Митрополит симон рязанский. Митрополит Симон (Новиков). Музей владыки Симона

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Игоря Васильевича Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)» . Книга посвящена митрополиту Рязанскому и Касимовскому Симону (1928-2006).

Владыка Симон с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей. Автор на основе разных воспоминаний, а также встреч, интервью с владыкой и его ближними знакомит читателя с этапами жизненного пути митрополита Симона, с множеством незабываемых эпизодов его служения.

Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков) родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино Даниловского района Ярославской области, в семье крестьян. Новиковы были людьми благочестивыми, верующими. По праздникам ходили в храм; все, в том числе и дети, исполняли домашнее молитвенное правило и соблюдали посты. И это несмотря на то, что отец семейства некоторое время занимал государственную должность — был председателем колхоза. Отмечая важность воспитания детей в семье, митрополит Симон впоследствии говорил: «Именно в семье, когда душа ребенка чиста, должны в нем взращиваться лучшие чувства. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастет отзывчивым, добрым. А главное, в семье у детей должно воспитываться чувство жертвенной любви к Богу и к ближним». Когда Сергей Новиков стал учиться в николо-отводненской начальной школе, он при всякой возможности посещал богослужения. «Может, поэтому меня уже тогда прозвали монахом, — вспоминал владыка Симон. — Ребята смеялись надо мной, а я только рад был. Тогда любой монах мне святым казался. И я молился Богу: “Господи, сделай меня монахом”».

В 1947 году, по окончании Ярославского химико-механического техникума, Сергея Новикова направили работать электротехником на завод, который находился недалеко от Ярославля, в поселке Волгострой. Рядом с поселком было село Федоровское с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери. Там Сергей встретил человека, который стал его первым духовным наставником и сомолитвенником на всю жизнь. Это был иеромонах Авель (Македонов), будущий архимандрит, игумен Пантелеимонова монастыря на Афоне, а затем наместник рязанского Иоанно-Богословского монастыря. В 1958 году Сергей поступил в число братии Свято-Троицкой лавры. А через десять дней, 28 декабря, наместник лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) постриг его в монашество с именем Симон, в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия. 18 января 1959 года архиепископ (впоследствии патриарх) Пимен (Извеков) в московском Воскресенском храме в Сокольниках рукоположил отца Симона во иеродиакона, а 12 апреля — во иеромонаха. В 1959 году иеромонах Симон закончил обучение в Московской духовной академии круглым отличником. В 1964 году отца Симона утвердили в должности доцента по кафедре византологии. А вскоре назначили настоятелем Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья, что в Переделкино, под Москвой. К совершению церковных служб отец настоятель относился строго, свою же паству призывал к посещению богослужений. «Храм, — говорил он, — является лучшей школой благочестия, а храмовые богослужения — лучшим учителем веры и нравственности».

2 января 1964 года патриарх Алексий I возвел иеромонаха Симона в сан архимандрита. 14 ноября 1965 года архимандрит Симон был назначен на должность инспектора Московской духовной академии и семинарии. Все воспитанники архимандрита Симона помнят его как мудрого, любящего наставника. Отец Симон, признавая своих учеников за родных, называл их братцами. «Ты, братец, молодец, — говорил он успешному ученику, — а ты, братец, того…» — говорил неуспевающему. Слова «того» было достаточно, чтобы ученик заливался стыдливым румянцем.

11 августа 1972 года скончался архиепископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов). Постановлением Священного Синода епископом Рязанским и Касимовским было определено стать архимандриту Симону. Хиротония архимандрита Симона во епископа состоялась 13 октября, под праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме Московской духовной академии. Ко времени, когда владыка Симон приступил к управлению Рязанской епархией, она, как и другие епархии в России, переживала тяжелые времена. За время служения владыки Симона на кафедре (1972-2003) число действующих храмов возросло с 50 до 296, открылось девять монастырей.

