Природа оказывает влияние на развитие общества. Влияние человека на природу, воздействие общества на природу. Использование почв, растительного покрова, полезных ископаемых

1.Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

а) организация биосферного заповедника
б) сел-хозяйственная специализация отдельных регионов

2. Верны ли суждение?
А. Общество неразрывно связано с природой.
Б. Общество- обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы.
1) верно А
2) верно Б
3) обо верны
4) оба не верны

3. Какой из приведенных ниже понтий объединяет три других?
1) общество
2) природа
3) система
4) культура

4. Определение: "Развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей" относится к понятию:
1) общество
2) нация
3) государство
4) страна

Ответы на вопрсы, Срочно ЗАрание спасибо!!!

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное

4) дворянское

А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

А7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

Примером влияния природных факторов на развитие общества является:1)осушение болот вокруг Флоренции2)возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах

крупных рек3)нашествие кочевников на территории земледельцев4)рост городов в средневековой Европе

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Это процесс воспитания, самовоспитания, влияния, то есть формирования человека. При этом главным является не объём знаний, а их соединение с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, то есть духовная деятельность человека, его способность к усвоению ценностей, так и материальная, включающая в себя само содержание образования.

Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце 18 века, особенно под влиянием Гёте и Песталоцци. Образование означало тогда общий духовный процесс формирования человека. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое даётся в школе, и о специальном образовании (музыкальном, техническом, научном). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием.

Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, политическое, религиозное).

Образование является способом защиты общества от сил, обезличивающих человека, разрушающих нравственные и правовые ценности. Понимание этого вопроса вызывает повышенный интерес к нему отдельных лиц, государства и всего общества в целом.

(Е. Губский )

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1. Понятие образования.

2. Современное значение слова «образование».

3. Цели образования.

4. Социальная функция образования.

Показать ответ

1) Образование - это духовный процесс формирования человека, воспитание и обучение.

2) Образование - это деятельность человека по усвоению знаний и ценностей.

3) Образование - это содержание образования (общее, специальное).

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Назовите две стороны, которые включает в себя процесс образования. Приведите по 3 примера, иллюстрирующих каждую из них.

Показать ответ

В ответе должны быть названы две стороны образования:

1) формальная сторона - духовная деятельность человека, его способность к усвоению знаний и ценностей: обучение в школе, конспектирование лекций, работа преподавателем;

2) материальная сторона - само содержание образования (система знаний об обществе, стандарт профессионального образования, математические знания).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

фрагмент текста: «Цели образования и уровень знания... могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, политическое, религиозное образование)».

В чём состоит защитная роль образования как социального института? Приведите не менее трёх аргументов.

Природная среда - естественное условие жизни общества. “История Земли и история человечества - это две главы одного романа” -Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, котрая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы -- все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды. Ограничивается ли среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля -- общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений -- эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Начнем с того исходного факта, что географическая среда есть и всегда будет одним из необходимых условий жизни общества в целом.

Географическая среда включает в себя:

1. Территорию, на которое обитает данное этническое или социально- политическое образование.

В понятие территории входят следующие компоненты:

А) Географическое положение (отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на том или ином материке, острове). Ряд особенностей страны (климат, флора, фауна, почва) во многом зависит от ее географического положения.
б) Устройство поверхности, рельеф. Степень пересеченности местности, наличие горных возвышенностей и хребтов, их направление и высота, наличие равнин и низменностей, тип и характер береговой линии (если местность на берегу моря) – все это характеризует особенности рельефа.
в) Характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземы, пески, кора выветривания и др.
г) Недра земли – особенности ее геологического строения, а также ископаемые богатства.

2. Климатические условия. Количество и качество лучистой энергии, получаемой данной территорией от Солнца, температура воздуха, ее суточный и сезонный ход, влажность воздуха, количество и характер атмосферных осадков и их распределение по сезонам, снеговая линия и ее высота, наличие вечной мерзлоты в почве, степень облачности, направление и сила ветров, типичность погод – основные элементы климата.

3. Водные ресурсы – моря, реки, озера, болота, минеральные источники, подземные воды. Для многих сторон жизни человека важен гидрографический режим воды: температура, соленость, замерзаемость, характер дна, направление и скорость течения, количество воды, водный баланс, количество и качество минеральных источников, тип болот и др.

