Развитие аналитического мышления. Простые способы улучшения аналитических способностей Аналитические способности ума

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также - личностные особенности. Популярный пункт - наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

    Аналитические способности - это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

    Аналитический склад ума - это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть - обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

    Врожденными;

    Приобретенными.

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое - дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос - достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте сайт. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями . Более всего это ценится в таких профессиях, как:

    Менеджеры;

    Экономисты;

    Аналитики или аудиторы;

  • Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль - прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное - стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности - необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума - тест . Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике - достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

    «Почему я принял такое решение?»

    «Какие последствия моего выбора?»

    «Можно ли было поступить по-другому?»

    «Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле - опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет - тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше - оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

    Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

    Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

    Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности , несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден - развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

Существует большое количество видов мышления, которыми человек пользуется ежедневно. Одним из самых важных является аналитическое. Если обладать развитым мышлением такого типа, то добиться достижения целей и стать успешным будет намного проще. Однако оно не появляется само по себе. Нужно старательно тренироваться, применяя знания того, как правильно развить в себе аналитические способности.

Аналитика и человек

Некоторые люди обладают хорошими аналитическими способностями с детства. Это связано с тем, что левое полушарие их мозга доминирует над правым. Именно оно отвечает за этот тип мышления. Но тем, кто не расположен к аналитике с рождения, не стоит расстраиваться, т.к. при выполнении определенных упражнений аналитические возможности быстро возрастут.

Аналитическое мышление отвечает за несколько важных моментов:

  • Подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;
  • Определение перспектив и всех вытекающих событий из определенных действий;
  • Построение логических цепочек;
  • Выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях;
  • Умение отделять главные детали от второстепенных;
  • Решение повседневных проблем или задач;
  • Возможность правильно рассуждать и излагать мысли;
  • Правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;
  • Четкость любых логических умозаключений;
  • Принятие правильных решений.

Люди, обладающие хорошо развитыми аналитическими навыками, очень эффективны и легко добиваются любых целей. Им намного проще общаться с окружающими, они могут похвастаться хорошей логикой и наблюдательностью, что серьезно помогает в повседневной жизни и работе. Просчитать любые дела на несколько шагов вперед – простейшая задача для такого человека. Именно эти преимущества заставляют людей думать о способах совершенствования самих себя.

Аналитическое мышление тесно связано с критическим. Сочетаясь, оба вида становятся еще более эффективными. Они дают человеку возможность объективно оценивать происходящее вокруг, быстро находить решения, а также видеть недостатки там, где другие их не замечают. Зачастую они активно взаимодействуют с логическим мышлением, позволяющим находить закономерности, заранее предвидеть будущие события, а также четко обосновывать свою позицию в любом вопросе. Их сочетание делает человека очень умным.

Развитые аналитические навыки могут пригодиться во многих профессиях. Наиболее значимы они для: менеджеров, экономистов, политологов, аналитиков, программистов, юристов, следователей и работников IT-сферы.

Литература

Большую пользу можно извлечь из чтения хорошей литературы. Люди, которые много читают, выделяются на фоне остальных эрудицией, навыком красиво говорить, широким словарным запасом, а также успешностью. С помощью книг можно повлиять даже на качество аналитического мышления. Причем нет необходимости читать сложную специализированную литературу, т.к. тренировать такие навыки получится с помощью художественных произведений. Но это не означает, что от научно-популярных книг стоит отказаться. Какие книги для развития аналитического мышления нужно прочитать:

  1. «Инженерная эвристика» (Д. Гаврилов) – книга о мышлении, которая помогает научиться правильно думать, решать сложные задачи, выстраивать умозаключения.
  2. «Логика и тактическое мышление» (Ч. Филлипс) – позволяет качественно натренировать свой мозг для правильного решения любых вопросов.
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» (М. Крогеруса, Р. Чеппелер) – книга, помогающая находить решения в любых ситуациях.

Также можно прочитать другие книги, в которых рассказывается о возможностях мозга и мышлении или предлагается решать сложные задачи. Из художественной литературы стоит обратить внимание на произведения Р. Брэдбери, А. Кристи или А. К. Дойла. Все они помогут в развитии аналитических навыков и открытии новых талантов.

Во время чтения художественной литературы следует анализировать действия героев, а также обдумывать, почему они поступили именно так. Дополнительно можно поразмыслить над тем, как бы развивались события, поступи персонаж по-другому.

Интеллектуальные тренировки

Развивать аналитические навыки в домашних условиях можно также с помощью интеллектуальных задачек. Это могут быть как сложные упражнения, так и легкие головоломки. Таким вариантом может воспользоваться как подросток, так и взрослый человек. Но для маленьких детей он будет слишком сложным.

