Принцип комплексного подхода в социальной диагностике предполагает. Социальная диагностика: цели, этапы проведения. Цели социальной диагностики

Цели и этапы проведения социальной диагностики.

Суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Исходя из этого, целями диагностики состояния социального объекта являются:

Установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,

Прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты,

Выработка социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Необходимо дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Поэтому на локальном (личностном) уровне социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

Как процедуре социальной технологии - социальной диагностике присущи все основополагающие требования процесса технологизации. В технологии социальной диагностики выделяют ряд этапов:

1- предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик;

2- измерение и анализ показателей;

3- построение выводов, заключение по диагнозу.

Важнейшим элементом осуществления социальной диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения.

Задачей общей диагностики является определение самых важных проблем "исследуемого социального явления, а специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются уже более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее определить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, социальный диагноз, или научное заключение о состоянии исследуемого объекта.

Таким образом, при осуществлении социальной диагностики необходимо последовательно пройти несколько этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение, т.е. диагноз.

Основные принципы социальной диагностики.

Социальная диагностика основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства решения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

1. принцип объективности, который следует рассматривать в двух смыслах. Во-первых, независимость исследователя от влияния внешних факторов: желаний и предпочтений начальства, интеллектуальной моды и т.д. Во-вторых, социальный работник должен избегать влияния на результаты своего анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Такое искажающее воздействие может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

2. принцип причинной обусловленности. Все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, и каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами.

3. принцип комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности.

4. принцип верификации (научной обоснованности и подтверждаемости) социальной информации, то есть установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Существуют также специфические социально-этических требования - принципы диагностики - при работе с клиентом.

1. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

2. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

3. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

4. Принцип системности. Все, социальные проблемы определяет не одна причина, а несколько, часто даже система, сеть причин. В связи с этим, для того, чтобы определить источник жизненного затруднения клиента, и увидеть способы его разрешения, необходимо проводить анализ его микро­социальной среды, его семейных взаимоотношений; характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья и т.д.

5. Принцип клиентоцентризма. Рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента, индивидуального или группового.

Все принципы проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.

Социальной диагностике как технологии социальной работы отводится важное место.
Социальная диагностика - процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно- психологическое, медико- биологическое и санитарно-экологическое состояние.
Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем используют полученные результаты при разработке программ социальной помощи, выборе приоритетов.
Социальная диагностика дает возможность получать достоверные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.
Цели социальной диагностики:
— установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде
— прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты
— выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Соц диагностика должна решать след задачи
1. Выявление специфич свойства и особенности развития клиента
2. Выражение этой диагностики в колв и кач свойствах
3. описание особенностей клиента (когда это необходимо)
4. ранжирование свойств клиента

Этапы социальной диагностики:
1)предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений и совершенствования.
2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.
3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.
4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с практическими работниками. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, затем разрабатываются конкретные программы.
В социальной диагностике необходимо учитывать социальные(внешние) и биологические(внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.
Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально - этических принципов.
Принцип объективности. Выводы должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах.
Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования.
Принцип конфиденциальности- неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).
Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.
Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные.

Требование к методу соц диагностики
1. определение проффесианолизма у соц работника
2. установление первичных знаний, умений, навыков, кот обладает соц работник и будет работать
3. практическая подготовка соц работника и его компетентность
4. поиск взаимопонимания

Требование предъявляемые к выбору метода
1. Метод должен быть доступен. Понятен и соц работнику и клиенту при минимальных творческих и физических усилиях необход для его проведения
2. метод должен быть наиб простым наимен трудоемким из тех что позвол получить требуемый результат
3. технология применения методов (инструкция должна быть простой и понятной)
4. постановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике

