Вспоминая митрополита прокла. Ульяновский епископ назвал крещенские купания балаганом Светоний, Дион, Диодор и другие

ДИОДОР,

ЕПИСКОП ЮЖНЕНСКИЙ,

ВИКАРИЙ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

БИОГРАФИЯ

Епископ Диодор (Васильчук Виталий Семенович), родился 22 июля 1979 г., в г. Одессе, в семье моряков.

В 1986 г. пошел в первый класс средней школы № 79 г. Одессы, которую окончил в 1996 г.

В мае 1996 г. поступил послушником в Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одессы.

21 сентября 1996 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского пострижен в рясофор.

9 декабря 1996 г. Высокопреосвященнейшим Агафангелом, Митрополитом Одесским и Измаильским пострижен в монашество с именем Диодор (в честь святого мученика Диодора 12 мая н. ст.).

25 февраля 2004 г. Высокопреосвященнейшим Агафангелом, Митрополитом Одесским и Измаильским назначен и. о. наместника Свято-Иверского Одесского мужского монастыря.

9 марта 2004 г. постановлением Священного Синода (журнал № 3) утвержден наместником Свято-Иверского Одесского мужского монастыря.

С августа 2004 г. председатель Паломнического епархиального отдела святого апостола Андрея Первозванного.

14 ноября 2010 г. по представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром удостоен права ношения второго креста с украшениями.

Решением Священного Синода от 25 сентября 2013 г. (журнал № 72) избран викарием Одесской епархии с титулом «епископ Южненский».

28 сентября 2013 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре в Феофании в храме Всех святых Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины совершил чин наречения архимандрита Диодора (Васильчука), наместника Свято-Иверского Одесского мужского монастыря, во епископа Южненского, викария Одесской епархии. В наречении приняли участие: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами УПЦ, митрополит Вышгородский Павел, архиепископ Яготинский Серафим, архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, епископ Макаровский Иларий, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, епископ Ирпенский Климент, епископ Бородянский Варсонофий.

29 сентября 2013 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Блаженнейний митрополит Киевский и всея Украины Владимир в Успенском соборе Киево-Печерской лавры рукоположил архимандрита Диодора (Васильчука) во епископа Южненского, викария Одесской епархии.

Его Блаженству сослужили:

(† 394) - один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах; возвратившись в родной свой город, принял горячее участие в борьбе с арианами, имел попечение над антиохийской церковью со времени удаления из Антиохии Мелетия до 372 г., когда должен был спасаться от ариан бегством. Назначенный, в 378 г., епископом Тарса, он присутствовал на втором вселенском соборе в Константинополе, в 381 г. За свое благочестие и ученость Д. пользовался особенным уважением своих соотечественников и современников. Однако, уже Кирилл Александрийский сомневался в его православии; многие видят в нем прямого предтечу несторианства, так как он допускал в Иисусе Христе лишь нравственное, а отнюдь не субстанциональное единение двух естеств. Вероятно, это было причиной, что до нас из многочисленных его сочинений сохранились лишь небольшие фрагменты. Они собраны у Миня, "Patrologiae curs. completus ser. graeca" (t. XXXIII). Сведения о потерянных его сочинениях см. в издании: "J. S. Assemani bibliotheca orientalis" (Рим, 1719-1728, t. III, pars 1).

  • - Diodōrus, Διόδωρος, 1. по прозванию Кронос, из Иаса в Карий, философ мегарской школы, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838; 2...

    Реальный словарь классических древностей

  • - Прочтя все надписи: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей», «Диодор Иеромонах и послушник Исидор Здесь были. Дивны божии дела», – Прочтя все надписи, выходим в море РП АБ907...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Diodoros, из Тарса, ок. 330-393 гг. н. э., греческий христианский писатель...

    Энциклопедия античных писателей

  • - Альфред, американский математик и философ, уроженец Польши...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - ДИОДО́Р КРОН из Яса в Карии – др.-греч. философ мегарской школы. Жил при дворе Птолемея Сотера. О его жизни фактически ничего не известно...

    Философская энциклопедия

  • - Альфред - польско-американский логик и математик, один из главных представителей Львовско-варшавской школы. Доцент Варшавского университета...

    Новейший философский словарь

  • - из Иаса в Карий, философ-мегарик, главный представитель т. н. Диалектической школы - позднего периода существования Мегарской школы. Жил и учил в Афинах и Александрии...

    Античная философия

  • - иеромон., магистр богословия, р. в Рязанск. губ., с. протоиерея, препод. церк. истор. в СПб. дух. акад., † 3 янв. 1860...
  • - иеромонах, был сыном рязанского протоиерея, воспитывался в Рязанской семинарии, по окончании ее поступил в С.-Петербургскую духовную Академию, которую окончил в 1855 г. со степенью магистра и тогда же был...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Альфред - пол. логик и математик. Изучал математику и философию в Варшаве в 1919-1923...

    Философская энциклопедия

  • - философ-перипатетик, ученик Критолая; жил во втором веке до Р. X. Старался соединить учение стоиков и эпикурейцев с аристотелевской философией. Высшее благо отожествлял с добродетелью и отсутствием страданий...
  • - философ мегарской школы, крупный диалектический талант; родился в Карии во второй половине IV в. до Р. X. Был соперником Стильпона. Цицерон называет его dialecticus valens...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ тарский, один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Альфред, польский логик и математик...
  • - Тарский Альфред, польский логик и математик...

