Сценарий мероприятия войди в природу другом. Сценарий мероприятия «Войди в природу другом! сектор. «Кто есть кто»

Людмила Кудрявцева
Сценарий мероприятия «Войди в природу другом»

Цель :

Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Задачи :

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы .

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы .

Форма проведения : КВН для семейных команд.

Место проведения : музыкальный зал или групповое помещение.

Подготовка : анкеты для родителей, тематические поделки из природного материала , выпуск семейных экологических газет.

Оборудование : плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу » , плакат с ребусами, набор карточек животных, глобус, цветы для танца девочек, магнитола, медали, призы-альбомы для рисования и краски,сова игрушка

План проведения :1. Вступительное слово.

2. Приветствие команд и конкурс эмблемы.

3. Разминка «Вопрос-ответ» .

4. Танец девочек «Волшебный цветок»

5. «Живая пантомима» .

6. Конкурс капитанов и их помощников.

7. Музпауза «Береза» - танец.

8. Вопросы для болельщиков.

9. Конкурс «Музыкальная разминка» для команд.

10. «Логические задачи» .

11. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

12. Конкурс плакатов и газет «Домашнее задание»

13. Подведение итогов конкурсной программы.

14. Решения собрания.

Ведущий : Дорогие друзья! К. Паустовский, наш замечательный писатель, сказал : «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» .

Звучит мелодия песни «Широка страна моя родная» .

Дети читают стихотворения.

Ребенок 1. Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Один из детей выносит глобус, другой держит плакат с надписью : «Берегите Землю эту!» . Они торжественно проходят по залу, останавливаются в середине зала, глобус ставят впереди себя.

Ребенок 1. Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!

Ребенок 1. Берегите Землю эту!

Ребенок 2. Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу-

Вместе. Любуюсь я на красоту!

Природа наше богатство , сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Человек-это часть этой природы . Вдумайтесь призыва М. Пришвина : «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Девиз нашего собрания : «Прикоснись к природе сердцем » . Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала , сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.

Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране . Соревноваться предстоит 3 командам, в состав которых входят дети и их родители.

Поприветствуем наших отважных участников! Команду-победительницу ждет награда.

Команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас! 1-й конкурс. Представление и конкурс эмблем. Каждая команда с выбранным названием должна себя представить. 2-й конкурс «Вопрос-ответ»

Почему лес называют зеленой аптекой?

Какие цветы растут ранней весной?

При каких заболеваниях используется липа?

Где уши у кузнечика?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц ?

Какую траву любят кошки?

Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

Из какого дерева делают спички?

Какие грибы появляются первыми?

Музыкальная пауза : музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» исполняют девочки.

3-й конкурс «Живая пантомима» . Каждая команда показывает живую пантомиму(3 объекта природы , другие команды должны отгадать.

4-й конкурс «Капитаны» . Капитаны рассказывают стихи о природе .

Задание помощникам капитанов (детям) - ребусы

Музыкальная пауза : танец «Береза»

Вопросы для болельщиков :

Какие птицы едят грибы? (Глухари)

Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко)

У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха)

Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза - в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

5-й конкурс «Музыкальная разминка» . Кто кого перепоет- песни о природе (по одному куплету)

6-й конкурс «Логические задачи» .

Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на 3 группы : медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

Задание 2. Распределите животных по способу их передвижения : бегают, прыгают, летают, ползают, плавают.

7-й конкурс. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

8-й конкурс. Домашнее задание. Защита красочного плаката или экологической газеты.

Ведущий : Берегите и охраняйте природу . Помните : Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло - 1000 лет.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!

Подведение итогов. Вручение знатокам сову-символ мудрости.

КВН закончен, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание :

И о природе – одной - позаботиться можем вполне!

Дети и взрослые исполняют песню «мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского) .

Решение родительского собрания :

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом : школа, станции юннатов, музеи, экологические организации другие субъекты .

Литература :

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс». 2004.

2. Неволина, Е. Большая книга животных. – М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» , 2003.

3. Смирнова, В. А. Тропинка в природу . – СПб.: Союз, 2003.

4. Энциклопедии серии «Обо всем на свете» : растения; комнатные растения; птицы; насекомые; человек; Земля. – Лондон : Дорлинг Киндерсли, 1998.

Приложение :

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

1. Есть ли у вас дома животные? Какие?

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок?

5. Бываете ли вы с ребенком на природе ? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду ?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Сценарий внеклассного мероприятия. Классный час - экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Ломанцева Алла Владимировна

Возраст участников: 10-12 лет (5-6 классы).

Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:
-Расширение кругозора детей;

Формирование у детей навыков работы в группе;

Воспитание бережного отношения к природе;

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Форма проведения: командная соревновательная игра.

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, кроме этого, для работы на станциях изготавливаются дополнительные пособия.