Простоту жизни рязанского архиерея отмечали все, кто бывал у него в доме на улице Фрунзе. Келья архиепископа Симона была небольшой, тесной, загруженной книгами. При этом рязанский архиерей однажды заставил ее еще и… гробом. Об этом случае Евгений Каширин вспоминал: «Как-то пригласил меня владыка для разговора о фотографировании Иоанно-Богословского монастыря. Захожу в его келью, а у него там гроб стоит. “Скажите, владыка, а почему здесь гроб стоит?” “Знаете, Евгений Николаевич, иногда подвижники ставят у себя в келье гроб, чтоб хранить памятование о смерти. А я никакой не подвижник, и у меня, братец, совсем другая история. Есть в Борисоглебском приходе одна глубоко верующая старушка. Как-то она сильно заболела и решила для себя заранее гроб заготовить. Купила она гроб, поставила в сарай. Ну, стоял он там и стоял. А старушка выздоровела и решила навестить свою сестру, которая живет в другом городе. И на кого-то надо было ей оставить свой гроб, поскольку сын у нее сильно запивал и мог его пропить… Ну и обратилась эта старушка ко мне. Как не помочь? Помог. Только вот старушка эта обещала через неделю приехать, да загостилась у сестры, и вот уже второй месяц гроб так и стоит в моей келье”». Каковы же должны быть отношения между паствой и владыкой, чтобы можно было вот так, запросто, попросить архиерея на время гроб в епархиальное управление взять?!

В феврале 2002 года на юбилее митрополита Симона, которому исполнилось семьдесят пять лет, митрополит Сергий (Фомин) вручил ему от имени патриарха Алексия II награду Русской Православной Церкви, орден святителя Макария II степени, и передал просьбу Святейшего и далее служить Церкви, оставаясь на Рязанской кафедре. По воспоминаниям митрополита Сергия, в ответ на это владыка Симон сказал: «Отпустите меня на покой, пожалуйста. Я хочу заняться учеными трудами. Я очень люблю святителя Игнатия (Брянчанинова) и хочу литературные свои труды посвятить его творениям». Проживая на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон окормлял сотни своих духовных чад из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Владимира, Ярославля и других городов. Он много времени уделял составлению докладов на темы духовно-нравственного просвещения. Выезжал с ними для выступлений на Рождественские и Глинские чтения. И конечно же, работал над толкованием богословских трудов святителя Игнатия (Брянчанинова).

1 сентября 2006 года митрополит Симон, великий молитвенник, мудрый архипастырь, глубокий богослов и ревностный гражданин своего Отечества, отошел ко Господу. Помолиться об упокоении доброго пастыря, проводить его в последний путь прибыло множество почитателей. Как сказал близко знавший владыку клирик Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков: «Святые отцы говорили, что трудно достигнуть спасения, если не увидишь праведника во плоти, человека, который являет собой некий идеал и показывает, как правильно прожить эту жизнь, чтобы наследовать Царство Небесное. Митрополит Симон был именно таким человеком, который являл собой пример жизни во Христе и учил нас жить так, чтобы наследовать Царство Небесное».

Дар чудный, дар бесценный

Теплые ручки Божией Матери

Я посох мой доверил Богу…

Академия духа

Благие плоды просвещения

Небо становится близким

Божие водительство

Смирение добротой дышит

Легко ли быть владыкой?

Сила Божией благодати

Свеча на подсвечнике

Великие перемены

Еще о нас печалуется Троица

Для ума и для души

Не нам, Господи, но имени Твоему

Суров монашеский приют

Знаки Божией милости

Список литературы

(5 февраля 1928 г. - 1 сентября 2006 г.) - Митрополит Рязанский и Касимовский, кандидат богословия, доцент, автор богословских и исторических трудов.

Родился в д. Жолнино Даниловского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1943 г. окончил 8 классов средней школы, в 1947 г. — Ярославский химико-механический техникум, затем работал электротехником на одном из военных предприятий Ярославля.

В 1951—1955 гг. учился в Московской Духовной семинарии. В 1955 поступил и в 1959 г. окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 17 декабря 1958 г. поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 28 декабря того же года пострижен в монашество с именем Симон. 18 января 1959 г. рукоположен во иеродиакона, 12 апреля того же года — во иеромонаха. С 1959 г. — преподаватель Московской духовной семинарии, затем — Московской Духовной академии. 2 января 1964 г. возведен в сан архимандрита. В 1964 г. утвержден в должности доцента по кафедре византологии.

