Благословение иакова сыновьям. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49). Иаков отдает предпочтение Ефрему

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший, Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший, Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. И благословил их: Ефрема как старшего, а Манассию как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то время, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, Израиль каждому из них дал благословение. Наиболее важным является благословение Иуде (к которому перешло первородство от первых трех братьев из-за их грехов), т. к. оно заключает в себе пророчество о пришествии Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » (Быт. 49.10) – т. е. из потомства Иуды будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель – Христос Спаситель. Слова же «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » (Быт. 49.9) указывают на Его воскресение.

После этого Иаков заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там же, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там (Быт. 49.33; 50.13).

После смерти отца братья очень боялись, как бы Иосиф не отомстил им за то зло, которое они ему причинили. Узнав об этом, Иосиф пригласил к себе своих братьев, простил им грех и, плача, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро…» (Быт. 50.19–20).

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет народ Израильский из Египта и возвратит в землю Ханаанскую. Он также заповедал, чтобы кости его были перенесены в родную землю (Быт. 50.24–26).

В истории патриарха Иосифа ярчайшим образом прообразуются грядущие черты служения Спасителя. Как Иосиф был ненавидим братьями, так и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками иудейскими. Эта нелюбовь к Иосифу выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии, фактически равном убийству, – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан, – двадцать сребреников – близка к той, за которую был продан Спаситель. А брат, который придумал совершить эту сделку, – Иуда. Прообразовательным является безвинное оклеветание Иосифа в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте, и через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в Таинстве Евхаристии. И даже само имя «Цафнаф-панеах», которое дает фараон Иосифу в Египте (Быт. 41.45) – «Спаситель мира», говорит само за себя.

Здесь размещены два любопытных толкования 49 главы Бытия.

Первое - из учебной программы Белгородской Православной Духовной Семинарии

Второе - рассуждения раввина Эли Бар-Яалома (http://imenno.livejournal.com/176788.html)

Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49)

Перед кончиной патриарх Иаков призвал своих сыновей, чтобы возвестить им, что будет с ними в “грядущие дни” (1-2 стихи).

Затем каждому из своих сыновей патриарх предрекает будущую судьбу его потомства (3-28 стихи).

Благословив своих сыновей, Иаков дал им завещание, чтобы они похоронили тело его в пещере Махпела (29-32 стихи), после чего Иаков возлег на смертный одр и мирно “приложился к народу своему” (33 стихи).

Стихи 1-2

Выражение “в грядущие дни” в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иакова и его потомков, прежде всего, было время наследования земли обетованной, предсказанное Господом патриархам и ими ожидаемое. С другой стороны, ожидаемыми последними днями для ветхозаветной церкви вообще было время пришествия на землю спасительного семени Жены, то есть Мессии. В этом последнем смысле выражение “в грядущие дни” употребляется в Ветхом Завете (Числ. 24, 14; Иер. 30, 24).

Новозаветные писатели точно также полагают время пришествия на землю Христа Спасителя “в последние дни” (Евр. 1, 1-2), “полноту времен” (Гал. 4, 4), “последние времена” (1 Петр. 1, 20).
Таким образом, изрекая пророческие благословения своим сыновьям, патриарх Иаков созерцал судьбу своих потомков в земле обетования, в мессиански-пророческом же смысле он видел исполнение своих благословений во дни Мессии - Спасителя.

Стихи 3-4

Рувим был “начатком чад” Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С первородством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был главою рода, он получил двойную часть наследства, ему принадлежало право священства.

Но этих преимуществ первенец Рувим лишается Иаковым; двойная часть наследства уже ранее дана была Иосифу в лице двух его сыновей, главенство над родом ниже дается Иуде, священство впоследствии дано было Левию.

Страстность, грубая чувственность Рувима, его кровосмешение вместе с Валлою, наложницею отца (35, 22) были причинами, по которым Рувим лишился прав первородства.

Предсказание патриарха исполнилось в точности: колено Рувимово в последующей истории еврейского народа никогда не занимало выдающегося положения. После выхода евреев из Египта, во время сорокалетнего странствования, представители колена Рувимова - Дафан и Авирон вместе с Левитом Кореем восстали против Моисея и Аарона. Рувимляне хотели захватить гражданскую власть, принадлежащую Моисею, а Корей - власть первосвященника, бывшую достоянием Аарона, но восстание их не имело успеха; возмутители со своими союзниками погибли (Числа, 16).

Впоследствии при завоевании и разделении земли обетованной колену Рувимову достался удел в южной части восточной заиорданской страны, где рувимляне занимались скотоводством, мало принимая участия в судьбе израильского народа (Суд. 5, 15-16), и ранее других утратили свою политическую самостоятельность.

Стихи 5-7

В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорбление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и рассеяние во Израиле, то есть на жизнь, после будущего разделения земли обетованной на уделы, в рассеянии между другими коленами. Действительно, при разделении земли обетованной, колено Симеоново получило наследие среди удела сынов Иудиных (Ис. Нав. 19, 1).

При этом участок, доставшийся колену Симеонову, оказался столь недостаточным, что представители колена должны были оружием приобретать себе владения за пределами земли обетованной - в горе Сеир и в долине Герарской (1 Пар. 4, 38-43).

Предание, кроме того, добавляет, что ввиду недостаточности земельного удела, наследованного коленом Семионовым, представители колена расходились по всей земле обетования в качестве книжников и законников, учителей и воспитателей юношества.

Что касается колена Левиина, то слова патриарха исполнились на нем с буквальною точностью.
Колено Левиино не получило самостоятельного удела, для жительства же Левитам из всех колен было выделено 48 городов. Впоследствии своею ревностью по Боге, своими заслугами (Исх. 32, 26-29; Числ. 25, 10-13) Левиты искупили вину своего родоначальника. Наказание, изреченное Иаковым Левию, Господь обратил для его потомков в благословение, сделав Левитов Своим жребием и наследием (Втор. 33, 8-11).

Стихи 8-12

Словами “Иуда! тебя восхвалят братья твои…поклонятся тебе сыны отца твоего” - Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства - главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчасти можно видеть уже во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне (Числа. 2, 3, 10, 14) и впоследствии, при завоевании Ханаана (Суд. 1, 1-2), когда колено Иудово стоит во главе других колен.

Но в собственном смысле первенство колену Иудову досталось тогда, когда из этого колена был избран царь Давид, роду которого было обетовано наследие вечного престола (2 Цар. 7, 12-16). Затем, указывая на успешную борьбу Иуды с врагами, Иаков силу могущества и величие колена Иудина изображает постепенно возрастающим.

Сначала Иуда уподобляется молодому льву, похожим на которого Иуда является в период окончательного завоевания земли обетованной, когда после смерти Иисуса Навина колено Иудово во главе других колен начало истребление хананеев (Суд. 1, 1-2). Затем колено Иудово уподобляется льву, который возвращается с добычи. Можно понимать в смысле сравнения колена Иудова с могучим и высоким деревом, которое вырастает “от леторасли” - от низкого и едва заметного сначала молодого побега.

Таким образом, львом, возвращающимся с добычи, Иуда представляется в царствование Давида, который в своих победоносных войнах покорил окружающие языческие народы и необыкновенно расширил пределы своего царства.

Наконец, Иуда уподобляется львице, которая уснула и которую никто не осмелится потревожить. Таковым Иуда явился в первую блестящую половину царствования Соломона, когда Израиль под скипетром Иуды мирно покоился, не тревожимый своими врагами (3 Цар. 4, 20-25).

