Учимся узнавать и оценивать себя
Дай себе оценку, проведя следующие сравнения: «Я такой, как все», «Я не такой, как все».
Познавая себя и оценивая свои возможности, старайся выполнять следующие правила:
Верь в себя, не думай постоянно о неудачах! Кто всё время думает о них, тот их и терпит.
Забудь слова «невозможно», «не умею», «не получается», «я с этим не справлюсь».
Правильно оценивай свои способности. Используй их для достижения успеха.
Покажи свои достоинства! Удиви окружающих! Это прибавит тебе уважения и повысит твою самооценку. К примеру, подготовь и расскажи на уроке литературы интересные факты из жизни писателя, поэта; на уроке биологии удивительные особенности жизни животного и т. п.
Учись анализировать свои поступки, т. е. понимать причины того или иного поведения, произошедших перемен в себе. Найди мужество признать свои промахи и неудачи.
Избегай крайностей: излишней неуверенности в себе («У меня нет талантов. Я ни на что не способен») или излишней самоуверенности («Я гений и всё смогу»). Вспомни Незнайку, который брался за любое дело: водить машину, сочинять стихи, рисовать. И почему у него ничего не получалось?
Путь к мечте всегда труден!
Мечтай! Помни, что мечта вызывает интерес, заставляющий добиться успеха в любом деле, а успех помогает осуществить мечту. Многое зависит от тебя самого!
Сохранить уверенность в себе и изменить своё поведение к лучшему помогает самовнушение (попытка дать себе нужные установки). Придумай и используй для этого необходимые формы (например, «Я с каждым днём всё лучше владею собой», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении», «У меня всё получится» и т. п.).
Всегда ли ты можешь заставить себя сесть за письменный стол и заняться нелюбимым уроком, встать на полчаса раньше, чтобы сделать зарядку?
Предположим, ты оценил свои волевые качества и принял твёрдое решение: хочу стать более собранным и волевым человеком! В желании измениться не стремись решить все свои проблемы сразу, избавиться от всех недостатков одним махом. Поставь конкретную и ясную цель (например, простую - ежедневно поливать цветы или сложную - овладеть английским языком). Составь список близких и дальних задач, программу их решения. Обязательно соизмерь поставленную цель и возможности (реальность самооценки).
Вера в себя - основа успеха в работе над собой. Ставь себе такие задачи, в которых была бы большая вероятность успеха. Цель может быть продумана, основные звенья будущей работы определены, но это не гарантирует от неудач. Будь готов к ним. Неудача не поражение, а неизбежный этап сложной работы по познанию себя и самосовершенствованию.
Выполни задания рисунках, определи своё место среди членов семьи, друзей. С кем ты предпочитаешь советоваться, кому ты рассказываешь о своих радостях? Кто твои друзья и почему ты с ними дружишь? Попробуй оценить и отличить себя от окружающих.
Никогда не иссякнет исследование такого источника вдохновения, как личные или мои способности. «Я могу делать, творить, создавать, украшать свою жизнь благодаря чему?» и «Как качества из неживых превратить в живые?» – правильные вопросы, ответы на которые помогут раскрыть потенциал конкретного человека и узнать, чем он отличается от других людей.
Для развития, познания и концентрации на своих способностях следует исследовать возможности ума человека, индивидуальные особенности характера и определить, как именно влияет темперамент на способность человека преодолевать внешнее сопротивление.
Умственные и интеллектуальные способности человека
К способностям человека относятся индивидуальные и психологические особенности, которые выделяют одного индивидуума от другого. Их постоянно путают с задатками, хотя задатки имеют отношение к анатомическим особенностям мозга и составляют природную основу для развития способностей.
Способности бывают разными (групповыми, профессиональными и другими), в том числе и интеллектуальными. Такие возможности человека поддаются особенно живому развитию и способны проявиться в трудовой деятельности. Как люди тренируют свои способности подобного типа? За счёт получения знаний, овладения навыками и развивая своё живое мышление.
Познание также является ключом для развития ума за счёт следующих процессов:
- ощущений;
- представлений;
- восприятий;
- понятий;
- умозаключений.
Интеллект формируется благодаря объёму рабочей памяти и памяти в целом, способности к выдвижению прогнозов, логике, готовности к бескорыстной помощи и другим параметрам.
