Интереснейшая история танца. История возникновения и развития танца В какой стране зародился танец антре

История Танца

Народный танец

История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека.

Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.


Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками, подвергшисьсь художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой описываетая танец. На ней зиждется современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния.


Исторически танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в Западном Мире. Истоки современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.


Балет.

Предпосылками появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес».


К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.


Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.


Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина (качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.


Современный танец.

Русский балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования. Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».


Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или даже ценнее их.


Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.


Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое представление о танце, временем революции.


Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Знаменитый манифест «Нет» отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.


К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество. Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.





Так откуда же взялся танец, как возникла у человека тяга к движению под определённый ритм? Очень интересная статья Черникова Константина Петровича о том, что есть танец и, собственно, его возникновение, отлично об этом расскажет.

В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, наравне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание.

Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме, посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. Танец. Разве он не то, что мы видим? Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. Что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего? Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего. Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека.

Психика и стала инициатором возникновения танца, как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ.

Объясняется главенство культа тем, что маги и жрецы были люди умными и в своём роде творческими, так что понять, как «облапошить» и надавить на своих сородичей им не стоило большого труда, а главный мотиватор в этом деле -- страх перед неопознанной силой.

Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Когда зародился танец? По логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего, пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Древний человек рисовал подражание животным и духом. Но если это тогда делали люди, чем это является, как не танцем? В это же время происходит и зарождение музыки и музыкальных инструментов. Все виды икусства были очень тесно связаны, следовательно, музыка связана была и с танцем. Ответ на первый вопрос дан. Танец не оставляет такого точного «памятника», как живопись или архитектура, но раньше произойти зарождение танца вряд ли могло. Общество не было готово. Следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры.

Кроме всего прочего, прослушивание приятной музыки и движение в своё удовольствие вырабатывает гормон счастья, что является одной из косвенной причин возникновения танца.

Инициатором танцевального искусства стала сама психика древнего человека. Потребность в познании себя, мира, самовыражения и получении удовольствия. А уж представители культа не упустили возможность, используя танец в обрядах. Скорее всего они были массовыми, что усиливало эффект посредством «стадного эффекта». В первобытном обществе этому эффекту не подчиняться было почти невозможно, так что правила диктовали жрецы и вожди.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни.

Для человека первобытного общества танец -- это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.

Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь -- топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов.

У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

История современного танца уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые танцевальные движения являлись отражением чувственных впечатлений людей, полученных от окружающего мира.

Искусство танца представляет собой древнейшее проявление самобытного творчества разных народов мира. Танец родился одновременно с появлением человека, так как являлся естественной физиологической потребностью в ритмических движениях.

В древности танец был неотъемлемой частью различных общественных праздников и религиозных мероприятий. Поэтому термин танец охватывает большое количество разнообразных движений, отличающихся по своему стилю и манере исполнения.

Получил активное развитие в начале прошлого столетия. В то время известная балерина Айседора Дункан и несколько ее единомышленников решились бросить вызов традиционной хореографии. Они открыли свои школы, в которых преподавали основы модерн-балета. Основной идеей данного танцевального направления была свободная хореография, основанная на импровизации и выражении собственных эмоций.

Большая часть современных танцев не имеет четких стандартов и норм. Все они основываются на демократичности и свободе исполнений. Практически каждый танцор вносит в танец свою индивидуальность, особенно данный факт, проявляется в так называемых уличных танцах.

Некоторые виды современной хореографии уже пережили пик своей популярности, однако по-прежнему любимы исполнителями и востребованы зрителями. А такие танцы как брейк-данс, хип-хоп, ритм-энд-блюз или тектоник, наоборот, переживают свой взлет.

Одним из любимейших танцев молодежи считается хастл. Это поистине универсальное направление появилось в конце прошлого века. Танцуют его в практически везде: на вечеринке, дискотеке, танполле либо на улице. Причем исполняться этот танец может абсолютно под любую музыку и с любым пратнером.

Чуть больше двух десятилетий назад появился такой танец как крамп. Его отличительной особенностью является мощь и сила исполнителя, направленная на освобождении танцора от негативной энергии, путем выплескивания своих эмоций со сцены.

XX век принес с собой такой способ демонстрации хореографического мастерства, как батлы. Эти импровизированные соревнования танцоров и по сей день не перестают видоизменяться и вбирать в себя новые модные тенденции.