    Большая Советская энциклопедия

  • - польский и американский логик и математик, один из главных представителей львовско-варшавской школы. С 1939 в США. Труды по логико-алгебраической теории моделей, методам изучения исчисления предикатов...

    Большой энциклопедический словарь

"Диодор (епископ тарский)" в книгах

Диодор Циновский. Новеллы карикатуриста

Из книги автора

Диодор Циновский. Новеллы карикатуриста Каблук Хочу рассказать об одном случае из фронтовой жизни. Начну с Петра Васильевича Федорова, цинкографа нашей армейской газеты «За Родину».Звали его все мы в редакции просто дядя Петя, по причине солидного возраста. До войны он

ПАВЕЛ ТАРСКИЙ

Из книги Воскрешение Героя автора Серрано Мигель

ГЛАВА XVII: Чёрч, Тюринг, Тарский и другие

Из книги Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда автора Хофштадтер Дуглас Роберт

ГЛАВА XVII: Чёрч, Тюринг, Тарский и другие Формальные и неформальные системы НАСТАЛ МОМЕНТ, когда мы уже можем сформулировать один из основных тезисов этой книги любой аспект мышления можно рассматривать как описание на высшем уровне некой системы, которая на низшем

Диодор

автора Ковалев Сергей Иванович

Светоний, Дион, Диодор и другие

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Светоний, Дион, Диодор и другие Конец гражданских войн затрагивал писатель императорской эпохи Гай Светоний Транквилл (около 75-160). Ему принадлежат «XII био­графий цезарей», начиная с Юлия Цезаря и кончая Домицианом. Инте­ресующая нас эпоха отражена в первых двух

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Из книги Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры автора Шово Мишель

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Диодор Сицилийский (ок. 90–21 гг. до н. э.) - историк эпохи эллинизма, автор обширного труда по всемирной истории («Историческая библиотека») в 40 книгах, охватывавшего Египет, Ассирию, Индию, Мидию, острова Западного и Восточного

Диодор

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Диодор Таковы три писателя, которые сохранили нам основную историче­скую традицию ранних периодов римской истории. Дополнением к ним служит ряд других литературных источников. Отдельные, иногда очень ценные замечания можно найти у историка I в. до н. э. грека Диодора

Диодор Сицилиец

Из книги Игры, угодные богам автора Куринной Игорь Игоревич

Диодор Сицилиец Очень интересная личность. Оставил внушительный труд, затрагивающий, в том числе, и историю олимпиад. О своём труде Диодор Сицилиец пишет сам: «…Мы работали над его созданием целых тридцать лет, подвергаясь множеству злоключений и опасностей, посетили

Диодор Сицилийский

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н.э.) историк При ссоре с кем-либо нужно иметь в виду, чтобы эта ссора сменилась впоследствии

Диодор Сицилийский

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Тарский Альфред

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Святые Маркелл и Филагрий были рукоположены во епископов. Они были современниками святого священномученика Панкратия Тавроменийского. Мощи святого Филагрия находятся на острове

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ еп. (ок. 330 - ок. 394), экзегет и богослов. Род. в Антиохии. Получил классич. образование в Афинах и богословское - под руководством *Евсевия Эмесского. Д. отличался широкой эрудицией. Одно время он возглавлял монашескую общину в родном городе. Став

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Состоялась в Екатеринбурге, как ни странно. Странно это, потому что в Екатеринбурге тогда служил владыка Климент (Перестюк), он был Свердловским и Курганским епископом, а владыка Прокл был его духовным чадом.

Тогда он служил еще игуменом и приезжал в архиерейский дом, а я служил иподиаконом у владыки Климента. Митрополит Прокл приезжал в этот дом, его всегда очень хорошо принимали, он в доме владыки Климента был родным человеком.

Мы виделись там один раз, но поскольку владыку Климента посещало много людей, я не придал особенного значения этой встрече. Отметил только, что это человек очень добрый, всегда приезжал с какими-нибудь подарками, в наборе которых всегда были масло и мед.

Потом я узнал, что будущий митрополит Прокл стал епископом и даже викарием будущего Святейшего Патриарха Алексия II. Наша большая дружба началась с 1993 года, когда мы поехали в первый паломнический рейс на Святую Землю.

Теплоход выходил из Одессы, и тогда мы разговорились и все вспомнили. «Откуда ты, прелестное дитя?», – спросил меня Владыка Прокл. Я уже был тогда диаконом. Я признался, что очень хорошо его помню. Оказалось, что и он меня помнит, и наша беседа затянулась за полночь, так продолжалось каждый день. У нас было много общих знакомых из старой Екатеринбургской епархии, так началась наша дружба. Мы перезванивались, переписывались, поздравляли друг друга с праздниками.

Я пригласил владыку в гости, не надеясь, что человек такого высокого сана может ко мне приехать. Но любимой поговоркой митрополита Прокла была «был бы друг, а случай будет», и случай представился.

Владыка у меня гостил дня три, мы служили вместе панихиду. Потом и я побывал в гостях у владыки в Ульяновске. В следующий раз митрополита Прокла пригласил во время богослужений, посвященных Царским дням, владыка Никон. Митрополит Прокл остановился у меня в загородном домике, он очень любил баню, чай из самовара. Такой он был теплый и уютный человек.

Но самое главное воспоминание для меня – о том, как благодаря митрополиту Проклу я полюбил Петербург. В первый визит мне показалось, что это очень серый мрачный скучный город. Я об этом, конечно, никому не рассказывал. И вот владыка пригласил меня съездить в Петербург вместе с ним. Родом он из Петербурга, там жили все его родственники.