Особенности характера
Под так называемыми чертами характера человека следует подразумевать не совокупность отдельно рассматриваемых личных (индивидуальных) особенностей человека, а персональные и своеобразные комбинации превалирующих (значимых) особенностей личности. Именно за счёт многообразия черт характера отличается любой индивидуум как единица социума.
В науке под названием психология, изучающей изменение психологических явлений, выделяют 4 совокупности черт характера, которые выражают определенные отношения личности.
К ним относится восприятие коллектива и отношение к живым и неживым объектам:
- людям (доброта или презрение);
- труду (трудолюбие или лень);
- вещам (неряшливость или педантичность);
- самому себе (гордость или недовольство).
Даже среди таких свойств человека, как индивидуальные особенности характера бывают более главные (центральные) отношения и те, которые они взяли для шефства (производные). Центральные черты ещё можно назвать стержневыми. К ним относится отношение личности к окружающим и трудовой деятельности.
Чем поможет идентификация знакомство и исследование собственного характера? Знание своих живых черт и тех, которые можно отнести к «неживым» или вовсе отсутствующим, помогает в воспитании человека, то есть, развитии одних черт характера и искоренение других.
Презентация на тему: "Человек и его способности"
Тем не менее, некоторые недостатки характера преодолеть нельзя, как ни представляется возможным и воспитание отдельных положительных свойств (к примеру, правдивости), если игнорировать центральные черты личности – отношение к людям.
Влияние темперамента на способности
Темперамент, также как и способности примечателен благодаря качественным особенностям таких психических процессов, как восприятие, мышление и память. Темперамент в определённой степени оказывает влияние на развитие способностей человека, в особенности, на темп, возбудимость, скорость реакции и другие.
Благодаря умению человека руководить своими индивидуальными психическими и физическими состояниями, развивается способность сохранять их на определенном уровне.
Это помогает сохранять гармонию между чувствами и словами. Подобные навыки помогают людям вступать в некоторые отношения с другими индивидуумами.
Как ведут себя люди с разными темпераментами?
Холерик постоянно осознаёт не только своё собственное неповторимое достоинство, но обладает чувством превосходства. В общении с людьми постоянно обременяет себя ролью лидера, насаждает свои порядки и нередко ведёт себя крайне резко. Он вспыльчив, выказывает эмоциональную несдержанность, которая постоянно становится источником конфликтов и напряжённых взаимодействий между окружающими его людьми.
Флегматик плохо сходится с незнакомцами и редко отвлекается на внешние раздражители. В отношениях он всегда уравновешен, спокоен, и имеет устойчивое настроение, не инициирует ссоры. Тем не менее, неудачи он забывает не сразу, их можно посчитать неживыми, но застрявшими в сознании флегматика. Промахи отвлекают его от решения вопросов, мешают развиваться.
Сангвиник примечателен своей добротой, готовностью выручить, легко устанавливает контакты. У него получается настроить хорошие отношения с лёгкостью. Сангвиник быстро забывает обиды, относительно легко переживает неудачи.
Меланхолик постоянно смущается, ему неловко в новой обстановке. Психическое давление на него может оказать даже новая среда. Согласно его индивидуальным особенностям, он чаще замкнутый, чем открытый и может избегать общения с малознакомыми людьми.
Темперамент, характер, способности и стремление к развитию способствует к расширению круга действий, навыков и умений. Их все можно поместить в список «я могу сделать» и причислить к тем вещам, на которые способны вы и другие люди.
Cлайд 1
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.Cлайд 2
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?Cлайд 3
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.Cлайд 4
ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. ВЫСОКИЙ РОСТ + РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.Cлайд 5
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА СПЕЦИАЛЬНЫЕ – проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)Cлайд 6
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ТВОРЧЕСКИЕ – проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности. УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности ИМПРЕСИОНИЗМCлайд 7
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВОCлайд 8
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др. Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».Cлайд 9
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТCлайд 10
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом. ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях МАЙК ТАЙСОН – 10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.Cлайд 11
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений. Анри Фредерик Амиель Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов. Луи Арагон1) Верны ли следующие суждения?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
2) Нарисуй к солнцу «лучи», каждый луч - это черта твоей личности, качество твоего характера. Подпиши каждый лучик.
3) Заполни таблицу.