Самое замечательное место в этих стихах и во всей главе в целом пророчество о Примирителе.
Важность этого пророческого места требует более тщательного его рассмотрения. Это место в славянской Библии читается так: “Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему, и той чаяние языков ” (10).

По смыслу этого стиха, первенство, главенство, царская власть - представляются неотъемлемыми от Иуды до пришествия Мессии. Эта мысль, несомненно заключающаяся в 10 стихе, в различных текстах и переводах выражена неодинаково. В еврейском тексте читается “не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, пока не придет Примиритель (доколе не придут в Шило) и Ему покорность народов”. По смыслу этого чтения царская “скипетр” и законодательская власть не отойдут, не будут отняты от Иуды до пришествия Примирителя. Очевидно, что это последнее имя приложимо только ко Христу Спасителю, Который примирил падшее человечество с Богом и иудеев с язычниками (2 Кор. 5, 18-19; Еф. 2, 14-18).

С другой стороны, слова: “и Ему покорность народов” не могут относится к какому-нибудь земному царю, а вполне приложимы только к Мессии (Исх. 11, 10). Наконец, мессианский смысл слов Иакова подтверждается точным историческим исполнением пророчества. Самостоятельная правительственная власть, принадлежавшая колену Иудову, была отнята от него перед рождением Христа Спасителя, когда Иудеею в качестве царя управлял Ирод Идумеянин.

Мысль еврейского подлинника в разных переводах выражена другими словами. Возможно, что переводчики вместо “Шило” “Примиритель” читали “шелло” (ему же) и потому перевели “отложенная ему”. Очевидно, что в общем мысль этого перевода одинакова с современным еврейским текстом. Патриарх, по смыслу перевода Семидесяти, говорит, что царская власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет все предназначенное, преопредеденное, то есть Тот, Кому царская власть должна принадлежать по преимуществу. Но царская власть над всеми народами принадлежит Самому Мессии, как об этом свидетельствует Священное Писание (Исх. 9, 6-8; Иер.23, 5; Дан. 2, 44; Мих. 5, 2). Поэтому древние еврейские таргумы (халдейские переводы) передают пророчество патриарха словами: “Мессия, Ему же принадлежит царство”.

Как уже отмечалось, со времени кончины патриарха Иакова и до пришествия Христа Спасителя обещанный скипетр всегда оставался в колене Иудовом. Около времени пришествия Христа государство иудейское начало быстро клониться к окончательному падению. Через несколько десятков лет после рождения Мессии Иерусалим и храм были разрушены до основания и существование еврейского государства прекратилось.

Изображая богатство удела, имеющего достаться Иуде, Иаков говорит, что удел этот будет так богат виноградом, что Иуда будет привязывать к виноградным лозам свой рабочий скот, виноградного вина будет так много, что Иуда будет мыть в вине свои одежды, очи его будут блестеть от вина, а зубы - белеть от молока. Указаний на естественные богатства удела, доставшегося Иуде, в Писании встречается немало (Песн. 1, 13; Числ. 13, 24).

Кроме ближайшего исторического смысла пророческое благословение Иаковым Иуды, св. отцы и учителя Церкви, при несомненном мессианском смысле 10 стиха, объясняют в высшем таинственном смысле, в приложении к потомку Иуды - Христу Спасителю.

По этому изъяснению, сравнение Иуды со львом может относится к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе называется “львом от колена Иудина” (5, 5).

Нерушимый покой льва указывает на смерть и воскресение Христа Спасителя. Под лозою в таинственном смысле разумеется также Христос Спаситель (Ин. 15, 2), а под кровию гроздьев - Его искупительная кровь.

Ослица и “сын ослицы”, привязанные к этой лозе, указывают на призвание в Церковь Христову иудеев и язычников, причем ослица, как носящая ярмо, прообразовательно указывала на Иудею, состоящюю под игом закона Моисеева, а “жребец” или молодой осел предуказывал народ из язычников, не знавших законного ига. Последними словами (“блестящи очи (его) от вина”) указывается на божественную красоту воскресшего Христа Спасителя.

Стих 13

Восточною границею удела, доставшегося впоследствии колену Завулонову (Ис. Нав. 19, 10-16), было Галилейское (Генисаретское озеро), а с Запада от Средиземного моря его отделяла узкая полоса финикийских владений. Это соседство с торговыми и предприимчивыми финикийцами, в частности, с большим торговым городом древности Сидоном, заставило потомков Завулона заняться морскою торговлею (Втор. 33, 18-19; Суд. 5, 27).

Стихи 14-15

Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Действительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получило в наследие одни из центральных участков (Ис. Нав. 19, 17-23). Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообразно с своим характером (1 Пар. 12, 32), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла.

Стихи 16-18

Пророчество Дану о происхождении от него самостоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который происходил из колена Данова (Суд. 13, 1-2).

Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника то, по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства отчасти видны из истории Самсона (Суд. 13-16), но еще яснее выразились в похищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса (Суд. 17-18).

Слова, которыми заканчивается благословение Дана: “На помощь Твою надеюсь, Господи!” можно понимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основывать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге.

Некоторые толковники, в виду того, что в 7 главе Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антихрист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патриарха о хитрости и коварстве змея (2 Сол. 2; 3-10).

Стих 19

Гаду Иаков говорит: “толпа будет теснить его”, указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово.

История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел а восточно-заиорданской половине обетованной земли, в соседстве с различными хищническими племенами, неоднократно подвергались нападениям со стороны последних. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне (Суд. 10, 7-9), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости (Ам. 1, 13). Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносною борьбою с Аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например судия Иеффей Галаадитянин (Суд. 11). В позднейшие времена колено Гадово, вместе с коленом Рувимовым, полуколеном Манассииным успешно боролись с Агарянами и другими аравийскими племенами (1 Пар. 5, 18-22).

Стих 20

Удел, доставшийся колену Ассирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность земли обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармила (Ис.Нав.19, 24-31).

Богатые хлебные произведения этих земель Ассир мог, согласно с пророчеством Иакова, доставлять ко дворам иудейских, израильских и финикийских царей, владения которых были в соседстве с уделами Ассира.

Стих 21

По принятому еврейскому тексту “Неффалим – торевинф: рослый, распускающий прекрасные ветви” и по славянскому переводу: “Неффалим стебль распускающаяся…” - благословение, изреченное Иаковым Неффалиму, можно понимать в смысле указания на богатый участок, который имело наследовать колено Неффалимово.

Сравнение колена Неффалимова с деревом, простирающим свои ветви в разные стороны и увенчивающимися прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с историческою судьбою этого колена при наследовании обетованной земли. Область колена Неффалимова от берегов Генисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана, корень терефинфа покоится на берегах озера, красивые города - это ветви простирающиеся от него, а горная цепь Ливана есть вершина, которой он заканчивается.

Стихи 22-26

Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покровительством Господа. Затем Иаков призывает на Иосифа, то есть на колено Ефремово и Манассиино, происшедшие от него “благословение небесное свыше” - благовременные дождь и росу “благословение земли имущия вся” - плодородие земли, “благословение сосцев и ложесн” - изобилие скота и многочадие.

Из последующей истории Израиля известно то выдающееся положение, которое заняло среди других колен Ефремово колено, что было предуказано Иаковым еще ранее, в благословении им своих внуков. При разделении земли обетованной при Иисусе Навине колено Ефремово получило один из лучших участков. Во времена Судей колено Ефремово неоднократно заявляет свои права на первенство - (Суд. 8, 1-2; 12, 1).