Основные методики:

  1. Математика. Решение различных задач, выполнение сложных алгебраических операций, счет в уме, прохождение тестов – все это оказывает прямое влияние на аналитическое мышление.
  2. Головоломки. Ребусы, шифры, кроссворды или другие виды головоломок очень эффективны для мозга человека. Применять их можно с раннего возраста.
  3. Шахматы. С помощью шахмат можно очень сильно развить свой мозг. Если нет возможности играть с реальным соперником, то допускается воспользоваться помощью искусственного интеллекта или порешать специальные задания.
  4. Программирование. Изучение особенностей программирования приносит хороший результат, но может оказаться слишком сложным для подростков, из-за чего лучше всего применим в круге взрослых людей.

Развитие аналитических способностей таким методом позволяет добиться неплохих результатов за короткий промежуток времени. Но для этого потребуется вырабатывать жесткую дисциплину, а также не пропускать занятия.

Улучшить аналитическое мышление у подростков удастся с помощью серьезного подхода к школьным урокам и регулярного выполнения домашних заданий.

Игры

Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.

Какие игры будут эффективны:

  1. Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
  2. Пазлы. Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
  3. Настольные игры. Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.

Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.

Моделирование

Взрослым заниматься собственным развитием зачастую некогда. В таких случаях поможет моделирование. Оно позволяет за короткий промежуток времени натренировать свое мышление, при этом решив важные проблемы. Воспользоваться методом получится даже по пути до работы или во время посещения душа.

Как его применить:

  1. Выбрать одну из имеющихся проблем, которую не удалось решить ранее.
  2. Постараться быстро найти все варианты ее решения, а потом остановиться на одном.
  3. Всесторонне обдумать проблему (почему она появилась, нужно ли ее решать, какие могут возникнуть последствия, будут ли плюсы от ее устранения).
  4. Принять окончательное решение.
  5. Выполнить подробный анализ, рассчитав вероятный исход событий при реализации выбранного решения проблемы.

Развитие аналитического мышления таким способом позволяет добиться хорошего результата. Однако для этого нужно уметь сосредотачиваться на одной мысли и доводить все свои дела до конца. При этом потребуется выделить для обдумывания решений достаточно времени.

При желании можно смоделировать необычные ситуации или проблемы, с которыми никогда не приходилось сталкиваться. В некоторых случаях такой вариант может оказаться даже еще более эффективным.

Тренировки в повседневной жизни

Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.

Как можно тренировать аналитические навыки:

  1. Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
  2. Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
  3. Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
  4. Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
  5. Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.

Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.

Опубликовано в 24 номере июнь 2010 в журнале КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

преподаватель отраслевого университета REMI .


АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ

Аналитические навыки: Как оценить потенциал и склонность человека к анализу? Ценность аналитического подхода в бизнесе. В каких ситуациях необходимо и возможно развивать навыки анализа для решения практических задач? Методический подход и инструменты для развития аналитических компетенций. Оцениваем результат развития. Место и роль аналитических способностей среди других видов мышления. Побочные эффекты слишком высокого уровня развития аналитических качеств - гармония превыше всего.

Прежде чем раскрывать тему развития аналитических навыков обозначим, что входит в совокупность аналитических компетенций. Развитые аналитические навыки - это баланс аналитической и синтетической деятельности мышления, корректней будет говорить об аналитико-синтетической деятельности.

Аналитические навыки включают в себя следующие базовые составляющие:

  1. способность разделять и дифференцировать совокупность информации (объектов, данных) на составляющие части, по каким-либо существенным признакам или категориям;
  2. умение находить общие существенные признаки у частных явлений - навык абстрагирования/обобщения и классификации.

Первый и второй базовые аспекты предполагают наличие как аналитической функции - разделять, дифференцировать, так и синтетической - находить общие признаки.

3. умение видеть существенные взаимосвязи между объектами и явлениями: взаимовлияние, причинно-следственные связи и т. п.;
4. навык сравнения, оценки и мониторинга;
5. умение структурировать, упорядочивать информацию;
6. умение мыслить и излагать свои идеи последовательно, логично и делать выводы.

В бизнес - практике уровень развития аналитических навыков позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность существенных факторов, находить выход из сложных ситуаций, расставлять приоритеты, исследовать и оценивать ситуацию, классифицировать события, факты, планировать и выстраивать систему суждений и аргументации, корректно оперируя понятиями, что является необходимым аспектом коммуникации. Аналитические навыки в значительной степени конвенциональны и играют существенную роль в способности людей понимать друг друга. В этой связи важными являются также и другие компоненты аналитической деятельности.

7. навык выявления существенных и достаточных для принятия решения факторов, приоритетов и способность пренебречь менее значимыми;
8. умение мыслить системно, учитывая совокупность существенных факторов, выстраивать информацию по иерархическим логическим уровням;
9. навык формулирования гипотез, умение работать с фактами и допущениями, понимать разницу между ними;
10. навык поиска и создания алгоритмов (решения задач, операций), умение применять их или адаптировать к новым ситуациям;
11. критичность мышления - способность подвергнуть сомнению принятые и устоявшиеся суждения и доводы, изменить первоначальную гипотезу, сформулировать вопросы, позволяющие дополнить или пересмотреть ситуацию.

