Вопросы комплексной безопасности. Технические средства охраны. Раздел IV. Угрозы человеку от окружающей среды

Комплексная безопасность ГБОУ Школа № 1347 - это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование.

Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области.

Достижение цели формирования культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

  • Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
  • Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
  • Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;
  • Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;
  • Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Безопасность ГБОУ Школа № 1347 - это комплекс организационно-технических мер и мероприятий, осуществляемых школой во взаимодействии с местными органами власти, правоохранительными структурами, вспомогательными службами, общественными организациями с целью обеспечения функциональной готовности комплекса к безопасной повседневной деятельности, создание условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, сохранение материальных ценностей образовательного учреждения от возможных террористических актов, несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также готовности к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации и педагогического коллектива ГБОУ Школа № 1347. Объектом этой деятельности являются: физическая охрана, антитеррористическая защищенность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона, профилактика правонарушений, пожарная безопасность, электробезопасность, профилактика наркомании и токсикомании, психологическая безопасность и оказание первой медицинской помощи.

При проведении в школе мероприятий по обеспечению безопасности, администрация руководствуется в своей работе следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом» № 130 - ФЗ от 25.07.1998 г.;
  2. Федеральным законом РФ «По противодействию экстремизму» № 114 - ФЗ от 25.07.2002 г.;
  3. Федеральным законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 144 - ФЗ от 12.08.1995 г.;
  4. Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» № 69 - ФЗ от 21.12.1994 г.;
  5. Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» № 28 - ФЗ от 26.12.1997 г.;
  6. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму;
  7. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
  8. Постановлением Правительства Москвы от 01.03.2005г. №103 - ПП «Об обеспечении безопасности ОУ»;
  9. Другими нормативно-правовыми актами в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

На основании анализа возможных угроз для учебных заведений и в соответствии с нормативно-правовыми документами в школе разработан «Паспорт безопасности» - документ, определяющий готовность учреждения к выполнению возложенных на него задач по обеспечению безопасности и противодействия терроризму.

В настоящее время выполнение требований безопасности пронизывают всю школьную жизнь, наполняя своим содержанием все виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Задача администрации школы заключается в создании условий, при которых бы не нарушались основные нормы безопасности (противопожарные, строительные, охранные и другие), обеспечивалось выполнение распорядительных документов по организации охраны, соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов работы.

Обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса, а также наличие и поддержание всех технических средств обеспечения является приоритетом в работе службы безопасности школы.

Комплексная безопасность образовательного учреждения включает в себя проведение необходимых мероприятий, разработку и обновление имеющихся нормативных документов по антитеррористической, пожарной и электробезопасности, вопросам гражданской обороны, охраны труда, правил ПДД, профилактики наркомании и токсикомании и другим вопросам.

В целях обеспечения безопасного режима функционирования школы, создания необходимых условий для проведения учебно-воспитательного процесса, охраны жизни и здоровья детей в школе проводится следующая целенаправленная работа по направлениям:

  • Общие организационно-распорядительные мероприятия;
  • Организация антитеррористической защищенности;
  • Обеспечение пожарной безопасности;
  • Обеспечение электробезопасности;
  • Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • Обеспечение безопасности на дорогах и водоемах;
  • Организация профилактики правонарушений, наркомании и токсикомании, а также детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Взаимодействие с родителями, правоохранительными и надзорными органами.

Реализация задач обеспечения безопасности реализуется в школе через защиту здоровья и сохранение жизни учащихся и работников ГБОУ Школа № 1347, знание и соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы, обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Организует и контролирует всю эту работу заместитель директора школы по обеспечению безопасности Посулов Владимир Валерьевич.

Основными мероприятиями, проводимыми в ГБОУ Школа № 1347 по обеспечению комплексной безопасности, являются:

  • осуществление контрольно-пропускного режима в здание и территорию школы;
  • постоянный контроль за территорией школы, периодический обход территории на предмет обнаружения подозрительных предметов, предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
  • обеспечение выполнения мероприятий по инженерно-технической укрепленности территории и здания школы;
  • постоянный контроль над работоспособностью системы охранной сигнализации и системы видеонаблюдения, а также своевременное их обслуживание;
  • организация работы антитеррористической комиссии школы;
  • организация взаимодействия с правоохранительными и надзорными органами района и округа, руководством ЧОП.

Существует тесная связь, с правоохранительными и надзорными органами районного и окружного звена, в рамках которой проводятся внутришкольные мероприятия (встречи, классные часы, беседы) по профилактике правонарушений, предупреждения наркомании и токсикомании, а также возникновения ЧС, установлены ознакомительные и информационные стенды.

2. По пожарной безопасности

  • разработка необходимой документации в соответствии с требованиями нормативных документов;
  • осуществление постоянного пожарного надзора за территорией и зданием школы;
  • постоянный контроль за работоспособностью системы охранной пожарной сигнализации и системы оповещения, их своевременное обслуживание;
  • соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;
  • контроль за состоянием первичных средств пожаротушения, эвакуационных выходов, открываемых решеток на окнах;
  • проведение противопожарного инструктажа с сотрудниками и учащимися школы;
  • проведение тренировок по эвакуации при пожаре;
  • организация обучения по пожарной и электробезопасности безопасности;
  • организация работы пожарно-технической комиссии и добровольной пожарной дружины;
  • организация взаимодействия с органами государственного пожарного надзора и начальником 45 пожарной части Управления по ЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве.

