Еврпоатлантическая цивилизация. Контрольно-оценочные средства Каковы факторы единства евроатлантической цивилизации

1. Евро атлантическая Цивилизация

Англо-американская цивилизация (ЕЦ), которая в настоящее время состоит из 2-х частей - Европейский Союз (началась интеграция на англосаксонской основе - ЕС ) и Северная Америка (США , Канада) плюс Австралия. Центр тяжести, лидер США , но ЕС начинает борьбу за лидерство.

Весьма интересные мысли об этой стране можно прочесть у томского экономиста Михаила Муравьева : " Штаты – управление чужими капиталами, хай-тек, образ жизни, образ мысли".

Основные характеристики ЕЦ

Страны, входящие в данную цивилизацию Язык ВВП по ППС в трлн. долларов Население в млн.чел. ВВП на душу в доларах Террито-рия в тыс. кв.км. Плотность населения чел./кв.км.
Евроатлантическая Цивилизация (ЕЦ)
1 США англ. 14260 307.212 46417 9827 31
2 Европейский Союз англ. 14510 492.852 29441 4893 101
3 Канада англ., фр. 1287 33.487 38433 9985 3
4 Австралия англ. 819 21.262 38519 7741 3
5 Новая Зеландия англ. 117 4.213 27653 268 16
Итого 30993 859.026 36079 32714 26

Примечание.

1. Статистическая информация здесь и далее позаимствована с сайта "Страны Мира ".

2. ППС - паритет покупательной способности

Экономика

Пока, с экономической точки зрения, это наиболее успешная (доминирующая) цивилизация с имперскими амбициями.

США - организатор всемирной финансовой системы, построенной на единой мировой валюте (Единая Мера Стоимости c 1944 года по Бреттон-Вудскому соглашению, а с 1970 года разрывается связь доллара с золотом ) - "доллар, $", и выгодополучатель (бенефициарий) от этой роли. 70% всех международных финансовых операций осуществляется в $ ! Экономика на 50% носит виртуально-спекулятивный, а не реальный характер - финансы, ценные бумаги, страхование.

2 основные валюты, которые находятся во взаимодействии-конфронтации:

$ - Доллар - валюта ЕЦ и одновременно мировая валюта.

€ - Евро - региональная валюта Западной Европы. Сначала € даже начинало конкурировать с $, но в ходе развернувшегося мирового кризиса стало сдавать. Пока доллар, как был, так и остается основной валютой ЕЦ и всего мира.

Есть идея создать на базе доллара США, Канады и мексиканского песо единую валюту " амеро ". Но это более похоже на прожект, чем на проект.

Население

Населения Земли - 6.878 млрд.чел. Каждую секунду добавляется 2.58 человека на нашей Земле.

ЕЦ составляет 860 млн. чел., то есть 860/6878*100% = 12.5% .

Население США (307 млн.чел), составляющее 307/6878*100% = 4.46 % населения планеты, потребляет 40 % земных ресурсов. Отсюда и эксклюзивный уровень жизни (материальной, конечно, но не духовной).

Идеология

Либерально-буржуазная идеология, которая о писывается основными либеральными ценностями (liberty value):

Частная собственность и конкуренция - разделение людей, конкуренция за материальные блага, эгоизм,

Свобода,

Демократия,

Рынок и деньги

Конфессий много, но исходная белого населения : протестантское христианство - по преимуществу. Набирает вес католичество латинос, ислам черных и семитов, выходцев из Ближнего и Среднего Востока.

Классический, законченный образчик потребительской цивилизации, построенной исключительно на основе главенства рынка и юридического закона . Образцовая модель имитируемой демократии на основе качелей из 2 партий.

Основной символ ЕЦ - статуя свободы в Нью-Йорке: «Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы». Это перефраз (профанация) слов Христовых: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). ®

Это значит, что в ЕЦ СПАСИТЕЛЬ не Христос, а Идол свободы.

Агрессивные и небезуспешные попытки распространить свою идеологию и практику "рынка и демоправ человека" в мире, вызвала раздражение и отторжение других цивилизаций.

Инструменты тихой (ползучей ) агрессии - доллар как мировая валюта , деловой английский язык, голливудская кинопродукция, сетецентричные войны, фонды и агенты влияния, образование в USA and GB или по их стандартам, содержание за свой счет многих международных организаций.

Доллар, бумажный (ничем не обеспеченный кроме авторитета USA) - основа американского экономического могущества и благосостояния их граждан. Но он слабеет и потому понемногу стареет и хиреет империя Pax Americana. Это умирающая империя.

