Тургенев сведения из биографии. Краткая биография ивана сергеевича тургенева. Продолжение учебы в Германии

Тургенев Иван Сергеевич – прославленный русский писатель, автор рассказов о русской природе и народе «Записки охотника». Ярко представил новоиспеченных героев конца XIX века и типичных представителей дворянства в своих произведениях «Рудин» , «Дворянское гнездо» , «Накануне» , «Отцы и дети» , «Ася» , «Вешние воды» . Виртуоз русского языка Тургенев повлиял на формирование русской и всемирной литературы.

Детство, годы учебы

Иван Сергеевич появился на свет 9 ноября (н.с.) в 1818 году в городе Орел в семье дворян. Детство будущего сочинителя проходило в фамильной усадьбе Спасское-Лутовиново. Воспитывали его няньки и гувернеры. В девятилетнем возрасте мальчика отправили на учебу в пансион в Москву. Там он провел всего два с половиной года, дальше обучался частным образом. С детского возраста изучал и разговаривал на французском, немецком и английском языках.

В пятнадцатилетнем возрасте в 1833 Тургенев был зачислен в Московский университет, позже перешел в Петербургский университет на факультет философии. Учебу он закончил в 1836 году. В 1838 году поехал учиться на два года в Германию. За годы учебы много путешествовал по Европе. Посетил Голландию, Францию и Италию. В 1841 году возвратился закончить учебу в Москве. Был вхож в литературные кружки, знаком с Гоголем , Аксаковым, Хомяковым, Герценом. В 1842 сдал испытания на уровень магистра философских наук. Но так как Николай I закрыл все кафедры философии во всех Российских университетах, Тургенев не смог стать профессором.

Начало творческого пути

В 1843 году Тургенев стал служить в одной из канцелярий министерства внутренних дел. Проработал там два года. Тогда же Тургенев начал публиковать свои произведения, которые просматривались и комментировались его другом - критиком Белинским.

В 1847 году молодой литератор на три года уехал за рубеж следом за любимой Полиной Виардо. До отбытия за границу сочинитель передал для издания в «Современнике» очерк «Хорь и Калиныч» , который имел громкий успех и потом вошел в «Записки охотника». После возращения в 1850 году в Россию трудился сочинителем и критиком в «Современнике».

Политика и литература

В 1852 году выпустил недозволенный цензурой некрологический очерк, посвященный смерти Гоголя. За это он был взят под арест и сослан в свою усадьбу без права выехать. Только в 1853 году ему разрешили посетить Петербург, а в 1856 году - пределы России.

Политическая обстановка в России постоянно изменялась. Готовилась реформа упразднения крепостного права. Тургенев энергично участвовал в политической жизни страны. Но в связи с разногласиями с Герценом относительно дальнейших направлений развития России ушел из «Современника», что повлияло на его популярность.

В 1863 году с семьей певицы Полины Виардо разместился в Баден-Бадене, где стал работать с «Вестником Европы», в котором были изданы его творения, в том числе роман «Новь». После этого он жил в Париже и Лондоне. До завершения своей жизни Тургенев оставался в Париже, ненадолго приезжая в Россию каждую весну.

Писатель очень интересовался политической обстановкой в России, поддерживал стремления революционного выхода из кризиса и выражал финансовое содействие в печатании сборника «Вперед». Популярность писателя стала восстанавливаться и возрастать. Его приглашали вернуться на родину. Весной 1882 года у писателя были найдены симптомы скоропостижной болезни, которая не давала ему передвигаться. 3 сентября 1883 года Иван Сергеевич скончался во Франции от онкологического заболевания позвоночника. По завещанию творца его тело перевезли в Россию и захоронили в Петербурге.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября (9 ноября) 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).

Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.

Изучение произведений И. С. Тургенева является обязательной частью общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения — цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

И.С.Тургенев в возрвсте 20 лет.

Художник К.Горбунов. 1838-1839гг. Акварель

Происхождение и ранние годы

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. В памятной книжке мать будущего писателя записала: «1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября, Феодор Семенович Уваров с сестрою Федосьей Николаевной Тепловой».

Отец Ивана Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834) служил в то время в кавалергардском полку. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда расстроил его финансы, и для поправки своего положения он вступил в 1816 годув брак по расчёту с немолодой, непривлекательной, но весьма состоятельной Варварой Петровной Лутовиновой (1787—1850). В 1821 году в звании полковника кирасирского полка отец вышел в отставку. Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. Отец умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея. Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери (которую внук позднее изобразил в образе старухи в очерке «Смерть»), и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже переехала к своему дяде, после смерти которого стала владелицей великолепного имения и 5000 душ.

Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя

Варвара Петровна Лутовинова, мать писателя

Варвара Петровна была непростой женщиной. Крепостнические привычки уживались в ней с начитанностью и образованностью, заботу о воспитании детей она сочетала с семейным деспотизмом. Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то что считался любимым её сыном. Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски, даже молитвы в доме произносились по-французски. Она много путешествовала и была просвещённой женщиной, много читала, но также преимущественно на французском. Но и родной язык и литература были ей не чужды: она и сама обладала прекрасной образной русской речью, а Сергей Николаевич требовал от детей, чтобы во время отцовских отлучек они писали ему письма по-русски. Семья Тургеневых поддерживала связи с В. А. Жуковским и М. Н. Загоскиным. Варвара Петровна следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, которых в письмах к сыну охотно цитировала.

И.С.Тургенев в возрасте 7 лет.

Неизвестный художник. 1825г. Акварель

И.С.Тургенев в возрасте 12 лет.

Художник И.Пиркс. 1830г. Акварель

Любовь к русской литературе юному Тургеневу привил также один из крепостных камердинеров (который позже стал прототипом Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин»). До девяти лет Иван Тургенев жил в наследственном матушкином имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1822 году семья Тургеневых совершила путешествие в Европу, во время которого четырёхлетний Иван чуть было не погиб в Берне, сорвавшись с перил рва с медведями (Беренграбен); его спас отец, поймав за ногу. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, купив дом на Самотёке. Учился будущий писатель вначале в пансионе Вейденгаммера, затем стал пансионером у директора Лазаревского института И. Ф. Краузе

Спасское-Лутовиново,Художник Николай Бодаревский

Спасское-Лутовиново

Спасское Лутовиново - Сорокина Ольга Александровна

Образование. Начало литературной деятельности

Иван Сергеевич Тургенев

В 1833 году в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя, после того как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет. В университете его другом стал Т. Н. Грановский, будущий знаменитый учёный-историк западнической школы.

Тимофей Грановский (1813-1855), русский историк

Петр Захаров-чеченец

Вначале Тургенев хотел стать поэтом. В 1834 году, будучи студентом третьего курса, он написал пятистопным ямбом драматическую поэму «Сте́но». Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву. Во время одной из лекций Плетнёв довольно строго разобрал эту поэму, не раскрывая её авторства, но при этом также признал, что в сочинителе «что-то есть». Эти слова побудили юного поэта к написанию ещё ряда стихотворений, два из которых Плетнёв в 1838 году напечатал в журнале «Современник», редактором которого он был. Опубликованы они были за подписью «…..въ». Дебютными стихотворениями стали «Вечер» и «К Венере Медицейской».