За время этой поездки мы очень сблизились, владыка очень хорошо повествовательно рассказывал о Петербурге. Мы каждый день куда-нибудь ходили к каким-нибудь знакомым владыки, к регенту Никольского Собора, к вдове Д.С. Лихачева (они были дружны), гуляли по Невскому проспекту… И я влюбился в этот город. Совсем по-другому благодаря владыке на него посмотрел.

Был еще интересный случай. Мама владыки дружила с одной верующей женщиной, бабой Настей, как ее все называли. Владыка приходил в ее деревянный домик, помогал ей по хозяйству. Один раз даже покрасил полы. Его попросили покрасить только полы, но он увидел, что и вся мебель уже немного облупилась, табуретки разного цвета.

И он покрасил все, баба Настя вернулась домой и всплеснула руками: «Усе новое! Усе новое!» (она была из Беларуси, говорила с небольшим белорусским акцентом). Владыка все покрасил одной и той же краской для пола, но такие это были люди, больше заботились о душе, а не об обстановке, всему были рады. Баба Настя часто просила владыку: «мы должны ночью пойти помолиться у закрытых храмов, чтобы их открыли». Самое интересное, что все эти храмы действительно потом открыли.

Он был человек очень уютный и теплый. Сядет, бывало (слово «бывало» у меня появилось именно от него), и начинает рассказывать… Владыка очень хорошо готовил, знал отличный рецепт заливной рыбы, с удовольствием угощал гостей. В домашней одежде он напоминал доброго старичка из какой-нибудь сказки.

Было у нас еще одно паломничество на Святую Землю. Я был тогда моложе, уговаривал владыку подняться на гору Моисея. Митрополит отказался наотрез, сказал «святее я от этого не стану». Ему было тяжело подниматься в гору. И предложил лучше пойти помолиться в монастырь св. Екатерины. И мы так хорошо с ним там помолились, прочитали акафист великомученице Екатерине, с таким светлым чувством оттуда вышли, что я понял, – владыка был прав.

У него был какой-то дар находить правильные решения. Даже, если я спрашивал у него совета, уже зная, что поступлю по-другому, все равно потом выходило так, что надо было сделать, как он говорил. Митрополит Прокл всегда оказывался прав.

Последний раз мы виделись, когда поехали попрощаться с матушкой Серафимой, в свое время она тоже служила у Святейшего Патриарха Алексия II, они были очень дружны. Матушка Серафима плохо себя чувствовала, но мы успели с ней попрощаться. А потом через несколько месяцев и владыки Прокла не стало. В этом году я потерял двух самых близких, самых дорогих мне друзей.

На его похоронах мало кто мог сдержать слезы. Не только прихожане, но и духовенство. А это очень важный показатель того, какой это был человек…

Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор: Он молился, а не вычитывал

Мне до сих пор очень тяжело смириться с уходом дорогого для меня человека. Слава Богу, что я знаю Христа-Спасителя! Его Слово: “… Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек… ” (Евангелие от Иоанна 11 гл. 25–27) для меня является единственным истинным утешением.

Такова была благая и спасительная воля Божья, что владыка митрополит уходил от нас, когда я был рядом. Всё получилось очень неожиданно для меня. Я чувствовал сердцем приближение этого момента, на протяжении последних трёх лет, с тех пор, как он начал серьёзно болеть. Пытался внутренне готовить себя к этому событию, как к должному…

Других учил «со знанием дела» не скорбеть о своих дорогих усопших… Но, на самом деле, очень тяжело расставаться с близкими, тяжело от осознания этой разлуки навсегда – навсегда в этой земной жизни… Очень тяжело, когда ты видишь, каким беспомощным выглядит человек перед лицом Ангела смерти, а ты ничем не можешь помочь… Никто не может помочь, ни скорая, ни бригада реанимации. Слава Богу, что я успел произнести разрешительную молитву, пока ещё владыка Прокл был в сознании.

Вот уже 40 дней, как владыка Прокл в другом мире, а я, зная умом, что он уже не с нами, сердцем надеюсь, что он где-то в отъезде, как это бывало не раз. Когда захожу в квартиру, где жил владыка, надеюсь, что он, как обычно, выйдет из своей комнаты мне навстречу, как это было и в последний день. И когда прихожу на его могилу, совсем не чувствую его присутствия там.

Владыка Прокл очень много значит в моей жизни, в становлении моей личности. Я прожил рядом с ним без малого 16 лет. Когда я пришёл к нему после окончания Московской Духовной Семинарии, мне только-только исполнился 21 год, я совсем не знал, что со мной будет, я даже толком не представлял свой путь предстоящего священнослужения.

Моим руководством было лишь благословение моего духовника – то, что я со всяким смирением должен принять решение нашего Преосвященного обо мне. И то, что я был тогда исполнен решимостью принять благословение владыки. Когда он сказал, что раз я желаю идти путём монашеского служения, то его благословение – быть мне насельником мужской Жадовской обители, я не дрогнул, хотя мне вовсе туда не хотелось.

Бог так устроил, что совершить надо мной монашеский постриг накануне моей диаконской хиротонии не получилось, как было запланировано. Меня посвятили в сан диакона как целибата, и временно оставили в кафедральном соборе для прохождения ставленнической практики.

Но через некоторое время отметили мои неплохие диаконские способности и не стали спешить с отправкой в монастырь. А еще через некоторое время я стал исполнять обязанности заведующего канцелярией Епархиального управления и личного секретаря владыки. Я старался. Мне очень хотелось, чтобы всё было хорошо. Честно говоря, я был счастлив, что так неожиданно для меня всё сложилось. И я оказался вдруг рядом с самим митрополитом. В монашеский чин владыка посвятил меня лишь через 4 года моего служения.

