Конспект урока литературного чтения и презентация. Образовательный портал

Кузьмина Елена Анатольевна

Цель урока: создание условий для формирования читательских умений и навыков через погружение в проектную деятельность Задачи урока:
  1. Овладение навыком смыслового чтения текста в соот-ветствии с целью и задачами.
  2. Освоение приёмов поиска нужной информа-ции.
  3. Ознакомление с этапами проектной деятельности.
Планируемые результаты: использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое). Умения, характеризующие достижения обобщённого планируемого результата:
  • устанавливать причинно-следственные связи и опре-делять главную мысль произведения;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • при-знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
  • аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Оборудование: учебник Структура урока: организационный момент, разработка проектного замысла, реализация проектного замысла, оценка результатов проекта, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент Учитель: Сегодня урок литературного чтения мы организуем в виде информационного проекта. Работать будем в группах. Проект в переводе с латинского языка означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создаёт то, чего ещё нет (продукт труда - конечный результат). Проект показывает путь получения конечного результата. Проектная деятельность включает следующие этапы:
  1. Замысел проекта. (Почему? Зачем? и Как?)
  2. Реализация замысла проекта. (Выполнение запланированных действий.)
  3. Оценка результатов проекта.
I I. Разработка проектного замысла Актуальность исследования Учитель: На уроке литературного чтения мы прочитали сказку Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Сказочник Корней Иванович Чуковский просто волшебник. Он превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа. Посуда может говорить, двигаться, обижаться как человек. Вот она и обиделась, ушла от хозяйки, затем вернулась по просьбе Федоры, Федора счастлива, вымытая посуда прощает Федору. Конец сказки счастливый. Почему же название сказки «Федорино горе»? Проведём своё собственное исследование. Учитель: Какова проблема исследования? Приём «Мозговой штурм» (Учащиеся высказывают свои предложения, учитель фиксирует их на доске.) Дети: Проблема исследования : Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Учитель: Определим цель исследования. Дети: Цель исследования: Ответить на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Учитель: Обозначим задачи исследования: Дети: Задачи исследования:
  1. Узнать в чём заключалось горе Федоры.
  2. Найти доказательства счастья Федоры.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какой результат мы должны получить по окончанию исследования? Дети: Ожидаемый результат: получен ответ на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Учитель: Предлагаю в качестве гипотезы исследования пословицу. Гипотеза исследования: Каждому по делам его. II I . Реализация проектного замысла Учитель: Работаем в группах. Информацию собирают все члены группы, затем выбирают выступающего. Приступаем к решению 1 задачи исследования. В чём горе Федоры? (Учащиеся подтверждают свои высказывания словами из текста.) 1. От неё убежала посуда. Одинокая женщина плачет.

«А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.»

«И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре, горе!»

2. Федора сама не любит умываться и посуду не моет. Грязная посуда не желает возвращаться к Федоре.

«Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём…

А к неряхе-замарахе не воротимся!»

3. Фёдора испытывает чувство голода.

«Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл,

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!».

Учитель: Приступаем к решению 2 задачи. (Учащиеся работают в группах, затем поочерёдно все группы высказывают свои предложения.) Счастье Федоры
  1. От Федоры убежала посуда - не беда. Нет грязной посуды - и мыть нечего.
  2. Федора поняла, что обидела посуду и отправляется на её поиски.

«А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой - ой - ой! Ой - ой - ой!

Воротитеся домой!»

« И видят за ними из тёмного бора

Идёт - ковыляет Федора».

  1. Федора просит прощения у посуды и умоляет её вернуться домой.

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой…»

  1. Тяжело переживает расставание и посуда. Усталая от непроходимых лесов и болот, она плачет и желает вернуться к Федоре.

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто

«Увы, я разбито, разбито!»

  1. Посуда прощает Федору и возвращается домой. Федора и посуда счастливы.

«Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!»

«А метла-то, а метла - весела-

Заплясала, заиграла, замела,

Ни пылинки у Федоры не оставила.»

  1. Федора нежная и ласковая, с теплом и любовью она заботится о посуде.

«Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.»