Портрет Петра Плетнева (1836). Пушкинский музей в Санкт-Петербурге.

Алексей Тыранов

Первая публикация Тургенева появилась в 1836 году — в «Журнале Министерства народного просвещения» он опубликовал обстоятельную рецензию «О путешествии ко святым местам» А. Н. Муравьёва. К 1837 году им было написано уже около ста небольших стихотворений и несколько поэм (неоконченная «Повесть старика», «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь», «Сон»)

Андрей Николаевич Муравьёв-камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).

П.З.Захарова-Чеченца, 1838 год

После окончания университета. Заграница

В 1836 году Тургенев окончил университет со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков. Во время учёбы он подружился с русским литератором и мыслителем Н. В. Станкевичем, который оказал на него заметное влияние. Тургенев посещал лекции гегельянцев, заинтересовался немецким идеализмом с его учением о мировом развитии, об «абсолютном духе» и о высоком призвании философа и поэта. Вообще весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент пришёл к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она погружена. В этом смысле он стал убеждённым «западником».

Николай Владимирович Станкевич (1813—1840), общественный деятель, философ, литератор

Гумбольдт-университет в Берлине, 19 век

В 1830—1850-х годах сформировался обширный круг литературных знакомств писателя. Ещё в 1837 году произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным. Тогда же Тургенев познакомился с В. А. Жуковским, А. В. Никитенко, А. В. Кольцовым, чуть позже — с М. Ю. Лермонтовым. С Лермонтовым у Тургенева было всего несколько встреч, которые не привели к тесному знакомству, но творчество Лермонтова оказало на него определённое влияние. Он постарался усвоить ритм и строфику, стилистику и синтаксические особенности поэзии Лермонтова. Так, стихотворение «Старый помещик» (1841) местами по форме близко к «Завещанию» Лермонтова, в «Балладе» (1841) чувствуется воздействие «Песни про купца Калашникова». Но наиболее ощутима связь с творчеством Лермонтова в стихотворении «Исповедь» (1845), обличительный пафос которого сближает его с лермонтовским стихотворением «Дума».

Александр Сергеевич Пушкин

Орест Адамович Кипренский

Михаил Юрьевич Лермонтов

Заболотский, Пётр Ефимович

В мае 1839 года старый дом в Спасском сгорел, и Тургенев вернулся на родину, но уже в 1840 году вновь уехал за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне Тургенев позднее написал повесть «Вешние воды» В 1841 году Иван вернулся в Лутовиново.

"Вешние воды"

В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допуске к экзамену на степень магистра философии, однако в то время штатного профессора философии в университете не было, и его просьбу отклонили. Не устроившись в Москве, Тургенев удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии на латинском языке в Петербургском университете и написал диссертацию для словесного факультета. Но к этому времени тяга к научной деятельности остыла, всё более стало привлекать литературное творчество. Отказавшись от защиты диссертации, он прослужил до 1844 года в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел.

Иван Сергеевич Тургенев

Эжен Луи Лами (1800-1890)

В 1843 году Тургенев написал поэму «Параша». Не очень надеясь на положительный отзыв, он всё же отнёс экземпляр В. Г. Белинскому. Белинский высоко оценил «Парашу», через два месяца опубликовав свой отзыв в «Отечественных записках». С этого времени началось их знакомство, которое в дальнейшем переросло в крепкую дружбу; Тургенев был даже крёстным у сына Белинского, Владимира. Поэма вышла весной 1843 года отдельной книгой под инициалами «Т. Л.» (Тургенев-Лутовинов). В 1840-х годах, помимо Плетнёва и Белинского, Тургенев встречался с А. А. Фетом.

Виссарион Белинский

В ноябре 1843 года Тургенев создал стихотворение «Утро туманное», положенное в разные годы на музыку несколькими композиторами, в том числе А. Ф. Гедике и Г. Л. Катуаром. Наиболее известна однако романсовая версия, публиковавшаяся первоначально за подписью «Музыка Абаза»; принадлежность её В. В. Абазе, Э. А. Абазе или Ю. Ф. Абаза окончательно не установлена. После публикации стихотворение было воспринято как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, с которой он встретился в это время.

Портрет певицы Полины Виардо

Карл Брюллов

В 1844 году была написана поэма «Поп», которую сам писатель характеризовал скорее как забаву, лишённую каких-либо «глубоких и значительных идей». Тем не менее поэма привлекла общественный интерес своей антиклерикальной направленностью. Поэма была урезана российской цензурой, зато целиком печаталась за границей.

В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». В «Бретёре», ставшем второй повестью Тургенева, писатель попытался представить борьбу между лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позёрство. Сюжет для его третьей повести, «Три портрета», был почерпнут из семейной хроники Лутовиновых.

Расцвет творчества

С 1847 года Иван Тургенев участвовал в преобразованном «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым.

Николай Алексеевич Некрасов

Павел Васильевич Анненков

В журнале был опубликован его первый фельетон «Современные заметки», начали публиковать первые главы «Записок охотника». В первом же номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги. Подзаголовок «Из записок охотника» прибавил редактор И. И. Панаев, чтобы привлечь к рассказу внимание читателей. Успех рассказа оказался огромным, и это навело Тургенева на мысль написать ряд других таких же. По словам Тургенева, «Записки охотника» были выполнением его Аннибаловой клятвы бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». Для осуществления своего намерения Тургенев решил уехать из России. «Я не мог, — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел <…> Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Льгов» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов

Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Лебедянь» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов

Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Пётр Петрович Каратаев» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов

Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Контора» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов

В 1847 году Тургенев с Белинским уехал за границу и в 1848 году жил в Париже, где стал свидетелем революционных событий. Будучи очевидцем убийства заложников, множества атак, строительства и падения баррикад февральской французской революции, он навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще. Чуть позже он сблизился с А. И. Герценом, влюбился в жену Огарёва Н. А. Тучкову.

Александр Иванович Герцен

Драматургия

Конец 1840-х — начало 1850-х годов стали временем наиболее интенсивной деятельности Тургенева в области драматургии и временем размышлений над вопросами истории и теории драмы. В 1848 году он написал такие пьесы, как «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник», в 1849-м — «Завтрак у предводителя» и «Холостяк», в 1850-м — «Месяц в деревне», в 1851-м — «Провинциалка». Из них «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» пользовались успехом благодаря прекрасным постановкам на сцене. Особенно ему был дорог успех «Холостяка», ставший возможным во многом благодаря исполнительскому мастерству А. Е. Мартынова, сыгравшего в четырёх его пьесах. Свои взгляды на положение русского театра и задачи драматургии Тургенев сформулировал ещё в 1846 году. Он считал, что кризис театрального репертуара, наблюдавшийся в то время, мог быть преодолён усилиями писателей, приверженных гоголевскому драматургизму. К последователям Гоголя-драматурга Тургенев причислял и себя.