Владыка Прокл был для меня всегда понятным человеком. Он говорил в глаза то, что видел и чувствовал, часто это было очень жёстко, но справедливо. Он поступал в отношении меня, как настоящий добрый и хороший отец. Отец, которого у меня не было с трёх с половиной лет (мои родители погибли), а мне всегда очень хотелось чтобы был отец…

Он всему меня учил, даже пищу готовить, говорил, как важно в жизни всё уметь самому, чтобы по возможности ни от кого не зависеть. Владыка хвалил меня крайне редко. Рассказывал много добрых примеров из реальной современной духовной жизни, а самое главное – я видел, что он сам этим руководствуется, сам так живёт.

Он порицал лицемерие и ложную святость, учил меня быть честным перед собой, перед Богом, перед окружающими. Учил быть усердным и постоянным в молитвах, учил своим примером. Он каждый день молился и утром и вечером, я видел неоднократно, как он ночью молится сидя на своей кровати, когда проходил мимо его комнаты.

В такие моменты я пугался, думал, что он плохо себя чувствует, а он потом объяснял, что не может спать, т.к. переживает о ком-то или о чём-то… Потому всю надежду в молитвах возлагал на Бога.

Часто повторял слова приснопамятного митрополита Никодима (Ротова): «…вот видишь – перед тобой непреодолимая «стена»; и не знаешь что делать. Помолишься, и «стены» нет….» Так он всегда и делал. Было время, когда мне хотелось молиться вместе с ним, я предлагал владыке вычитывать молитвенное правило в его присутствии, как это многие практикуют.

Но он отказывался. Я не сразу понял почему. Теперь понимаю, что он когда молился, то действительно молился, а не вычитывал, действительно общался с Богом, а в таком случае «свидетели» не нужны.

Ко всем владыка Прокл относился просто, и часто вовсе, как могло показаться, не совсем любезно или дипломатично. Говорил правду в глаза простыми словами. Но я могу засвидетельствовать, что он никому не делал и не желал зла, никогда не соглашался на подлость, даже в мыслях его не было коварства и зложелательства.

Из личного архива епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора

Самое большее, что он мог сказать в адрес тех, кто ему досаждал или обижал его, что Бог их накажет, что Бог Сам всё поставит на свои места. Я видел, как он был терпим и милосерд, даже к тем, кто был неприятен ему и враждебен, когда эти люди нуждались в его поддержке. Я видел в этом настоящее человеколюбие, о котором заповедовал Христос.

Жаловался владыка крайне редко, что бы ни случалось. Он всё старался переносить терпеливо с надеждой на помощь Божью. Всем известная молитва Оптинских старцев была одной из его любимых молитв. Так было и в последние три года его пребывания здесь.

Здоровье сильно пошатнулось, сердечная недостаточность, гипертония и сахарный диабет. Ему было тяжело, но Бог давал ему сил всё до последнего дня переносить на ногах. Он всегда просил Бога об этой милости, чтобы только не лежать беспомощным, никого не обременять.

Накануне своего последнего дня владыка Прокл совершил Божественную Литургию в честь памяти 40-ка мучеников Севастийских, а вечером Всенощное бдение с выносом Креста в Неделю Крестопоклонную.

Подобно тому, как случилось и со Святейшим Алексием II – он отслужил Литургию в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, вечером всенощную в Донском монастыре, а на следующий день отошёл ко Господу. Наш владыка Прокл восхищался этим примером, и Бог сотворил с ним по желанию его сердца. Кончина нашего владыки митрополита была доброй и непостыдной, слава Богу!

Я очень благодарен Богу, что Он сподобил меня быть вместе с Преосвященным митрополитом Проклом, что Он многому меня через него научил, и явил мне через него Свою любовь и заботу. Об одном очень жалею.

Весь этот последний год моё сердце побуждало меня постараться, как-то выразить свою любовь и благодарность за всё владыке Проклу, но я так и не решился, так и не успел ему об этом сказать, поблагодарить его за всё, глядя ему в глаза. Очень себя за это укоряю.

А владыка часто говорил, что надо быть благодарными людям за их добро, пока они ещё здесь с нами, а не венки на их могилы носить. Я не смог. Мне очень горько от этого.

Народная артистка России Кларина Шадько: Высокая скорбящая радость

Наши первые встречи с митрополитом Проклом, прежде всего, связаны со службами в храмах. Встречались мы и на светских мероприятиях. Мне довелось присутствовать вместе с ним в Ульяновском краеведческом музее, где проводились встречи с известными людьми Ульяновской области.

Кроме того, мы с владыкой были заняты в одном и том же проекте в детской школе искусств № 5 г. Ульяновска. Среди талантливых детей этой школы у нас были свои стипендиаты. Несколько раз в году мы проводили творческие вечера, когда юные одаренные музыканты давали отчет о проделанной работе, своих новых достижениях и успехах.

У меня была возможность ближе пообщаться с митрополитом и его ближайшим помощником отцом Диодором – ныне епископом Мелекесским и Чердаклинским. Эти мероприятия, как правило, носили неофициальный характер и запомнились мне как особо теплые и душевные. Каждый мог рассказать о своих впечатлениях, воспоминаниях из детства…

Особенно трогательными были моменты, когда владыка читал стихи. Он любил и когда ему читают. Это были совершенно замечательные мгновения, минуты откровения, когда человек открывается в творческом, необычном своем проявлении. Это незабываемые трогательные моменты.