История возникновения и развития бальных танцев

Впервые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса – периода расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные – бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, многочисленные поклоны и реверансы. Среди этого огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана часто становилась центром во время свадебной церемонии.

Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал различные виды танцев, техника которых со временем все более совершенствовалась. Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду постепенно вошли менуэт, ригодан, романеск.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в то время массовые танцы.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

Движения придворного менуэта не отличались особой сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны, хотя обучались ему годами. Трудно давалась манера исполнения менуэта, в виду того, что все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета, поэтому менуэт до сих изучается во всех хореографических академиях.

В России покровителем развития танцевального искусства стал Пётр Первый, издавший в этих целях в 1718 году указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в бытовой жизни. В содержание этого указа входили следующие положения:

"…непристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов»;

"… с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону»;

"… немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь называется, но ожидает, пока его танцевать не пригласят».

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.

Танцмейстер, который именовался в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обращения, «политеса».

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений. Современная программа обучения бальным танцам включает 10 танцев, которые подразделяются на европейскую и латиноамериканскую программу. Большинство этих танцев возникло относительно недавно. Рассмотрим историю каждого из них в отдельности.

Медленный вальс (Slow Waltz), входящий в программу европейских танцев, впервые упоминается с середины XVIII века, в более древних документах встречается его обозначение как "weller", "walzen", "walzen", что означает – кружиться, скользить. В своей классической форме вальс родился и расцвел в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. Из Австрии вальс был завезён в Англию и США и впервые исполнялся в стенах влиятельного Boston Club около 1874 года. Однако только после 1922 года танец стал столь же моден, как танго.

Кроме медленного вальса также выделяют и Венский вальс (Viennas Waltz), который по праву носит название короля бальных танцев. Первое упоминание о танцах, подобных такому вальсу, относится к ХII-XIII столетию, когда в Баварии танцевали "Nachtanz". Пик популярности он пережил в начале XIX века в Вене под музыку Штрауса. Венский вальс возник в Баварии и назывался "немецким".

Танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании впервые получает общественное признание и успех в 1909 году в Париже, откуда этот танец стремительно распространился по всей Европе и пользовался огромной популярностью в период 1910-1915 годов. Несколько вышедший из моды в 30-60-е годы, в настоящее время танец снова получил широкое признание. С танго объявлен объектом . , в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» , отмечается «Международный день танго».

Фокстрот был придуман летом 1914 актером водевиля Гарри Фоксом(Harry Fox), наибольшим успехом он пользовался в 20-е годы. Первоначально фокстрот был частью представления "Jardin Danse" на крыше Нью-Йоркского театра. Как часть своего выступления, Гарри Фокс делал шаги "рысью"(trotting) под музыку ragtime , и люди назвали его танец "Fox"s Trot"(потом "s" куда-то пропала, а произношение осталось). "Trot" - это изначально военный термин для описания конной походки, появившейся в штате Миссури, в переводе на русский - "рысь". Эта походка необычно гладка. Есть также версия, что название произошло из-за лисы (Fox), поскольку только она якобы имеет необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию (след в след). Огромное количество фигур для фокстрота было придумано в 1922 году известным танцором, победителем танцевальных конкурсов Франком Фордом. Первоначальный танец имел темп приблизительно 160 ударов в минуту, и был описан как " чрезвычайно судорожный", позже, к 1927 году танец стал называться медленным фокстротом и основу его составили гладкие скользящие движении .

Квикстеп (Quickstep) - это легкий, живой, жизнерадостный танец, "напичканный" прыжками, подскоками с поворотами вправо, влево, назад с виражами вправо и влево, это действительно быстрый фокстрот. Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр Поля Вайтмана (Paul Whiteman) выступал в Великобритании. Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Первоначально квикстеп исполнялся африканскими танцорами. Позже квикстеп дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.

Группа латиноамериканских танцев в настоящее время включает самбу, ча-ча-ча, румбу, пасадобль и джайв.

Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", так как ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Бразильский карнавальный танец впервые был представлен в 1917.Окончательно сформировался в Бразилии в 1930 году, как бальный танец. В США он появился в 1939 году. В Россию самба попала из Польши, хотя в 1957 году на фестивале молодежи и студентов в Москве его уже танцевали.

Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. Захватывающий, синкопированный латинский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в танцевальных залах Америки.