Учитель: Ребята, найдите в тексте слова подходящие к этой пословице: Пошло дело на лад и сам ему рад. Дети:

«Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

IV . Оценка результатов проекта Учитель: Как словом, так и делом. Пошло дело на лад и сам ему рад. Посуда довольна, так как вернулась в тёплое жильё и стала чистой. Федора получила прощение за причинённую обиду и счастливая пьёт чай из самовара. Учитель: Ребята, задачи исследования решены. Давайте сделаем вывод нашего исследования. Как вы понимаете пословицы: Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Не бывать бы счастью да несчастье помогло. Дети: Федора была «неряха-замараха» и не мыла посуду. Посуда обиделась и ушла. Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Федора исправилась, и посуда вернулась к ней. Не бывать бы счастью да несчастье помогло. Учитель: Вернёмся к цели исследования. Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Дети: Сказка Корнея Ивановича поучительна. Горе Федоры в том, что она не заботилась не только об окружающих её предметах, но и даже о себе. В результате она осталась одинока. Чуковский обращает наше внимание на конец сказки. Он счастливый, потому что Федора поняла, в чём причина её горя. Учитель: Подтвердилась ли гипотеза исследования? Дети: Да, гипотеза исследования подтвердилась: каждому по делам его. V . Домашнее задание: Придумать советы друг для друга, чтобы не повторить судьбу главной героини сказки. Используемая литература:
  1. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы.// Под редакцией проф. Е. Я. Когана. - Издательство «Учебная литература», 2006;
  2. Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
-М.: Просвещение, 2011 - (Школа России)

1
Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"

И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!"

Но ответило корыто:
"На Федору я сердито!"
И сказала кочерга:
"Я Федоре не слуга!"

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
"Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!"

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!"

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
"Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!"

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!"

И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"

"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!"

"Да,- промолвил медный таз,

Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!"

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И заплакали блюдца:
"Не лучше ль вернуться?"

И зарыдало корыто:
"Увы, я разбито, разбито!"

Но блюдо сказало: "Гляди,
Кто это там позади?"

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

"Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

И сказала скалка:
"Мне Федору жалко".

И сказала чашка:
"Ах, она бедняжка!"

И сказали блюдца:
"Надо бы вернуться!"

И сказали утюги:
"Мы Федоре не враги!"

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
"Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!"

Ирина Мирошниченко
Конспект занятия «Федорино горе»

Ход занятия.

Воспитатель. Я приглашаю всех в гости в сказку. Посмотрите, какие красивые, красочные, чудесные сказки. Некоторые мы прочитали, остальные предлагаю посмотреть, прочитать.

Сказки придумали очень давно. Их любят все, особенно дети. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, мудрыми.

К нам пришли в гости сказочные герои. Каких героев вы знаете?

Из каких они сказок?

Вводная часть.

Уважаемые гости, дорогие дети, сегодня мы здесь собрались для того, чтобы выяснить, увидеть, услышать о том, как наши дети научились быть добрыми, воспитанными, аккуратными. Какими навыками они владеют, что они умеют, знают.

Тема нашего занятия по сказке «Федорино горе » Корнея Чуковского.

Много сказок вы уже знаете, сейчас проверим, знаете ли вы эти сказки?

На столе стоит волшебный сундучок. Я буду доставать и читать вам задание. Если вы будете отвечать правильно, то будет звучать музыка, если нет, то музыки не будет. Нужно назвать героев сказки.

1. Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Скачет лошадь не простая, чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – удивительный конёк, по прозванью… (Горбунок)

3. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше! (Карлсон)

4. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои гляди добрый доктор… (Айболит)

5. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочки чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мила! (Дюймовочка)

Инсценировка из сказки «Федорино горе » .

Стук в дверь.

Федора (плачет) . Ребята, у меня большая беда : все вещи, вся посуда убежала от меня и мне больше негде варить есть, негде сидеть, и вообще…

Ребята, кто это? Гостья из какой сказки? Как сказки называется? Вы читали эту сказку? Ребята, что же нам делать? Как нам помочь Федоре ? Кто хочет помочь? Давайте Федору сделаем хорошей .