В 1964—1965 гг. — настоятель Преображенского храма Троицкого патриаршего подворья в с. Лукино близ Переделкина Московской области. С 1965 по 1972 г. — инспектор Московских духовных Академии и семинарии. 11 октября 1972 г. постановлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода назначен епископом Рязанским и Касимовским. 13 октября 1972 г. совершилось наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского, 14 октября — хиротония архимандрита Симона во епископы. В 1978 г. возведен в сан архиепископа. При Святейшем патриархе Пимене трижды вызывался для участия в заседаниях Священного Синода.

С 1990 г. — преподаватель литургики в Рязанском православном духовном училище. 25 февраля 2000 г. возведен в сан митрополита. Кандидат богословия, доцент, автор богословских и исторических трудов.

Когда архимандрит Симон вступил в должность управляющего Рязанской епархией, в ней был 51 церковный приход. За годы управления владыкой Симоном открыто и освящено более 200 храмов, открыты два духовных учебных заведения, стали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест», на рязанском телевидении начала работу православная программа «Зерна».

В 2001 г. в Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А. Есенина (ныне РГУ) на факультете русского языка и литературы открыто отделение теологии. На базе РГУ и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики, при Рязанской городской библиотеке им. С.А. Есенина — Православный молодежный центр. Стали функционировать воскресные школы при храмах и монастырях.

В 2003 г. владыке Симону исполнилось 75 лет. Он ушел на покой, избрав местом уединенной жизни Николо-Бабаевский монастырь в Некрасовском районе Ярославской области. Этот монастырь является местом

упокоения святителя Игнатия (Брянчанинова), исследованием и распространением творений которого намеревался заняться на покое владыка.

Обитель включена в один из паломнических маршрутов, после приезда сюда митрополита Симона число паломников резко увеличилось. Его стараниями в течение года в монастыре был построен деревянный храм в честь святителя Николая.

Награжден орденами: во имя святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степ., преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степ., святого благоверного князя Даниила Московского 2-й степ., святого Иоанна Рыльского 2-й степ., святителя Макария 2-й степ., орденами Почета, Дружбы, почетной медалью Фонда мира (трижды), Золотой медалью «За укрепление мира», почетной медалью «Борцу за мир», медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Ветеран труда.

Скончался 1 сентября 2006 г., похоронен в склепе у алтарной части храма во имя святителя Иоанна Златоуста в Николо-Бабаевском монастыре. После смерти митрополита Симона в Ярославской области открыты две памятные комнаты: одна — в Николо-Бабаевском монастыре, вторая — в декабре 2008 г. в с. Вятском, недалеко от его родной деревни.

Решением Рязанского городского Совета в августе 2001 г. митрополиту Симону присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани».

Постановлением Губернатора Рязанской области в январе 2003 г. владыке присвоено звание «Почетный гражданин Рязанской области».

По материалам книги «Почетные граждане Рязанской области и города Рязани» (Биобиблиографический указатель / РОУНБ им. Горького. — Рязань, 2009).

Дата события: 05.02.1928 г.

Родился 5 февраля 1928 г. в д. Жолнино Даниловского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1943 г. окончил 8 классов средней школы, в 1947 г. - Ярославский химико-механический техникум, затем работал электротехником на одном из военных предприятий Ярославля.

В 1951-1955 гг. учился в Московской Духовной семинарии. В 1955 поступил и в 1959 г. окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 17 декабря 1958 г. поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 28 декабря того же года пострижен в монашество с именем Симон. 18 января 1959 г. рукоположен во иеродиакона, 12 апреля того же года - во иеромонаха. С 1959 г. - преподаватель Московской духовной семинарии, затем - Московской Духовной академии. 2 января 1964 г. возведен в сан архимандрита. В 1964 г. утвержден в должности доцента по кафедре византологии. В 1964-1965 гг. - настоятель Преображенского храма Троицкого патриаршего подворья в с. Лукино близ Переделкина Московской области. С 1965 по 1972 г. - инспектор Московских духовных Академии и семинарии. 11 октября 1972 г. постановлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода назначен епископом Рязанским и Касимовским. 13 октября 1972 г. совершилось наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского, 14 октября - хиротония архимандрита Симона во епископы. В 1978 г. возведен в сан архиепископа. При Святейшем патриархе Пимене трижды вызывался для участия в заседаниях Священного Синода.

С 1990 г. - преподаватель литургики в Рязанском православном духовном училище. 25 февраля 2000 г. возведен в сан митрополита. Кандидат богословия, доцент, автор богословских и исторических трудов.