4. Растительный и животный мир. Сюда относятся как организмы, постоянно живущие на данной территории (все растения, большинство животных, птиц, микроорганизмов), так и те, которые периодически мигрируют (птицы, рыбы, животные).

Таким образом, под географической средой понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на некоторой территории Земли, на которой живет и развивается определенное человеческое общество.

Единство общества и природы реализуется в двух отношениях:

1. генетическом (историческом). Человеческое общество, социальная форма движения материи возникло на базе развивающейся природы.
2. функциональном - существование общества невозможно вне постоянной связи с природой.

Выделяют 4 основные влияния природы на жизнь общества:

1) Биологическое;
2) Производственное;
3) Научное;
4) Эстетическое.

1) Биологическое влияние.

Необходимые предпосылки существования общества - природные условия (гео-графическая среда) и народонаселение. Причем полноценная жизнедеятельность людей возможна только в адекватных природных условиях. В реальности влияния погодных условий и магнитного поля Земли и Солнца на обострение ряда физических и психических недомоганий человека (общества) теперь уже никто не сомневается. И сообщения о температуре, давлении атмосферы, влажности и геомагнитной ситуации стали обязательными в сводках о прогнозе погоды.

Человек может существовать лишь в достаточно определенных рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Конечно, человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям природной среды. Однако при всей мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей.

На протяжении всей предшествующей истории люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. В связи с этим, возникает потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу.

2) Производственное влияние.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие естественным предпосылкам существования общества определяющую роль в истории. Уже в античности были заложены основы учения, получившего позднее название географический детерминизм. Так, Гиппократ полагал, что характер людей определяется особенностями климата. Аристотель утверждал: "Народы холодных стран Севера Европы обладает большим мужеством, но имеют мало разума и остроумия; поэтому они, хотя и остаются независимыми, но не имеют политической жизни и не сумеют господствовать над соседними народами. Народы жарких стран Южной Азии, хотя довольно умны, но не имеют мужества и поэтому вечно остаются в подчиненном положении и в неволе. Эллины же, живя в умеренном климате, обладают достоинством тех и других: мужеством и сильным умом, поэтому они независимы, охотно занимаются политической жизнью и в состоянии господствовать над други-ми”.

Географическое направление широкое распространение получает с начала ХУШ века. Эпоха географических открытий, развитие капитализма, необходимость использования природных ресурсов для развития экономики – все это обусловило интерес к географической среде.

Одним из крупных представителей географического детерминизма ХУШ века был Ш. Монтескье. В своей книге "О духе законов" он говорит о том, что географические факторы: климат, почва, рельеф местности влияют на нравы и склонности людей, а от них зависят общественный строй народа, его образ жизни, законы. Народы жарких стран робки, как старики, народы же холодных климатов отважны, как юноши. Там, где климат жаркий, там народ предается лени и изнеженности.

Плодородная почва порождает изнеженность и нежелание рисковать жизнью, парализует энергию. Чтобы заставить народ работать, необходим страх наказания, поэтому деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Бесплодная почва, напротив, благоприятствует свободе, так как живущие на ней люди должны сами добывать себе все, в чем отказы-вает им почва. Условия бесплодной почвы делают людей закаленными, воинственными, склонными отстаивать свою свободу. Монтескье полагал, что горы и острова - благоприятные условия для свободы, так как они преграждают завоевателям доступ в страну. Известную роль играет также величина государства. Малая республика может погибнуть от внешнего натиска; монархия, обладающая обычно большой территорией, наоборот, гораздо лучше сопротивляется внешнему врагу. Однако, Монтескье считал, что законы народа должны соответствовать не только гео-графическим факторам, но и экономическому положению, религии народа и его политическим убеждениям.