Выше уже было сказано, что корректнее говорить о сбалансированной аналитико-синтетической деятельности. В случае, если в типе мышления преобладает способность к синтезу, объединению и умению находить сходство, обобщать, человек будет стремиться генерировать целостные решения без детального предварительного анализа ситуации. Если же превалирует аналитическая функция, то сложности возникнут тогда, когда нужно будет выбрать один вариант решения из имеющихся или предложить собственное целостное решение.

Аналитические навыки формируются на определенном этапе речевого развития, когда происходит овладение системой понятий и категорий, складывается понимание закономерностей и взаимосвязей в мире предметов и явлений.

Преобладание аналитической или синтетической составляющей интеллекта, а также целенаправленное развитие аналитических навыков, либо, наоборот креативного, целостного интуитивного подхода в детстве определяет стиль и способы рассуждений и решения задач у взрослого человека. Однако развитие аналитические навыки возможно и в зрелом возрасте.


Оценка уровня развития аналитических навыков

Хорошо встроенные и развитые аналитические навыки будут проявляться в речи в большинстве случаев следующим образом:

1. четкость и, как правило, хорошая артикуляция речи;

2. последовательность построения речевых сообщений и логичность изложения. Законченность фраз;

3. точность использования понятий категорий и определений;

4. структурированность речи, наличие плана и этапов повествования;

5. выявление и умение объяснить закономерности и причинно-следственные связи;

6. наличие обобщений и умозаключений;

7. способность придерживаться логики и предмета обсуждения, возвращаться к нему;

8. умение выстраивать аргументацию, опираясь на объективные факты и источники, а не на субъективное мнение или понимание вопроса;

9. навык и тенденция задавать конкретизирующие, проясняющие и уточняющие вопросы;

10. наличие логических связок: в случае если, для того чтобы, при условии и т. п.;

11. использование перечислений и числительных для упорядочивания мыслей;

12. резюмирование сказанного, наличие умозаключений и выводов;

13. хороший темп решения кейсов и задач.


Однако отсутствие или неполный перечень указанных признаков в речи еще не повод делать вывод об отсутствии или слабой выраженности аналитических навыков. Проверить уровень их развития можно, предоставив возможность человеку письменно решить задачу, выполнить тест, поработать над кейсом или написать эссе на заданную тему.
Для оценки уровня развития аналитических навыков хорошо подходят некоторые тесты интеллекта, например тест Амтхауэра или Векслера, матрицы Равена и т. п. Единственное условие применения подобных тестов - проводить тест и интерпретировать его результаты должен специалист, имеющий квалификацию психолога.

Быстрее и проще будет развивать и совершенствовать аналитические навыки у тех людей, которые и при устных и при письменных испытаниях показывают хорошие результаты. Сложнее у тех, кто проявляет их в основном при выполнении письменных вариантов заданий, и весьма сложно, если по результатам и письменных и устных заданий демонстрируемый базовый уровень аналитических навыков невысок.

Этапы формирования аналитических навыков
Если рассматривать собственное развитие аналитических навыков у взрослых людей для применения их в бизнес - практике, то можно выделить несколько этапов:

I. знакомство с инструментами и методами аналитического подхода;

II. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «простых» ситуаций:

  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению относительно простых задач без учета фактора времени
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению простых задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»)
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или индивидуального разбора задачи;
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в ролевой игре;
III. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «сложных», комплексных ситуаций и кейсов:
  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач без учета фактора времени;
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»);
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или устного индивидуального разбора задачи
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в ролевой игре;
  5. формат бизнес - симуляции в условиях ограниченного времени.
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной деятельности.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

I. Знакомство с инструментами и методами аналитического подхода.

На этом этапе происходит собственно ознакомление с тем инструментарием, который позволит улучшить результат, полученный на этапе тестирования;


II. Применение инструментов для решения простых задач.

Формирование навыка идет от простого к сложному, поэтому начинать нужно с простых задач. На этом этапе важно, чтобы обучающийся освоил инструмент. Однако стоит избегать слишком простых задач и ситуаций подразумевая то, что любые действия и навыки человека формируются и функционируют в достаточно сложной внешней среде. При этом в п.п. II-IV последовательно добавляются стрессовые факторы, которые влияют на качество проявления навыка. Это появление фактора устной коммуникации и работы в группе, а также фактор временных ограничений.


III. Применение инструментов для решения сложных задач.
В данном случае подразумевается усложнение взаимосвязей и количества условий в задаче;

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Сложность применения полученных новых навыков и знаний у взрослого обусловлена большим количеством накопленных навыков и стратегий в предыдущем опыте. Требуется время, для того чтобы привыкнуть к использованию новых стратегий в повседневной практике и научиться контролировать применение прежних способов решения проблем.

Методы и инструменты развития аналитических навыков.

Если бы речь шла о развитии подобных навыков у детей, то можно было бы рекомендовать всевозможные задачи на поиск закономерностей, сходства и различия, решение логических задач и пр.

Однако не всегда взрослого человека удаётся легко мотивировать развивать способности при помощи задачек, не с вязанных с его практической деятельностью.