Я дважды участвовала в юбилеях митрополита Прокла. На одном из них в Мемориальном центре я посвящала свои творческие страницы его маме и бабушке. В последний юбилей в честь 70-летия владыки читала стихи в его честь…

Мне приходилось бывать на чаепитиях вместе с ним, где мы видели митрополита не только как иерарха, но и как простого человека с добрым, располагающим к себе отношением. Он мог создать такую мягкую душевную атмосферу, что каждый чувствовал себя как дома. В последнее время владыка редко бывал в моем родном театре (Ульяновский Драматический театр имени И.А. Гончарова – один из старейших театров России – Ред.), но раньше он часто посещал спектакли, так как очень любил искусство…

Но особо я хочу сказать о богослужениях. Архиерейские службы всегда проходили в особой возвышенной духовной атмосфере и отличались торжественностью. В то же время это были тихие службы, обволакивающие теплом, душевностью и молитвенной атмосферой в храме. Молиться с владыкой – было настоящим счастьем для всех священников и мирян земли Симбирской.

Моя последняя встреча с митрополитом состоялась, когда его уже не стало… Тем не менее, меня не покидает ощущение, что это была именно встреча с владыкой. На 9-й день после его смерти, когда после службы все пошли в трапезную, я опять вернулась в храм… Возложила цветы на могилу почившего годом ранее сподвижника владыки – отца Алексия Скалы и вошла в церковь поставить свечи.

В храме почти никого не было. Я подошла приложиться к раке блаженного Андрея Симбирского – небесного покровителя нашего города, и вдруг рядом слышу, как одна женщина говорит: «Посмотрите, мироточит икона Гавриила Мелекесского!» Подхожу к иконе почитаемого в Симбирской митрополии святого и вижу чудо: у преподобного Гавриила на глазах набираются капельки, похожие на бриллианты, они набухают и начинают потихонечку спускаться по щекам…

Тут же выглянуло солнце и осветило святыню! Я была под огромным впечатлением! Эти переживания даже не объяснить словами, они глубоко личные, такие душевные и волнующие…

Мне посчастливилось знать митрополита Прокла не только как священнослужителя, но и как обычного человека со своей неповторимой судьбой и уникальной человеческой биографией. И чем больше приоткрываются тебе такие теплые и личные странички его жизни, тем более величественной становится утрата. Это та высокая скорбящая радость по ушедшему великому человеку…

Автор и руководитель интернет-проекта «Батюшка-онлайн» Надежда Земскова: Молитва митрополита Прокла обладала особой силой

Митрополит Прокл без преувеличения был родным и очень дорогим моему сердцу человеком. Владыка ко всем хорошо относился, всех любил и, наверное, каждый, кто близко знал митрополита, думает, что именно его он любил особенно. Просто у него было бесконечно доброе, чистое и жертвенное сердце. Наш архипастырь обладал смирением, кротостью, жизнелюбием и во всем был для нас примером.

По благословению митрополита Прокла я уже несколько лет работаю в пресс-службе Симбирской епархии. Он же благословил мою журналистскую и преподавательскую деятельность.

Владыка много разговаривал со мной, давал советы как лучше поступить, что-то подсказывал – для меня это было очень ценно. И даже когда я заходила к нему в кабинет по работе, что-то подписать или посоветоваться – он старался уделить максимум своего времени, был очень отзывчивым и внимательным.

Владыка всегда радел о молодежи, заботился о нас, как любящий отец – даже приходил на открытие первого в Ульяновской области православного клуба при вузе – в моем родном университете (УлГТУ). Многие из самых разных молодежных мероприятий и миссионерских проектов проходили по благословению митрополита Прокла и при его непосредственном участии. Об одном проекте хочу рассказать отдельно.

В 2011 году я пришла к владыке Проклу за благословением на создание проекта «Батюшка онлайн». Ему очень понравилась эта идея – создать интернет-ресурс, где бы каждый желающий мог задать батюшке любой вопрос и практически сразу в режиме реального времени получить ответ.

На сегодняшний день проект объединил более 50 известных священников, среди которых есть музыканты, ученые, юристы, спортсмены, врачи, писатели, потомственные священники. Многих из них митрополит Прокл знал лично и одобрил их участие в проекте. Это батюшки из разных городов России, а также Украины, Беларуси, Германии, Америки и других стран мира.

Владыка не просто поддержал этот проект, он поверил в его успех и важную миссию, всегда и во всем старался помочь. Наш проект был отмечен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и назван одним из самых успешных медийных проектов Русской Церкви.

С Божией помощью проект активно развивается, и вклад Владыки в это благое дело нельзя переоценить. Именно благодаря его благословению и сугубым молитвам проект стал таким популярным и востребованным не только в России, но и за рубежом. «Батюшка онлайн» имеет большую читательскую аудиторию – десятки тысяч подписчиков, число которых постоянно растет! Благодаря этому проекту многие люди нашли свою дорогу к православию и пришли к Богу…

Я всегда чувствовала, что молитва митрополита Прокла обладает особой силой. И верю, что владыка никогда не оставит без своего духовного попечения осиротевшую Симбирскую митрополию, для которой он несказанно много сделал, и уже молится о всех нас у Престола Божия. Благодарю Господа, что мне выпала большая честь знать владыку Прокла лично.