Примечание: Во время игры работает жюри, в состав которого входят учителя и старшие школьники. Ведущими в игре выступают учащиеся 8-9 классов, кроме того, на каждой станции также есть ведущие из числа учащихся 8-9 классов.

Для участия в игре приглашаются 4-5 команд; каждая команда заранее выбирает название, капитана команды, придумывает эмблему, готовит девиз и приветствие для команд соперников.

Предполагаемыми результатами проведения данного классного часа являются развитие познавательной активности детей, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыка работы в группе. Хочется отметить важность проведения экологических мероприятий в связи с тем, что необходимо воспитывать экологическую культуру в детях.

Ход игры:

1) Ведущие (2 человека) приветствуют команды, на экране через проектор показывается визуальное приветствие (Приложение 1).

2) Представление команд.

3) Ведущие знакомят команды с ходом игры.

4) Конкурс «Экологическая разминка». Ведущие по очереди задают командам вопросы, требующие краткого ответа. Ответы команды пишут на листках, которые им раздаются заранее. Для ответа на каждый вопрос дается 1 минута, по истечении этого времени второй ведущий быстро собирает ответы у команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для «Экологической разминки»:

1-Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет? (У собаки на коже нет потовых желез)

2-Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти? (Зимой в лесу глубокий снег)

3-Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы? (Температура воды даже в сильный мороз не бывает ниже +3 градусов, поэтому в воде они греются)

4-Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет? (Воробьи могут зимой добыть пищу, а соловьи питаются насекомыми)

5-Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем? (Деревья испаряют больше воды)

6-Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

7-Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего? (Окурков)

8-Назовите причины осеннего листопада (Растения избавляются от вредных веществ, защищаются от обезвоживания, избегают поломки ветвей зимой из-за тяжести снега)

5) Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух». Ведущие предлагают командам вопросы. После каждого вопроса команды совещаются, находят ответ, капитан команды поднимает руку и озвучивает ответ. Если капитан команды дал неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. Если правильный ответ не звучит, его озвучивает ведущий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы к конкурсу «В здоровом теле – здоровый дух»:

1-В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой? (Родниковую воду)

2-Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение? (Лук)

3-Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка? (Курение)

5-Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие? (Чтение)

6-Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют? (На морозе кровеносные сосуды сначала сужаются, а потом расширяются)

6) Конкурс «Экологической марафон». Ведущие выдают командам путевые листы с названиями станций (Приложение 2), в которых ведущие на станциях будут записывать количество баллов, полученное командами. На каждой станции команда находится 7 минут.

Станции:

А) Муха домашняя

Б) Таракан рыжий

В) Блоха

2) Кто из этих птиц не летает?

А) Куропатка

Б) Киви

В) Курица домашняя

3) Какой из этих организмов - не животное?

А) Актиния

Б) Ламинария

В) Коралл

4) Кто из этих насекомых – хищник?

А) Колорадский жук

Б) Жук-олень

В) Водомерка

5) Назовите растение короткого дня

А) Хризантема

Б) Сон-трава

В) Ландыш

6) Какое из этих растений хищное?

А) Мох Кукушкин лён

Б) Росянка

В) Петров крест

7) Какое из этих растений не цветёт?

А) Папоротник

Б) Хлорофиттум

В) Верблюжья колючка

8) Кто из них не ящерица?

А) Комодский дракон

Б) Веретеница ломкая

В) Саламандра огненная

9) Кто из этих животных не рыба?

А) Мурена

Б) Акула

В) Дельфин

10) Назовите домашнее насекомое

А) Муха

Б) Тутовый шелкопряд

В) Таракан рыжий

2-«На привале». Ведущий предлагает командам рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, банка от консервов, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для окружающей среды и просит пояснить свой выбор, а также придумать рассказ о том, как этот мусор мог появиться в лесу. Мусор готовится заранее, участникам команды выдаются одноразовые перчатки. Ведущий на станции начисляет баллы по своему усмотрению, в зависимости от правильности ответа и рассказа, который придумали участники (чувство юмора очень приветствуется). Максимальное количество баллов за этот конкурс-10.

3-«Загадочный ящик». Для проведения конкурса на этой станции требуется заранее изготовить ящик с отверстием (подойдет коробка из-под обуви, в которой прорезается отверстие, для красоты коробку можно оклеить цветной бумагой). Внутрь коробки помещаются различные мелкие предметы, например, раковины, небольшие плоды, листья растений, пуговицы, стеклянные шарики, крышки от пластиковых бутылок, батарейка. Команда выбирает участника, который засовывает в ящик руку, ощупывает предметы и на ощупь пытается определить, что за предмет у него в руках. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

4-«На лесной тропинке». Ведущий на станции предлагает детям составить пищевые цепи. Для работы этой станции заранее требуется приготовить картинки (рисуют дети), на которых изображены: дерево (трава), кузнечик, куропатка, мышь, лиса, змея, коршун и т.д., а также на отдельных листах бумаги рисуются стрелки, при помощи которых дети показывают направление вещества и энергии от одного трофического уровня к другому.

