Ш э ле корбюзье. Великий и неподражаемый ле корбюзье. Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры

Ле Корбюзье – французский архитектор швейцарского происхождения, бывший также дизайнером, художником, писателем и публицистом. Является пионером модернизма, представителем архитектуры интернационального стиля, в архитектуре воплощал идеи функционализма. Здания, сконструированные им, находятся по всему миру: в Европе, Америке, Индии, Японии.

Стремясь облегчить жизнь жителям перенаселенных городов, Ле Корбюзье активно занимался городским планирование и был одним из основателей Международного конгресса современной архитектуры (CIAM).

Биография

Шарль-Эдуар Жаннере-Гри родился 6 октября 1887 года в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-эмальера.

С детства молодого Шарля привлекали изобразительные искусства и он поступил в Школу искусств в Шо-де-Фоне на курс Шарля Леплатенье, его преподавателем архитектуры был Рене Шапалла, который сильно повлиял на раннее творчество. С момента поступления в школу он начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создает эмали и гравирует монограммы на крышках часов.

В юности он старался покидать провинциальную атмосферу родного города и путешествовал по Европе. В сентябре 1907 он предпринял первую поездку в Италию, затем через Будапешт в Вену, где он остался на четыре месяца и познакомился с Густавом Климтом и Йозефом Хоффманом. Затем в 1908 году он едет в Париж, где находит работу в офисе Августа Перре, французского пионера в области армированного бетона. Все эти поездки повлияли на него и начал вырабатываться собственный архитектурный стиль. Между октябрем 1910 и мартом 1911 он работал под Берлином на известного архитектора Питера Беренса, где возможно встречался с Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. В то время он посетил Дом престарелых и монастырь при нем в долине Эма и это сильно сказалось на его жизненной позиции. Отныне он стал считать, что все люди должны иметь возможность жить тихо и спокойно, как монахи в своей обители.

Позже, в 1911 он совершил поездку на Балканы и посетил Сербию, Болгарию, Турцию и Грецию, вернулся он с примерно 80 блокнотами, полными набросков того, что он видел, в частности Парфенона. Его формы он затем будет восхвалять в своей книге «К архитектуре».

Во время Первой мировой войны Ле Корбюзье преподавал в своей родной школе искусств в Швейцарии и вернулся в Париж лишь когда война была окончена. За эти четыре года в Швейцарии он работал в области теоретической архитектуры, используя современные техники. Среди прочего был проект Дом-ино Хаус – модель, предлагающая открытый план, состоящий из бетонных плит, поддерживаемых минимальным количеством железобетонных колонн по краям. Этот дизайн стал основой для большинства его сооружений на ближайшие 10 лет.

Вскоре он начал свою собственную архитектурную практику, вместе со своим кузеном Пьером Жаннере. Это сотрудничество продлилось до 1950-х, с перерывом на годы Второй мировой войны.

В 1918 году Ле Корбюзье познакомился с художником-кубистом Амеде Озанфаном, в котором нашел родственную душу. Озанфан сподвиг его на живопись и они начали сотрудничать. Отбросив кубизм как иррациональный и «романтический» они опубликовали свой манифест «После кубизма» и основали новое художественное движение, пуризм. Озанфан и и Ле Корбюзье учредили журнал L"Esprit nouveau (Новый дух).

В первом выпуске журнала в 1920 году Шарль-Эдуард Жаннере взял псевдоним Ле Корбюзье (слегка измененная фамилия его деда), под эгидой мысли о том, что каждый может создать нового себя.

В период с 1918 по 1922 Ле Корбюзье не строил зданий, полностью сосредоточившись на теории пуризма и живописи. А в 1922 году он вместе с кузеном Пьером открыли в Париже архитектурную студию. В 20-е годы Ле Корбюзье спроектировал несколько вилл,которые принесли ему известность. Почти все они расположены в окрестностях Парижа. Все они являются постройками в модернистском стиле. О Корбюзье заговорили, новая эстетика вилл будоражила умы европейской публики. Наиболее заметные работы - вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Все они отличаются простыми геометрическими формами, белыми гладкими фасадами, горизонтальными окнами, использованием железобетонного каркаса. В этих сооружениях Корбюзье применял свой кодекс архитектора - «Пять отправных точек архитектуры».