Поэтому в большинстве случаев для развития аналитических навыков целесообразно пользоваться теми инструментами, которые уже есть в соответствующей прикладной области. Например, если брать такой существенный навык как принятие решений, то практика применения аналитического структурированного подхода к принятию решений как раз и будет тренировать навык последовательного аналитического подхода при решении проблемных ситуаций.

Пример 1. Принятие решений. Аналитический структурированный подход.

1. Обнаружение симптома


2. Обнаружение проблемы
3. Сбор и анализ информации по проблеме

4. Постановка цели
5. Определение критериев успеха

6. Накопление информации , генерация вариантов

7. Оценка вариантов - выбор вариантов - принятие решений

Существенным в данном аналитическом подходе к решению проблемы будет формирование простейшего, базового навыка, а именно умения выстраивать цепочку симптом-проблема-цель. Как ни странно, часто встречаются ситуации, когда обучающиеся между симптомом и проблемой ставят знак равенства, что может привести к некорректной или неполной формулировке цели. Нередко последствием отсутствия навыка аналитического подхода к проблеме является некорректное обобщение случайных, ситуативных или несущественных явлений.

Примером хорошего и достаточно простого инструмента формирования аналитического подхода может стать практика использования для анализа ситуаций матриц. Например, матрицы Эйзенхауэра для размышления о приоритетах, срочности и важности, матрицы SWOT - для анализа (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), матрицы оценки рисков, Бостонской матрицы, Окон Джохари и т. п.

Пример 2. Матрица.
Матрица Эйзенхауэра

Более сложный инструмент анализа - использование различных типологий для классификации явлений и событий. Например, анализ и классификация ролей в команде по М. Белбину.

Пример 3 Типология

Рассмотрим, как может выглядеть этапность работы по освоению навыков анализа ролей в команде:

I. Знакомство с инструментами и методами предполагает ознакомление с 8 командными ролями по М. Белбину и признаками поведения, соответствующими каждой роли;

II. Применение инструментов для простых ситуаций. На этом этапе обучающиеся читают отрывки с описанием ситуаций и поведения людей, и определяют, какое поведение и построение речевых высказываний характерно для каждой роли. Сначала это может быть анализ текстовых описаний, а в конце данного этапа - анализ видеозаписей различных типов поведения и диалогов;

III. Применение инструментов для сложных ситуаций. Применительно к типологии, это может быть письменный разбор кейса, где герои взаимодействуют между собой и обмениваются репликами во время мозгового штурма или производственного совещания. Задачу можно усложнить, предложив участникам проанализировать производственную ситуацию с целью выявить дефицит тех или иных командных ролей и выработать рекомендации. Обучающимся можно предложить принять участие в ролевой игре или разыграть сценки с использованием поведения, характерного для той или иной командной роли, а также побыть наблюдателем и проанализировать роли остальных.

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Хорошим вариантом закрепления навыка анализа и классификации ролей с применением типологии будет анализ состава реальной команды, в которой работает обучающийся, или которой он руководит; выработка гипотез о существовании или дефиците ролей, а также рекомендаций по изменению и поэтапного плана по реализации этих изменений.

В качестве одного из инструментов для оценки уровня развития аналитических навыков может быть деловая игра или бизнес - симуляция, в которой может потребоваться применение не одного, а нескольких инструментов к ситуациям различного уровня сложности, содержащим множество факторов, которые придется принимать во внимание для выработки оптимального варианта решения. И деловая игра, и бизнес-симуляция, и решение сложных кейсов предполагают также, что участники работа ют в условиях временных ограничений. Следует учесть, что для корректного применения подобной оценки требуется проводить ее дважды: до освоения инструментов анализа и после. Частое практическое использование и освоение инструментов анализа дисциплинирует аналитическое мышление и приучает применять его и в других совершенно новых ситуациях.

Вопросы как инструмент для развития аналитических навыков.

Достаточно простым инструментом для развития аналитических навыков в бизнес - практике являются вопросы. Умение задать вопрос это и самостоятельный навык, и инструмент развития аналитических навыков. Когда руководитель или тренер задает вопрос сотруднику или участнику обучения, он тем самым побуждает его размышлять о ситуации или проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты. Если сотрудник или обучающийся постоянно находится в условиях, которые постоянно побуждают его к новому осмыслению происходящего при помощи вопросов, то рано или поздно это приводит к тому, что он начинает задавать вопросы самому себе, продумывая актуальные рабочие моменты.

Коммуникативные тренинги включают в себя блоки, посвященные умению формулировать вопросы. Тренинги, развивающие навыки анализа ситуации, умения принимать решения, системно подходить к возникающим проблемам обязательно включают блок, посвященный умению задавать вопросы, но уже не как фактор эффективной коммуникации, а как инструмент, развивающий аналитический подход.

Для развития аналитического подхода необходимо изучить и уметь применять основные типы вопросов: открытых, альтернативных зондирующих и закрытых.

Баланс аналитического, целостного и интуитивного подхода.