Когда архимандрит Симон вступил в должность управляющего Рязанской епархией, в ней был 51 церковный приход. За годы управления владыкой Симоном открыто и освящено более 200 храмов, открыты два духовных учебных заведения, стали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест», на рязанском телевидении начала работу православная программа «Зерна».

В 2001 г. в Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А. Есенина (ныне РГУ) на факультете русского языка и литературы открыто отделение теологии. На базе РГУ и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики, при Рязанской городской библиотеке им. С.А. Есенина - Православный молодежный центр. Стали функционировать воскресные школы при храмах и монастырях.

Решением Рязанского городского Совета № 329 от 23 августа 2001 г. «за большой личный вклад в укрепление взаимодействия церкви с органами представительной и исполнительной власти, развитие церковной благотворительности» митрополиту Симону присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани». Постановлением Губернатора Рязанской области № 32-пг от 24 января 2003 г. «за большой личный вклад в возрождение духовности, культуры и образования Рязанской области» владыке присвоено звание «Почетный гражданин Рязанской области».

В 2003 г. владыке Симону исполнилось 75 лет. Он ушел на покой, избрав местом уединенной жизни Николо-Бабаевский монастырь в Некрасовском районе Ярославской области. Этот монастырь является местом упокоения святителя Игнатия (Брянчанинова), исследованием и распространением творений которого намеревался заняться на покое владыка. Обитель включена в один из паломнических маршрутов, после приезда сюда митрополита Симона число паломников резко увеличилось. Его стараниями в течение года в монастыре был построен деревянный храм в честь святителя Николая.

Награжден орденами: во имя святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степ., преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степ., святого благоверного князя Даниила Московского 2-й степ., святого Иоанна Рыльского 2-й степ., святителя Макария 2-й степ., орденами Почета, Дружбы, почетной медалью Фонда мира (трижды), Золотой медалью «За укрепление мира», почетной медалью «Борцу за мир», медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ветеран труда.

Скончался 1 сентября 2006 г., похоронен в склепе у алтарной части храма во имя святителя Иоанна Златоуста в Николо-Бабаевском монастыре.

После смерти митрополита Симона в Ярославской области открыты две памятные комнаты: одна - в Николо-Бабаевском монастыре, вторая - в декабре 2008 г. в с. Вятском, недалеко от его родной деревни.

2001 год

Рождение 5 февраля (1928-02-05 )
  • Жолнино [d] , Середское сельское поселение , Даниловский район , Россия

Биография

Родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино в верующей крестьянской семье. Отец - Михаил Гаврилович - некоторое время был председателем колхоза. Мать - Анна Дмитриевна - была особенно религиозна, в связи с чем и Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было ещё двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр.

18 января 1959 года епископом Дмитровским Пименом (Извековым) рукоположен в сан иеродиакона , а 12 апреля - в сан иеромонаха .

В 1959 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен преподавателем Московской духовной семинарии, а с 1963 года и академии.

С 1964 - доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

14 октября 1972 года в Покровском храме Московской духовной академии хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию совершали: митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) , архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплёв) , архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) , епископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский) , епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский), епископ Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов) .

За период его управления епархией количество приходов увеличилось в несколько раз. В епархии были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище ( ; владыка Симон преподавал в нём литургику) и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (), на факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина было создано отделение теологии. Являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в её заседаниях в Болгарии , Норвегии , Швейцарии , Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Решением Рязанского городского Совета № 329 от 23 августа 2001 года «за большой личный вклад в укрепление взаимодействия церкви с органами представительной и исполнительной власти, развитие церковной благотворительности» митрополиту Симону присвоено звание «Почётный гражданин города Рязани». Постановлением Губернатора Рязанской области № 327-пг от 24 января 2003 года «за большой личный вклад в возрождение духовности, культуры и образования Рязанской области» владыке присвоено звание «Почётный гражданин Рязанской области» .

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова) . При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Деятельность и личные качества

В некрологе владыки Симона говорилось:

Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение Богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей.