3. По гражданской обороне

  • разработка необходимой документации в соответствии с требованиями нормативных документов;
  • организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности школы;
  • тренировка нештатных аварийно-спасательных формирований школы;
  • обучение учащихся по курсу ОБЖ;
  • обучение персонала школы по вопросам гражданской обороны;
  • организация взаимодействия с Управлением по ЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве и Агентством гражданской защиты ЗАО Москвы по вопросам гражданской обороны.

Кроме того, активно проводится работа по охране труда и техники безопасности, не допущению нарушения правил ПДД и поведения на водоемах, профилактики наркомании и токсикомании. Организуется правовое обучение и формирование культуры безопасности педагогического персонала, сотрудников и обучающихся. Осуществляется проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность образовательного учреждения. Проводится изучение и совершенствование нормативно-правовой базы в области комплексной безопасности школы.

В результате методической и организаторской работы проводимой в ГБОУ Школа № 1347 был создан необходимый комплект документов по комплексной безопасности учреждения.

В частности разработаны следующие документы:

1. По антитеррористической безопасности.

  • паспорт безопасности;
  • приказ директора ГБОУ Школа № 1347 «Об установлении пропускного режима и организации охраны в образовательном учреждении и прилегающей территории»;
  • приказ директора ГБОУ Школа № 1347 «Об организации работы по противодействию терроризму»;
  • наблюдательное дело ЧОП;
  • инструкции, памятки и др. документы по антитеррористической безопасности;
  • для осуществления контрольно-пропускного режима используется система «Проход-Питание».

Здание школы оснащено тревожной кнопкой вызова вневедомственной охраны, домофоном и системой видеонаблюдения. Заключен государственный контракт с ЧОП на осуществление комплекса мер, направленных на защиту материального имущества, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов работы.

2. По пожарной и электробезопасности

  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «О назначении ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в ГБОУ СОШ № 1347»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об организации работы по обеспечению электробезопасности в образовательном учреждении»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об изучении в ГБОУ СОШ № 1347 правил пожарной безопасности»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об утверждении добровольной пожарной дружины в ГБОУ СОШ № 1347»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «О создании в ГБОУ СОШ № 1347 пожарно-технической комиссии»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «О создании комиссии в ГБОУ СОШ № 1347 по проверке знаний в области пожарной безопасности»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «О назначении ответственного лица за эксплуатацию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «О порядке и сроках противопожарного инструктажа, занятий по противопожарному минимуму, назначении ответственных лиц за их своевременное проведение»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «О порядке уборки горючих отходов и пыли, хранения спецодежды»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об усилении мер пожарной безопасности в ГБОУ СОШ № 1347 в осенне-зимний период 2013-2014 учебного года»;
  • план противопожарных мероприятий на учебный год;
  • положение о пожарно-технической комиссии;
  • положение о добровольной пожарной дружины;
  • инструкции и памятки по мерам пожарной безопасности;
  • журналы по обучению пожарной безопасности и противопожарного инструктажа;
  • договора на обслуживания АПС, ПАК «Стрелец-Мониторинг», пульта «01», вентиляции и дымоудаления, а также энергоснабжения;
  • планы проведения тренировок по эвакуации школы при пожаре, акты, сертификаты и др. документы.

Ежемесячно проводятся проверки АПС, систем вентиляции и дымоудаления, эвакуационных выходов, первичных средств пожаротушения. Ежеквартально с инспекторами Государственного пожарного надзора 4 РОГНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве проводятся беседы с обучающимися о мерах пожарной безопасности. Два раза в год со всеми сотрудниками проводится инструктаж по правилам пожарной безопасности.

Работа по электробезопасности организуется в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00. Электрощитовая в здании школы, оборудована средствами защиты в электроустановках в соответствии с предъявляемыми требованиями. Сотрудники школы ответственные за электрохозяйство, а также другие должностные лица обучаются по электробезопасности. Электрощитки в коридорах школы закрыты на замок и опечатаны, а электрощитовая оборудована железной дверью с замком и также опечатана печатью. Доступ посторонних лиц в указанные помещения ограничен.

3. По гражданской обороне

  • план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • план основных мероприятий по гражданской обороне на учебный год;
  • план гражданской обороны;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об утверждения Положения об объектовом звене ГБОУ СОШ № 1347»;
  • приказ директора ГБОУ СОШ № 1347 «Об организации подготовки сотрудников ГБОУ СОШ № 1347 в области гражданской обороны и защиты от ЧС в 2013-2014 учебных годах»;
  • план работы и положение о комиссии по ЧС и ПБ;
  • положение о штабе ГО и ЧС и инструкции должностных лиц штаба;
  • состав объектового звена ГБОУ Школа № 1347;
  • журналы по обучению гражданской обороне и др. документы.

Постоянно совершенствуется учебно-материальная база по гражданской обороне. В здании школы оформлены уголок безопасности и кабинет ОБЖ. В ГБОУ Школа № 1347 оборудованы спортгородок (площадки для: мини-футбола, волейбола и баскетбола) и полоса препятствий на территории, а также имеется беговая дорожка (80 м).

Организована подготовкасотрудников школыв области ГО в соответствии с федеральным законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в редакции федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», других нормативных правовых документов.

Обучение проводилось без отрыва от производственной деятельности на плановых занятиях в учебных группах по 14-ти часовой программе с закреплением знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок. Основными формами обучения являются групповые и практические занятия, тренировки. Кроме того, в соответствии с планом проходит обучение сотрудников школы в учебно-методическом центре ГО и ЧС по ЗАО с целью повышения их знаний организации планирования, практической реализации мероприятий по безопасности учреждения.