Кризис евроатлантической цивилизации - тщета погони за материальным счастьем

Все дело в том, что в Америке (в первую очередь) уже в последней четверти прошлого века произошло вырождение классического (реального) капитализма в спекулятивно-финансовый капитализм, в котором доходы и прибыля в значительной мере делают "из воздуха", то есть путем манипулирования (спекуляции) фиктивным капиталом. Финансовая система мира неизлечима больна, ибо доллар уже фикция.

Есть мнение, что лидер ЕЦ США могут в перспективе от 2020 до 2050 года просто развалиться под напором всемирного перманентного кризиса (политолог Игорь Панарин «Крах доллара и распад США», 2009г.) и межрасовых и межнациональных противоречий (американский исследователь Томаса Читтама «Крах США. Вторая гражданская война 2020», 1997г.).

С т.з. анонимных авторов "Проект Россия " США погибнут по той же причине, что и СССР - отсутствие (потеря) веры (идеалов и ценностей): СССР потерял веру в Коммунизм, а США теряет веру в Свободу и Демократию, как универсальный принцип организации социума.

А еще Европа (ЕС) сегодня (2010г) тоже по-своему "больной человек":

Финансовая система, основанная на € буквально трещит по швам и уже Польша вслед за Англией хочет отказаться от евро;

Южная Европа (Греция, Испания, Португалия и Италия) в кризисе и никаких миллиардов евро не хватит;

Европейцы отказываются от участия в боевых действиях в Афгане и отказываются от собственных вооруженных сил в пользу зонтика-НАТО;

Старение населения и возрастающее бюджетное бремя содержания этого населения;

ЕС отказывается от безвизового пространства с Россией и Украиной, а выходцы из стран африканского Магриба, все больше заселяют старушку Европу.

Объективно, с финансово-экономической точки зрения, США и ЕС - серьезные конкуренты, что, естественно, не способствует окончательной интеграции этой цивилизации.

Вряд ли ЕС развалится, но мирового центра силы не получается - США пока останется в роли единственного и главного лидера ЕЦ.

1. Военно-политическое сотрудничество стран.

2. Экономические отношения России с ЕС, состояние и перспективы.

3. Экономические отношения России с США, состояние и перспективы.

Говоря о военно-политическом сотрудничествеЕвроатлантической цивилизации с Россией, следует рассмотреть отношения Российской Федерации с НАТО. Так как «перезагрузка» российско-американского диалога неизбежно должна была повлиять и на взаимодействие по линии Россия – НАТО. Операция Североатлантического альянса в Афганистане наглядно показала ограниченные возможности западного лидерства в мире. Она способствовала тому, что отношения между Москвой и НАТО все больше ставятся в глобальный контекст и отчасти ориентируются на отражение общих угроз. Вместе с тем эти новые императивы сами по себе отнюдь не исключают появления новых причин для столкновения интересов, которые порождаются уже современной эпохой. Это, к примеру, п роблема ПРО в отношениях между Россией и НАТО, судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе после объявления в 2007 г. Москвой моратория на его соблюдение. Те проблемы, которые разделяли Россию и НАТО, со времени окончания холодной войны, в большей или меньшей степени продолжают влиять на их взаимоотношения и в период российско-американской «перезагрузки». Взаимное недоверие само по себе не снимается из-за прихода к власти в США нового президента – при всей его доброй воле в отношении России и его готовности снизить накал критики в ее адрес из-за определенных спорных сторон ее внутренней и внешней политики. НАТО – это не только инструмент американской гегемонии, это союз 28 государств – очень разных по своему потенциалу и влиянию, но при этом способных оказывать воздействие на повестку дня российско-натовских отношений. Необходимо помнить, что дискуссии внутри НАТО в период подготовки новой стратегической концепции альянса, ход обсуждения некоторых ключевых проблем российско-натовского сотрудничества свидетельствуют о том, что старый взгляд НАТО на Россию как на элемент, «посторонний» по отношению к НАТО-центристской системе безопасности, все-таки сохраняется. Насколько, как Вы думаете, осуществима идея «глубокого сближения» России с НАТО вплоть до возможного вступления, все более оживленно артикулируемая в западной экспертной среде и подхватываемая либеральными кругами в самой России? Как Вы оцениваете положение, что задача России – не пристраиваться к существующим и постепенно изживающим себя институтам, а работать вместе с западными (и незападными) партнерами на равноправной основе с целью выстраивания новой европейской и мировой архитектуры поверх устаревших разделительных линий.



