Шатл из бумаги. Как это сделано, как это работает, как это устроено Небольшое и лирическое отступление

Всего через несколько дней, 8 июля 2011 года отправится в космос шаттл «Атлантис». На этом программа спейс шаттл завершится, и это означает конец целой эпохи в пилотируемой космонавтике.

Изначально программа спейс шаттл была очень амбициозна. Планировалось, что каждый челнок будет способен до 100 раз стартовать в космос. Но к сегодняшнему дню было совершено всего 134 полета. Завершающая экспедиция «Атлантиса» станет 135-ой. Успехи и неудачи шли бок о бок на протяжении всей истории проекта. Дважды программа спейс шаттл приостанавливалась - в 1986, после гибели «Челленджера», и в 2003, когда шаттл «Колумбия» сгорел при посадке. В результате этих катастроф погибло четырнадцать астронавтов. И все же космические челноки сыграли важнейшую роль в освоении космического пространства. Проект по созданию МКС был бы невозможен без космических челноков, равно как и обслуживание космического телескопа «Хаббл».

В июле 2011 года программа спейс шаттл подходит к концу. В связи с этим предлагаем 40 фото, иллюстрирующие историю пилотируемого космического проекта США последних тридцати лет.

Историческая фотография - первый старт в рамках программы спейс шаттл. «Колумбия» отправилась в космос 12 апреля 1981 года. Экипаж STS-1 состоял из двух человек: командира Джона Янга (John Young) и пилота Роберта Криппена (Robert Crippen). Фото: Reuters/NASA/KSC

Первый построенный шаттл, «Энтерпрайз», был впервые показан в Пальмдейле, Калифорния, 17 сентября 1975 года. На фото - актеры из сериала Star Trek. Слева направо: Леонард Нимой (Leonard Nimoy), Джордж Такеи (George Takei), ДеФорест Келли (DeForest Kelly) и Джеймс Дуган (James Doohan). Шаттл «Энтерпрайз» никогда не поднимался в космос. Фото: AP Photo

Программа спейс шаттл берет начало еще в 60-х годах, до высадки американцев на Луну. Поэт Евгений Евтушенко (слева) прибыл на мыс Канаверал в составе советской делегации 15 апреля 1972 года на запуск к Луне «Аполлона-16». На этой фотографии тогдашний директор космического центра им. Кеннеди Курт Дебус (Kurt H. Debus) объясняет Евтушенко концепцию программы спейс-шаттл. При этом поэт задумчиво смотрит на макет космического челнока. Фото: AP Photo

Модель шаттла, установленного на Боинг-747, внутри аэродинамического туннеля. Снимок 6 ноября 1975 года. Фото: NASA

«Пасфайндер» (Pathfinder), модель шаттла в натуральную величину, в космическом центре им. Кеннеди, 19 октября 1978 года. Фото: NASA

1 февраля 1977 года. Самый большой элемент системы спейс шаттл - внешний бак для жидкого топлива. Он имеет 46 метров в длину и около 8 метров в диаметре. Фото: NASA

15 февраля 1977 года, аэродинамический туннель. Техник устанавливает датчики на модель шаттла. Фото: NASA

Шаттл «Энтерпрайз» в свободном парении во время второго испытательного полета 1 января 1977 года. Всего было совершено 5 полетов «Энтерпрайза», в которых отрабатывалось приземление космических челноков. Последние два полета совершались уже без хвостового конуса, который был снят для максимально точной проверки посадочных характеристик шаттла. Фото: NASA

Программа спейс шаттл начинается. 29 декабря 1980 года «Колумбия» готовится к первому полету в космос. Фото: Reuters/NASA/KSC

Астронавты Джон Янг (слева) и Роберт Криппен (справа) составили экипаж STS-1. Шаттл «Колумбия» стартовал 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Юрия Алексеевича Гагарина. На снимке астронавты изображены во время тренировок в космическом центре им. Кеннеди 10 октября 1980 года. Фото: Reuters/NASA/KSC

Директор полета Чарльз Льюис (Charles R. Lewis, - слева) в контрольной комнате ЦУПа. Апрель 1981 года. Фото: NASA

Только что произошло отделение отработавших твердотопливных ускорителей, а шаттл «Колумбия» продолжает восхождение на орбиту. На борту - астронавты Джон Янг и Роберт Криппен. С полетом STS-1 возобновились пилотируемые космические полеты США. Произошло это спустя 6 лет после завершения программы «Аполлон» (1975 год). Фото: NASA

14 апреля 1981 года, спустя два дня после старта, шаттл «Колумбия» успешно приземлился на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Фото: NASA/JSC

Шаттл «Колумбия» на борту Боинга-747 поднимается в воздух с авиабазы Эдвардс. 25 ноября 1981 года. Фото: AP Photo/Lennox McLendon

