Почему любовь в произведениях Бунина - трагическое чувство (Бунин И. А.). «Любовь в изображении Бунина Несколько интересных сочинений

Многие произведения И.А. Бунина посвящены теме любви, в ча­стности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный верши­ной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочте­ния этих его произведений - грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кон­чают жизнь самоубийством - они все несчастливы. Почему так про­исходит? Любовь показана писателем как могучая грозная сила, спо­собная перевернуть жизнь человека. Поручик, герой рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затевая, как ему казалось, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но, расставшись с нею, он неожиданно осознает, что не может забыть ее, увидеть герои­ню вновь для него «необходимее жизни». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Поручик чувствует покой и безмятежность окружающей жизни - и это только усиливает его страдание: «Вероятно, только я один так страшно несчастен в этом городе». Бунин часто прибегает к таким приемам, как антитеза (противопоставление) и оксюморон (со­четание несочетающихся понятий), чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя, чувствующего во всем необыкновенную радость и вместе с тем муку, разрывающую его сердце, счастье в своей душе и слезы на глазах. Со слезами на глазах он заснул, а вечером, сидя на палубе па­рохода, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Герой во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его ду­ховно - это пушкинское пробуждение души, изменение всего миро­ощущения человека. Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет пись­ма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. Причем физиология не заменяет любви, и эпизод с Аленкой это доказывает убедительно - сила любви в гармонии плотского и духовного, в ее духовной значимости. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего известие о Кати­ной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с на­слаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую серд­це. Конечно, такой накал страстей несовместим с обычной жизнью ведь в жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Ме­щерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья. Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич герои рассказа «Темные аллеи», - и сам не видит счастья в дальней­шей своей судьбе. На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь - это просто существование, бытовая проза, а в душе - только тот холодный прощальный вечер и стихи, которые ей читал любимый. Поэтому, я думаю, можно утвер­ждать, что в изображении И.А. Бунина любовь - это такой взлет души, который дан не каждому, но о котором каждый, кто это испытал, никогда не забудет.

Тема любви в произведениях Бунина впервые в истории русской литературы открывает не только лишь платоническую, но и телесную сторону любовных отношений. Писатель пытается в своём творчестве соотнести то, что творится в сердце человека, с теми, требованиями, которые предъявляет к нему общество, жизнь которого построена на отношениях купли-продажи и в котором нередко на первый план выходят тёмные дикие инстинкты. Тем не менее интимной стороны отношений между людьми автор касается с необычайным тактом.

Тема любви в произведениях Бунина - это первое смелое заявление о том, что далеко не всегда телесная страсть приходит после порыва души, что в жизни порой случается и наоборот. К примеру, так случается с героями его рассказа «Солнечный удар». Иван Алексеевич в своих творениях описывает любовь во всей её многогранности - то она предстаёт в облике великой радости, то оборачивается жестоким разочарованием, одновременно является и весной, и осенью в жизни человека.

Раннее творчество

Не может оставить равнодушным тема любви в произведениях Бунина раннего периода его творчества. Рассказы «Заря всю ночь», «В августе», «Осенью» и несколько других - очень краткие, простые, но значительные. Испытываемые героями чувства чаще всего бывают двойственными. Редко бунинские персонажи приходят к гармоничным отношениям - их порывы намного чаще исчезают, не успев толком возникнуть. Однако в сердцах их продолжает пылать жажда любви. Грустное прощание с возлюбленной заканчивается грёзами («В августе»), свидание оставляет сильный отпечаток в памяти, ибо свидетельствует о прикосновению к настоящему чувству («Осенью»). А, к примеру, героиня рассказа «Заря всю ночь» проникается предчувствием сильной любви, которую юная девушка готова излить на своего грядущего избранника. Однако разочарование приходит к юным героям так же быстро, как и само увлечение. Бунин необычайно талантливо раскрывает эту разницу между действительностью и мечтами. После полной пения соловьёв и по-весеннему нежного трепета ночи в саду до Таты сквозь сон доносятся звуки выстрелов. Её жених стреляет в галок, и к девушке в одночасье приходит осознание того, что она не способна любить этого обычного, приземлённого человека.