Умею, могу, хочу научиться
4) Прочитай отрывок из стихотворения В. С. Высоцкого « Я не люблю».
Напиши, что не любишь и любишь ты.
Я очень не люблю, когда обижают животных на улицах, но при этом не люблю собак без намордников!
Еще я не люблю, скучных и неинтересных уроков, но очень люблю компьютерные игры, а еще слушать музыку, но не люблю смотреть по телевизору новости.
5) Установи понятия между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6) Один из мудрейших людей древних Афин Сократ говорил: « Я знаю, что я ничего не знаю! Другие же не знают даже этого». Как ты считаешь, почему Сократ так говорил? Как ты понимаешь его высказывание? Можно ли сделать вывод, что у Сократа была заниженная самооценка?
У Сократа было все хорошо с самооценкой, скорее он весьма иронично оценивал собственные знания, ведь чем больше мы узнаем о чем - либо, тем шире вокруг нашего круга знания круг того что мы еще не знаем, ведь познавать мир можно бесконечно, он огромен, и на это не хватит человеческой жизни!
Сократ так говорил, потому что достоверно можно знать только одно - чем больше мы узнает, тем больше мы не знаем!
К тому же Сократ говорит, что «другие не знают даже этого», значит, сравнив себя с ними, он понимает, что даже его знания ближе к истине, чем у других, а значит с самооценкой - все в порядке.
7) Отметь верные суждения(знаком ˅ или +).
8) Прочитай притчу из Библии о талантах.
Талант на Древнем Востоке и в Древней Греции - это денежная единица и единица веса.
Кратко запиши, в чем смысл этой притчи
Смысл умещается в последних словах: имеющему дается и приумножается, у неимеющего отнимается то, что имеется. Если ничего не делать, никак не развивать свои способности, не пытаться воспользоваться благоприятной ситуацией, какой - либо возможностью, ничего не изменится в лучшую сторону: будешь вечно «ждать у моря погоды», не добьешься цели, а только потеряешь.
а) Что в наши дни означает выражение « Зарыть свой талант в землю»?
Это выражение означает неспособность или нежелание воспользоваться благоприятными условиями. Не развить свои способности, если они в чем - то высоки, или просто упустить очень выгодное для какого - либо дела время.
б) Какими талантами обладаешь ты?
У меня очень хорошая память и я быстро учусь, еще я хорошо и быстро разбираюсь в компьютерах.
9) Письменно похвали себя за то, что выполнил предыдущие задания.
Я прошел большой путь, прочитав уже две главы учебника и ответив на все задания в тетради. У меня очень широкий кругозор, поэтому для написания работ я пользовался не стандартными клише, а разными источниками. Мне кажется, что у меня хорошо получится в этом году с предметом «обществознание», и смогу получить очень высокий балл в конце года.
10) Пользуясь учебником, дополнительными источниками информации и личным опытом, попробуй составить несколько советов для друзей на тему: « Как повысить самооценку».
-
1.Сравнивать себя с друзьями надо очень осторожно, лучше сравнивать себя с самим собой, с собой в прошлом.
- Нужно наметить какой - либо план действий на день, например, и придерживаться его (но подойдет план и для любого дела, например, сделать уроки до 6 - ти вечера в течении недели). Разбить его на части и за выполнение каждой части мысленно себя хвалить - ведь ты смог добиться выполнения уже такого - то пункта!
- Ставить себе достижимые цели (не стоит мечтать получить Нобелевскую по истории, ведь ее не дают), а вот стать лучшим в классе по этому предмету вполне реально.
- Нужно исследовать себя, понять свои сильные и слабые стороны, и стараться подтянуть последнее и развить еще сильнее первые.
- Найти компанию единомышленников и работать с ними в команде, это позволит тебе расслабиться с людьми, и лучше сосредоточиться на достижении своих целей.
- Еще стоит часто говорить себе: «Я справлюсь», « Я смогу», «У меня все получится».
- Еще стоит разрешить себе ошибаться, в ошибках нет ничего плохого, в конце - концов, мы учимся лучше всего именно на них. Тот кто ошибается, но исправляется лучше понимает и исправляет, чем тот, у кого получается все с первого раза.
- Нужно всегда пробовать что - то новое, во - первых, можно найти то, что у тебя получается лучше всего, во - вторых, это прекрасное упражнение для развития способностей.