5-«Экоэрудит». Ведущий на станции предлагает детям вопросы, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ дается 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

Вопросы:

Кит - большая рыба? (Нет)

Белые медведи нападают на пингвинов? (Нет)

Пауки - насекомые? (Нет)

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии? (Да)

Сосна – светолюбивое растение? (Да)

Можно ли назвать ласточку хищной птицей? (Да)

Одуванчик – лекарственное растение? (Да)

Самый ядовитый гриб в России - мухомор? (Нет)

Предок домашней собаки – дикая собака Динго? (Нет)

Слон – самое крупное млекопитающее? (Нет)

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»? (Да)

Команды проходят по всем станциям и возвращаются в актовый зал. Капитан каждой команды сдает путевой лист жюри. Когда все команды собираются, ведущие объявляют последний конкурс.

7) Конкурс «Эконевидаль». Для проведения этого конкурса необходим ноутбук и интерактивная доска, где демонстрируются ответы на вопросы с фрагментами-иллюстрациями (Презентация 2). Первый ведущий устно задаёт вопросы, после каждого вопроса на интерактивной доске появляются 4 варианта ответа, из которых команды выбирают один правильный и отмечают его на заранее выданном листке. Второй ведущий переводит слайды презентации. По окончании этого конкурса ведущий собирает листки с ответами команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.

Вопросы:

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

А-Ворона

Б-Воробей

В-Курица

Г-Голубь

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

Б-Жаба

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

А-Берёза

Б-Рябина

В-Дуб

Г-Сосна

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

А-Акула

Б-Крыса

В-Тигр

Г-Кобра

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

В-Гиббон

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

А-Ёж

Б-Броненосец

В-Ехидна

Г-Дикобраз

7-Это уникальное растение имеет много названий, самое распространённое из них-«Мамонтово дерево», а также название, которое ему дали индейцы племени Чероки в честь своего вождя. О каком растении идёт речь? (Пояснение ведущего после конкурса: секвойя - хвойное растение, самый известный долгожитель среди деревьев. Предполагают, что самым древним деревьям более 6000 лет)

А-Секвойя

Б-Кипарис

В-Баобаб

Г-Эвкалипт

8-В честь этого цветка древние персы назвали свою столицу, в христианстве его связывали с Девой Марией, во Франции он был символом королевской власти. (Пояснение ведущего после конкурса: столица древних персов называлась Сузы, что в переводе означает лилия. У христиан лилия-символ чистоты и непорочности. Во Франции лилия-символ королевской власти)

А-Тюльпан

Б-Гиацинт

В-Нарцисс

Г-Лилия

9-Это мирное травоядное животное очень похоже на медведя, хотя большинство ученых считают его близким родственником енота.

А-Коала

Б-Панда

В-Гризли

Г-Тасманский дьявол

10-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

А-Лещина

Б-Грецкий орех

В-Арахис

Г-Миндаль

11-Это животное обладает, пожалуй, самым мощным в природе химическим оружием, действие которого почти невозможно вынести. Кто это? (Пояснение ведущего после конкурса: скунс распространён в Северной Америке. В момент опасности он поворачивается к противнику хвостом и выбрызгивает в него струю с невыносимым запахом)

А-Скунс

Б-Крот

В-Голый землекоп

Г-Выхухоль

12-Вопреки распространенному мнению, это животное практически не ест растительную пищу. (Пояснение ведущего после конкурса: ежи относятся к отряду Насекомоядных и питаются в основном червями, жуками, лягушками, мышами)

А-Гиппопотам

Б-Ёж

В-Дикобраз

Г-Бурый медведь

13-Перед вами изображения мифических существ из известных фильмов. Одно из них действительно существует в природе, хотя нужно отметить, что режиссер преувеличил, изображая его в кино. Что это за существо? (Пояснение ведущего после конкурса: кракены - гигантские кальмары, обитающие на большой глубине. Документально подтверждены встречи с кальмарами длиной до 20 метров, но зоологи предполагают, что эти животные могут достигать 30 метров в длину)

А-Феникс

Б-Дракон

В-Кракен

Г-Единорог

По окончании этого конкурса один из ведущих собирает листки с ответами и передает их жюри. Второй ведущий называет правильные ответы, при этом презентация показывается заново. Когда правильные ответы названы, ведущий благодарит команды за участие, и предлагает им просмотреть небольшой фильм о природе (можно выбрать произвольно). В это время жюри подводит итоги.

Когда итоги подведены, один из членов жюри объявляет команду-победителя. Ведущий поздравляет команды, проводится награждение команд (призы готовятся заранее, награждаются все команды, команде-победителю вручается кубок, все команды получают грамоты).