Впоследствии при разделении Еврейского царства на два - Иудейское и Израильское, во главе отделившихся 10 колен стоит колено Ефремово и первый царь Израильский Иеровоам был ефремлянин (3 Цар. 12). С этого времени в царстве Израильском колено Ефремово занимает первенствующее место и потому в пророческих речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом.

Стих 27

Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воинственный характер вениамитян.

Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в последующей истории евреев неоднократно. Судия Аод вениамитян своим геройским подвигом освободил соотечественников от рабства Моавитян (Суд. 3, 14-30). По указанию книги Судей, вениамитяне вели вначале успешную войну против всех соединенных колен Израильских (20-21). Из колена Вениаминова был избран первый царь народа еврейского Саул, военные подвиги которого в первую половину его царствования создали ему славу. Некоторые толковники в словах Иакова о Вениамине видят указание на святого апостола Павла, который, происходя из колена Вениаминова (Фил. 3, 5), сначала преследовал Церковь Христову, а потом в пользу ее приносил “добычу” - души спасенных его проповедию.

Стихи 29-33

Завещание Иакова о перенесении его тела в пещеру Махпела (“пещера сугубая”) свидетельствует о его глубокой вере в истинность и непреложность божественных обетований.


Очевидно, что несмотря на те благоприятные условия, при которых потомки Иакова поселились в Египте, он считал землю египетскую местом только временного их пребывания, с верою взирая на землю обетования. С этою землею Иаков соединил исполнение великих обетований, данных его отцам и ему самому. Со времени Ноя, родоначальника народов, до великих пророков народа Божия не было произнесено более ясного, более замечательного пророчества, чем рассмотренное нами пророчество Иакова, родоначальника народа израильского.

В своих сыновьях Иаков видит пред собою колена Израилевы и в необыкновенном просветлении духа изрекает им их будущую историю. Во всеоружии веры он приподнимает таинственный покров будущего и возвещает события, сокрытые во мраке времен. Величественно он разделяет между своими сыновьями обетованную землю, как будто бы она уже принадлежала ему и пророчески нарекает судьбу ее будущих начальников, как бы видя ее перед собою.

Из боговдохновенных слов Иакова, как из своего семени, выросла и развилась вся последующая история народа Божия, начиная от исхода его из Египта и кончая пришествием на землю Божественного потомка Иакова по плоти - Господа нашего Иисуса Христа.

Государство по Яакову: опыт расшифровки главы "Вайехи"

http://imenno.livejournal.com/176788.html

Одно из самых загадочных пророчеств ТАНАХа - благословение Иакова своим двенадцати сыновьям. . Загадочность заключается в том, что этот длинный, очень подробный текст содержит массу странных сравнений и похож на что угодно, кроме благословения. Вот Эфраима и Менаше, своих внуков, Иаков действительно благословляет. А сыновей? “Гад, окружённый воинской частью, будет резать пятки “? Или вот про Иссахара: “Иссахар – осёл жилистый, лежит между двумя стойлами; и, увидев, что отдых – хорошо, а земля – приятна, он подставил спину для груза и стал платным работником “? Не говоря уже о текстах, обращённых к старшим сыновьям, Реувену, Шимъону и Леви, которые больше напоминают строгий выговор с занесением в личное дело.

Не менее загадочно и вступление: йикра с вами в конце дней. Слово йикра, если бы оно писалось с буквой hей на конце и звучало бы йикре , означало бы “произойдёт”. Но так, как написано, оно означает либо “прочтёт” (или “будет прочитано”) или “позовёт”. Так или иначе, комментаторам и переводчикам до сих пор (спустя 3500 лет!) непонятен текст и непонятно, какое отношение этот текст имеет к “концу дней”, к далёкому будущему, когда потомки Иакова вернутся из долгого изгнания.

Тора не сообщает нам лишней информации. Поэтому возникает желание понять заголовок буквально: соберитесь, и скажу я вам то, что будет читаться относительно вас в конце дней . Если “конец дней” (ахарит ха-йамим ) последовательно относится в ТАНАХе к эпохе, когда евреи возвратятся из долгого изгнания, то речь идёт именно о нашем времени. Следовательно, расшифровка слов Иакова даст нам послание, обращённое лично к нам.

1. Шифр

Ещё р. Авраам Ибн-Эзра писал: "заблуждаются говорящие, что это - благословение... это - пророчество". Но... пророчество о чём? Естественно было бы ожидать, что Яаков напророчит сыновьям основные факты еврейской истории: о египетском плене, об Исходе, о царстве, об изгнании, предостережёт от ошибок ...

Но с другой стороны - зачем? Ведь основная информация о ближайшем будущем народа дана уже Аврааму , а всё остальное будет дано Моше . Да и зачем воспринимать слово "пророчество" так однобоко? Пророк - не гадалка, чтобы механически вещать о будущем; да и будущее не может быть полностью предопределено, ибо оно зависит от нашего выбора . Пророки даны народу для того, чтобы наставлять его и предлагать ему пути существования и развития . Величайшим из пророков мы полагаем Моше, а ведь его Книга содержит в основном законы, поучения и исторические очерки... Отчего бы не отнестись к пророчеству Яакова, как к наставлению?

2. Модель государства будущего

Деление евреев на колена привело к возникновению многих проблем. Междоусобные войны и вендетты, о которых говорит книга Судей; распад еврейского государства надвое, о котором повествует книга Царств... Почему же Тора относится к нему не как к пережитку, не как к недостатку, который нужно изжить, - а как к священной реликвии? Моше по велению свыше расставляет весь кочующий Израиль вокруг Мишкана по принадлежности к коленам, и каждое колено должно находиться на своём месте . По видимости, у каждого колена - своя отдельная функция.

Примечательно, что, хотя с евреями вышло из Египта множество неевреев, пожелавших разделить судьбу с еврейским народом, в схеме организации становища нет для них особого места, а в переписи населения - особой строки; из этого мы можем заключить, что неевреи, ставшие евреями, были распределены по коленам Израиля . По какому принципу? Очевидно, по склонности к той или иной функции.

Таким образом мы можем придти к выводу, что колена Израиля - профессиональные структуры, подобные в чём-то средневековым гильдиям ; и что "благословение Яакова" - на деле распределение задач между коленами, а следовательно - определение структуры еврейского общества, а впоследствии - еврейского государства .

Поразительная чёткость определений выявляется, как только начинаем смотреть на "благословение Яакова" с этой точки зрения. Никакого тумана не остаётся: например, фраза о том, что Йеhуда "привязывает к лозе своего осла", определяет взаимоотношения между Йеhудой, Иссахаром (который назван "ослом") и Йосефом (который назван "веткой лозы"). Нет смысла показывать процесс расшифровки текста; ниже приведены функции колен и подтверждающие цитаты.

3. Фрактал

Моше, очевидно, знал истинный смысл благословения Яакова, потому что распределение колен в главе "Бамидбар" строго соответствует функциям, которые получили прародители колен от своего отца. Яаков перечисляет свойства колен по старшинству, от Реувена до Биньямина; мы же будем следовать распределению колен в главе "Бамидбар".

Наложение благословения Яакова из главы "Вайехи" на порядок колен в главе "Бамидбар" создаёт удивительную картину, полностью соответствующую нашим представлениям о метафизике мира.

В наших комментариях мы последовательно показываем мир как треугольную пирамиду - тетраэдр. В послепотопном человечестве верхняя точка этого тетраэдра - Ноах: связь с надсистемой, основной задачей. Благословение Ноаха своим сыновьям разделяет функции между ними: Шем (этика) определяет курс, Яфет (эстетика) работает в шатре Шема, а Хам (энергетика) обеспечивает условия их работы.

