Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Расстрел белого дома и полный список погибших Сентябрь октябрь 1993 г

Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

(также известный как «Расстрел Белого дома », «Расстрел Дома Советов », «Октябрьское восстание 1993-го », «Указ 1400 », «Октябрьский путч »,«Ельцинский переворот 1993 года» ) - внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября - 4 октября 1993 года. Произошёл вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года.

Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (из них 3 и 4 октября - 124 человека, 348 раненых).

Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны - президента Российской Федерации Бориса Ельцина (см. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года), правительства, возглавляемого Виктором Черномырдиным, части народных депутатов и членов Верховного Совета - сторонников президента, а с другой стороны - противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным.

События начались 21 сентября с издания президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Сразу после издания этого указа Ельцин де-юре был автоматически отрешён от должности президента в соответствии со статьёй 121.6 действовавшей конституции. Собравшийся в тот же день Президиум Верховного Совета, осуществляющий контроль за соблюдением конституции, констатировал этот юридический факт. Съезд народных депутатов подтвердил данное решение и оценил действия президента как государственный переворот. Однако, Борис Ельцин де-факто продолжал осуществлять полномочия президента России.

Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.

По заключению комиссии Государственной думы, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств.

С 1 октября при посредничестве патриарха Алексия II под эгидой РПЦ проводились переговоры противоборствующих сторон, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» - одновременные перевыборы президента и народных депутатов. Продолжение этих переговоров, назначенное на 16:00 3 октября, не состоялось из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе сАльбертом Макашовым по призыву и. о. президента Александра Руцкого на здание мэрии и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино».

Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В. Д. Зорькиным во главе, расходятся: по мнению самих судей и сторонников Съезда, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны Ельцина - участвовал на стороне Съезда.

Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года, связанных с изданием Указа N 1400, и противодействовавших его реализации, независимо от квалификации действий по статьям УК РСФСР. В результате общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях - в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действиях провокаторов, о том кто виноват в трагической развязке.

Имеются лишь версии участников и очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавляемой коммунисткой Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов, которую товарищи по партии, в частности Алексей Подберёзкин, называли «ортодоксом».

В соответствии с новой Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и действующей с некоторыми изменениями до настоящего времени, президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия, чем по действовавшей на тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989-1992 годов). Должность вице-президента РФ была ликвидирована.

Итог

Победа президента Ельцина, ликвидация поста вице-президента, роспуск Съезда народных депутатов и Верховного СоветаРоссийской Федерации, прекращение деятельности Советов народных депутатов. Установление президентской республикикак формы правления в России взамен существовавшей ранее советской республики.

Президент России
Совет министров России
Администрация президента России

Сторонники президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина:

Демократическая Россия
Живое кольцо
Август-91
Общественно-патриотическое объединение добровольцев - защитников Белого дома в августе 1991 года в поддержку демократических реформ «Отряд „Россия“»
Демократический союз
Союз ветеранов Афганистана
Таманская дивизия
Кантемировская дивизия
119-й гвардейский парашютно-десантный полк
Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения им. Дзержинского
1-й отряд специального назначения внутренних войск «Витязь».

Съезд народных депутатов России
Верховный Совет России
Вице-президент России

Сторонники Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов Российской Федерации в том числе:

  • Фронт национа́льного спасе́ния (ФНС)
  • «Русское национальное единство » (РНЕ , по имени лидера также «Баркашовцы », «Гвардия Баркашова »)
  • «Трудовая Россия» и другие.

