Япония в XIV-XVI вв. Япония в XVIII-XIX веках Япония в 15 18 веках

Введение

Одной из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени является Япония. Причудливое переплетение древних восточных традиций и западных нововведений, полный разгром во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины 20 века – все это не помешало Японии выйти сегодня на одно из первых мест в мире. Современная Япония – это не только центр древнейших традиций Востока, но и гигант экономического и научно-технического мира. Кроме прошлого Японии, интересны также перспективы в ее развитии и те тенденции, которые сейчас наблюдаются в ее экономической сфере.

Данная тема является актуальной, так как опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического развития. Но чтобы понять, как ей это удалось необходимо заглянуть в прошлое и просмотреть этапы экономического развития страны с самого ее рождения, как государства.

1. Экономика Японии в 18 в.

сегун экономика казенный капитализм

Изоляция Японии от внешнего мира явилась причиной экономического кризиса, разразившегося в XVIII в. Вместе с тем в XVIII в. началось активное использование японцами европейской науки и культуры, сыгравших определенную роль в дальнейшем развитии экономики страны.

Развитие товарно-денежных отношений и капиталистического уклада

В XVIII в. Япония была аграрной страной. Ее население состояло в основном из крестьян (80% от обшей численности) и самураев. Затем появились ремесленники и купцы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа правящего класса – самурайства.

Положение крестьянства оставалось тяжелым, поскольку землю оно получало от феодалов на правах «вечной» аренды. Хотя крепостного права здесь не было, крестьяне не имели возможности изменять место жительства, а также род своих занятий. В этот период главной повинностью крестьян был натуральный оброк. Привлекались крестьяне к ремонту дорог, мостов, каналов. Действовавшие в стране законы ггрого регламентировали быт и поведение японского крестьянства.

В Японии более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане, хотя их имущественное положение было значительно лучше. Происходило объединение ремесленников и купцов в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.

Однако XVIII в. принес начало экономического кризиса. Усилилось развитие товарно-денежных отношений, проникавших как в жизнь деревни, так и города, в хозяйства и феодалов, и крестьян. Повышалась экономическая роль горожан.

Аграрная реформа Иэясу в XVI в., направленная на поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, разграничившая сословия и закрепившая крестьян за их землями, сделала возможным максимальный сбор налогов с крестьянства. Это было условие самого существования феодального общества, становление и развитие которого стало возможным благодаря формированию крупных экономических районов. Вместе с тем само становление территориальной специализации было следствием развития товарной экономики. Подобная взаимообусловленность с прекращением междоусобных войн феодалов все больше углублялась.

По мере втягивания в товарно-экономические отношения самураи и крестьянство, зависевшие от земледелия и его продукции нищали. Большинство княжеских домов (дайме) начали приходить в упадок, уменьшались их богатство и власть. Поскольку институт самураев лишался необходимой материальной поддержки, он разлагался. В этом сказывался и уход крестьян в город, причиной которого было их очень тяжелое положение. Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». В XVIII в. в Японии было организовано 90 мануфактур, в том числе хлопчатобумажные и шелкоткацкие.

С другой стороны, возрастала роль купечества, державшего в своих руках торговый капитал. В этот период в японской деревне начали складываться прослойка так называемых «новых помещиков», формирующаяся из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Таким образом постепенно складывался капиталистический уклад. Постепенно укреплялось экономическое и социальное положение городов. Росло число их жителей. Так, в начале XVIII численность одного только Эдо составляла свыше 500 тыс. С развитием культуры, особенно в городах, товарами все больше становятся печатные издания, большим спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства: изделия из лака, фарфора, крашеные ткани. Перечень их возрастал по мере подъема жизненного уровня населения и уровня потребления.

С подъемом жизненного уровня городского населения связано развитие такой отрасли экономики, как строительство. В XVIII в. в городах строятся двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам, а в целях предупреждения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.

Развитие экономики городов, появление множества «сидячих профессий стимулировало развитие швейного производства, создание костюма для массового потребления с учетом характера его деятельности.

Одновременно складывалась идеология городского жителя «путь горожанина», противопоставлявшаяся «пути самурая». Основными чертами этой идеологии было убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботившегося о получении прибыли. «Прибыль», «накопление богатства», «материальный интерес», «свое дело» – эти ценности приобретали все большее значение в японском обществе XVIII в.

Мансков О.В., к.и.н. РАСПЕЧАТАНО

Курс лекций

Новая история стран Азии и Африки

Лекция 3. Япония в XVI-XVII вв.

Япония в конце XVI века. Ода Нобунага.

В XVI веке центральное правительство в Киото (сегуны из дома Асикага) потеряло реальную власть. По всей стране шли междоусобные войны. Столетний период - с 60 ходов XV века до 60 годов XVI века именуется в японской литературе "периодом воюющих государств".

Владения Японии к концу XVI века состояли из трех больших островов (Хонсю, Кюсю, Сикоку) и прилегавших к ним мелких островов. Остров Хоккайдо (Эдзо, или Иезо, как тогда называли; "эдзо" - одно из японских названий населявших остров народности айнов) был колонизирован японцами только в самой южной его части (полуостров Осима). На японских картах более позднего периода (примерно с XVII века) здесь стали помещать княжество Мацумаэ.

"Великая тройка" - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - привела в систему общественные отношения и установила единую централизованную власть в стране.

В 1568-1582 годах один из средних феодалов, земли которого были расположены в центральной части острова Хонсю, Ода Нобунага достиг успеха в борьбе со своими противниками. Используя более совершенную организацию своих войск, и активно применяя огнестрельное оружие, он добился в короткий срок значительного увеличения своих владений в районах, близких к Киото, включая и самую столицу государства.

Впервые огнестрельное оружие было применено в боевых условиях в Японии в 1549 г., Симадзу Такахисой. В 70-х гг. Ода Нобунага имел уже 3000 стрелков в составе своей армии. В 1573 г. произошла знаменитая битва при Нагасино. В этой битве Нобунага проявил себя мастером новой тактики. Разбив стрелков на три группы, чтобы каждая имела время перезарядить оружие, он расположил их за частоколом. Первоклассная самурайская конница Такэды Кацуёри, была практически полностью истреблена, не успев приблизится на расстояние рукопашной схватки. Нобунага в 1573 году сверг последнего сегуна из дома Асикага и разгромил несколько буддийских монастырей близ Киото, принимавших деятельное участие в междоусобной войне. К концу своего правления Ода Нобунага добился подчинения себе более половины территории Японии (часть строва Хонсю). Часть новых владений Нобунага передал своим полководцам Хидэёси и Токугава. С помощью последних он заставил других феодалов центральной части острова Хонсю признать его власть.

В своих владениях Нобунага уничтожил заставы и упразднил поборы, взимавшиеся с товаров, поступавших из других владений; он прокладывал дороги, ввел строжайшие наказания за разбой.

Политика Нобунага имела целью укрепление центральной власти, прекращение междоусобиц и расширение торговли. Ода Нобунага добивался подчинения крупных купцов центральной власти. Он боролся против монопольных объединений купечества и покончил с независимостью города Сакаи.

К этому времени закончился длительный "период воюющих государств ". Казалось, что в Японии скоро наступит мир. Однако в 1582 г. против Нобунаги выступил его вассал, поднявший мятеж. Тяжело раненый Нобунага покончил с собой.

Политика Тоётоми Хидэёси.

Политику объединения страны продолжал Тоётоми Хидэёси (годы правления 1582-1598), получивший из-за своей уродливой внешности прозвище Обезьяна. Добившись верховной власти (императорская династия уже в течение многих столетий до этого никакой реальной власти не имела), Хидэёси не получил титула сегун, который носили верховные правители страны из династий Минамото и Асикага. Диктатура носила скорее личный характер, и не было достаточных гарантий, что ему удастся передать власть своему наследнику. Несмотря на объединение страны, на местах дайме продолжали сохранять самостоятельность и политическая раздробленность сохранялась.