Парный кубинский танец африканского происхождения – румба появился в XVI в., когда в Америку стали завозить черных рабов. Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза. Существует расхожий штамп, что «румба – это танец любви», однако, на самом деле румба, скорее является танцем несчастной любви и одиночества.

Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-ых, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия.

Слово "Jive" похоже на южно-африканское слово "Jev" - "говорить пренебрежительно". Джайв появился в XIX веке на юго-востоке США. Джайв родом из Америки и построен на основе танца, первоначально называемого "Jitterburg", из которого убрали акробатические элементы и поставили технику исполнения. Первое описание джайва сделанное лондонским учителем танцев В. Сильвестром (Victor Silvester) было опубликовано в Европе в 1944г.

Итак, история развития и становления бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало прошлого века, в Англию и Францию. Появление новых музыкальных стилей, растущий интерес к парным танцам, знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию канонизированной танцевальной программы. Сегодня в программу обучения спортивным бальным танцам входят 10 танцев, которые подразделяются на европейскую программу (в просторечии - "Стандарт") и на латиноамериканскую ("Латина").

Министерство культуры РФ

Министерство культуры Свердловской области

ГОУ СПО Свердловской области

Асбестовский колледж искусств

Хореографическая постановка «Связанные»

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель:

Хазова Дарья Алексеевна,

студентка IV курса

хореографического отделения

________ ____________

дата подпись

Квалификационная работа Научный руководитель:

Допущена к защите Лященко Н.А., преподаватель

Зав. отделением хореографического отделения хореографического

творчества творчества

________ ________________ ______ ________________

дата Н.А. Лященко дата подпись

Асбест 2015

Глава 1. Обоснование выбора хореографической постановки………..……….3

1.1. История создания танца, стиля……………………………….…..3

1.2. Источники и мотивировка выбора темы постановки………….13

Глава 2. Музыкально-хореографический сценарий……………….....………..16

2.1. Идейно-тематический анализ…………………………………...…..16

2.2. Творческий замысел постановки……………………………...…...17

Глава 3. Практическая значимость……………………………………………...24

Информационные источники………………………………………………26

Приложения…………………………………………………………………27

Глава 1. Обоснование выбора хореографической постановки

«Связанные»

История создания современного танца

Современный танец - это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя.

Современный танец - понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец - это танец современный, модный и актуальный для своего времени. Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танцевальный стиль, который не имеет четких стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления.

Современный танец уходит своими корнями в классический балет. С одной стороны, современный танец был создан как реакция против формальных, твердых ограничений классического балета, (к примеру – акцент в данном стиле падает на свободные, выразительные движения, чего нет в классическом балете в котором всё подчинено определённым правилам), с другой стороны, современный танец вобрал в себя многие движения и шаги из классического балета которые вошли в репертуар современного танца.

Причиной зарождения современного направления хореографии стал кризис классической балетной школы в начале XX века. Танцорам того времени требовались новые техники, позволяющие выражать новые идеи о человеческой свободе, далекие от традиций классического танца.

Концепция современного танца заключается в свободе и выразительности движений, которые дают потрясающую возможность выражать свои чувства в самых ярких красках.

На протяжении XX века появилось множество различных направлений, в современный танец входят такие направления как: современный танец, контактная импровизация, джаз модерн, contemporary dance, свободная пластика, локинг, поп-локинг, брейк-данс, хип-хоп, джаз, фанк и многие другие.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации, способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

Предыстория современного танца начинается в начале 20-го века, тремя музами раннего современного танца в Америке были Айседора Дункан, Рут Сен-Дени и Лой Фуллер. Они создали свои школы модерн-балета - искусства, свободного от условностей. Импровизация и свободная хореография – это основной принцип современного танцевального искусства. Они по-разному объединили философию, драму, водевиль и древнюю историю в свои танцы, что и послужило отправной точкой для создания основ современного танца. 20-й век принес много новых танцевальных видов и стилей, самые известные из которых буги-вуги, джазовые танцы, блюз, чарльстон, рок-н-ролл, макарена, степ, ламбада, латиноамериканские танцы. В конце 20-го века распространение получили танцы в стиле диско, хип-хоп, брейк-данс, хастл, крамп, тектоник, ритм-энд-блюз и другие.