По воспоминаниям диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии,

когда Владыка Симон узнал о моём желании стать диаконом , то он пригласил меня к себе и познакомился со мной поближе. Узнав, что я художник, говорил со мной об искусстве, рассказывая о художниках и их работах такие уникальные факты, которые я не знал. Владыка любил поэзию, хорошо знал историю искусств. Он сам лично преподавал мне азы диаконского служения.

Владыка особенно почитал святителя Василия Рязанского . Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвящённых святому князю Роману Рязанскому , епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому) . В опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче , в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы . Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче , основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Музей митрополита Симона

Награды

Публикации

Статьи и послания

  • Симеон Новый Богослов - учитель опытного богословия [актовая речь на годичном акте в МДА] // Журнал Московской Патриархии . М., 1966. № 11. стр. 54-60
    • Syméon le Nouveau Théologien - maître de la théologie vécue // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1967. № 59. стр. 148-156
  • Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 2. стр. 59-64.
  • Магистерский диспут в Московской Духовной академии [Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. «Иоанн XXIII, папа Римский»] // Журнал Московской Патриархии. М., 1970. № 7. стр. 39-41
  • Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. № 4. стр. 75-80.
  • В честь 550-летия со дня прославления Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. № 9. стр. 42.
  • О богослужении, таинствах и обрядах в Эфиопской Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1974. № 4. стр. 59-67.
  • Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 4. стр. 68-73
  • Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. № 12. стр. 64-69.
  • Во вторую Неделю святого Великого поста // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 3. стр. 39-40.
  • Слово на Успение Пресвятой Богородицы // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 8. стр. 45-46.
  • О милосердном самарянине (в Неделю 25-ю по Пятидесятнице) // Журнал Московской Патриархии. М., 1982. № 12. стр. 82-83
  • В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 7. стр. 20-21.
  • Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (+27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 2. стр. 10-13.
  • На заседании в Рязанском областном комитете защиты мира // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 41.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1988. № 117. стр. 155.
  • Олег Иванович, великий князь рязанский // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 10-16.
    • Рязанский следопыт. - 1995. - № 4. - С. 5-10;
    • Переяславль: Литературный краеведческий сборник - Рязань, 1995. - № 4. - С. 32-40;
    • Благовест. - 1998. - № 8 (авг.). - С. 3, № 9 (сент.). - С. 7, № 10 (окт.). - С. 7;
    • Рязанский ежегодник 2002. - Рязань, 2002. - С. 102-104.
  • Снова о Святой Горе / Беседовал А. Козлов // Эхо планеты . - 1989. - № 2. - С. 36-38. -
  • «Сохранить священный дар жизни…» // Рязанский комсомолец. - 1989. - 30 марта.
  • Вместе восстанавливать нравственность / Беседовал С. Солотчин // Рязанское узорочье. - 1989. - № 1 (сент.). - С. 6.
  • О проповеди // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 8. стр. 47
  • Обращение архиепископа Рязанского и Касимовского Симона к верующим, всем жителям области: Уборка урожая - общий нравственный долг // Приокская правда. - 1990. - 26 авг.;
  • «Милосердия чистый свет» // Ориентир. - 1990. - № 9. - С. 10-12.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 4. стр. 63-66.
  • Рождественское послание архиепископа Рязанского и Касимовского Симона пастырям, клиру и всем верным чадам паствы Рязанской // Благовест. - 1993. - № 1 (дек.). - С. 2; 2000. - № 1 (янв.). - С. 2.
  • Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской патриархии. М., - 1993. - № 6. - С. 45-51.
  • «Всякий в своем кругу делай, что можешь»: Об обязанностях христианина благотворно влиять на нравственность общества по творениям святителя Феофана, Вышенского затворника // Благовест. - 1994. - № 2 (февр.). - С. 2.
  • Рязанская епархия - православная жизнь // Рязанский ежегодник 1996. - Рязань, 1996. - С. 105-108.
  • «Да буду и я пастырем по сердцу Божию…» / Подготовила С. Аксенова // Благовест. - 1996. - № 9 (сент.). - С. 2.
  • Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский // Вышенский паломник. - 1997. - № 4. - С. 55-61.
  • Рязань гордится своим знатным земляком: Никодим (Ротов Б. Г.) // Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Человек церкви. - М., 1998. - С. 308-317.
  • Возродим и сохраним нашу духовность // Рязанские ведомости. - 1998. - 2 апр. - (В соавт.).
  • Троицкий монастырь // Святые врата. - 1998. - № 1 (июнь). - С. 1-2.
  • Епископ Михаил (Грибановский) (1856-1898) // Альфа и Омега . М. , 1998. № 1(15). 20-31.
  • «Славься, славься, родная земля…»: К 800-летию Рязанской епархии // Рязанские ведомости. - 1998. - 23 июня.
  • Прекрасная, неповторимая, неотделимая от Великой Руси // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 8. стр. 18-20.
  • О скорбях // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 8. стр. 59-61.
  • Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности // Рязанский церковный вестник. - 1998. - № 11-12. - С. 4-6.
