Какие 3 цвета в живописи называют основными. Основные и производные цвета, дать определение, привести пример. Классификация цветовых систем

Наверняка, каждый из вас сталкивался с легкой грустью и апатией в холодный пасмурный день, которая мгновенно превращается в беспричинное воодушевление в яркую солнечную погоду. Возможно, все дело в недостатке витамина D, который у нас вырабатывается на солнце, но есть еще и другой секрет. В зависимости от освещения полностью меняется цветовая палитра всех окружающих нас предметов. В ясную погоду мы видим насыщенные цвета и резкие тени, которые являются синонимом динамики и позитива; в облачные дни тени размываются, и создается ощущение покоя или даже легкой грусти за счет снижения контрастности. Кроме того, собственный цвет предметов зависит от температуры освещения, что также влияет на наше впечатление от окружающего нас пейзажа.

Часто обращают внимание только на тональную моделировку формы, изображая в тени предмета тот же цвет, что и на свету, лишь с разницей в тоне. Это серьезная ошибка, потому что цвет всегда меняется. Невозможно нарисовать одним и тем же пигментом и свет, и тень!

Чтобы создать реалистичное изображение предметов, необходимо помнить следующие аксиомы:

1. Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки.

Например, если мы рисуем при ярком солнечном свете в безоблачный день пейзаж, то в тени могут присутствовать теплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, теплый – ярко желтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.

К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня”

Точно так же, если мы рисуем при электрической лампе накаливания натюрморт, то тени заметно похолодеют, вы увидите оттенки синего, фиолетового или даже зеленого. Также и в пламени костра или свечи, которые дают теплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки. Однако, при использовании люминесцентной лампы с холодным светом (от 4000 K) тени станут заметно теплее, как и при холодном лунном свете.


Ван Гог “натюрморт чертежная доска, трубка, лук и сургуч” .Ван Гог “Звёздная ночь над Роной”

Разобраться с температурой света нам помогут следующие таблицы

2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

Это простое означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет, для желтого – фиолетовый, для синего – оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.

Поль Гоген «Цветы и миска с фруктами» . Поль Сезанн. “Натюрморт с выдвинутым ящиком”

Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.

3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.

А предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится еще ярче, звонче и насыщеннее.

Например, мы рисуем апельсин, освещенный лампой с теплым светом. На свету участок апельсина будет казаться еще ярче и насыщеннее, чем он есть, в то время, как в тени оранжевый цвет не только заметно станет холоднее, но и потеряет цветность. Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски. Многим известно, что дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Но не все знают, что дополнительные цвета при смешивании друг с другом на палитре нейтрализуют друг друга. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блеклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».


Ван Гог “Натюрморт с корзиной и шестью апельсинами”. П. Кончаловский “Апельсины”

Эти простые правила позволяет предугадать, какой цвет появится в тени или на свету и правильно подобрать оттенки для смешивания. Вот и все. Приятного вам рисования!

Основные цвета: красный, желтый и синий

В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.

Составные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов.

Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.

Дополнительные цвета, родственные цвета, дать определение, привести пример.


Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными, при расположении рядом они усиливают яркость друг друга. Пары дополнительных цветов:

1. Красный – зеленый;

2. Желтый – фиолетовый;

3. Оранжево-красный.


Причем, каждому теплому оттенку дополнительным будет холодный.

Дополнительный к красному - зелено-голубой, к оранжевому - голубой зеленоватый, к желто- оранжеватому - голубой, к чисто желтому - синий, к жел­тому зеленоватому-фиолетовый, к желто-зеленому-пурпурный. Допол­нительные цвета взаимны. Это значит, что если к красному дополни­тельным является зелено-голубой, то к зелено-голубому дополнительным будет красный.

Это интересно!

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

ОСНОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА

Цели: дать понятие об основных и составных цветах; познакомить с цветовым кругом; учить составлять составные цвета путем смешения двух основных; развивать зрительное восприятие цвета, внимательность; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование: таблица «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, картины с изображением радуги.

Словарь: основные и составные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Учитель. У меня рассыпались буквы и слоги, из которых я хотел сложить название принадлежностей для рисования, необходимых для урока. Помогите мне сложить эти два слова.

(Краски, кисть.)

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Каждый предмет имеет свой собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны – желтые, апельсины – оранжевые, огурец – зеленый. Казалось бы, все тут ясно. Но не торопитесь, у цвета очень много секретов. Недаром существует специальная наука – цветоведение, занимающаяся проблемами изучения цвета. Вот и мы начнем постепенно постигать эти тайны, для того чтобы рисунки наши были не только красочными, но и передавали реальный цвет предмета правдоподобно.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Великому английскому ученому Исааку Ньютону однажды пришла в голову мысль пропустить узкий солнечный луч через трехгранную стеклянную призму. Когда он это сделал, то увидел, что на расположенном позади нее экране появился последовательный ряд красивых цветов. Вы дома тоже не однажды это видели. Например, когда на грани красивой хрустальной вазы попадает лучик солнца, мы видим тогда красный, желтый и прочие цвета. А еще есть одно природное явление, когда множество людей одновременно видят такую же красоту.

