Человек и общество в произведении олеся. А. И. Куприн, "Олеся": анализ произведения, проблемы, тема, главные герои. Несколько интересных сочинений

Олеся Ивановна Седешева
Конференция «Человек и общество»

Каждый человек обществе

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе . Общение -это главное условие и основной способ жизни человека , только в общении и отношениями с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека . Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения .

Отсюда следует, что общение-это всегда взаимная , обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

В современных условиях быстроразвивающегося общества наиболее важно умения взаимодействия в процессе коммуникаций с окружающим миром. Хорошо развитые коммуникативные умения имеют особое значение на всех возрастных этапах формирующейся личности.

Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются, благодаря общению со взрослыми и сверстниками.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение, устанавливают социальные контакты со взрослыми, сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, соотносят свои действия с общественными нормами поведения .

По мнению, Вартанян Г. А., на этом этапе дошкольного детства происходят изменения в эмоциональной сфере, обусловленные появлением новых интересов и потребностей, а также установлением иерархии мотивов.

Каждое новая социальная среда предъявляет ребёнку серьёзные требования, и задача взрослого помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, так как ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение , быть интересным окружающим не может.

Вторым важным социальным объединением детей является – школа.

Начальная школа предъявляет такие требования к речевой подготовке, как умение отвечать на вопросы, умение слушать собеседника и в ходе диалога задавать вопросы, при ответе адекватно подбирать языковые средства, умение занять себя, желание вступать в общение , заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение произвольно управлять своим поведением.

Л. С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребёнка нужно искать именно в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения , являются : желание длительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность к эмоциональному сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком , готовность принять другую точку зрения.

Личность, у которой высоко развиты такие коммуникативные способности, в психологии определён, как субъект общения . Ребёнок становится субъектом не сразу и не случайно. Его развитие, становление активности, сознательности и самостоятельности происходит совместно с родителями и близкими, а затем с помощью педагога.

По мнению М. И. Лисиной, основным фактором, влияющим на становление дошкольника - субъекта деятельности, выступает общение со взрослыми и сверстниками.

Б. Ф. Ломов подчёркивал, что отличительной характеристикой субъект-субъектного взаимодействия в общении выступает его самостоятельность, индивидуальность и активность. Он считал, что существуют две формы активности субъекта - деятельность и общение .

Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познает и оценивает самого себя, окружающих, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Умение общаться положительно влияет : - на взаимодействие с окружающими; - на самооценку ребёнка, её внутренние характеристики : адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, помогает усвоить правила поведения в разных ситуациях общения .

Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми :

ситуативно-личностное;

ситуативно-деловое;

внеситуатитвно-познавательное;

внеситуативно-личностное (по М. И. Лисиной) .

Изменяется содержание общения , его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, учитывать характерные формы поведения ребёнка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении .

И чем раньше начнётся знакомство с правилами общения , тем более осознанными и естественными будут те речевые средства (вербальные и невербальные, с помощью которых ребёнок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

В контексте общей проблемы развития речи одним из актуальных аспектов её исследования - является формирование коммуникативной готовности детей к школе.

Коммуникативная готовность ребёнка к школьному обучению - рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, включающая в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его взрослых, детей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку, так

как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается

(семья, дошкольное учреждение, школа, интернет - пространство, магазины, общественный транспорт ). Ребёнок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной атмосферы общения и уменьшает возможность возникновения конфликтов .

В современных условиях дошкольного образования коммуникативная готовность дошкольников к школе часто остаётся за пределами внимания педагогов, так как большее внимание уделено развитию познавательных процессов : внимания, памяти, мышления.

Низкий уровень развития коммуникативных способностей : развитие умений общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта , делают процесс формирования коммуникативной готовности к школе является общественно необходимым .

Причина тому :

Теоретическая неподготовленность педагогов, отсутствие в методических разработках взаимосвязи основных компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) коммуникативной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Педагогическая некомпетентность родителей по данной проблеме :

1) родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними , почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в сообществе сверстников ;

2) дети дома больше всего «общаются» с телевизором, смартфоном и прочими девайсами;

3) родители сами не владеют педагогическими знаниями, по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков

Коммуникативная функция общения , наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения . Ее осваивают также как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером- носителем коммуникативной культуры. Воспитание и умение могут передаваться последующим поколением только через систему живого и непосредственного общения с ними .

Коммуникация включает в себя обмен представлений, идеалами, установками между людьми.

В отечественной психологии термин коммуникация в широком значении этого понятия, выражающая «смысловой аспект социального взаимодействия» , и термин «общение » чаще всего употребляется как эквивалентный.

«Такой подход предполагает прежде всего ясное осознание того факта, что коммуникация (общение , есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого »

В последнем психологическом словаре, статья «Коммуникация» ограничивается ссылкой «общение » . Близость терминов, «коммуникация» и»общение » подтверждается также наличием в психологической литературе многих синонимических производных и словосочетаний «средства коммуникации» и»средства общения », «коммуникативная потребность» и»потребность в общении ».

Массовая коммуникация-сообщение , передача. Систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений , с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории и воздействия на поведение, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств : социальные сети,ТВ, В социальной психологии массовая коммуникация понимается как одна из форм опосредованного общения . Чаще всего выделяют следующие основные функции массовой коммуникации :

1. Информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности );

2. Регулятивную (формирования общественного сознания , общественного мнения , создания аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль);

3. Культурологическую (ознакомление с достижениями человечества , сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия).