Для практической деятельности социальных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.
К 1 группе относ.: интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления поведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Эффективное наблюдение должно быть длительным, систематическим, разностороннем, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны социальных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе.
Беседа- вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношение людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Это очень сложный и не всегда надежный метод. Он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу, что было не ясным при наблюдении или использовании иных методов. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться.
Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование. Оно предполагает публичное обсуждение. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.
Анкетирование- метод сбора материала путем опроса. При составлении анкеты необходимо уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Вопросник (опросник личностный) - совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая методика представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или нет (да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.
Социометрия- метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных изменений. С его помощью измеряется степень дружественности отношений в малой группе.
Мониторинг- постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования - имеют широкое применение, бывают индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, общие и специальные.
Тест опросник - тщательно продуманные и проверенные вопросы. По ответам можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест - задание - оценка психологии и поведения человека по его действиям. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о степени развития или отсутствии у него изучаемого качества.
Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
II группа методов:анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.
III группа методов. С их помощью определяется степень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд методов. Один из них- метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева- каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной.
Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность, достоверность и эффективность данной процедуры.

Социальная диагностика одна из ведущих технологий в соц работе. Успех всей работы зависит от качества проведения диагностики.

  • Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной диа гностики как базовой технологии социальной работы. Технология соци­альной диагностики представляет собой специфический вид человечес­кой деятельности, который связан в основном с определением факти ческого состояния социального объекта с целью последующего коррек тирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. Рассматриваются методы и способы социальной диагностики.

    Цель: познакомить студентов с особенностями социально-диагнос­тической деятельности, основными ее этапами и методами постановки социального диагноза, порядком проведения анализа собранных данных и выделения ключевой проблемы.

  • Социальные объекты, явления и процессы функционируют и развиваются лишь на основе постоянных изменений, кото­рые затрагивают не только их структуру, но и качественную специфику. А это, как известно, вынуждает постоянно коррек­тировать их цели, стратегии и технологии, которые устарева­ют (так как были выработаны ранее) и теряют свою былую эффективность. Возникающее диалектическое противоречие обусловливает необходимость постоянного диагностирова­ния социальных объектов, явлений и процессов. При этом нужно прежде всего получить ответы на следующие вопро­сы: Что представляют собой социальные объекты и явления и ли процессы в настоящее время? Как они изменились? Ка­ковы тенденции их будущих и возможных изменений?

    Термин «диагностика» (от греч. аЧадпозИков - способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, как: 1) учение о методах и принципах распознавания болез­ней и постановки диагноза; 2) процесс постановки диагноза. В этом случае диагноз - определение существа и особеннос­тей болезней на основе всестороннего исследования больно­го. Что же касается понятия «социальная диагностика», то оно означает процедуру определения и распознавания объекта социального исследования. Этот специфический вид челове­ческой деятельности связан в основном с определением фак­тического состояния социального объекта с целью последу­ющего корректирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. В широком значении понятие «социальная диагностика» фактически совпадает с понятиями «исследование», «социальная характеристика» и «типологиза-ция», а в узком специальном значении это один из видов реп­родуктивного социального познания.

    По объекту, на который направлена диагностика, ее клас­сифицируют на медицинскую, техническую, психологическую, социальную, экономическую и управленческую. В диагности­ческой практике чаще всего применяют социальную, эконо­мическую и управленческую диагностику.

    По предмету диагностики, т. е. диагностируемому аспекту объекта, выделяют диагностики:

      состояний - ориентирована на стационарные характе­ристики объекта;

      ситуаций - осмысливает некоторую совокупность собы­тий;

      проблем - сосредоточена на противоречиях и способах их Разрешения;

      Процессов, или процессуальная, - осмысление и оцен­ка закономерностей и динамики развития социальных про­цессов.

      В практике управления довольно часто используют диагностику ситуаций. По сути, она сводится к типологизации проблемных ситуаций, выделению их существенных призна­ков и оценке перспектив их развития.

      По степени формализации можно выделить формали­зованную диагностику, дающую строгие количественные оценки явлений и процессов, и качественную, которая ори­ентирована на получение общего впечатления об объекте диагноза и его качественных характеристиках.

      Для успешного решения социальных проблем необходи­мо, чтобы своевременно и в полном объеме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы, так и возможные пути и способы их решения. Это происходит в случае, если спе­циалист (социальный работник) владеет навыками деятельнос­ти, которую можно определить как социальная диагностика.

