Презентация "Русская литература XIX века". Гуманизм в литературе До безумной гордости волнует не

Авг 20 2013

Стремительность исторического развития России в XVIII и XIX веках. Пушкинская эпоха как расцвет русского Возрождения, переживаемый русским обществом на более высоком и сложном уровне, чем в Европе. Русская , пережившая период ученичества и поднявшаяся до вершин мировой культуры. Пушкин и , Петрарка, Шекспир. Сопоставительные анализы “Божественной ” Данте и “Евгения Онегина” Пушкина, поэмы Данте и “Мертвых душ” Гоголя, “Скупого рыцаря” Пушкина и “Тимона Афинского” Шекспира.

Поэзия как непосредственное, непреднамеренное восприятие жизни - спутница свободы 10-20-х гг. XIX в. Утверждение наивности поэзии, ее родственности стихиям природы в заметках Пушкина (” , прости господи, должна быть немного глуповата”) и в его стихах (”Зачем крутится ветр в овраге…”).

Вторая половина 20-х и 30-е годы XIX в. - время сближения поэзии с философией (Веневитинов, ). Аналитическое, рассуждающее мышление в поэзии - следствие традиций Просвещения () и романтизма (Баратынский). Развитие реализма в русской и усиление влияния в поэзии аналитизма прозы (Некрасов). Близкое философии стремление в любом событии и впечатлении жизни видеть закон бытия. Социализация и демократизация литературы, новый читатель, диктующие изменение литературных форм и самого содержания поэзии. Сопоставление учениками мотива поэзии, ее назначения и судьбы в лирике Пушкина, любомудров. Нарастание “философского” начала в содержании и прозаического в форме. Диалог учеников, защищающих тот или иной выбор стихотворений, и последующее

Глава 1. Основные философско-культурологические проблемы гуманистической мысли.

§1. Истоки и различные смыслы понятия «гуманизм».

§ 2. Тенденции развития светского гуманизма в философской и культурологической мысли XIX - XX веков.

§3. Религиозно-идеалистический гуманизм в русской и западноевропейской мысли XIX-XX столетий.

Глава 2. Отражение проблем гуманизма в литературе второй половины XIX столетия.

§ 1. Художественная литература в социально-историческом и общекультурном контексте XIX века.

§2. Кризис гуманизма в художественной литературе

Западной Европы и США.

§ 3. Русская литература: синтез христианского и ренессансного гуманизма.

Рекомендованный список диссертаций

  • Художественно-эстетические аспекты проблемы гуманизма в литературе Серебряного века: В. Розанов, А. Блок, Н. Гумилев 2002 год, доктор филологических наук Ёлшина, Татьяна Алексеевна

  • Ценности гуманизма в духовной культуре России конца XVIII - начала XIX веков 2000 год, кандидат культурол. наук Крутиер, Юлия Борисовна

  • Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ 2007 год, доктор философских наук Кудишина, Анна Алексеевна

  • Этико-антропологические воззрения русских физиологов второй половины XIX века 2008 год, кандидат философских наук Миронов, Данила Андреевич

  • Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века 2006 год, доктор филологических наук Дашевская, Ольга Анатольевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм в европейской и русской культуре второй половины XIX века: на материале художественной литературы»

Актуальность исследования

Проблемы гуманизма привлекают растущее внимание не только специалистов, но общественных и культурных деятелей в разных странах. Это связано с тем общим интересом к проблеме человека, который характеризует все двадцатое столетие; с бурным развитием дисциплин, изучающих человека в его различных аспектах -философской антропологии, культурологии, социологии, психологии. В то же время многие авторы отмечают, что, наряду с углублением конкретных знаний, целостное представление о том, что такое человек, не только не сложилось, но, напротив, все более распадается на множество различных теорий и концепций. И если в теоретическом плане такое многообразие подходов можно считать оправданным, то в практическом отношении оно влечет за собой многие проблемы. С «размыванием» образа человека «размываются» и представления о его месте в мире, об отношении с природой, обществом, с другими людьми, о критериях оценки тех или иных поведенческих практик и социальных тенденций, образовательных и психотерапевтических методик и т.д., а в связи с этим все более неопределенным становится понимание гуманизма. И можно предположить, что дальнейшие исследования в этой сфере будут, одновременно с ростом многообразия взглядов, подходов, точек зрения, все же стремиться в пределе к выработке целостной системы представлений о человеке. Таким образом, актуальность выбранной темы представляется несомненной.

Интерес к данной проблеме вызван еще и тем, что в двадцатом веке стали яснее те различия, которые существуют между русским и западным типами гуманизма: между гуманизмом, имеющим в своей основе представления о единстве и реальности высших духовных ценностей (разработанные в религиозно-философских, философско-идеалистических направлениях), и светским, секуляризованным гуманизмом. Социальная практика последних веков дала множество примеров конкретного воплощения и развития идей как того, так и другого представлений о гуманизме, и, таким образом, сейчас исследователи имеют богатый эмпирический материал для верификации различных концепций. В частности, на наш взгляд, выявились те тупики секуляризованного гуманизма, о которых писали русские философы: утрата представления о реальности высших ценностей и идеалов привела не только к размыванию моральных норм, росту негативных социальных тенденций, но и к процессам распада личности, более того, к оправданию этих тенденций, например, в постмодернистской парадигме. Данная ситуация также требует специального осмысления.

В то же время можно отметить, что исследования проблемы гуманизма являются более плодотворными, когда опираются не только на материал социологии, психологии, культурологии или других научных дисциплин, но и на материал искусства и особенно художественной литературы, поскольку художественная литература имеет своей центральной темой именно человека и самым непосредственным образом влияет на развитие гуманитарного знания. Выдающиеся писатели в своих произведениях выступают в роли не только психологов и социологов, зачастую глубже проникающих в проблему, чем ученые, но и в роли мыслителей, нередко намного опережающих научную мысль и более того, дающих ей новые идеи. Не случайно философские и научные тексты, имеющие своей темой человека, постоянно отсылают читателя к литературным примерам. Поэтому проследить развитие идей гуманизма на материале художественной литературы представляется не только актуальным, но и закономерным.

Период развития художественной литературы, анализируемый в данной работе, практически единодушно отмечается критиками-литературоведами как наиболее целостный и завершенный, с одной стороны, и разнообразный по направлениям - с другой. Более того, именно во второй половине XIX века сформировались и отразились в литературно-художественных и литературно-критических произведениях те тенденции, которые стали главенствующими в следующем столетии. В это же время определились сходство и различие идейных и художественных подходов русской и западной литературы. Выбор для исследования конкретных стран и произведений из всего массива западной литературы обусловлен, во-первых, их наибольшей репрезентативностью, во-вторых, рамками работы.