Командиры со стороны Бориса Ельцына -

Борис Ельцин
Виктор Черномырдин
Егор Гайдар
Павел Грачёв
Виктор Ерин
Валерий Евневич
Александр Коржаков
Анатолий Куликов
Борис Поляков
Сергей Лысюк
Николай Голушко

Командиры Белого Дома (за власть советов):

Александр Руцкой,
Руслан Хасбулатов
Александр Баркашов
Владислав Ачалов
Станислав Терехов
Альберт Макашов
Виктор Анпилов
Виктор Баранников
Андрей Дунаев

Граждане, погибшие в результате штурма Дома Советов и массовых расстрелов в районе Дома Советов 4-5 октября 1993 года

1. Абахов Валентин Алексеевич

2. Абрашин Алексей Анатольевич

3. Адамлюк Олег Юзефович

4. Альенков Сергей Михайлович

5. Артамонов Дмитрий Николаевич

6. Боярский Евгений Станиславович

7. Бритов Владимир Петрович

8. Бронюс Юргеленис Жуно

9. Быков Владимир Иванович

10. Валевич Виктор Иванович

11. Веревкин Роман Владимирович

12. Виноградов Евгений Александрович

13. Воробьев Александр Вениаминович

14. Вылков Владимир Юрьевич

15. Гулин Андрей Константинович

16. Девонисский Алексей Викторович

17. Демидов Юрий Иванович

18. Денискин Андрей Алексеевич

19. Денисов Роман Владимирович

20. Дузь Сергей Васильевич

21. Евдокименко Валентин Иванович

22. Еговцев Юрий Леонидович

23. Ермаков Владимир Александрович

24. Жилка Владимир Владимирович

25. Иванов Олег Владимирович

26. Калинин Константин Владимирович

27. Катков Виктор Иванович

28. Климов Юрий Петрович

29. Ключников Леонид Александрович

30. Ковалев Виктор Алексеевич

31. Козлов Дмитрий Валерьевич

32. Кудряшев Анатолий Михайлович

33. Кургин Михаил Алексеевич

34. Куренной Анатолий Николаевич

35. Курышева Марина Владимировна

36. Лейбин Юрий Викторович

37. Лившиц Игорь Елизарович

38. Маневич Анатолий Наумович

39. Марченко Дмитрий Валерьевич

40. Матюхин Кирилл Викторович

41. Морозов Анатолий Васильевич

42. Мошаров Павел Анатольевич

43. Нелюбов Сергей Владимирович

44. Обух Дмитрий Валерьевич

45. Павлов Владимир Анатольевич

46. Пантелеев Игорь Владимирович

47. Папин Игорь Вячеславович

48. Парнюгин Сергей Иванович

49. Песков Юрий Евгеньевич

50. Пестряков Дмитрий Вадимович

51. Пименов Юрий Александрович

52. Полстянова Зинаида Александровна

53. Руднев Анатолий Семенович

54. Сайгидова Патимат Гатинамагомедовна

55. Салиб Ассаф

56. Святозаров Валентин Степанович

57. Селезнев Геннадий Анатольевич

58. Сидельников Александр Васильевич

59. Смирнов Александр Вениаминович

60. Спиридонов Борис Викторович

61. Спицин Андрей Юрьевич

62. Сурский Анатолий Михайлович

63. Тимофеев Александр Львович

64. Фадеев Дмитрий Иванович

65. Фимин Василий Николаевич

66. Хануш Фади

67. Хлопонин Сергей Владимирович

68. Хусаинов Малик Хайдарович

69. Челышев Михаил Михайлович

70. Челяков Николай Николаевич

71. Чернышев Александр Владимирович

72. Чопоров Василий Дмитриевич

73. Шалимов Юрий Викторович

74. Шевырев Станислав Владимирович

75. Юдин Геннадий Валерьевич

Граждане, погибшие в других районах Москвы и Подмосковья в связи с осуществлением государственного переворота 21 сентября - 5 октября 1993 года

1. Алферов Павел Владимирович

2. Бондаренко Вячеслав Анатольевич

3. Воробьева Елена Николаевна

4. Дробышев Владимир Андронович

5. Духанин Олег Александрович

6. Козлов Александр Владимирович

7. Малышева Вера Николаевна

9. Новокас Сергей Николаевич

10. Остапенко Игорь Викторович

11. Солоха Александр Федорович

12. Тарасов Василий Анатольевич

Военнослужащие и сотрудники МВД, погибшие при выполнении задач по поддержке государственного переворота