      Широкое распространение термин «социальная диагнос­тика» получил в конце 20-х - начале 30-х годов XX в. Станов­ление диагностической школы социальной работы связано с именем М. Ричмонд. В 1917 г. вышла в свет ее книга «Соци­альные диагнозы», в которой развивается оригинальный ме­тод, позволяющий анализировать социальные и психологичес­кие проблемы клиента.

      Дальнейшее развитие диагностических подходов свя­зано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет по­нятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысливается и начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступает в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволяет увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценоч­ную проблематику.

      Модель диагностической школы окончательно складыва­ется в 30 - 50-е годы XX в., когда активно разрабатываются ее теоретические принципы. В дальнейшем ее развитие находит отражение в работах Ф. Холлис и Дж. Вудс в 1970-1980 гг., в которых сформулированы два основополагающих принципа диагностического подхода в социальной работе: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его про­блемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса есть диа­гноз и лечение.

      Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Социальная диагностика как технология социальной работы - это комплек­сный процесс исследования социального явления с целью вы­явления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тен­денции дальнейшего развития. Цель диагностики - установле­ние достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомен­даций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

      Успех деятельности социального работника во многом за­висит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере при­обретает особую значимость, так как дает возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять це­ленаправленные меры социальной защиты различных групп населения.

      Необходимость овладения навыками социальной диагнос­тики обусловлена рядом причин.

      Во-первых, субъект, будь то отдельный человек (группа или организация) не всегда имеет четкие и адекватные представ­ления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников показывает, что часто члены семьи не отдают себе отчета об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увле­чен работой и мало уделяет внимания семье и т.п.). Процесс со­циальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения.

      Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение пробле­мы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внут­ренним, сущностным содержанием. Например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребенка к новому окружению, может внешне проявляться в резком снижении успеваемости в школе, негативных проявлениях в поведении, замкнутости и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы может не толь­ко осложнить процесс ее решения, но и создать новые, более сложные и тяжелые затруднения как для ребенка, так и для его родителей.

      В-третьих, в процессе социальной диагностики появляет­ся возможность не только вскрыть определенные проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функциони­рования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы имеют для субъекта первосте­пенное значение и почему.

      Для успешного осуществления работы по социальной диа­гностике какой-либо проблемы или группы проблем необхо­димо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру, включает в себя следующие стадии (этапы):

      Осмысление, т. е. анализ сложившейся ситуации, ее при­чин и характерных особенностей;

      разработка альтернативных целей, приемлемых для кон­кретного субъекта;

      поиск способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.

      В практике социальной работы бывает достаточно сложно точно выдержать подобную последовательность и разграни­чение стадий. Часто приходится решать эти задачи либо од­новременно, либо в очень короткое время. Однако эти три составляющие процесса социальной диагностики методоло­гически важны, так как анализ каждой из стадий позволяет выделить характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие трудности, которые должен преодо­леть социальный работник.

      Стадия осмысления - одна из наиболее сложных и для клиента, и для социального работника. Она определяется те­ми задачами, которые должны быть решены на данном этапе социальной диагностики.

      Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и со­циального работника необходимо произвести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственные проблемы, че­ловек или группа должны признать собственные ошибки, про­счеты, завышенные требования, критерии или оценки.

      Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществленные на их основе действия.

      В-третьих, следует произвести анализ той системы соци­альных связей и отношений, в которые включен субъект, а так­же содержание его статусно-ролевых характеристик.

      Завершением стадии осмысления становится вывод 0 причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта. Разу­меется, острота восприятия во многом зависит от его индиви­

      дуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее было бы ошибкой предполагать, что человек способен совер­шенно без ущерба для своего психического и психологическо­го состояния признавать несовершенство собственных реше­ний и действий.

      Стадия разработки альтернативных целей. В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке пе­ред собой такой системы целей, которая максимально соответ­ствует его возможностям, способностям, социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии, включающей в себя следующие элементы.

      Определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные объективные об­стоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им решений. Напри­мер, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и трудоустройства, необходимо учитывать не только желания и устремления клиента, но и его уровень образования, ква­лификацию, востребованность данной работы на рынке труда и т.п. При этом социальному работнику необходимо совмес тно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный анализ сложившейся ситуации.

