Скачать презентацию классицизм в искусстве. Классицизм Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII XIX. Классицизм в архитектуре Западной Европы


Классицизм

Художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого - начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.


В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе в XVIII - начале XIX века, главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности, монументальности и обоснованности наполнения пространства. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Куинс-хаус (Queen"s House - Дом королевы, 1616-1636 годы) в Гринвиче. Архитектор Иниго Джонс.

Пашко́в дом одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Спроектировано Василием Баженовым.

Классицизм в архитектуре


Восточный фасад Лувра. Архитектор Клод Перро. 1667 г .

Уилтон-хаус (Wilton House, Wiltshire), архитектор Иниго Джонс.


Вандомская площадь. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар.

Планировка центра Парижа. Андре Ленотр.


Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

  • Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

классицизм в скульптурах


Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла». 1817.

И.П. Мартос. «Минин и Пожарский». 1818. Красная площадь


Это живописное направление стало абсолютной противоположностью барокко. Оно обусловлено гармонией и осознанием. Основной чертой стиля являются античные нормы прекрасного и желание идеала, присущие Возрождению.

Во время власти классицизма образуется конкретная иерархия жанров. Высокому жанру живописи соответствует исторический, религиозный и мифологический. К Низкому жанру относятся портрет, натюрморт и пейзаж. Они причисляются к бытовому жанру, и являются менее значительными.

  • Никола Пуссен. Царство Флоры. 1630-1631

Классицизм в живописи


Жак-Луи Давид.«Клятва Горациев».1784.

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).


Классицизм

Слайдов: 16 Слов: 532 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. Классицизм: художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Классицизм в архитектуре Западной Европы. «Версальский дворец». «Бранденбургские ворота». Архитектурный памятник в центре Берлина в районе Митте. Был создан в 1788-1791 годах. «Лондонский особняк Остерли-парк». Остерли-хаус впечатляющий Лондонский особняк, окруженный садами, парками и полями. - Классицизм.ppt

Стиль классицизм

Слайдов: 15 Слов: 237 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. Музыка. Йозеф Гайдн (1732-1809). Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Литература. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769). Михаил Васильевич Ломоносов (1757-1765). Гавриил Романович Державин (1743-1816). Живопись. Никола Пуссен. «Великодушие Сципиона» 1653г. «Пастухи Аркадии». Клод Лоррен (1600-168/2). Морской порт. Морская гавань при восходе солнца. 1674. Суд Париса. Ок. 1645. . Скульптура. Пигаль Жан-Батист. Бюст мадам да Помпадур, мрамор 1751. Меркурий, завязывающий сандалию. 1744г. Гудон Жан-Антуан (1741- 1828). Мраморная скульптура «Морфей» 1777г. - Стиль классицизм.pptx

Эпоха классицизма

Слайдов: 10 Слов: 617 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Литература. Живопись. Во второй половине 18в. Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784). Скульптура. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Антонио Канова. Амур и Психея(1787-1793, Париж, Лувр). Архитектура. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык. - Эпоха классицизма.ppt

Культура классицизма

Слайдов: 53 Слов: 8588 Звуков: 0 Эффектов: 1

Стиль Людовика XVI. Классицизм. Стиль директории. История классицизма. Французское Искусство. Небольшие беседки. Разграничение стен и перекрытий. Жака Анжа Габриэля. Здания «Малого Трианона». Главный вход. Ж. Гондуен. Синтез искусств. Придворное искусство. Бело-розовые тела. Очертания фигуры. Покинутая Психея. Сын привратника. Художественная промышленность. Пресыщенность причудливыми формами. Пластичные формы. Строгий стиль классицизма. Форма диванов. Типы корпусной мебели. Период мастера. Секретер. Спинки кресел. Разновидности классицизма. Скульптура. Итальянский скульптор А.Канава. - Культура классицизма.pps