Шаттл «Челленджер» на орбите Земли. Астронавт Салли Райд (Sally Ride), специалист миссии STS-7, следит за контрольными мониторами из кресла пилота. 25 июня 1983 года. Фото: Reuters/NASA

Авиабаза Ванденберг, Калифорния. Шаттл «Энтерпрайз» перевозится по специально расширенной дороге. 1 февраля 1985 года. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Энтерпрайз» на стартовой платформе. Авиабаза Ванденберг, 1 февраля 1985 года. Несмотря на предстартовую картину, «Энтерпрайз» целиком никогда не поднимался в космос. А вот его детали использовались для других шаттлов. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Дискавери» совершает посадку на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. 26-ая космическая миссия завершена. Фото: Mike Haggerty/USAF

Криста МакОлифф (Christa McAuliffe) в командирском кресле на симуляторе в космическом центре им. Джонсона, Хьюстон, 13 сентября 1985 года. Бывшая учительница выиграла национальный конкурс на право лететь в космос, который был организован президентом США Рональдом Рейганом. Став первым астронавтом-непрофессионалом, Криста МакОлифф вошла в экипаж «Челленджера». Шаттл должен был доставить ее и еще шесть членов экипажа на орбиту в январе 1986 года. Фото: AP Photo

Ледяные сосульки на оборудовании стартовой площадки 39-В мыса Канаверал 27 января 1986 года накануне злополучного старта «Челленджера». Фото: AP Photo/NASA

Наблюдатели в VIP-ложе следят за стартом «Челленджера» 28 января 1986 года. Фото: AP Photo/Bruce Weaver

В результате катастрофы «Челленджера» программа спейс шаттл была прервана на 2,5 года. Взрыв произошел спустя 73 секунды после запуска челнока. Погибли все семь членов экипажа. Фото: NASA

Только что взорвался шаттл «Челленджер». Реакция публики. Мыс Канаверал, Флорида, 28 января 1986 года. Фото: AP Photo

Шаттлы «Колумбия» (слева) и «Атлантис» (справа). Фото: NASA

Старт шаттла «Индевор» с борта самолета F-15C Национальной гвардии США. 5 декабря 2001 года. Фото: Shaun Withers/USAF

«Рыбий глаз» сфотографировал Землю и шаттл «Атлантис» с борта станции «Мир» 29 июня 1995 года. Фото: NASA/JSC

Космонавт Валерий Поляков смотрит из иллюминатора станции «Мир» на стыковку с ней шаттла «Дискавери». 8 января 1994 года. Фото: NASA

Испытания модифицированного главного двигателя шаттла в центре им. Маршалла. 22 декабря 1993 года. Фото: NASA/MSFC

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» разрушился в небе над Техасом на высоте 65 км и при скорости около 5 км/с. Все семь членов экипажа погибли. Фото: AP Photo/Jason Hutchinson

13 марта 2003 года. Шаттл «Колумбия», вернее, то, что от него осталось, на полу ангара. Число найденных обломков еще будет расти. Фото: Reuters/NASA

Шаттл «Дискавери» стартует с 10-дневной миссией по обслуживанию телескопа «Хаббл». Фото: NASA

Изначально программа спейс шаттл была очень амбициозна. Планировалось, что каждый челнок будет способен до 100 раз стартовать в космос. Но к сегодняшнему дню было совершено всего 134 полета. Завершающая экспедиция «Атлантиса» станет 135-ой. Успехи и неудачи шли бок о бок на протяжении всей истории проекта. Дважды программа спейс шаттл приостанавливалась - в 1986, после гибели «Челленджера», и в 2003, когда шаттл «Колумбия» сгорел при посадке. В результате этих катастроф погибло четырнадцать астронавтов. И все же космические челноки сыграли важнейшую роль в освоении космического пространства. Проект по созданию МКС был бы невозможен без космических челноков, равно как и обслуживание космического телескопа «Хаббл».

В июле 2011 года программа спейс шаттл подходит к концу. В связи с этим предлагаем 40 фото, иллюстрирующие историю пилотируемого космического проекта США последних тридцати лет.

Историческая фотография - первый старт в рамках программы спейс шаттл. «Колумбия» отправилась в космос 12 апреля 1981 года. Экипаж STS-1 состоял из двух человек: командира Джона Янга (John Young) и пилота Роберта Криппена (Robert Crippen). Фото: Reuters/NASA/KSC

Первый построенный шаттл, «Энтерпрайз», был впервые показан в Пальмдейле, Калифорния, 17 сентября 1975 года. На фото - актеры из сериала Star Trek. Слева направо: Леонард Нимой (Leonard Nimoy), Джордж Такеи (George Takei), ДеФорест Келли (DeForest Kelly) и Джеймс Дуган (James Doohan). Шаттл «Энтерпрайз» никогда не поднимался в космос. Фото: AP Photo