      Расширение социальной свободы субъекта, активи зации его творческих и социальных сил. Задача социальног работника состоит в том, чтобы «суметь рассмотреть» в кл: енте активное, творческое начало, помочь ему найти новы возможности для приложения своих творческих сил с макс мальной результативностью. Например, поиск новой работ зачастую осложняется тем, что клиент не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, ко­торые для него привычны и комфортны.

      3. Построение нового идеала, стремление к которому поз­волит субъекту максимально эффективно выстроить всю сис­тему последующей жизнедеятельности. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспек­тивный и в принципе достижимый.

      Таким образом, стадия разработки альтернативных целей дает возможность найти пути и способы деятельности для ре­шения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, и поставить перед ним новые цели, раскрыть те его способности и возможности, которые позволят их реализовать.

      Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние. Будучи завер­шающей стадией процесса социальной диагностики, она пред­полагает перевод сформированного ранее идеала в конкрет­ные цели субъекта, которые могут быть достигнуты им в про­цессе последующей жизнедеятельности.

      На данной стадии происходит рационализация целей субъ­екта и определение тактических приемов и материальных ресурсов их достижения. Если на предыдущей стадии социаль­ной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и четкая последовательность действий, должны быть определены наиболее эффективные пути и способы достиже­ния поставленных целей, лежащие в «поле» возможностей и способностей клиента.

      Также происходит определение социальных партнеров и союзников субъекта, т. е. выявляются те люди, группы и ор­ганизации, на помощь и поддержку которых может рассчиты­вать субъект. Чем шире круг возможных партнеров и союзни­

      ков, тем более вероятным становится факт достижения целей.; субъектом.

      Кроме того, осуществляется разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состоя­ние. На данной завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту* конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения, выстроить новую, более эффе* тивную систему последующей жизнедеятельности. При этом важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т. е. необходимо ему и его окруже-1 нию.

      Таким образом, процесс социальной диагностики позволя­ет выявить и с определенной степенью достоверности устано-1 вить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полН ноценному социальному и личностному функционированию: человека, группы или организации, а также основные причины I возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный; диагноз, т. е. четко обозначенный и названный перечень про­блем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависим мости и иерархии.

      Последовательная реализация основных стадий социаль- ; ной диагностики основывается на строго определенных прин­ципах, соблюдение которых гарантирует получение достовер-; ных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности как клиента, так социального работ­ника.

      Принцип объективности, который следует рассматрЯ вать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должев зависеть от влияния внешних факторов (например, желаний и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный рабов I ник должен противостоять влиянию внутренних факторов нИ

      результаты проводимого им анализа (таких, как собственные предрассудки, незнание, аберрация - отклонение от истины, собственного жизненного, семейного опыта). Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Таким образом, данный принцип предполагает непредвзятое рассмотрение социаль­ных явлений и процессов и позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

      Принцип верификации социальной информации, т. е. ус­тановления ее достоверности, возможности проверки при по­мощи других процедур или других источников данных.

      Принцип системности в диагностике (или комплексный подход) позволяет установить, что социальные проблемы явля­ются поликаузальными, т. е. их зарождение и развитие опреде­ляется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой причин. Поэтому чтобы определить источник и способы разре­шения жизненного затруднения клиента, необходимо проана­лизировать его микросоциальную среду, его семейные взаимо­отношения; необходимо иметь представление об интеллекту­альном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, кото­рый способен произвести углубленную диагностику, он должен. Последовательное соблюдение данного принципа не допускает искусственного сужения сферы социального диагноза.

      Принцип конфиденциальности не допускает разглаше­ния результатов социального диагноза без персонального со­гласия лица, которое является объектом исследования. Если ЭТо Дети, то на разглашение результатов обследования обяза- ел ьно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

      Принцип клиентоцентризма - рассмотрение всех сто­рон социальной действительности, всех связей и опосредо- Ва ний социальной ситуации с точки зрения интересов и прав

      индивидуального или группового клиента. Социальные ин титуты защищают интересы государства и общества, их о дельных учреждений или организаций. Социальный работни защищает интересы клиента (разумеется, если это не входи в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит сво деятельность.