Географическое направление в социологии таило в себе возможность вывода о неравноценности и неравенстве рас и народов, о порабощенности народов жарких стран как естественном следствии климатических, природных условий. Сторонники географического детерминизма обычно выводят различия в хозяйстве, быту, нравах, религиозных верованиях из различия природных условий, в которых обитают народы. Говорилось, что народы, которые жили в жарком климате, не развили культуры до уровня, который есть в странах умеренного климата, так как им не надо много тру-диться, им не надо теплых построек, они обходятся несложной одеждой. В этих странах не развита промышленность. У людей - непостоянный характер, с переходами из одной крайности в другую. Наоборот, мол, у северян, которым приходится в суровом климате вести свою жизнь, напряженно делать и совершенствовать орудия труда - у них вырабатывается твердый характер, свойство неуклонно идти к намеченной цели. В умеренном климате, где тоже нужно постоянно трудиться, но где природа легче поддается усилиям общества, формируется сложная техника, раз-вивается культура. У народов этих стран - особый характер, отличающийся и от южан, и от северян. Говорилось, что климат Северной Африки или Центральной Азии создал жителей-кочевников, а климат Греции привел к скотоводству и земледелию.

Неоднократно встречались утверждения о том, что различия в географических условиях порождают различия в искусстве народов. Так, итальянцы создали веселые, жизнерадостные мелодии, германцы - ровную, сосредоточенную песню, норвежцы - угрюмую, сильную. У русских на Севере - заунывные и протяжные песни, на Юге поют залихватски, просторно.

Географическое направление получило продолжение в работах Л.И. Мечникова (1838-1888). Ученый стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчеркивая при этом особую роль водных путей сообщения. "С нашей точки зрения, основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река, во всяком случае, является как бы выражением живого синтеза всей совокупности физико-географических условий и климата, и почв, и рельефа земной поверхности, и геологического строения данной области". Нужно заметить, что наши ученые не делали из географического детерминизма крайних выводов. Л.И. Мечников, в частности, говорил, что все люди, независимо от того, где находятся, способны создавать культурные ценности.

Географический детерминизм в целом подвергается критике. Основные недостатки его в следующем:

Он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, фактически преуменьшая или оставляя в стороне внутренние детерминанты общественного развития.
Естественные темпы изменения природных условий значительно медленнее, чем темпы эволюции общества. Утверждение факта, что почти не изменяющиеся явление - причина изменения другого явления, противоречит самому понятию причинности. К тому же, если согласиться с географическим детерминизмом, то, как объяснить, что практически одна и та же географическая среда в Англии вызвала к жизни ремесленный, затем мануфактурный, затем промышленный, затем постин-дустриальный периоды её жизни? Можно обратить внимание и на то, что США, Англия и Япония - развитые капиталистические страны с разной географической средой.
Географический детерминизм степень влияния природной среды на развитие общества рассматривает как нечто неизменное.
Географический детерминизм слабо учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

3) Научное влияние.

Компоненты географической среды в естественных условиях изменяются медленно. Их изменения происходят в значительно более быстром темпе в результате воздействия на них человеком.

Интерес к изучению природы усилился с развитием естествознания в эпоху Возрождения и начала Нового времени. Ф.Бэкон считал, что познание природы необходимо для благополучия общества. Складывается убеждение, что цель науки - познание природы и обеспечение господства над ней. Изменения в природе, которые являются результатом деятельности человека, все возрастают. Вырублены леса на больших пространствах и созданы пашни, построены плотины, каналы, горы прорыты туннелями, в недрах земли – шахты, построены сотни миллионов километров дорог и т.д. Каждое новое поколение вносит все новые изменения в географическую среду. Открытия в науке и технические новинки, так или иначе, отражаются на том или ином элементе географической среды или на всей географической среде в целом. Сегодня невозможно найти на Земле такое место, где природа осталась без изменений, внесенных в нее благодаря деятельности человека. Человек открывает все новые и новые возможности использования географической среды в своих целях.

Прогресс системы "общество - природа" определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества. Все знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства (в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе).

4) Эстетическое влияние.

Географическая среда определенным образом влияет и на духовную жизнь общества. Как пример этому можно указать на фольклор, пейзажную живопись, танцы и т.д. различных народов различных стран.

Помощь при наводнениях, спасение от засух, оставляющих целые народы без продовольствия, предупреждение техногенных катастроф — это лишь малая часть вопросов, требующих своего разрешения. Главное, чтобы влияние природы на общество не приводило к большим людским потерям и огромным материальным затратам на восстановление после стихийных бедствий. Многих неприятностей можно избежать, если не относиться к природе, как к рогу изобилия. Бездумное потребление естественных ресурсов должно полностью и бесповоротно уступить место рациональному природопользованию.