1. Алексеев Владимир Семенович

2. Балдин Николай Иванович

3. Бойко Александр Иванович

4. Грицюк Сергей Анатольевич

5. Дроздов Михаил Михайлович

6. Коровушкин Роман Сергеевич

7. Короченский Анатолий Анатольевич

8. Коршунов Сергей Иванович

9. Красников Константин Кириллович

10. Лобов Юрий Владимирович

11. Маврин Александр Иванович

12. Мильчаков Александр Николаевич

13. Михайлов Александр Валерьевич

14. Панков Александр Егорович

15. Панов Владислав Викторович

16. Петров Олег Михайлович

17. Рештук Владимир Григорьевич

18. Романов Алексей Александрович

19. Рубан Александр Владимирович

20. Савченко Александр Романович

21. Свириденко Валентин Владимирович

22. Сергеев Геннадий Николаевич

23. Ситников Николай Юрьевич

24. Смирнов Сергей Олегович

25. Фарелюк Антон Михайлович

26. Хихин Сергей Анатольевич

27. Шеварутин Александр Николаевич

28. Шишаев Иван Дмитриевич

Путч 1993 года

После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Суть конфликта

В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Заключение

Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Назад в раздел

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

3-4 октября по всей России пройдут акции памяти и траурные мероприятия, посвященные 22-й годовщине трагических событий октября 1993 года, вошедшего в новейшую историю России как «Черный октябрь».

ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Начиная с горбачевской перестройки, Советский Союз начало штормить. Либералы-предатели сделали все, чтобы уничтожить нашу великую Родину – СССР. Один из них – бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС, а затем проникший в центральные органы ЦК КПСС – Ельцин. Именно он в конце 90-х годов по сговору с Горбачевым встал на путь предательства нашей партии и развала СССР. С его именем будут связаны и все наши поражения СССР – России в последующие годы. Узурпировав в 1991 году власть в Российской Федерации, Ельцин по сценарию США начал в буквальном смысле добивать остатки всего советского. И, прежде всего, стоял вопрос о власти. Дело в том, что по Конституции 1978 года, по которой тогда жила Российская Федерация, Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов Российской Федерации (высшего органа власти) и обладал еще огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки в Конституции о разделении власти.

Американские консультанты торопили Ельцина к скорейшему принятию новой Конституции, по которой предлагалась передача всех властных полномочий президенту страны. Депутатский корпус строго стоял на букве Закона о разделении ветвей власти, в том числе и в части контроля над исполнительной властью. В 1992-1993 годах в стране разразился конституционный кризис. Президент Ельцин со своими сторонниками вступили в жестокое противостояние с Верховным Советом РСФСР. Конфликт был связан с дальнейшей судьбой страны. Команда Ельцина стояла за капиталистический путь развития страны, а Верховный Совет отстаивал советскую систему.

ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков.

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные. Верховный Совет принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов (председатель Верховного Совета РФ) даже назвал его действия «государственным переворотом».

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в здании парламента, где были отключены связь и электричество, не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. Добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Дома Совета.

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Дому Советов и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой призвал своих сторонников взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но, когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска пошли на штурм Дома Советов. Его начали обстреливать из танков. В здании произошел пожар, из-за чего фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Дома Советов собрались зеваки, которые подвергали себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября – начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, около 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

ХРОНИКА ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ

3 октября

14:00 . На Октябрьской (ныне Калужской) площади начался запрещенный митинг в поддержку Верховного совета (ВС). Вскоре его участники двинулись к Белому дому (БД) и, прорвав милицейские кордоны, сняли его блокаду.

15:00 . Александр Руцкой с балкона БД призвал штурмовать мэрию и «Останкино», его сторонники начали формировать боевые отряды.

15:10 . Президент Борис Ельцин на вертолете прилетел в Кремль.