В "период воюющих государств" самурайство в значительной мере пополнилось из среды крестьянства. Солдаты-профессионалы из крестьян превращались в этот период в самураев, а некоторые из них и в крупных землевладельцев. Сам Хидэёси и многие его полководцы были выходцами из крестьян. Представители старых аристократических домов, ведших свой род с древних веков, были истреблены в результате войн. На их место стало новое, менее родовитое привилегированное сословие из среды вассалов прежних самураев. Такая передвижка в обществе получила название "низы побеждают верхи".

Хидэёси провел ряд мероприятий по укреплению общественных порядков. В 1588- 1590 годах по всей стране у крестьян было изъято оружие. Это мероприятие получило название "охота за мечами" (катанагари). Один из пунктов указа 1588 года гласил: "Поименованные выше короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклепки для сооружения великой статуи Будды, чтобы если не в этом, то в будущем мире они пошли крестьянам на пользу". Это было началом запрещения перехода из одного сословия в другое. Положительным моментом указа можно считать то, что он стимулировал развитие японских боевых искусств без оружия, породивших впоследствии каратэ, дзюдо и др. боевые системы, ныне знаменитые на весь мир. Указом 1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям - крестьянами или горожанами. Была воздвигнута прочная стена между самурайством и крестьянством.

Внешняя политика Хидэёси была агрессивной. Главное проявление этой политики - семилетняя война с Кореей.

Европейцы в Японии.

В XVI в. морские державы Европы, стремясь покончить с монополией купцов, пользовавшихся Великим шелковым путем, посылали экспедиции в поисках морского пути к источникам пряностей и шелка. В 1543 г. один из португальских кораблей, который пытался достичь Пекина, был выброшен жестокой бурей на маленький остров Танэгасима у берегов Кюсю. Первыми из европейцев, высадившихся в Японии, стали португалец Мендес Пинто и сопровождавшие его двое купцов. Японцы были поражены внешним видом европейцев и их странной одеждой, но наибольшее изумление вызвали привезенные португальцами фитильные ружья, или аркебузы.

Кое-какие знания об огнестрельном оружии японцы получили от китайцев. С порохом японцы познакомились еще в XIII в. во время монгольского вторжения в Японию, но до массового его применения дело так и не дошло. Японцы сразу же поняли потенциал нового оружия. За огромные деньги Ториката, дайме Танэгасимы, приобрел два экземпляра нового оружия и отдал их своему кузнецу, чтобы тот их скопировал. Решив не без помощи пришельцев некоторые технологические трудности, за 6 месяцев кузнец изготовил 600 аркебуз, которые были распроданы в разные области Японии. Так европейские военные технологии начали влиять на историю Японии.

В 1549 году в Японию прибыл миссионер-католик Франциск Ксавье, который приступил к распространению католичества. Тем самым был открыт путь для общения Японии с Западом. С этого времени в течение почти ста лет, вплоть до закрытия страны в годы Канъэй (1624-1644), через торговлю и миссионерскую деятельность от "южных варваров" (так тогда в Японии называли португальцев) в Японию проникала западная материальная культура начиная с ружей, а вместе с ней распространялась христианская культура (в тот период католики были известны под именем "кириситан").

Вслед за португальскими в Японию прибыли испанские суда, затем была установлена связь с Голландией и Англией. В этот же период Хидэёси предпринял военную экспедицию в Корею, одновременно вынашивая план захвата острова Лусон, расширялась торговля с помощью госюинсэн - специальных судов, имевших разрешение сегуната на выезд, усиливалось проникновение японцев в эти страны. Установление контактов с Западом наряду с этими мероприятиями явилось причиной того, что в XVI веке в Японии создалась невиданная ранее атмосфера, способствовавшая широким международным связям.

Однако когда период правления Тоеми Хидэёси закончился, был принят курс на запрещение христианства и в конце концов в 1639 году сегун Токугава Иэмицу, запретив португальским судам заходить в японские порты, издал так называемый "указ о закрытии страны".

Европейцы принесли с собой в Японию не только достижения своей цивилизации, но и угрозу духовного, политического и экономическог порабощения страны.

Нелегальный увоз японцев и продажа их в рабство в другие страны Азии, ввоз португальцами в Японию огнестрельного оружия, активная миссионерская пропаганда усиливали волнения и смуту в Японии.

В 80-90 -х годах XVI века в Японии появились испанцы, которые вели примерно ту же политику, что и португальцы. В этот же период японские торговае и пиратские суда стали плавать у берегов Юго-Восточной азии. Японцы знали о судьбе Аомыня, Филлипин, Явы и близлежащих островов, захваченных европейцами. Отсюда - опасения японского правительства перед дальнейшей испанской и португальской экспансией, тем более что иностранцы были связаны главным образом с сепаратистами острова Кюсю, которые оказывали серьезное сопротивление мероприятиям Хидэёси по объединению страны.

Европейцы в Японии пользовались поддержкой и южных сепаратистов, и части представителей торгового капитала. Миссионерская пропаганда европейцев имела известный успех и среди крестьян, которых привлекали идеи равенства, провозглашаемые христианством. Эти обстоятельства вызывали настороженное отношение центральной власти и японской аристократии к европейцам. Заинтересованное в развитии торговли с европейцами, во ввозе огнестрельного оружия, японское правительство тем не менее решалось на известные ограничения деятельности португальцев и испанцев. Первое мероприятие в этом направлении было проведено Хидэёси в 1587 году, когда он подчинил остров Кюсю центральному правительству. В июле того же года Хидэёси издал указ об изгнании из Японии в течение 20 дней всех миссионеров, оговорив, однако, право португальцев беспрепятственно продолжать торговлю и разрешив въезд в Японию купцам, которые не будут наносить ущерба синтоистской и буддийской религиям.

Хотя указ об изгнании миссионеров фактически не был приведен в исполнение и миссионеры скрылись в различных княжествах, преимущественно на Кюсю, Хидэёси в течение десяти лет не предпринимал действенных мер для проведения в жизнь этого указа.

За это время он широко использовал японских и чужеземных христиан в походе против Кореи (1592-1593 года), приобрел у иностранцев суда для похода и т.д. Новые меры против христиан -японцев и европейцев были предприняты позднее, когда миссионеров арестовали и распяли в Нагасаки в связи с тем, что командир испанского корабля, зашедшего из-за тайфуна в порт Урато в провинции Тоса (на острове Сикоку), стремясь предотвратить разграбление корабля местными самураями, пригрозил им вторжением испанских войск. Он заявил, что Испания посылает в страну, которую собирается подчинить, сначала миссионеров, а затем войска.

В 1598 году Японию стали посещать голландские, а затем английские суда.

В 1598 году Хидэёси умер. К моменту его смерти еще не была выполнена ни одна из задач, которые ставили перед собой первые объединители. Феодалы, выступившие против центральной власти, не были еще полностью подчинены, сохранялась опасность возникновения новой междоусобной войны.

Европейцы, опасаясь новых мер против миссионеров, готовы были поддержать любое сепаратистское движение. Страна была вовлечена в тяжелую внешнеполитическую авантюру - второй поход в Корею, неудачный исход которой был предрешен. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что наследнику Хидэёси, его сыну Хидэёри, было всего пять лет. Это облегчило в известной мере захват центральной власти новым претендентом.

Борьба политических группировок.

Хидэёси предвидел возможность возобновления междоусобных войн и посягательств на власть со стороны других претендентов. В 1598 году он создал высший орган управления из пяти тайро (главных министров), которые должны были править до совершеннолетия Хидэёри.