Степень разработанности проблемы

Исследования в русле выбранной темы распадаются на два блока: с одной стороны, это философские и культурологические работы, посвященные проблемам человека и проблемам гуманизма как таковым, с другой стороны - литературно-критические труды, относящиеся к выбранному периоду. Поскольку само появление и утверждение термина «гуманизм» традиционно связывают с эпохой Возрождения, то диссертационное исследование опиралось на работы, написанные, начиная с этого периода.

К ним относятся, во-первых, труды самих мыслителей эпохи Возрождения, среди которых можно назвать Ш. де Бовеля, Дж. Боккаччо, JI. Бруни, П. Браццолини, JI. Валла, Дж. Манетти, Пико дела Мирандолу, Ф. Петрарку, М. Фичино, К. Салютати, Б. Фацио, позднее М. Монтеня, Н. Кузанского, и других. Дальнейшее развитие идей гуманизма происходит в Новом времени и эпохе Просвещения в творчестве таких авторов, как Ф.-М. Вольтер, А. К. Гельвеций, Т. Гоббс,

П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Старки и др. В XIX в. развивается социальная проблематика в работах Ф. Баадера, J1.

Фейербаха, МЛ. Бакунина, А. Бебеля, В.Г. Белинского, А.А. Богданова,

И. Вейдемейера, А.И. Герцена, И. Дицгена, Н.А. Добролюбова, Э. Каабе, К. Каутского, П.А. Кропоткина, Н.В. Станкевича, Н.Г. Чернышевского, а также К. Маркса, Ф. Энгельса и позднее В.И. Ленина. Одновременно философско-антропологические и культурологические исследования развивались в классической европейской философии в работах Г.Гегеля, И.-Г. Гердера, Г.Э. Лессинга, И.Канта и т.д.; в немецкой классической литературе в трудах И.В. Гете, Ф. Шиллера; историко-культурологический ракурс исследований отражен в работах А. Бастиана, Ф. Гребнера, Дж. Мак-Леннана, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Ф. Фробениуса, К. Леви-Стросса, отечественных авторов, таких, как С.С. Аверинцев и др. В XX столетии развивается аксиологическая и антропологическая проблематика в трудах множества авторов - А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Гелена, Э. Кассирера, Г. Марселя, X. Плесснера, М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера и др. Кроме этого, особую роль приобрели исследования, касающиеся проблем подавления личности через тотальную манипуляцию сознанием; вопросов взаимодействия человека и техники, моделей нового этапа общественного развития и т.д. Эти темы разрабатывались множеством авторов, таких, как Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Силеге, затем Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм; Г. М. Маклюэн, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Маркузе, К. Поппер, Ф. Фукуяма, Ж. Аттали и др.

И Собственно теме гуманизма, анализу этого понятия также посвящено множество работ. Ее поднимали многие из вышеназванных авторов, а в двадцатом веке она стала предметом специального исследования в работах П. Куртца, С. Ниринга, Л. Харрисона, М.

Циммермана, Т. Эрайзер, в России - JT.E. Балашова, JT.M. Баткина, Н.К. Батовой, И.М. Борзенко, Г.В. Гилишвили, М.И. Дробжева, Г. К. Косикова, А.А. Кудишиной, О.Ф. Кудрявцева, С.С. Слободенюка, Е.В.

Финогентовой, Ю.М. Михаленко, Т.М. Руяткиной, В. А. Кувакина и многих других. Можно резюмировать, что, таким образом, подавляющее большинство представителей гуманитарной мысли так или иначе внесли свой вклад в разработку проблемы гуманизма.

Анализ западной и русской литературы второй половины XIX века представлен как в статьях самих писателей, часто выступавших в роли литературных критиков, так и в трудах западных и российских литературоведов и искусствоведов XIX и XX вв. - М. Арнольда, Э. Ауэрбаха, JT. Батлера, Г. Брандеса, С.Т, Вильямса, Дж. Гиссинга, Дж. Рескина, И. Тэна, Э. Старки, Т.С. Элиота; Н.Н. Страхова, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева; А.А. Аникста, М. М. Бахтина, Н.В. Богословского, Л.Я. Гинзбург, Я.Э. Голосовкера, Ю.И. Данилина, А.С. Дмитриева, В.Д. Днепрова, Е.М. Евниной, Я.Н. Засурского, Д.В. Затонского, М.С. Кагана, В.В. Лашова, J1.M. Лотмана, В.Ф. Переверзева, А. Пузикова, Н.Я. Эйдельмана, Б.Я. Эйхенбаума и множества других. Таким образом, можно отметить очень большой объем работ, посвященных различным аспектам выбранной темы, но в то же время специального сравнительного анализа гуманизма в русской и в западной литературе не проводилось, что и обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования: основные тенденции развития художественной литературы России и западных стран второй половины I XIX века.

Предмет исследования: интерпретация гуманизма в русской и западной художественной литературе второй половины XIX века.

Цель исследования: провести сравнительный анализ воплощения западного и русского типа гуманизма в художественной литературе второй половины XIX века.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ развития понятия гуманизма в философско-культурологической мысли и определить его различные смыслы и интерпретации.

2. Систематизировать основные отличия между светским и религиозным гуманизмом; выявить проблемы, связанные с утверждением секуляризованного гуманизма.

3. Дать сравнительно-исторический обзор основных тенденций развития художественной литературы второй половины XIX века в США, европейских странах и в России; проследить связь основных литературных направлений с той или иной интерпретацией гуманизма.

4. Показать внутреннее единство различных направлений русской художественной литературы.

5. Обосновать особый, синтетический характер русского типа гуманизма на материале наиболее выдающихся произведений художественной литературы Росси второй половины XIX века.

Методологическая основа диссертационного исследования

В философско-культурологическом аспекте методологическую базу исследования составили принципы диалектической методологии (принцип всесторонности рассмотрения предмета, принцип единства исторического и логического, принцип развития, принцип единства и борьбы противоположностей), метод сравнительно-исторического анализа, элементы герменевтической методологии, а также общенаучные методы: индуктивный, дедуктивный и сравнительноисторический. При исследовании художественной литературы выбранного периода теоретически и методологически значимыми для # автора стали методы литературного анализа, используемые российскими и западными исследователями.

Научная новизна исследования

1. Выявлены основные аспекты развития гуманистической мысли: социально-политический, историко-культурологический, философско-антропологический, этико-социологический.

2. Выделены три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм; обоснован переход от второго к третьему типу гуманизма; раскрыто понятие и показан тупиковый характер превращенного светского гуманизма. щ

3. Показана взаимосвязь между идейно-художественным кризисом в западной литературе второй половины XIX в. и разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Проанализировано формирование основных литературных течений второй половины XIX века с позиции секуляризации классического светского гуманизма и трансформации его в превращенный светский гуманизм.