16:00 . Толпа защитников ВС во главе с генералом Альбертом Макашовым штурмом захватила мэрию.

18:00 . Ельцин подписал Указы о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Александра Руцкого от исполнения обязанностей вице-президента.

19:00 . Возле Моссовета начался митинг сторонников президента. Возле «Останкино» Альберт Макашов потребовал от охранявших здание военных сдать оружие, начался штурм.

19:26 . Диктор «Останкино» объявил о прекращении вещания.

20:45 . Егор Гайдар в телеэфире призвал сторонников Ельцина собраться у здания Моссовета.

21:30 . Виктор Черномырдин провел совещание с вице-премьерами и министрами. Создан штаб по поддержанию порядка.

22:10 . В город введены Таманская, Тульская и Кантемировская дивизии.

23:00 . Попытка взять «Останкино» не увенчалась успехом, Альберт Макашов отдал приказ отступать к БД. В ходе штурма погибли 46 человек.

4 октября

4:30-5:00 . На совещании в Кремле принято решение о штурме БД. Президент подписал указ «О безотлагательных мерах по обеспечению режима ЧП в городе Москве». Началось перемещение техники, войск и милиции к БД.

8:00 . БТР и БМП начали расстреливать баррикады у здания парламента, открыли прицельный огонь по окнам БД. Десантники Тульской дивизии начали приближаться к зданию.

09:00 . Борис Ельцин по ТВ объявил, что «вооруженный мятеж будет подавлен».

9:20 . Танки с Новоарбатского моста открыли стрельбу по верхним этажам БД, начался пожар.

14:00 . После переговоров группы депутатов с министром обороны Павлом Грачевым обстрел временно прекратился. Из БД вышли первые сдавшиеся.

15:00 . Со зданий вокруг БД начался обстрел милиционеров и мирных жителей. Оренбургский ОМОН открыл ответный огонь.

16:45 . Из БД начался массовый выход людей, войска начали зачистку здания.

18:00 . Правительственные силы взяли под контроль значительную часть территории БД. Арестовано руководство защитников БД, включая Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и Альберта Макашова.

ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ

События октября 1993 года привели к тому, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Система государственных органов, оставшаяся со времен СССР, была ликвидирована окончательно. До выборов в Федеральное Собрание и принятия новой Конституции вся полнота власти оказалась в руках президента Бориса Ельцина.

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по новой Конституции и выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Геннадий Андреевич Зюганов: «4 октября — трагический день, который навсегда останется в сердце каждого честного и достойного человека. В этот день из танковых орудий расстреляли Верховный Совет РСФСР, давили гусеницами наших друзей – истинных патриотов. Они расстреливали великую Советскую власть, которая обеспечила господство труда над капиталом и дала нашим гражданам великолепные социальные гарантии.

Ельцин и его подельники прекрасно понимали, чтобы разворовать страну, им вначале придется расстрелять советскую власть. Дело в том, что Советы, которые укоренились в народных массах, имели огромный контроль над всеми исполнительными структурами. Советы повсеместно обеспечивали широкое представительство в органах законодательной власти всех трудящихся. Рабочих и крестьян, учителей и врачей, инженеров и военных. Первым делом Ельцин уничтожил народный контроль. Затем трижды в тот год пытался захватить власть, но ничего из этого у него не получилось.

Этот образцово-показательный расстрел был спланирован иностранными подельниками Ельцина. Они заранее установили телевизионные камеры и демонстрировали всему миру, как из танковых орудий в центре Москвы русские расстреливают русских. Большего безумия трудно себе представить.

К сожалению, еще и в наши дни, даже спустя 22 года после той страшной трагедии, на телевидении и в СМИ все еще осуществляются попытки оправдать неоправданное насилие. Бывшие сторонники Ельцина заявляют, что после расстрела Дома Советов появилась конституция, которая позволяет нам сегодня мирно и достойно жить. Но это не конституция, а целлофановый мешок, который надели на голову страны и продолжают ее беспощадно душить.