Как же может выглядеть более детальная структура общества - например, государства?

В Торе постоянно прослеживается принцип фрактальности : структуры, части которой подобны всей структуре. Так, например, Мишкан разделяется на семь частей, каждая из которых также разделяется на семь частей, и так далее.

Присмотревшись к благословению Яакова, мы видим такую же структуру. Задачи Шема, Хама и Яфета являются сверхзадачами (надсистемами) для ведомств, в каждом из которых есть свои Шем, Хам и Яфет. Точно так же подразделяется и ведомство, соответствующее Ноаху.

Причудливый шифр, которым записано благословение, использует для каждого ведомства свою образную систему. Так, Йеhуда, Иссахар и Зевулун лежат : Йеhуда "улёгся, как лев", Иссахар - "осёл жилистый, лежащий между стойлами", а Зевулун раскинулся "у берега кораблей, с бедром на Сидоне". Дан, Ашер и Нафтали описаны работниками : Дан "судит свой народ", Ашер "готовит царские блюда", Нафтали "поставляет высказывания". Реувен, Шимъон и Гад что-то разрушают : Реувен "оскверняет ложе", Шимъон "оскопляет вола", а Гад "режет пятки" . Наконец, Эфраим, Менашше и Биньямин описаны ключевыми словами, связанными с вечным, запредельным : Йосеф благословляется бездной , а Биньямин пожирает вечность .

4. Схема построения еврейского государства по Яакову

Можно проиллюстрировать благословение следующей схемой :

Пять лагерей-станов соответствуют пяти основным сферам общественной деятельности Израиля:

ЗАПАДНЫЙ стан (Йосеф [Эфраим и Менашше], Биньямин): СВЕРХЗАДАЧА (образование, наука, искусство/культура).
ВОСТОЧНЫЙ стан (Йеhуда, Иссахар, Зевулун): УПРАВЛЕНИЕ (власть, законодательство, дипломатия/торговля с внешним миром).
СЕВЕРНЫЙ стан (Дан, Ашер, Нафтали): ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (суд и правоохранительные органы, информация и связь, производство).
ЮЖНЫЙ стан (Реувен, Гад, Шимъон): СИЛА (финансы/ресурсы, армия, спецчасти/разведка).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ стан (Леви): ЦЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ (метафизика).

5. Управление: Йеhуда, Иссахар, Зевулун.

Не отойдёт скипетр от Йеhуды . Йеhуда - исполнительная власть. Но следующие слова - а законодатель пребудет между ног его - означают, что законодатель - не Йеhуда, а другой . Кто же? В том же абзаце Йеhуда привязывает к лозе своего осла . Значит, "между ног" его - осёл, на котором он едет. Это - Иссахар: Иссахар - осёл жилистый . Законодательная власть несёт на себе исполнительную. Какие принципы руководят законодателем? Любовь к спокойствию (порядку в стране) и любовь к стране как таковой: увидев, что отдых - хорошо, а земля - приятна, он подставил спину для груза и стал платным работником . Труд законодателя оплачивается, но он сопряжён с ответственностью и тяжёлой работой, и только те, кто готовы тяжело работать, годятся в законодатели.

Наш текст не говорит ничего о способе стать Иссахаром-законодателем, или Йеhудой-правителем: на первом этапе развития народа принадлежность к колену передаётся по наследству. Структуру, описанную здесь, можно сохранить даже в случае, когда колено выбирает себе сам человек согласно склонностям и умениям. Цель благословения - не охарактеризовать государство как (к примеру) демократическое или недемократическое, а обрисовать основные институты его и отношения между ними.

Обратим внимание, что законодатель-осёл-Иссахар привязан к лозе, которая (как мы увидим) символизирует Йосефа - носителя основных ценностей народа. Законы не могут противоречить основным ценностям, которые служат подобием конституции - но определяет их академия, а не законодатели.

О Йеhуде сказано: его рука - в тылу врагов . В тылу врага, как мы увидим, находится Гад - "спецназ", особые части. Они должны подчиняться правительству напрямую, быть "рукой" Йеhуды.

Каковы границы Йеhуды? Сказано: до тех пор, пока не придёт шилó , и ему присуще почитание народов . О загадочном шилó сказано многое , и толковалось это слово по-разному. В нашей интерпретации предлагается понимать его от корня ШЙЛ/ШУЛ "граница, обочина" (ср. шулайим "края", часто встречающееся в Торе). Граница полномочий Йеhуды - общение с другими народами. Это - задача Зевулуна, который у берега морей обоснуется, и он же - у берега кораблей, с бедром на Сидоне .

6. Повседневность: Дан, Ашер, Нафтали

Дан будет судить свой народ - как одно колено Израиля . Таким образом, хотя внутри колен возможен свой механизм профессионального, товарищеского суда, для Дана колена не различаются. Он представляет собой базисную услугу - справедливый суд для всех.

Примечательно, что суд - не орган власти, а именно услуга (вспомним все проблемы, происходящие в современном Израиле оттого, что суд присваивает себе полномочия власти). В каких же отношениях состоит Дан с тетраэдром управления?

Да будет Дан змеёй на дороге, змейкой на пути - которая кусает пятки лошадям, чтобы всадник падал назад .

Фраза в высшей степени загадочная - но нам она напоминает всадника из предыдущего тетраэдра - Йеhуду верхом на Иссахаре-осле.

Примечания:

Берешит /Бытие/ 49,1-28.
О котором см. "Маасэ-Решет", гл. "Ахарей мот" . К такому же выводу приходит и р. Хизкия бен Маноах ("Хизкуни").
Вопрос, почему всего этого нет в пророчестве Яакова, задаёт уже р. Бахья бен-Ашер (1255-1340), но ответа не даёт.

Третий из великих ветхозаветных патриархов, Иаков появился на свет вторым, держась за пятку своего брата-близнеца Исава - знак того, что он должен будет занять его место. Старший брат Исав стал охотником, человеком полей, а младший - Иаков вел оседлую жизнь. Их соперничество воспринималось христианской теологией как символ конфликта между Церковью и Синагогой, то есть, между христианством и иудаизмом.

История Иакова была предметом изображения в искусстве разных эпох. Художники брали из нее сюжеты как для отдельных сцен, так и для циклов картин.

Можно выделить четыре основных сюжета истории Иакова:

- Украденное первородство и благословение;
- Лестница Иакова;
- Иакову Лавана, Лия и Рахиль;
- Иаков, борющийся с Ангелом.

"Исаак благословляет Иакова"
(гравюра Юлиуса фон Шнорра)


Украденное благословение (Быт., 25: 19 - 34; 27; 28: 1 - 5).


Иаков не только обманом (за чечевичную похлебку) завладел правом первородства Исава, ему также удалось, по наущению матери - Ревекки , лишить Исава отцовского благословения. Когда Исаак был стар и почти слеп, он послал Исава наловить дичи и приготовить ему еды, "чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру". Ревекка подслушала этот наказ и сказала Иакову, чтобы он, пока Исав отсутствует, занял его место, дабы получить благословение. Она обрядила Иакова в одежды Исава и обернула его руки и шею козлиной кожей, так как "Исав... человек косматый". Она приготовила еду и Иаков отнес ее отцу. Исаак был, видимо, очень стар и дряхл, раз попался на такую простую уловку - он по ошибке благословил Иакова вместо Исава.
Раз данное благословение не могло быть взято назад, и Иаков бежал от гнева брата, найдя убежище у своего дяди Лавана , брата Ревекки в Харране в Месопотамии.