Программа спейс шаттл берет начало еще в 60-х годах, до высадки американцев на Луну. Поэт Евгений Евтушенко (слева) прибыл на мыс Канаверал в составе советской делегации 15 апреля 1972 года на запуск к Луне «Аполлона-16». На этой фотографии тогдашний директор космического центра им. Кеннеди Курт Дебус (Kurt H. Debus) объясняет Евтушенко концепцию программы спейс-шаттл. При этом поэт задумчиво смотрит на макет космического челнока. Фото: AP Photo

Модель шаттла, установленного на Боинг-747, внутри аэродинамического туннеля. Снимок 6 ноября 1975 года. Фото: NASA

«Пасфайндер» (Pathfinder), модель шаттла в натуральную величину, в космическом центре им. Кеннеди, 19 октября 1978 года. Фото: NASA

1 февраля 1977 года. Самый большой элемент системы спейс шаттл - внешний бак для жидкого топлива. Он имеет 46 метров в длину и около 8 метров в диаметре. Фото: NASA

15 февраля 1977 года, аэродинамический туннель. Техник устанавливает датчики на модель шаттла. Фото: NASA

Шаттл «Энтерпрайз» в свободном парении во время второго испытательного полета 1 января 1977 года. Всего было совершено 5 полетов «Энтерпрайза», в которых отрабатывалось приземление космических челноков. Последние два полета совершались уже без хвостового конуса, который был снят для максимально точной проверки посадочных характеристик шаттла. Фото: NASA

Программа спейс шаттл начинается. 29 декабря 1980 года «Колумбия» готовится к первому полету в космос. Фото: Reuters/NASA/KSC

Астронавты Джон Янг (слева) и Роберт Криппен (справа) составили экипаж STS-1. Шаттл «Колумбия» стартовал 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Юрия Алексеевича Гагарина. На снимке астронавты изображены во время тренировок в космическом центре им. Кеннеди 10 октября 1980 года. Фото: Reuters/NASA/KSC

Директор полета Чарльз Льюис (Charles R. Lewis, - слева) в контрольной комнате ЦУПа. Апрель 1981 года. Фото: NASA

Только что произошло отделение отработавших твердотопливных ускорителей, а шаттл «Колумбия» продолжает восхождение на орбиту. На борту - астронавты Джон Янг и Роберт Криппен. С полетом STS-1 возобновились пилотируемые космические полеты США. Произошло это спустя 6 лет после завершения программы «Аполлон» (1975 год). Фото: NASA

14 апреля 1981 года, спустя два дня после старта, шаттл «Колумбия» успешно приземлился на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Фото: NASA/JSC

Шаттл «Колумбия» на борту Боинга-747 поднимается в воздух с авиабазы Эдвардс. 25 ноября 1981 года. Фото: AP Photo/Lennox McLendon

Шаттл «Челленджер» на орбите Земли. Астронавт Салли Райд (Sally Ride), специалист миссии STS-7, следит за контрольными мониторами из кресла пилота. 25 июня 1983 года. Фото: Reuters/NASA

Авиабаза Ванденберг, Калифорния. Шаттл «Энтерпрайз» перевозится по специально расширенной дороге. 1 февраля 1985 года. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Энтерпрайз» на стартовой платформе. Авиабаза Ванденберг, 1 февраля 1985 года. Несмотря на предстартовую картину, «Энтерпрайз» целиком никогда не поднимался в космос. А вот его детали использовались для других шаттлов. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Дискавери» совершает посадку на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. 26-ая космическая миссия завершена. Фото: Mike Haggerty/USAF

Криста МакОлифф (Christa McAuliffe) в командирском кресле на симуляторе в космическом центре им. Джонсона, Хьюстон, 13 сентября 1985 года. Бывшая учительница выиграла национальный конкурс на право лететь в космос, который был организован президентом США Рональдом Рейганом. Став первым астронавтом-непрофессионалом, Криста МакОлифф вошла в экипаж «Челленджера». Шаттл должен был доставить ее и еще шесть членов экипажа на орбиту в январе 1986 года. Фото: AP Photo

Ледяные сосульки на оборудовании стартовой площадки 39-В мыса Канаверал 27 января 1986 года накануне злополучного старта «Челленджера». Фото: AP Photo/NASA

Наблюдатели в VIP-ложе следят за стартом «Челленджера» 28 января 1986 года. Фото: AP Photo/Bruce Weaver

В результате катастрофы «Челленджера» программа спейс шаттл была прервана на 2,5 года. Взрыв произошел спустя 73 секунды после запуска челнока. Погибли все семь членов экипажа. Фото: NASA

Только что взорвался шаттл «Челленджер». Реакция публики. Мыс Канаверал, Флорида, 28 января 1986 года. Фото: AP Photo

Шаттлы «Колумбия» (слева) и «Атлантис» (справа). Фото: NASA

Старт шаттла «Индевор» с борта самолета F-15C Национальной гвардии США. 5 декабря 2001 года. Фото: Shaun Withers/USAF