В 1925 году Корбюзье с Пьером представили «План Вуазен» - предложение по перестройке Парижа. План предусматривал снесение около 240 гектаров старых построек и возведение на их месте восемнадцати одинаковых небоскребов в 50 этажей. В этом и последующих планах Ле Корбюзье предлагал новые планировочные методы, позволяющие повысить комфорт проживания в городах, создать в них зеленые зоны и сеть транспортых магистралей.

В 1940 году Ле Корбюзье закрыл парижскую мастерскую и перебрался на ферму в Пиренеях. В это время он занимался теоретическими разработками, в частности системы пропорций Модулор, которую затем активно применял в постройках.

После окончания Второй мировой войны во Франции начались восстановительные работы и Ле Корбюзье участвовал в них по приглашению властей. В частности, им были выполнены планы реконструкции городов Сен-Дьё (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство.

Для Сен-Дьё Ле Корбюзье спроектировал здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. При строительстве мануфактуры Дюваль были применены так называемые «солнцерезы» (фр. brise-soleil) - изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. Впоследствии «солнцерезы» стали своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1947 году было начало строительство знаменитой «Марсельской жилой единицы» – многоквартирного дома с полной инфраструктурой, расположенной внутри одного здания.

В 1950 году Корбюзье начал осуществление самого масштабного своего проекта – новой столицы штата Пенджаб, города Чандигарх. Корбюзье разработал административный центр, жилые кварталы с инфраструктурой, школами, гостиницами. Город строился в течение примерно 10 лет. Непосредственно сам Корбюзье спроектировал Капитолий, административный центр города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается яркой характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени.

В 50-х и 60-х годах Ле Корбюзье уже пользовался признанной славой архитектурного гения. Он был завален заказами, его имя гремело по всему миру. В это время он построил несколько сооружений, которые закрепили его звание европейского архитектора-авангардиста номер один. Это капелла Роншан во Франции (1955), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея западного искусства в Токио (1959).

Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959-1962).

В 1928 году Корбюзье участвовал в конкурсе на строительство здания Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве. Он впоследствии было построено по его проекту. Здание Центросоюза явилось совершенно новым для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.

В 1928, 1929, в начале тридцатых архитектор часто приезжал в Москву в связи со строительством. Здесь он встречался с советскими деятелями культуры, в частности с Мейерхольдом и Эйзенштейном, и восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время. Особенно его впечатляли достижения советского архитектурного авангарда - братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Позже, Ле Корбюзье участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект.

«Пять отправных точек архитектуры»

«Пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в двадцатые годы. В этих несложных на первый взгляд правилах Корбюзье пытался сформулировать свою концепцию архитектуры нового времени. Вот их свободный пересказ:

Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.

Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.

Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию, в связи с этим, несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Модулор

Модулор - это система пропорций, разработанная Ле Корбюзье. Он описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (1887-1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее имя - Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Изучал архитектуру у Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908-1910), П.Беренса в Берлине (1910-1911). В 1922 году со своим двоюродным братом Пьером Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую; они продолжали работать вместе до 1940 года. В 1920 году Ле Корбюзье и поэт П.Дермэ создали авангардный полемический журнал "Эспри нуво" (издавался в 1920-1925 годах), со страниц которого звучала пропаганда идей функционализма. В книгах "К архитектуре" (1923), "Урбанизм" (1925) и в ряде статей, напечатанных в "Эспри нуво", Ле Корбюзье сформулировал свои знаменитые Пять принципов современной архитектуры (здание на свободно стоящих опорах, свободная композиция фасада, ленточные окна, плоская крыша с террасой-садом, свободная внутренняя планировка). Эти принципы нашли свое воплощение при создании виллы "Савой" в Пуасси близ Парижа (1929), а затем общежития швейцарских студентов в университетском городке в Париже (1930-1932).

Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей (план "Вуазен" для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928-1933, при участии архитектора Н.Д.Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х - начала 1940-х годов - здания Центра Армии спасения в Париже (1932-1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943, совместно с рядом других архитекторов).

В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название "модулор". В 1948-1952 годах он построил в Марселе "жилую единицу" - 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950-1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950-1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957-1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже в США (1964); больница в Венеции (1965).

Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов - "К архитектуре" ("Vers une architecture", 1923); "Урбанизм" (Urbanisme, 1925); "Когда соборы были белыми" (Quand les cathedrales etaient blanches, 1937); "Три человеческих установления" (Les Trois Etablissements humains, 1945). В 1918 году вместе с Озанфаном он стал одним из основоположников движения пуризма в живописи.

От редакции

К архитектуре. Перевод В.Н. Зайцева
Тезисы

Градостроительство. Перевод В.Н. Зайцева
Общие положения
Порядок
Современный город
Современный город с трехмиллионным населением
План города
Центр Парижа
«План Вуазен» и история Парижа

Декоративное искусство сегодня. Перевод В.Н. Зайцева

Новый дух в архитектуре. Перевод В.В. Фрязинова

Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства. Перевод В.Н. Зайцева
«План Вуазен» для Парижа. Может ли Буэнос-Айрес стать одним из самых достойных городов мира?
Московская атмосфера

Лучезарный город. Перевод В.Н. Зайцева
Воздух городов
Как решить проблему Парижа?
«Лучезарная ферма»
«Лучезарная деревня», или кооперативная деревня

Пушки, снаряды? Увольте! Жилища? Пожалуйста! Предпочитаешь ли ты воевать? Перевод В.Н. Зайцева

Афинская хартия. Перевод В.В. Фрязинова
Общие положения. Город и его район
Современное состояние городов. Критика и лечебные средства
Историческое наследие городов
Заключение. Основные положения доктрины
Заметки о международных конгрессах современной архитектуры

Жилой комплекс в Марселе. Перевод В.Н. Зайцева
Поношения
Взгляд сверху
Тема
Двадцать четыре часа солнечного цикла
Элементарные условия индивидуальной свободы
Жизнь семьи
Техника
Общение
Осуществление
Заключение
Выводы
От карты Европы через человеческое жилище к новому техническому и социальному балансу
Марсель, бутылка и ящик для бутылок
О долгом пути 1907-1950 годов и о программе па будущее
Программа па будущее

Три человеческих установления. Перевод В.Н. Зайцева
«Зеленый завод»
Жилые строения
Промышленные объекты

Модулёр. Перевод В.В. Фрязинова
Среда, сфера, условия и развитие исследования
Хронология

Письма, заметки и т, п. Перевод В. Н. Зайцева
Пять отправных точек современной архитектуры
На одном из приемов у министра строительства г-на Сюдро
Открытое письмо г-ну префекту
Размышления
Объявление в мастерской Ле Корбюзье
Заявление Ле Корбюзье 27 января 1959 года
Письмо Ле Корбюзье мэру Венеции
Письмо Ле Корбюзье группе архитекторов Иоганнесбурга

Работы Ле Корбюзье
Осуществленные постройки
Неосуществленные проекты
Литературные труды

Послесловие. К.Т. Топуридзе

От редакции

Имя Ле Корбюзье, смелого новатора в архитектуре, теоретика современного зодчества и градостроительного искусства, широко известно во всем мире.

Ле Корбюзье оставил огромное литературное наследство, которое неотделимо от его творчества.

В течение полувека Ле Корбюзье выступал за создание новой архитектуры, нового градостроительства, за то, чтобы обеспечить всех и каждого достойным человека жилищем. Им опубликованы научные исследования, полемические выступления, книги по теории архитектуры и искусства.

Его первая книга «Развитие декоративного искусства в Германии» вышла в свет в 1911 году, когда автору было 24 года. С тех пор Ле Корбюзье до конца своей жизни (1965 г.) не выпускал из рук пера, отстаивая свои идеи.