«Митина любовь» (1924) - одно из лучших произведений Бунина о любви

В 20-е годы, в период эмиграции писателя, тема любви в произведениях Бунина обогащается новыми оттенками. В своей повести «Митина любовь» (1924) автор последовательно рассказывает о том, как постепенно осуществляется духовное становление главного героя, как жизнь ведёт его от любви к краху. Возвышенные чувства в этом повествовании тесно перекликаются с реальностью. Любовь Мити к Кате и его светлые надежды будто подернуты смутным ощущением тревоги. Мечтающая о карьере великой актрисы девушка оказывается в эпицентре фальшивой столичной жизни и изменяет своему возлюбленному. Даже связь с другой женщиной - приземлённой, хотя и видной Алёнкой - не сумела облегчить духовные терзания Мити. В итоге герой, незащищённый, неподготовленный к столкновению с жестокой реальностью, решает наложить на себя руки.

Тема любовных треугольников в творчестве И. Бунина

Иногда тема любви в произведениях Бунина раскрывается с другой стороны, в них показывается извечная проблема любовных треугольников (муж-жена-возлюбленный). Яркими примерами таких рассказов могут послужить «Кавказ», «Ида», «Прекраснейшая солнца». Брак в этих творениях становится непреодолимой преградой на пути к желанному счастью. Именно в этих рассказах впервые возникает образ любви как «солнечного удара», который находит своё дальнейшее развитие в цикле «Тёмные аллеи».

«Тёмные аллеи» - самый знаменитый цикл рассказов писателя

Тема любви в этого цикла («Тёмные аллеи», «Таня», «Поздний час», «Руся», «Визитные карточки» и др.) - это моментальная вспышка, телесные наслаждения, к которым героев толкает подлинная горячая страсть. Но на этом всё не заканчивается. «Солнечный удар» постепенно приводит персонажей к невыразимой самозабвенной нежности, а после - к истинной любви. Автор обращается к образам одиноких людей и обычной жизни. И потому вспоминания об овеянном романтичными впечатлениями прошлом кажутся для его героев такими чудесными. Однако и здесь, после того как люди сближаются и в духовном, и в телесном отношении, будто бы сама природа приводит их к неизбежному расставанию, а порой и к смерти.

«Господин из Сан-Франциско» - смелая интерпретация любовных отношений

Мастерство описания деталей быта, а также задевающего за живое описание любви, присущее всем рассказам цикла, достигает своего апогея в 1944 году, когда Бунин заканчивает работу над рассказом «Чистый понедельник», повествующем о судьбе женщины, ушедшей от жизни и любви в монастырь.

А особенно ярко тема любви в понимании Бунина была раскрыта при помощи рассказа «Господин из Сан-Франциско». Это - повествование о самых низких и уродливых проявлениях исковерканного великого чувства. Фальшивость, лживость, автоматизм и безжизненность, ставшие причиной неспособности к любви, особенно сильно подчёркнуты в образах «Господина из Сан-Франциско».

Сам же Бунин считал любовь тем чувством, которое вызволяет человека из плена всего наносного, делает его необычайно естественным и сближает с природой.

«НЕДОУМЕНИЕ СЧАСТЬЯ»


Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»).

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало - в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. 1?ак и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями. Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.

Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга». Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:

1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.

2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т. к. всегда существует возможность измены.

3. Путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья.

Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

Любовь у Бунина чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, «сумасшедшем» романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не оставляет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное"происшест-вие. Только со временем он начинает чувствовать «неразрешимую муку», испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день.

В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь - это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти.

Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа «Худая трава». Всю жизнь отработавший батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Память постоянно возвращает Авер-кия в те «далекие сумерки на реке», когда ему суждено было встретиться «с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для нйх глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитые годы, ни перенесенные испытания.

Любовь - вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с прелестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумерки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно».