  • Приветствие на празднике города в соединении с празднованием 300-летия со дня основания Успенского собора Рязанского кремля // Там же. - 1999. - № 9-10. - С. 2-3.
  • Культура и нравственность // Земля Михайловская: История. Современность. XX век. - Рязань, 2000. - С. 85-87.
  • Пасхальное послание митрополита Рязанского и Касимовского Симона пастырям, инокам и инокиням и всем верным чадам паствы Рязанской. - Рязань: ЗАО «Приз», 2000. - 4 с.: ил.
    • Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 3-4. - С. 2-5.
  • Несите тяготы друг друга! / Беседовала Л. Родина // Рязанский церковный вестник. - 2000. - № 3-4. - С. 17 - 20.
  • «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…»: Проповедь // Там же. - 2000. - № 5-6. - С. 19-20.
  • «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи, сил…»: Проповедь // Там же. - 2000. - № 7-8. - С. 2-5.
  • На Покров Пресвятой Богородицы: Проповедь // Там же. - 2000. - № 9-10. - С. 2-3; 2001. - № 5-6. - С. 6-7
  • Рождественское Послание митрополита Рязанского и Касимовского Симона пастырям, клиру, инокам и инокиням и всем верным чадам паствы Рязанской. - Рязань: ЗАО «Приз», 2001. - 4 л.: ил.; Рязанские церковный вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 6-7.
  • Церковь, нация, государство: Доклад на 67-м Всемирном Русском Народном Соборе «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» // Рязанский ежегодник’ 2001. - Рязань, 2001. - С. 46-47;
    • Благовест. - 2002. - № 1 (янв.).- С. 2;
    • Рязанский церковный вестник. - 2002. - № 3-4. - С. 2-7.
  • Приветственное слово митрополита Рязанского и Касимовского Симона в день вступления в должность главы Администрации Рязанской области В. Н. Любимова // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 24-25.
  • «Необходимо раскрыться душе народа» / Беседовала И. Матвеева // Рязанский ведомости. - 2001. - 14 апр.
  • Приветственное слово митрополита Рязанского и Касимовского Симона в день вступления в должность главы администрации города Рязани П. Д. Маматова // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 5-6. - С. 6-7.
  • Благодарственное слово митрополита Рязанского и Касимовского на присвоение ему звания «Почетный гражданин города Рязани» // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 11-12. - С. 18-19.
  • Речь митрополита Рязанского и Касимовского на открытии теологического факультета Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 11-12. - С. 16-17.
  • Речь митрополита Рязанского и Касимовского на празднике Дня города [Рязани] // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 11-12. - С. 20-22.
  • Крепкое государство немыслимо без крепкой семьи // Эфир. - 2002. - № 1 (9 янв.). - С. 4.
  • Бойтесь греха, а не числа // Эфир. - 2002. - № 6 (12 февр.). - С. 2.
  • Митрополит Рязанский и Касимовский Симон архимандриту Авелю (Македонову): [Поздравления по поводу 75-летия] // Благовест: Спецвыпуск - 2002. - Июнь. - С. 14.
  • Рождество Христово. Проповедь // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 2. - С. 28-30
  • Церковь, нация, государство: Доклад на VI Всемирном русском народном соборе // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 3-4. - С. 2-7
  • Пасха Христова // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 5-6. - С. 15-16
  • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 9. - С.6-8
  • Слово на Воздвижение Креста Господня. // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 9. - С.9-10
  • Олег Иванович, великий князь Рязанский // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 9. - С. 22-28
  • Покров Пресвятой Богородицы // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 10. - С. 4
  • Проповедь на Рождественский пост // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 11. - С. 7-8
  • Слово на Новый год // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 12. - С. 10-11
  • Рождественский сочельник // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 12. - С. 11
  • Пасхальное послание митрополита Рязанского и Касимовского Симона пастырям, клиру, инокам и инокиням и всем верным чадам паствы Рязанской. - Рязань: ЗАО «Приз», 2003. - 4 с.: ил.
  • Духовность и проблемы национального хозяйствования // Благовест. - 2003. - № 2 (февр.). - С. 3.
  • Да вси едино будут / Записала И. Матвеева // Рязанские ведомости. - 2003. - 5 февр.
  • «Рязанские губернаторы всегда поддерживали Церковь Рязанскую» // Рязанский церковный вестник. - 2003. - № 3. - С. 25-28.
  • «На основах православия строилась и гражданская жизнь» // Благовест. - 2003. - № 4 (апр.). - С. 4.
  • Спасительное значение и духовный смысл таинства Крещения по его чинопоследованию // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 1. - С. 12
  • Прощеное воскресенье // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 2. - С. 13-15
  • «Рязанские губернаторы всегда поддерживали Церковь Рязанскую»: доклад на торжественном собрании, посвященном 225-летию образования Рязанской губернии // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 3. - С. 25-28
  • Вознесение Господне // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 5. - С. 15-16
книги
  • Труды, Послания, Слова и Речи. - Рязань: Узорочье, 1998. - 464 с.
  • Проповеди. - Рязань: Фавор; Пресса, 2000. - Т. 1. - 272 с
  • Проповеди. - Рязань: Фавор, 2002. - Т. 2. - 271 с., 1 л. портр.
  • Воспеваю благодать Твою, Владычице: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. - Рязань: Зерна, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 48 с. : ил.; 20 см;