"В ложе. 1909", Кустодиев

Для освоения литературных приёмов драматургии писатель работал также над переводами Байрона и Шекспира. При этом он не пытался копировать драматургические приёмы Шекспира, он лишь интерпретировал его образы, а все попытки его современников-драматургов использовать творчество Шекспира в качестве образца для подражания, заимствовать его театральные приёмы вызывали у Тургенева лишь раздражение. В 1847 году он писал: «Тень Шекспира тяготеет над всеми драматическими писателями, они не могут отделаться от воспоминаний; слишком много эти несчастные читали и слишком мало жили»

1850-е годы

В 1850 году Тургенев вернулся в Россию, однако с матерью, умершей в том же году, он так и не увиделся. Вместе с братом Николаем он разделил крупное состояние матери и, по возможности, постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян.

Николай Сергеевич Тургенев, брат писателя

В 1850—1852 годах жил то в России, то за границей, виделся с Н. В. Гоголем. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, который петербургская цензура не пропустила. Причиной её недовольства стало то, что, как выразился председатель Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно». Тогда Иван Сергеевич отослал статью в Москву, В. П. Боткину, который напечатал её в «Московских ведомостях». Власти усмотрели в тексте бунт, и автора водворили на съезжую, где он провёл месяц. 18 мая Тургенева выслали в его родную деревню, и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель вновь получил право жить в столицах.

Боткин Василий Петрович

Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого

Илья Репин

Существует мнение, что истинной причиной ссылки был не некролог Гоголю, а чрезмерный радикализм взглядов Тургенева, проявившийся в симпатиях к Белинскому, подозрительно частых поездках за границу, сочувственных рассказах о крепостных крестьянах, хвалебный отзыв эмигранта-Герцена о Тургеневе. К тому же необходимо учитывать предупреждение В. П. Боткина Тургеневу в письме 10 марта, чтобы он был осторожен в своих письмах, ссылаясь на сторонних передатчиков совета быть осмотрительнее (указанное письмо Тургенева полностью неизвестно, но его выдержка — по копии в деле III Отделения — содержит резкий отзыв о М. Н. Мусине-Пушкине). Восторженный тон статьи о Гоголе лишь переполнил чашу жандармского терпения, став внешним поводом для наказания, смысл которого обдумывался властями заранее. Тургенев опасался, что его арест и ссылка станут помехой выходу в свет первого издания «Записок охотника», но его опасения не оправдались — в августе 1852 года книга прошла цензуру и вышла в свет.

Иван Сергеевич Тургенев

Однако цензор В. В. Львов, пропустивший в печать «Записки охотника», был по личному распоряжению Николая I уволен со службы с лишением пенсии («Высочайшее прощение» последовало 6 декабря 1853 года). Российская цензура наложила запрет также на повторное издание «Записок охотника», объясняя этот шаг тем, что Тургенев, с одной стороны, опоэтизировал крепостных крестьян, а с другой стороны, изобразил, «что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно… наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее»

Франц Крюгер

Во время ссылки в Спасском Тургенев ездил на охоту, читал книги, писал повести, играл в шахматы, слушал бетховенского «Кориолана» в исполнении А. П. Тютчевой с сестрой, проживавших в то время в Спасском, и время от времени подвергался наездам станового пристава.

В 1852 году, ещё находясь в ссылке в Спасском-Лутовинове, написал ставший хрестоматийным рассказ «Муму». Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии. «Записки охотника» в 1854 году были выпущены в Париже отдельным изданием, хотя в начале Крымской войны эта публикация носила характер антирусской пропаганды, и Тургенев вынужден был публично выразить свой протест против недоброкачественного французского перевода Эрнеста Шаррьера. После смерти Николая I одно за другим были опубликованы четыре из наиболее значительных произведений писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике», два других — в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.

Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Рудаков Константин Иванович - иллюстрации к ронаму И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"

Иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Сотрудники «Современника» И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, М. Н. Лонгинов, В. П. Гаевский, Д. В. Григорович собирались иногда в кружке «чернокнижников», организованном А. В. Дружининым. Юмористические импровизации «чернокнижников» порой выходили за рамки цензуры, так что издавать их приходилось за границей. Позднее Тургенев принял участие в деятельности «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным» (Литературный фонд), основанного по инициативе того же А. В. Дружинина. С конца 1856 года писатель сотрудничал с журналом «Библиотека для чтения», выходившим под редакцией А. В. Дружинина. Но его редакторство не принесло ожидаемого успеха изданию, и Тургенев, надеявшийся в 1856 году на близкий журнальный успех, в 1861 году называл «Библиотеку», редактируемую к тому времени А. Ф. Писемским, «глухой дырой».

Осенью 1855 года круг друзей Тургенева пополнился Львом Толстым. В сентябре того же года в «Современнике» был опубликован рассказ Толстого «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

Сотрудники журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Фото С. Л. Левицкого, 15 февраля 1856 года

Тургенев принял горячее участие в обсуждении готовившейся Крестьянской реформы, участвовал в разработке различных коллективных писем, проектов адресов на имя государя Александра II, протестов и прочее. С первых месяцев издания герценовского «Колокола» Тургенев был его деятельным сотрудником. Сам он в «Колоколе» не писал, но помогал в сборе материалов и их подготовке к печати. Не менее важная роль Тургенева состояла в посредничестве между А. И. Герценом и теми корреспондентами из России, кто по различным причинам не хотел быть в прямых отношениях с опальным лондонским эмигрантом. Кроме того, Тургенев направлял Герцену подробные обзорные письма, информация из которых без подписи автора также публиковалась в «Колоколе». При этом Тургенев всякий раз выступал против резкого тона герценовских материалов и излишней критики правительственных решений: «Не брани, пожалуйста, Александра Николаевича, — а то его и без того жестоко бранят в Петербурге все реаки, — за что же его эдак с двух сторон тузить, — эдак он, пожалуй, и дух потеряет».

Портрет Императора Александра II. 1874. ГИМ

Алексей Харламов

В 1860 году в «Современнике» вышла статья Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой критик весьма лестно отозвался о новом романе «Накануне» и творчестве Тургенева вообще. Тем не менее Тургенева не устроили далеко идущие выводы Добролюбова, сделанные им по прочтении романа. Добролюбов поставил в связь замысел тургеневского произведения с событиями приближавшегося революционного преобразования России, с чем либерал Тургенев примириться никак не мог. Добролюбов писал: «Тогда и в литературе явится полный, резко и живо очерченный, образ русского Инсарова. И не долго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. <…> Придёт же он, наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалёк от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!…» Писатель поставил Н. А. Некрасову ультиматум: или он, Тургенев, или Добролюбов. Некрасов предпочёл Добролюбова. После этого Тургенев ушёл из «Современника» и перестал общаться с Некрасовым, а впоследствии Добролюбов стал одним из прототипов образа Базарова в романе «Отцы и дети».