В книге «К архитектуре», изданной в 1923 году, Ле Корбюзье изложил основы своего понимания задач архитектуры. Из нее мы публикуем лишь часть остро изложенных тезисов, дающих ясное представление о творческом кредо мастера, и несколько других отрывков, развивающих эти тезисы.

Из изданного в Париже в 1925 году капитального труда «Градостроительство» в сборник вошли разделы, в которых Ле Корбюзье обосновал свой проект современного города на 3 млн. жителей и проект реконструкции центра Парижа (так называемый «План Вуазен»).

В сборник включены также отрывки из книг: «Декоративное искусство сегодня» (1925), «Альманах современной архитектуры» (1926), «Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства» (1930), «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945).

Из книги «Модулёр» (1950) переведен отрывок, в котором изложены основные принципы системы композиционного построения и пропорционирования, созданной Ле Корбюзье.

Книги Ле Корбюзье «Афинская хартия» (1943), «Жилой комплекс в Марселе» (1950) взяты полностью. Кроме того, в сборник вошли некоторые из писем и заметок Ле Корбюзье, собранных Софи Дариа в ее книге «Ле Корбюзье» (1964).

В своих книгах и статьях по теории градостроительства и архитектуры Ле Корбюзье выходил за рамки узкопрофессиональных задач, поднимал глубокие социальные проблемы.

Особый интерес представляет его острая, беспощадная критика условий жизни в городах капиталистического мира. Конечно, этот большой гуманист не понимал, что в условиях частной земельной собственности выдвигаемые им смелые градостроительные решения не могут быть осуществлены без серьезных политических сдвигов. Не владея философией марксизма-ленинизма, Ле Корбюзье часто пытался примирить непримиримое.

Но как человек цельный и правдивый, он всегда был на стороне прогресса, свободы и справедливости. В 1938 году Ле Корбюзье резко выступил против тех, кто готовил вторую мировую войну. В 1950 году вместе с другими прогрессивными людьми он поставил свою подпись под Стокгольмским воззванием в защиту мира.

Ле Корбюзье - яркий публицист с очень своеобразным стилем изложения. Форма его литературных произведений полностью подчинена содержанию, поставленной цели. Он часто прибегает к гиперболам, парадоксам, нарочитым повторам. Главное для него - это довести свою мысль до читателя кратчайшим путем. Он всегда стремится к ясности изложения и доходчивости. Он взывает, он требует, он резко критикует. Даже когда Ле Корбюзье высказывает идеи спорные, читатель как бы включается в этот спор, обогащаясь логическим ходом его мыслей и делая собственные выводы.

Снимки с важнейших, построенных по проектам Ле Корбюзье зданий, проекты, эскизы, схемы, рисунки, чертежи и репродукции его живописных и скульптурных работ, помещенные в сборнике (подобрал и подготовил К. Т. Топуридзе), зрительно представят читателю идеи мастера в их замыслах и воплощении и помогут получить представление о творческой лаборатории крупнейшего зодчего современности.

6 октября 1887 года родился Ле Корбюзье - архитектор, художник, автор градостроительных теорий, символ модернизма в архитектуре XX века.

Ле Корбюзье создал свой первый архитектурный проект в 17 лет под началом опытного учителя. Это был жилой дом для Луи Фалле, члена совета Школы искусств, в которой тогда еще Шарль-Эдуард Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) обучался декоративно-прикладному искусству.

В 1914 году архитектор открывает собственную мастерскую в родном швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а уже в 1922 году создает свое бюро в Париже и обосновывается там. Особое место в жизни Ле Корбюзье занимала живопись. С его приятелем, художником Амеде Озанфаном, они утвердили в художественном мире термин «пуризм», принципы которого Ле Корбюзье переносил и в свои архитектурные проекты. Пуризм отвергает декоративность, присущую своему предшественнику - кубизму, и провозглашает изображение «очищенной» действительности. В 1920 году они создали журнал «Эспри Нуво» (L`Esprit Nouveau - «Новый дух»), который просуществовал до 1925 года. Издание стало площадкой для дискуссий об искусстве и архитектуре, и именно там Шарль-Эдуард Жаннере под псевдонимом Ле Корбюзье публиковал самые важные для своего творчества статьи, объединенные затем в сборники «К архитектуре», «Планировка города» и другие.