Подготовка учащихся 8, 10 и 11 классов в области защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, а также вопросов обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах организована на уроках по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Результаты, показанные учащимися школы по предмету ОБЖ хорошие.

Совместно с методическими объединениями ведется работа среди учащихся по предупреждению преступлений и их профилактики. Проводится разъяснительная работа с родителями учащихся. Ведется постоянная противопожарная профилактика среди учащихся в виде внеклассных мероприятий: конкурсы, классные часы, минутки безопасности и т.д. В каждом классе созданы уголки безопасности с помощью детей и их родителей. Учения по эвакуации в нештатных ситуациях проводятся 2 раза в год.

В целом задачи по обучению в области гражданской обороны, поставленные Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны на 2011-2015 гг. выполнены.

4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, правонарушений, наркомании и токсикомании оказание психологической и первой медицинской помощи.

Мероприятия по данному направлению проводятся согласно плану совместной работы по предупреждению ДДТТ с ГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Проводятся инструктажи в рамках городских рейдов. Не менее одного раза в месяц проводится классный час, посвященный правилам дорожного движения. Проходят уроки по безопасности дорожного движения с участием представителя ГИБДД. В уголках безопасности и на сайте школы размещена схема маршрута «Безопасная дорога домой». В сотрудничестве с родителями и правоохранительными органами прошла акция «Сделай детям переход» в 2007 году. В результате - установлена кнопка принудительного вызова зеленого цвета на пешеходном переходе около школы по улице Главмосстроя, напротив школы уложен «лежачий полицейский». Обучающиеся начальной и средней школы постоянно участвуют в окружном конкурсе рисунка «Мы рисуем улицу». Команда ЮИД школы ежегодно принимает участие в окружном слете. Для повышения уровня самосознания и ответственности ежегодно проводится неделя правовых знаний с учащимися. В целях профилактики наркомании и токсикомании проводится разъяснительная работа с детьми на классных часах и других мероприятиях и с родителями на родительских собраниях. Организуются и проводятся встречи с сотрудниками Управления Госнарконтроля по г. Москве

Выводы:
В настоящее время проводимая работа в ГБОУ Школа № 1347 позволяет решать вопросы по комплексной безопасности учреждения на должном уровне. В школе ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Весь педагогический коллектив ГБОУ Школа № 1347, и конкретно каждый учитель на уроках и вне их является гарантом безопасности ребенка во время учебного процесса.

  • разработка плана проведения тренировки;
  • разработка календарного плана подготовки и проведения тренировки.

Прошу учесть, что хотя эти два документа и созвучны, суть разная. В плане проведения тренировки отражается:

а) тема тренировки;

б) цели тренировки;

в) состав участников тренировки.

Календарный план подготовки и проведения содержит следующие пункты:

а) этапы подготовки и проведения тренировки;

б) задачи штабу проведения тренировки;

в) задачи участникам тренировки;

г) места проведения;

д) время проведения;

е) ответственные исполнители.

В дополнение к вышесказанному, согласно методике каждый участник тренировки (руководители, сотрудники и обучающиеся, посредники, если есть таковые) должны иметь отличительные знаки в виде нарукавных повязок разного цвета). Впрочем, при проведении тренировки в образовательном учреждении этим условием, я думаю, можно пренебречь. Но это мое частное мнение.

Во-первых, это лишние материальные затраты. А финансирование наших образовательных учреждений не во всех регионах такое же, как в некоторых крупных городах Российской Федерации.

Во-вторых, не во всех наших образовательных учреждениях обучается более 1000 учащихся и трудится более 100-150 сотрудников. И все сотрудники и учащиеся прекрасно знают в лицо своих руководителей.

3. Примерный план проведения тренировки выглядит так:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №50

_________________ А.А.Сидорова

«____» _______________ 20___ года

П Л А Н

проведения тренировки

I. Тема : «Отработка практических навыков действия работников и обучающихся МБОУ СОШ №50 при возникновении чрезвычайной ситуации».

II. Цели тренировки :

  • обучение сотрудников и обучающихся умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности сотрудников к эвакуации;
  • поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности сотрудников, необходимой при эвакуации людей;
  • выработка у сотрудников и обучающихся навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении пожара;
  • обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

III. Состав участников объектовой тренировки : заместители директора, сотрудники, обучающиеся МБОУ СОШ №50.

IV. Этапы тренировки :

первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и обучающимися;

второй подготовительный этап – проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние путей эвакуации; проверка состояния средств автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации;

третий этап – проведение тренировки (подача сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации, проведение эвакуации);

четвертый этап – разбор тренировки.

V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара .

Подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара. Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.

Заместитель директора по безопасности — начальник штаба тренировки

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются:

Охрана труда

Правила техники безопасности

Гражданская оборона

Меры по предупреждению террористических актов

Контроль соблюдения требований охраны труда.

Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе:

Пожарную

Электрическую

Взрывоопасность

Опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Реализация вышеперечисленных задач осуществляется в нашей школе в следующих направлениях:

Защита здоровья и сохранение жизни;

Соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы;

Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.



Ежегодно учебно-воспитательный процесс начинается после подписания акта о готовности школы представителями органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Энергонадзора. К актам прилагаются

Протоколы замеров сопротивления изоляции, испытаний гимнастических снарядов, подготовки вентиляционной системы, тревожной кнопки, системы автоматического обнаружения пожара и оповещения людей о ЧС, и др.