В идеале массовая коммуникация нацелена на оптимизацию социальной деятельности, консолидацию общества и социализацию индивидов.

В «Словаре массовой коммуникации» Ж. Фаже функции массовой коммуникации определяются на основе предложенного Р. Якобсоном подхода : отправитель (адресант) само выражается (экспрессивная функция, он делает ценностью процесс общения (поэтическая, или эстетическая функция, соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция, входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) .Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из пяти элементов :

1)кто сообщает? (адресант, коммуникатор) ;

2)что сообщает? (анализ содержания) ;

3)по какому каналу? (анализ средств) ;

4)кому сообщает? (анализ аудитории : адресат, реципиент, коммуникант) ;

5)с каким успехом? (анализ эффективности) . В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения направлены либо к известным адресатам, либо их вероятному множеству,

Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах «коммуникация» рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности, предполагающий активность его участников.

Невербальная коммуникация является важнейшей наряду со звуковой речью средством общения людей .

Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика, жесты, использование предметов.) Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможность общения , часто выразительны и лаконичны. В процессе воспитания и обучения каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации, использует ее в общении

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся - воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация - враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», - говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, - вспоминает Иван Тимофеевич, - и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич - человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся - это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов"?

Любовь – это одно из самых прекрасных чувств, которое только может испытать человек. Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, симпатии. Каждый человек хочет любить и быть любимым. Я согласен с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов».

Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь. Я считаю, что ради любимого человек может совершать и совершает подвиги. Ведь когда человек влюблён, он хочет во что бы то ни стало привлечь внимание объекта своей любви. Ему хочется показать, что он лучший, что достоин любви, что его нужно и можно полюбить. Но иногда складывается очень печальная ситуация: мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела. Нельзя заставить другого человека полюбить тебя, потому что искренне любят не за какие-то заслуги, поступки, а просто потому, что ты есть, ты нужен со всеми своими хорошими и плохими качествами. И любимому не нужны твои подвиги, потому что искусственно вызвать любовь нельзя. Совершением подвига можно вызвать чувство уважения, но никак не любовь. Особенно грустно, если совершён подвиг был ради недостойного человека, который не только не оценил поступок любящего сердца, но и не понял его душевного порыва, а возможно, и не заметил его. Подвиги во имя любви совершались во все времена. Подвиг, как утверждается в словаре,- героический поступок, совершенный в трудных условиях. На самом деле, необязательно, чтобы этот поступок был ярким и вызывающим. И тем более необязательно, что совершать его должен исключительно мужчина…

Подвиг во имя любви совершает героиня Куприна из произведения «Олеся». Олеся - девушка, родившаяся и всю юность прожившая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Героиня не умела притворяться, лицемерить, поэтому её любовь не могла быть ненастоящей. Олеся любила Ивана искренне, жертвенно.

Девушка была изгоем общества. Ради Ивана она совершает героический поступок: молодая ведьма ради любимого человека идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван, понимая это, не делает ничего, чтобы остановить Олесю. Он проявляет трусость, слабость и малодушие. Героиню жестоко избивает разъярённая толпа.

Боясь, что за любовь к ведьме Ивана осудит общество, Олеся уезжает, бежит из родного леса. Из-за общественного мнения, боязни потерять репутацию Иван пренебрёг искренней любовью Олеси, а значит, по моему мнению, не любил её. В душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Герой рассказа А.И. Куприна душевно глух и равнодушен к любящему его человеку, он просто не умеет заботиться о других, слышать их и понимать. К сожалению, Олеся совершает подвиг ради недостойного её человека.

Я полагаю, что любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов. Иногда тот, кто по-настоящему любит, не может объяснить, за что именно он любит другого человека. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания. Лев Николаевич Толстой писал, что людей любят не потому, что они хороши, а потому, что хороши те, кто их любит.

Героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Татьяна, отдала своё сердце, свою душу Онегину на всю жизнь. Она не представляла себе другого человека, способного завладеть ее чувствами. Герой был ей нужен без всяких подвигов вопреки его язвительности, чёрствости, надменности. Она его принимала таким, какой он есть: со всеми хорошими и неприглядными человеческими качествами.

Несмотря на отповедь Онегина, Татьяна не перестаёт любить его и думать о нём. После посещения опустевшей усадьбы Евгения, героиня пришла к мысли о том, что он вовсе не тот герой, которого она создала в своём воображении, не тот человек, какому она писала письмо. Но от этого любовь Татьяны не исчезла. Любовь к герою, она пронесла через всю жизнь. Татьяна принимала Онегина без всяких подвигов, она хотела, чтобы он был рядом, мечтала оберегать любимого, нежно заботиться о нём. Для искренне любящего человека не нужны подвиги любимого.

Таким образом, тому, кто нас искренне любит, мы нужны без всяких подвигов. А если мы человеку неинтересны, то сколько бы подвигов ради него мы ни совершали, сколько бы вершин ни покоряли, мы никогда не завоюем его любовь.

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Из серии: Средняя школа (Литера)

* * *

компанией ЛитРес .

Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

И. А. Бунин

План

I. Вступление.

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

Основной конфликт повести «Олеся».

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич – образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

III. Заключение.

Трагедия любви в повести «Олеся».


Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.

Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся – дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.

Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся – воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.

Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.

Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

Иван Тимофеевич – главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич – типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна – «всегда трагедия».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс (М. С. Селиванова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

Loading...Loading...