      Последовательная реализация перечисленных принцип позволяет организовать социальную диагностику как едину целостную систему и избежать субъективных отклонений и и кажений действительности.

      Социальная диагностика - интегративная технологи включающая в себя совокупность методов. В зависимост от специфики диагностируемой проблемы или явления мог использоваться различные методы социальной диагностик классифицируемые по различным основаниям.

      В зависимости от предмета социальной диагностики (пр чины или текущее состояние социальной проблемы) можн выделить:

      историко-генетические методы, которые призваны оп­ределить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных ста­диях жизни клиента (биографический метод, глубинное интер­вью, анализ документов и иных продуктов деятельности, ге- нограмма семьи и др.);

      структурно-функциональные методы, которые пред­полагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяю­щих различные его элементы, т. е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет (анкетирование, тестирование, анализ статистических данных и др.).

      В зависимости от этапа социальной диагностики исполЦ зуются методы:

      сбора информации, включающие широкий спектр об щенаучных, социологических, психологических и др. методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, беседа

      обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование и др.).

      В зависимости от науки или области практической де­ятельности выделяют методы:

      общенаучные, представляющие собой процедуры иссле­дования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение и др.);

      социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, различные модификации опроса, социально-статистические методы и др.);

      психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отноше­ний (различные модификации тестирования, психологический эксперимент, проективные методики и др.);

      специальные, направленные непосредственно на выра­ботку конкретного социального диагноза. Эта группа методов определяется характером и содержанием проблемы или ком­плексом проблем, являющихся объектом социально-диагнос­тической деятельности в каждом конкретном случае (состав­ление социального паспорта семьи, класса, школы, района; составление социальных портретов, социограммы супруже­ства и др.).

      Рассмотрим наиболее распространенные в практике соци­альной работы конкретные методы социальной диагностики.

      Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существуют два основных класса оп­росных методов: интервью и анкетный опрос.

      Интервью - проводимая по определенному плану бесе- Да " предполагающая прямой контакт интервьюера с респон­дентом. Существует два типа интервью: свободное и фор­

      мализированное. Они отличаются степенью активности ис­следователя и интервьюируемого. Эффективность интервью; зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью (его предупреждают! о запланированном разговоре), и к исследователю, который! должен предусмотреть для себя схему, определяющую, ка­кую информацию, в каком объеме и от кого он может и дол­жен получить.

      Анкетирование - метод сбора информации путем формали­зованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью, при анкетировании общение исследователя и респондента опосре­довано анкетой (вопросником) - совокупностью методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявле­ний личности. Стандартизированная анкета состоит из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

      Путем анкетирования и интервьюирования может осу­ществляться и опрос экспертов. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

      Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуни­кации. Основное требование, которому должен соответство­вать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и на­выков. Причем имеются в виду знания не только по обсуж­даемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы не­обходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

      Основные технологические условия, обеспечивающие ус­пех беседы:

      Умение заинтересовать собеседника предлагаемой теч мой беседы;

      создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

      искусное использование методов убеждения и внуше­ния.

      Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредствен­ной регистрации исследователем событий и условий на местах. Существуют различные разновидности наблюдения: включен­ное и невключенное, формализованное и неформализованное. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности и т.п.).

      Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристи­ку изучаемого явления. В отличие от других методов, тести­рование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпре­тации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

      Тест-опросник имеет тщательно продуманные и прове­ренные вопросы, по ответам на которые можно судить о соци­ально-психологических качествах испытуемого.

      Тест-задание - оценка психологии и поведения человека н а базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специаль­ные задания, по которым можно судить о наличии степени Развития или отсутствии у него изучаемого качества, состоя­ния, проблем.

      Достоинство тестов состоит в том, что они могут приме­няться к категориям населения, различающимся по возрасту, к Ультуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Недостатком

      является то, что испытуемый может сознательно влиять на ре­зультаты, зная механизм теста.