Иван Сергеевич Тургенев

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников, исповедовавших принципы «чистого искусства», противостоявшего тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкова, В. П. Боткина, Д. В. Григоровича, А. В. Дружинина. Недолгое время к этому кругу примыкал и Лев Толстой. Некоторое время Толстой жил на квартире Тургенева. После женитьбы Толстого на С. А. Берс Тургенев обрёл в Толстом близкого родственника, однако ещё до свадьбы, в мае 1861 года, когда оба прозаика находились в гостях у А. А. Фета в имении Степаново, между ними произошла серьёзная ссора, едва не закончившаяся дуэлью и испортившая отношения между писателями на долгие 17 лет. Какое-то время сложные отношения складывались у писателя и с самим Фетом, а также и с некоторыми другими современниками — Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым

Лев Николаевич Толстой

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич

Иван Николаевич Крамской

«Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета.»

Илья Ефимович Репин

Фёдор Михайлович Достоевский

Василий Перов.

Иван Александрович Гончаров

В 1862 году начали осложняться хорошие отношения с былыми друзьями молодости Тургенева — А. И. Герценом и М. А. Бакуниным. С 1 июля 1862 года по 15 февраля 1863 года герценовский «Колокол» опубликовал цикл статей «Концы и начала» из восьми писем. Не называя адресата писем Тургенева, Герцен отстаивал своё понимание исторического развития России, которая, по его мысли, должна двигаться по пути крестьянского социализма. Герцен противопоставлял крестьянскую Россию буржуазной Западной Европе, чей революционный потенциал он считал уже исчерпанным. Тургенев возражал Герцену в частных письмах, настаивая на общности исторического развития для разных государств и народов.

Михаил Александрович Бакунин

В конце 1862 года Тургенев был привлечён к процессу 32-х по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». После предписания властей о незамедлительной явке в сенат Тургенев решил написать письмо к государю, постаравшись убедить его в лояльности своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных». Допросные пункты он попросил выслать ему в Париж. В конце концов он вынужден был выехать в 1864 году в Россию на сенатский допрос, где сумел отвести от себя все подозрения. Сенат признал его невиновным. Обращение Тургенева лично к императору Александру II вызвало жёлчную реакцию Герцена в «Колоколе». Много позднее этот момент в отношениях двух писателей использовал В. И. Ленин для иллюстрации различия либеральных колебаний Тургенева и Герцена: «Когда либерал Тургенев написал частное письмо Александру II с уверением в своих верноподданнических чувствах и пожертвовал два золотых на солдат, раненных при усмирении польского восстания, „Колокол“ писал о „седовласой Магдалине (мужеского рода), писавшей государю, что она не знает сна, мучась, что государь не знает о постигнувшем её раскаянии“. И Тургенев сразу узнал себя». Но колебания Тургенева между царизмом и революционной демократией проявляли себя и иначе

Иван Сергеевич Тургенев

В 1863 году Тургенев поселился в Баден-Бадене. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов были Фридрих Боденштедт, Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Шарль Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер.

И. С. Тургенев на даче братьев Милютиных в Баден-Бадене, 1867 год

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он написал роман «Дым» (1867), вызвавший много споров в русском обществе. По словам автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку.

В 1868 году Тургенев стал постоянным сотрудником либерального журнала «Вестник Европы» и разорвал связи с М. Н. Катковым. Разрыв не прошёл легко — писателя стали преследовать в «Русском вестнике» и в «Московских ведомостях». Нападки особенно ужесточились в конце 1870-х годов, когда по поводу оваций, выпавших на долю Тургенева, катковская газета уверяла, что писатель «кувыркается» перед прогрессивной молодёжь

С 1874 года в парижских ресторанах Риша или Пелле проходили знаменитые холостяцкие «обеды пяти» — Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева. Идея принадлежала Флоберу, но Тургеневу на них отводилась главная роль. Обеды проходили раз в месяц. На них поднимали разные темы — об особенностях литературы, о структуре французского языка, рассказывали байки и просто наслаждались вкусной пищей. Обеды проходили не только у парижских рестораторов, но и дома у самих писателей.

Застолье классиков. А. Доде, Г. Флобер, Э. Золя, И. С. Тургенев

И. С. Тургенев выступал как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, писал предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских писателей. Он переводил западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русских читателей и произведений Пушкина для французских читателей. На какое-то время Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям века. В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель был избран вице-президентом. 18 июня 1879 года его удостоили звания почётного доктора Оксфордского университета, при том что до него университет не оказывал такой чести ни одному беллетристу.

Фотография И.С. Тургенева (из собрания А.Ф. Онегина в Париже). Снято в Баден-Бадене, в 1871 году. Снимок впервые опубликован в печати 25 августа 1913 года.

Плодом размышлений писателя 1870-х годов стал самый крупный по объёму из его романов — «Новь» (1877), который также подвергся критике. Так, например, М. Е. Салтыков-Щедрин расценивал этот роман как услугу самодержавию.

Тургенев дружил с министром просвещения А. В. Головниным, с братьями Милютиными (товарищем министра внутренних дел и военным министром), Н. И. Тургеневым, был близко знаком с министром финансов М. Х. Рейтерном. В конце 1870-х годов Тургенев теснее сошёлся с деятелями революционной эмиграции из России, в круг его знакомых входили П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин, Г. А. Лопатин и многие другие. Среди прочих революционеров Германа Лопатина он ставил выше всех, преклоняясь перед его умом, отвагой и нравственной силой.

Иван Сергеевич Тургенев,1872 г

Василий Перов

В апреле 1878 года Лев Толстой предложил Тургеневу забыть все бывшие между ними недоразумения, на что Тургенев с радостью согласился. Дружеские отношения и переписка возобновились. Тургенев объяснял значение современной русской литературы, в том числе творчества Толстого, западному читателю. В целом Иван Тургенев сыграл большую роль в пропаганде русской литературы за рубежом.

Однако, Достоевский в романе «Бесы» изобразил Тургенева в виде «великого писателя Кармазинова» — крикливого, мелкого, исписавшегося и практически бездарного литератора, считающего себя гением и отсиживающегося за границей. Подобное отношение к Тургеневу вечно нуждавшегося Достоевского было вызвано в том числе обеспеченным положением Тургенева в его дворянском быту и самыми по тем временам высокими литературными гонорарами: «Тургеневу за его „Дворянское гнездо“ (я наконец прочёл. Чрезвычайно хорошо) сам Катков (у которого я прошу 100 руб. с листа) давал 4000 рублей, то есть по 400 рублей с листа. Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец, я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то, с моими нуждами, беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2000 душ, по 400?»

Николай Дмитриев-Оренбургский

Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его обычных подагрических болей. Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Сергеевич Тургенев,1879 г

Илья Репин

Парижские врачи Шарко и Жакко поставили писателю диагноз — грудная жаба; вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо.

К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия. Ему сделали операцию по удалению невромы в нижней части брюшной полости, но операция помогла незначительно, поскольку никак не облегчала болей в грудной области позвоночника. Болезнь развивалась, март и апрель писатель так мучился, что окружающие начали замечать минутные помутнения рассудка, вызванные отчасти приёмами морфия. Писатель полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить или просто стоять.