Приложение 2. Путевой лист

Название команды:________________________

Станция

Баллы

1-«Экознайка».

2-«На привале».

3-«Загадочный ящик».

4-«На лесной тропинке».

5-«Экоэрудит».

Сценарий внеклассного мероприятия «Войди в природу другом!» - страница №1/1

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Войди в природу другом!»

Провела учитель

географии

МОУ СОШ с. Салтыково

Скакалина И.В.

Тема: «Войди в природу другом!»
Тип работы: сценарий внеклассного мероприятия с презентацией
Предмет: география
Классы: 5-6
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
Задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

Формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Методы и приемы: метод рассказа, беседы, использование ИКТ.
Оборудование и материалы:

Презентация «Войди в природу другом!»;

Компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;

Записи песен об охране природы;

Памятки по охране природы.

Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня для вас мы проводим мероприятие «Войди в природу другом!» (Слайд 1). Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает.

Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.


Чтец 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки.

(Слайд 2) Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.


Ведущий: Быть или не быть человечеству, останется зелёной и цветущей наша

планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чём вопрос. Ответ на

него зависит от каждого из нас.
Чтец 2: Рощи сосновые, дубравы зелёные,

(Слайд 3) Бабочки пёстрые, птицы свободные

К вам обращаются – людям сегодняшним:
Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.


Ведущий: Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.

Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?

Ученик 1 (Показывает первый знак на слайде 4). Правило первое:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.
Ученик 2 (показывает второй знак на слайде 5) . Правило второе:

Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.

Ученик 3 (показывает третий знак на слайде 6) . Правило третье:

Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.

Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.
Ученик 4 (показывает четвёртый знак на слайде 7). Правило четвёртое:

Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.
Ученик 5 (показывает пятый знак на слайде 8) . Правило пятое:

Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша

выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.


Слайд 9. Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»
Ученик 6 (показывает шестой знак на слайде 10) . Правило шестое:

Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

Ученик 7 (показывает седьмой знак на слайде 11). Правило седьмое:

Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться

пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.
Ученик 8 (показывает восьмой знак на слайде 12). Правило восьмое:

Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы (Слайд 13). Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
Ученик 9 (показывает девятый знак на слайде 14). Правило девятое:

Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более

2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет. (Слайд 15)

Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.

Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.

Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!

Ведущий: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Чтец (читает стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка»).

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы и шалости

Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Ученик 10. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»
Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть живёт соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.
1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?
2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?
3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.
4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?
5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.
6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?
7. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.
Ведущий: Надеюсь, вы навсегда запомните правила поведения в природе и будите их выполнять. (Слайд 16) А мне сейчас вспомнились слова знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (Слайд 17).

Чтец 1: Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.


Чтец 2: И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.


Чтец 3: Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек.

Ведущий: А сейчас мы хотим вам вручить памятки по охране природы.
1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.


Ведущий: Надо всем ребятам объединиться и оказывать помощь природе: развешивать скворечники и кормушки для птиц, очищать берег местной реки, озеленяют территорию школы.

Велика сила доброго примера. И пусть каждый из вас выступает примером дружелюбного отношения к природе, непримиримости ко всякому браконьерству.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ.

Сделайте всё, чтобы каждый из вас мог с гордостью сказать: «Я живу в Салтыкове и являюсь настоящим другом родной природы!»

(Слайд 18)
Звучит песня «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг».
Против стрельбы, против беды

Встанем за нашу планету.

Звери навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Приложение
ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.


2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.
3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.
5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.
6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.
7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

Елена Синицина
«Войди в природу другом.» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.

Программное содержание :

Учить детей, вести себя так, чтобы не навредить природе ;

устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;

бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений.

Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями .

Расширять и уточнять представления о растениях; растения луга, сада.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Употреблять предложения разных видов.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности;

-Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Методы и приёмы :

Сюрпризный момент;

загадывание загадок;

чтение стихов;

отгадывание кроссворда;

детские игры.

Словарная работа :

Первоцветы,

настурция.

Предварительная работа :

Заучивание стихов;

рассматривание красной книги;

подготовка ящика к посадке семян цветов.

Материал и оборудование :

Дидактические игры : «Первоцветы» , «Рост цветов» ;

шкатулка с семенами;

кроссворд;

ящик с землёй;

фартуки; чашки с водой;

полотенца;

«Красная книга» .

Ход занятия :(Дети стоят возле воспитателя )

Воспитатель :

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой-улей –пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети : Весной.

Воспитатель : Какие признаки весны вы знаете?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Как называются цветы, которые появляются весной первыми?

Дети : Первоцветы.

Воспитатель : Какие первоцветы вы знаете?

Дети : Подснежники, пролески, мать-и-мачеха, ландыши, примула.