5. Выявлен синтетический тип гуманизма, свойственный русской культуре и выделены его основные черты: утверждение идеалов человека и общества; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте сострадания и жертвенности; психологизм,

У направленный на выявление и утверждение Человека в любой личности.

В проведенном исследовании получен ряд новых результатов, которые обобщены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В гуманистической мысли в процессе ее развития выделились несколько основных аспектов/проблем: социально-политический аспект как проблема реализации идеала личного и общественного бытия в реальных исторических условиях; историко-культурологический аспект: проблемы сущности культуры, критериев прогресса; философско-антропологический аспект: вопросы о потребностях, целях, ценностях личности; этико-социологический аспект: проблемы отношений личности и общества, природы морали и пр. Различные ответы на эти вопросы сформировали разные интерпретации гуманизма.

2. Одной из центральных проблем гуманистической мысли стала проблема идеала человека и общества. На этой основе можно выделить три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм. Первый основан на идее существования высшего духовного начала мироздания, определяющего личностный и общественный идеалы. В классическом светском гуманизме сохраняются данные идеалы, но их мировоззренческое обоснование теряет цельность и постепенно «размывается». Превращенный светский гуманизм характеризуется разрушением идеалов, оправданием «наличного» бытия и культом материальных потребностей, тенденцией к моральному релятивизму. На этом пути гуманистическая мысль фактически зашла в тупик, что на практике выразилось в росте социальных и психологических проблем.

3. Вторая половина XIX века, по мнению специалистов, отмечена социальным и идейным кризисом, что отразилось в развитии художественной литературы Европы и США. В произведениях ведущих западных писателей подверглись сомнению возможность справедливого устройства мира, способность человека отстоять свою свободу и независимость во враждебной среде, преобладание добра над злом в человеческой душе. Таким образом, кризис был связан с разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Поиск выхода из кризиса в западной художественной литературе выразился в двух основных тенденциях: отказ от идеалов, представлявшихся несбыточными, утверждение «естественного» человека и правомерности любых его желаний и страстей (течение натурализма); и осуществление своеобразного бегства от окружающей действительности (неоромантизм, уход в «чистое искусство», течение декаданса). Обе тенденции связаны с постепенным разрушением ценностного ядра, сохранявшегося в классическом светском гуманизме, с его дальнейшей секуляризацией и утверждением превращенного светского гуманизма.

5. В русской культуре религиозно-христианские идеи были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной культуры. Это породило особый синтетический тип гуманизма, сближавший ведущих российских мыслителей-атеистов с их оппонентами, стоящими на религиозно-идеалистической платформе, и в то же время заметно отличающийся от западноевропейского гуманизма.

6. Синтетический тип гуманизма, отразившийся в русской художественной литературе, характеризовался следующими основными чертами: утверждение реальности и действенности идеалов человека и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений; глубокий психологизм, направленный не на натуралистическое «анатомическое расчленение» человеческой души, а на выявление и утверждение Человека в любой, даже «падшей» личности, окрашенный любовью, пониманием, утверждением братского единства всех людей.

Апробация диссертационного исследования

Апробация научного материала и полученных выводов осуществлена при участии (в выступлениях) на:

Международных конференциях: «Формирование единого образовательного пространства в регионе Большого Алтая: проблемы и перспективы» (Рубцовск, 2005);

Всероссийских конференциях, симпозиумах и совещаниях: научно-практическая конференция «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе» (Барнаул, 2000); научном симпозиуме «Человек культуры» (Бийск, 2000); семинаре-совещании «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе госстандартов второго поколения» (Барнаул, 2002); научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2005);

Многих региональных, межрегиональных, городских и внутривузовских конференциях: региональная научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 20012004 гг.); межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая подготовка специалистов» (Москва, 2001); межрегиональная научно-практическая конференция «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» (Барнаул, 2002); городская научно-практическая конференция «Наука - городу и краю» (Рубцовск, 2003, 2004); внутривузовская научно-практическая конференция «Человек в контексте современной социокультурной ситуации» (Рубцовск, 2004, 2005).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Литературно-критические и философско-эстетические воззрения И. В. Киреевского 1830-х годов в контексте русского художественного сознания первой трети XIX века 2000 год, кандидат филологических наук Коптева, Элеонора Ивановна

  • Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий 2006 год, доктор философских наук Страхов, Александр Михайлович

  • Антропология русского народничества 2008 год, кандидат философских наук Резлер, Валентина Михайловна

  • Философские аспекты русской богословской мысли второй половины XVIII - начала XIX века 1999 год, доктор философских наук Есюков, Альберт Иванович

  • Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма 2001 год, доктор филологических наук Осанкина, Валентина Алексеевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шульгин, Николай Иванович

Заключение

Гуманизм является одним из самых популярных и часто употребляемых терминов. Он используется в самых различных дисциплинах - в философии, социологии, психологии, культурологии; а также в обыденном языке, в литературе, в средствах массовой информации. В то же время гуманизм - одно из наиболее произвольно трактуемых понятий. При этом разность трактовок, как совершенно справедливо отмечал в свое время М. Хайдеггер, связана прежде всего с общемировоззренческой платформой автора, который этот термин употребляет, а она, в свою очередь, - с той или иной культурой, менталитетом нации, с конкретной социальной средой. Поэтому даже сама систематизация значений и смыслов данного понятия, выявление истоков его различных трактовок актуальны с теоретической точки зрения.

Возможно, еще более актуальным является исследование гуманизма с позиции социально-практической, так как он является краеугольным понятием тех сфер общественной жизни, тенденций и процессов, которые напрямую касаются человека, - образования и воспитания, построения гражданского общества, утверждения и защиты прав человека; базовых основ большинства социальных реформ. При этом, как правило, инициаторы и авторы социальных программ и проектов не фиксируют тот факт, что в них зачастую встречаются прямые противоречия между заявленными «гуманистическими» целями и конкретными практиками и методами, которые сплошь и рядом оказываются противоречащими реальным интересам личности, то есть именно антигуманными. Таким образом, прояснение понятия гуманизма может способствовать более квалифицированному и детальному анализу данных программ, выработке обоснованных рекомендаций.