В октябре 1939 года Бунин поселился в Грассе на вилле «Жаннет», прожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу «Темные аллеи» - рассказы о любви, как он сам сказал, «о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Эта книга, по словам Бунина, «говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать в мир поэзии «будничные явления жизни». «Низких» тем, недостойных внимания поэта, для него не было.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете. В своих воспоминаниях Бунин писал: «Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить... 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера... Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему...»

Похоронен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, в склепе, в цинковом гробу.

Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель
Бегут кресты - раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель -
Певучий звон... Все - только мысль и звуки!
То, что лежит в могиле, разве ты?
Разлуками, печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет.
Кресты хранят лишь прах.
Теперь ты мысль. Ты вечен.

Бунин – уникальная творческая личность в истории русской литературы конца XIX – первой половины XX века. Его гениальный талант, мастерство поэта и прозаика, ставшее классическим, поражало его современников и покоряет нас, ныне живущих. В его произведениях сохранен настоящий русский литературный язык, который сейчас утерян.

Большое место в творчестве Бунина в эмиграции занимают произведения о любви. Писателя всегда волновала тайна этого сильнейшего из человеческих чувств. В 1924 г. Он пишет повесть “Митина любовь”, в следующем году – “Дело Корнета Елагина” и “Солнечный удар”. А в конце 30-х и во время Второй мировой войны Бунин создает 38 небольших рассказов о любви, которые составили его книгу “Темные аллеи”, вышедшую в 1946 г. Эту книгу Бунин считал своим “наилучшим произведением в смысле сжатости, живописи и литературного мастерства”.

Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей не испытают их рокового воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает трезвому, “беспощадному” бунинскому таланту романтический отсвет. Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не подлежали сомнению. Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования – все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением, как это, например, видно в рассказе “Митина любовь”. ”Любовь прекрасна” и ”Любовь обречена” – эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта.

Любовная лирика Бунина не велика количественно. Она отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви... Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосигаемость или невозможность счастья. Например, “Как светла, как нарядна весна!..”, ”Спокойный взор, подобный взору лани…”, ”В поздний час мы были с нею в поле…”, ”Одиночество”,”Печаль ресниц, сияющих и черных…” и др.

Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.

И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения.

В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви

перед чувственностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви».

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Теме любви и смерти (часто у Бунина соприкасающихся) посвящены произведения – “Грамматика любви”, ”Легкое дыхание”, ”Митина любовь”, ”Кавказ”, ”В Париже”, ”Галя Ганская”, ”Генрих”, ”Натали”, ”Холодная осень” и др. Давно и очень верно замечено, что любовь в творчестве Бунина трагедийна. Писатель пытается разгадать тайну любви и тайну смерти, почему они часто соприкасаются в жизни, в чем смысл этого.Почему дворянин Хвощинский сходит с ума после смерти своей возлюбленной – крестьянки Лушки и потом чуть ли не обожествляет ее образ(“Грамматика любви”). Почему погибает, только начав расцветать, юная гимназистка Оля Мещерская, обладающая, как ей казалось, удивительным даром “легкого дыхания”? Автор не отвечает на эти вопросы, но своими произведениями дает понять, что в этом есть определенный смысл человеческой земной жизни.

Сложные душевные переживания героя повести “Митина любовь”с блеском и потрясающим психологическим напряжением описаны Буниным. Эта повесть вызвала споры, писателя упрекали в излишних описаниях природы, в неправдоподобности поведения Мити. Но мы уже знаем, что природа у Бунина не фон, не декорация, а одно из главных действующих лиц, и в ”Митиной любви” особенно. Через изображение состояния природы автор удивительно верно передает чувства Мити, его настроение и переживания.

Можно назвать “Митину любовь” психологической повестью, в которой автор точно и верно воплотил смятенные чувства Мити и трагический конец его жизни.

Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи»- книгу рассказов о любви. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни...» – признавался Бунин Телешову в 1947 г.