Воспитатель : На нашей планете тоже выросли первоцветы, но подул ветерок и все цветы разлетелись. Соберём их?

Дети : Да.

Дидактическая игра : «Первоцветы» .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка. Интересно, что в ней лежит.

(высказывания детей)

Воспитатель открывает шкатулку , достаёт письмо, читает :

«Ребята, мы не знаем кто мы и, что мы…

Мы не знаем, для чего мы нужны, что с нами можно сделать…

Помогите нам, пожалуйста, разобраться в этом.»

дети рассматривают семена)

Воспитатель : Ребята, что это?

Дети : Семена цветов настурции.

Воспитатель : А для чего они нужны?

Дети : Чтобы посадить их в землю, вырастить красивые цветы и затем любоваться ими.

Воспитатель : Что нужно для роста всех растений?

Дети : Вода, земля, свет, тепло.

Воспитатель : Давайте вспомним, как постепенно с семян вырастает цветок.

/Дидактическая игра : «Рост цветка» . Дети работают по карточкам. /

Ребёнок :

Глубоко в тайниках земли

Не видя дня, не видя света,

Не видя яркой жизни лета,

Растений семена легли.

Работой их корней не слышной

И рос, и крепнул стебелёк,

И, наконец, расцвёл цветок,

Блистая красотою пышной.

Физ. минутка :

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

/Воспитатель с детьми подходят к цветнику/

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько здесь цветов. Как они называются?

Дети : Розы, лилии, гвоздики, пионы, примулы, подснежники.

Воспитатель : А как называется место, где растут все эти цветы?

Дети : Цветник, клумба.

Воспитатель : Посмотрите, какой здесь «мостик-кроссворд» , но чтобы через него пройти, нужно заполнить клеточки.

Дети загадывают загадки про цветы и заполняют кроссворд.

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Из сырой конурочки

Вылезли снегурочки :

Сели на тычине,

На её вершине,

И не тают на заре,

А ведь лето на дворе!

(Лилия)

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза)

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался стебелек.

(Одуванчик)

Все знакомы с нами :

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

(Гвоздиками)

Мои цветы - оранжевое пламя,

А листья - как зеленые медали.

В названии - восточная страна.

Ну что, ребята, вы меня узнали?

(Настурция)

Заполнив кроссворд, дети с воспитателем переходят через мостик

и подходят к ящику, наполненному землёй, для семян цветов.

Воспитатель : Ребята, вот мы и нашли, куда посадить семена настурции. Что мы с вами положили на дно ящика?

Дети : Камушки.

Воспитатель : Для чего нужны камушки?

Дети : Чтобы земля при поливе не уплотнялась.

Воспитатель : Как мы подготовили землю?

Дети : Землю перемешали с песком, чтобы легче было рыхлить.

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам помогу надеть фартуки и мы с вами посадим семена настурции.

/Дети надевают фартуки и сажают семена/

Воспитатель : Ребята, мы посадили семена, теперь они вырастут, и в нашем детском саду будет ещё красивее. А можно рвать цветы?

Дети : Нет.

Ребёнок :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успевают защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель : Чтобы мы с вами не остались одни редкие виды животных и растений занесены в Красную книгу. /показывает книгу/ Какие цветы, которые произрастают в Северной Осетии занесены в Красную книгу.

Дети : Плющ, ландыш, тюльпан, мак, камнеломка, шафран.

Ребёнок :

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, красная!

Значит природа в опасности !

Значит природа в опасности !

Воспитатель : Молодцы ребята! Теперь я знаю, что наш маленький кусочек большой природы защищён вами , и вы никогда не будете рвать цветы, уничтожать насекомых.

Публикации по теме:

Занятия по экологическому воспитанию (старшая и подготовительная гр) Программные задачи: -Формировать знания детей о способах охраны окружающей.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Царица вода» Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о воде, свойствах воды. 2. Закрепить представление о формах и видах воды. 3. Уточнить знания.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Красная книга» Цели: Формировать у детей основы экологической культуры. Задачи: 1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Живые существа у нас на окнах» Программное содержание: Закреплять знания детей о названиях растений, отличительных особенностях внешнего вида. Закреплять знания о строении.

«Войди в природу другом»

Цель : Обучающие узнают, о разнообразии растений Хабаровского края, об их вреде и пользе для человека и животных.

Задачи: 1. Образовательная: познакомить с растительным миром Хабаровского края. 2. Развивающая: развивать слуховое восприятие через сценки, загадки, экологические загадки; зрительное восприятие через иллюстрации растений, слайды презентации. Развивать память, мышление; расширять кругозор, активный словарь учащихся. 3. Воспитательная: прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.

Сегодня мы проведем клуб природа на тему: «Войди в природу другом»

А начать наше занятие хочется строками из стихотворения

«Я славлю лес»

Ведущий 1:

Я славлю лес.