В целях обеспечения электробезопасности составлена и утверждена инструкция «О мерах электробезопасности в здании МКОУ Репьевская СОШ». Электрощитовая школы, электрощиты освещения на этажах, электрическое оборудование в помещениях школы проверяется на соответствие требованиям электробезопасности – заместителем директора по АХР еженедельно. Все электрощитовые закрыты на замки и опечатаны. В школе по мере поступления заменяются электросветильники. Согласно графику школьным электриком проводится проверка электрощитовой, проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, содержатся в исправном состоянии электророзетки, электровыключатели. Обеспечивалось соблюдение правил пожарной безопасности при проведении общешкольных мероприятий, вечеров, Новогодних праздников.

В связи с террористической опасностью осуществлены мероприятия по недопущению на территорию и в здание школы посторонних лиц. Охрана, дежурный администратор и дежурный учитель не допускают в здание посторонних лиц. Ведется учет граждан, посещающих школу. Родители учащихся пропускаются в школу в указанное время на переменах или после занятий. Дежурный сотрудник заносит данные о посетителе в журнал регистрации. Разработан механизм действий персонала школы и учащихся в случае возникновения террористической угрозы. Обеспечение этих мероприятий осуществляется лицами, чьи должности введены в штатное расписание школы. Для предупреждения и предотвращения террористических актов в здании школы и на прилегающей территории разработана «Инструкция по противодействию терроризму», требования которой должны строго соблюдать постоянный состав (руководители, педагоги, служащие, рабочие) и обучающиеся образовательного учреждения. Практические мероприятия по предотвращению актов терроризма в образовательном учреждении и на его территории:

Подвальные и подсобные помещения содержатся в порядке;

Запасные выходы закрыты и опечатаны;

Контролируется выдача ключей от учебных помещений педагогам и сдача ключей после окончания занятий;

Постоянный состав ОУ прибывают на свои рабочие места за 10-15 минут до начала занятий с целью проверки их на предмет отсутствия посторонних и подозрительных предметов;

Проезд технических средств и транспорта для уборки территории и эвакуации мусора, завоз материальных средств и продуктов осуществляется под строгим контролем.

В школе разработан план эвакуации на случай поступления угрозы взрыва, возникновения ЧС. К плану эвакуации разработаны инструкции персоналу, администрации и учителям на случай угрозы взрыва. У директора школы есть инструкция по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости сотрудников и детей в условия повседневной деятельности и памятка директору по мерам защиты детей и сотрудников.



Памятки для учащихся и персонала школы о действиях в чрезвычайных ситуациях>>>

Организация питания в школе осуществляется только после соответствующих согласований с органами Роспотребнадзора и при регулярном их контроле, что обеспечивает отсутствие случаев отравления детей продукцией, приготовленной в школьном пищеблоке. Обеспечение продуктами осуществляется через поставщиков, прошедших котировочные комиссии. постоянно осуществляется контроль за исправностью оборудования в пищевом блоке, столовой. а так же контроль за организацией питания, ассортиментом продуктов, созданием условий для качественного приготовления пищи в столовой.


Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности осуществляются школой как самостоятельно, так и в рамках соответствующей муниципальной программы. В рамках реализации этой программы школа проводит мероприятия, формирующие у учащихся и персонала способности и навыки по действиям в ЧС (учебная эвакуация детей из здания школы); обеспечивает наличие и выполнение нормативно-правовой документации по обеспечению пожарной безопасности (средства пожаротушения, состояние эвакуационных выходов в рабочем состоянии и др.), агитационно-просветительских материалов (стенды «Уголок по ГО», «Пожарная безопасность» и др.). Кроме этого уточнены схемы эвакуации детей и персонала на этажах, ежедневно проверяются эвакуационные выходы, соответственно графику проверяется система АПС (автоматическая пожарная сигнализация), постоянно проводится проверка наличия и исправность средств пожаротушения.



Памятки для учащихся и родителей о действиях при пожарах и других стуациях>>>

В школе созданы необходимые условия для предотвращения детского травматизма (соблюдение техники безопасности, выполнение инструкций по охране труда и т.д.). В учебный план 5 – 11-х классов включен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Для обучающихся начальной школы оборудована рекреация «Уголок безопасности дорожного движения». В школе регулярно проводятся занятия по безопасности дорожного движения, по основам безопасности жизнедеятельности, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Ежегодно проводится практические общешкольные мероприятия («День защиты детей», «День безопасности» и др.)

Ежегодно проводится углубленный осмотр всех учащихся и анализ результатов заболеваемости учащихся 1-4 классов, 5-11-х классов по группам здоровья в течение всего года.

В случае детского травматизма проводятся расследования школьных травм во время учебно-воспитательного процесса, выявляются причины и принимаются меры по их устранению.

Регулярно на уроках в начальных классах проводятся мероприятия по охране зрения.

Изучение вопросов охраны труда по программе курса ОБЖ в 5,9-11классах, интегрированных курсов 6-8 классах, 1-4 классы на часах «Минуток безопасности».

Инструктажи о правилах безопасности в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики проводятся своевременно.

Обучение правилам дорожного движения, поведению на улице, на воде, пожарной безопасности идет в нашей школе в течение всего года. Организуются и проведятся конкурсы рисунков, викторин по данным вопросам.