Исследование истории развития данного понятия, причин возникновения его различных смыслов требует привлечения теоретического и эмпирического материала из многих областей знания, прежде всего - философско-культурологической мысли. Но не менее важным и перспективным, на наш взгляд, является применение полученных результатов к анализу тех сфер, где гуманизм явился центральным понятием. К их числу, безусловно, относится художественная литература. Человек, его проблемы, его место в мире, взаимоотношения с другими людьми, с природой и обществом всегда были основной темой художественной литературы. И без преувеличения можно сказать, что в ее рамках развилась своеобразная литературная антропология, которая не только пересеклась с антропологией философской, но во многом существенно ее опередила, предоставив в ее распоряжение богатейший эмпирический материал, разработав множество частных и даже общих интересных идей, которые впоследствии были востребованы философами, культурологами, психологами, социологами и всеми, кто так или иначе сталкивается с проблемой человека.

При исследовании процессов и тенденций развития художественной литературы второй половины девятнадцатого столетия, как наиболее показательного и во многих отношениях определяющего периода, бросается в глаза тот факт, что отмечаемый литературоведами идейно-художественный кризис, охвативший большинство европейских стран и американскую литературу в указанный период, неразрывно связан с кризисом гуманизма как такового. Гуманизм этого времени представлял собой находящийся в процессе трансформации классический ренессансно-просветительский гуманизм, с его верой во всесилие человеческого разума, способность преобразовать мир на рациональных началах и в соответствии с принципами справедливости; с убеждением в торжестве принципов свободы, равенства и братства, с верой в линейный прогресс цивилизации. Реальная действительность отмеченного исторического периода практически развеяла эти иллюзии. Это привело к тому, что старые идеалы начали отбрасываться и гуманизм стал переходить в свою превращенную форму. Если раньше под человеком, которого утверждало гуманистическое мировоззрение, понимался человек-идеал, наделенный вполне конкретными качествами, к которому каждая личность должна стремиться, то теперь на сцену вышел человек «наличный», и «гуманность» начала видеться в том, чтобы оправдать всякое бытие, любые проявления личности, в том числе и те, которые ранее отвергались как недостойные человека. Иными словами, произошло отрицание уже не тех или иных конкретных идеалов, а идеала как такового. Эти тенденции, как известно, подкреплялись философией позитивизма, приобретшей в указанный период особую популярность и существенно повлиявшей на искусство второй половины девятнадцатого века. В нем господствовала безоценочность, хладнокровно-«научное» отношение к изображаемому, к злу и патологиям, к «подполью» человеческой души, которые в дальнейшем совершенно закономерно перешли в апологию этого подполья. Как уже было сказано, данные процессы имели и имеют серьезное социальное преломление, поэтому особенно важно проследить их истоки и корни, выявить причины, приведшие к подобной трансформации понятия гуманизма.

В то же время, как известно, в русской художественной литературе данные процессы протекали существенно иначе. Как уже было сказано, в ее становлении особую роль играло религиозно-христианское мировоззрение. Его взаимодействие со светской культурой, с бурно развивающейся социально-общественной мыслью, научным мировоззрением является одной из постоянно обсуждаемых тем. Но практически все авторы сходятся на том, что православно-христианские идеи в России были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной и отечественной культуры и породили особый тип мировоззрения, далекого и от церковно-догматического православия, и от популярного в Европе позитивизма. В итоге развитие философской мысли, искусства, культуры в целом в нашей стране протекало существенно иначе.

Это во многом объясняет феномен необычайной популярности русской художественной литературы на Западе, глубокий и непрекращающийся интерес к ней, который, начиная с конца девятнадцатого столетия, продолжался многие годы. И сейчас, как известно, целый ряд русских писателей не просто входят в золотой фонд мировой литературы, но занимают в ней ведущие места. Прежде всего это связано с истинно гуманистическим потенциалом русской литературы, с ее глубоким интересом к личности, принципиально отличающимся от позитивистски-научного, бесстрастного исследования, «скальпирования» человеческой души. В то же время она была далека и от оправдания «дна», противостояла нравственному релятивизму или индивидуалистическому замыканию в «башне из слоновой кости». Свою сверхзадачу русские писатели видели не в том, чтобы порицать «падших» но и не в том, чтобы их оправдывать, а в том, чтобы видеть «божью искру» в каждом человеке и способствовать его нравственному пробуждению.

Таким образом, в основе русского, синтетического типа гуманизма лежит именно утверждение идеалов личности и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к утверждению этих идеалов в жизни; убеждение в реальности и действенности высших ценностей; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений. Разумеется, это не означает, что в русской литературе не было тенденций, подобных западному декадансу или натурализму, но они были выявлены гораздо слабее и, главное, отражали те же самые кризисные явления, что породили данные тенденции на Западе.

Конечно, в рамках одного исследования не было возможности охватить весь спектр аспектов поднятой проблемы и различных подходов к ее решению. В то же время хочется надеяться, что работа внесет свой вклад в понимание важности анализа понятия гуманизма, его проявлений в культуре, искусстве и, в частности, в русской художественной литературе; заинтересует других специалистов, работающих над близкими проблемами.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

I. Введение

Гуманизм русской классической литературы

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова – при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.



Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

II. Русская литература конца XVIII – начала XIX веков

Державин Г.Р., Жуковский В.А. (Обзорное изучение)

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

Жизненный и творческий путь

Великий русский поэт родился в Москве, в старинной аристократической семье. Прадедом его по линии матери был «арап Петра Великого», пленный африканец Абрам (Ибрагим) Ганнибал. Пушкин всегда гордился своим происхождением и участием своих предков в исторических событиях.

В 1811 году по указу Александра I в Царском Селе под Петербургом был открыт Лицей – первое учебное для дворянских детей, куда был зачислен Пушкин.



Лицейские годы (1811 - 1817) станут для него началом серьезной литературной деятельности: впервые будут опубликованы ранние стихи Пушкина, он познакомится с ведущими писателями того времени (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский и др.), включится в литературную борьбу, став членом общества «Арзамас». «Дух лицейского братства» сохранит Пушкин на долгие годы, посвящая не одно стихотворение годовщине 19 октября (дата поступления в лицей) и поддерживая дружбу со многими лицеистами – поэтом А.А. Дельвигом, будущими декабристами В.К. Кюхельбекером, И.И. Пущиным. Секундантом роковой дуэли Пушкина будет бывший лицеист К.К. Данзас. Для лицейского периода поэта характерны жизнерадостные и беззаботные мотивы.

Петербургский период (1817 – 1820) в творчестве Пушкина знаменуется поворотом в сторону романтизма: отсюда бунтарское обращение к политическим темам в гражданской лирике. Ода «Вольность» (1817) призывает чуть ли не к народному восстанию и свидетельствует о крайнем презрении молодого поэта к царскому режиму.

Стихотворение «Деревня» (1819) построено на противопоставлении идиллических картин сельской природы и противоестественных крепостных порядков.