Классицизм в искусстве

Слайдов: 27 Слов: 1153 Звуков: 0 Эффектов: 6

Культура и искусство франции xvii век. Перемены наступили с воцарением Людовика IV и созданием королевской художественной Академией. Живопись. «Придворная школа». «Реалистическая школа». «Школа классицизма». Филипп де Шампень Портрет кардинала Ришелье 1635. Гиацинт Риго Портрет Людовика ХIV 1702. Развитие реалистической живописи связано с творчеством Жоржа де Латура (1593-1652). Жорж де Латур Шулер Ок. 1633-1640. Жорж де Латур Явление ангела св. Иосифу 1640. Жорж де Латур Рождество 1640-1650. Франция xvii век. Классицизм – культура абсолютизма. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. - Классицизм в искусстве.ppt

Золотой век классицизма

Слайдов: 43 Слов: 2141 Звуков: 0 Эффектов: 140

Золотой век классицизма. Создайте модель понятия «Классицизм». Основные компоненты. Основные эстетические принципы. Виды искусства. Эпоха возникновения классицизма. Людовик Четырнадцатый. Возникновение классицизма в России. Золотой век Екатерины. Эпоха укрепления абсолютизма. Пафос искусства. Классицизм в живописи. Танкред и Эрминия. Аркадские пастухи. Человек и мироздание. Русская живопись классицизма. Классицистическая концепция человека. Русский парадный портрет 18 века. Картины. Камерный портрет. Живопись классицизма. Классицизм в архитектуре. Градостроительство классицизма. - Золотой век классицизма.ppt

Культура эпохи классицизма

Слайдов: 39 Слов: 3300 Звуков: 0 Эффектов: 0

Маэстро музыки. Эпоха классицизма. Набор формальных признаков. Границы классицизма. Художественный стиль. Жак Анж Габриэль. Томас Джефферсон. Архитектор Чарльз Камерон. Чарльз Камерон. Луи Лево. Работы Луи Лево. Ограниченность теорий классицизма. Баженов Василий Иванович. Архитектурные объекты. Матвей Федорович. Казаков Матвей федорович. Старов Иван Егорович. Русский архитектор. Воронихин Андрей Никифорович. Работы Кваренги. Кваренги Джакомо. Английский архитектор. Уильям Кент. Звание архитектора. Росси Карл Иванович. Немецкий архитектор. Шинкель Карл Фридрих. Адам Роберт. - Культура эпохи классицизма.pptx

Стиль классицизм в искусстве

Слайдов: 33 Слов: 2384 Звуков: 1 Эффектов: 96

Классицизм. Живопись. Никола Пуссен. В Рим стекаются молодые иностранцы. Клод Лоррен. Жак-Луи Давид. Литература. Фонвизин Денис Иванович. Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов. В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. Скульптура. Антонио Канова. Архитектура. Андреа Палладио. Музыка. Великие австрийцы. Гайдн. Людвиг ван Бетховен. Рост свободы общества привел к появлению первых публичных концертов. Новый состав оркестра привел к появлению симфонии. Было создано пианино, или фортепьяно. Справка. Йозеф Гайдн. Детство. Юность. Снова свободный музыкант. - Стиль классицизм в искусстве.ppt

Изобразительное искусство классицизма

Слайдов: 14 Слов: 260 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Ионический ордер. Дорический ордер. Коринфский ордер. Подвиги Ринальдо 1628. Пастухи в Аркадии 1638-1640. Переход Наполеона через Альпы. 1800. Давид, Жак-Луи. Клятва Горациев 1784. Антонио Канова. Три Грации. 1816г. Эрмитаж. Бертель Торвальдсен Ясон, 1803 - 1828 Музей Торвальдсена Копенгаген. Жан Антуан Гудон. Вольтер 1779-1781 «Комеди Франсез», Париж. Дом Пашкова В.И.Баженов, 1784-1786 Россия, Москва. - Изобразительное искусство классицизма.ppt