Айседора Дункан и несколько ее единомышленников решились бросить вызов традиционной хореографии. Они открыли свои школы, в которых преподавали основы модерн-балета. Основной идеей данного танцевального направления была свободная хореография, основанная на импровизации и выражении собственных эмоций. Общепризнанной основательницей танца модерн считают Айседору Дункан. Свою деятельность она начала в конце 19 века. Айседора Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей. Языком танца Дункан был язык естественных, выразительных, свободных движений. Необычайно выразительная и музыкальная, Айседора использовала в своих танцах-импровизациях свободные, раскрепощенные движения тела. Главным богом Дункан была естественность. Во имя ее она отрицала технику, изнурительный тренаж. Художественная практика Дункан поражала современников удивительным слиянием мира душевных переживаний, пластики и музыки.

Вторым поколением в области танца модерн являются такие хореографы как: Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою систему подготовки танцовщиков. Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М. Грэхем. Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году «Еретик» и «Первобытные мистерии». Грэхем создавала спектакли, основанные на легендарно-эпической теме, на сюжетах античной и библейской мифологии. Прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний. Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов была Дорис Хамфри. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного танца Сен-Дени. На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока. Она первой в США стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в эксперимент. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо. Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением. Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон. Его хореография – это сложный синтез американского танца модерн и испано-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал. Герои изображаются в моменты наивысшего напряжения, крайнего душевного подъема, когда подсознание руководит их поступками. Наибольшую популярность приобрели его спектакли «Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен». Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. М. Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М. Грэхем и Д. Хамфри, М. Каннингем создал свою технику и школу танца. Таким образом, к началу 70-х годов ХХ века сложилось несколько основных школ танца – модерн: техника М. Грэхем, Д. Хамфри и Х. Лимона, техника М. Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца.

Джаз-танец развился из танцев африканских племён. Джазовый танец был привезен в Америку рабами из Африки в 17 - 18 вв. Попав в Америку, они быстро восстановили свои праздники и обычаи и приспособились: вместо барабанов использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. В течение нескольких веков шло слияние двух культур, африканской и американской, и в результате возник уникальный зажигательный танец. В 20-е гг. ХХ века джазовая музыка и танец приобрели огромную популярность. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приёмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев.

В 40- 50-е гг. популярная музыка претерпела значительные изменения, а вместе с ней видоизменились и танцы. В этот период возникли стили современного джаза. Сегодня существует множество стилей джаза, которые танцуют под различную музыку. Но все эти стили объединяют энергичные и ритмичные движения. Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца джаз. Характерной чертой джаза является синкопирование - акцентируются не только сильные доли такта, но и слабая доля такта. В танце джаз часто используются движения бёдер и таза, они придают танцу особую выразительность. Изолированные движения - это главная особенность джаз танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Луиджи (Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник, посвященный техники джаз-модерна. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу, американские педагоги проводят первые семинары. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое направление - джаз-модерн. Джазовый танец пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный, постепенно становиться особым видом танцевального искусства, и захватывает всю Европу.Эта школа завоевала многие страны мира, она позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора. Джаз танец постоянно меняется, отчасти благодаря тому. Что танцоры могут привносить свои собственные движения в танец, а также из-за того, что джаз танцуют под самую разную музыку. В настоящее время можно выделить виды джаза: классический джаз или традиционный. Это ранние формы джаз-танца, исполнявшиеся африканцами.

Афроджаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Своё название он получил по имени улицы в Нью-Йорке, на которой расположено множество театров.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии и тогда же начался процесс слияния основных школ современной хореографии. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул Луиджи(Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник посвященный техники модерн-джаз танца. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу и в Западной Европе, американские педагоги проводят первые семинары.

В 70-ые годы 19 века в Америке становятся популярными стили уличных танцев таких как: локинг, брейк-данс, хип-хоп, в 90-ые годы такие стили как: фанк, крамп. В самом начале эти танцы имели стихийный характер: молодёжь, собираясь вместе, устраивала свои соревнования по танцам, называя их баттлами. Затем к батлам стали готовиться заранее, приглашая зрителей и группы поддержки. В наше время подобные соревнования проводятся уже на международном уровне в самых разных местах нашей планеты.

Локинг - технически локинг очень близок к своему прародителю хип-хопу, поэтому много элементов было позаимствовано оттуда резкие и интенсивные движения, разнообразные кидания и покачивания рук, прыжки разных видов и уровней. Локинг представляет собой синтез движения и неподвижности.