С учениками 10 класса в июне ежегодно проводятся 5-ти дневные сборы по основам военной службы.

Психологами школы, социальным пелагогом, классными руководителями проводится профилактическая работа по искоренению вредных привычек у учащихся.

На родительских собраниях обсуждаются вопросы о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, поведения на воде.

Для чего нужны светоотражатели?>>>
Памятка для классного руководителя>>>
О безопасности на воде>>>

Одним из важнейших направлений деятельности администрации школы по реализации безопасности школы является обеспечение охраны труда и техника безопасности .

Мероприятия по организации работы по охране труда:

1. Подготовка школы к новому учебному году. Проверка исправности инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда.

2. Подписание акта о приемке школы

3. Утверждение должностных обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране труда для работающих и служащих образовательного учреждения.

4. Назначение приказом ответственных лиц за соблюдением требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях.

5. Проведение родительского и педагогического советов по рассмотрению перспективных вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников; принятие программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

6. Обеспечение выполнения директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда

7. Обучение обслуживающего персонала охране труда по тех. минимуму.

8. Обеспечение спец. одеждой обслуживающего персонала, рабочих.

9. Проверка наличия (обновление) инструкций по охране труда и наглядной агитации в кабинетах обслуживающего труда, химии, физики, информатики и ИКТ.

10. Контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

11. Паспортизация учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.

12. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала и других помещений, а также столовой в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

13. Разработка и периодический пересмотр инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению лабораторных и практических занятий.

14. Обеспечение безопасности учащихся при организации экскурсий, вечеров отдыха, дискотек и других внешкольных мероприятий.

15. Включение в коллективный договор (соглашение) вопросов по охране труда.

16. Подведение итогов выполнения соглашения по охране труда.

17. Проведение водного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами. Оформление проведения инструктажа в журнале.

18. Инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформление проведения инструктажа в журнале.

19. Инструктажи на рабочем месте (первичные и периодические) технического и обслуживающего персонала.

Обеспечение социально-психологической безопасности . В школе работает психолог, оказывающий, при необходимости, психологическую поддержку учащимся школы, а также проводящий большую работу по мониторингу морально-психологического климата в каждом классе в целом и эмоционального состояния отдельных учащихся. См. страницу " Социально-психологогическая служба".

Таким образом, в школе ведется большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Весь наш педагогический коллектив, конкретно каждый учитель на уроках и вне их является гарантом безопасности ребенка во время учебного процесса.

Правила безопасности ребенка в школе и на улице. (Рекомендации для родителя).

Уважаемые родители! В школе вы не можете находиться рядом с детьми всё время. Поэтому остается рассчитывать только на способность ваших детей вырабатывать и сохранять собственные защитные навыки. Предлагаем вам несколько правил, с которыми надо особенно скрупулезно ознакомить ваших детей:

Ходи в школу и возвращайся из неё в компании школьных товарищей или выбирай такой путь, чтобы все время быть на виду у людей.

Никогда не принимай предложений незнакомцев подвезти тебя. Не соглашайся на это, даже если человек утверждает, что его попросили об этом твои родители, если только они не предупредили тебя заранее.

Будь всегда рядом со своими учителями, одноклассниками (друзьями). Не ходи в одиночку в безлюдные помещения школы, тем более чердаки, подвалы, кусты. Не задерживайся в одиночку на спортивной или игровой площадке.

Сообщай обо всех неприятностях случившихся с тобой учителю, медсестре, директору, охраннику.

Не дружи с теми, кто приносит в школу оружие (ножи, пистолеты, гранаты, дымовые шашки, взрывпакеты) или наркотики. Ни в коем случае не пробуй наркотики, даже если тебе их предложили просто так и «за бесплатно». Сообщи об этом родителям.

Старайся не принимать чью-либо сторону в происходящих драках.

В туалет ходи только на перемене или с товарищем. Если увидел в туалете незнакомого взрослого, то немедленно оттуда выйди. Знай, в подавляющем большинстве школ взрослые ходят в туалеты, предназначенные только для них.

Внимательно следи за своими вещами. Не оставляй их без присмотра даже «на минутку». Не забывай в карманах одежды денег, сотовый телефон.

Не будь «размазней», если тебя начали бить, дай сдачи.

Не существует ребенка, который, учась в школе, не попал бы хоть раз в неприятную историю, либо в качестве жертвы, либо как сообщник или виновник. В таких случаях у родителей появляется естественное желание вмешаться и контролировать все, чем занимаются дети. Между тем они должны сами справляться с возникающими трудностями. Очевидно, если вы будете решать за них все проблемы, то у них не выработаются собственные навыки в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Бесполезно слишком стараться, оберегая детей от мелких насмешек и конфликтов. Их могут дразнить (разве подобного с вами в детстве не случалось?), по-своему «эксплуатировать» дети постарше; они могут попадать в ситуации, когда будут ощущать робость и неуверенность. Все эти случаи практически неизбежны.

Следует ли вмешиваться по любому поводу? Спросите об этом своих детей, выслушайте, что они скажут, и позвольте им, по возможности, самим решить, нужна ли тут ваша помощь. Часто дети в ней вовсе не нуждаются, а просто хотят обсудить с вами сложившуюся ситуацию. Помните, что событие, которое может казаться вам пустяком, мелким инцидентом, в глазах вашего ребенка подчас достигает масштабов беды.