«Рыбий глаз» сфотографировал Землю и шаттл «Атлантис» с борта станции «Мир» 29 июня 1995 года. Фото: NASA/JSC

Космонавт Валерий Поляков смотрит из иллюминатора станции «Мир» на стыковку с ней шаттла «Дискавери». 8 января 1994 года. Фото: NASA

Испытания модифицированного главного двигателя шаттла в центре им. Маршалла. 22 декабря 1993 года. Фото: NASA/MSFC

Испытание материалов обшивки шаттла на жаростойкость в Ленгли. 1975 год. Фото: NASA

Кадр из видео НАСА. Шаттл «Колумбия» во время посадки 7 декабря 1996 года. Слева виден силуэт командира экипажа STS-80 Кеннета Кокрэлла (Kenneth Cockrall) на фоне пылающей оранжевым светом плазмы за иллюминаторами челнока. Фото: NASA/Getty Images

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» разрушился в небе над Техасом на высоте 65 км и при скорости около 5 км/с. Все семь членов экипажа погибли. Фото: AP Photo/Jason Hutchinson

13 марта 2003 года. Шаттл «Колумбия», вернее, то, что от него осталось, на полу ангара. Число найденных обломков еще будет расти. Фото: Reuters/NASA

Шаттл «Дискавери» стартует с 10-дневной миссией по обслуживанию телескопа «Хаббл». Фото: NASA

«Индевор» на рассвете. Центр Эймса-Драйдена, Калифорния. Фото: NASA/Les Teal

Шаттл «Дискавери» летит на радость детям. В составе миссии STS-95 в космос полетел астронавт Джон Гленн (John Glenn) - впервые за 36 лет. Фото: Reuters

Отработка эвакуации экипажа из кабины горящего шаттла проводится на макете в Пальмсдейле, Калифорния. 16 апреля 2005 года. Фото: NASA/Tony Landis

Что такое шаттл? Это летательная конструкция американских производителей. Само слово «шаттл» означает «челнок». Такой корабль создан для неоднократного запуска, и изначально предполагалось, что шаттлы будут летать туда-сюда между Землей и ее орбитой, осуществляя доставку грузов.

Статья будет посвящена шаттлам - космическим аппаратам, а также всем другим шаттлам, существующим в наши дни.

История создания

Прежде чем ответить на вопрос, что такое шаттл, рассмотрим историю его создания. Она начинается в конце 60-х годов XX века в США, когда был поставлен вопрос о проектировании многоразового космического механизма. Это объяснялось экономической выгодой. Интенсивная эксплуатация космических шаттлов должна была понизить высокие расходы на космос.

В рамках концепции предусматривалось формирование орбитального пункта на Луне, а также Задания на земной орбите должны были выполняться многократно используемыми суднами, получившими наименование «Спейс Шаттл».

В 1972 году были подписаны документы, определившие облик будущего шаттла.

Программа проектирования готовилась фирмой North American Rockwell по заданию НАСА с 1971 года. Во время разработки программы применялись технологические идеи системы «Аполлон». Были спроектированы пять челноков, два из них не сохранились после крушений. Полеты проводились с 1981 по 2011 год.

По планам НАСА ежегодно должны были осуществляться 24 старта, и каждый борт должен был выполнить до 100 полетов. Но в процессе работы были выполнены всего 135 пусков. Самым большим количеством полетов отличился шаттл «Дискавери».

Конструкция системы

Рассмотрим, что такое шаттл с точки зрения его устройства. Его запуск происходит посредством пары ракетных ускорителей и трех двигателей, снабжаемых топливом из наружного бака внушительных размеров.

Лавирования на орбите выполняются с помощью двигателей специальной системы, предназначенной для осуществления орбитальных маневров. Эта система включает в себя такие ступени:

  • Два ракетных ускорителя, работающих две минуты с момента включения. Они дают направление кораблю, затем отсоединяются от него и летят в океан с помощью парашютов. После заправки ускорители запускаются снова в работу.
  • Заправочный бак с водородным и кислородным питанием для основных двигателей. Бак также отбрасывается, но чуть позже - через 8,5 минуты. Практически весь он подвергается горению в атмосферных толщах, его обломки попадают в океаническое пространство.
  • Пилотируемое судно, которое садится на орбиту и является помещением для экипажа и помогает в осуществлении научных изысканий. Выполнив программу, орбитальный аппарат летит на Землю и садится как планер на участок, выделенный для посадки.

Внешне шаттл похож на самолет, но, по сути, он - тяжелый планер. У шаттла нет топливных запасов для двигателей. Двигатели работают, пока шаттл соединен с заправочным баком. Находясь в космосе, а также во время посадки корабль задействует не слишком мощные малые двигатели. Планировалось оснастить шаттл реактивными двигателями, но от идеи отказались из-за высокой стоимости.