В число этих тайро входили крупнейшие землевладельцы острова Хонсю - Токугава Иэзясу, Маэда Тосинэ, Уэсуги Кагэкацу, Мори Тэрумото и Укита Хидзиэ. Тайро были поставлены над пятью бугё, которых еще в 1585 году Хидэёси назначмл начальниками разных ведомств государственного управления. Для устранения разногласий между пятью тайро и пятью бугё был создан специальный орган (сантюро).

Вся эта сложная система управления могла действовать эффективно, пока был жив ее создатель. Как только он умер, началась борьба за власть между различными группами крупных землевладельцев. Наиболее видными руководителями этих группировок были Токугава Иэясу, Исида Кадзусигэ и Маэда Тосинэ.

Когда Хидэёси захватил в 1582 году власть, Токугава Иэясу (1542-1616) был уже крупным землевладельцем центральной части Хонсю, одним из видных полководцев Ода Нобунага. Отношения между Иэясу и Хидэёси после смерти Нобунага (1582 год) были сначала враждебными, но Хидэёси женил Иэясу на своей сестре, увеличил его владения и добился его поддержки.

В 1590 году, после того как Иэясу, выполняя приказание Хидэёси, подчинил центральной власти Ходзё - одного из крупнейших землевладельцев района Канто, восемь провинций этого района были отданы дому Токугава. Иэясу стал самым крупным землевладельцем в стране.

Другая группировка даймё возглавлялась Маэда Тосинэ, одним из тайро, рупным феодалом провинции Кага, который был одним из ближайших помощников в военных делах Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

Маэда умер в 1599 году, как раз в тот момент, когда начала обостряться борьба между Токугава и третьей политической группировкой, возглавлякмой Исида Кадзусигэ. Маэда в 1598-1599 годах выступал в качестве посредника между группировками Токугава и Исида. После смерти Маэда большинство его сторонников першло на сторону Токугава.

Исида Кадзисугэ, возгалавлявший мощную группировку противников Токугава, был не очень крупным землевладельцем Центральной Японии. Так же как Маэда, он был тесно связан с Хидэёси, Исида же значительную часть своих аладений получил от Хидэёси (в частности, замок Саваяма в провинции Оми). Он входил в число пяти бугё, назначенных Хидэёси еще в 1585 году участвовал во многих его походах против других феодалов и, в отличие от Маэда и Токугава, воевал в Корее.

Стремясь получить поддержку матери Хидэёри - Ёдогими, которая приобрела большое влияние, Исида хотел назначить наследником Хидэёри. Хотя в 1598-1600 годах Токугава еще не выступал открыто против Хидэёри, Исида считался главным поборником прав сына Хидэёси на управление страной. По всей вероятности, будучи сравнительно некрупным феодалом, Исида не имел никаких других способов прийти к власти.

В состав группировки Исида вхолили самые крупные феодалы страны (кроме Токугава и Мазда) - Уэсуги, Мори, Симадзи (княжество Сацума) и др. Это были именно те даймё, подчинение которых стоило Хидэёси наибольших трудов и чьи владения он значительно урезал. Они, очевидно, вступили в группировку Исида для того, чтобы объединить свои усилия против нового претендента на власть - Токугава.

Военные силы двух группировок получмли наименования "восточной армии" (группировка Токугава) и "западной армии" (группировка Исида). Однако эти названия не вполне точно отражали географическое расположение владений представителей обеих коалиций.

Некоторые, очень немногие феодалы оставались нейтральными.

Важнейшие политические и экономические центры Японии в это время лежали на западе, а не на востоке. Эдо (старое название Токио), будущая столица сёгуната Токугава, был еще небольшим призамковым городом, и прежняя столица первого сёгуната Минамото (1192-1333 годов), Камакура, уже давно потеряла своё политическое значение.

Большинство феодалов, включая Иэясу, в последние годы правления Хидэёси жили в Фусими (близ Киото), где он построил свой последний замок, и в Осака. Сюда после смерти отца был привезен Хидэёри. Важное значение западных провинций и необходимость их подчинения для того, чтобы править всей страной, понимали и руководители группировки Токугава, которые решили двинуть свои войска на запад.

Победа группировки Токугава.

В решающем сражении при Сэкигахара (1600 год), в провинции Мино, победу одержали войска Иэясу и с этого времени дом Токугава фактически начал управлять всей страной, хотя сопротивление некоторых противников Токугава еще продолжалось, а в ряде мест происходили даже военные столкновения.

Причины победы токугавской группировки требуют специального рассмотрения. Военные силы западной группировки были в значительной степени ослаблены длительными и неудачными корейскими походами, в то время как войска Токугава и Маэда в этих походах не участвовали.

Обе коалиции были весьма непрочными. Примыкая к группе Токугава или Исида, крупные землевладельцы не были склонны поддерживать их сколько-нибудь решительно. Их главной целью было сохранить свои людские ресурсы для дальнейшей борьбы за личную власть.

Особенно непрочной была западная коалиция. Например, один крупный феодал, Мори Тэрумото, фактически не участвовал в битве при Сакигахара, задержав войска к западу от места сражения, другой крупный феодал, Симадзу Ёсихиро, привел с собой ничтожные силы, а третий, Кобаякава Хидэаки, перешел во время сражения на сторону Токугава.

Токугавская коалиция также не была особенно прочной, но более спаянной, ибо большинство ее участников принадлежало к фудай-дайме, связанными с Токугава тесными родственными узами, а главное, получившими свои владения от Иэясу. Поражение Иэясу означало бы для них потерю этих владений.

Разбив коалицию Исида, Иэясу приступил к расправе с ее участниками. Несколько главных руководителей, в том числе Исида Кадзусигэ и Кониси Юкинага, были казнены. Позднее на отдаленный остров Хатидзё был сослан Укита со всеми своими родными и некоторыми вассалами.

То обстоятельство, что Иэясу решительно расправился лишь с некоторыми своими главными противниками, объяснялось не его мягкостью, а опасением прибегать к более строгим мерам, так как это могло привести к новым открытым выступлениям против его власти.

Несмотря на то, что с 1600 года началось фактически правление феодального дома Токугава, угроза новой междоусобной войны еще полностью не была устранена. Наряду с Токугава на управление страной продолжало претендовать окружение малолетнего Хидэёри, который после Сэкигахара остался в Осака. В этот город стали стекаться все недовольные правительством Токугава.

Сегунат Токугава.

Сёгунат - правительство сёгунов. Сёгун - титул военного правителя Японии в 1192-1867 гг. , при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сегунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335-1573), Токугава (1603-1867).

Титул сёгуна был присвоен Токугава Иэясу только спустя два с лишним года после битвы при Сэкигахара, в марте 1603 года. Однако эти два года Иэясу распоряжался в стране как верховный правитель и устранил все препятствия к установлению сёгуната дома Токугава.

С эьой целью им были произведены крупные перестановки среди высшей феодальной знати (дайме), которая могла помешать Иэясу стать верховным правителем.

Мероприятия Иэясу, осущствленные в 1600-1602 годах, сводились к конфискации земельных владений у значительной части даймё, которые выступали против Токугава в битве при ясэкигахара и впоследствии получили наименование тодзама-даймё.Конфискованные владения Токугава либо забирал себе, либо назначал в них новых даймё из числа своих вассалов - фудай-даймё или хатамото - самураев, находившихся в непосредственном подчинении у сёгуна, часть котоых также превратилась в даймё.

Конфискация и перераспределение земель происходило преимущественно при первых трех сёгунах Токугава. В последующе время, такие меры стали применяться значительно реже (затем они вовсе прекратились). В широких масштабах перераспределение по большей части производилось в течение года или двух после каких-либо решающих событий в межфеодальной борьбе (сражение при Сэкигахара, Осакские кампании 1614-1615 годов).