Однако избыточное развитие аналитических навыков может тормозить другие, не менее важные аспекты мышления, такие как интуитивный подход, умение видеть проблему и ситуацию целостно или нетривиально. Аналитические навыки в целом более конвенциональны, чем интуиция, образное мышление и креативность. Поэтому, развивая навык аналитического подхода, следует помнить о необходимости развития и других компонентов мышления. Современная информационная и коммуникативная среда непрерывно усложняется, нарастает уровень неопределенности взаимосвязей между факторами, влияющими на качество принимаемых решений, требования к скорости принятия решений бывают чрезвычайно высоки. В подобных ситуациях сочетание аналитического подхода с интуицией и способностью видеть целостно и находить нетривиальные решения обеспечит наилучшие результаты.

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума – что это значит?

Аналитические способности – это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума – что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума – что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума – что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием «аналитический склад ума», и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Способность к анализу

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также – личностные особенности. Популярный пункт – наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

Аналитические способности – это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

Аналитический склад ума – это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть – обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое – дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос – достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте bidbi.ru. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями. Более всего это ценится в таких профессиях, как:

Аналитики или аудиторы;

Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль – прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное – стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности – необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума – тест. Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике – достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

«Почему я принял такое решение?»

«Какие последствия моего выбора?»

«Можно ли было поступить по-другому?»

«Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле – опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет – тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше – оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности, несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден – развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

  • Следующая:Умение работать в команде
  • Предыдущая:Лояльность

Еще в этой категории

Сообщить о нарушении

HTML код (сайт, блог):

Платные услуги

  • Пока нет информации

Новые

Все права защищены!

Все логотипы и торговые марки на сайте BIDBI.ru являются собственностью их владельцев.

ИспользованиеБИДБИ или подача объявлений на сайте означает принятие условий пользовательского

Аналитические способности

Аналитические способности - это умение анализировать различные жизненные явления, причем не вольно, а строго используя логические методы, абстрагируясь от мелких, незначащих деталей. Нередко люди, наделенные талантами, абсолютно не используют их в своей реальной жизни, в то время как менее талантливые, но более настойчивые, как правило, добиваются успеха. Аналитические способности – это тоже своего рода талант, и его можно развивать, давая себе пищу для ума.

Как проверить аналитические способности?

Для того чтобы проверить, насколько вы способны к самостоятельному анализу, зачастую требуется только пройти тест на аналитические способности – любой из тех, что вы можете найти в сети. Проверить себя можно и более легким путем.

В обычной жизни, анализируя действительность, человеку нужно рассматривать все обстоятельства по частям, отдельно друг от друга, сравнить варианты, их плюсы и минусы, и только после этого сделать общий вывод. Проверить себя можно, взяв любой учебный текст и поработав с нимминут.

Главный прием понимания учебного текста – это способность задавать к нему вопросы. Если развитие аналитических способностей у вас на высоком уровне, то вы легко сможете: разбить текст на смысловые части, сформулировать его общую главную мысль и получить из него некие новые знания. Если это вам удалось легко, значит, аналитической деятельностью вы владеете, а если возникли сложности, значит, эту область стоит развивать.

Как развить аналитические способности?

Сейчас можно запросто выбрать один из тренинг-центров, где вас готовы обучать не только аналитическим способностям, но и успешности, предпринимательскому искусству и согласию с собой. На таком тренинге вам, скорее всего, предложат задачи на аналитические способности, причем в виде ситуации, на которую вам нужно быстро отреагировать. Обучение в таком ключе проходит интересно, легко и дает отличные результаты.

Впрочем, не в каждом населенном пункте можно найти такой центр. Можно и самостоятельно придумывать различные спорные ситуации и находить из них выходы, а также представлять себе, как они скорее всего будут развиваться дальше. Это лучше всего делать в паре с единомышленником, так и эффект будет лучше, и заниматься интереснее.

Кроме этого можно пойти совсем простым путем и решать логические задачки, которые также хорошо способствуют развитию аналитических способностей. Например:

  1. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов? (ОТВЕТ: столько же).
  2. Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному дурачку. Когда ему предлагали выбор между 50-центовой монетой и пятидолларовой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру? (ОТВЕТ: ему бы перестали давать деньги).

Решая таки задачи регулярно, вы легко разовьете в себе желаемое качество личности.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Аналитические способности и способы их развития

Что такое аналитические способности? Когда мы считаем, что у человека аналитический склад ума, это подразумевает, что его рассуждения отличаются логичностью и структурированностью. Такое мышление позволяет собрать все полученные факты, проанализировать их, выстроить четкую последовательную цепочку и сделать выводы, которые в большинстве случаев окажутся верными. Таким образом, аналитические способности – это талант логично мыслить.

Аналитические способности – это дар природы или результат тренировок?