Влияние природы на общество (территория, климат)

Географическая среда в разные исторические периоды отличалась, но она всегда была и будет источником ресурсов, необходимых для жизни и деятельности народонаселения. Заселение материков предками человека началось в глубокой древности. Важнейший ресурс — территория, на которой обитали представители какого-либо этноса, а сейчас живут их далекие потомки. Предпочитаемые для заселения регионы — равнины и прибрежные низменности во всех климатических поясах, кроме приполярных и полярных широт.

Использование почв, растительного покрова, полезных ископаемых

Влияние природы на развитие общества связано не только с географическим положением территории, климатом и рельефом. Не менее важны для населения флора и фауна. Малозаселенные регионы — пустыни, полупустыни, высокогорья - лишены растительности. Тропические леса в Центральной Африке и в бассейне южно-американской реки Амазонки — труднопроходимые джунгли.

Освоены человеком еще в далекие исторические эпохи широколиственные леса, степи и лесостепи, где под богатым растительным покровом сформировались плодородные почвы. Это один из главных ресурсов для развития земледелия — древнейшего занятия человечества. Люди с незапамятных времен пользуется богатствами недр — горючими ископаемыми, рудами, драгоценными камнями, нерудными стройматериалами. В результате совместного влияния территориального, климатического, природоресурсного и других факторов сформировались регионы с высокой плотностью населения:

  • Юго-Восток, Юг и Юго-Западное побережье на материке Северная Америка.
  • Восток и Северо-Запад на материке Южная Америка.
  • Средиземноморский берег, побережье в Африке.
  • Западная Европа, Восточно-Европейская равнина, Средиземноморское и Черноморское побережья, Западная и Юго-Восточная Азия, Индостан на материке Евразия.

Отрицательное влияние природы на общество заметнее в регионах с неблагоприятными условиями для жизни и хозяйственной деятельности населения. Это районы с холодным климатом, глубоко залегающими полезными ископаемыми, высокой сейсмоопасностью. К таким территориям относятся:

  • пустыня Гоби, север Западной Сибири, Восточная Сибирь, Камчатка в Евразии;
  • Центральная Сахара в Африке;
  • пустыни и высокогорья Северной и Южной Америки;
  • внутренние районы Австралии;
  • Антарктида — самый холодный и безжизненный континент, постоянное население на этом материке отсутствует.

Вода и цивилизация

Влияние природы на общество выражается в освоении ресурсов океанов, морей, рек, озер и других водоемов, очень важных для многих сторон жизни населения. Русский историк и географ XIX века Л. И. Мечников написал книгу о влиянии рек на цивилизации древности. Автор назвал исторические реки Нил, Тигр, Ефрат «великими воспитателями человечества».

Для современных народов тоже важны гидрографические показатели и режим постоянных водотоков (соленость, температура, половодья, паводки, ледостав и ледоход). Объем стока, падение и уклон реки, характер дна обязательно учитываются при строительстве гидроэлектростанций, мостов, паромных переправ. Положительное влияние общества на природу заключается в обводнении пустынь, «усмирении» рек, которые выходят из берегов во время наводнения и паводка, затапливая низины, леса, где гибнут животные.

Водный баланс территории играет огромную роль в питьевом снабжении населения, развитии сельского хозяйства, рыбоводства. ощущается во многих регионах мира, что обостряет социальные противоречия. Как предполагают некоторые исследователи, в будущем разразятся войны за обладание водными ресурсами.

Биологическое влияние природы на общество

Человек на генетическом уровне связан с природой. По одной из теорий люди произошли от обезьяноподобных предков, овладевших способами изготовления орудий труда и прямохождением.

Влияют на жизнь современного народонаселения Земли. Например, метеорологию трудно представить без данных о геомагнитной ситуации и активности Солнца. Русский ученый с мировым именем А. Л. Чижевский в 1915-1959 годы исследовал зависимость биологических явлений от активности небесного светила. Александр Чижевский собрал исторические сведения, доказывающие влияние природы на развитие общества. В частности, ученый писал о зависимости эпидемий, восстаний, революций от 11-летнего солнечного цикла.

Природа и производство

Согласно теории географического детерминизма различия в хозяйственно-бытовой деятельности и культуре народов обусловлены природными условиями, в которых они живут. Но эти взгляды подверглись критике, ведь эволюция общества происходит быстрее, чем меняются природные условия, а непреходящие культурные ценности и научные открытия есть у разных народов Земли.