Сила подъема корабля невысока, посадка происходит благодаря кинетической энергии. Корабль идет с орбиты на космодром. То есть у него только один шанс осуществить посадку. Возможности развернуться и сделать второй круг, к сожалению, нет. По этой причине НАСА соорудила несколько резервных участков для посадки летательных аппаратов.

Принципы работы ускорителей

Боковые ускорители - это большие и супермощные твердотопливные устройства, производящие тягу для отрыва шаттла от стартовой области и полета на высоту 46 км. Габариты ускорителя:

  • 45,5 м в длину;
  • 3,7 м - диаметр;
  • 580 тыс. кг - масса.

Остановить ускорители после запуска не представляется возможным, поэтому их включение происходит после исправных стартов трех других двигателей. Спустя 75 секунд после запуска ускорители отделяются от системы, летят по инерции, достигают максимальной высоты, затем садятся в океане на парашютах на расстоянии примерно 226 км от старта. При этом скорость посадки равняется 23 м/с. Специалисты технической службы собирают ускорители и отправляют их на завод-изготовитель, где их восстанавливают для повторного применения. Ремонт и реконструкция шаттлов объясняются также экономическими соображениями, ведь создать новый корабль значительно дороже.

Выполняемые функции

Согласно требованию военных, летательный аппарат должен был заниматься доставкой грузов до 30 тонн, доставлять на Землю грузы до 14,5 тонн. Для этого грузовой отсек должен был иметь габариты 18 метров в длину и 4,5 м в диаметре.

Космическая программа не ставила своей целью «бомбардировочные» действия. Ни НАСА, ни Пентагон, ни Конгресс США подобную информацию не подтверждают. Для бомбардировочных целей был разработан проект Dyna-Soar. Однако со временем в рамках проекта занимались разведывательной деятельностью. Постепенно Dyna-Soar стал исследовательским проектом, а в 1963 году и вовсе был отменен. Многие результаты Dyna-Soar перешли в проект по созданию шаттлов.

Шаттлы доставляли грузы на высоту 200-500 км, они проводили многие научные разработки, обслуживали космические аппараты на орбитальных пунктах, занимались сборочными и восстановительными работами. Шаттлы выполняли рейсы по починке телескопической техники.

В 90-е годы шаттлы участвовали в программе «Мир-Шаттл», проводимой совместно Россией и США. Проведены девять состыковок со станцией «Мир».

Конструкция шаттлов неустанно совершенствовалась. За все время использования кораблей были разработаны тысячи аппаратов.

Шаттлы помогали в реализации проекта по формированию Многие модули на МКС доставлялись с помощью шаттлов. Некоторые такие модули не оснащены двигателями, поэтому не способны автономно передвигаться и маневрировать. Чтобы их доставить на станцию, нужен грузовой корабль или шаттл. Роль шаттлов в этом направлении нельзя переоценить.

Некоторые интересные данные

Средний срок пребывания космического корабля в космосе - две недели. Самый короткий полет выполнил шаттл «Колумбия», он длился чуть дольше двух дней. Самое продолжительное путешествие корабля «Колумбия» равнялось 17 суткам.

Состав экипажа - от двух до восьми астронавтов, вместе с ними пилот и командир. Орбиты шаттлов находились в интервалах от 185 643 км.

Программа «Спейс Шаттл» была свернута в 2011 году. Она существовала 30 лет. За все время ее выполнения было сделано 135 полетов. Шаттлы прошли 872 млн км и подняли грузов общей массой 1,6 тысячи тонн. Орбиту посетили 355 астронавтов. Стоимость одного полета равнялась примерно 450 млн долларов. Общая стоимость всей программы составила 160 млрд долларов.

Последним стартом стал запуск «Атлантиса». В нем экипаж был уменьшен до четырех человек.

По итогам проекта все шаттлы были аннулированы и направлены в музейное хранилище.

Катастрофы

Космические челноки за всю историю существования претерпели всего две катастрофы.

В 1986 году взорвался «Челленджер» спустя 73 секунды после запуска. Причиной послужила авария в твердотопливном ускорителе. Погиб весь экипаж - семь человек. Обломки челнока сгорели в атмосфере. После крушения программа была приостановлена на 32 месяца.

В 2003 году сгорел шаттл «Колумбия». Причиной стало разрушение теплозащитной оболочки корабля. Погиб весь экипаж - семь человек.

Советское руководство пристально следило за процессом осуществления программы по созданию и внедрению американских космических шаттлов. Данный проект был воспринят как угроза со стороны США. Были высказаны предположения о том, что:

  • шаттлы могут применяться как платформы для ядерных боеприпасов;
  • американские челноки могут похищать с земной орбиты спутники Советского Союза.

В итоге советское правительство приняло решение строить собственный космический механизм, по параметрам не уступающий американскому.

Кроме Советского Союза, многие страны вслед за США принялись конструировать свои многократные космические аппараты. Это ФРГ, Франция, Япония, Китай.