Как оно называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, это радуга. Лучи солнца, проходя через капельки дождя, точно так же, как и в призме, разделяются на семь цветов. Помните какие? (Ответы учащихся.)

А можете ли вы их расположить в том же порядке, что в радуге? (Ответы учащихся.)

Есть одна волшебная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова обозначает цвет, а место слова во фразе указывает на его место в последовательности цветов.

Знание закономерности расположения цветов очень важно, в этом вы убедитесь позже. Чтобы с этой шкалой было удобно работать, все цвета изобразили в виде ц в е т о в о г о к р у г а, добавив к уже известным еще и пурпурный цвет, который отсутствует в радуге, но имеется в природе.

Но есть три цвета, которые называются чистыми, или о с н о в н ы м и. Это – красный, желтый, синий.

Смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов. Это вовсе не означает, что если вы возьмете красную, желтую и синюю акварельные краски, смешаете их, то у вас получится белый. Нет, такое превращение возможно только при смешении окрашенных в основные цвета лучей света. Попробуйте поэкспериментировать дома, направляя в одну точку лучи, которые можно пропустить предварительно через цветные стекла.

Если мы смешаем два основных цвета, то получим так называемые составные цвета . Например, смешав желтую и красную краску, мы получим оранжевую, смешав синюю и красную – фиолетовую.

IV. Дидактические игры.

1. У з н а й с о с т а в н о й и о с н о в н о й ц в е т а.

Учитель показывает карточку, окрашенную в какой-либо цвет, а учащиеся либо делают хлопок в ладоши, если цвет относится к основному, либо сидят молча, если цвет относится к составным.

2. П р о в е р и м, н а с к о л ь к о в ы в н и м а т е л ь н ы.

На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель или переставляет карточки, или меняет их местами. Учащиеся должны восстановить последовательность.

3. К т о б ы с т р е е?

Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета, например синий и красный. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет, в данном случае – фиолетовый. Темп игры постепенно ускоряется.

V. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Выполнить упражнения по смешению основных цветов для получения составных.

З а д а н и е 2. Нарисовать цветовой круг по образцу.

Внутренний круг – основные цвета.

Внешний круг – составные цвета.

З а д а н и е 3. Нарисовать, как вы себе представляете цветик-семицветик из одноименной сказки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы сидели, рисовали

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись,

Опустили и нагнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно снова рисовать.

VI. Итог урока.

1. С о б е р и с л о в а и з р а с с ы п а н н ы х б у к в.

(Основной цвет.) 2. П р о ч т и с л о в о.

Что бывает оранжевым?

(Апельсин.)

3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Некоторым из вас могло показаться странным, что мы целый урок посвятили цвету. Но это только начало. У нас возникнет еще много вопросов.

Н а п р и м е р:

Какие цвета хорошо сочетаются между собой?

Почему одни цвета словно выпирают из рисунка, а другие как будто сливаются с соседними цветами?

Так что впереди у нас еще много открытий. Главное сейчас – тренировать свое зрение, чтобы вы могли отличать оттенки одного и того же цвета или разные тона, полученные смешением основных и составных цветов. Только тогда вы сможете правильно передавать в своих рисунках цветовые отношения.

4. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к.

Термин «взаимно-дополнительные цвета» используется в искусствоведении очень часто. Однако, не всегда ясно, какие именно пары цветов можно считать взаимно-дополнительными.

Взаимно-дополнительные цвета часто путают с контрастными , поскольку и те, и другие находятся на противоположных концах диаметра . Однако, разница есть.

Дело в том, что для нахождения контрастных сочетаний обычно используется цветовой круг Иттена:

Это 12-ступенчатый круг. В его основе лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий . Остальные цвета получаются при смешении 3-х основных.

  • Круг Иттена описывает физическое смешение цветов — например, при смешивании красок на палитре.

Однако, понятно, что эта модель несколько условна. Спектр непрерывен:

И при смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый .

  • То, что происходит при оптическом смешивании световых лучей, лучше показывает не 12, а 10-ступенчатый цветовой круг. В нем к 7 цветам спектра будут добавлены желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный.

Чтобы найти взаимно-дополнительные пары цвета (другое название — комплиментарные цвета ), необходимо провести диаметр через 10-ступенчатый цветовой круг (или через круг, показывающий спектр непрерывно, как на рисунке выше).

Известно, что при смешении этих противоположных цветов, образуется ахроматический цвет. В теории это белый, на практике — светло-серый.

Можно также найти взаимно-дополнительные цвета в лабораторных условиях — известно, что длины волн в каждой такой паре относятся друг к другу как 1:1,25.

По этому же принципу находятся взаимно-дополнительные пары в компьютерных программах.

И эти цветовые сочетания воспринимаются как очень гармоничные и приятные для глаза.

Это явление было открыто в XIX в. Германом Гельмгольцем, хотя художники использовали взаимно-дополнительные пары задолго до этого, находя гармонию интуитивно.