За короткий период в два года (с конца 1600 по 1602 года) больше половины княжеств Японии переменили своих владельцев.

В условиях традиций, сложившихся в Японии, перераспределение земельных владений означало не только замену одного даймё дрегим. Согласно этим традициям, вассалы любого князя при конфискации его имущества превращались в ронинов (бродячих самураев), т.е. лишались земельных владений или жалования рисом, которое стала получать часть этих вассалов в XV-XVI веках взамен отчужденных земель.

Перевод даймё из одного владения в дрегое сопровождался обычно переводом и его вассалов.

Часть самурайства, лишенная материального обеспечения, неизбежно превращалась в оппозиционную правительству группировку дворян. Другая часть самураев, переброшенная вместе с сюзереном на новое место, часто сталкивалась там с сопротивлениеем крестьян новому даймё , а иногда даже вступала в конфликт с вассалами (самураями) прежнего даймё, не желавшими по тем или иным причинам бросать свои владения.

В хрониках упоминается несколько случаев вооруженных столкновений, связанных со сменой даймё .

Например, в октябре 1603 года в провинции Дэва (уезд Сэмбоку) прежние вассалы даймё Рокуго, переведенного в другую провинцию с увеличением владений, подняли восстание против нового даймё Сатакэ, назначенного в этот район.

Восставшие напали на замок, перешедший к Сатакэ, к ним примкнули крестьяне (около тысячи). Это восстание именуется в хрониках хякусе икки (крестьянское восстание).

Такого же порядка конфликт в ноябре 1602 года произошел в другом районе, на юге Японии, в провинции Тоса, где были конфискованы владения тодзама-даймё Тесокабэ, противника Токугава в битве при Сэкигахара. В эту провинцию был переведен Яманоути, тоже тодзама-даймё . Прежний вассал Тесокабэ - Такаиси Саманоскэ, исполнявший обязанности сёя (сельский староста), отказался выплачивать новому даймё налоги (очевидно, с крестьян). Было посажено в тюрьму 33 крестьянина. Такаиси с другими крестьянами поднял восстание на горе Такияма. Восстание было подавлено,крестьяне, посаженные втюрьму, там и погибли. Такаиси и некоторые другие вассалы, возглавившие восстание, бежали в соседнюю провинцию Сануки и превратились в ронинов.

Таким образом, перераспределение земель порождало конфликты, которые представляли тем большую опасность для сегуната, что Токугава не решились сразу после битвы при Сэкигахара ликвидировать дом Тоётоми, малолетний глава которого Хидэёри, живший по-прежнему в Осака, получил от Иэясу крупные земельные владения в провинциях Оми, Сэтцу и Кавати. Недовольные властью Токугава, самурайство, естественно, стекалось в этот центральный район страны.

Эдо - столица сёгуната Токугава.

Помимо перераспределения земельных владений, в результате которого дом Токугава стал господствовать в центральной части Хонсю (кроме района, прилегающего к Осака), сёгунат предпринял и ряд других мер для укрепления своей власти.

Среди этих мер известна прежде всего получившая впоследствии широкую известность система санкикотай (заложничество). Японские историки считают ее главным средством контроля центральной власти над даймё . Эта система наряду с прочими мерами правительства сыграла значительную роль в установлении контроля над даймё и прекращении войн.

Истоки системы санкикотай можно отнести еще к годам правления Хидэёси, который обязал семьи всех даймё жить не у себя в княжестве, а в Осака или Фусими. Иэясу после захвата власти стремился заставить крупных тодзама-даймё приезжать в его резиденцию и тем самым как бы свидетельствовать перед страной, что они признают его верховным правителем. Когда Иэясу жил в Фусими, каждый праздник там собирались кугэ, монах и даймё, прибывший его поздравить.

Первым тодзама-даймё , приехавшим в 1602 году (еще до установления сёгуната) в резиденцию Иэясу, был крупнейший феодал Японии - Маэда Тосинага.

Постепенно и юго-западные князья стали также приезжать в Эдо, где их с почетом встречал наследник Иэясу - Хидэтада.

Однако дело не ограничилось регулярными приездами даймё в Эдо. Иэясу, так же как и Хидэёси, пожелал иметь заложников от каждого даймё и прежде всего от тодзама-даймё, ибо в повиновении фудай-даймё он не сомневался. Тот же Маэда первым из тодзама-даймё оставил в Эдо в качестве заложницы свою мать. В 1605 году Симадзу Тадацунэ согласился оставить заложницей свою младшую сестру.

Это были лишь первые шаги к установлению системы санкикотай, по которой каждый даймё обязан был год жить в Эдо, а год - в своем владении, оставляя в Эдо в качестве заложников кого-либо из членов семьи. Система эта была окончательно оформлена законом лишь в 30-х годах XVII века. Ее осуществление задерживалось вследствие недостаточного влияния и авторитета центральной власти, а также потому что столица сёгуна, Эдо, не могла вместить такое большое количество представителей знати.

Немедленно по получению титула сёгуна Иэясу начал в Эдо широкие строительные работы, желая превратить свою столицу в самый крупный и блестящий город страны.

Он одновременно преследовал две цели: с одной стороны, занять здесь на строительных работах как можно больше людей из всех княжеств (от даймё как организаторов и надзирателей работ до крестьян как рабочей силы) и возложить на княжества крупные расходы. Это облегчило бы правительству контроль над даймё и лишало последних значительной части средств, которые они могли бы использовать на вооружение своих войск.Указ о строительстве Эдо предусматривал участие в этих работах всех провинций в порядке принудительной повинности.

Работы начались с центра города, Нихонбаси. На строительство потребовалось огромное количество камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинции Идзу доставлялись колоссальных размеров камни. Каждый такой камень поднимали 100 человек, на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней грузить на судно было нельзя. Множество людей, перевозивших камень и лес морем из Идзу и других провинций, гибло во время бурь и иных стихийных бедствий.

Был перестроен замок сёгуна, воздвигнуты его дворцы, храмы, дворцы многих князей, которым сёгунат предоставлял землю. Некоторые улицы Токио (наименование Эдо с 1869 года) до наших дней сохранили название провинций или княжеств Японии, откуда прибыли строители. Таковы, например, Идзуми-тё, Овари-тё, Кага-тё и др.

Эти работы привели к значительному увеличению населения Эдо за счет даймё , самураев и их челяди, которые все в большем количестве стали подолгу жить в столице, за счет людей, приходивших в Эдо в поисках работы, за счет купцов из Осака и т.д. Выросли цены на землю и на дома.

Строительство с небольшими перерывами продолжалось до 1614 года, когда сёгун, щедро одарив даймё, разрешил им вернуться в свои поместья, главным образом затем, чтобы собрать военные силы для похода на Осака против главного соперника Токугава - дома Тоётоми.

Урок истории в 7 классе (по Сингапурской структуре)

Бадретдинова Гульназ Магфуряновна

Учитель истории и обществознания

Тема: «Запретные» страны. Китай и Япония

в XVI - XVIII веках.

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями развития, искусством Китая и Японии;

- формировать умение работать с текстом, развивать навык общения как проявление активности учащихся;

Ф ормирование интереса к истории; воспитывать уважение к традициям народов Китая, Японии;

Оборудование: презентация, карточки с заданиями

Ход урока:

    I. Организационный момент.

    Применяю структуру МЭНЭДЖ МЭТ.

Учащиеся рассаживаются по 4 человека за столы, образуя команды.

    Проверка домашнего задания

По структуре РАУНД ТЭЙБЛ

Какие верования были распространены на территории Индии?

Какими методами действовали европейцы в Индии с момента появления здесь португальцев?