Вслед за американским кораблем в Советском Союзе был создан шаттл «Буран». Он предназначался для выполнения военных и мирных задач.

Сначала корабль задумывался как точная копия американского изобретения. Но в процессе разработки возникли некоторые трудности, поэтому советским конструкторам пришлось искать собственные решения. Одним из препятствий стало отсутствие двигателей подобных американским. Точнее, в СССР двигатели имели совсем другие технические параметры.

Полет «Бурана» состоялся в 1988 году. Это произошло под управлением бортового компьютера. Посадка шаттла определила успех полета, в который не верили многие высокопоставленные лица. Принципиальная разница «Бурана» и американских шаттлов состояла в том, что советский аналог смог сесть самостоятельно. Такой возможности у американских кораблей не было.

Особенности конструкции

«Буран» обладал внушительными размерами, как и его заокеанские собратья. В кабине помещались десять человек.

Важной особенностью конструкции была теплозащитная оболочка, вес которой был выше 7 тонн.

В просторном грузовом отсеке могли поместиться грузы больших размеров, в том числе космические спутники.

Запуск корабля был двухступенчатым. Сначала от корабля отделялись четыре ракеты и двигатели. Вторая ступень - двигатели с кислородом и водородом.

При создании «Бурана» одним из главных требований была его многоразовость. Одноразовым был только топливный бак. Американские ускорители имели возможность приводниться в океане. Советские ускорители садились в степях неподалеку от Байконура, так что вторичное их использование не представлялось возможным.

Второй особенностью «Бурана» было то, что двигатели располагались на топливном баке и поэтому сгорали в воздухе. Перед конструкторами стояла задача сделать двигатели многоразовыми, что могло бы удешевить программу по освоению космоса.

Если посмотреть на шаттл (фото его демонстрирует) и его советский аналог, складывается впечатление об идентичности этих кораблей. Но это лишь внешняя схожесть с принципиальными внутренними различиями двух систем.

Итак, мы рассмотрели, что такое шаттл. Но в наши дни этим словом называются не только корабли для внеземных полетов. Идея шаттла нашла свое воплощение во многих изобретениях науки и техники.

Автомобиль-корабль

Компания Honda выпустила автомобиль под названием «Шаттл». Изначально его произвели для США и дали название Odyssey. Этот свободный автомобиль пользовался успехом в Новом Свете благодаря своим превосходным техническим параметрам.

«Хонду Шаттл» выпустили непосредственно для Европы. Сначала так именовали универсал Honda Civic, напоминающий микровэн. Но в 1991 году его убрали из ряда выпускаемых модификаций. Название «Шаттл» оставалось невостребованным. И только в 1994 году японские машиностроители выпустили новый минивэн с таким названием. Почему производители решили остановиться на подобном наименовании модели, остается только догадываться. Возможно, идея стремительного космического челнока поразила создателей автомашин, и им захотелось создать уникальный быстрый автомобиль.

«Шаттл» представляет собой 5-дверный универсал, обладающий высокой проходимостью. У кузова округлены углы, большая часть поверхности остеклена. Салон отличается возможностью трансформации. Сиденья располагаются в три ряда, последний убирается в нишу. В салоне есть кондиционер, удобные кресла с большим запасом пространства.

Автомобиль чрезвычайно комфортабелен во время езды благодаря энергоемким передней и задней подвеске. «Шаттл» успешно справляется с поставленными на дороге задачами. Однако года поставок этой модели в Европу более не наблюдалось, ее место заняла Honda Stream.

Развивая в 2011 году начинает выпуск линейки Fit Shuttle. Линия создана на основе хэтчбека «Хонда Фит».

Машина обладает агрегатом 1,5 л и гибридом 1,3 л. Производятся как передне-, так и заднеприводные автомобили.

"Хонда Фит Шаттл" характеризуется как экономичная, вместимая, эргономичная и комфортная на дороге машина. Автомобиль отлично ездит по улицам мегаполисов. Он подойдет для семейного отдыха и для бизнеса.

"Хонда Фит Шаттл" укомплектована по самым высоким требованиям безопасности. В ней присутствуют подушки безопасности, ABS, ESP.

"Фит Шаттл" по сей день пользуется большой популярностью в среде автовладельцев и имеет самые высокие рейтинги.

Вместе с детьми

Совершить полет на звездном шаттле можно вместе с ребенком, включив изображение и приобретя игрушку компании Lego. Первый набор космической тематики был выпущен компанией еще в 1973 году. Это была игра в виде конструктора. С тех пор производится несколько серий «космических» наборов, относящихся к разным ценовым уровням.

В популярный набор с артикулом 60078 входят:

  • сервисный шаттл;
  • космический спутник;
  • фигурки космонавтов;
  • наклейки;
  • информация для сборки.