Опытные педагоги с уверенностью скажут, что особенности мышления проявляются еще в раннем детстве. Кто-то из малышей с удовольствием сочиняет сказки и небылицы, а кто-то впадает в ступор, услышав задание нарисовать фантастическое животное. В школе аналитику легко даются точные науки (алгебра, физика), а вот на уроке литературы учитель может быть крайне недоволен таким учеником. Аналитические навыки – это способность вычислять связи между предметами и явлениями (даже если они не очевидны), дифференцировать важные и второстепенные детали, применять методы дедукции (от общего к частному) и индукции (наоборот, от частного к общему).

Работодатели и HR-специалисты ценят наличие аналитического склада мышления у соискателей. Если у человека развиты аналитические способности, гарантировано, что это поможет ему в профессии маркетолога, логиста, экономиста, специалиста IT-сферы и др. Безусловно, аналитический склад ума – это генетическая особенность каждого конкретного человека. Но навыки построения логичной мыслительной цепочки и анализа любой ситуации можно и нужно развивать.

Как развить аналитический склад ума

Чтобы научиться мыслить логически, необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.

Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:

  • уровень развития навыка до начала занятий;
  • потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.

Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?

Шаг 1. Используйте любую возможность для урока

В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.

Анализируйте все, что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.

Шаг 2. Тренируйтесь

Как развить аналитический склад ума с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».

Шаг 3. Стройте логические цепочки

Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.

Возможные варианты решения:

  • численность населения города;
  • процент детей дошкольного возраста;
  • процент детей, не посещающих ДДУ;
  • среднее количество детей в группе;
  • среднее число групп в детском саду;
  • число детских садов в городе.

Стандартный алгоритм решения любой задачи

  1. Поставьте цель.
  2. Соберите максимум информации.
  3. Определите первичные связи.
  4. Предположите варианты развития событий, создайте рабочую гипотезу.
  5. Проверьте гипотезу.
  6. Действуйте.

Люди с аналитическим складом ума отличаются способностью решать большое количество логических задач, не испытывая при этом особой интеллектуальной нагрузки. Если для вас выстраивание алгоритмов и установление связей между предметами стало развлечением, а не тяжелой умственной работой, считайте, что вы развили у себя способности к аналитике. В видео представлены некоторые упражнения.

Развитие аналитических навыков

Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач? Как повысить эффективность работы, требующей аналитического подхода? Эти вопросы мы с вами рассмотрим в данной статье, основная цель которой - наметить конкретные шаги и определить инструменты, которые помогут вам быстрее и качественнее выполнять свою работу, применяя и развивая свои аналитические способности.

Давайте начнем с определения понятий.

Анализ (аналитический подход) это:

Выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

Игнорирование несущественных деталей

Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами

Аналитические навыки - способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Необходимость применения аналитических навыков в таких видах деятельности, как наука, образование, разработка продуктов и технологий, стратегическое планирование, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. А нужны ли это навыки, например, специалисту отдела маркетинга или менеджеру по обслуживанию клиентов?

Давайте рассмотрим такой пример.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «А»:

«Мы заказывали 20 упаковок продукта „Х“, а нам привезли только 15».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке, выясняет наличие продукта на складе. Да, все верно - заказ на 20 упаковок, привезли 15, продукт на складе есть. Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «B»:

«Мы заказывали продукт „X“, а нам привезли продукт „Y“».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке. Да, все точно - заказан продукт «Х», привезли «Y». Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В обоих случаях проблема решена быстро, клиент «более или менее» доволен.

И никакие аналитические навыки не потребовались. Правильно? Правильно, но не совсем.

Показанное «оперативное» решение проблемы, может быть эффективным в краткосрочной перспективе. Но такой подход, не учитывающий причины возникновения проблемы, в долгосрочной перспективе оказывается совершенно несостоятельным. С такой моделью работы наш менеджер будет обречен на постоянное устранение ошибок отдела поставок. В то время как применение аналитического подхода поможет ему понять и устранить причины появления этих ошибок. Что приведет к снижению количества рекламаций и повышению качества обслуживания.

Таким образом, в любом виде деятельности применение аналитических навыков позволяет находить такие решения проблемы, которые устраняют саму причину ее возникновения.

Можно ли развивать аналитические навыки? Да, как и любые другие навыки.

Конечно, здесь нужно учитывать два фактора:

Текущий уровень развития навыка данного человека

Предельный уровень развития навыка (потенциал), задаваемый генетически

Чем больше разрыв между этими двумя уровнями, тем более результативными будут усилия по развитию навыка.

Мы с вами рассмотрим два основных подхода к развитию аналитических навыков и, соответственно, к повышению эффективности аналитической деятельности:

рис. 1. Два подхода к развитию аналитических навыков

Функцию упражнений могут выполнять любые профессиональные задачи, которые вы решаете с применением аналитического подхода. Это может быть составление бюджета, анализ продаж, планирование ассортимента.

Конечно, для развития аналитических навыков можно использовать и формальные упражнения. Например, одно из упражнений, которые мы используем на тренинге - «Логическая цепочка»:

Упражнение «Логическая цепочка»

Задание: определите количество общеобразовательных школ в вашем городе.

Время на выполнение - 20 минут.