Послание «К Чаадаеву» (1818) заканчивается убедительным заверением, что вольность (падение самодержавия) обязательно придет:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В 1820 году Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», в которой также проявились романтические настроения молодого поэта.

Южная ссылка (1820 - 1824) – новый период в творчестве Пушкина. Поэт выслан из Петербурга за крамольные стихи, попавшие в руки правительства, сначала в Екатеринослав, откуда волею судеб совершает путешествие по Кавказу и Крыму с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н. Раевского, затем живет в Кишиневе, в Одессе. Цикл романтических «южных поэм» «Кавказский пленник» (1820 -21), «Братья-разбойники» (1821 -22), «Бахчисарайский фонтан» (1822 -23) посвящен изображению незаурядной личности (исключительного героя ) на лоне роскошной южной природы в обществе, где процветает «вольность» (исключительные обстоятельства ). Однако уже в поэме «Кавказский пленник» начинается, а в «Цыганах» (1824) завершается поворот к реализму, связанный с развенчиванием исключительности романтического героя.

Период очередной ссылки в родовое имение Михайловское (1824 – 1826) был для поэта временем сосредоточенной работы и раздумий о судьбах России и своего поколения, прогрессивные представители которого вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Реалистический подход к изображению истории стал определяющим для трагедии «Борис Годунов» (1825). Стихотворения михайловского периода представлены уже зрелым лирическим героем, не пылким юношей-вольнодумцем, а художником, испытывающим потребность вспомнить минувшее. Стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»), «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», написанные в этот период, проникнуты настроением грусти и одиночества.

Возвращенный в Москву в 1926 году новым царем Николаем I, Пушкин тяжело переживает арест, ссылку и казнь своих товарищей и сам попадает под негласную опеку царя и шефа жандармов Бенкендорфа. Образцом гражданской лирики зрелого Пушкина служат стихотворения «Во глубине сибирских руд» (1827) и «Анчар» (1828). В 1828 - 1829 гг работает над поэмой «Полтава». В 1829 году отправляется во второе путешествие на Кавказ – в Арзрум. В этом же году появляются шедевры его любовной лирики «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще быть может…»

Осенью 1830 года Пушкин, находящийся по личным делам в имении Болдино Нижегородской губернии, был вынужден задержаться с выездом в Москву. В Центральной России бушевала эпидемия холеры, и в связи с карантином были перекрыты все дороги.7 сентября – 6 ноября 1830 года стали в жизни Пушкина особым периодом, названным Болдинской осенью , - наивысшим подъемом его творческих сил. В короткий срок были написаны такие шедевры, как стихотворения «Бесы», «Элегия», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», драматический цикл «Маленькие трагедии».

Болдинской осенью был закончен и роман в стихах «Евгений Онегин» , начатый еще в Кишиневе в 1823 году, работа над которым шла более 7 лет и который публиковался по главам. Быт и нравы того времени выписаны с такой достоверностью и тщательностью, что В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни» , и произведение по праву считается первым русским реалистическим романом XIX века.

В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный всадник». В этом же году с целью собрать материал для «Истории Пугачева», поэт едет в оренбургскую губернию. Параллельно пишет исторический роман «Капитанская дочка» (1836).

В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала»Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, гвардейского офицера, пустого и циничного человека. Роковой поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке, в пригороде Петербурга. Смертельно раненный пулей Дантеса Пушкин в больших мучениях скончался в петербургской квартире на Мойке. Похоронен в Святогорском монастыре близ Михайловского.

По стечению обстоятельств стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», написанное за полгода до трагической гибели, стало творческим завещанием поэта, подводящим итоги его жизни. Он писал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Жизненный и творческий путь

Предок русского дворянского рода Лермонтовых шотландец Лермонт, поступивший в 17 веке на службу к московскому царю, происходил от легендарного зачинателя шотландской литературы Томаса Рифмача (XIII век). Будущий русский поэт родился в Москве, в семье офицера, мелкого помещика, после смерти жены в 1817 году оставившего единственного сына на попечение строгой, но заботливой бабушки Е.А. Арсеньевой. Разлуке с отцом Лермонтов посвятит стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» (1831).

Детство Лермонтова проходило в имении бабушки – селе Тарханы Пензенской губернии, а также в Москве. Слабого здоровьем мальчика часто вывозили на Кавказ, красота которого воспевалась им еще в ранних стихах.

В 1828 году Лермонтов поступает в Московский благородный пансион, в 1830 – 1832 годах он учится на нравственно-политическом отделении Московского университета, из которого его отчисляют за вольномыслие. В 1832 году вместе с бабушкой он переезжает в Петербург и поступает в Школу юнкеров, а в 1834 произведен в чин корнета лейб-гвардии Гусарского полка.

Уже в юношеских стихотворениях («Парус » (1832)) Лермонтова проявился основной мотив его творчества – одиночество , связанный как с особенностями личности самого поэта, так и с романтической традицией и ее культом героя-одиночки, отвергнутого обществом, - бунтаря и свободолюбца.

Юный поэт, находясь под влиянием Байрона и Пушкина, стремится избавиться от этого влияния, осознать свой собственный путь. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) поэт подчеркивает свою «русскую душу», но тем не менее еще остаются сильны байронические мотивы.

Первым, напечатанным с ведома поэта, стихотворением было «Бородино» (1837), в котором впервые проявился лермонтовский реализм.

В 1837 году Лермонтов, находясь в Петербурге, получил известие о гибели Пушкина и немедленно откликнулся гневным стихотворением «Смерть поэта» - первым в истории литературы, в котором во всей полноте осознается значение великого русского поэта. Признавая опасность этого стихотворения, распространяющегося в списках, Николай I распорядился арестовать Лермонтова и сослать на Кавказ. В 1838 году с согласия царя на настоятельные прошения Е.А. Арсеньевой поэта вернули из ссылки.

Раздумьям о судьбе своего поколения, обреченного на бездействие и бесславие, посвящено стихотворение «Дума» (1838):

Печально я гляжу на наше поколенье:

Его грядущее иль пусто, иль темно…

Горькие раздумья поэта об одиночестве в обществе «светской черни» наполняют его стихи «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно, и некому руку подать…» (1840).

Но не все так мрачно в художественном мире Лермонтова: поэт порой умеет находить гармонию с миром. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную», 1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Выхожу один я на дорогу» (1841) подводят итоги лирических мечтаний поэта о гармонии с природой. Родная природа для Лермонтова – это наиболее близкий образ родины, которую поэт любит «странною любовью» не за ее государственное и историческое величие, а за «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее, подобные морям»…Такое отношение к России было новым и необычным для русской лирики XIXвека.