На упаковке изображен космический корабль, космонавты, планета Земля и ее спутник - Луна. В «Лего» шаттл - основной элемент набора. Он изготовлен из деталей белого цвета с темными вставками и ярко-красными полосками. В его кабине можно поместить две фигуры космонавтов. В наборе их два - мужчина и женщина. В корабле они сидят друг за другом. Чтобы попасть в кабину, нужно снять ее верхнюю часть.

Набор «Лего Шаттл» стал желанным воплощением мечты всех, кто грезит идеями космических войн. Его основной составляющей является не вымышленный корабль, а вполне реалистичный. Космический шаттл отзывы о себе собирает положительные, он сильно напоминает подлинные американские корабли, бороздившие просторы космоса. Вместе с этим уникальным набором можно окунуться в мир космических странствий и перелетов на пару с ребенком. Причем играть можно не только с мальчиками, но и с девочками, ведь в набор не зря входит женская фигура космонавта.

Похищенный корабль

Компанией «Лего» создан также шаттл «Тайдириум», напоминающий нам о многочисленных эпизодах "Звездных войн". Всего компания выпустила шесть таких кораблей, начиная с 2001 года. Все они отличаются размерами.

Имперский шаттл был украден повстанцами, и теперь предстоит его вернуть. Увлекательные приключения вместе с героями звездных путешествий ждут маленьких игроков.

В набор входят минифигурки: принцесса Лея, Хан Соло, Чубакка, повстанцы - 2 шт. Сам шаттл изготовлен в белом цвете с серыми вставками. В кабине умещаются две фигуры, открывается она через верхнюю часть носа. За кабиной имеется отсек для груза. Производители говорят, что процесс сборки шаттла может занять от 2 до 6 часов. С помощью минифигурок появляется возможность разыграть множество увлекательных сцен.

Космические игры для компьютера

Компания Bethesda, вдохновленная идеей освоения космических просторов, выпустила игру Prey для приставок и компьютеров с интересным сюжетом. В его основе несуществующая реальность, в которой американский президент Джон Кеннеди остался живым после покушения и стал интенсивно развивать проекты освоения космоса.

Пришельцы из космоса атакуют планету Земля. Их называют тифонами. США и СССР объединяют свои усилия в борьбе против вражеских сил. Но СССР подвергается распаду, и ликвидировать тифонов предстоит только США. Ученые могут контролировать мозг пришельцев, а также получать их способности.

Одной из миссий игры является попасть на шаттл. Для многих это является настоящей проблемой.

Опытные игроки покорили в Prey шаттл и дают советы новичкам. Для того чтобы забраться на корабль, нужно спуститься в одну из нижних комнат и там найти ключ-карту. Ключ помогает открыть дверь и разыскать лифт. На лифте нужно ехать наверх, там найти терминал, который активируют, после чего появляется мостик. С помощью моста и попадают на шаттл.

Автобусные варианты

В наши дни шаттлами называются не только космические корабли в реальности и в играх, но и автобусный транспорт. Как правило, это быстрые автобусы, доставляющие пассажиров от аэропорта к отелю, к станции метро или наоборот. Это может быть также корпоративный транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров к местам различных мероприятий. Заранее составляется расписание шаттлов. Как правило, они курсируют довольно часто, что является чрезвычайно удобным.

Итак, мы разобрали многозначное слово «шаттл», рассмотрели все сферы, в которых оно используется, а также привели увлекательные истории, связанные с космическими челноками.

Сегодня мы расскажем как из простого листа бумаги сделать уменьшенную модель космического челнока – Шатл .

Надеемся, что Шатл из бумаги станет хорошим дополнением, опубликованных ранее инструкций по складыванию .

Справка: Шатл – американский космический корабль многоразового использования, который использовался для доставки грузов на земную орбиту. Начиная с 1981 года до 2011 года, американским космическим агентством NASSA было создано пять шатлов.

Складываем Шатл из бумаги

Для того чтобы сделать летающую модель Шатла из бумаги понадобится обычный прямоугольный лист бумаги формата А-4, который нужно будет сложить согласно приведенной инструкции:

  1. Сложите лист бумаги пополам, как на рисунке ниже.

    Складываем лист пополам

  2. Затем, от правого нижнего угла отмерьте 4 см и сделайте линию изгиба, которую следует заправить его в середину.

    Теперь сложите правый угол

  3. После этого переходим к изготовлению крыльев, для этого необходимо отступить 2 см от левого нижнего угла и согнуть два крыла.

    Отступите 2 см и согните крылья

  4. Теперь согните края крыльев, как на рисунке ниже.

    Сгибаем края крыльев

  5. Поверните шатл, как на рисунке, и согните крылья в уровень с корпусом корабля.

    Еще раз сгибаем крылья

  6. Снова согните крылья, однако уже вверх.

    И еще раз сгибаем крылья

  7. Шатл – ГОТОВ!

