть и другие площадки, но, как мне кажется, знакомство с мероприятиями Фонда Бельканто надо начинать именно с концерта здесь, в соборе. Это создает не только крутую атмосферу, но и особенное звучание!

Как вы понимаете, я под восторженным впечатлением нахожусь до сих пор! И если вы любите классическую музыку, то я очень рекомендую сходить на концерты Фонда. Теперь в списке моих желаний их концерт с песочными рисунками =)

Алёна отзывы: 85 оценок: 86 рейтинг: 3

Потрясающая «Музыка стихий» в кинотеатре Атмосфера 360

Зачем надо идти морозным ноябрьским вечером в парк Горького? Такой вопрос я задавала себе пока шла от метро Фрунзенская. Но уже на входе стало понятно, что меня ждет что-то волшебное.
На сцене стол орган, вокруг стулья-гамаки, а по куполу-небу перемещались звезды и кометы. Нам переставили первую из стихий – Космос.
Расположившись полулежа, мы под торжественные и загадочные звуки органа стали погружаться в глубины космоса, который был вокруг нас. Летали кометы и планеты, туманности и полярные сияния, все это двигалось под чарующую музыку Баха и Вивальди, Генделя и Листа, которую исполняла лауреат международных конкурсов Анна Суслова.
Я даже не могу передать словами, насколько планеты были объемны, казалось, что они имеют приятную фактуру и их хотелось потрогать. Комета наоборот была завораживающе безжизненна и величественна. Оказалось, что это не просто компьютерная графика, а даже документальная съемка, например, с автоматической межпланетной космической станции Розетта, которая была запущена в 2004 году, вышла на орбиту кометы, а в 2014 году совершила на нее мягкую посадку.
Так же была красивая аллегория на появление созвездия Большая Медведица и модель солнечной системы специально для любителей Геоцентрической теории.
В общем, получилось совершенно необыкновенное иммерсивное действие. Раньше я не слышала орган вживую, это, конечно, прекрасно, кажется, что играет целый оркестр, а не один инструмент. А когда ты не просто сидишь в статичном зале, а вокруг тебя постоянно что-то происходит и разворачиваются неземные картины – это вдвойне здорово. Целью благотворительного фонда «Бельканто» как раз и является осовременить классическую музыку, сделать ее интересной для молодого поколения. На мой взгляд, это им 100% удалось.

Валентина Лучина отзывы: 20 оценок: 21 рейтинг: 4

Мелодии для душевного блаженства и услады слуха!

Эдварда Грига и Говарда Шора можено объединить в прекрасный альянс тех кто пишет фантастическую музыку. Ну или писал.Меж ними целый век разницы,один даже никогда не слышал слово блокбастер, а второй пишет для этих бастеров музыку. И всё же это скрипки, виолончели и прочие инструменты с душой. Фонд Бельканто смог объединить признанную классику от Шуберта, Грига, Чайковского с композиторами нашего поколения Дж. Уильямсом и Г.Шором. Эти и другие композиторы были представлены в концерте для органа, скрипки, саксофона и песочной анимации. И название было удачно подобрано "Органный мир фэнтези" При чём тут фэнтези? Очень даже причём. Ведь не мало мелодий звучало из кинофильмов именно этого жанра: "Хоббит", "Властелин колец", "Хроники Нарнии"..... Они прекрасно соседствуют с композицией "Танец феи Драже" или с нежно мной любимой "В пещере горного короля"
В кирхе или в любом другом католическом храме всегда прекрасно выверена акустика.
Какие там современные усилители... только физика. И от этого звук прекрасен от момента рождения под руками органисток или смычком скрипки.
Когда сегодня ты сидя на балконе слышишь как работают педальные клавиатуры,приводимые в движение играющими в этот момент Ксенией Свириденко и Анной Никулиной, невольно пропитываешься пиететом. Прекрасное место для проведения концертов изумительной музыки органной и классической. Ансамбль Скерцо работал то секстетом то септетом, как того требовала исполняемая мелодия. Музыканты подарили не мало чудных моментов.