Он навсегда останется в доброй памяти как один из самых удивительных и прекрасных людей в моей жизни! Вечная светлая память Его Высокопреосвященству…

Руководитель Мелекесской епархии, епископ Диодор, который несколько месяцев назад в своем обращении к пастве назвал крещенские купания «безумным поступком, искушающим Бога» , выступил с новой порцией обличения. На этот раз под праведный гнев главного димитровградского священника попали журналисты. Диодор обобщенно назвал представителей этой профессии «служителями Лукавого», «киллерами» и «ассенизаторами». 73 online . ru связался с епископом, чтобы узнать, где же грешным журналистам искать поддержки и прощения, если даже священнослужители бросают в них камни.

Свое мнение о представителях пишущей братии епископ Диодор высказал в Фейсбуке - на странице главной IT-шницы региона Светланы Опенышевой, которая пожаловалась на то, что журналисты димитровградской газеты «Местное время» воспроизвели в номере недостоверную информацию - «уволили» чиновницу с должности директора департамента, хотя Светлана Владимировна продолжает руководить ведомством.

Опенышева потребовала от издания опровержения информации, хотя в целом была достаточно вежлива в обращении к пишущей братии. Чего нельзя сказать о епископе, главе Мелекесской епархии отце Диодоре. Священник пришел на выручку Опенышевой и в комментариях под ее постом в Фейсбуке принялся обличать не только журналистов димитровградского издания, которые допустили ошибку, но и всю пишущую братию - безапелляционно, грозно и не стесняясь в выражениях:

Жалкая газетенка. Очень жаль тех людей, кто там работают журналистами, кто редактор и прочие. Бедные ассенизаторы. Собирают везде, где только можно, всю грязь, и выливают её на наших граждан. Жизнь у большинства очень трудная, а эти товарищи, служители лукавого , ибо он диавол, лжец и человекоубийца от начала, лишь своей ложью и распространением негатива, ещё больше усугубляют трудное жизненное положение.

ТАКИЕ РАБОТНИКИ СМИ ВРАГИ САМИМ СЕБЕ, СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, СВОЕМУ НАРОДУ. Ибо только лишь ещё больше способствуют разрухе и деградации. Очень жаль, что ради зарплаты наши соотечественники готовы «убивать» духовно своих сродников и сограждан. Та зарплата, что эти писатели получают, - смешная, а цена их зла велика. Они продают свои души и все доброе, что нам дал Бог, за чечевичную похлебку .

Спрос рождает предложение, поэтому существуют киллеры, наемные убийцы, существуют аборты, живодерни, войны. Спрос рождает. Есть люди, которым война и убийства приносят большой доход, а кому-то маленький доходик приносит жёлтая пресса, которая продвигает интересы ненавистников всякого Добра.

73 online . ru связался с отцом Диодором, чтобы узнать, разве пристало представителю церкви, чья миссия в служении добру и в отпущении грехов раскаявшимся, так безапелляционно оскорблять не только конкретных людей, но профессию в целом.

Отец, не кажется ли Вам, что публичная нетерпимость, которая прозвучала в Ваших словах, и «навешивание ярлыков», которые Вы позволили себе, недопустимы для Вас, как служителя церкви? Ведь сказал Господь: «Не судите, да не судимы будете».

Извините, но это Вы сейчас на меня ярлыки навешиваете, обвиняя в агрессивности. И Вам, если Вы цитируете Слова Христа, прежде к себе их нужно приложить. Вот когда журналисты будут писать правду о людях, о происходящем вокруг, тогда ни мне, ни кому-то другому даже в голову не придёт сказать в их адрес что-то недостойное их призвания. И не стоит меня осуждать Вам, я высказал свое личное субъективное мнение. По-вашему, я не имею на это право? Дай Вам Бог здоровья и светлого разума.

Имеете, конечно. Но ведь мы, грешники, ждем от отцов церкви понимания и прощения. Отстраненности от мирских страстей. Получается, Ваша позиция идет в разрез с нравственными позициями РПЦ?

Это не моё личное мнение и слова, а многих уважаемых в городе граждан. А в нетолерантности обвинять меня не стоит.

Мне кажется, в Ваших словах звучат гордыня и спесь. Это режет ухо, когда такие слова произносит священник. Возможно, мы такие. Подлые и желтые. Но мы не хотим это слышать от того, к кому мы ходим каяться! Вам не кажется, что это неправильно?

Если в Ваших словах правда, Бог будет на Вашей стороне. А если наоборот, то ваше лукавство вернется к Вам. И это никак не по моей вине. Храни Вас Бог. И если Вы честный журналист, и, главное, честный, добрый человек, почему Вы все проецируете на себя?

Наверное, потому что мы отчасти чувствуем правдивость Ваших слов. Но нам кажется ужасным, что в том мире, где церковь - наша последняя надежда на спасение, даже священники кидают в нас камни.

Я в Вас камни не кидаю. Тем более, лично в Вас. Я призываю к совести некоторых. Непорядочные люди есть везде. И среди духовенства. Но я в противовес плохим явлениям своей жизнью и делами стараюсь свидетельствовать о Добром. Поэтому никакой агрессии. Жесткость... да. Но толерантными мы не можем быть. Мы должны бороться со злом и грехом. Другой момент - мы должны разделять грех... и грешника. Я не желаю кары ошибившемуся или согрешившему. Само явление греха зла - отвратительно и несёт смерть. А человек...он прежде всего жертва. Жертва диавола. Я как пастырь обязан говорить правду. Называть вещи своими именами. Это не всегда легко и просто.