Ле Корбюзье, как и многие его коллеги, стал широко известен благодаря проектам частных вилл. В 20-е годы он построил несколько зданий в модернистском стиле, новом и вызывающем для своего времени - виллу Ла Роша/Жаннере, виллу Штейн в Гарше, виллу Савой в Пуасси. О Ле Корбюзье стали говорить как о представителе архитектурного авангарда, потому как он использовал принципиально новые приемы в проектировании. Отличительными чертами его проектов были белые гладкие фасады, простые геометрические формы, парящие в воздухе объемы, горизонтальное остекление, конструкции из железобетона.

В 1925 году Ле Корбюзье построил на Международной выставке в Париже павильон под знакомым названием «Эспри нуво» как своего рода манифест архитектурного авангарда. Французский павильон был во многом похож на павильон СССР, выполненный нашим соотечественником Константином Мельниковым.

К крупным заказам Ле Корбюзье приступает в начале 30-х годов. В это же время он участвует в конкурсе на постройку здания Центросоюза в Москве и посещает СССР. После Второй мировой войны архитектор проявляет себя как градостроитель и создает планы реконструкции французских городов Сан-Дье и Рошаль. Именно здесь Ле Корбюзье последовательно проводит свою знаменитую идею «Лучезарного города», которая по сей день обсуждается урбанистами и частично находит свое применение в мегаполисах. В его Лучезарном городе все идеально: симметрия в планировке, множество парков и зеленых зон, развитая транспортная система и удобное зонирование. Жилые районы архитектор предлагал застроить многоквартирными домами не выше 50 метров и расселить в них до 2000 людей. Эти идеи частично воплотились в знаменитой Марсельской единице, а затем и в самом крупном проекте архитектора - планировании города Чандигарх в Индии.

1. Вилла Ла Роша/Жаннере в Париже

В 1923 году архитектор строит сдвоенный дом для банкира Рауля Ла Роша и своего старшего брата Альбера Жаннере. В этом проекте впервые проявились основные черты авторского стиля архитектора, по которым мы узнаем его работы: белый цвет, большие вертикальные плоскости, призматические формы. Сейчас в здании виллы Ла Роша функционирует Фонд Ле Корбюзье.

2. Вилла Савой в Пуасси

Совсем недавно вилла Савой и московский Дом Мельникова стали памятниками-побратимами в рамках Российско-французского года культурного туризма 2016-2017. Они оба заслуженно являются символами модернизма в архитектуре. В проекте виллы Савой Ле Корбюзье воплотил все свои новаторские идеи, которые называют также «пять отправных точек архитектуры»: сваи вместо привычного фундамента, белые гладкие фасады, горизонтальное ленточное остекление, плоская крыша, на которой может быть устроен сад, свободная планировка помещений.

3. Здание Центросоюза в Москве

К счастью для нас, по проекту Ле Корбюзье построили здание и в Москве. Центросоюз строился с 1928 года по 1935-й, и за это время архитектор не раз приезжал в Москву, где познакомился с основными фигурами советского авангарда - братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом. Центросоюз является совершенно не типичным офисным зданием и образцом архитектурного модерна. Для российской строительной практики использование железобетонных конструкций было абсолютно новым опытом. С помощью передовых строительных технологий Ле Корбюзье смог применить свой любимый принцип свободной планировки, а также обеспечить внутреннюю систему кондиционирования для создания комфортной рабочей среды. Бесконечные лестницы-пандусы формируют уникальный внутренний облик здания. 15 октября 2015 года перед фасадом здания на Мясницкой улице был открыт памятник Ле Корбюзье.

4. Капелла в Роншане

Заказ на постройку капеллы в Роншане архитектор получил в 1950 году. Здесь он создает удивительную архитектурную форму здания, не похожую на его прежние геометрически правильные объемы. Ле Корбюзье, вдохновляясь природными образами, сделал крышу похожей на панцирь краба или морскую раковину. Внутренне пространство капеллы освещается разноцветными бликами от витражей в южной стене здания.