Amber отзывы: 81 оценок: 81 рейтинг: 27 Дудук не выражает никаких эмоций, в его звучании нет ни радости, ни грусти, нет призыва пускаться в пляс или заплакать. Это космически одинокий звук, который обладает способностью проникать в любое сердце, открыть даже самое наглухо запечатанное.
Он будет отзываться в вас тем, чем вы наполнены в данный момент.

Помните знаменитое «Сотворение мира», где бессильный Адам тянет руку всемогущему богу Саваофу? Дудук своего рода особая коммуникация с Вселенной, подобная невидимой руке, которую кто-то протягивает тебе и говорит, пошли со мной… И ты идёшь...
Дудук – не камерный инструмент, чтобы его слушать - не нужны стены. Звуки дудука уносят в красивый пейзаж, который сразу мысленно встаёт перед глазами, воображение рисует силуэты гор, синеву небес, зелёные луга, цветущие сады, серебро рек и озёр.
Дудук – музыка Маленького принца на его планете.

Возможность насладиться звучанием уникального древнего инструмента подарил дудукист Манукян Хосров, вместе с саксофоном Михаила Трошина и органом Анны Сусловой. Концертная программа длилась 75 минут и была очень насыщенной.
Помимо армянских народных мелодий в исполнении трио «Бельканто», в программе в исполнении великолепного государственного оркестра «Гусляры России» (дирижер, заслуженный артист России Максим Евтушенко) прозвучали:
Римский-Корсаков «Шествие князей из оп.Млада» и симфоническая сюита «Шахеразада», Равель «Греческая мелодия», Вивальди «Дождь», Рахманинов «Светлый праздник» и «Русская песня», Бах «Фантазия до минор»,Бизе «Болеро», Шуберт “Ave Maria”, Оффенбах «Бакарола», Ипполитов-Иванов «Сказ о старине», фрагменты из сюиты «Русь» и другие.

Фонд Бельканто – благотворительный. Концерты в лучших залах Москвы, мультимедийные представления с великолепными видеоинсталляциями, классика, этника, современная и органная музыка, всем этим занимается Бельканто.

Надо ли говорить, что звучание классической музыки и народной армянской, объединённое с потрясающей видеоинсталляцией «Млечный путь глазами телескопа Hubble» - это лучшее лекарство от осеннего сплина. А если осенняя хандра обошла вас стороной, то концерт станет настоящим подарком от Фонда Бельканто и Леди Золотая Осень.
(c) фото https://pamsik.livejournal.com/228794.html

Неповторимой и непривычной для Москвы архитектурой привлекает к себе Кафедральный собор Петра и Павла. Он соединил в себе неоготику, черты романского стиля и элементы модерна. Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб, в соборе также регулярно проходят замечательные концерты органной музыки.

Появление кирхи

Еще со времен походов царя Ивана Грозного в Ливонию в Москву доставлялись плененные немцы, которые частично поселялись в городе. Покровительствовал иностранцам Борис Годунов. В течение нескольких веков приезжали из Европы в Россию иноземцы торговать, врачевать, поступали на военную царскую службу. Обосновавшись в России, они сохраняли свои традиции и вероисповедание. Так в 20-е годы XVII столетия возникла в Москве лютеранская община. В Немецкой слободе основали лютеранский молитвенный дом, затем построили деревянную церковь.

В 1817 году общиной был выкуплена усадьба Лопухиных и в следующем году приступили к перестройке барского дома в церковь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III не только пожертвовал деньги на ее строительство, но и лично присутствовал на закладке храма. Предоставил ссуду также и император Александр I. Вскоре кирха была перестроена и освящена в честь святых Петра и Павла, а в 1837 году под ее сводами впервые зазвучали мощные аккорды органа.

Уже в середине следующего века собор реконструировали, и он обрел неоготический стиль. Вскоре на башне появился колокол, который был подарен прусским кайзером Вильгельмом. К началу XX столетия количество прихожан значительно выросло, и было решено кирху перестроить с целью увеличения ее площади. В 1905 году работы были закончены, и храм обрел статус кафедрального лютеранского собора.