Иван Сергеевич Тургенев

Илья Репин

Смерть и похороны

Противостояние между «невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» (П. В. Анненков) завершилось 22 августа (3 сентября) 1883 год в Буживале под Парижем. Иван Сергеевич Тургенев скончался от миксосаркомы (злокачественной опухоли костей позвоночника). Врач С. П. Боткин свидетельствовал, что истинная причина смерти была выяснена лишь после вскрытия, во время которого учёными-физиологами был также взвешен его мозг. Как оказалось, среди тех, чей мозг был взвешен, Иван Сергеевич Тургенев обладал самым большим мозгом (2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).

Смерть Тургенева стала большим потрясением для его почитателей, выразившимся в весьма внушительных похоронах. Похоронам предшествовали траурные торжества в Париже, в которых приняли участие свыше четырёхсот человек. Среди них было не менее ста французов: Эдмон Абу, Жюль Симон, Эмиль Ожье, Эмиль Золя, Альфонс Додэ, Жюльетта Адан, артист Альфред Дьедонэ (фр.)русск., композитор Жюль Массне. К провожавшим обратился с прочувствованной речью Эрнест Ренан. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург

Иван Тургенев на смертном одре. Рисунок, набросанный в Буживале, в день кончины великого писателя, художником Е. Липгардтом

Ещё от приграничной станции Вержболово на остановках служили панихиды. На перроне петербургского Варшавского вокзала произошла торжественная встреча гроба с телом писателя. Сенатор А. Ф. Кони так вспоминал о похоронах на Волковском кладбище:

Приём гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляли необычные зрелища по своей красоте, величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, учёных, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, — несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями. Так, был венок «Автору „М уму“» от общества покровительства животным… венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов…

— А. Ф. Кони, «Похороны Тургенева», Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. М., Юридическая литература, 1968. Стр. 385—386.

Не обошлось и без недоразумений. На следующий день после отпевания тела Тургенева в соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже 19 сентября известный народник-эмигрант П. Л. Лавров в парижской газете «Justice» (фр.)русск., редактируемой будущим премьер-министром социалистом Жоржем Клемансо, опубликовал письмо, в котором сообщал, что И. С. Тургенев по своей инициативе перечислял Лаврову ежегодно в течение трёх лет по 500 франков для содействия изданию революционной эмигрантской газеты «Вперёд».

Российские либералы были возмущены этой новостью, посчитав её провокацией. Консервативная печать в лице М. Н. Каткова, наоборот, воспользовалась сообщением Лаврова для посмертной травли Тургенева в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях» с целью воспрепятствовать чествованию в России умершего писателя, чьё тело «без всякой огласки, с особой осмотрительностью» должно было прибыть в столицу из Парижа для погребения. Следование праха Тургенева очень беспокоило министра внутренних дел Д. А. Толстого, опасавшегося стихийных митингов. По словам редактора «Вестника Европы» М. М. Стасюлевича, сопровождавшего тело Тургенева, меры предосторожности, предпринятые чиновниками, были столь неуместны, как если бы он сопровождал Соловья-разбойника, а не тело великого писателя

Надгробный бюст Тургенева на Волковском кладбище

Памятник И. С. Тургеневу

Бюст И. С. Тургенева

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургенев,_Иван_Сергеевич

Знаменитый русский писатель и поэт – Иван Сергеевич Тургенев, великий классик русской литературы XIX столетия, родился в славном городе Орле. Это случилось в прохладный октябрьский день 1818 года. Его семья относилась к дворянскому роду. Отец маленького Ивана, Сергей Николаевич, служил гусарским офицером, а его мать, Варвара Петровна, была дочерью богатого помещика Лутинова.

Детство Тургенева прошло в Спасском-Лутовиновом имении. За мальчиком смотрели образованные няни, учителя и гувернантки. Первые знания иностранных языков были получены будущим писателем от опытных репетиторов, преподававших сыну дворянской семьи французский и немецкий язык.

В 1827 году, семья Тургенев переехала на постоянное место жительства в Москву. Здесь, девятилетний Иван продолжил обучение в частном пансионе. В 1833 году он поступил в Московский университет, откуда вскоре перевелся в Петербургский вуз, на философский факультет. В этом учебном заведении, Иван Сергеевич познакомился с Грановским, который в будущем обрел всемирную славу талантливого ученого-историка.

Уже в эти годы, Иван Сергеевич задумывался о творческой карьере. Изначально, Тургенев хотел посвятить свою жизнь поэтическим сочинениям. Свою первую стихотворную поэму он написал в 1834 году. Для оценки творческих способностей, юный поэт отнес созданную работу своему преподавателю Плетневу. Профессор отметил неплохие успехи у начинающего автора, что и позволило Тургеневу обрести веру в собственные возможности на творческом поприще.

Он продолжил сочинять стихотворения и небольшие поэмы, а его первая публикация состоялась уже в 1936 году, когда молодому поэту едва исполнилось 18 лет. К следующему году, в коллекции великолепного и довольно талантливого автора, насчитывалось уже около сотни стихотворений. Самыми дебютными поэтическими произведениями стали «К Венере Медицейской» и довольно интригующий стих «Вечер».

Богиня красоты, любви и наслажденья!
Давно минувших дней, другого поколенья
Пленительный завет!
Эллады пламенной любимое созданье,
Какою негою, каким очарованьем
Твой светлый миф одет!
Не наше чадо ты! Нет, пылким детям Юга
Одним дано испить любовного недуга
Палящее вино!
Созданьем выразить душе родное чувство
В прекрасной полноте изящного искусства
Судьбою им дано!

(отрывок).

Жизнь заграницей

После окончания университета, что состоялось в 1836 году, Тургенев задался целью получить кандидатскую степень, и это ему удалось! Он успешно сдал выпускные экзамены и получил долгожданный диплом.

Спустя два года, Иван Сергеевич отправился в Германию, где и продолжил свое обучение и развитие творческих способностей. Он поступил в Берлинский университет, где старательно занялся изучением греческой и римской литературы на самых ранних этапах ее развития. После занятий, грамотный студент продолжал добывать знания самостоятельно, изучая латынь и древнегреческий язык. В скором времени, он легко читал литературу античных авторов, без перевода.

В этой стране Тургенев познакомился со многими юными писателями и поэтами. В 1837 году произошла встреча Иван Сергеевича с Александром Сергеевичем Пушкиным. В этот же период он заводит знакомство с Кольцовым, Лермонтовым, Жуковским и другими известными авторами нашей страны. От этих талантливых людей, он перенимает драгоценный опыт, который и помог в дальнейшем молодому писателю обрести широкий круг поклонников и всемирную славу.

Весной 1939 года, Иван Тургенев возвращается на родину, но уже спустя год, он вновь отправляется заграницу. В этот период, автор посетил несколько европейских городов, в одном из которых он познакомился с прекрасной девушкой, вызвавшей у молодого поэта восхищение и массу впечатлительных чувств. Эта встреча спровоцировала у Ивана Сергеевича желание, написать интригующую повесть, вышедшую в свет под названием «Вешние воды».