По структуре СИНГЛ РАУНД РОБИН

Что бы вы назвали основой индийской экономики?

Расскажите о роли английской Ост-Индской компании в жизни Индии.

    Актуализация

«Запретные» страны. Как вы понимаете?

    Изучение нового материала.

    Вводное слово учителя

2. Работа с учебником

3. Выполнение заданий

Первая команда – Китай

Вторая команда – Япония

Задания: 1) Какие династии правили?

2) Годы правления?

3) Особенности правления

4) события

4. Вступление уч-ся

    Китайская империя в эпоху Мин.

В раннее Новое время Китай был самым крупным и густонаселенным государством в мире. Эта древняя страна породила высочайшую духовную культуру и искусство. Она продолжала жить по моральным и политическим заповедям конфуцианства, на них же основывалась и китайская государственная система.

В XIII веке Китай попал под власть монголов, но в 1368 году она была свергнута и здесь воцарилась династия Мин, правившая с 1368 по 1644 год. В XV - XVI веке Китай переживал экономический подъем: росли города, развивались ремесла и торговля, строились великолепные дворцы. В это же время появились мануфактуры.

Однако в соответствии с древними традициями власти очень активно вмешивались в экономические дела. За государством сохранялась монополия на землю, также подчинили себе все, что касалось производства и торговли, контролировало производство металлов, а также предметов первой необходимости – соли, чая. В руках государства были судостроение и производство фарфора.

Перемены не затронули жесткой социальной системы Китая. По-прежнему все подданные были равны лишь в одном отношении: они были одинаково бесправны перед императором. Ни одно сословие не было достаточно сильно, чтобы заставить власть считаться со своими нуждами. Император был единственным господином для всех.

Бюрократический аппарат Китая был огромен. Чиновники были очень образованными людьми. На экзаменах им приходилось постоянно подтверждать свое право на должность. По их результатам они получали продвижение по службе. Согласно конфуцианскому учению, государственный чиновник должен был служить образцом бескорыстия, честности и преданности императору. На деле же они брали взятки и не упускали случая воспользоваться служебным положением. Однако, если это становилось известно, им грозила суровая расправа: император мог приказать провинившемуся покончить с собой.

В конце XVI - н в начале XVII века по стране прокатилось несколько мощных крестьянских восстаний. Одно из них в 1644 году смело с престола и саму династию Мин.

2) Период династии Цинн.

Государство захватили северные соседи – воинственные маньчжуры, которые основали новую династию Цин (1644 – 1911). Со временем маньчжуры растворились среди многочисленного китайского населения. И все же китайцы считали новых властителей империи чужаками.

Пытаясь удержать свое влияние, императоры династии Цинн стали препятствовать въезду в Китай европейских купцов и миссионеров. В 1724 году всех христианских проповедников изгнали из страны, а церкви разрушили. А в 1758 году Китай окончательно закрыл двери для европейцев.

В XVII XVIII веках такая мощная держава, как Китай, могла позволить себе обрубить связи с Европой. У нее хватало собственных ресурсов для экономического развития.

Однако, как выяснилось уже в XIX веке, пребывая в изоляции от остального мира, цинский Китай стал постепенно отставать в экономическом и техническом отношении от бурно развивающейся Европы.

3) Япония при сёгунах Токугава.

На протяжении всего XVI века Японию раздирала борьба влиятельных феодальных кланов, которая привела к распаду государства на несколько частей.

Усобица, грабеж, крестьянские восстания – всему этому надо было противостоять, требовалось «твердая рука», которая, объединив Японию, справилась бы с феодальной вольницей.

Таким человеком оказался Токугава Иэясу. Он провозгласил себя сёгуном – верховным военным правителем. Феодалам запретили вести частные междоусобные войны, заставили подчиниться единому государственному законодательству.

В 30-е годы XVII века Токугава закрыл страну для иноземцев и изгнал христианских миссионеров. Исключение было только для голландцев.

5, Рассказ учителя (презентация)

1)Искусство минского и цинского Китая.

В минском и цинском Китае расцветали многочисленные искусства – живопись по бумаге, шелку, стеклу; изготовление фарфора. Было принято изображать пейзажи, птиц, цветы, фрукты. Однако в XVI - XVII веках художников стала привлекать человеческая личность. Появился портрет, а в пейзажи все чаще вторгались жанровые сценки с людьми – крестьянами, рыбаками, торговцами, путешественниками.

2) Традиционные искусства Японии.

Япония – страна высочайшей духовной культуры. Изобразительные и декоративные искусства всегда играли особую роль в жизни японцев. Классическое произведение японского искусства обычно включало пейзаж и стихи.

    Закрепление

Структура РАУНД ТЭЙБЛ

Определите, что было общего в этих государствах.

В чем различия данных государств.

    Итог урока

    Домашнее задание.

Подготовить сообщение, презентацию по темам на выбор:

    Искусство Китая. 2.Искусство Японии.

Ответ оставил Гость

Ния состояла из разрозненных княжеств - даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) - дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.

Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство. В объединении страны большую родь играли исторические личности: крупный землевладелец - Нобинага, крестьянин - Хидэёси и феодал - Иэясу.

Создав сильную боевую армию, они сохранили страну от гражданской войны. Токугава Иэясу в процессе объединения страны овладел большими территориями. Почти одна седьмая часть Японии стала принадлежать ему. В принадлежащей ему части он создал город Эдо, который позже стал называться Токио.

В 1603 г. Токугава Иэясу принял наследственный титул сегуна (великого полководца), то есть стал новым военным властелином Японии. В истории Японии этот сёгунат стал последним (третьим) и был известен под названием сёгуната Токугава. С этого времени около 250 лет Япония управлялась династией Токугава.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать - кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела. Как и император, они получали содержание от сёгуна.

Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья - дайме, после самураев шли крестьяне, затем - ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).

Токугавский сёгунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы. Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее.

Принятый в 1587 г.

Декрет узаконил выдворение из страны всех миссионеров-христиан в 20- дневный срок. В противном случае они приговаривались к смертной казни. Но этот закон не был направлен против коммерции. Иностранные торговцы могли заниматься коммерцией и оставаться в стране сколько им потребуется, но если торговцы содействовали проникновению миссионеров, то их имущество конфисковывалось.

Принятый Декрет должен был обеспечить безопасность Японии и сохранить ее независимость.Токугава Хидэёси одним из первых понял, какую угрозу несут в себе японцы, принявшие христианство, так как европейцы, посылая миссионеров и пропагандируя христианскую веру, надеялись убедить принявших ее японцев помочь в завоевании страны.

Однако в эпоху сёгуна Токугава Иэясуни отношения с иностранцами еще были дружескими. Он уделял большое внимание развитию внешней торговли. После его смерти в стране начались преследования людей, принадлежавших к христианской вере. Миссионеры были изгнаны из страны, а японцев, принявших христианскую веру, заставили отказаться от этой религии.

Изменилась и политика торговли с иностранцами. Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира.

С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Согласно изданному указу, заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.

И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью "закрылась" для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу.

Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландц

В XIV в. от камакурского сёгуната военные губернаторы (сюго) становились все более независимыми. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках землю. Особенно усилилась родовитая знать юго-западных провинций, которая значительно увеличила свои вооруженные силы. В конце XIII-начале XIV вв., кроме того, Япония вела оживленную торговлю с Китаем, Кореей. Благодаря внешней торговле обогащались не только купцы и ремесленники, но и феодалы западных и юго-западных провинций, откуда в основном велась эта торговля. Камакурский сёгунат, не желая мириться с усилением отдельных домов, препятствовал связанной с рынком деятельности феодалов, ремесленно-торгового люда и зажиточного крестьянства. Это послужило поводом для борьбы с существующим режимом. Противоречиями между сёгунатом и феодалами решил воспользоваться император Годайго, мечтавший вернуть политическую власть императорскому дому. Он привлек на свою сторону многих недовольных сёгунатом влиятельных феодалов, в том числе юго-западного феодала Такаудзи Асикагу и восточного феодала Ёсидаду Нитту. Первые попытки разбить войска камакурского сёгуната в 1324 и 1332 гг. окончились неудачей. Однако в начале мая 1333 г. Такаудзи Асикага захватил императорскую столицу Киото, а Ёсидада Нитта вторгся в сёгунатскую столицу Камакуру. Оказавшись в безвыходном положении, сёгун вместе со своими 800 сторонниками совершил сэппуку. Сёгунат камакурский был низложен.

Но теперь победители Асикага и Нитта начали борьбу между собой. Борьба между ними продолжалась до 1392 г. (с 1335 по 1392 гг.). (Асикага представлял передовой, экономически развитый западный район, Нитта - отсталый, восточный. Если на западе, где было много заливных рисовых полей, налаженных транспортных водных путей, процветали ремесла, развивалась торговля, то на востоке - царило запустение, ремесла и торговля еле-еле тлели. Экономически победа Асикага была предрешена). У каждого из лагерей были свои собственные императоры. Этот период в японских исторических памятниках называется «периодом двух правительств» - северного и южного. Затянувшаяся борьба истощила обе стороны. К тому же юго-западные и восточные феодалы потеряли в войне своих главных вождей - погибли Кусуноки Масасигэ и Нитта Ёсидада (Йосидада). Обе группировки стали обнаруживать склонность к примирению. Эта тенденция крепла по мере того, как заканчивался передел владений. В 1392 г. третьему сёгуну из дома Асикага - Йосимицу - подчинились все феодалы. Южный император при этом отрекся от престола в пользу северного. Титул сёгуна перешел к представителям дома Асикага.

Его глава оставил Камакуру и со всем бакуфу переехал в Киото. Как показало время, это было роковой ошибкой. Попав в Киото, новые вожди самураев, не искушенные в делах управления, попали в переплетения интриг императорского дома, и воины погрязли в роскоши и безделье. Чтобы сравняться с императорской знатью сёгун и самураи стали строить дворцы с садами, каждый - произведения искусства; участвовали в приемах, празднествах, содержали дорогих наложниц.

Когда стало ясно, что власть бакуфу ослабела, военные губернаторы стали хозяйничать у себя в провинциях по своему усмотрению. Таким образом, появление новой сёгунской династии не означало централизации страны. Были воссозданы учреждения, существовавшие еще при первом сёгунате, в конце XII в., но сфера действий этих учреждений ограничивалась лишь территорией, подвластной сёгуну, т.е. провинциями, лежавшими вокруг г. Киото, который был резиденцией новых сёгунов. Вся остальная часть страны находилась в руках местных феодалов. Сёгунам приходилось отстаивать свою власть от постоянно появлявшихся соперников из числа сюго - протекторов провинций. До середины XV в. такие столкновения заканчивались для сёгунов благоприятно, а на востоке им удалось даже ликвидировать (1439 г.) самостоятельность наместничества Канто, правители которого являлись представителями другой ветви дома Асикага. Но это не привело к укреплению положения сёгунов, в конце концов, столкновения вылились в междоусобную войну двух групп феодалов.

Эта война (1467-1477 гг.) вошла в историю Японии под наименованием «Смуты годов Онин», по названию годов правления, когда она началась. Япония стала переживать период феодальной раздробленности.

В XV в. многие из местных правителей жили как владетельные князья - даймё (великое имя), имели собственные отряды самураев. В стране началась гражданская война, которую современники называли «войной всех против всех» - сэнгоку дзидай (эпоха воюющих провинций). Длилась она с 1478 по 1577 гг. Эта эпоха в японской истории рассматривается как эпоха потрясения устоев прежней жизни, историки ее называют гэкокудзё (низшие одолевают высших). Итогом этой войны было то, что если в середине XV в. в Японии было приблизительно 260 даймё, все они происходили из благородных самурайских родов, то к середине XVI в. осталось всего каких-нибудь десяток даймё, благородного происхождения, но появилось около 250 т.н. сэнгоку даймё (князей сражающихся провинций) - мелких, тщеславных провинциальных князьков.

Экономика. Независимость крупных феодальных владений обусловила самостоятельное экономическое развитие отдельных районов Японии. В с/х наблюдается подъем, выражавшийся в увеличении числа сортов высеваемых культур. В XV в. выращивали до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячменя, проса, 14 сортов бобовых. Благодаря использованию водяного колеса улучшилась техника полива. Крестьяне стали снимать во многих местах по 2 урожая в год. Посевы хлопчатника (до этого сеяли эту культуру только в южной части страны) появились и в восточной части страны. Широкое распространение получили промысловые культуры - лаковые деревья, конопля, масличные растения, из которых приготовлялись красители. Увеличилось число обрабатываемых земель. Это происходило из-за оседания на земле значительной части т.н. ронинов. Ронинами называли и крестьян, согнанных с земли или бежавших от своих господ. Подъему с/х способствовало и некоторое смягчение повинностей крестьян, которые стали отдавать феодалам вместо ½ и более, как это было раньше, 2/5 урожая.

Развивались ремесла и торговля. В городах увеличилось количество корпораций ремесленников - дза. Развивалось строительное, ткацкое, металлическое, оружейное, керамическое производство. Появились купеческие гильдии - дза. Купеческие дома стали принимать фирменные обозначения - яго. Это были оптовые торговцы солью, строительными материалами, рыбой, рисом, бумагой.

Росли города. Одни из административных центров (Киото, Камакура), другие - около крупных монастырей (Удзи-Ямада, Нара), третьи - в местах удобных гаваней (Сакай, Ямака, Хёго, Оминато, Хаката). Типичным был город - призамковый посад. Такие города возникали в результате поселения феодалами своих вассалов в одно месте - около замка сеньора. Крупными городами такого типа были - Ямагути (резиденция князей Оути), Сумпу (Сидзуока) (резиденция князей Имагава).

Большой размах получила внешняя торговля. На первом месте стояла торговля с Китаем (с XIII в.). Из Японии в Китай везли медь, серу, мечи, кольчуги, копья, изделия из лака, ширмы, веера. Из Китая в Японию - шелк-сырец, холст, парчу, выделанное железо, фарфор, лекарства, картины, книги. Торговля с Китаем велась на основе специальных разрешений (лицензий), выдававшихся китайским правительством. Лицензия определяла количество судов, которые могли быть отправлены в Китай из Японии, и, наоборот - из Китая в Японию. Установление торговых сношений было связано с политическими условиями, которые приняли сёгуны: они признавали свою вассальную зависимость от китайского императора. Йосимицу, третий сёгун из дома Асикага, в 1402 г. согласившись на эти условия, получил от китайского императора титул «Ниппон-кокуо» - короля Японии. Это означало официальное признание правительства сёгуна Китаем, что имело немаловажное значение, так как Китай в XV в. был самой могущественной державой Азии.

Торговала Япония с Кореей, где как в Китае, были определены особые порты для ввоза японских товаров. Главным китайским портом был г. Нинбо, а корейским - г. Пусан. В XV в. в Японии имела место борьба ремесленно-купеческого населения с феодалами, которая иногда приводила к получению городами прав самоуправления. Этого удалось добиться таким городам, как Сакай, Ямака, Оминато. В них возникли органы купеческого самоуправления, появилась и своя городская стража из наемников - самураев.