1. Пришить пуговицу. (Техника безопасности с иголкой.)

2. Умыть Федору .

3. Расчесать.

4. Помыть обувь.

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите – не беда!

И чернику, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу :

Мойтесь чаще, мойтесь чище,

Я грязнуль не выношу.

Федора , побудь у нас в гостях, мы что-нибудь придумаем.

Рассмотрите две картинки.

Что здесь изображено? Из какого они произведения? В чем здесь отличие?

1. Найдите 8 предметов, которые встречаются на 1 и 2 картинках.

2. Найдите предметы, которые есть на 1, но нет на 2, и наоборот.

Посмотрите на Федору , на её дом. Дайте характеристику внешнему виду, поступкам Федоры . Какая она?

Плохая хорошая

Ленивая добрая

Страшная чистая

Злая красивая

Неряшливая аккуратная

Грязная трудолюбивая

1. Правда всего дороже.

2. Сам себя губит, кто других не любит.

3. Каков мастер, такова и работа.

4. Труд кормит, а лень портит.

5. Не учись разрушать, а учись строить.

Ребята, мы не знаем, куда убежала посуда от Федоры . Но чтобы как-нибудь её утешить, давайте сделаем для неё подарки.

Основная часть.

Сейчас мы с вами сделаем аппликацию из бумаги. Вам нужно выполнить узор из цветных бумажных фигурок на муляжах-тарелках.

Самостоятельная работа.

Техника безопасности работы с клеем. Дети самостоятельно выполняют работу. Некоторым детям предлагается помощь.

Выставка работ.

Чья работа лучше? Почему?

Заключительная часть.

Ребята, посмотрите на Федору ! Какая она стала чистая, красивая, веселая. Давайте дадим ей напутственные слова, пожелания. Что ей надо делать? Какой она должна быть, что ей пригодится в жизни?

Дети дарят Федоре тарелки . Федора приглашает всех гостей к столу на угощение.

Федора . Дорогие ребята, гости! Приглашаю всех к столу отведать чаю.

Итог занятия .

Сказки нас учат быть добрыми, добро побеждает зло; быть трудолюбивыми, труд кормит и облагораживает человека; любить всё вокруг нас, во всём. Как ходите, чтобы люди поступали в вами, так поступайте и вы с ними.

Читайте побольше сказок. Всего вам хорошего.

Публикации по теме:

Интегрированная ОД «Увлекательное путешествие по сказке «Федорино горе» Елфимова О. А. воспитатель высшей категории. Вид НОД: занятие-путешествие, закрепляющее. Интеграция образовательных областей: познавательное,.

Игра-инсценировка сказки «Федорино горе» Игра – инсценировка сказки «Федорино Горе» для детей среднего дошкольного возраста. Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского.

Пластилин является одним из лучших материалов для развития ребенка. Из этого материала он может создать и объемные фигуры, и аппликации.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда».

Конспект логоритмического занятия по лексической теме «Федорино горе» для логопедов и музыкальных руководителей Конспект логоритмического занятия «Федорино горе» для детей старшей группы (по лексической теме «Посуда») Составители конспекта: Логопед.


Схема технологической карты урока

Дата проведения: 25.01.2017

Класс: 2 «а»

Образовательная программа: Школа России

Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе»

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Планируемые предметные результаты:

Цель:

    Продолжать знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского.

    Формировать читательский кругозор учащихся, навыки осмысленного и выразительного чтения.

    Развивать образное и ассоциативное мышление.

    Формировать внимательное отношение к слову, уметь подтверждать свое мнение выдержками из текста.

    Воспитывать на примере произведения К.И. Чуковского ответственность, аккуратность, стремление к чистоте и порядку.

Задачи:

1. Познавательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

2. Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: умение характеризовать героя, используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.

Коммуникативные : умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.

Планируемые личностные результаты:

1. Развить интерес к урокам литературного чтения.

2. Уметь формировать свои эмоционально-оценочные суждения, воспитывать нравственное сознание и чувство сопереживания.

3. Бережно относиться к окружающим нас вещам, аккуратности.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Используемые ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи сказки.