Герои «Темных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «на грани» – это почти преступание нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для Бунина даже, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и все установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, Бунин, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «...просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах... глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская»). Для Бунина все, что связано с полом, чисто и значительно, все овеяно тайной и даже святостью.

Как правило, за счастьем любви в «Темных аллеях» следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но

приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным. Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах». Отравилась Галя Ганская. В рассказе « Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его «весь век». В рассказе «Руся» влюбленных разлучает истеричная мать Руси.

Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Герой рассказа «Натали» любил сразу двух, а семейного счастья не нашел ни с одной. В рассказе «Генрих» – изобилие женских образов на любой вкус. Но герой остается одиноким и свободным от «жен человеческих».

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Герой рассказа «Темные аллеи» не может связать себя семейными узами с крестьянкой Надеждой, но женившись на другой женщине, своего круга, он не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй, сама семья оказалась «самой обыкновенной пошлой историей». Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни.

Отличительная особенность любви в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Не случайно Бунин однажды писал в своем дневнике: «И опять, опять такая несказанно - сладкая грусть от того вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру, что хочется со слезами

благодарности поцеловать землю. Господи, Господи, за что так мучаешь нас».

Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе не значит «тенистые» – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви.

О книге рассказов “Темные аллеи” Г.Адамович справедливо писал: “Всякая любовь – великое счастье, “дар богов”, даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает”.

Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та всеочищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты.

Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа “Грамматика любви”(1915). Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о “ любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью”, если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая “совсем нехороша была собой”, а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. “Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?” По мнению соседей-помещиков. Хвощинский “слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, - и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…” Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.

Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем “чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой”. Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского “за дорогую цену” маленькую книжку “Грамматика любви”, с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются “внуки и правнуки”, услышавшие “преданье сладострастное о сердцах любивших”, а вместе с ними и читатель бунинского произведения.

Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе “Солнечный удар”(1925). “ Странное приключение”, потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину “он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния”. Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя “страшно несчастным в этом городе”. “Куда идти? Что делать?” - потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

В рассказе “Темные аллеи”(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. “Сколько ни проходило времени, все одним жила, - признается она Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается.… Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было”. Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде “самое дорогое, что имел в жизни”. Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он “со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда”. И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петегбугского дома, матерью своих детей.…Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.

Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это “история пошлая, обыкновенная”, а для Надежды - не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Страстное и глубокое чувство пронизывает последнюю, пятую книгу романа”Жизнь Арсеньева” – “Лика”. В основу ее легли преображенные переживания самого Бунина, его юношеская любовь к В.В.Пащенко. В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством – героя и автора – жизни.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к “пошлой истории”, а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей. Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора “Солнечного удара”, всегда современным писателем, вызывающим глубокий читательский интерес.

Реферат по литературе

Тема: “Тема любви в произведениях Бунина”

Выполнил

Ученик “” класса

Москва 2004 г.

Список используемой литературы

1. О.Н.Михайлов – “Русская литература XX века”

2. С.Н.Морозов – “Жизнь Арсеньева. Рассказы”

3. Б.К.Зайцев – “Молодость – Иван Бунин”

4. Литературно-критические статьи.


^ Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?

Многие произведения И А Бунина посвяшены теме любви, в ча­стности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный верши­ной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочте­ния этих его произведений - грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кон­чают жизнь самоубийством -они все несчастливы. Почему так про­исходит? Любовь показана писателем как могучая i розная сила, спо­собная перевернуть жизнь человека. Поручик, герои рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затекая, как ем) кя и юеь, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но. расставши