Родился в верующей крестьянской семье. Отец - Михаил Гаврилович - некоторое время был председателем колхоза. Мать - Анна Дмитриевна - была особенно религиозна, в связи с чем и Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было ещё двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр.

Окончил 10 классов Вятской средней школы Некрасовского района (1942), Ярославский химико-механический техникум (1947), работал электротехником, помощником начальника электроцеха на заводе резино-технических изделий в Ярославле. Продолжал посещать храм, познакомился с иеромонахом (будущим архимандритом) Авелем (Македоновым), иеромонахом (будущим митрополитом) Никодимом (Ротовым), а затем и с архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым), который рекомендовал его для поступления в семинарию.

По воспоминаниям современников,

Духовное образование

Окончил Московскую духовную семинарию (1955), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1959; тема кандидатской работы: «Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета»).

Монах, преподаватель, архиерей

28 декабря 1958 года был пострижен в монашество с именем Симон - в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия.

С 1959 года - преподаватель Московской духовной семинарии, затем Московской духовной академии.

С 1964 - доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

В 1964-1965 годы - настоятель Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в селе Лукино Московской области.

В 1965-1972 годы - инспектор Московских духовных академии и семинарии.

Был награждён орденами Дружбы (1995) и Почёта (2000). С 2001 был почётным гражданином города Рязани.

Деятельность и личные качества

В некрологе владыки Симона говорилось:

По воспоминаниям диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии,

За период его управления епархией количество приходов увеличилось в несколько раз. В епархии были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище (1990; владыка Симон преподавал в нём литургику) и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (1995), на факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина было создано отделение теологии. Владыка являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в её заседаниях в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Владыка особенно почитал святителя Василия Рязанского. Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвящённых святому князю Роману Рязанскому, епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому). В 1988 опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче, в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы. Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче, основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Музей владыки Симона

15 февраля 2007 в Николо-Бабаевском монастыре был открыт музей, посвящённый памяти митрополита Симона. Он расположен в его монастырской келье. Среди экспонатов - церковное облачение митрополита, его церковные и светские награды, редкие фотографии, рукописи владыки.

Труды

  • Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы. // Журнал Московской Патриархии. 1968, № 2.
  • Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию. // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 4.
  • Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 12
  • Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (+27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии.1984. № 2.
  • Олег Иванович, великий князь рязанский // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4.
  • Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 6.
  • Труды, Послания, Слова и Речи. Рязань, 1998.
  • Проповеди.
  • Воспеваю благодать Твою, Владычице.: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. Рязань, 2004.
Loading...Loading...