Хип – хоп - культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х. Это танцевальный стиль на основе которого построена вся современная лексика клубных танцев. Жизнерадостный и энергичный, не агрессивный танец, в основе техники которого, - «кач» тела, прыжки, сочетание мелких движений руками и ногами. Музыка выделяется ломаным, динамическим ритмом средней скорости с короткими вставками инструментов.

Брейк-данс - первая часть представляет так называемый верхний брейк , который имеет практические бесконечные возможности, ограниченные разве что только фантазией исполнителя или команды исполнителей. В ней вы можете полностью и широко раскрыть себя, импровизируя как на ходу, так и перед выступление, создавая и придумывая новые элементы и движения. Движения этого направление требуют от танцора некоторой подготовки и отличаются специфичностью исполнения и имитируют несвойственные типы движений для человека в повседневной жизни: механические с фиксацией в определенных точках, либо шарнирные, схожие с движениями заводных игрушек, также имитация роботовидных движений или движений резиновых конечностей. Вторая большая часть, именуемая брейкинг , иногда называемый нижним брейк-дансом, представляется нам, как указывалось выше активностью, энергичностью и требует приличной физической подготовки от исполнителя. Нижний брейк очень эффектно смотрится и наполнен акробатическими элементами.

Крамп - это развитие «Clowning», или стиля «Танца Клоуна». Его отличительной особенностью является мощь и сила исполнителя, направленная на освобождении танцора от негативной энергии, путем выплескивания своих эмоций со сцены. Танец Клоуна был создан в начале 90-х годов Томасом Джонсоном, или Томми Клоуном. В 1992 году Джонсон начал соединять различные местные элементы танца и создавать уникальный, универсальный стиль, который также помог ему в продолжении его собственной карьеры клоуна для детей. Танцоры крампа больше взаимодействуют друг с другом и работают с весом партнера. Такие исполнители как Missy Elliott, Chemical Brothers, Black Eyed Peas, используя в своих клипах крампинг, сделали танец известным по всему миру.

В 1972 году появляется контактная импровизация. Контактная импровизация – это танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца. Создателем школы «Контактной Импровизации» по праву считается американец Стив Пэкстон. Будучи хореографом и танцовщиком, он изучал танец модерн и классический танец, занимался гимнастикой и айкидо, а также много времени проводил над исследованием танцевальной импровизации. При контактной импровизации движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

Хастл - парный танец, основанный на импровизации и «ведении».

В переводе с английского hustle «сутолока, толкотня». Является собирательным названием для танцев под музыку в стиле диско популярной в 1980-х, таких как диско-Фокс, диско-свинг и собственно хастл.
Является «социальным» танцем - то есть в основе своей крайне прост, танцуется на четыре счета (диско-фокс на три) практически под любую музыку, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.

Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца. В конце 80-х начале 90-х годов с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который назван тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - «а ля Джексон». Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

В 20 веке появляется термин «эстрадный танец» - это порождение светского искусствознания, отображает, прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие " эстрадный танец" входят и стилиза­ции народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много по­становок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким обра­зом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хорео­графического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и ин­ститутах культуры и искусства открыты отделения именно "эстрадного" танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Можно с полной уверенностью сказать, что 20-й век был для хореографии настоящим творческим прорывом и некой революцией в культуре танца.

Подводя итог, можно сказать, что современный танец – это понятие относительное, сиюминутное и каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Однако у современных танцевальных направлений достаточно разнообразных элементов, что делает их более демократичным и доступным для людей с определенными ограничениями в пластике и гибкости.

Хореографическая постановка «Верёвка» поставлена на основе направления современного танца – свободная пластика.

Свободная пластика - возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от рамок классического танца и слияние танца с жизнью. В данном стиле были сформулированы принципы, на которых основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже будто и контактная импровизация. Основоположницей свободной пластики стала Айсидора Дункан.

Одним из идейных источников свободного танца стало движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела, отрицание рамок и границ, смешение танцевальных направлений и стилей. Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь. Свободная пластика – это всегда раскрепощение, самовыражение, «полет», это особое отношение к себе, своему телу, особый способ мыслить. Свободная пластика позволяет быть одновременно спонтанным и осознанным; дает возможность выразить себя в творчестве, почувствовать радость движения, гармонию тела с музыкой и ритмом. Свободная пластика - направление в современной хореографии. Вид сценического танца, где удивительным образом сочетаются в себе элементы джазовой хореографии, стилистика направления модерн и технику классического танца.