нею, он неожиданно осознает, ч го не может забыть ее, увидеть герои­ню вновь для него «необходимее ЖИЗНИ». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Поручик чувствует покой и безмятежность окружающей жизни - и это только усиливает его страдание: «Вероятно, только я один так страшно несчастен в этом городе». Бунин часто прибегает к таким приемам, как антитеза (противопоставление) и оксюморон (со­четание несочетающихся понятий), чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя, чувствующею во всем необыкновенную радость и вместе с тем муку, разрывающую его сердце, счастье в своей душе и слезы на глазах. Со слезами на глазах он заснул, а вечером, сидя на палубе па­рохода, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Герой во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его ду­ховно - это пушкинское пробуждение души, шменепне всего миро­ощущения человека. Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет пись­ма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. Причем физиология не заменяет любви, и эпизод с Аленкой это доказывает убедительно - сила любви в гармонии плотского и духовного, в ее духовной значимости. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего известие о Кати­ной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с на­слаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую серд­це. Конечно, такой накал страстей несовместим с обычной жизнью, ведь в жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Ме­щерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья. Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич, герой рассказа «Темные аллеи». - и сам не - видит счастья в дальней­шей своей судьбе. На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь - это просто существование, бытовая проза, а в душе - только гот холодный прощальный вечер и стихи, которые ей читая любимый. Поэтому, я думаю, можно утвер­ждать, что в изображении И.А. Бунина любовь - это такой взлет ду-

ши, который дан не каждому, но о котором каждый, кто эта испытал, никогда не забудет.

^ Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»?

Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году. - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекою прошлого от липа рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбаiе. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям литературы, известным людям. И она явно не влюблена в героя так. как бы ему этого хотелось. На его предложение о браке она отвечает, что не годится в жены. «Странная любовь!» - думает об тгом герой. Рас­крывается внутренний мир героини совершенно для него неожиданно: оказывается, она часто бывает в храмах, глубоко увлечена религией, церковными обрядами. Для нее это не просто религиозность - это по­требность ее души, ее чувство родины, старины, для героини внутренне необходимые. Герой считает, "гго это всего лишь «московские причу­ды», он не может ее понять и глубоко пофясен ее выбором, когда по­сле их единственной ночи любви она решает уехать, а потом уйти в монастырь. Для него крушение любви - катастрофа всей жизни, не­мыслимое страдание. Дтя нее сила веры, сохранение своего внутренне­го мира оказались выше любви, она решает посвятить себя Богу, от­рекшись от всего мирского. Автор не раскрывает причин ее нравственного выбора, что повлияло на ее решение - социальные об­стоятельства или нравственно-религиозные искания, но он ярко пока­зывает, что жизнь души неподвластна разуму. Особенно это подчерки­вается в эпизоде последнего свидания героев в Марфо-Марнинской обители. Герои ВС столько видят, сколько чувствуют друг друга, ОНИ ве контролируют свои чувства: герою «почему-то» захотелось пойти в храм, героиня внутренне ошушаег его присутствие. Эта загадка, таин­ственность человеческих ощущений - одно из неотъемлемых свойств любви в изображении Бунина, трагической и властной силы, способной перевернуть всю жизнь человека.

^ Почему у главного герои рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени и психологии?

В рассказе «Господин и I Сан-Франциско» И. Бунин очень ярко и детально изображает мир роскоши и достатка, мир богатых людей, которые MOiyi вес себе позволить. Один из них - господин из Сан-Франциско - является главным героем. В его пост у пках, облике, ма­нере поведения автор показывает пороки «золотою» круга, к которо­му принадлежит персонаж. Но самая яркая особенность, сразу же бросающаяся в глаза при чтении, состоит в том. что нигде в рассказе не упоминается имя героя и не изображается ею внутренний мир.

Кто же такой, этот господин из Сан-Франциско? В первых же строках автор пишет, что «имени ею ни в Неаполе, ни на Капри не запомнил никто».

Казалось бы, главное действующее лицо, вокруг него и развора­чиваются основные события произведения, и вдруг не упоминается даже имя 1сроя. Сразу очевидно, то писатель пренебрежительно от­носится к персонажу. Очень подробно описаны внешность и поступки господина: смокинг, белье и даже крупные золотые зубы. Деталям описания внешнее I и уделяется большое внимание. Герой представлен солидным, респектабельным, обеспеченным человеком, который в со­стоянии купить все. что пожелает. В рассказе показывается, как герой посещает памятники культуры, по он равнодушен ко всему, искусство его не интересует. Автор сознательно н деталях описывает, как герои едят, пьют, одеваются, разговаривают. Бунин смеется над этой «ис­кусственной» жизнью.