Через два года, Тургенев вновь вернулся в Россию. В родной стране он пытается обрести степень магистра, что ему и удалось при сдаче экзамена по греческой и латинской филологии. Вскоре, Иван Сергеевич пишет диссертацию, но понимает, что научная деятельность уже не вызывает интерес. Он отказался от защиты готовой работы, после чего, принял для себя важное решение – посвятить свою жизнь творчеству.

В 1843 году писатель знакомится с Белинским, которому было доверено изучение новой поэмы «Параша» с целью получения реальной оценки от известного критика. После этого, между ними завязалась крепкая дружба, которая и растянулась на все последующие годы жизни.

Осенью 1843 года, поэт пишет гениальное стихотворение «В дороге». Позже, это ритмичное произведение великолепного автора XIX столетия, было взято за основу при создании превосходных музыкальных сочинений несколькими композиторами.

«В дороге»

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые...
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс неустанный
Глядя задумчиво в небо широкое.

Большой общественный интерес привлекла и знаменитая поэма под названием «Поп», написанная в 1844 году. А спустя два года, публике были представлены еще несколько литературных шедевров.

Творческий рассвет Ивана Тургенева

Начало творческого рассвета в авторской карьере Ивана Сергеевича Тургенева приходится на 1847 год. В этот период, писатель стал участником знаменитого «Современника», где произошло знакомство и последующая дружба с Анненковым и Некрасовым. В этом журнале состоялись его первые публикации:

✔ «Записки охотника»;
✔ «Современные заметки»;
✔ «Хорь и Калиныч».

Большой успех и признание автор получил благодаря рассказам «Записки охотника», именно эти произведения побудили автора продолжить написание рассказов в подобном стиле. Основной сюжет заключается в борьбе с крепостным правом, автор считал его лютым врагом, для уничтожения которого, нужно использовать любые способы. Из-за подобных противоречий Тургеневу вновь пришлось уехать из России. Писатель так обосновал свое решение: «удалившись от своего врага, я могу набраться сил для последующего нападения на него».

В этом же году Иван Сергеевич вместе с хорошим другом Белинским эмигрирует в Париж. Год спустя, на этой земле происходят страшные революционные события, которые смог пронаблюдать русский поэт. Он стал свидетелем многих ужасных преступлений, после которых, Тургенев навсегда возненавидел революционные процессы.

В 1852 году Иван Сергеевич написал свой самый знаменитый рассказ «Муму». Он продолжал писать произведения для сборника «Записки охотника», регулярно пополняя его новыми творениями, большинство из которых было написано вдали от России. В 1854 году вышел первый публикационный сборник этой работы, что произошло в Париже.

Спустя год, писатель знакомится со Львом Толстым. Между двумя талантливыми авторами завязалась крепкая дружба. Вскоре, в журнале «Современник» был опубликован рассказ Толстого, посвященный Тургеневу.

В 1970 годах писатель пишет множество новых произведений, часть из которых подлежит серьезной критике. Автор не скрывал своих политических убеждений, смело критиковал власть и все происходящие в стране процессы, такие ненавистные для него. Осуждение многих критиков, да и общественных масс, заставляло писателя часто выезжать за пределы страны, где он продолжал свой творческий путь.

В компании Тургенева было множество известных личностей, знаменитых и признанных писателей и поэтов. Они тесно общались в кругах журнала Современник, публиковали новые произведения и продолжали строить свою карьеру в авторстве. Были в его отношениях с известными людьми и некоторые конфликты. Так, например, Иван Сергеевич не скрывал своего презрения к Достоевскому. Тот в свою очередь, также критиковал Тургенева и даже выставил его в качестве крикливого и бездарного писателя, в своем романе «Бесы».

Драматическая история любви Тургенева и Полины Виардо

Помимо творческой карьеры, Ивану Тургеневу пришлось познать настоящие чувства любви. Эта романтическая и довольно драматическая история началась со знакомства с Полиной Виардо, что произошло еще 1843 году, когда юному писателю было 25 лет. Его избранницей стала певица, прибывшая на гастроли с Итальянской оперой. Несмотря на относительную непривлекательность, Виардо обрела большую признательность во всей Европе, что было обосновано великим дарованием талантливой исполнительницы.

Тургенев влюбился в Полину с первого взгляда, а вот чувства девушки были не сильно пламенными. Она не отметила в Иване Сергеевиче ничего примечательного, но, несмотря на холодность по отношению к нему, у пары сложились любовные отношения, которые продлились почти 40 лет.

На момент знакомства, у оперной певицы был законный муж Луи, с которым в дальнейшем очень подружился Тургенев. Супруг Полины не был ревнивцем, он давно привык к шаловливому и темпераментному поведению жены. Иван Сергеевич не мог разлучить семью, но и оставить любимую женщину без внимания, ему также не хотелось. В результате между Виардо и Тургеневым зародились крепкие отношения, многие даже поговаривают, что сын Полины был рожден не от законного супруга, а от молодого любовника.

Много раз, он пытался уйти от Полины, начать свою жизнь без нее, но, неизведанным магнитом, эта девушка притягивала талантливого писателя, что оставляло в душе у одинокого мужчины неизгладимую боль. Эта история любви и запретных отношений стала драматической в судьбе Тургенева.

Автор часто воспевал свою любовь в написанных произведениях, посвящал ей стихи и рассказы, где представлял свою избранницу в роли главной героини. Она была его музой и вдохновением. Все написанные работы он представлял ей, и только после одобрения Полины, они попадали в печать. Девушка гордилась этим, она уважала отношение к своей персоне русского писателя, но так и не смогла умерить свой темпераментный пыл, заставляющий страдать не только любовника, но и законного мужа.

Тургенев провел с этой женщиной долгие годы жизни, до самой смерти. В 1883 году он умер от рака, и даже это событие произошло на руках уже постаревшей возлюбленной. Кто знает, может именно эта женщина сделала счастливым талантливого поэта и писателя, ведь несмотря на успехи в творческой карьере, каждому живому человеку хочется настоящий любви и понимания…

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Иван Тургенев фотография

Что видит он в своем дому –

Родители пример ему!

По форме незатейливый, а по сути очень мудрый стишок из трех строк выражает мысль, о том, что главную науку жизни ребенок проходит в семье.

Обратите внимание: в стишке упор делается не на то, что ребенок слышит «в своем дому», не на то, что родители внушают ему, а на то, что он сам видит. Но что именно из того, что он видит, учит его и воспитывает? То, как мы на его глазах относимся друг к другу? Сколько работаем и во имя чего? Что читаем? А вдруг ни то, ни другое, ни третье, а что-то совсем иное?!. Растя ребенка, родители изо всех сил выкладываются. А он, бывает, вырастает совсем не таким, о каком они мечтали. Почему? Как это могло случиться? На такого рода трудные и горькие вопросы есть универсальный ответ: «пути Господни неисповедимы!..» Но все же на одном примере попробуем разобраться: почему в некоей семье в некое время ребенок вырос таким, каким он, казалось бы, не должен был вырасти? Речь пойдет о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе, кстати, авторе знаменитого романа под названием «Отцы и дети» – как раз и посвященного преемственности поколений.