1.2. Источники и мотивировка выбора темы хореографической постановки «Связанные»

В основе темы сюжета хореографической постановки «Связанные», лежит короткометражный фильм «Верёвка». Краткий сюжет фильма (скорее даже, зарисовки) таков: юноша и девушка «приходят в себя» посреди улицы, они связаны верёвкой спина к спине и не могут освободиться. Девушка сопротивляется, а парень идет намеченным путем. Встречающиеся им прохожие проявляют разную реакцию на их положение: одни игнорируют, другие издеваются. Последний встретившийся развязывает их, он гладит по лицу девушку и развязывает ее. Далее девушка осознает, что произошло и понимает, что она не может быть без юноши. Юноша, когда его развязали, хотел ударить освободителя, но просто отогнал, вернулся к девушке, и они вместе стали снова связывать себя веревкой.

Собственно, этот фильм является метафорой. Веревка, как символ отношений, своего рода бессознательная, либо осознанная зависимость в отношениях со своей половиной – именно это и является главной темой этого фильма.

Схожая символика часто встречается и в кино, и в литературе, в песенном творчестве современных музыкантов, вариацией веревки могут быть наручники, цепи, оковы. Аналогичные сюжеты можно встретить и в мифологии Платона: идеальные существам с четырьмя руками, четырьмя ногами и двумя головами, которые были разделены создателем и, которые всю жизнь на земле ищут свою половинку.

Другой второстепенной темой в фильме является отношение окружающих людей к ситуации, которую они наблюдают, их реакция. Окружающие их люди получают удовлетворение от наблюдения за мучениями двух связанных между собой людей. Ими являются двое прохожих, которые высмеивают их, пытаются их изобразить, при этом у них поднимается самооценка, от того что они видят. Далее им на пути встречаются два хулигана, которые пытаются издеваться над ними, унижают их. Лишь один человек проявил сочувствие и свою помощь.

В конце фильма, что более интересно для понимания смысла, который вкладывал автор: герои шагают вместе, держа друг друга за руки, она кладет голову ему на плечо. Каждый зритель просмотревший фильм сделает свои собственные выводы: кто-то скажет, что любовь в отношениях должна идти рука об руку со свободой обоих партнеров, а кто-то поймет любовь как уже не свободу, а зависимость.

Зависимость бывает не только в отношениях, основанных на любви, но и в отношениях между родителями и детьми, в дружбе между друзьями, между людьми, вынужденными по каким-либо причинам находиться вместе. В моей постановке показывается психологическая зависимость между двумя подругами. Осознание зависимости друг от друга, когда подруги перешли определенную грань в отношениях друг с другом и у них возникла такая степень психологической близости, при которой обе или одна из двух потеряли себя и это обстоятельство начало тяготить каждую из них. Например, такое чувство может возникнуть из-за сопереживания друг другу в каких-либо трудных ситуациях. Допустим от одной из подруг ушёл муж или жених - тогда вторая подруга становится для первой "всем" - и утешительницей, и советчицей, и мамой. Утешительница при этом наслаждается своей нужностью и значимостью, она чувствует себя сильной, взрослой и мудрой - ведь её советы так нужны подруге, которая с готовностью ими пользуется.

Утешительница, забывая о себе и своих близких (муже, детях), целыми днями переживает события из жизни подруги как собственные, уже почти не отличая свою жизнь от жизни подруги. Так происходит потеря себя в отношениях подруг и возникает зависимость. Наступает момент, когда у "несчастной" подруги всё в жизни начинает налаживаться (например, появляется мужчина), она постепенно отстраняется от утешительницы - ведь в ней больше нет нужды.

И вот тут утешительница испытывает настоящие муки - она чувствует пустоту, одиночество (несмотря на наличие мужа и близких), боль и ревнует подругу к её новому избраннику, чем вызывает у подруги раздражение и нежелание общаться. Со стороны это может выглядеть комично, но на самом деле это очень болезненная ситуация, которая может заканчиваться неврозами, депрессией и потерей интереса к жизни у оставленной утешительницы. Часто к тому же бывшие подруги расстаются, перестав видеться и общаться друг с другом. И их дружбе, в которой было много хорошего и искреннего, приходит конец.

Loading...Loading...