Российскую конституцию подготовили подельники Ельцина, они переписали ее с американской, французской и немецкой конституций. Только в тех конституциях предусмотрено немало рычагов, которые обеспечивают контроль над исполнительной властью. А российская конституция позволила сконцентрировать всю власть в руках человека, который даже собой плохо руководил. Российский президент по действующей конституции всех назначает, всех контролирует, всех награждает, всех жалует и сам при этом ни за что не отвечает. Таких конституций нигде больше в мире нет. По-прежнему эта конституция не является гарантом, а является той крышей, которая уничтожает последние основы народовластия, отчуждая народ от власти и заставляя его бесконечно бедствовать.

После расстрела Дома Советов в 1993 году Россия по сути стала подмандатной территорией. Мы платим невиданную дань. Даже татаро-монголы брали только десятину со двора. А за прошлый год было продано наших ресурсов: нефти, газа, золота, алмазов, металлов — на 16 трлн рублей, из них только около 6 трлн попали в государственную казну. Остальные 10 трлн растащила по карманам и разворовала российская и иностранная олигархия. Мы трижды пытались с них спросить. Мы с них спрашивали в 1996 году, тогда не удалось довести это дело до конца. Мы впервые в истории объявили импичмент Ельцину. Вся наша фракция без исключения проголосовала за то, что Ельцин виновен и является преступником по пяти главным позициям. За беловежский сговор. За расстрел Верховного Совета РСФСР. За убийство в Чечне более 100 тысяч человек. За геноцид русского и других народов. За развал нашей экономики, подрыв обороноспособности страны и уничтожение военно-промышленного комплекса.

Тогда по Думе бегали и бесновались представители Ельцина. За каждый голос против Импичмента они давали по 10-20 тысяч долларов, но никто из коммунистов не сломался и не предал. Но они все же протащили нужные им решения всего 16 голосами.

Коммунисты подготовили 22 тома. Расследованы все злодеяния и преступления. Проведена баллистическая экспертиза, которая доказала, что ни один человек не был убит из оружия, которое находилось в Доме Советов. Все были убиты из оружия наемников Ельцина. Сколько веревочке не виться – конец все же будет. Все, кто тогда совершил это преступление, рано или поздно за это ответят. Их или Бог покарает, или дети проклянут. К слову сказать, те, кто стрелял из танковых орудий, потом попали в плен в Чечне. Судьба их была просто ужасной.

Материалы подготовлены редакций газеты «Коммунист Крыма»

Также предлагаем вашему вниманию о трагических событиях октября 1993 года, подготовленный коллективом «КПРФ.ТВ»

Противостояние законодательной и исполнительной власти в России завершилось кровавыми событиями в октябре 1993 г . Одной из главных причин конфликта было принципиальное расхождение во взглядах по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. Правительство во главе с Б.Н. Ельциным и Е.Т. Гайдаром выступило защитником радикальных рыночных реформ , а Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым и вице-президентом России А.Б. Руцким сопротивлялся реформам, противопоставляя рынку регулируемую экономику .

В декабре 1992 г. В.С. Черномырдин

В.С.Черномырдин

сменил Е.Т. Гайдара на посту главы правительства. Но ожидаемой смены курса не произошло, были лишь внесены некоторые коррективы в монетаристский курс, что вызвало еще большее негодование законодателей. Политическая обстановка в России в 1993 г. все более накалялась.

Важной причиной нарастания антагонизма между двумя ветвями власти являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. В выступлении по телевидению 21 сентября он объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета . Тогда же вступил в силу президентский указ “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. Он фактически вводил временное президентское правление и означал радикальную ломку всего существующего государственно-политического и конституционного строя.

Верховный Совет, размещавшийся в Белом доме, отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту. В ночь с 21 на 22 сентября Верховный Совет привел к присяге в качестве Президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого . 22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда решений и воспрепятствование его деятельности “вплоть до расстрела”. В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам.