По второму вопросу необходимо рассмотреть пути, направления развития экономических отношений Российской Федерации со странами Ев­ропейского Союза. Изучить активное сотрудничество стран ЕС и России. Проанализировать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сооб­ществами и их государствами-членами, с другой стороны. Определить це­ли этого партнерства. Для чего создаются условия для учреждения зоны свободной торговли между Россией и Сообществом? Как Вы можете оценить взаимоотношения России с ЕС по этому направлению?

По третьему вопросу нужно показать место России в экономическом взаимодействии с США, приоритеты развития этого направления, ошибки и положительные стороны. Дать оценку нынешнему состоянию и определить перспективы экономических отношений России с США.

Для более глубокого изучения темы необходимо использовать материал, размещенный на официальном Интернет-сайте Совета Россия-НАТО, перейдя по ссылкеhttp://www.nato.int/cps/ru/ natolive/topics_51105.htm.

Литература

1. Пресс-конференция по итогам заседания Совета Россия–НАТО. – Президент России. Официальный сайт. http://www.kremlin.ru/ transcripts /9570 (дата обращения: 14.06.2012).

2. Смирнов П. Россия – США – НАТО: возможности сотрудничества в сфере европейской безопасности//PERSPEKTIVY.INFO.RU: портал «Перспективы. Фонд исторической перспективы» .http:// www. perspektivy. info/oykumena/ amerika/rossija __ ssha__nato_ vozmozhnosti _sotrudnichestva_v_sfere_jevropejskoj (дата обращения: 14.06.2012).

3. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Генеральным секретарем НАТО А.Фогом Расмуссеном по итогам встречи участников выездного заседания СРН с Президентом России Д.А.Медведевым, Сочи, 4 июля 2011 года. http://www.ln.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/834d8f10fc3851dbc32578c30063402c!OpenDocument (дата обращения: 14.06.2012).

Тема 52. Послевоенное восстановление экономики и создание «общества всеобщего благоденствия»

Восстановление экономики стран Западной Европы после второй мировой войны, повышение политической и социальной стабильности. «Экономическое чудо» в ФРГ и Италии. Социальные процессы в высокоразвитом индустриальном обществе. Вытеснение рабочий силы из аграрного сектора, рост численности городского населения, «революция управляющих», развитие сферы обслуживания. Основа возникновения среднего класса: сближение уровня доходов, образовательного уровня, социального статуса большинства занятых. «Общество благоденствия» в США, характерные черты социально ориентированной экономики в Западной Европе, роль социал-демократии в ее создании.

Кризис модели экстенсивного индустриального развития в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Структурная безработица. Понятие «новых маргиналов» - людей, оказавшихся вне привычной для них системы социальных связей и отношений. Зоны экономического упадка. Региональный сепаратизм и программы экономической помощи населению зон социального бедствия.

Политические последствия кризисных явлений: массовые движения и кризис доверия к власти вСША, рост влияния коммунистического движения во Франции и Италии. Новые левые и левый экстремизм в развитых странах. Идейно-теоретическое обоснование левых движений. Традиционные и новые массовые общественно-политические движения, их роль в странах Западной Европы и Северной Америки.

Тема 53. Неоконсерватизм 1980-х гг. и переход к информационному обществу

Неоконсервативная идеология и ее особенности. Тэтчеризм и рейганомика. Методы осуществления неоконсервативной революции. Социальная политика неоконсерваторов, поддержка малого бизнеса, создание режима благоприятствования для модернизации экономики. Модернизация и профсоюзы. Технологические предпосылки постиндустриальной модернизации экономики. Развитие энергетики, наземного, морского и воздушного транспорта. Новые конструкционные материалы, успехи биохимии и биологии, повышение урожайности земель. Достижения медицины, микробиологии. Развитие электроники, компьютерных технологий, робототехники. Взаимосвязь магистральных направлений технологического развития. Информационное общество: основные черты. Автоматизация и роботизация производства. Сокращение занятости в индустриальном производстве, добывающей промышленности. Рост значения производства знаний. Роль работников интеллектуального труда. Закат массового профсоюзного движения. Новый характер трудовых отношений, проблема стимулов к творческому труду. Пополнение рядов предпринимательской элиты за счет обладателей интеллектуальной собственности. Расширение слоя мелких собственников.

Истощение неоконсервативных рецептов решения проблем общественного развития. Рост влияния социал-демократических и социалистических партий в 1990-е гг. в развитых странах. Изменение программных установок социал-демократии, сближение позиций ведущих политических партий по основным вопросам текущей социально-экономической политики.

Тема 54. Ускорение интеграции развитых стран

Предпосылки развития интеграционных процессов в Западной Европе. «Холодная война» и раскол Европы на две военно-блоковые системы. «План Маршалла», созданиеЕС, НАТО. Первые шаги к интеграции в экономической сфере. Создание ЕОУС, подписание Римского договора.