О детстве самого писателя. нам кое-что известно. Например, то, что родителями Тургенева были богатые Мценского уезда Орловской губернии, убежденные и крутые на расправу крепостники. (Не ждите, что обнаружены новые материалы, опровергающие этот факт – нет их!) Но задавались ли мы когда-нибудь вопросом: отчего же у таких родителей сын вырастает убежденным антикрепостником, человеком по натуре добрым, мягкосердечным? (Был даже случай, когда юный Тургенев взялся за ружье, чтобы не дать в обиду крестьянку-рукодельницу из своего села.) Ответ как будто сам напрашивается: нагляделся на ужасы и мерзости крепостного владения душами – вот и возненавидел. Да, это ответ, но уж больно простой. Ведь в то же самое время в соседних поместьях Мценского уезда помещичьи сынки с младых ногтей пинали и мордовали прислугу, а заступив во владение поместьем, разнуздывали себя почище своих родителей, творя с людьми то, что сейчас называют беспределом. Что же, они и Иван Тургенев были не из одного теста? Другим воздухом дышали, не по одним учебникам учились?..

Чтобы понять, что сделало Тургенева в духовном отношении прямой противоположностью своих родителей, надо бы поближе с ними познакомиться. Во-первых, с матушкой, Варварой Петровной. Колоритная фигура! С одной стороны, свободно говорит и пишет по-французски, читает Вольтера и Руссо, дружит с великим поэтом В. Жуковским, любит театр, обожает разводить цветы...

С другой – за исчезновение лишь одного тюльпана из сада отдает приказ перепороть всех садовников поголовно... Надышаться не может на своих сыновей, в особенности на среднего, Ивана (уж не зная, как и выразить свою нежность к нему, иногда называет его... «моя любимая Ванечка»!), не жалеет ни сил, ни средств, чтобы дать им хорошее образование. В то же время в доме Тургеневых детей частенько секут! «Редкий день проходил без розог, – вспоминал Иван Сергеевич, – когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Лучшие дня

Когда сын, учась в Москве или за границей, долго не пишет домой писем, мать грозит ему за это... выпороть кого-нибудь из прислуги. И вот уж с ней-то, прислугой, она не церемонится. Свободолюбивые Вольтер и Руссо ничуть не мешают ей сослать неугодившую горничную в глухую дальнюю деревню, заставлять крепостного художника тысячу раз рисовать одно и то же, наводить ужас на старост и крестьян во время поездок по своим владениям...

«Мне нечем помянуть своего детства, – с грустью признается Иван Сергеевич. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня...»

Не оставим без внимания и отца писателя – Сергея Николаевича. Он ведет себя более уравновешенно, менее жестоко и привередливо, чем Варвара Петровна. Но рука у него тоже тяжелая. Может, к примеру, чем-то не понравившегося ему домашнего учителя сбросить прямо в лестничный пролет. И к детям он относится без излишних сантиментов, не принимает почти никакого участия в их воспитании. Но, как известно, «отсутствие воспитания – тоже воспитание».

«Странное влияние имел на меня отец... – пишет Тургенев в одной из своих повестей, в которую вложил много личного. – Он... никогда не оскорблял меня, он уважал мою свободу – он даже был, если так можно выразиться, вежлив со мною... только он не допускал меня к себе. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины, и, Боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если бы я постоянно не чувствовал его отклоняющие руки!..» От себя добавим: Сергей Николаевич далек от детей еще и потому, что редко их видит.

В доме всем балом правит Варвара Петровна. Она-то и занимается воспитанием своих чад, она-то и преподает «любимой Ванечке» наглядные уроки своеволия...

Да, но как тогда быть с тем, что «ребенок учится тому, что видит он в своем дому» и что «родители пример ему»? По всем правилам генетики и семейной педагогики у отца – холодного эгоиста и матери с деспотическим характером должно было вырасти нравственное чудовище. Но мы-то знаем: вырос большой писатель, человек большой души... Нет, что ни говори, а родители Тургеневы – пример своему сыну, впечатляющий пример того, как не надо обращаться с людьми. Ведь ребенок учится и тому, что ненавидит «в своем дому»!

Слава Богу, предусмотрен и такой вариант преемственности поколений: дети растут, что называется, в прямо противоположном направлении от своих отцов... В чем юному Тургеневу больше, чем его однолеткам из помещичьих семей, повезло, так это в том, что его родители, при всем своем эгоизме и жестокости, оба люди умные, хорошо образованные. И, что немаловажно, по-своему интересные, неординарные, как бы сотканные из вопиющих противоречий. Одна Варвара Петровна чего стоит! Писателю же (а им Иван Сергеевич, несомненно, родился) обязательно нужно что-то сверх нормы, что-то из ряда вон выходящее. В этом смысле родители Тургенева своей колоритностью сослужат для талантливого сына хорошую службу: вдохновят его на создание незабываемо правдоподобных типов того времени...

Конечно, ребенок «в своем дому» видит не только плохое. Он учится (и гораздо охотнее!) на хороших примерах. Любил ли Иван Тургенев своих родителей? Замирая от робости и страха – да, любил. И, наверное, за что-то обоих жалел. Ведь если хорошенько вникнуть в жизнь каждого из них – не позавидуешь...У Вареньки Лутовиновой (ее девичья фамилия) рано умирает отец, а отчим достается такой грубый и своевольный (чуете?), что она, не снеся издевательств над собой, убегает из дома. Под защиту и опеку ее берет родной дядя. Но он тоже человек с фокусами: держит племянницу почти завсегда взаперти. Возможно, боится, как бы она до замужества не лишилась невинности. Но, думается, его опасения напрасны: Варенька, выражаясь деликатно, не блещет красотой... Однако, когда дядя умрет, она, его наследница, в один день станет богатейшей помещицей Орловской губернии...

Пробил ее час! Варвара Петровна теперь берет от жизни все – и даже больше. На ее глаза попадается сын помещика-соседа, поручик кавалергард Сергей Николаевич Тургенев. Всем хорош мужчина: красив, статен, неглуп, моложе ее на шесть лет. Но – беден. Однако для богачки Лутовиновой последнее не имеет никакого значения. И когда поручик делает ей предложение, она, вне себя от счастья, принимает его...

Не впервые заключается союз богатства с красотой и молодостью. Не впервые он становится непрочным. Махнув рукой на военную карьеру, Сергей Николаевич предается охоте, кутежам (как правило, на стороне), карточной игре, заводит один роман за другим. Варвара Петровна обо всем знает (услужливых по этой части людей всегда больше, чем нужно), но она терпит: до такой степени дорожит и любит своего мужа-красавца. И свою, как говорят в этих случаях, нерастраченную нежность обращает в изощренные издевательства над людьми...

Обо всем, что мать пережила и перечувствовала за свою жизнь, Иван Сергеевич узнает лишь после ее смерти. Прочитав дневники Варвары Петровны, он воскликнет: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все... Но какая жизнь!» Он уже и в детстве, наблюдая за поведением родителей, многое видит и о многом догадывается. Так устроен любой и, в особенности одаренный ребенок: еще не имея больших знаний и прочного жизненного опыта, он пользуется тем, чем заботливая и мудрая природа наделяет его щедро, пожалуй, даже щедрее, чем взрослого человека, – интуицией. Это она помогает «неразумным» детям делать правильные, порой поразительно правильные умозаключения. Это благодаря ей ребенок видит «в своем дому» лучше всего как раз то, что взрослые от него тщательно скрывают. Вот почему можно сказать: не где-нибудь, а именно в своем доме, сколь богатом, столь же несчастливом, будущий писатель Иван Тургенев поймет, как непостижимо сложна жизнь и какую пропасть тайн хранит в себе любая человеческая душа...