Смешарики Азбука безопасности для младших школьников

Портал "Безопасность наших школ" Минобрнауки России

" Согласовано" " Утверждаю"

Председатель ПК Директор

ЦРТДиЮ «Жулебино» ЦРТДиЮ «Жулебино»

Г.В. Тюфякова В.Л. Малюкова

ИНСТРУКЦИЯ

по обеспечению комплексной безопасности

ГОУ ЦРТДиЮ «Жулебино»

ИНСТРУКЦИЯ

по обеспечению комплексной безопасности

ГОУ ЦРТДиЮ «Жулебино»

    Система комплексной безопасности образовательного учреждения –

это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

      1.1 Комплексная безопасность ЦТ – это совокупность мер и мероприятий ЦТ (организационных, информационных, агитационных, обучающих), осуществляемых во взаимодействии с органами государственного и муниципального управления, правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.

      1.2. Руководителю ЦТ (директору) считать важнейшей задачей обеспечения комплексной безопасности, создание безопасных и необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, сотрудников ЦТ и, в соответствии с требованиями действующего законодательства (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1"Об образовании",п.1,7 ст.51), несет личную ответственность за ее состояние.

      1.3 В основу мер принимаемых директором по достижению комплексной безопасности ЦТ положить требования действующего законодательства (ФЗ РФ от 28.02.2010г. № 390-ФЗ"О безопасности", ФЗ РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ РФ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", ФЗ РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ФЗ РФ от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", ФЗ РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Письма Министерства образования и науки от 30.08.2005г. № 03-1572 "Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях"). Комплексная безопасность организовывается так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из сложности и разнообразия проблем комплексной безопасности, в ЦТ создаются структурные единицы и комиссии, управляющие электробезопасностью, пожарной, производственной и антитеррористической безопасностью.

    Меры по антитеррористической защищенности и противодействию

терроризму и экстремизму.

      Проводить анализ Паспорта безопасности и его приложений: план охраны ЦТ, план-схема охраны при проведении массовых мероприятий, ситуационного плана, планов безопасности ЦТ, локальных и нормативных актов, инструкций и памяток.

Уточнить ответственных лиц и их обязанности за проведение мероприятий антитеррористической защищенности. Осуществляемые меры по выполнению требований и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер.

      Обеспечить своевременное выявление и информирование сотрудников УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г.Москве, Отдела по ЮВАО УФСБ РФ по г. Москве о подозрительных предметах и подозрительных лицах, проявляющих необоснованный и повышенный интерес к режиме работы ЦТ, осуществляющих их фото-видео съемку.

      В дни праздников, непосредственно перед началом проведения мероприятий в целях выявления взрывоопасных предметов, веществ и обеспечения безопасности проводить дополнительные осмотры помещений.

      Принимать экстренные меры, во взаимодействии с отделом ОВД отдела "Жулебино" г. Москвы, по несанкционированной парковке автотранспорта вблизи здания ЦТ.

      Регулярно проводить проверку, надлежащего функционирования систем жизнеобеспечения, состояние противопожарного оборудования, охраны ЦТ, выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности ЦТ.

      Обеспечить безопасное состояние подвальных, чердачных и хозяйственных помещений, безопасного содержания материально-технической базы, надлежащего функционирования систем жизнеобеспечения ЦТ.

      Осуществлять регулярный контроль ведения строительных и ремонтных работ в ЦТ при подготовке здания к новому учебному году. Не допускать провоз, пронос и складирования строительных материалов в подвальных, подсобных помещениях, не имеющих непосредственное отношение к проводимым ремонтным работам в ЦТ.

      Проводить совещания, планерки и инструктажи по противодействию терроризму и экстремизму, объектовые тренировки, согласно утвержденному плану.

      Должностным лицам осуществлять ежедневный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности. Выполнение требований безопасности сотрудниками обязательное условие организации безопасных и здоровых условий при проведении занятий с учащимися и в процессе учебно-воспитательных мероприятий.

      Дополнительно изучать с учащимися ЦТ обеспечение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, связанных с терроризмом, обязанностей выявления и пресечения террористической деятельности.

    Деятельность по обеспечению охраны ЦТ .

    1. Охрану здания ЦТ осуществлять частным охранным предприятияем на контрактной основе в соответствии с проведенным тендером на закупку охранных услуг ЮВОУО г.Москвы.

Вызов полиции по тревожному сообщению через кнопку тревожной сигнализации осуществлять на основе заключенного договора с отделом вневедомственной охраны при УВД ЮВАО г. Москвы.

      Место для несения службы охранников, обеспечивающие постоянный контроль соблюдения пропускного режима, прибытия, убытия сотрудников и учащихся определить по адресу - ул.Моршанская, д.6 на втором этаже при входе в коридор;

Жулебинский б-р, д.23 при входе в здание ЦТ;

Жулебинский б-р, д.28 (второй подъезд) при входе в здание ЦТ.

Пост охраны оснастить средствами пожаротушения, связи, тревожной кнопкой, дежурным освещением и медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

      Порядок работы поста, обязанности охранников определяются соответствующими инструкциями согласно приложению к контракту на оказание охранных услуг ЦТ. Обход помещений охранниками осуществлять не менее 2-х раз в ночное время с обязательной записью о проведенной проверке в журнале осмотра.

Ответственность за несением службы охранниками, ежедневный прием докладов от них после начала учебного процесса о состоянии дел и их инструктаж по их завершению, возложить на заместителя директора по обеспечению безопасности.