Углубление интернационализации производства и капитала в информационную эру, создание ТНК. Влияние транснационализации экономики на географию размещения производительных сил, мировую торговлю. Современные параметры и условия международной конкуренции. Борьба за рынки информации, за овладение новыми технологиями и ее значение. «Ноу-хау» в мировой торговле. Информационная революция в военном деле. Военно-технические разработки, конкуренция в сфере качественного совершенствования вооружении как источник ускорения научно-технического прогресса.

Итоги углубления интеграционных процессов: создание единого экономического, социального, правового пространства, выравнивание уровней развития стран Западной Европы, унификация политики. Перспективы расширения Евросоюза, укрепление федеративных начал в жизни стран ЕС. Интеграционные процессы в Северной Америке, их основы. Возможности формирования Североатлантической зоны интеграции.

Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом Согласно его идее, роль Средиземного моря перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них.

Основы «атлантической солидарности», заложенные в годы второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947 г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы, позволившей стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 г. в договоре о создании военно-политического союза - Организации Североатлантического договора (НАТО).

Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостоянии международному коммунизму, согласовывать свою политику. Базовым элементом Евроатлантическои цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Даже в тех случаях, когда степень социальной защищенности трудящихся была высокой, но формы и методы проведения социальной политики отставали от запросов трудящихся, происходили кризисы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

Опыт XX века, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода.


Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны - общенациональная задача. Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда.

В США в 1960-е гг. при президенте Л. Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

Методы осуществления социальной политики. В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущих. Большая часть расходов направлялась на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создание новых рабочих мест.

Важное значение имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах.

Государственная социальная политика развитых демократических стран выполняет широкий спектр задач. Но важнейшей из них выступает обеспечение равных стартовых возможностей для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, компенсация тех неблагоприятных социальных факторов, которые порождают неравенство. Это не подразумевает уравнительности доходов. Их уровень определяется в ходе свободной конкуренции на рынке труда. При этом работники, способные выполнять более сложные функции, естественно, получают и большее вознаграждение. Но при развитой системе социальной защиты люди, оказавшиеся на нижних ступенях социальной пирамиды, а тем более их дети, не оказываются в безысходной ситуации.

Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод - прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и так далее.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капиталов за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены косвенные методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1: 4,3 в Японии до 1: 7, 4 в США (в России эта пропорция составляет 1: 11,4). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В то же время эта система понижала уровень социальной зависти.

Вопрос о том, какой разрыв в уровне доходов бедных и богатых в обществе считается нормальным, зависит от исторических и культурных традиций, особенностей переживаемого этапа развития. Важна, например, сопоставимость доступа к доброкачественным продуктам питания, потребительским товарам, в том числе и престижным (автомобили, аудио- видеотехника и т.д.). В условиях рыночной экономики государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы - после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Так, в условиях постиндустриальной модернизации большее внимание стало уделяться социальной реабилитации новых маргиналов, помощи им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению. При этом заботу гуманитарных организаций развитых стран все чаще вызывают проблемы голода и нищеты в государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи. Эти средства нередко выступают существенной добавкой к государственным программам.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов.

Литература

План

Лекция № 5. Евроатлантическая цивилизация: от «Общества благоденствия» к неоконсервативной революции

5.1. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики (Швеция, Германия, США).

5.1.1. Основные принципы и функции социльно-ориентированной экономики.

5.1.2. Шведская модель рыночной экономики.

5.1.3. Немецкая или континентальная модель рыночной экономики.

5.1.4. Программа создания «общества всеобщего благосостояния» в США.

5.2. Неоконсерватизм как идейное течение. Неоконсерватизм в политике.

5.3. Идеология современной европейской социал-демократии.

5.4. Массовые движения в политической жизни: феминистское, пацифистское, антивоенные, экологические.

Цель:

анализ «общества благосостояния» («всеобщего благоденствия»), которое сложилось в 1960-1970-е гг. в евроатлантических странах, определение общих его признаков и особенностей, процесс формирования и суть социально-ориентированной рыночной экономики на примере Швеции, Западной Германии, США и методы проведения социальной политики

Задачи:

Определение понятий: атлантизм, государство всеобщего благоденствия, государство благосостояния, монетаризм, план Маршалла, многосекторная экономика, конверсия, шведская модель, континентальная модель рыночной экономики

Выяснить состояние экономики стран Запада после Второй мировой войны, задачи, методы и примеры проявления активной социальной политики

Знать основные модели решения социальных проблем

Уметь определять причины кризиса «государства благосостояния»

Формировать общекультурные компетенции

1. Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт. - 2006. - № 3.

2. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. - Ч.2. 1945-начало XXI в. / И. О. Змитрович, Г. М. Кривощекий, М. Я. Колоцей и др. / Отв. ред. Л. А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Всемирная история. /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – Изд. 3-е перераб и доп. - М., 2009.

4. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С. П. Пожарская. - М.: ИВИ РАН, 2007.

Интернет-ресурс:

ü http://www.humanities.edu.ru

ü http://www.xserver.ru/user/espvm/index.shtml

ü http://ru.wikipedia.org/wiki/Германия

ü http://kraspubl.ru/content/view .

Атлантизм (родственно терминам Вода, Море, талассократия, Sea Power) сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически западный сектор человеческой цивилизации, стратегически союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая идеология, военно-стратегически страны-участницы НАТО, социально ориентацию на «торговый строй» и «рыночные ценности» (модель США). Противоположно евразийству.


«Государство всеобщего благоденствия» - термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х - 70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которго - Дж. Кейнса - часто именуется «кейнсианским»). Являясь формой разрешения кризиса («Великой депрессии») государство всеобщего благоденствия ориентировалось на социальное партнерство и главной задачей имело эффективное исполнение функций социальной защиты («социальное государство»). Поэтому государству вменялось в обязанность стабилизация финансов; стимулирование «большой науки»; контроль за прогрессивным налогообложением, социальным страхованием, образованием, медицинским обслуживанием, сферой услуг. Полученные налоги перераспределялись для решения социальных проблем. По мысли одного из исследователей, государство всеобщего благоденствия основано на национализации и планировании сфер экономики, системе социальных мероприятий (социальное обслуживание, страхование, государственное регулирование зарплаты, труда, денежного обращения и пр.), «антитрестовском (антимонопольном) законодательстве», повышении роли широких народных масс в политической жизни.

Государство благосостояния - (от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благоденствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами путем перераспределения доходов. Государство благосостояния - своего рода теоретическая и практическая модель социального порядка, в котором осуществляется широкий комплекс программ социальной помощи непривилегированным слоям населения. Модель государства благосостояния реализуют в социальной политике не только социал-демократические руководители, но и консерваторы. Примером могут служить концепции «великого общества», провозглашенная американским президентом Л. Джонсоном; «сформировавшегося общества», предложенная канцлером ФРГ Л. Эрхардом - лидером христианско-демократической партии.

Европейский Союз - интеграционное объединение 15 западноевропейских стран, включающее ЕОУС, Евратом, ЕЭС, функционирующее в условиях провозглашенного с 1 января 1993 г. Единого европейского рынка и фактически представляющее собой единую международную правительственную организацию.

Монетаризм - (monetarism) – 1) макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики; которая видит в контроле над печатанием денег ключ к управлению экономикой. Основоположником монетаризма является американский экономист Милтон Фридман. Монетаристы подчеркиваю необходимость соответствия между денежной массой (включая кредит) и способностью экономики производить товары и услуги, если нужно обуздать инфляцию. Как и прежняя модная, но дискуссионная теория в экономике (Кейнсианская), монетаризм широко использовался в 1960-х гг. западными правительствами. Он дает логическое обоснование управления экономикой посредством регулирования денежной массы, в том числе процентных ставок, и служит для ограничения государственных расходов и тем самым государственного долга, создаваемого кредитами. Принятие монетаризма было результатом кажущейся неудачи кейнсианской политической экономии в предотвращении высокой инфляции и высокого уровня безработицы, снижения международной конкурентоспособности и давления нефтяных монополий. Все это было сочтено следствием перегруженности государства и роста государственных расходов; 2) политика государственного контроля над денежными и кредитными ресурсами, которые являются определяющим фактором формирования хозяйства страны и взаимосвязаны с величиной валового дохода.

Неоконсервативная революция – модернизация экономики в западноевропейских странах и США, в основе которой была ставка на частное предпринимательство и его поддержку, отказ от дотирования убыточных производств, продажа их частным компаниям на льготных условиях, приватизация значительной части муниципального жилья, экономия бюджетных расходов, налоговые льготы производителям и др.

Экономическая интеграция - процесс сближения и сращивания нескольких национальных хозяйств в региональную экономическую систему, который обеспечивается дальнейшей концентрацией и переплетением капиталов, проведением интегрирующимися государствами согласованной внешней и внутренней политики.

Многосекторная экономика - экономическая система, в которой на рыночной основе сосуществует частная, государственная и общественная собственность на предприятия и иные средства производства.

Loading...Loading...