Реалистическая драма в стихах «Маскарад» (1835 -1836) стала вершиной драматургии Лермонтова. Вершиной творчества поэта в крупной поэтической форме стали поэмы «Демон» (1839) и «Мцыри» (1839), а итоговым прозаическим произведением – роман «Герой нашего времени» (1837 –1840). Это первый русский реалистический роман в прозе. Образ Печорина раскрывается Лермонтовым через призму сложной композиции романа, состоящего из пяти новелл, истории которых рассказывают три героя-повествователя: автор и Максим Максимыч («Бэла» ), автор («Максим Максимыч» ), «Журнал Печорина » («Предисловие» ), Печорин («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Столь необычная композиция передает сложность и противоречивость характера Печорина, а повествование от нескольких лиц помогает оценить его поступки с разных сторон. Открытие Лермонтова-романиста заключается также в глубоком проникновении во внутренний мир Печорина, поэтому «Герой нашего времени» - это и первый русский психологический роман.

Трагической оказалась судьба самого Лермонтова. В 1840 году за дуэль с сыном французского посла он был вновь сослан на Кавказ. Здесь Лермонтов участвует в боевых действиях, а в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск. Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт с бывшим приятелем Лермонтова. Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске, а в 1842 году по настоянию бабушки Е.А. Арсеньевой перезахоронено в могильном склепе в Тарханах.

Жизненный и творческий путь

Полную свою фамилию Гоголь-Яновский, доставшуюся от родителей, мелкопоместных украинских дворян, Гоголь сократил до первой части. Родился писатель в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство его прошло в имении отца Васильевка–Яновщина. Учится Гоголь сначала в Полтавском училище, в 1821 – 1828 годах – в Гимназии высших наук в г. Нежине.

Первую свою поэму «Ганс Кюхельгартен» Гоголь издает в Петербурге в 1829 году, куда переезжает после окончания Нежинской гимназии, а после ее провала скупает на последние деньги все экземпляры и сжигает их. Так, уже с первых шагов в литературе у Гоголя появляется страсть сжигать собственные произведения. В 1831 и 1832 годах выходят две части сборника повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь. Или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка, «Заколдованное место»). Юмористические повести «Вечеров» содержат богатый украинский фольклор, благодаря которому созданы комические и романтико-фантастические образы и ситуации. Публикация сборника сразу принесла Гоголю славу комического писателя.

В 1835 году Гоголь получает место адъюнкт-профессора в Петербургском университете и читает лекции по истории средних веков. Новые сборники повестей «Миргород» (1835) («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески» (1835) («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет») свидетельствуют о повороте писателя к реализму, но реализму особому – фантастическому.

Новаторской была и драматургия Гоголя: комедии «Ревизор» (1835) и «Женитьба» (1841) обогатили новым содержанием русский театр. «Ревизор» написан на сюжет забавной истории, рассказанной Гоголю Пушкиным, о том, как провинциальные чиновники приняли за ревизора Хлестакова, «пустейшего человека». Комедия имела огромный успех у публики и породила огромное количество отзывов – от самых ругательских до самых восторженных.

Фантастическая повесть «Нос» (1836), а затем повесть «Шинель» (1842) завершают «Петербургские повести» Гоголя. В «Шинели» писатель продолжил начатую Пушкиным тему «маленького человека ».

Еще в 1835 году по легенде, распространенной самим Гоголем, Пушкин «подарил» ему сюжет главного произведения всей его жизни – поэмы (в прозе) «Мертвые души». В 1836 году Гоголь уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Париж и до 1848 года проживал в Риме, где и начал свою бессмертную поэму. Сюжетная основа гоголевской поэмы проста: авантюрист Чичиков, путешествуя по России, намеревается скупить у помещиков умерших крестьян, числившихся живыми на бумаге, – в «ревизских сказках», а затем заложить их в Опекунский совет, получив за это деньги. Герой предполагает изъездить всю Россию, что и требовалось автору для создания всеохватывающей картины русской жизни. В результате возникает удивительная картина гоголевской России. Это не только «мертвые души» помещиков и чиновников, но и «живые души» крестьян как воплощение русского национального характера. Авторское отношение к народу, к родине выражается в многочисленных авторских отступлениях . С особой любовью и размахом в них Гоголь пишет о России и ее будущем, создавая величественные образы дороги и мчащейся по ней «птицы-тройки».

В планах автора было воскресить «мертвую душу» Чичикова, сделать его идеальным русским помещиком, крепким хозяйственником. Образы подобных помещиков намечены в сохранившихся черновых вариантах II тома «Мертвых душ».

К концу жизни Гоголь испытывает глубокий духовный кризис, связанный с тем, что он не находит в себе силы быть истинным религиозным писателем (целиком проблемам духовной жизни посвящена скандально известная и недооцененная современниками книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)), так как нравственное воскрешение героев «Мертвых душ» - задача религиозная, связанная с христианской традицией.

Перед смертью Гоголь сжигает вариант второго тома своей поэмы. Это была обычная практика: неудавшиеся, по его мнению, тексты он уничтожал, чтобы переписать заново. Однако на этот раз - не успел. Гоголь умер в Москве, был похоронен в Свято-Даниловом монастыре, а в 1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

V. Литература второй половины XIX века

Журнал «Современник».

Журнал был основан Пушкиным в 1836 году. После его смерти в 1837 году редактором журнала стал друг Пушкина профессор Петербургского университета Плетнев.

В 1847 году журнал в аренду взяли Н.А. Некрасов и И.И. Панаев. Они сумели сгруппировать вокруг журнала все лучшие литературные силы того времени. Критический отдел вел Белинский, печатали свои произведения Герцен, Тургенев, Григорович, Толстой, Фет и др.

В период революционного подъема в редакцию «Современника» вошли Чернышевский и Добролюбов. Они превратили журнал в орудие борьбы за свержение самодержавия. В то же время среди сотрудников журнала наметились непримиримые противоречия между писателями-демократами и писателями-либералами. В 1860 году в редакции произошел раскол. Поводом послужила статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день», посвященная роману Тургенева «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, был не согласен с революционной трактовкой своего романа и после того, как статья была напечатана, в знак протеста ушел из редакции журнала. Вместе с ним покинули журнал и другие либеральные писатели: Толстой, Гончаров, Фет и др.

Однако после их ухода Некрасов, Чернышевский и Добролюбов сумели сплотить вокруг «Современника» талантливую молодежь и превратили журнал в революционную трибуну эпохи. В результате в 1862 году издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев, а в 1866 году он был закрыт окончательно. Традиции «Современника» продолжил журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884), который издавался под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Жизненный и творческий путь

Родился А.Н. Островский 31 марта 1823 года в Москве в семье чиновника – разночинца. Семья Островских жила в то время в Замоскворечье, в той части Москвы, где издавна селились купцы. Впоследствии они станут героями его произведений, за что и назовут Островского Колумбом Замоскворечья.