5. Жилая единица в Марселе

В этом проекте архитектор воплотил свою мечту о «городе-саде». Послевоенный Марсель остро нуждался в жилой площади, и Ле Корбюзье смог вместить в каркас из железобетона 337 квартир, при этом создав комфортные условия для жизни. Дом был вознесен на мощные опоры, внутри которых были размещены трубы коммуникаций. Жилое пространство разделялось на несколько уровней, соединенных «воздушными улицами». На одной из улиц были организованы общие службы снабжения и гостиница, а верхний этаж обзавелся спортивным залом и детским садом.

В облицовке здания Ле Корбюзье впервые использовал «необработанный» бетон (béton brut), который затем применил в строительстве Дворца Ассамблеи в Чандигархе.

6. Монастырь Ла Туретт в Лионе

Уединенный монастырь выполнен полностью в характерном для Ле Корбюзье стиле. Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, разделенным крытыми галереями. Аскетичный внешний вид монастыря сочетается с удивительной функциональностью, позаимствованной архитектором у проектов многоквартирных домов.

Пространство монастыря вмещает в себя кельи для 100 монахов, церковь, общественную зону с трапезными, библиотекой и залами для собраний. Как и в других своих проектах, архитектор непременно разбавляет серый цвет цветными пятнами. Здесь он раскрашивает капеллу, пристроенную к церкви в синий, красный и желтый цвета.

7. Проект индийского города Чандигарх

Для Ле Корбюзье Чандигарх был первой исключительной возможностью построить полностью новый город. В итоге получилось так, что ему достались разбивка плана ансамбля и сооружение зданий Капитолия - политического центра города. Строительство остальных объектов было поручено британским и индийским архитекторам. Один из самых важных проектов, созданных Ле Корбюзье в Чандигархе, - Дворец Ассамблеи. Он признан наиболее оригинальным и целостным в функциональном плане. В огромный внутренний холл архитектор вместил несколько объемов - зал Верхней палаты с остекленным верхом в виде пирамиды и зал заседаний в форме гиперболоида. Внешне здание выделяется своим причудливым фасадом с изогнутым портиком, обращенным к Капитолию.

Текст: Софья Карпенко
Фото: Getty Images; FLC/RAO; ADAGP/RAO; Olivier Martin-Gambier; Paul Kozlowski; Наталья Сазонова; Архивы пресс-службы

Урожденный Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, впервые заговорил о необходимости кардинальных перемен в архитектуре. Но и сегодня его замыслы ничуть не менее революционны, чем много десятилетий назад. Ле Корбюзье - самый великий, и в то же время самый противоречивый зодчий 20-го века. Увлеченный писатель, теоретик искусства, скульптор, дизайнер мебели и художник, любимый и ненавидимый многими, он навсегда изменил архитектуру и мир, в котором мы живем.


Портрет Ле Корбюзье

Архитектура Ле Корбюзье по праву считается новаторской. Он изобрел новый архитектурный язык, который ознаменовал окончательный разрыв с традициями прошлого. Модернист отказался от лишних декоративных элементов, следуя философии Людвига Мис ван дер Роэ «меньше значит больше» и ввел в практику простую геометрию форм, асимметрию, горизонтальные плоскости и свободные планировки. Он ценил естественное освещение и предпочитал цвета спокойной цветовой палитры: белый и оттенки серого. Ле Корбюзье одним из первых стал активно использовать промышленные материалы, такие как бетон, сталь и стекло.

За какой бы проект архитектор ни брался, будь то частные виллы, жилые комплексы или церкви, он всегда выходил за рамки условностей. Его вклад в модернизм неоценим, а принципы функционализма Ле Корбюзье стали основой интернационального стиля. Ниже мы представляет десять грандиозных работ архитектора со всего мира.