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Родимый лес, Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Красу земли, зеленый лес!

Когда раздумий вещий час настанет,

Когда мечтаешь о грядущем ты,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зеленый лес!

Мы вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас.

Застыли сосны тихо, как в дозоре,

Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес-

Красу земли, зеленый лес!

(В. Лукша)

Ведущий 2:

Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений! Сегодня мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса.

-Отгадайте загадку:

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан (Береза.)

Белоствольная березка - украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Немало песен и стихов сложено об этом красивом дереве. С раннего детства вы поете песню «Во поле березка стояла», учили стихотворения о белоствольной кудрявой березке.

Чтец 1:

Встали в ряд березки, как подростки,

Ветка с веткой, как рука с рукой.

Признаюсь, Россия без березки

Не была бы солнечной такой!

Ведущий 1:

Березы оживляют лес, делают его уютней и праздничней.

Но не все знают, какими лекарственными свойствами обладают почки березы. В них содержится эфирное масло, виноградный сахар, вяжущие вещества. Поэтому почки березы используют в медицине.

Гриб чага, встречающийся на растущих стволах белых берез, считается полезным средством при лечении опухолевых заболеваний желудка.

Березовая кора, применяется как средство против лихорадки, а настой из листьев - как потогонное.

Ведущий 2:

Ребята, а как называется березовый лес?

Представьте, что вы попали в березовую рощу. Здесь много света, воздух прозрачен и чист. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый», «ясный», «белый». От него и образовалось слово «Береза». Хороша береза! Стоит и красотой своей всех радует.

Чтец 2:

На березках беленькие блузки,

Для красы - полоски поперек

Словно парень ласковый, по-русски

Льнет к березке вешний ветерок.

Березовый сок - вкусный и полезный природный напиток, лечебные свойства которого признаны учеными. Он содержит много полезных веществ. Но варварский сбор березового сока наносит непоправимый вред деревьям. К сожалению, закон бережного отношения к природе многие забывают, и результатом варварского сбора березового сока становятся уродливые или даже погибшие деревья. Каждый год число таких покалеченных деревьев все растет и растет.

Конечно, береза не умеют говорить, но если бы могла, то поведала о себе следующее:

«И хорошо бы мне жилось, если бы не весенний сок. Весной стволы многих берез порезаны, и течет по ним потоками березовый сок или, как его называют в народе, - березовица. А ведь он дереву нужен. Этот сок, словно кровь, несет ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, набухли его почки, развернулись листья. Так стоит ли ради одного - двух глотков сока губить деревья, наносить их здоровью непоправимый вред.

Ведущий 1:

Запомните правила сбора березового сока:

1. He делайте большие отверстия в коре.

2.Не берите много сока.

3.Замазывайте раны дерева пластилином или глиной.

Очень хочется, чтобы не только вы могли полюбоваться этим красивым деревом, но и ваши будущие дети, и внуки ваших детей. Берегите русскую березку!

Ведущий 2:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

А теперь давайте представим себе еловый лес. Полумрак, травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, и снова тишина. Но, несмотря на такое мрачное описание, ель ассоциируется с самым сказочным праздником - Новым годом. Именно елочку украшают в каждом доме под Новый год. Но лучше, если вы будете использовать искусственные елочки, так как праздник прошел, и люди выбрасывают огромное количество елок в мусорные ящики. А ведь елка дерево полезное. Семенами ели питаются звери и птицы, из древесины мастера делают музыкальные инструменты, за что называют это дерево «певучим деревом», древесина используется в строительстве, из нее получают бумагу, искусственный шелк и много других полезных веществ.

Ведущий 1:

Послушайте и отгадайте, о каком дереве пойдет речь. С давних пор люди оценили замечательные свойства этого дерева. Одно из них стойкость. Дерево не боится ни мороза, ни жары, ни засухи, но не любит темноты. Это дерево относится к хвойным деревьям, семенами этого растения в суровую зимнюю пору питаются дятлы.

Что это за дерево?

Сосну считают деревом здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где растут сосны.

Я прочитаю рассказ, а вы подумайте о каком растении идет речь.

«Ох, и вкусна ягодка!» - едят и нахваливают снегири. Я спасаю от голода зимой многих птиц и зверей. Мои красные гроздья видны издалека. Мои ягоды полны витаминов, поэтому их и собирают люди. Но иногда они по-варварски гнут ветки, чтобы достать высоко висящие гроздья. Из-за этого на ветках образуются трещины и болею.

Про эту ягоду есть такая загадка:

В сенокос я горька, А в мороз - сладка.

Красна, а не малина Это ягода.. .рябина.

Как называется, эта ягода? Помните! Идете в лес за рябиной запасайтесь специальным шестом, чтобы не повредить ветви и стебли рябины.

Ведущий 2:

Лес не только дарит нам свою красоту, но и щедро делится с людьми своими щедрыми ягодными запасами.