Когда ребенок матери боится «как огня», когда он постоянно натыкается на «отклоняющие руки» отца, где ему искать любви и понимания, без которых жизнь не жизнь? Он идет туда, куда шли всегда и идут сегодня дети, не получившие душевного тепла дома, – «на улицу». В русских поместьях «улицей» является двор, а его обитатели называются дворовыми. Это – няньки, гувернеры, буфетчики, мальчики на посылках (была и такая должность), конюхи, лесники и т.д. Они, может, и не говорят по-французски, не читали Вольтера и Руссо. Но у них столько природного ума, чтобы понять: у барчука Ивана жизнь, как и у них, не сахар. И им хватает доброты, чтобы хоть как-то приласкать его. Один из них, рискуя быть выпоротым, помогает барчуку вскрыть шкаф со старинными книгами, другой берет его с собой на охоту, третий уводит в глубь знаменитого спасско-лутовиновского парка и вместе с ним вдохновенно читает стихи, рассказы...

Вот с какой любовью и трепетом Иван Сергеевич, сам говоривший, что его биография – в его произведениях, описывает в одной из своих повестей дорогие его сердцу эпизоды детства: «...И вот удалось нам уйти незамеченными, вот мы сидим уже рядком, вот уже и книга раскрывается, издавая резкий, для меня тогда неизъяснимо приятный запах плесени и старья!.. Раздаются... первые звуки чтения! Все вокруг исчезает... нет, не исчезает, а становится далеким, заволакивается дымкой, оставляя за собой одно лишь впечатление чего-то дружелюбного и покровительственного! Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняют, укрывают нас от всего остального мира, никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас происходит важное, великое, тайное дело...»

Тесное общение с людьми низшего, как тогда говорили, класса во многом предопределит Тургенева как писателя. Это ведь он приведет в отечественную литературу мужика из русской глубинки – хозяйственного, мастеровитого, с известной долей хитрецы и плутовства. Народность его произведений нет нужды доказывать: в них действует, говорит, страдает многоликий русский народ. Многих писателей признают лишь после их смерти. Тургеневым зачитывались еще при его жизни, и в числе других зачитывался простой люд – тот самый, перед которым он преклонялся всю жизнь...

От других выдающихся писателей России Тургенев кроме прочего отличается тем, что у него описания природы занимают много-много страниц. Современному читателю, приученному к прозе с динамичным (порой чересчур) повествованием, иногда становится невтерпеж. Но если вчитаться – это чудесные и неповторимые, как сама русская природа, описания! Такое ощущение, что Тургенев, когда писал, видел прямо перед собой таинственную глубь русского леса, щурился от серебряного света осеннего солнца, слышал утренний переклик сладкоголосых птиц. А он и в самом деле все это видел и слышал, даже когда жил вдали от Спасского – в Москве, Риме, Лондоне, Париже... Русская природа – его второй дом, его вторая мать, она тоже – его биография. Много ее в произведениях Тургенева потому, что тогда ее вообще было много, и много в его жизни, в частности.

Благодаря родителям Иван Сергеевич еще малышом повидал свет (семья много месяцев путешествовала по странам Европы), получил блестящее образование в России и за рубежом, долгое время, пока искал свое призвание, жил на деньги, высылаемые матерью. (Отец Тургенева довольно рано умер.) Познакомившись с Тургеневым, Достоевский написал о нем: «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, 25 лет. Я не знаю, в чем природа отказала ему». Словом, трудное детство, деспотические порядки в доме, судя по всему, внешне на нем не отразились. Что касается его характера, душевной гармонии... Скорее всего, сильная, властная натура матери была одной из причин того, что при всей своей красоте и талантливости Иван Сергеевич был часто робок и нерешителен, особенно в отношениях с женщинами. Личная жизнь у него вышла какой-то нескладной: после нескольких более или менее серьезных увлечений он отдал свое сердце певице Виардо, а так как она была замужней женщиной, то он пошел на странное сосуществование с этой семьей, живя с ней под одной крышей долгие годы. Словно неся в себе ослабленные бациллы материнской гордыни и нетерпимости, Иван Сергеевич легко раним, обидчив, часто ссорится с друзьями (Некрасовым, Гончаровым, Герценом, Толстым и т.д.), но, верно, часто первым же протягивает руку примирения. Словно в упрек равнодушию покойного отца, он, как только может, заботится о своей внебрачной дочери Полине (ее матери он выплачивает пожизненную пенсию), но девочка с малых лет не может вспомнить, что по-русски означает слово «хлеб», и ни в чем не оправдывает, как Тургенев ни старается, чаяний своего отца...

От других выдающихся русских писателей Тургенев кроме прочего отличается еще и своим ростом. Он был таким высоким, что где бы он ни появлялся, виден был, точно колокольня, отовсюду. Великан и бородач, с мягким, почти детским голосом, дружелюбный по характеру, хлебосол, он, подолгу живя за границей, будучи и там очень известным человеком, в немалой степени способствовал распространению на Западе легенды о «русском медведе». Но уж очень это был необычный «медведь»: писал блистательную прозу и благоуханные белые стихи, прекрасно знал философию, филологию, в Германии говорил по-немецки, в Италии – по-итальянски, по-французски – во Франции, по-испански с любимой женщиной, испанкой Виардо...

Так кому же Россия и мир обязаны этому чуду физического и интеллектуального совершенства, многосторонней талантливости и душевного богатства? Неужто выведем за скобки его матушку Варвару Петровну и батюшку Сергея Николаевича? Сделаем вид, что не им, а кому-то другому он обязан своей красотой и выдающимся ростом, великим трудолюбием и аристократически тонкой культурой?..

Варвара Петровна неспроста числила сына Ивана в любимчиках – ей не откажешь в проницательности. «Я вас обоих люблю страстно, но – различно, – пишет она «любимой Ванечке», слегка противопоставляя его Николаю, своему старшему сыну. – Ты мне особенно болен... (Как великолепно выражались в старину!). Ежели я могу объяснить примером. Ежели бы мне сжали руку – больно, а ежели бы мне наступили на мозоль – нестерпимо». Она раньше многих литературных критиков поняла, что ее сын отмечен высоким даром писательства. (Проявляя тонкий литературный вкус, она пишет сыну, что его первая напечатанная поэма «пахнет земляникой».) К концу жизни Варвара Петровна сильно меняется, становится более терпимой, в присутствии сына Ивана старается сделать что-то доброе, милосердное. Что ж, по этому поводу можно сказать, что преемственность поколений – это дорога с двусторонним движением: приходит время, когда родители чему-то учатся у своих детей...

Loading...Loading...