      Приказом директора, инструкциями и другими локальными актами, установить порядок пропуска в здание ЦТ, определить обязанности и ответственность должностных лиц, дежурного администратора и охранника за пропускной режим.

      Ответственным лицам обеспечить неукоснительное выполнение всеми сотрудниками, учащимися и родителями (в части касающихся) правил внутреннего распорядка и требования по организации пропускного режима в ЦТ. Пресекать попытки прохода и проноса имущества любой категории сотрудников и учащихся через запасные двери, минуя пост охраны.

      Право санкционированного входа посетителей в ЦТ только по согласованию с администрацией ЦТ и документам удостоверяющих личность граждан с обязательной записью в книге посещения посетителей. В исключительных случаях отдельным родителям,

дети которых требуют особого ухода, а также членам родительского актива, пропуск осуществлять по списку, заверенному печатью и подписью директора ЦТ.

      Выход из здания ЦТ учащихся в возрасте до 14 лет, без сопровождения родителей проводить с письменного разрешения родителей учащегося, которое храниться у педагога в течение учебного года.

      В праздничные дни доступ в здание ЦТ запретить, за исключением проведения плановых мероприятий, возможных аварийных ситуаций и по приказу директора ЦТ.

      Ежемесячно проводить плановые проверки состояния пропускного режима, наличия и порядка ведения документации, состояние и исправность технических средств на посту охраны, содержание запасных выходов, с последующим составлением акта – проверки.

      Во время занятий (мероприятий) в помещениях первого этажа распашные решетки на окнах должны содержать с открытыми замковыми устройствами и запирать их по окончании занятий (мероприятий).

      Ключи от запасных выходов должны храниться на посту охраны, оконных решеток непосредственно у окна с правой стороны на уровне 1,5-1,8 метра от пола.

      Заместитель директора по АХР контролирует, чтобы все наружные двери по периметру здания, подвальное помещение, выходы в чердачные помещения и крышу содержались в чистоте, в закрытом и опечатанном виде.

      Педагоги должны в план воспитательной работы включить проведение занятий и бесед с учащимися на темы обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия проявлениям экстремизма.

    Деятельность по обеспечению пожарной безопасности в ЦТ.

    1. О назначении ответственных за противопожарное состояние помещений издается приказ. Регулярно уточнять планы эвакуации в случае пожара, инструкции по пожарной безопасности, памятки о действиях при пожаре.

      О назначении ответственных лиц за соблюдением правил и требований пожарной безопасности, проведением противопожарных мероприятий, пожарной сигнализацией, содержанием в исправном состоянии средств пожаротушения, пожарного оборудования, электропроводки и сантехнического оборудования издаются приказы.

      В соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в РФ укомплектовать учреждение первичными средствами пожаротушения.

      Проводить регулярные профилактические осмотры электросетей, электрооборудования и инженерных коммуникаций здания ЦТ, проверять средства пожаротушения и укомплектованность ими помещений согласно требованиям документов и плана пожарной безопасности.

      В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами обеспечить своевременную уборку и поддержание порядка в помещениях ЦТ. Не допускать сжигание мусора, использование тары, отходов и.т.п., а также разведение костров вблизи здания ЦТ.

Двери запасных выходов, подвалов, выходов в чердачные помещения опечатать с указанием фамилии ответственного за них и места хранения ключей. Установить сроки проверки целостности и сохранности указанных объектов, порядок хранения ключей от замков на посту охраны и выдачи их должностным лицам.

      Во всех помещениях иметь описи находящегося в них оборудования и имущества; на каждом этаже здания, на видных местах, иметь планы (схемы) эвакуации людей и имущества при пожаре и в случаях возникновения чрезвычайной ситуаций.

      Систематически обучать сотрудников и учащихся ЦТ соблюдению правил и требований пожарной безопасности. Совершенствовать систему оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре.

      Спланировать и провести пожарно-тактические занятия с практической отработкой действий по тушению пожара. Ежеквартально проводить объектовые тренировки в ЦТ по эвакуации учащихся и сотрудников из здания ЦТ при пожаре.

      Неукоснительно выполнять в установленные сроки требования Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности.

      Оформить в ЦТ стенды по соблюдению правил и требований пожарной безопасности.

    Деятельность по обеспечению электробезопасности в ЦТ.

    1. Назначить ответственных должностных лиц по обеспечению электробезопасности в ЦТ в соответствии с Правилами электроустановок (ПЭУ) и Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

      Все электрические щиты освещения (ЩТ) содержать в закрытом на замки состоянии. Н а наружной стороне двери электрощитовых разместить информацию: о порядковом номере щита, подаваемом на щит напряжения и предупреждающий знак установленного образца "Осторожно! Электрическое напряжение!", а на внутренней стороне дверей электрощита – однолинейную схему электроснабжения кабинетов.

      Запретить устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, электропроводок.

      В электрических щитах освещения не должно находиться посторонних предметов.

      Определить ответственных должностных лиц и сотрудников ЦТ за обесточивание электрооборудования в экстренных случаях и по окончании рабочего дня.

      Обеспечить неукоснительной соблюдение сотрудниками и учащимися ЦТ правил электробезопасности.

    Деятельность по обеспечению мер гражданской обороны и действия в

чрезвычайных ситуациях.

      Издать локальные нормативно-правовые акты по выполнению требований гражданской обороны, предупреждению и ликвидации наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями действующего законодательства.