      В этих случаях целесообразно применение проективных методик тестирования. Создается определенный тип проек ции, согласно которому неосознаваемые собственные качес­тва, особенно недостатки, человек склонен приписывать дру­гим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уров­ня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

      Например, известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован (обусловлен) эмоциональной атмо сферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотноше ний, не осознаваемый членами семьи.

      Проективная методика «Человек под дождем» ориентирована на диа­гностику силы «Эго» человека, его способности преодолевать неблаго­приятные ситуации, противостоять им. Испытуемому предлагается нари­совать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем.

      Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести допол­нительное интервью после завершения процедуры тестирования.

      В социальной работе с семьей и детьми широкое распространение получил тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфма­на, который позволяет получить информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тре­вогу у ребенка, показывает, как он воспринимает членов семьи и свое место среди них.

      Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок яв­ляется творческой деятельностью, не только отражающей восприятие ре­бенком своей семьи, но и позволяющей ему анализировать, переосмыс­ливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но и направлен в будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных се­мейных отношений.

      Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы осле рисования. Во время рисования следует записывать все спонтан­ные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фикси-повать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на писунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

      В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными считаются качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание ри­сунка или его отдельных частей, затушевывание элементов рисунка. Со­держательными характеристиками рисунка являются изображаемая де­ятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

      При интерпретации КРС основное внимание обращается на анализ аспектов:

      структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари­сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на ри­сунке);

      особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел членов семьи);

      процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

    • Биографический метод- способ исследования, диагнос­тики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести вза­имосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте ее личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев раз­вития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

      Сравнение - неотъемлемая часть диагностики на всех ее Эт апах. Для сравнения используются нормативные эталоны, Ста -ндарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема в °зникает в случае отклонения от существующего стандарта.

      В ходе проведения диагностики важно выделить такие срав­нения, которые помогут определить потенциальные результа­ты (стандарты будущего), на которых будут базироваться стра­тегические пути решения социальных проблем.

      В процессе диагностики требуется определить степень важ­ности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе кото­рого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты реше­ния исследуемых социальных проблем по определенному ран­гу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая груп­пировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

      Метод деления целей (древа целей) исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень на­столько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

      Выше перечисленные методы не исчерпывают всего мно­гообразия методических способов и приемов осуществле­ния социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

    • Темы для семинарских занятий

      Сущность и содержание социальной диагностики.

      Основные этапы становления диагностической школы социаль­ной работы.

      Методы социальной диагностики.

      Методы, структура и функции социально-диагностической де­ятельности.

      Темы для написания докладов и рефератов

      Сущность и виды социальной диагностики.

      Сущность и содержание дихотомии.

      3 Классификация основных видов социальной диагностики и их ха-оактеристика.

      р 4. Методы социальной диагностики и их характеристика.

      Метод анализа и синтеза.

      Метод измерений.

      Метод моделирования.

      Метод экспертных оценок.

      Структура социально-диагностической деятельности. Список литературы

      1. Бернлер Г., Юнссон Н. Теория социально-психологической работы. -М 1992.

      " 2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд.,

      испр и доп. - М., 2003.

      3. ПейнМ. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособие /

      Под ред. Д. Камплинга. - М., 2007.

      Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. акаде­мика РАН В.И. Жукова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2008.

      Технологии социальной работы с различными группами населе­ния: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М., 2009.

      Фирсов М.В, Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содер­жание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005.

    Социальная диагностика как социальная технология

    Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.

    «Диагностика» (греч. «diagnostikos» - способный распознавать) - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе - чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

    Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.

    Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

    Задачи социальной диагностики

    Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:



    Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

    Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

    Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

    Ранжирование специфических свойств клиента.

    3 Постановка социального диагноза

    Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

    Проводить детальный анализ;

    Видеть за частным общее;

    Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

    Не избегать вопроса «почему?»;

    Прослеживать историю идей;

    Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

    Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

    Связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

    Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

    В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

    Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

    Принципы социальной диагностики

    Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

    Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

    Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

    Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

    Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

    Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

    Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

    Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

    Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

    Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

    Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

    Принципы социальной диагностики

    Социальная диагностика - сложный и многосторонний процесс, который требует от специалиста всесторонней объективной оценки явления или проблемы клиента для достижения желаемого результата или приближения к нему. Для этого, специалист должен использовать в своей деятельности следующие принципы:

    1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует сохранения и неразглашения всей информации, получаемой в ходе процесса. Проблема клиента касается только самого клиента, непосредственных участников процесса и социального работника.