Процесс взаимодействия общества с намного сложнее, чем представляли сторонники географического детерминизма. Например, постиндустриальные страны — США, Япония, Израиль, Германия, Франция, Великобритания, Канада — обладают разными территориями, природными условиями и ресурсами. Несмотря на различия, направления развития общества и уровень производства во многом сходные.

Природа и наука

Влияние природы на общество иллюстрирует процесс зарождения и развития естественных наук: физики, химии, биологии. Особенно усилился интерес к изучению окружающей среды в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Английский философ XVII века Ф. Бэкон утверждал, что, познавая природу, общество обретает необходимое ему благополучие. Появились разные формы накопления и использования знаний о географической среде:

  • научные гипотезы и теории;
  • сельскохозяйственные и промышленные технологии;
  • продукты производства.

К сожалению, чаще всего перед наукой ставили цель — покорить природу человеческой воле и разуму. Изменения в окружающей среде к середине XX века стали настолько масштабными, что появился афоризм «Человек — царь природы», а позже комментарий к нему: «Не царь, а болезнь». Для научно-технического прогресса необходимы отдельные элементы окружающей среды, а его достижения нередко отражаются на всей географической оболочке в целом, например влияние парниковых газов или климатических установок.

Эстетическое воздействие природы на человеческое общество

Географическая среда и духовная жизнь тесно связаны между собой. Позитивное влияние природы на общество иллюстрирует культура, вернее ее богатство. В произведениях фольклора, поэзии и прозе, народных и классических танцах, пейзажной живописи нашли отражение элементы окружающей среды. Не одинаково их воспринимают жители разных стран и регионов, поэтому ценность представляет культура больших и малых народов.

Нередко фольклор становится источником знаний о природе для исследователей, путешественников. Вдохновленный народными легендами о святом Брендане, его плавании к «острову Блаженных» британский ученый и писатель Тим Северин отправился в путешествие через Атлантический океан на кожаной лодке, изготовленной по старинным чертежам. На острове Пасхи норвежский ученый и путешественник с помощью местных жителей и фольклорных источников выяснил, как в древности могли изготовить 12-метровые фигуры из камня, установить их в разных частях острова.

Ухудшение состояния окружающей среды

Негативное влияние общества на природу заключается в истощении запасов природных ресурсов — невозобновимых, исчерпаемых. К этим группам относятся уголь, нефть, газ, торф, горючий сланец, руды черных и цветных металлов, самоцветные камни и другие полезные ископаемые. Сокращаются запасы исчерпаемых возобновимых ресурсов — растительного и животного мира, воды. Темпы изменения окружающей среды возрастают, все явственнее надвигается угроза Так сказывается отрицательное влияние общества на природу. Примеры:

  • дефицит чистого воздуха в промышленных центрах и мегаполисах;
  • загрязнение воды в подземных источниках и поверхностных водоемах;
  • потеря плодородия;
  • сокращение численности редких животных и растений;
  • накопление производственных и бытовых отходов на полигонах и стихийных мусоросвалках.

Здоровая окружающая среда — одна из самых больших ценностей

Мы рассмотрели влияние природы на сферы общества. Это не безликая масса, а люди, которые нуждаются в определенных условиях для нормальной жизнедеятельности. Человек — экологически пластичное живое существо, но его адаптационные возможности не беспредельны. В течение сотен тысяч лет эволюция проходила при одних параметрах среды обитания, к которым люди приспособились. В настоящее время скорость и масштабы изменения показателей окружающей среды превышают адаптационные возможности человека. Все это приводит к неблагоприятным последствиям — болезням, стрессам. В осознали пагубное влияние общества на природу. Примеры позитивных изменений:

  • внедрение методов экономического регулирования природопользования;
  • использование малоотходных и производства;
  • экономное расходование энергоресурсов и пресной воды;
  • совершенствование органического земледелия.

Одно из важнейших направлений сохранения природы — создание национальных парков и биосферных заповедников. Такие участки служат резерватами для редких и исчезающих видов, научными лабораториями, выполняют просветительскую миссию. Заповедник — «храм природы», где поведение человека должно подчиняться строгим правилам. Запрещена всякая хозяйственная деятельность, что помогает восстановлению и сохранению природного участка в его почти первозданном виде.

Loading...Loading...