1 .Адрес этой ягоды - болото, где хозяином является зеленый мох. Когда они созревают, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату мху. Собирают их осенью, после первого мороза (клюква).

2.Эта ягода созревает одной из первых - в июне. Очень любит солнце, поэтому ее надо искать на открытых местах, на сухих травянистых опушках, полянах, вырубках. Ягоды сладкие, душистые, ароматные (земляника).

З.Эта ягода любит солнце, отдельные кусты встречаются редко, как правило, они образуют заросли. Это одна из самых любимых ягод, к тому же незаменимое средство при простуде, при ангине. (Малина.)

4.Эта ягода внешне похожа на малину. Растет в светлых лесах по опушкам, вырубкам, берегам рек. Черные или черно- красные ягоды очень сладкие и сочные и хороши в любом виде. (Ежевика.)

5.Эта ягода растет на невысоких кустиках. Куст этой ягоды не знает листопада. Созревают ягоды в конце лета, и собирать их лучше после первых заморозков. Ягоды очень долго сохраняются, не портятся, благодаря содержанию в ней бензойной кислоты. По цвету ягоды темно-красного цвета. (Брусника.)

б.Эту ягоду называют «ягодой наоборот». Большинство ягод из зеленых и желтых превращаются в красные или черные, а эта при созревании сначала краснеет и только спелая приобретает желто - оранжевый цвет. Используют ее при заболеваниях сердца, при простуде и как кровоостанавливающее средство. Растет она на болотах, во мхе, не боится мороза. (Морошка.)

7.Ягода содержит большое количество витаминов и железа. В старину этими ягодами красили ткани в красный и фиолетовый цвет. Ягоды шаровидной формы, слегка приплюснутые на верхушке, черные, мякоть ягоды сочная, но очень пачкает зубы и губы. Вкус приятный, кисловатый, чуть вяжущий. (Черника.)

Физминутка

Ребята, а какая из ягод самая полезная, мы узнаем из сценки «Ягодная трагедия», ее покажут ребята пятых классов. «Ягодная трагедия»

(Выходит Сестричка - Брусничка, плачет. На плач выбегает Сестричка - Клюковка.

Сестричка - Клюковка. Сестричка - Брусничка, что случилось? Что ты слезы льешь?

Сестричка - Брусничка. Все ягоды сладкие, вкусные.. .А

мы.. .Кислые.. .Как жить, когда знаешь, что от нашего вкуса язык и зубы

сводит? (плачет)

Сестричка - Клюковка. Ты - то что.. .А я еще кислее тебя.. .Я ведь Клюковка... Ох-Ох!!!

(Обе рыдают, входит Крыжовник)

Крыжовник. Сестрички, чего носы повесили? Что за проблемы? Сестричка - Клюковка и Сестричка - Брусничка (вместе). Уж больно мы кислые.. .Нас есть невозможно...

Крыжовник. А ведь правда.. .(задумался, чешет в затылке). А я вот, Крыжовник, колючий...Как начнет меня хозяйка собирать, все руки переколет.. .(плачет, вбегает черника) Черника. Приветик! Как делишки? А что это с вами?

Сестричка - Клюковка и Сестричка-Брусничка. Отстань, Черничка, у нас

горе - мы кислые...

Крыжовник. А я колючий.(Вздыхает)

Черничка. А у меня все хорошо! У меня нет недостатков...

Крыжовник. Как это нет? Когда тебя поедят, руки и рот у людей становятся

сине-черными! Фу - у - у.. .Я сколько раз слышал - жалуется на тебя народ,

жалуется.

Черничка. Правда твоя. (Опускает голову) С шарами в руках вприпрыжку вбегает Клубничка.

Клубничка. Хэллоу, друзья! Какой замечательный день! А что это с вами? (растерянно)

Все ягоды. Клубничка, а чего хорошего-то?

Сестричка - Клюковка и Сестричка - Брусничка. Мы - просто кислятина...

Крыжовник. А я, к сожалению, просто колючка. Черника. Позвольте представиться - растительные чернила. Клубничка. Да что такое с вами?

Черничка. А ты на себя взгляни! Чуть тронь тебя - сразу пятнами покрываешься, мнешься, неженка. Тоже ничего хорошего. Клубничка. Как вы правы, друзья!

(Все опустили головы, отвернулись друг от друга, входит Королева Ягод) Королева Ягод. Ягодки Мои хорошие, ягодки мои чудесные, кто вас обидел? Все ягоды. Нас никто не обидел, просто мы кислые, колючие, слишком нежные и чернила.