      Уточнить планы эвакуации, инструкции и памятки о действиях при возникновении наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Скорректировать должностные обязанности должностных лиц при действиях при наиболее вероятных ситуациях.

Обеспечить индивидуальными средствами защиты каждого учащегося и определить их хранение в доступном виде.

      Определить сроки проведения объектовых тренировок по эвакуации сотрудников и учащихся.

      Проводить тренировки с формированиями по гражданской обороне.

      Оформить уголок Гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства и нормативно-правовых актов.

      Обеспечить качественное проведения занятий с учащимися ЦТ по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях. Приобрести наглядные пособия, учебно-методическую литературу, разработать инструкции и памятки "Об оказании первой медицинской помощи",Терроризм- угроза обществу".

Инструкцию разработала зам. директора по ОБ Сазонова Н.Р.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

КАФЕДРА ВАЛЕОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Безопасность образовательных учреждений»

Выполнил: студентка 1 курса ОЗО

Чупикова Александра Сергеевна

Научный руководитель: Шкода В.В.

Краснодар 2011

Введение

Глава 1. Общие положения и основные понятия

Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖД). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖД в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Целью данной работы является изучение организационных основ обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.

Для чего в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть общие положения и основные понятия касательно безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях;

изучить принципы организации безопасности в ОУ.

Глава 1. Общие положения и основные понятия

Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов.

Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз .

Для полноценного рассмотрения организационных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в ОУ необходимо ввести и пояснить некоторые термины.

Безопасность образовательного учреждения - система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени связаны между собой и влияют друг на друга .

Опасность - воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор - природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор - негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация - любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

ЧС (чрезвычайная ситуация) - официальный термин, используемый в документах, - неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

ЧП (чрезвычайное происшествие) - обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности - это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Техника безопасности - совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).

Охрана труда - система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) - это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны. Защита трудовой и образовательной деятельности - это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ - это составная часть более широкой области - обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи - эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).

В ЧС ежегодно погибает до 2-3 тыс. человек. А основные потери (до 250 тыс.) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в учебниках, программах и других материалах по БЖД. Отчасти поэтому многие нынешние и будущие родители и педагоги плохо подготовлены к обеспечению БЖД своих детей. Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.

Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже - оползни, сели, землетрясения, цунами. Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся. Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами. Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные. Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике - около 3 млн человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений - около 10 млн человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз. Эти данные говорят об актуальности и необходимости изучения материалов о социально-криминальных опасностях для каждого работника ОУ и учащегося. От природных и техногенных опасностей пострадавших в сотни раз меньше.

Многие опасные, но не чрезвычайные ситуации внешне не сразу воспринимаются как таковые, и мы к ним привыкаем, как к потоку машин, контактам с посторонними. У современного городского жителя значительно снижен порог чувствительности к скрытым опасностям. Для персонала и сотрудников охраны ОУ это недопустимо. Часто относительно малоопасные ситуации (опыт на уроке химии, занятия в спортзале, дискотека, поездка на автобусе) могут мгновенно перерасти в опасные. Например, едкое вещество попало в глаз, машину начало заносить на скользкой дороге, загорелся электроприбор, завязалась драка и т. д. Чаще всего ОУ сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными. Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта. Статистика разных лет иногда поразительно сходна, что свидетельствует о некоторых закономерностях в появлении факторов, ведущих к малым и большим происшествиям.

В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):

) Социально-политические:

массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан;

акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.

) Угрозы военного характера:

военные конфликты и противостояния;

действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.

) Социально-криминальные:

противоправное проникновение посторонних в ОУ; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников ОУ;

хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков;

уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;

угрозы осуществления терактов;

теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников и иные).

) Техногенные и социально-техногенные:

транспортные аварии (катастрофы);

пожары, взрывы газа;

разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений и т.п.

) Природные и социально-природные:

стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии);

эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций;

метеорологические опасные явления; природные пожары.

) Угрозы экологического характера:

деградация суши (почвы, недр, ландшафта). Смог. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;

загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.

) Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:

аварии на предприятии, работающем с культурами (возбудителями) I-IV групп патогенности;

массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;

появление опасных для человека больных диких животных и птиц.

В составляемых паспортах и планах обеспечения безопасности ОУ должны учитываться и отражаться возможные количественные показатели ущерба от этих угроз, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей, а также данные о группировках правонарушителей в прилегающем к ОУ микрорайоне, о фактах вандализма, угроз, вымогательства, иных возможных противоправных действиях. По каждой возможной опасной ситуации в паспортах безопасности и комплексных планах прогнозируются и планируются (с привлечением специалистов и консультантов) ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации этих угроз, аварий, ЧС и их последствий.

безопасность жизнедеятельность образовательное учреждение

Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

) Планирование и контроль.

) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

формирование навыков правильного поведения при опасностях;

формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

) Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

) Охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

) Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

) Воспитательная работа с учащимися.

) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

) Методические документы по безопасности ОУ.

) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

) Психологическое обеспечение:

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

) Кадровые и социально-бытовые меры.

) Режим, обстановка, культура безопасности.

) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Заключение

В современных условиях проблемы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остаются актуальными. Эти проблемы были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Их решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

И самое главное, у каждого из учащихся должно происходить полноценное формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях.

Список литературы

1.#"justify">. #"justify">. #"justify">. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / С. В. Петров. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006, 243 с.

Http://www.bezopasnost.edu66.ru/media/bezOU.htm


Loading...Loading...