Вилла Ла Рош

Место: Париж, Франция
Годы постройки: 1923-1925

Дом представляет собой два отдельных изолированных помещения и состоит из жилой резиденции брата архитектора и художественной галереи коллекционера Рауля Ла Роша, страстно увлеченного искусством кубизма. В настоящее время вилла работает как музей и выставочное пространство для Фонда Ле Корбюзье.

В вилле Ла Рош Ле Корбюзье впервые воплощает свои революционные замыслы. Позднее он назовёт их «пятью отправными точками архитектуры»: столбы-пилоты, плоская крыша, которая может служить садом и террасой, интерьеры с открытой планировкой, ленточные окна и фасад, независимый от несущей конструкции. Проект по праву считается первым по-настоящему модернистским домом с его необычными геометрическими формами, минималистской эстетикой и приглушенной цветовой палитрой.

Вилла Савой

Место: Пуасси, Франция
Годы постройки: 1929-1931

В окруженном лесами пригороде Парижа находится вилла Савой, спроектированная Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере как семейный загородный дом. Этот проект - яркий пример архитектурного новаторства мастера и воплощение пяти принципов новой архитектуры Ле Корбюзье, окончательно сформулированных им в 1927 году.

Здание стоит на столбах, поддерживающих вес строения, поднятого над уровнем земли. Ле Корбюзье оставляет конструкцию свободной от внутренних опорных стен и избавляет фасад от несущей функции. Архитектор стремится «растворить» дом в окружающей природе с помощью широких ленточных окон, сплошного остекления, зеленоватых тонких колонн первого этажа и плоской крыши-террасы.

Капелла Нотр-Дам-дю-О

Место: Роншан, Франция
Годы постройки: 1950-1955

Римско-католическая капелла в Роншане является одним из наиболее радикальных проектов Ле Корбюзье. Это здание ознаменовало собой отказ от философии функционализма, характерного для ранних работ модерниста.

«Все в ней взаимосвязано. Поэтичность и лиричность образа порождены свободным творчеством, блеском строго математически обоснованных пропорций, безукоризненностью сочетания всех элементов»

Капелла построена на ранее существовавшем месте паломничества пилигримов, которое было полностью разрушено во время Второй мировой войны. Вздымающаяся бетонная крыша, напоминающая морскую раковину, поддерживается толстыми криволинейными стенами с россыпью окон неправильной формы.

Жилой комплекс в Берлине

Место: Западный Берлин, Германия
Годы постройки: 1956-1957

Из-за масштабных бомбардировок Берлин переживал крупный жилищный кризис после Второй мировой войны. В качестве решения проблемы архитектор разработал проект многоэтажного социального жилья, состоящего из 530 квартир. Бетонное здание, напоминающее океанский лайнер, стало символом послевоенной модернизации Германии и ярким примером «машины для жизни» Ле Корбюзье.

Концепция "жилой единицы" была впервые успешно реализована в Марселе. Берлинский жилой комплекс является почти точной копией Марсельской жилой единицы, признанной самым значимым примером брутализма всех времен. Корбюзье стремился создать «город в городе», который бы отвечал повседневным человеческим потребностям.

«Это не архитектура для королей или князей, это архитектура для простых людей: мужчин, женщин, детей»

Национальный музей западного искусства

Место: Токио, Япония
Годы постройки: 1957-1959

Художественная галерея, расположенная в центре Токио, - единственный проект великого модерниста в Юго-восточной Азии и один из немногих примеров архитектурного брутализма в Японии. В своей художественной значимости здание ничуть не уступает картинам Пикассо, Ван Гога, Моне и Поллока, представленным в экспозиции музея.

Трехэтажное здание, облицованное фактурными бетонными панелями, Ле Корбюзье называл «квадратной спиралью». Начиная с конструкционных элементов и заканчивая архитектурными деталями и предметами интерьера - всё построено по системе «Модулор», основанной Ле Корбюзье на пропорциях человеческого тела. Символически вынесенная за пределы строения лестница - аллегория восхождения в храм искусства.

Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт

Место: Эвё-сюр-л’Арбресль, Франция
Годы постройки: 1953-1960

Монастырь Доминиканского ордена недалеко от Лиона, построенный для общины монахов, больше походит на руины давно забытой цивилизации, чем на религиозное сооружение: грубые бетонные поверхности, цветовые контрасты, плоские крыши, покрытые травой, асимметрия и нелогичность архитектурной композиции.