Классицизм и барокко

Слайдов: 13 Слов: 59 Звуков: 0 Эффектов: 0

Художественные направления в искусстве XVII-XVIII веков. Барокко классицизм. Барокко. Живопись. Караваджо. Петер Пауль Рубенс. Архитектура. Джованни Бернини Франческо Борромини Франческо Растрелли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. И.С.Бах яркий представитель эпохи барокко. (1685-1750). Классицизм. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (классицизм). Клод Лоррен. Клод Перро. Жан Анж Габриэль (1698-1782). Жан Батист Люлли. Кристоф Виллибальд Глюк. - Классицизм и барокко.pptx

Стиль барокко и классицизм

Слайдов: 22 Слов: 449 Звуков: 0 Эффектов: 119

От барокко к классицизму. Барокко. Знаменитые парикмахеры. Времена года. Микеланджело Меризи. Антонио Вивальди. Годы жизни композитора И. С. Баха. Кто назвал Баха «Праотцом гармонии». Полифония. Инструмент. Кто изображен на картине. Инструменты. Город. Музыкальные наклонности. К.Монтеверди. Назовите эти инструменты. Сочинение В.А.Моцарта. Как звали жену В.А.Моцарта. Вольфганг Амадей. Берлинские классики. - Стиль барокко и классицизм.ppt

Классицизм и сентиментализм

Слайдов: 22 Слов: 1293 Звуков: 0 Эффектов: 14

Классицизм и сентиментализм в живописи и литературе. Парадный портрет классицизма. Портрет Е.Н.Арсеньевой. Художественное течение. Русский живописный портрет 18 века. Прославление монархов. Устное рисование. В.Л.Боровиковский. Екатерина вторая. Гений сентиментализма. Портрет М.И.Лопухиной. Великие сентименталисты русской литературы. Поэты-сентименталисты. Основоположник русского сентиментализма. Талант и знания. Повесть Н.М.Карамзина. Сентиментализм. Демократизация поэтического слова. Основоположник сентиментализма. Бедная Лиза. Основные черты. - Классицизм и сентиментализм.ppt

Классицизм романтизм реализм

Слайдов: 17 Слов: 166 Звуков: 0 Эффектов: 13

Художественные методы. Классицизм. Романтизм. Реализм. Изобразительное искусство россии. В первой половине XIX в. Историко- мифологический жанр. Портретный жанр. Бытовой жанр. Историко-мифологический жанр. ЖИВОПИСЬ Классицизм. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи». А.А. Иванов «Явление Христа народу». СКУЛЬПТУРА Классицизм. И.П. Мартос Памятник К. Минину и Д.М. Пожарскому. Б.И. Орловский Памятник М.И. Кутузову Памятник М.Б. Барклаю де Толли. Б.И. Орловский Статуя ангела на Александровской колонне. ЖИВОПИСЬ Реализм. А.Г. Венецианов На пашне.Весна. П.А. Федотов Свежий кавалер. - Классицизм романтизм реализм.ppt

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Слайдов: 46 Слов: 570 Звуков: 0 Эффектов: 53

Классицизм в архитектуре Западной Европы. Стиль. Барокко. Художественный стиль. Классицизм. Простота и благородство отделки. «Сказочный сон» Версаля. Версаль. Версаль в истории. Архитектурные творения Кристофера Рена. Госпиталь в Гринвиче. Отдельный стиль. Обращение к формам античного зодчества. - Классицизм в архитектуре Западной Европы.ppt

Музыкальная культура классицизма

Слайдов: 26 Слов: 2250 Звуков: 19 Эффектов: 37

Музыкальная культура барокко и классицизма. Монтеверди Клаудио. Переживания человеческой души. Опера «Орфей». Антонио Вивальди. Весна. Сон крестьянина. Танец-пастораль. Времена года. Осень. Дмитрий Степанович Бортнянский. Бах. Иоганн Себастьян Бах. Шесть «Бранденбургских концертов» были написаны в Кетене. Первый концерт. Георг Фридрих Гендель. Музыка на воде. Композиторы Венской классической школы. Кристоф Виллибальд Глюк. Вольфганг Амадей Моцарт. Творчество Моцарта. Людвиг ван Бетховен. Симфонии. Фрагмент из «Пасторальной симфонии». Франц Йозеф Гайдн. Классицизм. - Музыкальная культура классицизма.pptx