Почему же, уделяя большое внимание внешности и поступкам, писатель не показывает внутренний мир. психологию героя? Это все оттого, что у господина из Сан-Франциско просто нет внутреннего мира. души. Всю свою жизнь он посвятил наживанию состояния, соз­данию капитала. Герой работал в пошлина и никак пе обогащал себя духовно. А к зрелости, нажив состояние, он пе знает, чем себя занять, потому что бездуховен. Его жизнь расписана по часам, в ней нет мес­та культуре, душе. Внутренний мир героя пуст и нуждается лишь во внешних впечатлениях. У господина из Сан-Франциско отсутствует какая-либо цель в жизни. Вся задача его существования сводится к удовлетворению фнзиоло! ических потребностей в сне, пище, одежде. Герой даже пе пытается что-либо изменить. Л его смерть прохо.нп

для всех незаметно, только жена и дочь жалеют его. И возвращение домой в ящике в багажном отделении ярко говорит о его месте среди людей.

И Бунин в рассказе показывает полное отвращение и презрение к таким людям. Он высмеивает их размеренную, расписанную по мину­там жизнь, обличает их пороки, изображает пустоту внутреннего ми­ра и отсутствие какой-либо духовности. Автор искренне надеется, что такие люди постепенно исчезнут вместе со своими недостатками, и в мире не останется «господ из Сан-Франциско».

^ Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма?

ii 1915 году Бунин написал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско». Уже одно название создает у читателя впечатление не­определенности, даже таинственности. Действительно, на протяже­нии всего произведения автор не употребил ни имени, ни фамилии - ничего, что бы указывало на его личность, ведь личность - это что-то индивидуальное, присущее только этому человеку. Но. прочитав буквально несколько строк, мы понимаем, что по-другому и быть не могло: он был одним из многих, таким, как все. Главное, что он хотел таким быть. Первую половину жизни он не жил он только работал. Работал лишь для тою, чтобы достойно провести остаток своих дней. Достойно в сто понимании - это так. как принято, как делают все люди его круга. В свете было модно начинать свое наслаждение жиз­нью с поездки в Европу. И, естественно, наш юсподин сразу отпра­вился именно туда. Начал свое путешествие он на огромном лайнере «Атлантида». На мой взгляд, образ этого парохода очень снмволичен. На нем респектабельные и обеспеченные американцы едут отдыхать в Европу и, как мы узнаем в конце произведения, на нем же и возвра­щаются. Само название корабля необычно, ведь Атлантида - по остров. На нем люди за деньги получают то, что в свете называется счастьем.

Но «Атлантида» - мертвый остров; души людей, его населяю­щих, утонули в пошлости и обжорстве. Сам господин из Сан-Франциско и не жил как будто. Об этом нам свидетельствует его смерть. В том мире, в котором он существует, деньги решают все: ес­ли у вас есть деньги - к вам и уважение и почет. Если нет - вы не

можете существовать в нем. Для Бунина - тот, у кого нет своего, внутреннего мира, не может существовать в этом, реальном. А если он не существует, зачем ему имя?

Я полагаю, что рассказ Бунина можно считать реалистическим произведением, большую роль в котором, однако, шрают символы. Корабль «Атлантида», нанятая за деньги пара «влюбленных», горя­щее жерло топки, дьявол, следящий за кораблем, люди без имени - вес это символы современного автору мира, стоящего на краю неми­нуемой гибели.

«Господин из Сан-Франциско»

типичным героем начала XX века?

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы узнаем историю человека, который воплотил в себе образ типичного капита­листа. Долго и упорно работая, он многого достиг и поехал на отдых в Европу со своей семьей. Однако отдыха не получилось, так как «по­года не ладилась» и «настроение было скверным».