В 1428 г. произошло крупное крестьянское восстание. Толчком к восстанию послужил недород, приведший к жестокому голоду и сделавший для крестьян совершенно невозможной уплату налогов и долгов ростовщикам. Восстание охватило значительную часть центральных провинций вокруг Киото. Восставшие нападали на ростовщиков, оптовых торговцев, громили их дома. Власти с трудом подавили восстание в районе Киото, в других местах сняли недоимки. В 1429 г. восстание произошло в провинции Харима. Крестьяне выступали против феодалов.

На рубеже XV- XVI вв. Япония распалась на несколько частей. Не было центрального правительства ни сёгунского, ни императорского. Встал вопрос об объединении страны.

В традиционной японской историографии, признанной и европейской исторической наукой, XVI в. делится на две неравные части. Его третья четверть до 1573 г. относится к периоду Асикага; последняя четверть XVI в. по 1615 г. - обозначается как период Момояма, временем окончательного утверждения у кормила власти сёгунов из дома Токугава.

На рубеже XV и XVI вв. Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х гг. (т.н. война годов Онин, 1467-1477 гг.) были началом «Смутного времени» (Сэнгоку дзидай), когда в стране не было единой власти. К концу XV в. Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением севера о-ва Хоккайдо и южных о-вов Рюкю. Население составляло приблизительно 16-17 млн. человек. Но по сравнению с Китаем, Кореей Япония была экономически более отсталой страной. Но к концу XVII в. Япония - мощное централизованное государство, экономика которого переживала подъем. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI в. был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - даймё. Кроме выращивания риса, основной с/х культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания, организовывали экспедиции в соседние страны. Все самураи были только воинами и получали от своего сеньора плату рисом, а крестьяне должны были обрабатывать землю.

Реализация задачи объединения страны была связана с именами известных исторических деятелей Японии - Ода Нобунага (1534-1582), Тоётоми Хидэёси (1536-1598), Токугава Иэясу (1542-1616).

Объединять страну начал Ода Нобунага - даймё (мелкий) провинции Овари (центральная часть о-ва Хонсю). Был выдающимся человеком, целеустремленным, прекрасным полководцем, умело применявшим привезенное португальцами огнестрельное оружие, потребовавшего новой тактики боя, прозорливым, без предрассудков, хладнокровным, вероломным и по-крестьянски хитрым. На политической арене появился в 60-х гг. XVI в. Совершив несколько удачных походов против крупных феодалов и разгромив буддийские монастыри, которые участвовали в междоусобных войнах, Одна Нобунага смог подчинить своей власти центр страны со столицей Киото. Ода Нобунага вошел в столицу страны г. Киото как защитник законных прав сёгуна Асикага Ёсиаки (Иосиаки). Но в 1573 г. сёгун, отказавшийся выполнить волю Ода Нобунаги, был свергнут. Одним из наиболее ожесточенных противников Ода в этой борьбе оказались буддийские монастыри, что сыграло немалую роль в определении политического курса Ода по отношению к христианству.

Первые христиане появились в Японии в 40-х гг. XVI в. вместе с португальскими купцами. К 1543 г. относится появление на японской земле первых европейцев: китайский парусник во время тайфуна был вынужден пристать к небольшому о-ву Танэгасима у южного побережья Кюсю, и на его борту среди пассажиров было трое португальцев. С тех пор португальцы стали регулярно посещать Японию, как на китайских, так и на собственных кораблях.

Затем появились католические миссионеры. В 1549 г. в Кагосима на о-ве Кюсю прибыл иезуит Франциск Ксавье. Деятельность миссионеров была успешной. На Кюсю крестились многие крупные даймё, желая привлечь в порты, расположенные на их территории, португальские корабли и взять в свои руки часть заморской торговли, что сулило им большие барыши. Интерес для японцев представляли мушкеты, пушки, и европейские корабли. Позднее, при консультациях европейских спецов было построено немало собственных больших кораблей. Помощь европейцев использовалась при возведении укрепленных замков, а также в горной и металлообрабатывающей промышленности. Христианство стало распространяться. В 1580 г. было около 150.000 христиан, 200 церквей, 5 семинарий, к концу XVII в. христиан уже было 700.000. Этому способствовала политика даймё южных провинций, заинтересованных в португальской торговле и в обладании огнестрельным оружием, поставщиками которого были католики-португальцы.

В годы правления Хидэёси из Японии в Европу впервые в истории была направлена миссия из 4 юношей-христиан для представления папе и знакомства с европейскими странами. Миссией руководили иезуиты, полагавшие, что путешествие по католическим странам Европы даст возможность японцам убедиться во всесилии церкви. Миссия отбыла из Нагасаки в феврале 1582 г., а вернулась в 1590 г., летом. Путь миссии пролегал через Индию, вокруг Африки, посланцы были в Португалии, Испании, Италии, посетив дворы Филиппа II и папы римского.

В 80-х гг. XVI в. Ода овладел половиной провинций страны, провел ряд реформ, направленных на ликвидацию политической и экономической раздробленности, на развитие городов и торговли, но под верховным контролем центральной власти (в 1568 г. был лишен своей автономии торговый город Сакаи). В 1582 г. в одном из храмов Киото Нобунага покончил жизнь самоубийством, когда его окружили войска мятежников, возглавляемые предавшем его полководцем.

После гибели Нобунага власть перешла в руки одного из самых способных его военачальников Хидэёси Тоётоми (1536-1598). Хидэёси - (одним из командиров Ода Нобунага был Киносита Токитиро, принявший позже имя Хидэёси Тоётоми, который стал одним из главных военачальников Ода, а потом и его преемником) некрасивый, необразованный, тщеславный, но волевой, выходец из крестьян, был блестящим стратегом. Цель его деятельности - преодолеть сепаратизм даймё. Наиболее сложным из военных операций Хидэёси был поход на Кюсю против даймё Симадзу. Затем в 1590 г. покорил и клан Ходзё в центральных провинциях.

К 1588 г. Хидэёси смог назначить своих наместников даже в самые отдаленные области страны и отдал приказ всему гражданскому населению, кроме самураев сдать оружие. Это было сделано для того, чтобы обезопасить себя от крестьянских войн. В 1587 г. Хидэёси издал указ о том, что крестьяне должны сдать все имеющиеся у них оружие (это мероприятие получило название «охоты за мечами»), отныне крестьяне не могли становиться воинами, а самураи в свою очередь - крестьянами.

В 1588 г. началась перепись земель, в результате которой вся земля была обмерена, распределена по качеству и роздана крестьянам без права покидать участки.

При нем была осуществлена внешняя экспансия против Кореи (первый поход был организован в 1592 г., второй - в 1597 г.), направленная по тайному замыслу на завоевание Кореи, а затем и Юго-Восточной Азии. Успеха не было, но в Корее японцы научились пользоваться наборным шрифтом, а в 1593 г. вывезли и сам шрифт, и станок, и печатников. Тогда же в Японию переселилось большое количество корейских гончаров, что привело к подъему керамических промыслов, особенно на Кюсю. Численность армии Хидэёси, принимавшей участие в походе на Корею, 137.000. По слухам, этот поход был организован им специально, чтобы отвлечь воинственных самураев от собственной страны. Так это или нет, но десятки тысяч вероятных смутьянов никогда не вернулись на родину из заморской авантюры. В другом издании (История Востока, С. 459) указывается, что «Хидэёси лелеял мечту расширить свою власть за счет завоеваний на континенте. Неудачи экспедиции в Корею похоронили эти мечты».

Тем не менее, при Хидэёси была усилена центральная власть, усилен контроль за городами и торговлей, уделено внимание земельной реформе, целью которой было закрепить земли за крестьянами способными исправно платить налоги в казну государства.