В течение 10 дней конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти развивалась по нарастающей. 27 — 28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОН. В ночь с 3 на 4 октября у зданий телевидения и в них самих прошли кровавые стычки, телевизионные передачи прерывались, но атаки отрядов Верховного Совета были отбиты. Указом Б.Н. Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение , в столицу начался ввод правительственных войск. Ельцин объявил действия Белого дома “вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом”.

Введение в столицу войск в 1993 г.

Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома . К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано.

В результате штурма Белого дома были жертвы с обеих сторон, и, несомненно, октябрь 1993 г. стал трагической страницей в российской истории. Вина за эту трагедию лежит на плечах российских политиков, столкнувшихся осенью 1993 г. не только в борьбе за свои политические цели , но и, в неменьшей степени, в борьбе за власть .

В сентябре 1993 г. Б.Н. Ельцин издал Указ, в соответствии с которым на июль 1994 г. назначались досрочные президентские выборы . В заявлении Президента РФ от 8 октября, т.е. уже после разгрома оппозиции, подтверждалось, что выборы в высший законодательный орган состоятся в декабре.

Одной из главных проблем правительства Б.Н. Ельцина к 1993 году стали взаимоотношения с оппозицией. Развивалась конфронтация с главным организатором и центром оппозиции - российским съездом народных депутатов и Верховным Советом. Эта война законодательной и исполнительной власти заводила и без того хрупкую российскую государственность в тупик.

Конфликт между двумя ветвями власти, определивший развитие российской политики в 1993 году и завершившийся кровавой драмой начала октября, имел ряд причин. Одна из главных заключалась в усугублявшихся разногласиях по вопросу социально-экономического и политического курса развития России. Среди законодателей утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники рыночных преобразований оказались в явном меньшинстве. Смена у руля правительственной политики Е.Т. Гайдара В.С. Черномырдиным только на время примирила законодательную власть с исполнительной.

Важной причиной антагонизма дух ветвей власти являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала. По мере ожесточения борьбы с президентом и правительством, законодательная власть, пользуясь правом изменять конституцию, стала отодвигать исполнительную на второй план. Законодатели наделили себя самыми широкими полномочиями, в том числе и теми, которые, согласно системе разделения властей в любом ее варианте, должны были быть прерогативой исполнительных и судебных органов. Одна из поправок к Конституции наделяла Верховный Совет правом «приостанавливать действие указов и распоряжений президента Российской Федерации, отменять распоряжения Совета министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации».

В этом смысле вынесение на суд избирателей вопроса об основах конституционного строя представлялось хоть каким-то выходом из сложившейся драматической ситуации. Однако восьмой съезд народных депутатов России, проходивший с 8 по 12 марта 1993 года, наложил вето на проведение любых референдумов, а во взаимоотношениях двух властей закреплялся статус-кво в соответствии с принципами действовавшей тогда конституции. В ответ, 20 марта, в обращении к гражданам России, Ельцин объявил о подписании им указа об особом порядке управления до преодоления кризиса и назначении на 25 апреля референдума о доверии президенту и вице-президенту Российской Федерации, а также по вопросу о проекте новой конституции и выборах нового парламента. Фактически в стране, вплоть до вступления в силу новой Конституции вводилось президентское правление. Это заявление Ельцина вызвало резкий протест Р. Хасбулатова, А. Руцкого, В. Зорькина и секретаря российского совбеза Ю. Скокова, а через три дня после выступления Ельцина Конституционный суд РФ признал ряд его положений противозаконными. Собравшийся внеочередной съезд народных депутатов, предпринял попытку объявления президенту импичмента, а после ее неудачи согласился на проведение референдума, но с формулировками вопросов, утвержденными самими законодателями. В прошедшем 25 апреля референдуме приняло участие 64% избирателей. Из них за доверие президенту высказалось 58,7%, социальную политику президента и правительства одобрило 53%. Референдум отклонил идею досрочных перевыборов, как президента, так и законодателей.