В первые послереволюционные годы из собора, как и из многих других храмов, были изъяты ценности, а в 30-е годы пастор кирхи и все члены церковного совета подверглись аресту и были расстреляны. Прекратились церковные службы. Городские власти решили перестроить здание и открыть в нем кинотеатр, что и было сделано.

Следующим владельцем сооружения стала студия «Диафильм», ее стараниями проводилась перепланировка, в результате чего был полностью уничтожен интерьер, а вскоре и разобран шпиль.

Трагична история органа. В начале Второй мировой войны инструмент был вывезен за Урал. Оказался он в оперном театре Новосибирска. Поступили с редким инструментом варварски: часть ушла просто на металлолом, некоторые его элементы использовались для декораций.

Возрождение собора

В 90-е годы лютеранской общине Москвы вновь было передано строение собора. Поначалу восстановили алтарную часть, а уже в 2004 году, благодаря активной спонсорской поддержке неравнодушных людей, начались работы по восстановлению утраченного облика здания.

Общине было возвращено не только историческое сооружение, но и орган. Некогда инструмент принадлежал другой лютеранской церкви, находившийся в Немецкой слободе. После закрытия храма орган известной фирмы «Вильгельм Зауэр» был изъят и хранился, представьте себе, в московском крематории. Но сегодня справедливость восторжествовала. Уникальный орган прошел капитальный ремонт, установлен в Кафедральном соборе Петра и Павла и радует своим звучанием не только прихожан церкви, но и многочисленных поклонников органной музыки на проводимых здесь концертах.

Приобрести билеты на концерт со скидкой можно по .

Россия является многоконфессиональной страной: в ней зарегистрированы более тысячи религиозных объединений и представлены более 50 религий. Среди них есть и представитель лютеранства - кафедральный собор святых Петра и Павла. Москва приютила его в Старосадском переулке. Это главный лютеранский собор Европейской части России и один из трех соборов этого вероисповедания в столице.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма . Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Что случилось после революции

После декрета об отделении церкви от государства все имущество церкви национализировали, а учебные заведения при соборе закрыли. От членов прихода потребовали сдать все деньги и ценные бумаги в течение 3 дней, а после оштрафовали за отказ подчиниться.

После переноса столицы в Москву церковь получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора Советского Союза и резиденции епископа . Однако это не сильно повлияло на судьбу прихода: ценности были изъяты, количество прихожан сокращалось.

Через 4 года лютеранская церковь в Немецкой слободе была закрыта и разрушена, члены церковного совета и пастор расстреляны. В 1938 году здание передали Красногвардейскому районному совету для перестройки в кинотеатр. Через несколько лет строение передали студии «Диафильм», которая занялась перепланировкой здания внутри, а в середине XX века разобрала шпиль. Однако юридически церковь никогда не была закрыта.

Здание вернули религиозной общине в 1988 году, в 1991 году была получена регистрация в Управлении юстиции Моссовета. «Диафильм», владевший на тот момент строением, выделил для богослужений небольшой зал, где с сентября того же года возобновились воскресные службы. Уже на следующий год церковь получила постоянного пастора - Гуннара фон Шлиппе.

Однако уладить все проблемы с «Диафильмом» (студии некуда было выселяться) удалось только к 1997 году, хотя с момента передачи собора лютеранской общине уже прошло 5 лет. Постепенно все строения, принадлежавшие лютеранам, были возвращены, с 1997 года началась реставрация.

В декабре 2005 года состоялось освящение престола, в ноябре 2008 года - самого собора. Символическая церемония передачи храма в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви прошла в конце октября 2017 года. Сегодня в Петропавловском соборе хранятся ценности, доставшиеся ему от разрушенного собора святого Михаила:

  • библия середины XVII века;
  • алтарь XVIII века;
  • орган конца XIX века;
  • крест епископа Майера.

Соборный орган

Но все-таки для простых граждан собор больше известен благодаря своему органу и проводимым концертам. Всего в храме было 3 органа: впервые орган появился в храме в 1837 году.