Вам нужно составить логическую цепочку, звеньями которой будет информация, хранящаяся в вашей памяти или производные от нее данные. Никакими дополнительными источниками (книги, справочники, журналы, Интернет, телевизор, звонок другу.) пользоваться нельзя. Причем, лучше составить не одну цепочку, а несколько, и сравнить полученные оценки.

Возможный вариант цепочки:

Численность населения города

Какой процент составляют дети школьного возраста от общей численности населения

Среднее количество учеников в классе

Среднее количество классов в школе

Количество школ в городе

И, конечно, классический вариант упражнений для развития аналитических навыков - бизнес-кейсы.

Как видно из рис. 1, грамотное применение инструментов позволяет кардинально усилить природные способности и добиться выдающихся результатов.

Обзор инструментов мы с вами начнем с Алгоритма анализа ситуации.

Алгоритм анализа проблемной ситуации:

Цель, критерии выполнения

Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Варианты решений - Рабочая гипотеза

Проверка гипотезы - Информация

Давайте подробнее обсудим элементы алгоритма.

1 Цель, критерии выполнения

Прежде чем начинать исследование ситуации, необходимо определить, какова цель данного исследования, какой результат вы хотите получить. На этом этапе важно не только сформулировать цель, но и понять, каковы критерии ее выполнения, определить, с помощью каких индикаторов вы сможете узнать, насколько успешно выполняется поставленная задача.

Компания «Х» занимается производством и продажей продукции «Y».

Компания находится на грани банкротства - количество клиентов сократилось, объем продаж снизился, средств на счетах не хватает на текущие расходы.

Цель анализа: понять причины сложившейся ситуации, определить действия, необходимые для вывода компании из кризиса.

Критерии достижения цели: намеченные шаги должны обеспечивать определенные плановые показатели по таким параметрам, как:

Движение денежных средств (cash flow)

На данном этапе вы выполняете первую операцию, указанную в определении аналитического подхода - «разделение предмета, явления, проблемы на составные части».

Для компании «Х» из нашего примера можно выделить такие составляющие:

Теперь следует перейти к сбору информации, описывающей проблемную ситуацию, структурируя ее по выделенным направлениям.

Инструмент, который будет очень полезным на данном этапе - принцип MECE.

Принцип MECE - Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive

(Взаимно Исключающие, Совместно Исчерпывающие - ВИСИ).

Данный принцип требует, чтобы составляющие, которые вы выделяете при анализе проблемы, удовлетворяли двум условиям:

Между частями не должно быть пересечений (они должны быть взаимно исключающими)

Если сложить все части вместе, проблема будет описана полностью (части являются совместно исчерпывающими)

3 Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Цель данного этапа - создать упрощенную модель проблемной ситуации и перейти от хаоса огромного количества фактов с неопределенными взаимосвязями к системе с небольшим количеством понятных закономерностей.

От вас требуется из всего многообразия собранных фактов выделить наиболее важные с точки зрения выполнения поставленных задач. Ключевые факторы - это факторы, которые оказывают наибольшее влияние на критерии достижения цели (в нашем примере это влияние на оборот, прибыль и движение денежных средств).

4 Варианты решений -> Рабочая гипотеза

После построения модели проблемной ситуации вы готовы к тому, чтобы начинать поиск вариантов решений, которые приведут к достижению поставленной цели.

Например (для компании «Х»):

Повышение оборота можно получить за счет расширения ассортимента, снижения цены, улучшения качества продукта, расширения дистрибьюции, усиления рекламной поддержки и т. д.

Каждый вариант решения должен учитывать все критерии достижения цели, то есть, в нашем случае, кроме увеличения оборота должны выполняться условия увеличения прибыли и оптимизации движения денежных средств.

Из нескольких вариантов решения в качестве рабочей гипотезы следует выбрать один, наилучшим образом удовлетворяющий всем заданным критериям.

5 Проверка гипотезы -> Информация

На данном этапе вы предполагаете, что выбранная вами рабочая гипотеза - оптимальное решение для улучшения ситуации. Как это проверить? Нужно снова заняться сбором и обработкой информации, чтобы подтвердить или опровергнуть те предположения, на которых строится выбранное вами решение.

Если данные, которые вы получили на предыдущем шаге, соответствуют вашим ожиданиям, рабочая гипотеза становится результатом вашего анализа - вы определили набор действий, которые должны привести к достижению цели. Окончательной проверкой ваших рекомендаций будет применение их на практике и контроль ключевых параметров (оборот, прибыль, движение денежных средств).

Если полученные данные не соответствуют вашим ожиданиям, следует вернуться на шаг 4 (Варианты решений -> Рабочая гипотеза), снова рассмотреть возможные варианты, сформулировать следующую рабочую гипотезу и двигаться далее по алгоритму.

Еще один инструмент, повышающий эффективность аналитической работы.

Техника SWOT-анализа был предложена профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году.

Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

В качестве предмета SWOT-анализа может выступать компания, рабочая группа, предлагаемое решение и т. д.