УДАР ЕЛЬЦИНА

Российский президент нанес удар первым. 21 сентября указом 1400 он объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. На 11-12 декабря назначались выборы в Государственную думу. В ответ Верховный Совет привел к присяге в качестве президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого. 22 сентября служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданам. 23 сентября в Белом доме начался десятый съезд народных депутатов. В ночь с 23-на 24 сентября вооруженные сторонники Белого дома во главе с подполковником В. Тереховым предприняли неудачную попытку захватить штаб Объединенных вооруженных сил СНГ на Ленинградском проспекте, в результате чего пролилась первая кровь.

27-28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОНОМ. 1 октября в результате переговоров, блокада была смягчена, однако в следующие два дня диалог зашел в тупик, а 3 октября Белый дом предпринял решительные действия по отстранению от власти Б.Н. Ельцина. Вечером того же дня по призыву Руцкого и генерала А. Макашова было захвачено здание московской мэрии. Вооруженные защитники Белого дома двинулись к студиям Центрального телевидения в Останкино. В ночь с 3 на 4 октября там произошли кровавые стычки. Указом Б.Н. Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение, в столицу начался ввод правительственных войск, а действия сторонников Белого дома были названы президентом «вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом».

Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел здания российского парламента. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким было арестовано.

Трагические события, в ходе которых по официальным оценкам погибло более 150 человек, и сегодня по разному воспринимаются различными силами и политическими течениями Российской Федерации. Часто эти оценки взаимоисключают друг друга. 23 февраля 1994 года Государственная дума объявила амнистию участникам событий сентября-октября 1993 года. Большая часть руководителей Верховного совета и народных депутатов, находившихся в Доме Советов во время штурма 4 октября, нашли себе место в действующей политике, науке, бизнесе и на государственной службе.

ЧЕЛОВЕК ЕЛЬЦИНА: СЛИШКОМ МНОГО КОМПРОМИССА

« Я рассматриваю период с лета 1991 года по осень 1993 года как радикальную фазу великой буржуазной русской революции конца 20 века, условно говоря. Или - эта формулировка принадлежит Алексею Михайловичу Соломину, он еще говорил - Первая великая революция постиндустриальной эпохи. Собственно, этими событиями эта радикальная фаза завершилась, дальше пошел другой исторический период - это первое.

Второе - если спуститься на более мелкий уровень, мне кажется, что это было следствием слишком компромиссной позиции Ельцина. Моя точка зрения, что он должен был распускать Съезд и Верховный совет весной 1993 года, после того, как фактически действия Верховного совета вошли в буквальное противоречие с результатами референдума. Надо сказать - это теперь известно - Ельцин носил с мая 1993 года во внутреннем кармане пиджака проект такого роспуска, который менялся все это время. Как я сказал - Верховный совет дал для этого поводы. И тогда был максимум популярности, тогда была опора на решение референдума, можно было бы действовать, и это не привел бы к таким трагическим и кровавым событиям.

Ельцин пошел по компромиссному пути, что на самом деле ему свойственно - это мы считаем его таким брутальным и решительным, на самом деле он всегда искал компромисс сначала и пытался всех затащить в конституционный процесс. Итог этого конституционного процесса, естественно, не понравился тем, кто ему политически противостоял, потому что он предусматривал исчезновение тех главных органов, которые действовали по старой Конституции, они себя защищали, и эта защита заключалась в подготовке атаки на Ельцина, в подготовке съезда, где его предполагалось отрешить от должности, в концентрации оружия в Парламентском центре на Трубной, и так далее».

Г. Сатаров, помощник президента России Бориса Ельцина

ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ В ОКТЯБРЕ 93-ГО?

«В октябре 1993 года в России была расстреляна демократия. С тех пор это понятие в России дискредитировано, на него у народа аллергия. Расстрел Верховного Совета привел к автократическому мышлению в стране».

Loading...Loading...