В 1840 году Островский поступает на юридический факультет Московского Университета, но профессия юриста не привлекает его, и в 1843 году он оставляет университет. Отец лишает его материальной поддержки, и А.Н. поступает на службу в «совестный суд». В «совестном суде» разбирали дела «по совести» между родственниками. Через два года, в 1845 году, он переводится переписчиком бумаг в коммерческий суд. В 1847 году выходит его первая пьеса «Свои люди - сочтемся» («Банкрот»).

С начала 1850-х годов пьесы Островского ставятся с успехом петербургским Александринским и московским Малым театрами. С Малым театром будет связана почти вся драматургия русского классика.

С середины 50-х годов писатель сотрудничает в журнале «Современник». В 1856 году он вместе с научной экспедицией совершает путешествие по верховьям Волги, изучает быт приволжских городов. Результатом этой поездки стала пьеса «Гроза», напечатанная в 1859 году. После «Грозы» жизнь писателя текла ровно, он много работает над своими произведениями.

В 1886 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров, начальником театрального училища. Он мечтает о реформе театра, однако мечтам писателя не суждено было сбыться. Весной 1886 года он тяжело заболевает и уезжает в имение Щелыково в Костромской губернии, где 2 июня 1886 года умирает.

Островский – автор более 47 оригинальных пьес. Среди них: «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «Не все коту масленица», «Горячее сердце», «Снегурочка» и др.

Пьеса «Гроза»

Быт и нравы города Калинова

Действие драмы А.Н. Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, один из местных жителей.

Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми.

В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного царства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу.

Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

Кабаниха – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей все кажется, что дети стали выходить из-под влияния родителей. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, предельно невежественна. Арена ее деятельности – семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи носит ханжеский, лицемерный характер. Все ее действия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха – жестокий и бессердечный человек.

Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее и вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь самодурство Дикого основано прежде всего на безнаказанности, и потому он пасует перед сильной личностью. Его невозможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игнатьевне это легко удается.

Именно Дикие и Кабанихи создают в городе атмосферу «жестоких нравов», в которой задыхаются свежие, молодые силы. Бросается с обрыва в Волгу Катерина, убегает из дома с Кудряшом Варвара, не выдержав деспотизма матери, Тихон потерял всякую способность жить и мыслить самостоятельно. Нет в этой атмосфере места добру и любви.

Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в предреформенной России, горячим призывом к свободе.

Жизненный и творческий путь

Родился Гончаров в Симбирске, в семье богатых купцов, начальное образование получил дома, затем в частном дворянском пансионе. В 1822 году был отправлен в Московское коммерческое училище, где проучился 8 лет, о которых вспоминает с горечью. В 1831 –1834 годах Гончаров учится на словесном отделении Московского университета и попадает совсем в иной круг студенческой молодежи – будущей дворянской и разночинской интеллигенции. После окончания университета, прослужив несколько месяцев секретарем симбирского губернатора, он переезжает в Петербург и сближается с литературными кругами, удивляя всех довольно слабыми стихами и пробуя себя в жанрах очерка и повести.

В 1847 году в журнале «Современник» выходит его первый роман «Обыкновенная история», который, по словам Белинского, нанес «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму». В 1852 – 1855 годах Гончаров в качестве секретаря совершает кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», впечатления от экспедиции воплотились в книге очерков, которая так и называлась «Фрегат Паллада» (1855 -1857). По возвращении в Петербург писатель служит в департаменте министерства финансов, затем в цензурном комитете, пока не выходит в отставку в 1860 году.

В 1859 году опубликован второй роман Гончарова, работа над которым длилась около десяти лет, - «Обломов». Главное художественное открытие – образ главного героя Ильи Ильича Обломова, русского барина «лет тридцати двух-трех от роду», проводящего свою жизнь, лежа на диване в петербургской квартире. В романе важен не столько сюжет, сколько изображение главного героя, взаимоотношение его с другими героями (Штольц, Ольга, Захар, Агафья Матвеевна).

Важную роль в художественном отношении играет в романе вставная глава «Сон Обломова», написанная значительно раньше других (1849). В ней изображен не просто особый, а до крайности консервативный мир родового имения Обломовки. В реальности Обломовка – это земной рай, где все, даже крестьяне и дворовые, живут счастливо и размеренно, ни о чем не печалясь, рай, который покинул Обломов, повзрослев и оказавшись в Петербурге. Теперь, вне Обломовки, он пытается воссоздать прежний рай в новых условиях, так же отгораживаясь от реального мира несколькими слоями перегородок – халатом, диваном, квартирой, создавая то же замкнутое пространство. Верный традициям Обломовки, герой предпочитает лениться, бездействовать, погружаясь в безмятежный сон, который вынужден иногда прерывать крепостной слуга Захар, «страстно преданный барину», и при этом большой лжец и грубиян. Ничто не может нарушить обломовского затворничества. Пожалуй, лишь одному Андрею Штольцу, другу детства Обломова, удается на относительно продолжительное время «разбудить» друга. Штольц – во всем противоположность Обломова. На этой антитезе и строится весь роман. Штольц – энергичный, деятельный, целеустремленный. Благодаря ему Обломов выходит в свет, занимается запущенными делами имения и даже влюбляется в знакомую Штольца – Ольгу Ильинскую. Любовь к Ольге, по замыслу Штольца, должна была окончательно «пробудить» Обломова, но этого не произошло. Наоборот, Обломов не только вернулся в прежнее свое состояние, но и усугубил его, женившись на доброй и заботливой вдовушке – Агафье Матвеевне Пшеницыной. Которая, создав для него все условия тихого обывательского быта, возродила любимую Обломовку и привела его к гибели.

Роман «Обломов» был встречен публикой восторженно: в нем оценили, прежде всего, подробный анализ социального явления, описанного Гончаровым, - обломовщины – как состояния духовного и интеллектуального застоя, берущего начало в русском барстве и крепостных порядках.

После «Обломова» писатель возвращается на государственную службу: с 1862 года редактирует газету министерства внутренних дел «Северная почта», затем входит в Совет по делам печати, снова назначается на должность цензора и с большими перерывами пишет свой последний, третий, роман – «Обрыв» (1849 -1869).

В последние десятилетия жизни Гончаров пишет воспоминания, очерки и критические статьи, в том числе ставший классическим разбор комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова «Мильон терзаний» (1872).