Этот сюжет часто встречается в европейской живописи XVII века. Обычно Исаак изображается приподнявшимся на постели, Иаков стоит перед ним на коленях. Позади Иакова, положив ему руки на плечо, стоит Ревекка. Сцена может изображаться в интерьере европейского дома. Вдалеке на заднем плане порой изображается Исав с охотничьими собаками, или он входит в комнату с телом молодого оленя на плечах.

"Благословение Исааком Иакова"
(Бартоломео Эстебан Мурильо)

"Благословение Иакова"
(Ассерето Джоаккино)

"Благословление Исаака"
(Говерт Флинк)

Мозаика в кафедральном соборе Монреале
(Сицилия, XII век)

Лестница Иакова (Быт., 28: 10 - 22).


Остановившись на ночлег по пути в Харран, Иаков взял несколько камней, сделал из них изголовье и лег спать. Ему приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вверх и вниз сновали ангелы. Сверху к нему обратился сам Бог, обещая отдать ему и его потомству землю, на которой он лежал. Проснувшись, Иаков соорудил из камней колонну, возлил на нее елей и нарек это место Вефиль - "Дом Божий".

Этот сюжет впервые появляется в раннем христианском искусстве и с тех пор получает широкое распространение. В Средневековье он считался символом Девы Марии, через которую достигалось единение неба и земли. Вершина лестницы обычно упирается в край облаков, с которых вниз взирает Бог. Иаков лежит спящий у ее основания, под головой у него большая каменная глыба.

"Лестница Иакова"
(икона)

"Лестница Иакова"
(Мозаика, Сицилия, XII век)

"Сон Иакова"
(Мурильо)

"Лестница Иакова"
(Караваджо)


Иаков у Лавана, Лия и Рахиль (Быт., 29: 9 - 30; 30: 28 - 43; 31: 17 - 55; 33: 1 - 11).

Неподалеку от Харрана Иаков повстречал Рахиль , пришедшую со своим стадом овец к колодцу. Он отвадил камень от устья источника (этот эпизод часто изображался художниками) и напоил овец Лавана.
У дяди Иакова Лавана были две дочери, приходящиеся, таким образом, двоюродными сестрами Иакову, - старшая, Лия , слабая глазами, и Рахиль, которая "была красива станом и красива лицом". Иаков подрядился служить Лавану пастухом в течение семи лет за Рахиль, которую он пожелал взять себе в жены. Но спустя семь лет на свадьбе Лаван подменил Рахиль своей старшей дочерью Лией и потребовал от Иакова еще семь лет работы, прежде чем он получит Рахиль.

В качестве оплаты Лаван согласился отдать Иакову всех пятнистых овец и коз, которые появятся в его стаде. Хитрый Иаков взял ветви деревьев, частично срезал с них кору и положил перед скотом в местах водопоя. И как по волшебству животные стали приносить пятнистое потомство.

Разбогатев таким образом, Иаков тайно оставил Лавана и отправился в Ханаан с обеими своими женами - Лией и Рахилью, детьми и всем своим имуществом. Уезжая, Рахиль похитила отцовских идолов - маленьких фигурок, бывших его "домашними богами". Когда Лаван обнаружил пропажу, ринулся в погоню, нагнал беглецов и учинил обыск. Но Рахиль спрятала идолов в седле верблюда и сама села на него, сказав отцу: "Да не прогневается господин мой, что я не могу встать перед тобою; ибо у меня обыкновенное женское".

Эта сцена получила широкое распространение в живописи. Лаван и Иаков мирятся перед расставанием. Под конец своего путешествия Иаков выбрал лучшее из своих стад, чтобы послать Исаву в качестве примирительного дара. Он изображается коленопреклоненным перед Исавом, а позади него - все его семейство и слуги.

"Иаков и Рахиль"
(Пальма Старший)

"Встреча Иакова и Рахили"
(Уильям Дис)

"Рахиль и Лия"
(Данте Габриэль Россетти)

Иаков обвиняет Лавана в том, что он дал ему в жены Лию вместо Рахили

"Примирение Иакава и Лавана"
(Пьетро да Кортона)

"Встреча Иакова и Исава"
(Франческо Хайес)

Иаков, борющийся с ангелом (Быт., 32: 22 - 32).

На пути в Ханаан Иаков пришел к броду через Иавок, являющийся притоком Иордана. Переправив свой караван через реку, он остался один, и "боролся Некто с ним, до появления зари". Этот "Некто", будучи не в состоянии одолеть Иакова, коснулся его бедра, которое с тех пор так и осталось поврежденным. Иаков потребовал, чтобы тот благословил его, прежде чем он его отпустит. Противник Иакова так и сделал, сказав: "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь".

Это таинственное событие интерпретировалось на много ладов - на языке религии, мифологии и фольклора. В раннем христианском искусстве антагонистом Иакова был сам Бог, позднее он стал изображаться в виде ангела - их борьба символизирует христианскую духовную борьбу здесь, на земле. В средневековом искусстве противником Иакова иногда изображается демон, что означает поворот темы в русло аллегорической борьбы Добра со Злом. Она также считалась еще одним примером конфликта христианства с иудаизмом - высохшее бедро Иакова символизировало евреев, не распознавших Мессию в Христе.

Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так.

При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет (), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по (сн. ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, ).

. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

«Тул» или «колчан», у LXX: φαρέτρα , Vulg:. pharetra; но в таргуме Онкелоса – saif, меч. Евр.: teli , от talah, «вешать», приложимо к тому и другому (что-то повешенное).

. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Имея в виду благословить Исава, как первородного (ст. 1) и притом любимого за услужливость (), Исаак выражает естественное желание вкусить блюда, приготовленного рукою его любимца, в знаменательный для последнего день; нельзя сказать с некоторыми толкователями, будто самое благословение Исаак ставит в зависимость от удовлетворения своего каприза.

Противоположная деятельность Ревекки и Иакова

. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

Как в намерении Исаака выразилось чрезмерное проявление его человеческой воли, так это еще более выступает в действиях Ревекки. То обстоятельство, что Ревекка знала и помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» (), конечно, делает понятною ее уверенность в благоприятном исходе предпринятого ею дела – даже до готовности подвергнуться проклятию (ст. 13), но не придает действиям ее характера законности, как не оправдывает и обмана Иакова факт продажи ему первенства Исавом. И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твердой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования.

Рус. «принести» – евр. le-habi; но слав. «отцу своему» перев. греч. τῶ πατρὶ αὐτοῦ : LXX вм.: le-habi читали – le-abiv , «отцу своему».

. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред моею.

Эти слова не приведены в речи Исаака, но совершенно уместно вставлены в повторении речи его Ревеккою: Исаак именно именем Иеговы хотел благословить Исава (и благословил Иакова) и передать духовное наследие Авраама пред лицом Божиим.

. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

В разговоре с матерью Иаков не скрывает понимания, что собирается сделать именно ,только, соответственно уровню своего нравственного развития, рассматривает обман не по его нравственной ценности, а со стороны его внешних невыгодных последствий для себя.

. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

В готовности Ревекки принять проклятие на себя слышится горячая, нежная и самоотверженная любовь ее к младшему сыну; может быть, впрочем, надеялась она и на известную ей кротость Исаака.

. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

Особенно богатая одежда у Исава могла быть отличительным знаком его первородства (в такой одежде первенцы могли совершать и домашнее богослужение, жертвы и под.).

. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

Шерсть коз на Востоке отличается особенною нежностью; обман Иакова тем легче мог удаться.

Приход Иакова к отцу и благословение его последним

. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

Рус. «вошел», евр. jabo; слав. «внесе» – по-греч. ἐισήνεγκεν . Исаак обставил предстоящее благословение тайной, и с большой недоверчивостью встречает Иакова: спрашивает об имени его (18 ст.), о причине скорого возвращения (20 ст.), предлагает поцеловать себя, вероятно, с целью осязать Иакова (26 ст.).

. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

Выдавая себя за Исава, Иаков допускает обман, греховность которого отягчается еще последующим призыванием им имени Божия (ст. 20). Неизбежным, по праведному суду Божию, последствием обмана Иакова были тяжкие испытания последующей жизни Иакова.

После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего (), Исаак приступает (ст. 27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, ст. 23, – простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. ). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: ἀγροῦ πλήρους , Vulg:. agri pleni, слав:. «нивы исполнены» ; рус:. "поля" , по-Евр: sadeh. Поле – Ханаан.

. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!

Роса – первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке (; ). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины ( и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием (), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде (; ); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но, в отличие от последних, не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему ().

О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной... Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83).

Скорбь Исава и благословение его

. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благословением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту , «кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?» (Бес. на , с. 569). По раввинам, Исав пришел непосредственно после выхода Иакова.

Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст. 19) Иакова (в евр., LXX и в слав. глагол: встать здесь – в 3-м л., а в 19 ст. – во 2-м).

. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Вместо ожидаемого негодования на обманщика, Исаак трепещет вследствие ясного ощущения, что случившееся произошло по допущению силы Божьей. Это сознание в связи с присущею патриархальному времени верою в непреложность отеческого благословения побуждает Исаака оставить всякую нерешительность и твердо заявить об Иакове: «я благословил его, и он будет благословен» , тем он приводит Исава в возбужденное состояние жгучей скорби и напряженной мольбы.

. Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма громкий вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таинственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен поставлять благословение в зависимости от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, раз данное, неизменным).

. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

«Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходила от предков к потомкам, – что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени» (м. Филарет, Зап. на кн. Бытия 2,35).

Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: «раб и все принадлежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава» (Beresch. rabb., s. 323).

. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства – при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχθέντος ), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его – в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие – лишь в степени политической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, ).

. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

«Жить мечем» – жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, – такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (; ), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» – по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то едом сверг с себя иго его», – и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.

Побуждения к бегству Иакова

. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Исав возненавидел Иакова тайною, коварною ненавистью (со временем, однако он забыл обиду, причиненную ему Иаковом, ), но из почтения к отцу решает отложить мщение до ожидаемой смерти его.

. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;

и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран,

и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?:

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Намерение это он высказал и открыто, о чем узнала Ревекка и предусмотрительно отсылает Иакова в Харран к Лавану (на «дни некие», т.е. немногие), лишь самому Иакову открывая смысл этого путешествия (ст. 42–45), а Исааку указывая другую причину – в отыскании невесты из родственной семьи (ст. 46). Так «Бог вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына» (святой Иоанн Златоуст, с. 579).

Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни (Быт. 49:1). Ради Иосифа, пришедшего к отцу, и ради отца, близкого к смерти, сыновья Иаковлевы собрались в тот день, и пришли в дом отца, так как они жили не в одном доме, но каждый особо. Иосиф сидел, его окружали братья и ждали, но не столько того, чтобы приять благословение или проклятие, но чтобы узнать, что срящет их в последния дни (Быт. 49:1).

Тогда Иаков отверз уста свои и сказал: «Рувим, первенец мой, ты крепость моя и начаток силы моей». Из этого можно догадываться, что Иаков восемьдесят четыре года пребывал в девстве, пока не взял себе в жены Лию. Ты крепость моя и начаток силы моей (Быт. 49:3). Это значит: ты сын моей юности, а прочие братья твои рождены от останков крепости и сил юности моей. Или следующее: если бы подобен ты был мне, то по праву первородства принадлежала бы тебе лучшая часть. Разлился, яко вода , которая, оставляя орошаемое ею, напояет другую землю (Быт. 49:4). Из сказанного: разлился, яко вода , - можно с вероятностью заключать, что у Рувима была жена, но он оставил её и, не томимый жаждой, возжелал пить украденные воды. Ты разлился, яко вода ; но не постоишь , то есть в числе колен. И посему-то Моисей, благословляя колено Рувимово, говорит: «Да живет Рувим, и да не умрет , и да будет в числе братии своих (Втор. 33:6). Возшел бо еси на ложе отца твоего ». Вероятно, Рувим вошел к Валле, когда она спала, и потому Валла не проклята вместе с ним. Подлинно, осквернил еси постелю (Быт. 49:4) мою гнусным делом, какое совершил на ложе (или под именем ложа разумеется жена).

После Рувима Иаков обращается к братьям его и говорит: «Симеон и Левий братия (Быт. 49:5), сосуды гнева по природе своей», имея в виду тот тайный умысел, какой составили: обрезать и потом умертвить Сихемлян, о чем Иаков не знал. В собрании их , когда вошли они в Сихем, чтобы истребить жителей мечом, не утратил я славы моей (Быт. 49:6), потому что Бог навел страх на окрестные народы и, когда ожидал я себе от них погибели, сохранил меня от посрамления, какому подвергнуть меня имели они и силу, и желание. Во гневе своем избиста человека (Быт. 49:6), но не по справедливости, ибо надлежало умертвить одного Сихема за посрамление сестры их, а не жителей целого города. По собственному произволу разорили стену (под стеной разумеются городские дома). Проклята ярость их , потому что ожесточилась против Сихемлян. И гнев их, яко ожесточися (Быт. 49:7), ибо с того времени, как Сихемляне убеждали сынов Иаковлевых отдать сестру в замужество Сихему, до тех пор, как они совершили над собой обрезание и терпели от этого болезнь, прошло много дней. Но в продолжение всего этого времени ярость Симеона и Левия не укротилась. Разделю их во Иакове , то есть отделю одного от другого. После проклятия не будут иметь они того единодушия, какое имели до проклятия. Ибо единодушны были, когда, не сообщив братьям своего намерения, пошли отмстить за посрамление Дины. Разделю их во Иакове , то есть между сынами Иакова, и разсею их во Израили (Быт. 49:7), то есть между сынами Израиля. Доказательством их разделения служат Замврий из колена Симеонова и Финеес из колена Левиина. Как Левий и Симеон сговорились убить многих ради жены, так после проклятия Финеес за жену убил потомка Симеонова вместе с женой. И Бог не только разделил Симеона и Левия в образе мыслей, так что не принесло им пользы прежнее единодушие, но и рассеял оба эти колена между прочими коленами. Рассеял колено Левиино, так что во всех коленах имело оно наследие. И Левию не дано особенного участка, как прочим братьям. И потомки Симеоновы, поскольку участок Симеонов был мал, должны были выселяться и жить на пределах наследий прочих братьев.