    2. Принцип научной обоснованности. Этот принцип реализуется тогда, когда вся информация, получаемая в ходе процесса, проверяется на достоверность. При использовании недостоверной информации, достижение цели, то есть решение проблемы, невозможно.

    3. Принцип ненанесения ущерба. Результаты, которые полученные во время исследования, никак не должны быть использованы против клиента.

    4. Принцип объективности. Специалист, который проводит диагностику, не должен опираться на свой жизненный опыт или данные, полученные в ходе других исследований. Все выводы и предположения должны строиться на объективных и обоснованных данных, на которые не влияют субъективные установки участников процесса.

    5. Принцип эффективности. Клиенту следует давать только те рекомендации, которые в ходе анализа проблемы или ситуации будут признаны эффективными.

    6. Принцип причинности. Специалисту необходимо различать причины и следствия возникновения явлений.

    7. Принцип комплексного подхода. Ситуация или проблема клиента всегда уникальна, она зависит от многих факторов: от самого человека, от причин ее возникновения, условий развития. Для получения достоверного результата в ходе диагностики - необходимо рассматривать весь комплекс факторов.

    8. Принцип верификации информации. Верификация - это подтверждение подлинности данных. Полученную, в ходе исследования, информацию необходимо проверять, используя другие методы исследования или источники информации во избежание случайностей и принятия во внимание единичных факторов.

    9. Принцип системности в диагностике. Необходимость анализа сферы деятельности клиента, его статуса, интеллектуальных способностей, семейных отношений и тд, обусловлена тем, что возникающие проблемы определяются не одним, а целым комплексом факторов, поэтому необходимо иметь широкое представление о самом клиенте и его окружающем социуме.

    10. Принцип клиентоцентризма. Изучение ситуации с точки зрения и интересов клиента, предоставление возможности выбора "схем", по которым будет проходить дальнейшее исправление жизненных затруднений.

    Структура социальной диагностики. Социальный диагноз.

    Социальная диагностика имеет свою собственную структуру и включает в себя следующие этапы:

    1) Этап осмысления - анализ данной сложившийся ситуации, рассмотрение ее причин, препятствий, особенностей;

    2) Этап разработки альтернативных целей применяемых для конкретного субъекта;

    3) Этап поиска и способов средств перевода субъекта в новое личностное пространство.

    1. Этап осмысления.

    Это самый сложный этап социальной диагностики для двух сторон процесса, для самого клиента и для социального работника.

    На данном этапе участникам диагностики, а точнее клиенту, при помощи специалиста, предстоит оценить и проанализировать имеющуюся проблему, признать допущенные ошибки и другие всевозможные препятствующие факторы. Так же необходимо произвести анализ всех социальных сферы, в которых находится клиент, рабочий коллектив, семья и т.д., определить свой социальный статус.

    После проведенного анализа и сделанных выводов появляется возможность рассмотрения и определения дальнейших действий для преодоления затруднительной жизненной ситуации или проблемы, уже на следующем этапе.

    2. Этап разработки альтернативных целей.

    Важно помнить, что определение целей субъекта - один из главных вспомогательных факторов в социальном регулировании его деятельности и поведения. Социальные цели не ограничиваются только ценностями человека, в конкретных обстоятельствах они определяют его возможности.

    Важная задача специалиста на данном этапе - это помочь человеку составить такую систему целей, которая будет соответствовать его способностям и возможностям, а так же будет ориентирована на его социально - ролевое положение.

    Сначала необходимо определить рамки возможных для клиента целей, ими могут быть различные объективные факторы, влияющие на жизнь человека. Для этого нужно комплексно оценивать как желания субъекта, так и его возможности, например уровень образования, физическую подготовку, темперамент, так же, при содействии в поиске работы - востребованность вакансий в данный период, чтобы достичь долгосрочного эффекта.