п/п

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения

Давайте проверим все ли у вас готово к уроку. Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте сегодня на уроке будем активными, будем открывать новые тайны с большим желанием. А сейчас я попрошу вас посмотреть друг на друга и поприветствовать улыбкой. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

Проверяют готовность.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД: Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание.

РегулятивныеУУД .

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

На прошлом уроке вы изучили стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Радость» , и сейчас мы с вами ответим на вопросы по этому стихотворению.

Как вы думаете, почему стихотворение названо радость?

Какое слово повторяется несколько раз?

Какое настроение оно создает?

Давайте посмотрим на стихотворение и попробуем найти созвучия в конце стихотворных слов (н-р, березы-розы)

Ребята, для вас я подготовила слова, (сл. 1) а вы должны будете к этим словам придумать пары слов с повторяющимися звуками на конце. Запишите пожалуйста эти слова к себе на листочки, а после того, как вы все сделаете, мы вместе с вами проверим кто какие пары слов подобрал.

Молодцы ребята, вы справились с заданием, а теперь я проверю, как вы выучили это стихотворение наизусть. Я буду вызывать вас по одному человеку, а остальные вместе со мной будут слушать и оценивать выступающего.

Ребята, чье выступление вам больше всего понравилось и почему?

К. Чуковский так назвал своё стихотворение, потому что все события, происходящие в нём, происходят от радости. И само стихотворение не просто весёлое, оно радостное.

В данном стихотворении несколько раз повторяется слово «рады»

Это слово создает радостное настроение.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений

Ребята, перед вами портрет детского поэта,(сл. 2)с его произведением мы будем знакомиться сегодня на уроке, а кто этот поэт мы с вами узнаем, отгадав строки из произведений.

Угадайте произведение

(слайд 3,4)

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче ___________

Именинница! (Муха-Цокотуха)

(слайд 5,6)

И прибежала зайчиха

И закричала: "Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит)

(слайд 7,8)

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

(слайд 9, 10)

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

Молодцы ребята!

Скажите, а какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы уже читали? А какие их произведения вам больше всего понравились? Почему?

Познавательные УУД: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Личностные УУД:

Комммуникативные УУД:

.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:

Существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;

Правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Это его имя - не настоящее, он выбрал его себе как поэт. А на самом деле его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Сам Корней Иванович был счастливым человеком! Ведь он любил детей, и дети любили его. Когда Чуковский состарился, дети стали называть его дедушка Корней! И он радовался этому и шутил: «Деду скоро триста лет, а он такой же пистолет!»

2. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением К.И. Чуковского

Послушайте, как возникла сказка К.И. Чуковского "Федорино горе". Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

А сейчас я прочитаю вам сказку, а вы послушаете внимательно и потом скажите, почему называется сказка «Федорино горе»

ЛичностныеУУД ( .

Познавательные УУД

ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

И так, мы с вами прочитали сказу, надеюсь, вы все внимательно меня слушали и сможете ответить на мои вопросы.

Скажите, о чем была эта сказка, почему эта сказка так названа?

А как вы думаете, для кого была написана эта сказка?

Для чего она была написана, как вы думаете?

А сейчас мы с вами разберем те слова, которые оказались вам непонятны. Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

Кочерга- толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

Ушат- ведро;

Сито- приспособление для просеивания муки;

Прусак- рыжий таракан;

Корыто- Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

Расфуфырили -широко раскрыли;

Кадушка – деревянная бочка, стянутая металлическими обручами;

Кишат-– множество тараканов шевелится;

Побежали во всю прыть – очень быстро, изо всех сил.

О том, как убежала посуда.

О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала.

О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась

Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.

Для всех, кто не любит убираться в квартире.

Для детей.

Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Позновательные УУД:

Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Физминутка

И так ребята, а сейчас мы с вами проведем небольшую игру. я буду показывать вам картинки, если на картинке изображена посуда, то вы хлопаете в ладоши, а если изображены предметы быта, то вы топаете ногами.

Молодцы ребята, вы все справились с заданием.

ЭТАП

ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Повторное чтение учениками.

А сейчас мы с вами еще раз прочитаем сказку для того, чтобы ответить на вопросы.