Второй появился в 1892 году: 42-регисторный 3-манульный немецкий орган фирмы «Э.Ф. Валькер» («E.F. Walcker»). Это был лучший на тот момент музыкальный инструмент в Москве, который при скромных размерах не уступал в звучании органу Большого зала Московской консерватории. Он был уничтожен в 1941 году: в войну его перевезли в Театр оперы и балета в Новосибирск, где разобрали на металлолом и декорации.

Современный орган фирмы «Вильгельм Зауэр» церкви имеет необычную историю: он был передан общине в конце XX века и изначально (с конца XIX века) стоял в лютеранской церкви Святого Михаила в Немецкой слободе. После закрытия собора его перенесли в 1-й Московский крематорий. В начале XIX века был проведен капитальный ремонт, и орган установили уже в Петропавловском соборе.

На сегодняшний день это четвертый инструмент, расположенный в церкви, и один из старейших московских органов . Он занимает шестое место по количеству регистров. Его звучание можно услышать во время воскресных и праздничных служб, во время концертов российских и зарубежных исполнителей. Инструмент участвует в регулярных музыкальных и вокальных концертах, которые проводятся в соборе для детей и взрослых, в музыкальных фестивалях, например Международном Баховском фестивале, фестивале искусств «Дорога в Рождество», «Ночь в соборе» и т. д.

Полная концертная афиша собора Петра и Павла представлена на официальном сайте церкви. Концерты проводятся практически каждые выходные и в будни по вечерам. Органистом является Ирина Шашкова-Петерсон.

Комплекс зданий

Сегодня кафедральный собор - это не просто религиозное учреждение, но и охраняемый на федеральном уровне объект культурного наследия. В храмовый комплекс входят:

Рядом находятся Петропавловское мужское училище (дата постройки - 1912−1913 гг. Сегодня тут расположен научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ) и жилой дом для преподавателей мужского училища, построенный в те же годы.

С противоположной стороны расположено женское училище. Это было одноэтажное здание из кирпича, которому при СССР надстроили второй этаж.

Комплекс зданий при соборе





Информация для посетителей

Ниже приведена полезная для посетителей информация о соборе и органных концертах:

  1. Адрес: Старосадский переулок, дом 7/10 стр. 10.
  2. Как добраться до собора Петра и Павла: проще всего дойти от метро «Китай-город». Необходимо выйти в сторону улицы Солянка или улицы Забелина, затем пройти по улице Забелина до церкви князя Владимира и повернуть налево, на Старосадский переулок. Второй вариант: выйти в сторону улицы Маросейка и пройти по ней до Космодамианской церкви и свернуть направо в переулок.
  3. Телефон: (495) 628−53−36, 87−62.
  4. Время работы: с 9:00 до 20:00, в субботу храм работает с 10:00; выходной - понедельник.
  5. Расписание концертов можно найти на официальном сайте в разделе «Главное кафедрального собора Петра и Павла, концерты».

Богослужения проходят по следующему расписанию:

  1. По четвергам в 19:00 - богослужение со Святым Причастием;
  2. По воскресеньям в 11:30 - богослужение на русском языке и детское богослужение, в 14:00 - на французском языке.

Дополнительно в соборе проходят:

  • по вторникам в 18:30 - библейский час;
  • по средам с 17:00 до 17:55 - «Лютеранская волна» на радио «Теос» (христианское межконфессиональное онлайн-радио);
  • каждую первую пятницу месяца в 19:00 - общинная встреча для всех желающих;
  • последняя пятница месяца в 17:00 - встреча для пожилых людей с пастором Вебером;
  • по субботам проводится репетиция хора, время оговаривается отдельно;
  • по воскресеньям за полчаса до начала службы проводится репетиция богослужения для всех желающих. После службы - прием пастора (по предварительной договоренности), конфирмационное занятие и встреча молодежи.

Кафедральный Петропавловский собор является одной из старейших лютеранских общин и важным памятником федерального значения. Но большую известность она приобрела благодаря органу и регулярно проводимым концертам, прийти на которые могут все желающие.

Loading...Loading...