Давайте посмотрим, как эти сочетания работают на практике, на примере нескольких полотен любимых мной импрессионистов:

Огюст Ренуар. Лето.

Здесь использованы сразу 2 взаимно-дополнительные пары. Хочу обратить ваше внимание вот на что: несмотря на то, что использованы не чистые цвета, а более приглушенные, разбеленные (что вообще очень характерно для импрессионистов), картина не выглядит блеклой.

Это происходит оттого, что взаимно-дополнительные цвета усиливают друг друга. Почему это происходит, я писала в «, сейчас же подробно останавливаться на этом моменте не буду.

Следующий пример «Сидящая танцовщица» Эдгара Дега:

Здесь цвет уже более активен, яркие цветовые акценты уравновешиваются высветленными и затененными тонами из той же гаммы.

Клод Моне. Голубой дом в Заандаме.

Также использованы 2 комплиментарные пары, причем в каждой из них один цвет взят в полную силу, а другой высветлен или затенен. Это позволяет избежать черезчур резкого контраста.

Камиль Писсарро. Пять часов утра.

Картина строится на сочетании всего 2-х взаимно-дополнительных цветов и их разбеленных вариаций. Отсюда ощущение раннего утра — когда все цвета несколько сближены и ярко освещены. Если взять ту же гамму, но из затененного ряда — будет ощущение сумерек.

Как видите, живопись не требует огромного набора красок. Для построения гармоничного цветового ряда иногда достаточно всего 2-х цветов.

А вы можете привести примеры использования взаимно-дополнительных цветов в живописи?

Знание закона составления цветовой комбинации и цветового круга позволяют без ошибок работать с разными палитрами цветов и составлять разнообразные цветовые сочетания.

Представляем десять типов комбинаций цвета:

Ахроматические цвета

Ахроматических цветов (без примеси оттенков), т.е. чистых, в природе не существуют. Черный (или серый) цвет всегда будет иметь оттенок. При снижении яркости все цвета стремятся к черному. И, наоборот, при повышении яркости они стремятся к белому цвету.

Основные цвета

Основными на цветовом круге являются: желтый, красный и синий. Эти цвета составляют фундамент цветового круга.

В руках у опытного художника краски только этих цветов, а также белый и черный, создадут все остальные.

Составные цвета

К цветам второго ранга относятся: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Их получают путем попарного смешивания основных: желтого, красного и синего. Смешивая желтый и синий цвета, получают зеленый. Красный и желтый образуют оранжевый. Красный и синий образуют фиолетовый. Итак, получаем следующие составные цвета: фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Сложные цвета

Сложные получают путем сочетания трех составных цветов с близ лежащими основными. Для примера возьмем оранжевый цвет. Он был получен при смешивании желтого и красного цветов. Так вот, для получения сложных цветов, например, оранжевого, смешаем его с его же родителями – желтым и красным цветами. В результате получим желто- и красно-оранжевый цвета. Таким образом, смешиваются и остальные. После этого получаем шесть новых сложных цветов: красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый. Примечательно, что на цветовом круге они будут находиться на одинаковой дистанции друг от друга, заняв при этом промежуточное место между составными.

Мы получим всю существующую гамму цветов, затемнив или осветлив эти цвета в той или иной степени.

Контрастные цвета

Контрастной считается пара цветов, когда между ними на круге есть тройка промежуточных цветов. На цветовом круге таких пар шесть. Для достижения ярких, эффектных сочетаний мы используем контрастные цвета с целью придания небольшого акцента. Для примера возьмем голубой цвет на желтой бумаге. Другое впечатление возникает, когда используют разбеленные контрастные сочетания (добавляя ахроматические цвета), применив, серо-голубой и кремово-желтый. Чем больше контрастные цвета разбелены, тем меньше будет ограничений в применении их к одному пространству. Ахроматические цвета могут спасти различную выборку цветов, при необходимости даже контрастную.

Дополнительные цвета

Дополнительными на цветовом круге считаются прямо противоположные цвета.

На самом деле, дополнительные цвета практически «уничтожают» друг друга.

Полученный в результате смешивания, такой цвет глаз человека воспринимает в качестве одного из серых оттенков.

Монохроматические цвета

Монохроматическими цветами принято называть комбинацию яркости и насыщенности в одном и том же цвете. Такие сочетания называют еще нюансными. В работе используют оттенки одного цвета.

Родственные цвета

Родственными называются три идущих друг за другом цвета либо их оттенки на круге. Выберите любой цвет на цветовом круге и добавьте к нему оба соседних на боковых сегментах. Такую выборку цвета еще называют гармоничной. Подобных сочетаний бывает 12 троек.

Нейтральные цвета

Для получения нейтрального цвета необходимо взять на цветовом круге пару расположенных рядом цветов в пределах двух линий и сгладить один из них путем добавления родственного оттенка или «разбавить» с помощью ахроматического (белого или черного).

Родственно-контрастные цвета

Эти цвета располагаются на круге непосредственно с левой и с правой сторон от дополнительного ему цвета.

Loading...Loading...