Скажите, почему посуда убежала от Федоры?

Найдите в тексте какие виды посуды убежали?

Давайте найдем и прочитаем строки, в которых содержится ответ на вопрос: какой

Федора была в самом начале, почему Федору постигло горе?

Какой вы себе ее представили?

А теперь найдите в тексте, какой она стала в конце сказки, как она изменилась? Почему посуда к ней вернулась?

Ребята, посмотрите на стр. 13 и скажите, что изображено на этой иллюстрации? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.

Теперь посмотрите на стр. 14-15, что изображено на этих иллюстрациях? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.

Теперь посмотрите на стр. 16, что изображено на этих иллюстрациях? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.

Теперь посмотрите на стр. 19, что изображено на этих иллюстрациях? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.

Молодцы!

Просмотр мультфильма.

Ребята, у меня есть мультфильм, который снят по этой сказке, сейчас мы с вами его просмотрим, а вы потом скажите, похожа ли иллюстрация Федоры из сказки на Федору из мультфильма. Давайте сравним Федору из сказки и из мультика. Чем они похожи и чем отличаются?

Мы такой представляли Федору в сказке, а в мультфильме совсем другая Федора. Когда автор пишет произведение, он так представляет своих героев, у него свое представление о героях, а когда художник-иллюстратор рисует иллюстрацию, у него свое представление о героях, когда вы читаете произведение, у вас свое представление о герое, когда режиссер снимает фильм, у него свое представление, поэтому всегда произведение независимо от того, смотрели вы фильм или мультфильм, всегда произведение лучше прочитать, чтобы получить свое представление о герое, вот тогда будет все понятно.

А как вы понимаете смысл этой пословицы?

Подходит ли эта пословица к сказке «Федорино горе»? Докажите свое мнение.

Посуда убежала от Федоры, потому что, она не мыла посуду, разбивала ее.

Кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, ложки, чашки, самовар.

«Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:.

Изображены коты

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

Изображена курица.

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?

Изображена Федора.

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Похожи тем, что обе были неряхи. Отличаются внешностью, одеждой и т.д.

Смысл пословицы в том, что если

Душа-это то, что отражает состояние человека. И по состоянию души можно узнать, что происходит с человеком. Каждого из нас окружает много разных дел, и от того, как мы с ними справляемся, зависит результат этих дел. Если в делах будет порядок, нет беспорядка, то все быстро получается. Любое дело нужно доводить до конца. Ребята, приучайте себя к порядку и пусть Федора послужит вам примером, как нужно себя вести, как нужно себя вести, чтобы и дела и душа были в порядке.

ЛичностныеУУД ( Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание) .

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем).

РегулятивныеУУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) .

ИТОГ УРОКА .

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Чему учит нас эта сказка?

Скажите, какое настроение у вас вызвала сказка?

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не попадать в такую неприятную ситуацию?

Конечно ребята, нужно всегда следить за собой, чтобы быть чистоплотными и опрятными, а также за своими вещами.

Сказка нас учит тому, что нужно всегда следить за собой и за своими вещами, нужно держать все в чистоте и опрятности.

Нужно следить за своими вещами, содержать их в чистоте.

Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.

Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

1.Информи-

ровать о Д/З

Стр. 13-22, выразительное чтение.

Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.

Рефлексия

1.Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Ребята, а сейчас поднимите руки те, кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями.

Молодцы ребята.

А теперь поднимите руки те, у кого сегодня были затруднения на уроке?

Ничего страшного, в следующий раз будет лучше.

Кто сегодня на уроке на ваш взгляд работал активно?

А что бы вы посоветовали тем ученикам, которые работали не активно?

РегулятивныеУУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) .

1. Упражнения для расширения поля зрения.

Сейчас вы будете работать с текстом сказки.

(работа с таблицами Шульте)

Перед вами карточки с цифрами от 1 до 25. По моей команде вы, стараясь смотреть в центр карточки на зеленую точку, глазками ищете все цифры по порядку. Пальчиками показывать нельзя. Тот, кто первым найдет все цифры по порядку, встает.