Королева Ягод. Глупенькие вы мои! Да кто ж вам такое сказал? (Подходит к каждому обнимает) Клюковка и Брусничка, в вас очень много витаминов, вы незаменимы при простуде. Крыжовник из тебя получается прозрачный изумрудный джем - просто объеденье! Черника, а ты нужна людям, у которых плохое зрение. Клубничка, а ты имеешь такой аромат и вкус, что даже голова кружится. Все ягоды. Правда? Вот здорово!!! Королева Ягод.

Все вы, ягодки, нужны!

Все вы, ягодки, важны!

Люди очень любят вас

И делают к зиме запас!

Скажите пожалуйста, можно ли из всех ягод выбрать самую полезную, почему?

Верно, каждая из ягод хороша по - своему, полезна для нас.

Ведущий 1:

Лес богат не только ягодами, но и грибами. Кто хоть однажды в детстве собирал грибы и ягоды, дышал незабываемым воздухом леса, приносил домой полный кузовок даров природы, навсегда полюбил это увлекательное занятие. Предлагаю конкурс загадок:

Лета первая примета

Под березкой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке

(подберезовик )

Этот гриб – боровик

И красив он и велик,

(белый гриб )

Это гриб любимец мой.

Очень строгий и прямой.

Поглядите, как горит

Шляпка ярким пламенем

На полянке он стоит,

Как солдат под знаменем,

(подосиновик )

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой,

(опята)

Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк,

Бросить жалко,

Съесть сыро.

(груздь )

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный,

(мухомор )

Кто из вас знает почему этот гриб называют мухомор?

Мухоморы не только мух морят, но и людей. Старые хитрецы мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку - блюдечко. В них набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.

Мухомора ругают за то, что он убивает насекомых. А разве это плохо? Как же избавиться от надоевших комнатных мух, которые являются переносчиками различных инфекций? Бороться с мухами помогает именно мухомор.(Войчук Саша)

Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, например, сорока.

Лоси, коровы, олени лечатся мухоморами от глистов. Мухоморы лечат и растения. Мухомор обладает лечебными свойствами.

В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормозит развитие опухолей. Ценными лечебными свойствами обладает и мякоть гриба. Из мухомора получают лекарственные препараты для людей, страдающих головными болями, хронической ангиной. (Л. Миша)

Ведущий 2:

А сейчас вашему вниманию, я предлагаю следующие задачи:

1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

Зачем ты это делаешь? - спросил Коля, ведь они нужны лесу, животным? -Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова. -Кто из мальчиков прав?

2 . Костя и Миша взяли корзины, и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крупных боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на поляну, Костя увидел своего друга, у которого была в руках полная корзина мухоморов.

    Ты зачем набрал мухоморов? - удивленно спросил Костя.

    Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

    Правильно ли поступил Миша.

Расскажите, как надо правильно собирать грибы? Правила сбора грибов:

1.Гриб осторожно выкручивайте или аккуратно отрезайте ножку ножом.

2.Никогда не берите незнакомые грибы, так как среди них могут быть ядовитые.

3.Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются многие животные.

Ведущий:

Предлагаю посмотреть сценку «Я славлю Лес» в исполнении Кузнецова В. и Локтионова М.

Однажды в теплый летний день Саша собирался пойти погулять

в лес и позвал с собой друга Диму.

Да не хочу я в лес идти, - проворчал Дима.

Что ты, там ведь так интересно! - ответил Саша. - Пойдем, я покажу тебе лес, и ты тоже его полюбишь. По дороге Саша рассказывал:

«Смотри, это же настоящая сказка! Посмотри на небо!

А теперь наклонись и посмотри под ноги. Видишь, сколько здесь ягод, а если приглядеться, то можно найти и грибы, и лекарственные растения грибов.

    Ой, что это?! - воскликнул Дима.

    Да это же белка, - ответил Саша, она живет на деревьях.

Круглый год в лесу есть корм для животных, поэтому в лесу живет много зверей и насекомых. Здесь всем хватает места. Под густым валежником роют себе норы барсуки и лисы. Возле лесных рек селится бобер, в чаще леса можно встретить медведя, рысь, лося, кабана, волка.

Но, к сожалению, - ответил Саша, не все люди относятся к лесу бережно

Ведущий 2:

Приближаются летние каникулы, и вы с родителями или с друзьями будите ходить в лес. О чем, нужно помнить, идя в лес? Многие, приходя в лес, оставляют после себя кучи мусора и непотушенные костры, от которых часто случаются пожары. Это так ужасно, когда гибнут животные и деревья. Природа - наш общий дом, поэтому нельзя наносить ей вред.

Завершить наше занятие хочется следующими строчками: Лесному богатству и равного нет Как много тут ягод, грибов! Свисток смастерил и собрал я букет Из красных и синих цветов. Вот стать бы мне лесом, расти до небес, Жить тысячу лет это срок! Но тихо сказал мне задумчивый лес: « Ты будь Человеком, сынок»

    А что, значит, быть человеком?

    Подведение итогов, награждение участников.

Loading...Loading...