Для того чтобы бумажный шатл получился более аккуратным и красивым, предлагаем распечатать на принтере следующую схему шатла из бумаги.

Посмотрите видео мастер-класс «Как сделать Шатл из бумаги».


Программа Спейс Шаттл (Space shuttle)

Космический челнок. Предполагалось, что он будет сновать с Земли на орбиту и обратно как челнок ткацкого станка. Программа создания шаттлов началась в 1971 году. В 1975 году был построен прототип (не летавший в космос) Enterprise, далее построено ещё 5 - Columbia, Challenger, Discovery, Atlantis и Endeavour. Первый шаттл Columbia стартовал 12 апреля 1981 года, последний - Atlantis - 8 июля 2011 года. Два шаттла погибли - Challenger (28 января 1986, на старте) и Columbia (1 февраля 2003, при посадке). Всего за срок действия программы было осуществлено всего 135 пусков, хотя изначально предполагалось 32 пуска в год и 100 пусков на каждый шаттл.

Небольшое и лирическое отступление.

Мы с женой очень интересуемся космосом, причём жена, наверное, даже больше меня. Как-то, просматривая один из сайтов по космической тематике, увидели эту модель в продаже. Подкупило именно наличие стартовой площадки. Я решил снова (в четвёртый раз) обратиться к моделизму. В первый раз это было лет так 35 назад. Я склеил все танки от Огонька, что были в продаже. Следующий подход был через 5 лет - самолёты от Frog. Я тогда даже один покрасил в камуфляж взятым взаймы аэрографом. Потом пришлось бороться за место под солнцем и стало не до моделизма. Ещё лет через 10 начал собирать модели с ребёнком, но он подрос, моделизм его как-то не увлёк и мне пришлось свернуть данное мероприятие (отобрали рабочее место). И вот пришла четвёртая попытка... Я купил красок, химии, аэрограф с компрессором, и, конечно, кошек разной сложности (ибо собирать эту модель - испугался). Хотя, теперь, мне модель кажется не очень сложной, просто деталей много.

Покупка

Пока я готовился и тренировался (на самом деле сделал большую ошибку в выборе первых моделей и чуть не бросил данное занятие), на том космическом сайте модель пропала - видимо купили, несмотря на цену в 15900 рублей. Начал искать. Как бы в наличии она была на одном единственном модельном сайте (в России). Заказал. Пришло письмо, что они будут её искать. Спросил - найдут ли - ответили, что всё будет хорошо, только ждите, пока не будет поставки. Изучив ситуацию, понял, что если Revell и выпустит её снова, то совсем не быстро - на сайте Revell модели не было, тем более, что Revell позиционировал её как Limited Edition. Пришлось искать дальше и нашёл её только на ebay где-то в Германии в небольшом модельном магазине. Заказал и оплатил 5 февраля. 22 февраля с почты (на самом деле я очень боюсь связываться со своей почтой - как-то заказывал из Штатов - так они умудрились отправить две посылки обратно, несмотря на то, что ходил через день и спрашивал) пришла СМС о приходе посылки, причём в нерабочее для почты время. 24 февраля с утра ломанулся получать. Обошлось всё - 169.98$ модель + 24.99$ доставка. В рублях - банком списано 15302 руб.

Модель

Коробка с моделью, что на фото, была упакована ещё в фирменную Ревелловскую коробку из толстого картона и сверху обклеена ещё одной коробкой. Содержимое не пострадало, хотя наружная коробка была повреждена в нескольких местах. Далее буду рассказывать только про коробку с картинкой.

Размер коробки - 752х514х120 мм. В качестве масштаба сфотографировал с маленькой коробкой "Звезды" 35 масштаба (они туда пакуют солдатиков и прочую мелочь). Коробка разделена на три части, также как и инструкция - пусковая установка, шаттл и ракета-носитель. В коробке 21 литник стартовой площадки, 4 литника шаттла, 4 литника ракеты-носителя (всё белого цвета) и 1 прозрачный литник с подставкой и остеклением шаттла. Так же в коробке была реклама допов для модели от фирмы LVM Studios , но на их цену у меня развивается амфибиотрофная асфиксия (последнее фото).

Присутствуют и утяжины и облой. Много следов от толкателей, но пока не понятно, будут ли они видимы. Стыкуемость пока не проверял. Причём, качество меняется в зависимости от "части" модели. Самый ужасный собственно шаттл, потом ракета-носитель, и, самый лучший - стартовый комплекс.
Вообще модель вызывает довольно противоречивые чувства - она какая-то "игрушечная". Не, детали вроде бы чёткие, но, видимо, не хватает, каких-то мелочей, очень странно смотрятся большие и ровные пространства "без ничего".

Декали позволяют собрать Discovery до 1998 и в 2011, Endeavour 1998 / после 1998, а также Anlantis и Enterprise.

Собирать, скорее всего, буду Atlantis, как последний из шаттлов.

Loading...Loading...