Дарья Косаринова

На новый гомо-скандал медиа-пространство не отреагировала тотчас, за исключением определенных блоггеров. Причем защищать гомоиерархов становится все труднее, т.к. фактического материала об их непотребствах всё больше и больше. Из-за засилья «голубых» на Украине, где ныне у МП дела более чем плачевны, отдельные про-патриархийные блоггеры стали распространять странное предположение, что заказчиком скандала выступает Украинская Греко-Католическая Церковь! Похожую тему озвучил и небезызвестный активист МП Кирилл Фролов: «Как сообщил известный миссионер и патриот, клирик Симбирской митрополии,координатор Ассоциации православных экспертов Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Пашменов, провокацию против симбирского митрополита Анастасия, разкрекламированную антицерковным антироссийским сайтом "кредо.вру", устроила группа адептов заштатного клирика Кураева при, по некоторым предположениям, поддержке ряда проамериканских НКО- "иностранных агентов"

Назывался и другой заказчик - еп.Мелекесский Диодор, он же Дмитрий Юрьевич Исаев, бывший миньон известного гомосадиста м.Ульяновского Прокла (Хазова). Некое решение по освещению сего скандала было, очевидно, дано из Кремле уже 12 июля. Так появилась информация уже 12 июля, а в ”Eurasia Today” 14.07.15 статья Раиса Сулейманова. А.Кураев отмечает в своем ЖЖ: «Но реакция официальной церковной прессы смешна до неприличия. Интерфакс-религия, Седмица.ру, Православие.ру, сайты патриархии молчат, уже сутки не замечая действительно главного события религиозной жизни России. Их решимости и совести не хватает на то, чтобы дать простенькое новостное сообщение. Пока не получат указаний и не напишут фельетонных комментариев - не сообщат и о самом событии. Федеральные СМИ тоже поставили запретный фильтр, забыв про свой же слоган "новости - наша профессия". «Новая газета» №78 сделала системную публикацию редактора «Кредо.ру» А.Солдатова только 24 июля, когда скандал облекся информационной и политической плотью.

Интересно, что, прекрасно зная истинное положение дел в МП, А.Кураев продолжает умалять проблему «голубого лобби» среди епископата, называя всего 16 % от общего состава (якобы из более чем 300)! Сие при том, что из независимых между собой источников нам известно о фактически поголовном гомосексуализме иерархии МП, с единицами в виде исключения.

В МП присутствует постоянный страх. Он там есть всегда, практически по каждому поводу; и не в последнюю очередь из-за того, что внутри творятся отвратительные вещи. Страх МП - значительная часть ее жизни и, отчасти, своеобразной субкультуры. Даже, когда всё как бы спокойно, когда отовсюду официальный почет и невиданная роскошь, страх присутствует не отменно. У очень многих, почти у всех, но, в первую очередь, у епископата. Ибо патриархийные архиереи фактически все в чем-то запачканы. Особенно в извращениях - преимущественно в гомосексуализме. Вопрос не в гомофобии прихожан, не в пресловутой государственной «борьбе против пропаганды ЛГБТ»,- вопрос непосредственно во всевозможных тошнотворных акциях садо-мазохистского толка, куда вовлечен почти весь клир и актив, где зачастую участвуют дети, нередко не сироты.

Анализируя реакцию епископата МП, в первую очередь гомоиерархов, надо признать, что большинство из них испытывает почти панические настроения. Некоторые, вероятно, догадываются, что последуют за м.Анастасием (Меткиным). А.Кураев озвучил версию, что Гундяев «молчит и никого из своих не сдает», как бы гарантирует их бытие. До уголовного преследования по фактам сексуальных домогательств, скорее всего, дело и вправду не дойдет. Но тотальная дискредитация и будущее увольнение, кого на покой по возрасту, кого за штат по факту, грядет неотвратимо. Спокойными остаются лишь те, кто относятся к «ближнему кругу» Гундяева, у кого постоянные сексуальные партнеры (совершеннолетние) и (minimum minimorum) не гомосексуалисты. А т.к. МП полностью симметрична путинской конфигурации государства, очень похоже, что нечто аналогичное будет и во властных структурах. Гомосексуалисты в руководстве русской православной церкви чувствуют себя сегодня настолько уверенными и незыблемыми, прежде всего потому, что в 90-е годы произошло сращивание церковного голубого лобби с голубым лобби в высших эшелонах власти. Сегодня это уже не лобби, а сплоченная «голубая» властная корпорация в российском государстве. По данным одной из российских спецслужб, в нынешнем высшем политическом истеблишменте России - от 10 до 15 процентов «голубых». «Высший политический истеблишмент» - это администрация Президента России, правительство, Совет Федерации, Государственная Дума, другие высшие органы политической и экономической власти. Высокопоставленные лидеры этого лобби достаточно известны.