рис. 2. Факторы SWOT-анализа

Силы и Слабости - это внутренние характеристики организации, на которые она может повлиять.

К внутренним факторам относятся:

Возможности и Угрозы связаны с характеристиками внешней среды, на них организация непосредственно повлиять не может.

К внешним факторам относятся:

SWOT-анализ предлагает вам готовую структуру для исследования.

Фактически, здесь уже выполнены две основные операции, указанные в определении аналитического подхода:

Разделение предмета, явления, проблемы на составные части

Выделение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

От вас требуется только наполнить предложенную структуру конкретными данными и проанализировать полученную модель.

Удобный инструмент визуализации всего процесса анализа и особенно этапа выделения ключевых факторов и взаимосвязей.

Пример Логического дерева представлен на рис. 3.

Вы начинаете его строить сверху вниз, помещая в самый верхний прямоугольник цель анализа. Соответственно, каждый следующий уровень дерева - это направления/действия, которые вносят свой вклад в достижение поставленной цели.

рис. 3. Логическое дерево

Количество уровней по каждой ветви дерева определяется необходимой вам степенью детализации. Построив логическое дерево, вы получите не только наглядную модель для анализа, но и готовую схему для презентации его результатов.

В данной статье мы с вами кратко рассмотрели два подхода к развитию аналитических навыков и к повышению эффективности аналитической деятельности.

Конечно, инструменты, о которых мы поговорили - это лишь малая часть того, что успешно применяется в процессе анализа.

Более подробно ознакомиться с данной темой вы можете на сайте www.colloquium.ru

Итан Расиел, «Метод McKinsey». Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005 г.


В повседневной жизни – как в работе, так и в личных делах – мы часто сталкиваемся с трудностями. С некоторыми ситуациями совладать бывает легко. Другие же могут быстро выбить почву из-под ног. На решении отдельных проблем мозг может зациклиться на достаточно долгое время. Именно здесь нам поможет аналитическое мышление. Первичными целями анализа любой ситуации – это выяснение корня проблемы, предсказание ее влияния на повседневную реальность, а также развитие стратегии, направленной на решение.

Итак, в целом аналитическое мышление является способностью представить данную ситуацию, рассмотреть ее с разных углов и разбить на более мелкие составляющие. Как развивать аналитическое мышление? Давайте рассмотрим несколько методов, позволяющих это сделать.

  • Конечно, первым шагом в развитии аналитических навыков будет непосредственная работа над развитием логики. Это может быть все, что угодно – начиная от шахмат и разгадывания головоломок и заканчивая решением задач из учебника по алгебре для седьмого класса. Различные задачи для развития логики можно найти в специальных изданиях, на просторах сети Интернет.
  • Второй шаг – обеспечить регулярность занятий. Нужно понять, что в развитии умения мыслить аналитически не может быть поблажек и легких путей. В особенности для тех, кто с юности считает себя «гуманитарием». Решение логических задач подобно тренировке мышц. Занятия необходимо проводить дозированно, но регулярно. Помимо того, что при постоянных занятиях математикой или шахматами вы все больше будете развивать аналитические навыки, вы обнаружите, что также эти занятия развивают силу воли. Ведь заставлять себя ломать мозг над очередной задачей, когда в этом отсутствует прямая надобность – занятие не для лентяев. Поэтому, помимо аналитического мышления, будет разрабатываться и «мышца» воли.
  • Третье – обеспечьте разнообразие когнитивных нагрузок. Учеными был проведен следующий эксперимент. Взрослым людям, которые никогда не держали в руках «Тетрис», давали задание играть в эту игру. После некоторого времени в областях мозга, ответственных за выполнение сопутствующих игре умственных операций, количество нервных связей увеличилось.

    Это происходило в тот момент, когда в умении играть у испытуемых наблюдался значительный прогресс. Но после этого увеличения нервных связей не происходило. Люди продолжали играть на автомате, не хуже, чем делали это ранее. Однако они уже не делали никакого прогресса. Развитие их аналитических способностей в рамках этой игры останавливалось на этой точке.

    Вывод может быть только один: чтобы развивать умение анализировать ситуацию, нужно постоянно снабжать мозг новыми задачами. При этом они должны нести более-менее серьезную нагрузку для мышления, так как развить аналитический склад ума невозможно, обучая мозг действовать на автомате.

Аналитическое мышление может сделать жизнь легче во всех ее аспектах, где требуется умение принимать решения или решать проблемы. Однако, правильно проанализировав ситуацию, необходимо уметь и оценивать степень полезности предпринимаемых решений.

В той или иной стратегии решения проблемы всегда будет иметься несколько плюсов и минусов. Чтобы понять, какой подход будет наиболее эффективным, необходимо оценивать «вес» каждого из них, степень и глубину его эффективности. А также во время анализа ситуации может оказаться, что ее составляющие могут попадать в одну из категорий – «важные» или «срочные». В таком случае, с каждыми из них стоит работать по отдельности. Так или иначе, развив способность к аналитическому мышлению, решение различных проблем будет происходить быстрее и успешнее.

Loading...Loading...