за то, что удержал братьев своих от пролития крови Иосифовой. Если бы не дал ты совета оставить Иосифа живым, то не произошли бы от него два колена и прочие колена погибли бы от голода. Итак, поскольку предохранил ты братьев своих от греха убийства и от голодной смерти, то тебе похвалят братия твоя за эти два дела. Ибо твоей рукой избавлены они от того и другого. Руце твои на плещу враг твоих (Быт. 49:8). Этим обещаются победы царству Давида, который произошел от Иуды. Обещается, что Давид покорит все народы от моря до реки Евфрата. От убиения, сыне мой, возшел еси , то есть или уклонился от убиения Фамари и двух её сынов, или не согласился на убийство Иосифа. Преклонил колена, возлег в своем наследии не как старый лев, но яко скимен - молодой лев, который ничего не боится. Сказанное: возлег… яко лев , можно понимать и о наследии, полученном Иудой, то есть никто не возможет отнять сего наследия у Иуды (Быт. 49:9). Но Иаков говорит о царстве, которого никто не мог отнять у колена Иудова, хотя и было оно угнетаемо и уничижаемо, потому что царство сие в колене сем блюлось для Господа царства. И, давая разуметь, что говорит о царском достоинстве, которое от Иуды по преемству должно перейти ко Господу, а не о колене Иуды, Иаков присовокупляет: не отнимется скипетр , то есть царь, и истолкователь, то есть пророк, предрекающий будущее, дондеже приидет , не Давид, которого возвеличило царство, но Иисус, сын Давидов, Который есть Господь царства. Так, не отнимется царь и пророк от дома Иудина, (Быт. 49:10). Если не так, то пусть покажут мне, что и до Давида были цари, происходившие от Иуды и сохранившие царское достоинство для Давида. Если же прежде Давида не было ни одного царя из колена Иудина, то очевидно, что Давидом и сынами его передавалось и сохранялось царство Сыну и Господу Давида, Который есть Господь царства. И хотя, начиная со слов: Иудо, тебе похвалят братия твоя , - и до слов: не отнимется скипетр и истолкователь , - пророчество это можно прилагать к Иуде и к царству Давида и сынов его, потомков Иудиных, то, начиная со слов: дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство , и все прочее, действительно должно прилагать к Сыну Божию, а не к Давиду и к сынам его, потомкам Иудиным. Сказанное: дондеже приидет, Кому принадлежит царство , - дает разуметь, что все прежде бывшие цари были только царскими местоблюстителями, то есть по преемству передавали царское достоинство, не составлявшее их собственности. И Той чаяние языков , то есть Церкви из язычников.

Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего (Быт. 49:11). Лозой называет синагогу, как называет её и Давид (Пс. 79:9–16). Сказано: Привязуяй к лозе жребя свое , потому что царство Его привязано было к синагоге и ей было передаваемо. То же сказано и ранее: не отнимется скипетр от Иуды, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство . А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что передано было Иудеям в образах, то есть когда Господь входил в храм в Иерусалиме, то вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: обрящета жребя привязано… отрешша е, приведита: И аще кто вама речет: что творита сие; рцыта, яко Господь требует е (Мк. 11:2–3). Исперет вином одежду свою , то есть кровью Своей омоет тело Свое, и кровию гроздия одеяние Свое , то есть кровью Своей омоет плоть, которая была покровом Божества Его. Радостотворны очи Его паче вина , потому что истина помышления Его светлее чистого вина. И белы зубы Его паче млека , потому что прекрасно и чисто учение уст его (Быт. 49:12).

Иссахар , муж крепкий, почивая посреде пределов (Быт. 49:14). Это - Гедеон, который через послов призывает всех на поражение Мадианитян, с тремястами мужей укрепляется и нападает на многочисленный стан неприятельский, в котором были тысячи и тьмы. И видев покой , то есть место наследия его, яко добре, и землю, яко тучна , потому что текла медом и млеком. И хотя наследие его было не лучше наследия других колен, но Иссахар превзошел других благодарностью. Подложи рамы свои в рабство - не язычникам, но Богу; и бысть раб (Быт. 49:15) для приношения дани, то есть для приношения Левииным сынам десятины из стад и земных произведений.

Завулон при мори вселится , то есть при морских пристанях; и той на пристанищи кораблей , то есть будет заниматься торговлей, перевозя свои произведения на кораблях. И предел его до Сидона (Быт. 49:13), который также при море.

Дан судити имать люди своя . Это - Самсон, который двадцать лет был судьей Израильским. Яко един из племен Израилевых , то есть как один из братьев своих, свободных сынов Иакова. Будет Дан змий над землей, то есть на местах гористых, и уподобится змеям, водящимся в пустынях Синайских, которые поднимают голову свою из земного праха. Василиск на распутии , то есть как идущие по бездорожью боятся горных змей и идущие по проложенной дороге боятся василисков (аспидов), скрывающихся при путях, так Филистимляне будут бояться Самсона, пойдут ли по проложенной дороге или по местам, где нет пробитой стези. Угрызая пяту конску, и падет конник вспять (Быт. 49:16–18) от голода, какой был у Филистимлян, когда Самсон лисицами пожег их нивы. Голод сей подавит их, как конь давит всадника. Не имея хлеба, они падут. И поскольку нет у них надежды, уподобятся упавшим навзничь. Ждал я спасения Твоего, Господи (Быт. 49:18). Или Филистимляне ожидали себе спасения от Господа, когда был у них кивот (ковчег Завета), взятый ими в плен; или говорится это о сынах Дановых; или Иаков разумеет весь Израиль, научая этим, что все, бывшие их спасителями, служили только образом того великого избавления, какое для всех народов совершится истинным Спасителем Иисусом.

Гад выйдет со множеством воинов ; разумеются те сорок тысяч вооруженных, которые шли впереди следовавших за ними шестисот тысяч с детьми, женами и стадами своими. И той повлечет пяту (Быт. 49:19), то есть весь сонм повлечется за ним, как пята.

Асир , земля его добра (Быт. 49:20). Это значит то же, что сказано Моисеем: Асир омочит в елей ногу свою (Втор. 33:24), вероятно потому, что земля его была обильна. И той даст пищу князем (Быт. 49:20); разумеются чистый елей и лучшие вина в наследии Асировом.

Неффалим , скорый вестник , не только слышанное передающий, но и от себя произносящий прекрасные речи (Быт. 49:21). Это - Варак, пославший добрую весть ко всем, бежавшим от силы и крепости Сисары.