Комплекс состоит из множества различных помещений: сто отдельных келий для уединенного богослужения и отдыха, библиотека, монастырские помещения, церковь и учебные комнаты. В отличие от большинства зданий Ле Корбюзье строение не гармонично дополняет окружающую действительность, а резко доминирует над ландшафтом, противопоставляя суровую целеустремленность веры хаосу неподвластной природы.

Дворец Ассамблей

Место: Чандиграх, Индия
Годы постройки: 1951-1962

Монументальный восьмиэтажный Дворец Ассамблей является частью Капитолия - правительственного комплекса, расположенного на севере Индии у подножия Гималаев. Здесь Ле Корбюзье впервые воплотил в жизнь некоторые из своих идей об идеальном городе. Техника необработанного бетона, использовавшаяся при строительстве Капитолия, стала отправной точкой брутализма.

«Город - это мощный образ, действующий на сознание человека. Разве не может он быть для нас источником поэзии и сегодня?»

Главный вход оформлен портиком в форме изогнутой ладьи, поддерживаемой восемью бетонными пилонами. Ядро здания - зал заседаний, расположенный во внутренней цилиндрической конструкции, пробивающий потолок подобно огромному дымоходу. Яркие контрастные элементы фасадов оживляют тяжеловесную композицию.

Дом культуры Фирмини

Место: Фирмини, Франция
Годы постройки: 1961-1965

Дом культуры, завершенный в год смерти Ле Корбюзье, построен на крутом обрыве бывшего каменноугольного карьера . Архитектор решил сохранить старый угольные пласт, добившись тем самым «поэтического резонанса» между промышленными и природными материалами, симбиоза здания с окружающей средой.

Ассиметричная изогнутая крыша, напоминающая перевернутый свод, является результатом инновационного технического решения: бетонные плиты укладывались на натяжные тросы. Другая особенность здания - особая система остекления со специальными перегородками и стеклянными панелями различного размера.

Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье)

Место: Цюрих, Швейцария
Годы постройки: 1963-1967

Последний прижизненный проект Ле Корбюзье был заказан Хейди Вебер, швейцарским дизайнером и большим поклонником великого модерниста. Здание, предназначавшееся для коллекции графических работ, скульптуры, мебели и эскизов самого Ле Корбюзье, впоследствии стало его творческим завещанием. Сегодня здесь находится музей, посвященный жизни и искусству архитектора.

Здание построено из нетипичных для Ле Корбюзье материалов: стекла и стали. Вместо привычных для позднего периода в творчестве архитектора бетонных плит - эмалированные цветные панели. Крыша, собранная из стальных листов, независима и четко отделена от основного строения. Она, словно гигантский зонт, защищает художественное наследие мастера от внешнего мира.

Церковь Сен-Пьер де Фирмини

Место: Фирмини, Франция
Годы постройки: 1971-1975, 2003-2006

Церковь в Фирмини - последний крупный, но так и не реализованный при жизни Ле Корбюзье проект, начатый в 1960 году и завершенный через 41 год после его смерти. Бетонная пирамидальная церковь больше похожа на промышленное сооружение или космический корабль, чем на место религиозного поклонения. Выбор столь необычной формы объясняется желанием архитектора передать дух места: здание построено в небольшом шахтерском городе.

«Церковь должна быть просторной, чтобы сердце могло чувствовать себя свободно и возвышенно, так чтобы молитвы в ней могли дышать»

Простая геометрия со сложной космологической символикой: к вадратное в основании строение по мере возвышения сужается, теряя строгость формы, метафорически обозначая переход от земного к небесному. Крошечные круглые окна, усеивающие стену подобно созвездию звезд, лучами света проецируют созвездия Ориона на восточную стену церкви. Разноцветные окна-конусы, символизирующие небесные светила, в зависимости от времени года и религиозных праздников по-разному освещают помещение.

Loading...Loading...