Поэты «чистого искусства»

Жизненный и творческий путь

«Романсы его (Фета) распевает чуть ли не вся Россия»,-писал в 1863 году композитор Щедрин. Чайковский называл его не просто поэтом, а поэтом-музыкантом. И, действительно, бесспорным достоинством большинства стихотворений А.Фета является их певучесть и музыкальность.

Отец Фета, богатый и родовитый орловский помещик Афанасий Шеншин, возвращаясь из Германии, тайно увез оттуда в Россию жену дармштадского чиновника Шарлотту Фёт. Вскоре Шарлотта родила сына – будущего поэта, который тоже получил имя Афанасий. Однако официальное бракосочетание Шеншина с Шарлоттой, перешедшей в православие под именем Елизавета, совершилось уже после рождения сына. Через много лет церковные власти раскрыли «незаконность» рождения Афанасия Афанасьевича, и, уже будучи 15-летним юношей, он стал считаться не сыном Шеншина, а проживающим в России сыном дармштадского чиновника Фёта. Мальчик был потрясен. Не говоря о прочем, он лишался всех прав и привилегий, связанных с дворянством и законным наследованием. Юноша решил во что бы то ни стало добиться всего того, что судьба так жестоко у него отняла. И в 1873 году просьба о признании его сыном Шеншина была удовлетворена, однако цена, которую он заплатил за достижение своей цели, за то, чтобы исправить «несчастье своего рождения», была слишком велика:

Многолетняя (с 1845 г. по 1858 г.) военная служба в глухой провинции;

Отказ от любви прекрасной, но бедной девушки.

Он приобрел все, чего желал. Но это не смягчило ударов судьбы, вследствие которых «идеальный мир», как писал Фет, «был разрушен давно».

Первые стихи свои поэт опубликовал в 1842 году под фамилией Фет (без точек над ё), ставшей его постоянным литературным псевдонимом. В 1850 г. он сблизился с «Современником» Некрасова, и в 1850 и 1856 годах вышли первые сборники – «Стихотворения А. Фета». В 1860 – 1870-е годы Фет оставляет поэзию, отдавшись хозяйственным делам в усадьбе Степановка Орловской губернии, рядом с владениями Шеншиных, и в течение одиннадцати лет занимал должность мирового судьи. В 1880-е годы поэт вернулся к литературному творчеству и издал сборники «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891).

Фет – наиболее значительный представитель плеяды поэтов «чистого искусства », в творчестве которых нет места для гражданственности.

Фет постоянно подчеркивал, что искусство не должно быть связано с жизнью, что поэту не следует вмешиваться в дела «бедного мира».

Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, - это лирические миниатюры, назначение которых передать не столько мысли и чувство, сколько «летучее» настроение поэта.

В пейзажной лирике Фета до совершенства доведено проникновение в малейшие изменения состояния природы. Так, стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» состоит исключительно из назывных предложений. За счет того, что в предложении нет ни одного глагола, создается эффект точно схваченного сиюминутного впечатления.

Стихотворение

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней

можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Так же, как и у Пушкина, в фетовском стихотворении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:

И много лет прошло томительных и скучных…

В финале выражается сила истинной любви, которая поднимает поэта над временем и смертью:

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую » - о поэзии. Для Фета искусство – это одна из форм выражения прекрасного. Именно поэт, считает А.А. Фет, способен выразить то, «перед чем язык немеет».

Жизненный и творческий путь

Тютчев - «о дин из величайших лириков, существовавших на земле».

















1 из 16

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

"Золотой век" русской литературы 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.

№ слайда 4

Описание слайда:

Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и др.

№ слайда 5

Описание слайда:

Развитие прозы Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

№ слайда 6

Описание слайда:

Наследие Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

№ слайда 7

Описание слайда:

Становление реалистической литературыС середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

№ слайда 8

Описание слайда:

ПоэзияРазвитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

До безумной гордости волнует не

только обилие талантов, рожденных Россией в

XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

М.Горький


Начало 19 века

РОМАНТИЧЕСКОЕ

движение


Проблема культурного самоопределения России

Проблема развития русской культуры и русской общественности


Романтизм

Французская

буржуазная революция

1789 года


внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.

Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя , который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.


Отталкивание от мира реального порождает в произведениях романтиков качественно нового героя

  • противопоставлен и враждебен обществу, «толпе»
  • внебытовой
  • беспокойный
  • одинокий
  • трагический

Главный мотив романтизма –

мотив бегства



Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В.А.Жуковского.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.


Философская лирика Ф.И.Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Ранняя поэзия А.С.Пушкина

также развивалась в рамках романтизма.


В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма .

Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью .

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни – это ее особенность и характерная черта.

Одним из открытий писателей-реалистов (Гончаров, Некрасов, Тургенев, Достоевский) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (цикл рассказов «Записки охотника" И. С. Тургенева).

Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.


60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев (1818-1883)

и Достоевский (1821-1881).


Н.А.Некрасова Более всего занимала тема народа, его исканий и надежд.

Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого (1828–1910). Писателя всегда волновали судьба народа и Родины.



Романтизм

1. Черты литературного направления

Реализм

  • Романтический герой – герой-мечтатель, герой-созерцатель, живущий в ирреальном мире.

Герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека».

1. Герой реализма – типический характер.

2. Изображаются исключительные обстоятельства

2. Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс.

4. Сюжет не фиксирован

3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма

4. Сюжет фиксирован

5. Отказ от обыденного

5. Приятие обыденного

6. Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов.

2. Представители

6. Стремление к «правде жизни».

7. Субъективное восприятие и изображение действительности

7. Объективное изображение действительности

Дж. Байрон, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов,А.С. Пушкин

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь


Определите направление произведения. Докажите вашу мысль.

Карточка №1

Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещрённые цветами,

Красны холмы вижу нам…

Ах! зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.

О предел очарованья!

Как прелестна там весна!

Как от юных роз дыханья

Там душа оживлена!

Полечу туда… напрасно!

Нет путей к сим берегам;

Предо мной поток ужасной

Грозно мчится по скалам.

Лодку вижу… где ж вожатый?

Едем!.. будь, что суждено…

Паруса её крылаты,

И весло оживлено.

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес;

Нам лишь чудо путь укажет

В сей волшебный край чудес.

В.А. Жуковский


Карточка №2

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья,

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги.

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

К.Ф. Рылеев

Карточка №3

Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.

А.С. Пушкин

«Станционный смотритель»


  • Знать материал лекции
  • Найти материал о западниках и славянофилах в русской критике. Написать сообщение или составить презентацию.
  • Опережающее задание:

Подготовить презентации по темам:

1) «Могучая кучка»

2) Художники-передвижники

Loading...Loading...