Классицизм в живописи

Слайдов: 23 Слов: 1270 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классицизм. Никола Пуссен родился в Нормандии. «Поклонение золотому тельцу». Библейское действо перенесено из Египта. Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет. Работы Н. Пуссена. Аркадские пастухи. Пуссен увлекался учением античных философов. Похищение сабинянок. Царство Флоры. Художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы». Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу. Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы. Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж. В картинах чётко отделены пространственные планы. Клод Лоррен. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Направления в искусстве Направления в искусстве

Классицизм Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию Укротитель коня Клодт. Аничков мост.

Классицизм Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархии Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый» Классицисты подражали древним грекам и римлянам

Классицизм в искусстве живопись

Принципы классицизма Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее. Следование античности как образцу. Подражание “украшенной” природе.

Принципы классицизма 5. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. 6. Главная категория – красота. 7. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Классицизм в живописи Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев”

Классицизм в живописи Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой »

Версаль Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра.

Садово-парковое искусство. Версаль. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека.

Садово-парковое искусство. Версаль. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строгими рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нём статуй.

Парк отличался торжественным достоинством расположенных в нем статуй. Садово-парковое искусство. Версаль.

Классицизм в архитектуре России

Самсон, разрывающий пасть льва Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха

А.Д.Захаров Адмиралтейство

Биржа и Стрелка на Неве (Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная)

Ростральная колонна Ростра – архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна

А.Н.Воронихин. Казанский собор 1801-1811 – строительство Казанского собора. Освящён Казанский собор в Санкт-Петербурге 27 сентября 1811 г.

К.А.Тон Храм Христа Спасителя

Ресурсы http://i054.radikal.ru/1003/ba/c348e3d4be99.jp http://de.trinixy.ru/pics4/20100628/saint_petersburg_38.jpg http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/02/03/76/2010/10/30/6dc68e__61c0f80984_600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Классицизм в дворцовом интерьере. Анфилада Александровского дворца".

В конце 2009 года Александровский дворец вновь обрел статус музея и в нем начались реставрационные работы. И вот в 2010 году первые три парадных зала: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостина...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Классицизм"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Классицизм" на уроке литературы в 9 классе...

Презентация Классицизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс...

«Золотой век русской литературы» - Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 года - 10.02.1837 года) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936). Солнце русской поэзии - Александр Сергеевич Пушкин. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Арина Родионовна - няня.

«Календарь литературных дат» - Артиллеристы на Бородинском поле. 55 лет – «Земля и небо» (1957) А.Волкова. 28 января – 115 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986). Автопортрет с котом Фоссом, 1885. Конногренадер. 1979 год «Ста?лкер» - фантастический триллер, СССР, 1979. 180 лет – «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832) Н.В.Гоголя.

«Литература XX века» - Двадцатый век… Периодизация литературы ХХ века. Проблема преподавания литературы. Возвращенная литература. С 1985 по сегодня –современная литература. Исторические события. Остро возникшие проблемы в литературе. Проблема существования Союза писателей. Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы.

«Периоды древнерусской литературы» - Смерть Игоря и месть Ольги. Шесть периодов развития древнерусской литературы. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Древнерусская литература XI - первой трети XII века.

«Литературные направления» - Н.М. Карамзин. Кто является основателем русского сентиментализма? Кто является основателем русского романтизма? Кто является основателем русского классицизма? В.А. Жуковский. Тест

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Живопись.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен , в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена , которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом , во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр , при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Скульптура .

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон . Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы , черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос .

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

П оздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном , проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Архитектура.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци . Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра . Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы- палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак- Анж Габриэль) и церковь Сен- Сюльпис , а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези . В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак- Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен- Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен -Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш ).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио . Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим (« неогрек »), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Литература .

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало ), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика .

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

В России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер ), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

(классицизм)

Loading...Loading...