Сын воспитания Иосиф , потому что с детства получил хорошее воспитание. , потому что огражден был Богом по великой надежде на Бога. Огражден был также первородством, царским достоинством и братьями. Огражден, как источник, двумя сынами, с той и другой стороны. Взошел на стену , то есть достиг высоты добродетели. Ополчились на него, противостали ему владыки сонмов , то есть родоначальники колен. Иные читают: мужи разделения (Быт. 49:22–23). Но смысл тот же, ибо братья его были сынами разделения; они противостали ему и продали его Египтянам. Обратился лук его в крепости , потому что сделался он господином и владыкой братьев своих. И разслабеша… мышцей рук его . Хотя лук крепок, но если нет силы в мышцах, то крепость лука бесполезна. Так и Иосиф имел власть предать смерти братьев, но не было у него гнева, изображаемого здесь силой мышц; мышцы рук его ослабли от любви. Рукою сильнаго Иакова (Быт. 49:24), то есть ради Бога, Который был с Иаковом, ради имени грядущего Пастыря, Который путеводил их в пустыне и всему Израилю давал хлеб с неба и воду из камня; Бог отца твоего поможет тебе в брани с врагами, потому что не стал ты мстить сынам отца твоего. И Бог всемогущий благослови тя благословением небесным свыше , то есть обильной и всегдашней росой и изливающимися свыше благопоспешениями ежегодным произведениям земли. Благословениями бездны долу лежащей . Хотя все сотворено из ничего, но облака, как сказали мы выше, произошли из бездн, и премудрость Божия, как воды в безднах (по причине их великого собрания) осолила, чтобы они не портились, так воды в облаках соделала сладкими, чтобы напояли они людей, животных, травы и все прозябения. Итак, благословения небесные - дождь и роса, а благословения бездны - реки и источники, орошающие наследие Иосифа. Благословения… сосцев и ложесн (Быт. 49:25): любвеобильные благословения, какими матерь благословляет сына своего, когда вкушает он млеко из сосцов её, и исполненные любви благословения, какими отец благословляет любимого им сына от полноты любви своей. Благословения отца твоего… преодоле паче благословения отцов моих, то есть благословения, какими благословляю тебя, паче (сильнее) тех, какими благословлен был я. Ибо тебя благословляет по вере отец, который видит тебя, а я приял благословение по вере под именем другого. В то самое время, как отец давал мне господство над братом, делал меня рабом брату. Поэтому мои благословения паче благословений отца моего, если не по силе, то по любви. Даже до упования холмов вечных , то есть паче и тех благословений, какими благословил меня Исаак, который сам приял благословение на горе и на высоте, где приносим был в жертву. Будут на главе Иосифове (Быт. 49:26): как теперь среди Египтян Иосиф - похвала и слава братьев, так и впоследствии будет он их венцом и воцарится над братьями в наследии их. Вениамин волк хищник , в ожидании добычи, скрывающейся среди наследия своего: рано яст добычу во время того избавления, какое будет им от Аравитян, от Сеннахирима и от народа Гог. И вечером разделит похищенное (Быт. 49:27), то есть во время мира в Иерусалиме разделит с коленом Иудиным, живущим с ним вместе, ту добычу, какую похитил в стане исчисленных ранее народов.

Доселе говорили мы о благословениях Иакова в смысле буквальном; теперь скажем о них в смысле духовном. Говоря о них в смысле буквальном, не сказали мы, сколько надлежало, и говоря в смысле духовном, не скажем также, сколько должно. Недостаточно сказанное нами в смысле буквальном, еще недостаточнее будет, что скажем в смысле духовном.

Рувим… крепость моя и начаток силы моей (Быт. 49:3), разлился, яко вода, и не постоишь . Как сей первенец Иакова проклят был за преступление свое правдивым Иаковом, но проклятие снято было Моисеем, потомком Иакова, так Богом определена Адаму смерть за преступление заповеди, но пришел Сын Божий и обетованием воскресения Адаму отменил определение суда, изреченное ему при исшествии из рая.

Симеон и Левий братия (Быт. 49:5), сосуды ярости. Они - образ сатаны и смерти. Симеон и Левий в гневе истребили город и по жажде корысти расхитили имущество Сихемлян. Сатана по зависти подверг смерти весь мир скрытно, как и те избили Сихемлян явно. И смерть с такой же яростью возобладала телами всех, с какой Симеон и Левий овладели имуществом убитых Сихемлян. Но ныне тех, которые тайно умерщвлены грехом, воскрешает Евангелие Господа нашего, и мертвецов, над которыми возобладала мучительная смерть, воскрешает благословенное обетование Сына Божия.

Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших недалеко от пророков. И как предел его даже до Сидона (Быт. 49:13), так к народам сим близок грех, представленный в образе Сидона. Сюда относятся слова пророка: И что вы Мне, Тире и Сидоне? (Иоил. 3:4).

Иссахар , муж крепкий, почивая посреде стезей , изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна (Быт. 49:14), то есть видит, что Церковь Его добра и обитель Его свята, и подклоняет выю Свою под крест, и соделывается Искупителем от грехов.

Дан судити имать люди своя, яко и едино (Быт. 49:16) из колен. Если потомки Дана судили народ свой, то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды и Кому принадлежит Царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поскольку спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены, то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: «Ждал я спасения Твоего, Господи».

Гад выйдет со множеством (Быт. 49:19): сказано это о сорока тысячах вооруженных, которые шли впереди сынов Израилевых. В действительности же это - двенадцать апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника и исхитить у него народы, бывшие у него в рабстве.

Асир , земля его добра, и той даст пищу князем (Быт. 49:20). Это Церковь, которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не только царям, но и всему воинству, сопровождающему царей.

Неффалим скорый вестник, произносящий прекрасные речи (Быт. 49:21). Когда Господь учил в пределах Завулоновых и Неффалимовых, тогда слышавшие Его принесли весть и повторяли доброе слово: «Вот Тот, Кого мы ожидали».

Сын воспитания Иосиф (Быт. 49:22). Как Иаков вместо первенца своего Рувима имел опорой Иосифа, так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорой мира в конце его, потому что на Нем, как на столпе, утверждается и стоит весь мир. Взыди источник, здание огражденное братьями и сынами. И мир силой Господа нашего ограждают пророки и апостолы. Иосиф послужил стеной братьям, насытив их во время голода. Господь наш стал мысленной стеной для мира, предавшегося заблуждению. На Иосифа восстали родоначальники колен, на Господа же нашего восстали князи народные. Обратился лук его в крепости , потому что и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих. Разслабеша мышцы рук его , потому что тот и Другой не изощряли и не метали стрел в братий своих. Рукою сильнаго (Быт. 49:23–24), то есть ради имени Самого Сына, Который у апостола назван камнем, следовавшим за Израилем в пустыне (1 Кор. 10:4).

Вениамин волк хищник (Быт. 49:27); это - Павел, который был волком для волков и исхитил души из власти лукавого. Вечером разделит похищенное , то есть при конце мира примет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои.

Глава 50

Иаков, благословив сынов своих, умер ста сорока семи лет. Иосиф пришел со старцами Египетскими и со всеми домочадцами отца своего и погребли Иакова со отцами его. Потом Иосиф и все бывшие с ним возвратились в Египет. Братья боялись Иосифа и говорили: «Отец твой закля прежде кончины своея сказать тебе: "Прошу тебя, остави… неправду и грех братьям твоим, яко лукавая тебе показаша"». И плакася Иосиф: «Не бойтеся (Быт. 50:16–17, 19) меня. Хотя отец ваш и умер, но жив Бог отца вашего. Ради Него не сделаю вам никакого оскорбления, потому что умышленное вами зло обратил мне Бог в добро и вручил мне многочисленный народ. Посему не сделаю обиды тем, которые были причиной, что спасена жизнь многих. Но как я не оставлял вас без попечения в Египте, так и вы не оставляйте костей моих в Египте». И заклял их, говоря: «Посетит вас Бог, и изведет вас… в землю, о нейже клятся… Аврааму… совознесите и кости моя… с вами . Если не наследую вместе с вами обетованного наследия, то вместе с вами воскресну» (Быт. 50:24–25). И скончася Иосиф… лет ста десяти… и положиша его в раце во Египте (Быт. 50:26).

Заключение

Бог, сотворивший все словом Своим из ничего, не предал этого письменам вначале, потому что ведению Адама открыто было начало всего. И ближайшие к нему роды научались сему от предков. Но когда все уклонились от Бога и находились в неведении о всех творениях Божиих, тогда Бог через Моисея предал сие письменам для народа Еврейского, потому что люди изменили природу, свидетельствующую о сотворении всех существ. Моисей написал в пустыне то, что уму Адама открыто было в раю.

От народов первых, которые знали это без письмен; от народа, принявшего это в Писании и уверовавшего; от народов последних, которые приняли Писание от народа Божия, и от тех, которые остаются еще при своих жертвах и не уверовали, - Богу и Христу и Духу Святому слава и честь, и ныне, и во все времена, и во веки веков! Аминь и Аминь.

Loading...Loading...