Автор говорит в самом начале рассказа о том, что в молодости господин из Сан-Франциско поставил перед собой цель достигнуть благополучия богатейших людей. И к концу жизни он добился своего. Он вошел в круг людей, которых принято называть «элитой». Но Бу­нин неоднократно подчеркивает, что образ жизни господина был сле­пой копией образа жизни этой «элиты». «Элиты», к сожалению, не ишеллектуальной, где принято иметь свои взгляды, мнения, а «эли­ты» финансовой, где человека ценят лишь по деньгам. Для господина из Сан-Франциско путешествие давало надежду на «счастливую встречу» с миллиардером за осмотром фресок, что очень сильно ха­рактеризует его взгляды на ценности человеческих качеств. Так вот, люди этого круга имели обыкновение отдыхать, путешествуя но Ев­ропе и Азии. И господин из Сан-Франциско поехал в Европу только потому, что так делали все. Весь его отдых был заранее спланирован по заданному образцу.

Бунин достаточно подробно описывает распорядок дня на паро­ходе «(Атлантида». Все сводилось к еде. развлечениям и «нагулива-нию аппетита». II господин из Сан-Франциско тоже принимал уча-

стие в корабельной жизни наравне со всеми. Да и жизнь в Италии не отличалась разнообразием: завтрак, осмотр достопримечательное гей. обед и так далее. Но погода как будто противилась отзыву семьи из Сан-Франциско. Часто лил дождь, было сыро и холодно. Портье на вопросы о погоде отвечал, что шкой погоды в декабре давно не было, хотя фразу эту он повторял уже не первый год.

Словом, в рассказе «Господии из Сан-Франциско.. Бунин не скрывает равнодушия к своему герою, в первых же фразах уведомляя нас о том. что имени его никто нигде не запомнил. Подробно описы­вая его внешний облик, писатель топает своего героя малейших дви­жений души, любых мыслей. У него их просто нет. так как он - сборник образов богатых людей, что само по себе отрицает возмож­ность существования личности у господина из Сан-Франциско. Он - не сформировавшийся человек, а лишь слепок. Его мир - это i тат­ский пароход - отель со всеми удобствами, построенный по схеме, лишенный мысли и порыва души. А у такого человека не может быть даже элементарного психологизма, внутреннего мира, который вме­нен образом богача.

^ Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (но пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса Горького «На дне» - философское произведение. Основ­ной конфликт пьесы - спор о правде. Что необходимо человек) I a обретения смысла жизни: жестокая правда или сострадание?

Сатин в пьесе Максима Горького «На дне» является идейным прот ивник ом Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягае­мую высоту мысль о ценности человека: «Человек -свободен!»

И пусть Сатин больше человек слова, а не тела, сто речь, его по­нимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на лне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека».

Взгляды, мировоззрение обоих персонажей очень важны С появ-юнием Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захоте­лось более светлой жизни, котя они. вероятно, понимали по CMJ i но.

Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Лу­ки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости чело-иска. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и че­стный путь. Именно Сатин сумел повсршь в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: «Человек - вот правда!» Но, придя к вер­ным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывает. Есть периоды, когда необходим Лука с его утеши-тельством. ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, КОГДА только решительное слово Сатина будет нести истину челове­ческому сердцу.

Лука и Сатин - философы, поэтому они друг друга понимают. И один просто обязан защищать другого.

^ Есть ли будущее у Григории Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Главный герои романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Гри­горий Мелехов -трагическая фигура переломной для России эпохи. Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и ме­тание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем - попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремле­нием к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье, невозможная по правилам общественной морали, в конце концов ста­ла для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную во­лю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невоз­можный для казака поступок, иозоряший его в глазах всего хутора. Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и доро­же. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий, каза­лось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны, он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говориг о неравенстве среди красноармейцев - комиссар «весь в ко-

жу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они - куда равен­ство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, раз­рушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чу­жой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы - и не жалеет о Николае И, «хреновом царе», отказав­шемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение - по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о на­роде. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни. - это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца п черном небе. И последняя ценность его - сын. с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед бу­дущим.

Loading...Loading...