Выступал он против слишком, по его мнению, усилившихся иезуитов и христиан вообще. В 1587 г. он даже издал указ об изгнании иностранных миссионеров, португальцев, испанцев, организовал преследование японских христиан. Но успеха это не дало. В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого гос. делами должен был заниматься регентский совет.

Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны - Иэясу Токугава (1542-1616). Иэясу боролся с противниками объединения страны, которые группировались вокруг сына Хидэёси. Потерпев в 1600 г. поражение в кровопролитной битве при Сэкигахаре, сын Хидэёси и его сторонники обосновались в Осаке, городе, который в течение 15 лет был центром оппозиции. В 1603 г. Иэясу провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава (1603-1867). Местопребывание сёгуната - Эдо (Токио). Так началась длительная эпоха нового сёгуната, продолжавшаяся вплоть до революции Мэйдзи исин.

В классической формуле «начал, продолжил, завершил, обычно относимой к оценке деятельности всех трех выдающихся объединителей страны в XVI в. на долю Токугава Иэясу приходится заключительная фаза.

Токугава - потомок древнего знатного рода и самый богатый человек в стране (клан токугава владел ¼ всех земель и получал около 7 млн. коку риса дохода (105.000 т). Однако до тех пор, пока в замке Осака, принадлежавшем семье Тоётоми, в окружении своих приверженцев и значительного войска находился сын Хидэёси, он не мог считать свою власть окончательно утвержденной. После длительной осады в 1615 г. замок пал. Этот год и считается началом полновластия сёгунов Токугава. Эпоха Момояма (1573-1615) закончилась.

В известной притче о птице, не желавшей петь, передаются особенности характера и стиль каждого из «великой тройки». Там говорится, будто Ода Нобунага сказал, что убьет птицу, если она не запоет, Тоётоми Хидэёси - что заставит ее петь силой, а Токугава Иэясу - что подождет, когда она сама запоет. Притча свидетельствует, не только о темпераменте и образе действий этих людей, но в известной мере отражает и динамику исторического процесса. Началом его была деятельность Ода Нобунага, который захватил столицу, свергнул сёгунов, разорил могущественный буддийский монастырь на горе Хиэйдзан из-за оппозиции его духовенства, но сам погиб в результате предательства собственного вассала; второй этап - безудержная по интенсивности деятельность Хидэёси с его важными внутренними реформами и планами внешней экспансии; и, наконец, эпоха стабилизации и укрепления феодального абсолютизма, постепенно усилившегося внутреннего идеологического давления, переход к политике изоляции, приведший к полному закрытию страны в 30-х гг. XVII в.

Многочисленные реформы первых сёгунов Токугава были направлены на закрепление достигнутых успехов и упрочения собственной власти. Император обладал только внешней властью, по указу 1615 г. тэнно (император) мог лишь участвовать в религиозных обрядах и церемониях, посвященных гос. праздникам, а также покровительствовать философам, поэтам, художникам. На все ключевые посты в стране были назначены преданные Токугаве самураи.

Возглавлял гос. аппарат сёгун. Резиденция в Эдо. По положению - абсолютный монарх. Затем военное правительство - бакуфу, которое должно было обеспечить выполнение приказов сёгуна во всех частях страны. Затем - даймё, управлявшие 260 провинциями, правили по предписаниям бакуфу. Сословная пирамида, вершину которой занимал сёгун и клан Токугава, опиралась на крестьянство, который являлся главным производителем.

По официальному указу все население страны было поделено на 4 сословия - самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы, + парии (низшие - изгои, вне общества). Экономическая опора токугавского режима - крестьяне, военная - самураи. (Общественное положение в Японии было связано с количеством риса, получаемого с земель. Статус даймё определялся доходом свыше 10.000 коку риса (1 коку = 150 кг). К ремесленникам и торговцам относились презрительно, хотя реальная экономическая сила их была высока, и крупные феодалы, иногда и даже сёгун вынуждены были обращаться за финансовой поддержкой к купеческим гильдиям и богатым торговым домам.

Несмотря на утверждение единовластия Токугава полной централизации государства не было, поскольку сохранилась система феодальных княжеств как основа административно-политического устройства. Токугава были озабочены контролем над жизнью самураев. В 1615 г. был принят Княжеский кодекс, по которому даймё запрещалось строительство укрепленных замков, содержание армии, сношения с другими княжествами, предписывались строгие нормы общения и поведения, заключение браков. Регламентировались цвет и качество тканей для представителей высших и низших самураев. Был принят Дворянский кодекс, кодексы для духовенства, крестьян, горожан. Все эти указы утверждали строгую иерархию, определяли «место» каждого члена общества и соответственно этому обязанности во всех случаях жизни.

Важной частью гос. системы был шпионаж, обязательность доноса и жестокие наказания за все нарушения установленных правил.

Опасаясь заговоров даймё, Токугава провели насильственное переселение целях феодальных кланов из одной провинции в другую, поместив владения менее надежных своих вассалов между владениями верных сторонников или родственников. Даймё - не родня и не вассалы Токугава именовались тодзама. С 1634 г. была введена особая система заложничества, по которой каждый даймё обязан был 1 год жить в новой столице, в Эдо, а следующий - в своем поместье, но обязательно оставлять в столице кого-либо из своих близких. Но по отношению к другим сословиям любой самурай имел социальные привилегии, вплоть до того, что мог на месте разрубить мечом всякого, кто, по его мнению, оказался недостаточно почтительным.

Во внешней политике произошли большие перемены. Уже при Хидэёси были изданы первые указы против христиан, вызванные активностью миссионеров и опасением, что Япония может превратиться в колонию из-за увеличения европейского влияния, как это произошло с Филиппинами. Год 1594 г. был годом массовых преследований христиан, применения к ним пыток и казней. В первые годы XVII в. наступило послабление, так как Иэясу надеялся на помощь голландцев и португальцев в строительстве кораблей, развитии горной промышленности, металлургии. Но, опасаясь усиления принявших христианство феодалов Кюсю, а также распространения христианских идей среди низших слоев населения, особенно среди париев, сёгунат принял ряд мер против христиан, а после крестьянского восстания 1637-1638 гг. в Симабара, проходившего под христианскими лозунгами, последовал указ 1639 г. о полном закрытии страны для иностранцев. Исключение делалось только для голландцев, оказавших помощь правительству в подавлении Симабарского восстания и китайцев. Им было разрешено иметь представительства на п-ве Дэсима в Нагасаки. Один раз в год голландский корабль мог войти в этот порт. Под страхом смерти японцам был запрещен выезд за границу, запрещено было хранение европейских книг и сношения с теми, немногими иностранцами, которые были допущены в Японию.

Тем не менее, вся шедшая в Японию через посредство голландских купцов европейская наука и культура (ее именовали голландской наукой, рангаку), особенно книги, оказывали немалое воздействие на японцев, привыкших перенимать все полезное у других. Так, ученые, последователи рангаку, из числа хорошо образованных японцев, уже в XVIII в. активно использовали данные европейской науки для совершенствования экономики страны.

Однако даже неполная изоляция страны мешала ее развитию. Если в XVII в. реформы и укрепление внутренней стабильности привели к относительному процветанию экономики Японии, то XVIII в. принес с собой начало экономического кризиса, который наиболее ярко проявился в 30-х гг. XIX в.

Причины падения сёгуната Токугава - ослабление могущества сёгунов, усиление южных княжеств - Тёсю и Сацума (богатевших за счет контрабандной торговли, развиваших свою собственную промышленность), «открытие Японии» США и европейскими державами в середине XIX в., все это привело к складыванию оппозиции в лице императорской власти, превратившейся в национальный символ (поддержали южные самураи, ронины, сторонники синто Англия), в 1867/1868 гг. - власти перешла в руки 16-летнего императора Муцухито (Мэйдзи), начаты реформы.

Loading...Loading...