    Второй задачей данного этапа является выявление и раскрытие индивидуальных возможностей человека, например, творческого потенциала. Главная задача социального работника на данной стадии - определить и активизировать ранее незадействованные возможности клиента, в силу каких - либо причин. Важно знать, что эти возможности и способности не обязательно должны быть выдающимися, это могут быть любые качества, которые на предыдущих этапах жизнедеятельности не были реализованы. Активизация этих начал может помочь в решении проблем индивида или даже предотвратить возникновение новых трудностей.

    Завершающей стадией настоящего этапа социальной диагностики является определение и построение нового идеала, который будет являться стимулом и перспективой на будущее для клиента. Идеал станет "проводником" между человеком и его дальнейшей деятельностью, направленной на достижение той самой перспективы, отложенной во времени.

    Важно помнить, что на всех стадиях разработки альтернативных целей предполагается совместная работа специалиста (социального работника) и клиента, это является залогом эффективного решения проблемы.

    3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояния.

    Это завершающий этап процесса социальной диагностики, поэтому он предполагает под собой переход от идеала, который был сформирован ранее, уже в конкретные, ощутимые цели самого субъекта, которые должны быть им достигнуты в дальнейшем.

    Первое - это четкое построение алгоритма для достижения целей. Если на предыдущем этапе эти цели были представлены в виде перспективы на будущее, то здесь они должны быть представлены строго, как четкий алгоритм.

    Второе - помощь в налаживании необходимых связей, контактов необходимых для достижения поставленных целей, определение социальных союзников, т.е. людей и организаций, способных на помощь и поддержку субъекта на пути к реализации и достижении своей цели.

    Третье - совместная деятельность социального работника и клиента по поиску и определению самых оптимальных путей для достижения целей ранее составленной программы. В ходе совместной деятельности должны быть еще раз проверены и определены рамки возможностей субъекта и его социальных партнеров, в которых и будут проходить наиболее эффективные пути.

    Четвертое - определение и поиск ресурсов для достижения целей. Выявление уже имеющихся ресурсов, а так же поиск возможных способов их увеличения. Этими ресурсами могут являться финансовые средства, услуги и прочее. Все выбранные материалы должны быть доступны и освоены субъектом. Только после соблюдения этого правила дальнейшее использование выбранных ресурсов позволит добиться клиенту поставленных целей.

    Пятое - разработка плана перевода клиента в иное качественное состояние. На данной стадии можно разработать и предоставить клиенту возможный четкий план его дальнейшей деятельности, следуя которому он сможет преодолеть возникшие жизненные социальные затруднения.

    Необходимо обратить внимание, насколько новое качественное состояние клиента необходимо ему и его окружению.

    Таким образом, соблюдая все этапы и стадии, социальная диагностика позволяет достаточно достоверно определить затруднения и проблемы, которые являются препятствиями полноценного социального функционирования человека, а так же условия возникновения и развития этих проблем.

    Результатом социальной диагностики будет являться - социальный диагноз.

    Социальный диагноз - это научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального процесса, явления.

    Социальный диагноз основан на комплексном и всестороннем наблюдении и изучении, которое предполагает не только выявление причин появления проблем, но и побудительных мотивов поведения объектов или явлений, условий их возникновения и протекания. Этот трудоемкий процесс не склонен к стандартизации, но все-таки основывается на некоторых принципах и проходит по определенным стадиям и этапам.

    Социальный диагноз - то есть полученные обобщенные показатели - это не конечный результат, а только основа для достижения цели - решения проблемы.

    Соц. диагнозы можно классифицировать по разным основаниям:

    1) По объекту - распространяемые на все общество, регионы и т.д.;

    2) По длительности определения - длительные, среднесрочные и краткосрочные оперативные;

    3) По формообразованию - социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;

    4) По сферообразованию - в сфере труда, образования, досуга, быта;

    5) По диапазону обхвата - всесторонние, корреляционные, односторонние;

    6) По детерминации - объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

    7) По методическому обоснованию - статистические, экспериментальные, аналитические, гипотетические.

  • Loading...Loading...