2. Чтение – сканирование

Просмотрите глазками текст сказки и выпишите:

· названия посуды, которая была у Федоры –1 ряд;

· названия других вещей и животных – героев сказки – 2 ряд.

Подчеркните слова, которые вам непонятны, попробуйте их объяснить. Ведь автор упоминает некоторые вещи, которые редко встречаются в наших домах.

Итак, проверяем.

СЛАЙД 4

Что записали? Какие слова непонятны?

Что это такое?

Посуда

Другие вещи и

животные

кастрюля

чайник

кофейник

блюдца

стаканы

сковорода

вилки

рюмки

бутылки

чашки

ложки

самовар

тарелки

сито

лопата

корыто

метла

топоры

кочерга

утюг

стол

кадушка

ушат

скалка

коза

курица

коты

Физкультминутка

(выполняют упражнения для глаз)

3. Словарная работа.

СЛАЙД 5

О языке.

Давайте посмотрим, как объясняется значение слов в толковом словаре:

сито – приспособление для просеивания или прореживания чего – нибудь в виде мелкой сетки, натянутой на обруч;

корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей;

кадушка – небольшая кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем;

кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

блюдо - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кшанья.

Молодцы! А теперь скажите, как назван Амовар в тексте?

Каким мы его представляем?

(Самоварище)

А я выписала слова, немного мне непонятные. Прочитайте их.

СЛАЙД 6

За ними из темного бора

Идет – ковыляет Федора

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты.

Прусаков и пауков я повымету!

- «Ковыляет», объясните мне, это как. Покажите.

А теперь обратимся к словарю:

Ковылять – идти хромая, с трудом, медленно.

Расфуфырили – рассердились.

Прусаки – рыжие тараканы.

4. Выборочное чтение.

Молодцы! А теперь вспомним, как говорит об убегающей посуде. Найдите на стр. 13 строчки про ножи.

«И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

Какой звук повторяется?

Слышите, повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Посмотрите на иллюстрацию. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

А теперь послушаем, как убегают блюдца (стр. 14)

«А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются.

Что мы слышим, когда произносим в этих строчках «дзынь – дзынь» и повторяем звук [л] ?

Действительно, «дзынь» очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

Напомните мне, какие животные и птицы встречаются в сказке?

(Коза, коты, курица)

Прочитайте, что говорит курица (стр. 17).

«Куд – куда! Куд – куда!

Вы откуда и куда?!

«Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Жить вам будет нелегко!»

Мы слышим, как курица...(кудахчет).

Молодцы!

По сюжету

С чего начинается стихотворение?

Прочитайте.

(Посуда убегает от Федоры).

Почему «коза растопырила глаза»?

(Удивилась, испугалась)

Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. В какой это части?

(стр.17 – 18, часть 3)

Писатель мог бы сначала сказать о причине бегства, потом описать его. Как вы думаете, почему построил свою сказку иначе, - так, как мы ее прочитали?

(Чтобы было интереснее потом)

Скажите, а какое еще стихотворение Чуковского начинается с необычных действий, объяснение которым автор дает потом?

(«Мойдодыр»:

« Убежало одеяло, улетела простыня,

И подушка, как лягушка ускакала от меня...»)

Чем закончилась сказка?

(Федора исправилась. Посуда вернулась.)

Что говорит самовар в конце сказки?

Почему самовар называет героиню по отчеству «Федора Егоровна!»?

(Простил, уважает, т. к. Федора

исправилась.)

СЛАЙД 7

Найдите и прочитайте отрывок, который может прочитать вот этот человек или еще кто-нибудь, у кого такое настроение:

Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу.

Доброте. Порядку).

Об иллюстрации

Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть?

(Художник)

Посмотрите на стр.13. Какими красками пользуется художник? Почему?

(Серый, коричневый.)

А теперь откройте последнюю иллюстрацию (стр.22). Какие краски и почему использует художник здесь?

(Все блестит, сверкает.

Все в порядке.

Федора моет посуду.

Все нарисовано светлыми красками.)

Сегодня мы тоже станем художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрацию к сказке. Это и будет вашим домашним заданием.

Loading...Loading...