Андрей Кураев сделал за последний год несколько чудовищно разоблачительных заявлений. И никакой официальной реакции МП нет. Гундяев демонстративно отмалчивается, что наводит на мысль, что вся скандальная ситуация каким-то образом связана с его позицией. Действительно, ему совершенно безразлично обвинение в собственной адрес по сей теме, ибо престиж Кирилла - не в нравственности, каноничности или религиозности, а в богатстве и власти. Он вошел в самую элиту РФ (будучи частью высшей советской номенклатуры) с имиджем «либерала», ныне облекся в личину «патриота», но опять сигнализирует политически активным группам, что он - «либерал». Неискушенные и подуставшие люди хотят верить в такое, особенно после представленного трэш-православия, что устроила МП последние годы. Бóльшая часть «гомоиерархов» перестала удовлетворять структурные потребности Кремля. Их решено сменить. Но делать сие невозможно одним махом, безпричинно, а гомо-скандал - удачный повод, ибо после смены на местах потребуется пролетарская поддержка. Именно о сем картинно вещает Андрей Кураев: "В церкви нарастает классовая напряженность. За 25 лет церковная элита явила множество образцов упоения своей роскошью и властью. Епископы рассматривают обычных тружеников-священников как орудие своей финансовой добычи. Священники в глазах епископов — это бесправные крепостные (плюс еще их семьи в статусе заложников владычной воли). Никогда в истории епископы не были столь безотчетны, как сейчас. Епископы не отчитываются ни перед государством, ни перед своими епархиями. И патриархия их отчетам верит на слово. А сама не отчитывается ни перед кем». В.Семененко сам себя запугивает «церковным Майданом», но справедливо замечает: «Итак, как представляется, симбирские события обладают всеми типичными признаками начала цветной революции, когда умело возбужденный и спровоцированный народ начинает вполне искреннее и обоснованное движение в сторону социального протеста, а правящая бюрократия не чувствует стремительно нарастающей опасности, надеясь, как обычно, решить проблему административно-силовыми средствами. Далее, так сказать, «естественный» протест умело канализируется и загоняется в деструктивное русло. При этом всегда имеет место апелляция к реальным социальным проблемам, максимально гипертрофированным при помощи всего арсенала информационных средств: подконтрольных либо частично встроенных в процесс медиа, соцсетей, «сарафанного радио» и проч. Нарастание протестного движения, в которое уже, как правило, бывают внедрены политтехнологи-провокаторы, как бы «вынуждает» правящую бюрократию к усилению административно-силового давления (поскольку к умному политическому маневру она обычно оказывается неспособной и неготовой). В итоге начальный этап процесса заканчивается, и протест затихает (как вроде бы уже происходит сейчас в Симбирске). Это должно окончательно усыпить бдительность правящей бюрократии и убедить ее в правильности взятой на вооружение административно-силовой линии поведения («нечего всерьез считаться со всякими маргиналами и отморозками»). Однако вскоре, на первый взгляд, стихийный процесс вспыхивает вновь с удесятеренной силой, нанося по системе власти нарастающие, как снежный ком, все более неожиданные и чувствительные удары. В итоге либо наступает фаза сугубо силового противостояния, что окончательно дискредитирует «власть» в глазах «неожиданно» возбудившейся мировой общественности, либо начинается период неоправданных принципиальных уступок, далеко выходящих за пределы первоначально обозначенной «темы» протеста и сводящихся в конечном счете к качественному ослаблению самой властной системы. Так первоначальная «упертость» рано или поздно, с теми или иными модификациями, под внешним воздействием приводит к слому».

Кураев выступает несамостоятельно, начав столь специфическое противостояние с гомоиерархией. И он имеет поддержку сверху. Внутри самих групп сие, очевидно, известно. В своей оправдательной речи митр.«Анаксиос» (а он явно знает некоторый бэкграунд) слезливо говорит: «Никакие Кураевы, которые, к сожаленью, живут на земле, не смогут разрушить Церковь…».

Всеволод Чаплин, как официальный рупор Московской Патриархии, высказался, что «всем Бог - Судья». Такое не осуждение говорит лишь о том, что борьба между группами в МП (и,очевидно, в Кремле) еще не определилась окончательно в приоритетах. Не забудем, что скандалы с гомоиерархами имеют длинные нити, тянущиеся в государственно-властные структуры, также весьма интегрированные в гей-сообщество, на высших уровнях. Весьма вероятно, что начавшаяся разборка затронет и их. Для правильной ориентации в событиях необычайно важно понимать, что целью этой революции является снос Патриарха Кирилла и его команды не потому, что они бюрократы и «антисоборники», а потому, что, по мнению закулисных операторов процесса, они, во-первых, слишком усердно поддерживают государственную политику российского Президента, а во-вторых, слишком медленно и неудовлетворительно проводят в Церкви модернистские реформы, будучи плохими, «не оправдавшими надежд» реформаторами. Процесс вполне понятен Гундяеву и он хочет предвосхитить неминуемые события. В контексте вышеозначенного становится совершенно ясно выступление В.Чаплина (еще раз напомню: Председателя синодального Отдела по взаимоотношению Церкви и Общества, т.е. статусного лица, озвучивающего официальную позицию МП, обязательно согласованную с Кремлем), заявившего 04.08.2015 г. на встрече с участниками II Международного межрелигиозного молодежного форума в Избербаше (в Дагестане!!), что «нам нужна сегодня определенная ротация элит. Молодые люди должны приходить на смену тем, кто проворовался, кто свое имущество, свои души и сердце держит где-то вне страны, кто пессимистически смотрит на будущее России, говоря: «Ну что можем сделать? У кого-то, кто не является нам другом, и денег больше, и, может, оружия больше, и больше интеллектуального и информационного влияния». Это означает очень многое. По сути его устами Кремль озвучил свою принципиальную позицию в кадровом вопросе. В Кремле захотели повторить сталинский опыт с рекрутированием русских холуев (для чего и понадобился «националистический» вздор) в 1934 г. и с «чисткой» всей системы в 1937 г. (для чего используется компромат морального и финансового плана). То же самое предстоит и в МП, именно так следует понимать всю шумиху, ретранслированную посредством А.Кураева. Гундяев подготовил «смену элит» в МП, избрав «голубую тему», как наиболее доступную невротизированным «православным массам». Ибо Московская Патриархия не только симметрична государству, но и почти синхронистична ему в своих внутренних процессах, хотя немного и запаздывает.

Loading...Loading...